Научная статья на тему 'К вопросу о развитии винного туризма в мире на современном этапе'

К вопросу о развитии винного туризма в мире на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
877
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИННЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВИНОГРАДАРСТВА И ВИНОДЕЛИЯ / ВИННЫЕ РЕГИОНЫ / ВИННЫЕ ТУРЫ / WINE TOURISM / TOURISM INDUSTRY / INTERNATIONAL ORGANIZATION OF VITICULTURE AND WINEMAKING / WINE REGIONS / WINE TOURS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Халапурдина В. В.

В статье изучено развитие винного туризма в мире на современном этапе. Исследована динамика производства вина, выявлены крупнейшие производители вина в мире. Определено, что страны с традиционно высоким уровнем виноделия оказывают значительное внимание развитию винного туризма, который является не только важным элементом туристских аттракций, но и существенным фактором стабилизации местного экономического развития, сохранения трудового и производственного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF WINE TOURISM IN THE WORLD AT THE PRESENT STAGE

The article studies the development of wine tourism in the world at the present stage. One of the promising directions of development of the market of tourist services is wine tourism. The area where the vine grows and wine is produced, as a rule, picturesque and climatically comfortable for a person, and the opportunity to taste the wine, touch the secrets of his birth and maturation, buy a rare wine at the price of the manufacturer a worthy reason to travel in ancient times, and for modern man. Wine tourism is a thematic type of tourism, which is associated with familiarization with the history, technology and culture of wine consumption in a particular region and its tasting directly from the manufacturer. The problems of viticulture and winemaking at the world level are dealt with by the international organization of grapes and wine, which unites 46 countries on five continents, which produce 85% of the world's wine and cognac production. World wine production in 2017 decreased by 8.2 % compared to 2016, due to adverse weather conditions in the key wine-making countries of Europe. In 2017, the largest wine producer in the world was Italy, followed by France, Spain, USA, Argentina, Australia, China, etc. In the wine industry is often used the concept of the Old and New World. The Old World includes all of Europe and other Mediterranean basin countries: the middle East and North Africa. The last two areas in the sense of wine production is not even close to compete with Europe, so talking about the wines of the Old World, mean Europe. The wines of the Old World include products of Russia and other former Soviet republics Ukraine, Georgia, Armenia, Moldova. Тhe Main regions of wine tourism of the Old World are: France, Italy, Spain, Portugal, Hungary, Russia, Georgia. World leaders in the production of wine of the highest quality are Italy and France. In today's world, increasing interest in the wines of the New World, the regions of their production are: USA, Chile, Argentina, Australia, New Zealand, China, Vietnam, India and others. Winemaking originated in these regions a few centuries ago. Comparing the regions of the Old and New World, it can be concluded that the essential characteristics that distinguish winemaking and wine tourism of these two main regions are: traditions, varietal composition, taste, attitude to the environment and marketing.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии винного туризма в мире на современном этапе»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 4 (70). № 3. 2018 г. С. 80-85.

УДК 338.48-6:641/642

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ВИННОГО ТУРИЗМА В МИРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Халапурдина В. В.

«Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», г. Луганск

E-mail: [email protected]

В статье изучено развитие винного туризма в мире на современном этапе. Исследована динамика производства вина, выявлены крупнейшие производители вина в мире. Определено, что страны с традиционно высоким уровнем виноделия оказывают значительное внимание развитию винного туризма, который является не только важным элементом туристских аттракций, но и существенным фактором стабилизации местного экономического развития, сохранения трудового и производственного потенциала.

Ключевые слова: винный туризм, туристская индустрия, Международная организация виноградарства и виноделия, винные регионы, винные туры.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из перспективных направлений развития рынка туристских услуг является винный туризм - тематический вид туризма, который связан с ознакомлением с историей, технологией и культурой производства потребление вин в определенном регионе и их дегустацией непосредственно у производителя. Винодельческая отрасль как сегмент пищевой промышленности и туризм как отрасль индустрии услуг в разных сферах экономической деятельности, отличаются по технологии, организации и управленческим механизмам экономической деятельности, отраслевому нормативному регулированию. Виноделие в значительной степени зависит от сырьевой базы, специализирующейся на выпуске однородной стандартизированной продукции.

Туризм, как и индустрия гостеприимства, характеризуется, прежде всего, необходимостью комплексного взаимодействия субъектов различных сфер деятельности и дифференцированной ценовой политикой. Через широкий диапазон экономических, технических, культурных, социальных, профессиональных и маркетинговых факторов эти две отрасли экономики сочетаются в винном туризме с взаимной пользой и значительными выгодами для потребителей, регионов и стран.

Теоретическую основу исследования составили работы ученых Басюк Д. И., Бабич И. М., Билько Н. В., Домарецкого В. А., Загоруйка В. А. (освещены вопросы истории и технологии производства виноградных вин, их пищевой и терапевтической ценности); Божук Т. И., Комарницкого И. И., Масловой Е. С., Прокопчук Л. А., Пергат А. С., Шпараги Т. И., Шольц-Куликова Е. П., (рассматриваются отдельные аспекты организации винных и гастрономических путешествий). Однако, обзор источников свидетельствует о том, что на фоне достаточного количества исследований данного вида туризма, публикаций, касающихся развития винного туризма в мире на современном этапе выявлено не было, чем и обусловлен выбор темы исследования.

80

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Целью данной статьи является изучение развития винного туризма в мире на современном этапе.

Проблемами виноградарства и виноделия на мировом уровне занимается Международная организация виноградарства и виноделия (МОВВ), созданная в 2001 году на базе Международного бюро винограда и вина, которая начало работу с 1928 года. Сейчас МОВВ объединяет 46 стран на пяти континентах, которые производят 85 % мирового объема винно-коньячной продукции [1].

Мировое производство вина в 2017 году составило 246,7 млн. гектолитров (1 гектолитр эквивалентен 133 стандартным винным бутылкам), что на 8,2 % меньше, чем в 2016 году. До этого подобные объемы фиксировались в 1963 г., когда объем производства вина в мире составил 251,4 гектолитра [2](Рис. 1).

Показатели мирового производства вина в период с 2000 по 2017 годы

млн. гектолитров 320 310

2*0

230 ^ # # / # # ^ ^ ^ ** ^ ^ &

Рис. 1. Динамика производства вина в мире.

Как отмечают в МОВВ, основными причинами падения производства вина являются неблагоприятные погодные условия в ключевых винодельческих странах Европы, таких как Испания, Италия и Франция. Весной виноградники пострадали от заморозков, летом - от жары. В Калифорнии большой ущерб виноделам нанесли пожары [2].

В 2017 году самым крупнейшим производителем вина в мире стала Италия с объемом производства в 39,3 млн. гл., далее идут Франция - 36,7 млн. гл., Испания -33,8 млн. гл., США - 23,3 млн. гл., Австралия - 13,9 млн. гл. Остальные страны имеют следующие показатели: Аргентина (8.1 млн. гл.), Китай (11,7 млн. гл.), ЮАР (10,8 млн. гл.), Чили (9.5 млн. гл.), Германия (8.1 млн. гл.), Португалия (6.6 млн. гл.), Российская Федерация (5,6 млн. гл.), Румыния (5.3 млн. гл.), Венгрия (2.9 млн. гл.), Австрия (2.4 млн. гл.) [2; 3] (Рис 2).

81

Рис. 2. Основные страны производители вина в мире в 2017 году.

Страны с традиционно высоким уровнем виноделия оказывают значительное внимание развитию винного туризма, который является не только важным элементом туристских аттракций, но и существенным фактором стабилизации местного экономического развития, сохранения трудового и производственного потенциала.

Согласно сообщениям мировых информационных агентств, популярность винного туризма растет. На сегодня доходность этого бизнеса в Европе составляет около 2,5 млрд. евро в год, в Калифорнии - 1,5 млрд. долл. США. Только в Италии насчитывается примерно пять миллионов активных винных туристов. Эксперты считают, что винный туризм использует только 20 % потенциала и может легко удвоить обороты в ближайшем будущем [4].

В винной индустрии часто используется понятие Старого и Нового Света. К Старому Свету относится вся Европа и другие страны бассейна Средиземного моря: Ближний Восток и Северная Африка. Два последних района в смысле производства вина пока даже близко не могут конкурировать со «старушкой Европой», поэтому говоря о винах Старого Света, конечно же, в первую очередь подразумевают Европу. К винам Старого Света относится продукция России и других бывших республик СССР - Украины, Грузии, Армении, Молдавии и т. д. [5].

Основными регионами винного туризма Старого Света, являются: Франция, Италия, Испания, Португалия, Венгрия, Россия, Грузия. Мировыми лидерами по производству вина наивысшего качества являются Италия и Франция. Термин «вина Нового Света» преимущественно относится к продукции стран Африки, Австралии, Южной и Северной Америк: в эту категорию входят Аргентина, Чили, Новая Зеландия, ЮАР, США и Канада.

82

Основным различием Старого и Нового Света, является система регулирования виноделия, не имея таких древних винодельческих традиций, как Европа, США и Австралия - больше полагаются на науку, нежели на географию. Страны Нового Света, учатся экспериментировать с теми сортами, которые они имеют. Вина, они в основном производят из одного сорта винограда, не купажируя (смешивая) их, поэтому вкусовые характеристики отличаются существенно. Однако в странах Нового Света развитие винного туризма, находится на достаточно высоком уровне. Так, например, США принимают на своих винодельческих предприятиях не меньше туристов, чем Франция или Италия.

На мировом уровне развитием винного туризма занимается международный проект «Great Wine Capitals». По исследованиям этой организации, среди преимуществ, которые дает винный туризм отдельному винодельческому предприятию и обществу в целом, на первом месте - позитивный имидж (68,9 % респондентов), дополнительные поступления (61,9 %), укрепление позиций торговой марки (53,8 %), стимулирование других видов туризма (52,8 %). Наиболее популярными услугами в винном туризме считают потребительские винные дегустации (83,1 %), экскурсии на винодельни (74,9 %), посещение эногастрономических обедов и ресторанов (39,9 %), проживание в специализированных заведениях размещения (28,7 %), а также развлечения, спорт, посещение культурных достопримечательностей (20,8 %), посещение выставок (17,1 %), музеев (10,1 %), винное SPA (3,6 %); 73,8 % опрошенных указали на увеличение продаж винно-коньячной продукции за последние пять лет благодаря винному туризму, а также рост объемов экспорта продукции. При этом до 20 % поступлений обеспечивают собственно туристские услуги. Если оценивать доходы отдельного предприятия от услуг винного туризма, то в среднем они составляют: Бордо - 96292 долл. США; Мейнц - 50156 долл. США; Флоренция - 73078 долл. США; Порто - 38605 долл. США; Бильбао-Риоха - 82500 долл. США; Кейптаун -70433 долл. США [6].

Специалисты отмечают, что организация винного туризма является положительным моментом деятельности в период экономического кризиса, требует значительных инвестиций и быстро окупается в кратко - и среднесрочной перспективе.

Перспективными регионами для винного туризма являются Венгрия, Германия, Словакия, Шотландия, Капский винный регион ЮАР, Грузия, Молдова, Чили, Аргентина, Китай и др., где существует развитая сеть винных путей, музеев, предприятий винодельческой отрасли.

Оригинальными являются туры в Израиль, где туристы могут ознакомиться с технологией изготовления и культурой потребления кошерных вин. Много стран предлагают специализированные туры, связанные с традицией изготовления и потребления оригинальных местных напитков: текилы (Мексика), виски (Шотландия), чачи (Грузия), сакэ (Япония), грога и эля (Великобритания), пива (Германия, Чехия).

83

ВЫВОДЫ

Таким образом, нами было изучено развитие винного туризма на современном этапе. На сегодня популярность винного туризма в мире растет, он использует только 20 % потенциала и может легко удвоить обороты в ближайшем будущем. В 2017 году крупнейшим производителем вина в мире стала Италия, далее идут Франция, Испания, США, Австралия, Аргентина, Китай и др. Сравнивая регионы Старого и Нового Света, можно сделать вывод, что неотъемлемыми характеристиками, отличающими виноделие и винный туризм этих двух основных регионов, являются: традиции, сортовой состав, вкус, отношение к окружающей среде и маркетинг.

Список литературы

1. Международная организация виноградарства и виноделия [Электронный ресурс]. URL: http://мимо.com.ua/info/153-oiv-international-organisation-of-vine-and-wine / (10 августа 2018).

2. Производство вина в мире упало до минимума за 50 лет [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/92864 (24 июля 2018).

3. Мировое производство вина в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.oiv.int/en/oiv-life/2017-world-wine-production-estimated-at-2467-mhla-fall-of-82-compared-with-2017 (3 августа 2018).

4. Басюк Д.И. Теоретико-методологические основы управления развитием винного туризма на Украине: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. К.: Национ. унив-т пищевых технологий, 2015. 42 с.

5. «Старый и Новый Свет»: что вкладывают в эти понятия, говоря о винной индустрии? Портал Виноделия и Виноградарства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vinmoldova.md/index.php?id=2811 (18 августа 2018).

6. Виноделие, виноградарство, алкоголь и табак, напитки. Портал отраслевых ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://eurowine.com.ua/node/10613 (25 августа 2018).

ON THE DEVELOPMENT OF WINE TOURISM IN THE WORLD AT THE

PRESENT STAGE Khalapurdina V. V.

«Luhansk National University named after Taras Shevchenko», Luhansk E-mail: [email protected]

The article studies the development of wine tourism in the world at the present stage. One of the promising directions of development of the market of tourist services is wine tourism. The area where the vine grows and wine is produced, as a rule, picturesque and climatically comfortable for a person, and the opportunity to taste the wine, touch the secrets of his birth and maturation, buy a rare wine at the price of the manufacturer - a worthy reason to travel in ancient times, and for modern man.

Wine tourism is a thematic type of tourism, which is associated with familiarization with the history, technology and culture of wine consumption in a particular region and its tasting directly from the manufacturer.

84

The problems of viticulture and winemaking at the world level are dealt with by the international organization of grapes and wine, which unites 46 countries on five continents, which produce 85% of the world's wine and cognac production. World wine production in 2017 decreased by 8.2 % compared to 2016, due to adverse weather conditions in the key wine-making countries of Europe. In 2017, the largest wine producer in the world was Italy, followed by France, Spain, USA, Argentina, Australia, China, etc.

In the wine industry is often used the concept of the Old and New World. The Old World includes all of Europe and other Mediterranean basin countries: the middle East and North Africa. The last two areas in the sense of wine production is not even close to compete with Europe, so talking about the wines of the Old World, mean Europe. The wines of the Old World include products of Russia and other former Soviet republics - Ukraine, Georgia, Armenia, Moldova. 'Fhe Main regions of wine tourism of the Old World are: France, Italy, Spain, Portugal, Hungary, Russia, Georgia. World leaders in the production of wine of the highest quality are Italy and France.

In today's world, increasing interest in the wines of the New World, the regions of their production are: USA, Chile, Argentina, Australia, New Zealand, China, Vietnam, India and others. Winemaking originated in these regions a few centuries ago. Comparing the regions of the Old and New World, it can be concluded that the essential characteristics that distinguish winemaking and wine tourism of these two main regions are: traditions, varietal composition, taste, attitude to the environment and marketing. Keywords: wine tourism, tourism industry, International organization of viticulture and winemaking, wine regions, wine tours.

References

1. Mezhdunarodnaja organizacija vinogradarstva i vinodelija (The International organization of viticulture and winemaking) [Electronic resourse]. URL: http://мнмо.com.ua/info/153-oiv-international-organisation-of-vine-and-wine/ (reference date: 10.08.2018) (in Russian).

2. Proizvodstvo vina v mire upalo do minimuma za 50 let (Wine production in the world fell to a minimum of 50 years) [Electronic resourse]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/92864 (reference date: 24.07.2018) (in Russian).

3. Mirovoe proizvodstvo vina v 2017 godu (World wine production in 2017) [Electronic resourse]. URL: http://www.oiv.int/en/oiv-life/2017-world-wine-production-estimated-at-2467-mhla-fall-of-82-compared-with-2017 (reference date: 3.08.2018) (in Russian).

4. Basjuk D.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy upravlenija razvitiem vinnogo turizma na Ukraine (Theoretical and methodological bases of management of wine tourism development in Ukraine): doctoral thesis. Kiev: National University of food technology, 2015, 19 p. (in Russian).

5. «Ctaryj i Novyj Svet»: chto vkladyvajut v jeti ponjatija, govorja o vinnoj industrii? Portal Vinodelija i Vinogradarstva («Old and New World»: what do they put into these concepts, talking about the wine industry? The portal of Winemaking and Viticulture) [Electronic resourse]. URL: http://www.vinmoldova.md/index.php?id=2811 (reference date: 18.08.2018) (in Russian).

6. Vinodelie, vinogradarstvo, alkogol' i tabak, napitki. Portal otraslevyh resursov (Winemaking, viticulture, alcohol and tobacco, drinks. Industry resource portal) [Electronic resourse]. URL: http://eurowine.com.ua/node/10613 (reference date: 25.08.2018) (in Russian).

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.