Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ В МЕХАНИЗМЕ ФИСКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ В МЕХАНИЗМЕ ФИСКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ФИСКАЛЬНЫЕ ВЗИМАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / ФИСКАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ИСТОЧНИКИ ПОПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА / BUDGET MANAGEMENT / FISCAL POLICY / FISCAL CONCEPT / FISCAL LEVIES / ECONOMIC WELFARE / BALANCE OF INTERESTS / FISCAL CONTROL / SOURCES OF BUDGET REPLENISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Алексей Павлович, Караев Расул Шарабудинович, Хасханов Анзор Адланович

В статье рассматриваются механизмы реализации фискальной политики России и проблемные аспекты в области практического администрирования бюджетными ресурсами. Анализируются формы управления публичными бюджетными ресурсами, механизмы фискальных взиманий и особенности контрольных мероприятий. Предметом исследования является нормативно-правовая база, регулирующая процессы администрирования публичных бюджетных средств. Данное направление исследовалось: H.S. Scott,S.W. Mayson,L.K. Frank, F.Y. Ohemeng. Целью исследования является выработка эффективного механизма администрирования бюджетными ресурсами соответствующего единой налоговой концепции регулирования фискальных взиманий. При исследовании особенностей публично-правового регулирования бюджетных ресурсов в механизме фискального администрирования и контроля, применялись следующие методы: формальный правовой метод, методы интерпретации права (функциональный, логический), правовой анализ и прогноз. Выводы и значение: установлено, что существующие проблемы в сфере управления бюджетными ресурсами, определяют потребность разработки и закрепления на федеральном уровне критериев единой концепции их администрирования в механизме фискальной деятельности государства. Использование выработанных теоретических рекомендаций позволит сократить бюджетные расходы в области управления общественными финансами, а также даст возможность трансформировать отдельные фискальные взимания из статуса «скрытых» в статус государственной пошлины, что в полной мере будет способствовать установлению единой технической политики в сфере регулирования бюджетных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов Алексей Павлович, Караев Расул Шарабудинович, Хасханов Анзор Адланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT FEATURES OF PUBLIC LEGAL REGULATION OF BUDGETARY RESOURCES IN THE MECHANISM OF FISCAL ACTIVITY OF THE STATE

The article gives a detailed analysis of Russian fiscal policy mechanisms and issues in the field of budget resources administration. The authors have analysed the forms of public budget management, mechanisms of fiscal levies and the feature of control actions. Object of research is the regulatory framework connected with budget management. This direction was explored by H.S. Scott, S.W. Mayson, L.K. Frank, F.Y. Ohemeng. Research objective is to determine the effective mechanism of budget management within the uniform tax concept of fiscal actions. The research of features of budget managment in the mechanism of fiscal administration and control has based on the following methods: formal legal method, methods of law interpretation (functional, logical), legal analysis and forecast. Conclusion: it is established that the existing issues in the field of budget management define the need of development and fixing at the federal level the criteria of the uniform concept of their administration in the mechanism of fiscal activity of the state. Using of the developed by authors theoretical recommendations will allow to cut down budget expenses in the field budget management and also will give the chance to transform separate fiscal actions from the status "hidden" to the status of the "state fee" . These actions will fully promote the establishment of uniform technical policy in the field of budget management.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ В МЕХАНИЗМЕ ФИСКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ В МЕХАНИЗМЕ ФИСКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Попов А. П., Караев Р. Ш., Хасханов А. А.

9. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

9.1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ В МЕХАНИЗМЕ ФИСКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Попов Алексей Павлович, доктор юридических наук, профессор, доцент

Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, филиал в г. Пятигорске

p.aleksey777@mail.ru

Караев Расул Шарабудинович, кандидат юридических наук, доцент. РИНЦ AuthorID: 678271, ResearcherID: G-4027-2015, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5620-5839

Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, филиал в г. Пятигорске

karaev73@mail.ru

©Хасханов Анзор Адланович

Место учебы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, филиал в г. Пятигорске

a.hashanov@nostroy.ru

Аннотация: в статье рассматриваются механизмы реализации фискальной политики России и проблемные аспекты в области практического администрирования бюджетными ресурсами. Анализируются формы управления публичными бюджетными ресурсами, механизмы фискальных взиманий и особенности контрольных мероприятий. Предметом исследования является нормативно-правовая база, регулирующая процессы администрирования публичных бюджетных средств. Данное направление исследовалось: H.S. Scott,S.W. Mayson,L.K. Frank, F.Y. Ohemeng. Целью исследования является выработка эффективного механизма администрирования бюджетными ресурсами соответствующего единой налоговой концепции регулирования фискальных взиманий.

При исследовании особенностей публично-правового регулирования бюджетных ресурсов в механизме фискального администрирования и контроля, применялись следующие методы: формальный правовой метод, методы интерпретации права (функциональный, логический), правовой анализ и прогноз.

Выводы и значение: установлено, что существующие проблемы в сфере управления бюджетными ресурсами, определяют потребность разработки и закрепления на федеральном уровне критериев единой концепции их администрирования в механизме фискальной деятельности государства. Использование выработанных теоретических рекомендаций позволит сократить бюджетные расходы в области управления общественными финансами, а также даст возможность трансформировать отдельные фискальные взимания из статуса «скрытых» в статус государственной пошлины, что в полной мере будет способствовать установлению единой технической политики в сфере регулирования бюджетных ресурсов. Ключевые слова: управление бюджетными ресурсами, фискальная политика, налоговая концепция, фискальные взимания, экономическое благосостояние, баланс интересов, фискальный контроль, источники пополнения бюджета.

Исследование отдельных проблем в современных условиях реформирования бюджетного сектора экономики России предопределило необходимость принципиального изменения методов регулирования бюджетных ресурсов в механизме фискальной деятельности государства. В этой связи следует обратиться к особенностям фискальной политики государства, от правильной реализации которой зависит судьба любого гражданина и страны в целом.

Правительство осуществляя фискальную политику в рамках управления бюджетных ресурсов базируется на принципе трансформации частной денежной массы в публичный доход государства и сбалансированности интересов субъектов финансового правоотношения. Любое отклонение от обозначенных критериев негативно влияет на экономическое развитие страны. Признание государством бюджета в качестве фундаментальной ценности и попытки адаптации западных моделей, не учитывающих особенностей развития российской эко-

номики, чаше всего приводит к искажению основ публичной финансовой деятельности, т.е. к пренебрежению предусмотренных Конституцией РФ социальных гарантии населения.

На сегодняшний день государство в целях установления устойчивого экономического развития применяет различные варианты администрирования бюджетных ресурсов, одним из которых считается фискальная политика страны. Правильно продуманная фискальная политика дает возможность сократить финансовые циклы и тем самым содействует стабильному экономическому подъему.

Фискальная политика осуществляется посредством налогообложения, принимая во внимание важнейшие макроэкономические функции государственного бюджета такие как: формирование материальной базы для решение социальных вопросов населения, управление рыночными процессами, обеспечение роста благосостояния граждан и др. Правительство путем взвешенного, рационального изменения величины рас-

ISSN 2541-8025

Том XV 5-2019

Проблемы экономики и юридической практики

ходов и доходов, стабилизирует циклы экономического колебания, и тем самым способствует увеличению экономического благосостояния населения страны.

Следующим шагом правительства для укрепления макроэкономического равновесия являются государственные программы по снижению уровня безработицы. Перечисленное с точки зрения ряда авторов способствует замедлению инфляции в целом и стабилизации общего уровня цен в частности [Бусоедов, Гребенюк. 2016: 256-258]. Таким образом авторы делают вывод о том, что цели фискальной политики имеют логическую взаимосвязь, последовательно реализуемую при регулировании доходов и расходов государства.

Проведя соответствующее аналитическое исследование действующего законодательства, Е.Л. Васинав свою очередь выделяет четыре формы управления бюджетным ресурсами (установление фискальных взиманий, фискальное администрирование, фискальный контроль и санкции за нарушения в данной сфере) [Васянина. 2008: 269-270]. К тому же, она относит к особым формам управления налоговую амнистию в области реструктуризации фискальной бюджетной задолженности. Разделяя точку зрения автора, считаем, что основная задача реализации рассматриваемых форм бюджетного администрирования выражается в пополнении доходной базы государственной казны для осуществления финансовых обязательств государства.

Важно отметить, что в современных условиях для разработки эффективного механизма управления бюджетных ресурсов нужно взять за основу, закрепленную в НК РФ модель администрирования и взыскания фискальных взиманий, поскольку все его положения базируются исключительно на конституционных предписаниях о законности установления фискальных взиманий. Разработка и внедрение данного механизма гарантирует эффективную защиту как частных субъектов, в области реализации платежных обязательств, так и публично-правовых образований в сфере привлечения и управления публичными доходами.

По большому счету, не обращая внимания на проблемные аспекты в области практического применения налогового законодательства, налоговое право содержит весьма совершенную модель администрирования фискальных взиманий. Данная модель безусловно может быть взята за основу при разработке правил регулирования бюджетных ресурсов в механизме фискальной деятельности государства.

С теоретической и практической точек зрения интересным является механизм фискальных взиманий, который согласно закрепленным в НК РФ положениям может реализоваться путем воздействия ряда его правовых норм на определенные правоотношения, не урегулированные нормами фискального права. В частности, такие отношения могут складываться при осуществлении налогового контроля в сфере установления цены сделки участниками гражданско-правового оборота. Однако, при этом может возникнуть необходимость корректировки налоговой базы, которая, как правило, повлияет на правильность (полноту) исчисления соответствующих платежей в бюджет, что в свою очередь может спровоцировать применение налоговыми органами штрафных санкций или взысканий недоимки.

Другой особенностью фискального администрирования выступает многостадийность контрольных мероприятий по установлению объекта налога обложения. Указанная контрольная деятельность в практическом аспекте значительно шире опре-

деления представленного в НК РФ, поскольку имеет такие составляющие как: контрольные мероприятия по установлению правильности исчисления и своевременность исполнения обязательств по уплате налогов налогоплательщиками, а также контроль за налоговыми органами в сфере исполнения действующего налогового законодательства. Несовершенство механизмов фискального администрирования позволяют уклоняться налогоплательщикам от уплаты налогов или их минимизировать.

Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей сферу фискального администрирования и контроля позволил выделить два основных режима (общий и особый) применяемые в данной области. Применение общей системы налогообложения предусматривает уплату общеустановленных платежей. Использование особого режима может производится лишь в отношении НДС. Особенности данного режима выражаются в наделении налоговых органов специальными полномочиями, которые не могут реализовываться при осуществлении данными органами контрольных полномочий относительно иных налогов. К примеру, в действующем законодательстве при камеральной налоговой проверке значительно расширена номенклатура, которую проверяющие имеют возможность истребовать. Кроме того, при камеральной налоговой проверке уполномоченные лица могут осматривать используемые для извлечения прибыли плательщиком НДС территории и помещения, что искажает природу камеральных и выездных налоговых проверок, т.е. нарушает определенным образом принцип единообразия их осуществления.

На сегодняшний день приоритетным направлением является совершенствование законодательной базы, регулирующей сферу администрирования публичных бюджетных ресурсов, где на первый план выдвигается идея выработки единообразной практики установления налоговых, таможенных и иных фискальных платежей [Васянина. 2015: 100-105]. В этой связи Президентом РФ В.В. Путиным были изданы соответствующие указы [1] в обозначенном направлении. Но тем не менее принятые указы не могут обеспечить должным образом развитие единой концепции в анализируемой сфере. Данная ситуация объясняется тем, что параметры определения оптимального объема финансовых ресурсов, подлежащих фискальным взиманиям, до сих пор продолжают оставаться не исследованными [9]. К тому же действующая концепция не учла вопросы, связанные с взиманием штрафов и отдельных фискальных взиманий [2], которые являются существенным источником пополнения бюджета.

Помимо прочего в анализируемом механизме государственные услуги по взиманию фискальных платежей кроме государственных учреждений [3] выполняют коммерческие организации, так называемые «посредники»,не являющиеся органами исполнительной власти. В частности, по глубокому убеждению, ряда авторов взимание платы частным юридическим лицом в рамках функционирования системы «Пла-тон»не вписывается в существующие конструкции финансового обязательства [Родин. 2015: 20].В этой связи, Е.Л. Вася-нина в своем исследовании предлагает унифицировать механизм взимания фискальных платежей, по установленному НК РФ принципу администрирования и контроля, для минимизации расходов по их взиманию.

Сложившаяся ситуация на сегодняшней стадии правового регулирования сопряжена с тем, что публичные функции подменяют обязанности органов исполнительной власти, что приво-

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ В МЕХАНИЗМЕ ФИСКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Попов А. П., Караев Р. Ш., Хасханов А. А.

дит к размыванию границ полномочий властных субъектов [Караев, Арутюнян, Полякова. 2016: 30-33].

Таким образом подводя итоги анализа правовой доктрины существующих проблем в сфере управления бюджетными ресурсами, материалами судебной практики и действующего в данной сфере законодательства, можно предложить следующую авторскую концепцию.

В первую очередь органам законодательной власти следует разработать и закрепить на федеральном уровне критерии оптимального определения объема фискальной нагрузки на субъекты гражданского оборота. Установление уровня оптимальности фискальной нагрузки не должно умалять сферу социально-экономического развития страны, поскольку только пропорциональное соблюдение государственного и частного интереса будет способствовать росту социальной стабильности в государстве.

Во вторую, в целях исключения возможности передачи полномочий в области администрирования бюджетных ресурсов коммерческими организациями, выработав для этого единую концепцию, ориентированную на модель фискального администрирования и контроля, составленного на базе НК РФ.

И наконец в третью очередь, требуется срочно исключить из действующего механизма администрирования фискальных взиманий те публичные учреждения, которые оказывают услуги органам исполнительной власти и находятся в их ведении. Данные полномочия следует передать государственным органам исполнительной власти, ведающими указанными учреждениями.

В итоге отметим, что реализация предложенных рекомендаций позволит сократить бюджетные расходы в области управления общественных финансов, а также даст возможность трансформировать отдельные фискальные взимания из статуса «скрытых» в статус государственной пошлины, что в полной мере будет способствовать установлению единой технической политики в сфере регулирования бюджетных ресурсов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,15%.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // СЗ РФ. 2016, N 6, ст. 831.

2. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 (ред. от 02.08.2019) «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» // СЗ РФ. 2013, N 25, ст. 3165.

3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 352 (ред. от 25.06.2019) «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по

атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственный услуг, и определении размера платыы за их оказание» // СЗ РФ. 2011, N 20, ст. 2829.

4. Бусоедов И.А., Гребенюк Т.А. Фискальная политика государства // Молодой ученый. 2016. №26. С. 256-258. URL https://moluch.ru/archive/130/36018/ (дата обращения: 24.08.2019).

5. Васянина Е.Л. Государственные доходы требуют единого регулирования // Бизнес, менеджмент и право. 2015. № 2. С. 100-105.

6. Васянина Е.Л. Система фискальны« сборов по законодательству Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 269-270.

7. Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 30-33.

8. Родин В. Система Закрепление единого, целостного механизма установления и администрирования Платон противоречит Конституции РФ // Парламентская газета. 2015. 16 дек. С. 20. // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/newspaper/issue/272/ (дата обращения: 02.09.2019).

9. Judgment of the Court (Fifth Chamber) of 22 October 2015 // InfoCuria - Case-law of the Court of Justice. URL: http://curia.europa.eu /juris/liste.jsf?num=C-264/14 (дата обращения: 25.08.2019).

РЕЦЕНЗИЯ

на рукопись статьи доктора юридических наук, доцента А.П. Попова, кандидата юридических наук Р.Ш. Караева и студента третьего курса магистратуры А.А. Хасханова «Современные особенности публично-правового регулирования бюджетными ресурсами в механизме фискальной деятельности государства». В рецензируемой рукописи авторы обращают внимание на проблемные аспекты в области практического администрирования бюджетными ресурсами. Предметом исследования стали нормативно-правовые акты регулирующие процессы администрирования публич-нык бюджетный средств. В связи с существующими проблемами в сфере управления бюджетными ресурсами, авторами определяется потребность разработки и закрепления на федеральном уровне критериев единой концепции их администрирования.

Работе А.П. Попова, Р.Ш. Караева, А.А. Хасханова свойственна новизна. Заслугой авторов является выработка теоретических рекомендаций, позволяющих сократить бюджетные расходы в области управления общественными финансами. Для реального законотворчества рецензируемая работа представляет высокую научную и практическую значимость.

Рецензируемая рукопись обогащает доктринальные учения в сфере администрирования бюджетными ресурсами в механизме фискальной деятельности государства и имеет практическое значение для совершенствования законодательной базы. Она написана на высоком теоретическом уровне, в научном стиле, соответствует профилю журнала «Проблемы экономики и юридической практики». В представленном виде она может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент:

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса Саратовской Государственной Юридической Академии,

Францифоров Юрий Викторович

ISSN 2541-8025

Том XV 5-2019

Проблемы экономики и юридической практики

CURRENT FEATURES OF PUBLIC LEGAL REGULATION OF BUDGETARY RESOURCES IN THE MECHANISM OF FISCAL ACTIVITY OF THE STATE

Popov Aleksey P., Doctor of Juridical Science, Professor, Associate Professor Work place: The Pyatigorsk branch of Plekhanov Russian University of Economics

p.aleksey777@mail.ru

Karaev Rasul Sh., PhD in Law, Associate Professor. РMНЦ AuthorID: 678271, ResearcherID: G-4027-2015, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5620-5839

Work place: The Pyatigorsk branch of Plekhanov Russian University of Economics

karaev73@mail.ru

©Haskhanov Anzor A.

Study place: The Pyatigorsk branch of Plekhanov Russian University of Economics

a.hashanov@nostroy.ru

Annotation: the article gives a detailed analysis of Russian fiscal policy mechanisms and issues in the field of budget resources administration. The authors have analysed the forms of public budget management, mechanisms of fiscal levies and the feature of control actions.

Object of research is the regulatory framework connected with budget management. This direction was explored by H.S. Scott, S. W. Mayson, L.K. Frank, F.Y. Ohemeng.

Research objective is to determine the effective mechanism of budget management within the uniform tax concept of fiscal actions. The research of features of budget managment in the mechanism of fiscal administration and control has based on the following methods: formal legal method, methods of law interpretation (functional, logical), legal analysis and forecast. Conclusion: it is established that the existing issues in the field of budget management define the need of development and fixing at the federal level the criteria of the uniform concept of their administration in the mechanism of fiscal activity of the state. Using of the developed by authors theoretical recommendations will allow to cut down budget expenses in the field budget management and also will give the chance to transform separate fiscal actions from the status "hidden" to the status of the "state fee". These actions will fully promote the establishment of uniform technical policy in the field of budget management.

Keywords: budget management, fiscal policy, fiscal concept, fiscal levies, economic welfare, balance of interests, fiscal control, sources of budget replenishment.

Reference list:

1. Judgment of the Court (Fifth Chamber) of 22 October 2015 // InfoCuria - Case-law of the Court of Justice. URL: http://curia.europa.eu/juris/liste.jsf?num=C-264/14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.