О. М. Алексеева
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИРОВОГО РЫНКА ВИНОГРАДАРСТВА И ВИНОДЕЛИЯ
В статье рассматривается состояние мирового рынка виноградарства и виноделия, соотношение производства и потребления вин в европейских странах и странах Нового Света, а также выявляются перспективные направления внешней торговли винами.
Ключевые слова: площади виноградников, производство вина, потребление вина на душу населения, перепроизводство.
В настоящее время виноградарством занимаются в 75 странах мира. По данным Международной организации виноградарства и виноделия, общая площадь виноградников мира составляет около 8,0 млн. га.
После устойчивого роста в 1970-х гг. и достижения отметки свыше 10 млн. га в 1980-х гг. площадь мировых виноградников стала уменьшаться. Связано это с мерами по сокращению площади, принятыми в Евросоюзе и в бывшем СССР. Так, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения», а также указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» привели к массовой вырубке виноградников. Тенденция к уменьшению площади мировых виноградников продолжалась до 1998 г., когда была достигнута самая низкая отметка в 7676 тыс. га1. Затем последовал короткий, но быстрый рост, который в 2000-х гг. стабилизировался. На это повлияли три фактора: законодательные меры, принятые с 1996 г. в Евросоюзе для финансирования выкорчевки виноградников; резкое замедление в 2000-х гг. темпов посадок виноградников в Южном полушарии и в США; все еще продолжающийся, но заметно замедлившийся рост площади виноградников в Китае.
Изменения в площадях виноградников сказались на объемах производства вина в мире. После высоких значений, достигнутых в 1980-х гг., в период между 1986 и 1990 гг. был отмечен резкий спад мирового производства - с 333,6 млн. гл до 304,2 млн. гл, что составило около 9%. В последующие пять лет спад продолжился и достиг уровня
1 Кауфман М. А. Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок. - М. : Изд-во МСХА, 2003. - С. 11.
2 1 гл (гектолитр) - 100 л.
263,1 млн. гл (-13,5%). С 1995 г. начался подъем, который продолжался до 2006 г., несмотря на ряд неблагоприятных природных условий. Сейчас мировое производство вина (266,1 млн. гл1 в 2007 г.) сравнимо со значениями 2003 и 2001 гг. и может быть охарактеризовано как умеренно низкое. Одновременно начиная с 1980-х гг. мировое потребление вина снижалось быстрыми темпами вплоть до середины 1990-х гг. Так же как и в производстве, этот период был обозначен всеобщим мировым спадом. Позже ситуация изменилась коренным образом: мировое потребление вина постепенно начало увеличиваться. В 2003 г. этот показатель составил 235,9 млн. гл, или 103,2% от уровня 2002 г.
Тенденция к незначительному повышению уровня потребления в последующие годы будет скрывать сложившуюся диспропорцию между различными группами стран, а именно: стран, где высокий уровень потребления вина хоть и связан с многолетней традицией, но в настоящее время находится в застое и снижается; стран, где потребление не имеет исторических корней, например, в США и Великобритании; стран с быстрым ростом потребления, среди которых особенно выделяют Россию и Китай, где невысокий уровень потребления вина в сочетании с большой численностью населения дают хорошие возможности для роста.
Потребление вина в ЕС в настоящее время зависит от двух факторов: антиалкогольных кампаний, проводимых в некоторых ведущих странах, в первую очередь в Италии и Франции, и общего экономического кризиса. Что касается первого фактора, то в нынешней борьбе с алкоголизмом трудно или почти невозможно заниматься рекламой вина в Европейском союзе. Виноделы, особенно во Франции, расценивают эту политику как новый шаг в направлении запрета продажи спиртных напитков.
Экономический спад, начавшийся во второй половине 2008 г., все в большей степени влияет на потребление вина. В ближайшем будущем прогнозируется еще больший спад внутреннего потребления. В последние месяцы многие семьи сократили расходы на продукты и напитки, не относящиеся к первой необходимости. Из-за существующей разницы в ценах на вина можно ожидать корректировку потребительских предпочтений в отношении вин нижнего ценового сегмента. Основное потребление вина на душу населения приходится на винопроизводящие и активно винопотребляющие страны, такие, как Франция (55,4 л), Португалия (46,7 л), Италия (46,5 л), Испания (31,8 л), Аргентина (28,3 л),
1 State of Vitiviniculture World Report. - 2008. - March. - P. 3.
2 Оганесянц Л. А., Панасюк А. Л. Статистические данные по мировому производству винограда и вина // Виноделие и виноградарство. - 2005. - № 6. - С. 12-13.
Греция (32,2 л) и Чили (16,2 л). Сюда же можно отнести Грузию (5,6 л), Румынию (11,0 л) и Молдавию (2,4 л)1.
Вместе с тем некоторые страны, которые традиционно являются крупными производителями и потребителями вина, стабилизировали свое среднедушевое потребление вина, а иногда показывают и увеличение. К таким странам относится Германия, которая вышла на средний уровень потребления вина на человека (около 24 л в год). В Швейцарии и Австрии (потребление соответственно 39,3 и 29,3 л в 2005 г.) наблюдается тенденция к незначительному снижению среднедушевого потребления вина, чем в основных винодельческих странах первой группы. Следует исключить из этой группы Россию и Украину, где в течение пяти лет потребление вина неуклонно повышалось (до 7,3 и 4,1 л соответственно2) по сравнению с 2000 г.
Оценив разницу между производством и потреблением вина за ряд лет, можно сделать вывод, что вина производится больше, чем потребляется, и излишек в среднем составляет 42,1 млн. гл в год. По итогам 2004 г. соотнесение показателей производства и потребления вина в мире позволило выявить значительную разницу между ними. Излишек производства составил 62,6 млн. гл. В 2005 г. этот показатель уменьшился до 44,6 млн. гл , что почти на 29% меньше, чем в предыдущем году, однако по-прежнему вина производится больше, чем необходимо для промышленного использования в коммерческих целях. Часть используется для производства коньяков, вермутов и уксуса, а остальная -в качестве топлива и дезинфицирующих жидкостей. Заметна циклическая тенденция увеличения излишков производства виноградного вина, в первую очередь она повышает показатели рынка производства столовых вин без географической привязки к винодельческим регионам.
Тем не менее объем мировой торговли вином (сумма экспорта по всем странам) в 2003 г. составил 72,95 млн. гл (+8,5% по сравнению с 2002 г.). Развитие мировой внешней торговли вином не останавливается, а динамично развивается. В 2005 г. этот показатель составил 79,7 млн. гл (+3,8% 2004 г.). В 2007 г. он достиг 91,3 млн. гл (+8,4% 2006 г.). Мировой импорт вина в 2003 г. составил 69,5 млн. гл (+7% 2002 г.). По оценкам материалов О.1.У., в 2005 г. он вырос до 77,2 млн. гл, в 2007 г. достиг 81,1 млн. гл (+3,8 % 2006 г.). Следует отметить, что в условиях глобализации растет степень интернационализации мирового винного рынка. Если в 1986-1990 гг. мировая тор-
1 World Vitivinicultural Economic Data. - 2008. - October; EU-27. Wine Annual Report. - 2009.
2 Situational Report for World Vitivinicultural Sector in 2005. - 2007; World Vitivinicultural Economic Data. - 2008. - October; EU-27. Wine Annual Report. - 2009.
3 Situational Report for World Vitivinicultural Sector in 2005. - 2007. - Р. 15.
говля составляла всего лишь 18,1% от общего потребления, то в 2007 г. эта цифра увеличилась до 40%.
В 2005 г. страны ЕС-25 экспортировали в общей сумме 53,1 млн. гл вина, из которых 39,49 млн. гл (+1,1% 2004 г.) - внутренняя торговля между странами-участниками, или 49,5% от общемирового оборота (50,8% в 2004 г.). По существу, внутренняя торговля между участниками ЕС-25 начала постепенно снижаться после того, как среднее значение за 2001-2005 гг. было зафиксировано на уровне 52,6%. Объем мировой торговли в 2005 г. без учета торговли внутри ЕС-25 можно определить следующим образом: 79,74 - 39,49 = 40,25 млн. гл. Для сравнения: в 2004 г. она составляла 37,78 млн. гл, в 2003 г. - 34,04 млн. гл, 2002 - 31,16 млн. гл, в 2001 г. - 28,28 млн. гл вина1. Подобный расчет отражает динамику роста как производства, так и доли на мировом рынке вина стран - производителей Нового Света.
Важно отметить, что частично рост внешней торговли связан с реимпортом, в частности, с развитием трансконтинентальной торговли. При этом может возникнуть ситуация, что определенная страна-экспортер предпочтет осуществить доставку продукции наливом через соседнюю страну. Разлитое в бутылки вино или оформленные заказы могут возвратиться в транзитную страну как к конечному потребителю. Международная торговля факт подобного реимпорта определяет на уровне 38% от мирового потребления.
В поисках перспективных рынков для экспорта вин можно выделить такие страны, как Китай и Россия. В настоящее время Китай находится на шестом месте в мире по объему производства вина и по площади, занимаемой виноградниками. Однако достаточного опыта для того, чтобы заниматься виноделием, у страны нет.
Что касается текущего импорта в Китай, то можно судить о расширении поставок и увеличении потребления вина и об основных странах-поставщиках, среди которых лидируют Франция, Чили, Испания и Австралия. Снижение пошлин на бутилируемое вино также стимулирует прирост импортируемого вина.
Объемы экспорта из США в Китай увеличились в 3 раза за последние пять лет, составив в 2008 г. 50 тыс. гл. Тем не менее, учитывая поздний выход на китайский рынок, виноделам США до сих пор не удалось завоевать значительную долю рынка, подобную той, которая принадлежит их европейским конкурентам или Австралии и Чили, которые занялись виноделием значительно позже США.
1 Рассчитано по: Situational Report for World Vitivinicultural Sector in 2005. - 2007. - Р. 25, 44, 45; State of Vitiviniculture World Report. - 2008. - March. - Р. 4.
Таким образом, США остаются на четвертом месте по объемам экспорта на китайский рынок, следуя за Чили, странами ЕС и Австралией.
В настоящее время Китай в основном потребляет вина собственного производства. Однако так же, как и иностранные вина перестали быть редкостью в Китае, так и китайские вина стали все чаще встречаться в магазинах разных стран мира. Из-за низких доходов населения местные вина среднего ценового сегмента от 3 до 8 долларов за литр до сих пор доминируют на рынке Китая. Импортные вина считаются более полезными для здоровья и подразумевают определенный социальный статус и культовую утонченность. Они также считаются модной альтернативой традиционным китайским рисовым винам.
Россия является вторым по величине импортером вина из ЕС (по объему), несмотря на то, что поставки в Россию заметно сократились в 2008 г. (-22%). Это в основном недорогие болгарские и испанские вина.
В 2007 г. значительно возросла доля поставок из Италии (на 65% от объема в 2006 г.), а объемы импорта из Франции незначительно сократились, хотя в стоимостном выражении наблюдается рост. Почти в два раза, как в ценовом выражении, так и в натуральном, увеличились поставки из Аргентины. В 2007 г. они составляли 1020,1 тыс. гл1. Можно сделать вывод о том, что российский рынок, так же как и китайский, перспективен для ведущих мировых производителей вина.
Список литературы
1. Ролло Д., Литвак В. Глобализация винного рынка // Виноград и вино России. - 2001. - № 1.
2. Analysis of Global Wine Imports and Wine Imports in Selected Countries. - СаНйгша : Wine Export Program, 2007.
3. World Markets and Trade: Wine // US Department of Agriculture. -2008. - May.
1 Чумак А. Обзор российского рынка вина: теоремы, которые нужно доказывать каждый день // Вино. Mass-market. Россия-2008. - М. : ИД «Маркт-Медиа», 2008.