Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ И НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УСТАНОВЛЕНИЯ / ИСЧИСЛЕНИЯ / УПЛАТА / ВЗИМАНИЕ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS PAYMENTS / NATIONAL AND SUPRANATIONAL LEGISLATION / ESTABLISHMENT / CALCULATION / PAYMENT / COLLECTION / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Караев Расул Шарабудинович, Барсукова Елена Вячеславовна, Полякова Эсма Иззетовна

В статье рассматриваются особенности администрирования таможенных платежей в российской системе таможенного права. Анализируются существующие научные доктрины и законодательные нормы, определяющие исследуемый институт на основе чего раскрываются правовая природа, сущность и основные признаки таможенных платежей. Предметом исследования является научные доктрины и нормативно-правовая база, регулирующая процессы администрирования таможенных платежей. Данное направление исследовалось: C.M. Kahn, E.C.D. Silva, J.P. Ziliak. Целью исследования является выработка практических предложений по совершенствованию национальной законодательной базы и нормативно-правовых актов, действующих на территории ЕАЭС в сфере регулирования таможенных платежей. При исследовании особенностей администрирования таможенных платежей применялись следующие методы: формальный правовой метод, методы интерпретации права (функциональный, логический), правовой анализ и прогноз. Выводы и значение: установлено, что в научной среде отсутствует единое представление о правовой природе таможенных платежей, а действующее законодательство не содержит их дефиниции. В этой связи, требуется дополнить понятием таможенных платежей национальную и наднациональную законодательные базы, а также унифицировать нормы, регулирующие представленную сферу. Предложенные изменения позволят таможенными органами эффективно осуществлять финансовую деятельность, что в конечном итоге позитивно скажется на формировании соответствующего бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONTEMPORARY CUSTOMS PAYMENTS ADMINISTRATION OF EURASIAN INTEGRATION

The article gives a detailed analysis of customs payments features in the Russian customs law system. Having analyzed existing scientific doctrines and legislation, the authors propose the definition of legal nature and main characteristics of customs payments. The subject of the study is scientific doctrines and the regulatory framework governing customs administration processes. This direction has been investigated by C.M. Kahn, E.C.D. Silva, J.P. Ziliak. The aim of the study is to develop practical proposals in order to improve the national legislative framework and regulatory acts of the EAEU in the field of customs payments regulation. The authors use the following methods in research: formal legal method, methods of interpretation of law (functional, logical), legal analysis and forecast. Conclusions it is established that customs fees calculated to the state budget as non-tax income are needed to form a unified center of non-tax payments administration that will increase efficiency in their collection and will ensure growth of budget revenues. In this regard, it is necessary to supplement the concept of customs payments with national and supranational legislative frameworks, as well as to harmonize the government rules The proposed recommendations will allow the customs authorities to carry out financial activities effectively that will ultimately have a positive impact on budget.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

4. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

4.1. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Караев Расул Шарабудинович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Филиал: филиал в г.Пятигорске. E-mail: karaev73@mail.ru Барсукова Елена Вячеславовна, магистрант. Место учебы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Филиал: филиал в г.Пятигорске. E-mail: alena_cao. mos@mail.ru

Полякова Эсма Иззетовна, магистрант. Место учебы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Филиал: филиал в г.Пятигорске. E-mail: esma96@mail. ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности администрирования таможенных платежей в российской системе таможенного права. Анализируются существующие научные доктрины и законодательные нормы, определяющие исследуемый институт на основе чего раскрываются правовая природа, сущность и основные признаки таможенных платежей.

Предметом исследования является научные доктрины и нормативно-правовая база, регулирующая процессы администрирования таможенных платежей. Данное направление исследовалось: C.M. Kahn, E.C.D. Silva, J.P. Ziliak.

Целью исследования является выработка практических предложений по совершенствованию национальной законодательной базы и нормативно-правовых актов, действующих на территории ЕАЭС в сфере регулирования таможенных платежей.

При исследовании особенностей администрирования таможенных платежей применялись следующие методы: формальный правовой метод, методы интерпретации права (функциональный, логический), правовой анализ и прогноз.

Выводы и значение: установлено, что в научной среде отсутствует единое представление о правовой природе таможенных платежей, а действующее законодательство не содержит их дефиниции. В этой связи, требуется дополнить понятием таможенных платежей национальную и наднациональную законодательные базы, а также унифицировать нормы, регулирующие представленную сферу.

Предложенные изменения позволят таможенными органами эффективно осуществлять финансовую деятельность, что в конечном итоге позитивно скажется на формировании соответствующего бюджета.

Ключевые слова: таможенные платежи, национальное и наднациональное законодательства, установления, исчисления, уплата, взимание, таможенно-тарифное регулирование.

FEATURES OF THE CONTEMPORARY CUSTOMS PAYMENTS ADMINISTRATION OF EURASIAN INTEGRATION

Karaev Rasul Sharabudinovich, PhD at Law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Russian University of Economics named after G.V.Plekhanov. Branch: Pyatigorsk branch. E-mail: karaev73@mail. ru

Barsukova Elena Vyacheslavovna, master student. Place of study: Russian University of Economics named after G. V.Plekhanov. Branch: Pyatigorsk branch. E-mail: alena_cao.mos@mail.ru

Polyakova Esma Izzetovna, master student. Place of study: Russian University of Economics named after G. V.Plekhanov. Branch: Pyatigorsk branch. E-mail: esma96@mail. ru

Annotation: The article gives a detailed analysis of customs payments features in the Russian customs law system. Having analyzed existing scientific doctrines and legislation, the authors propose the definition of legal nature and main characteristics of customs payments.

The subject of the study is scientific doctrines and the regulatory framework governing customs administration processes. This direction has been investigated by C.M. Kahn, E.C.D. Silva, J.P. Ziliak.

The aim of the study is to develop practical proposals in order to improve the national legislative framework and regulatory acts of the EAEU in the field of customs payments regulation.

The authors use the following methods in research: formal legal method, methods of interpretation of law (functional, logical), legal analysis and forecast.

Conclusions it is established that customs fees calculated to the state budget as non-tax income are needed to form a unified center of non-tax payments administration that will increase efficiency in their collection and will ensure growth of budget revenues. In this regard, it is necessary to supplement the concept of customs payments with national and supranational legislative frameworks, as well as to harmonize the government rules

The proposed recommendations will allow the customs authorities to carry out financial activities effectively that will ultimately have a positive impact on budget. Keywords: customs payments, national and supranational legislation, establishment, calculation, payment, collection, customs and tariff regulation.

Таможенные платежи считаются одной из важнейших элементов экономической системы государства в области регулирования ввоза и вывоза товаров. Благодаря им значительно увеличивается доходная составляющая государственного бюджета, что является необходимым условием существования сильного государства. Однако в советское время руководство страны не считала таможенные платежи источником финансовых поступлений и поэтому таможенное дело не функционировало в должной мере.

Значимые преобразования по формированию нового государства с рыночной экономикой начались во второй половине 1980 гг., что привело не только к смене общественно-политического курса страны, но и к реформе таможенного законодательства. Данные преобразования заложили начало становлению и развитию таможенной службы нового формата. Однако срок

действия Таможенного кодекса СССР 1991 г. и Закона СССР от 26.03.1991 N 2054-1 «О Таможенном тарифе» оказался непродолжительным, поскольку был прерван распадом СССР, что привело к принятию нового законодательства.

Российская правовая система регулирования таможенной политики и таможенного дела берет свое начало с принятием в 1993 г. Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), который впервые зафиксировал дефиницию «таможенные платежи». Указанный кодекс отнес к разновидностям таможенных платежей таможенные сборы, но в тоже время не уточнил их характерные особенности и понятие.

Важнейшим этапом реформирования таможенной системы стало принятие ТК РФ в 2003 г., который помимо трансформации таможенной системы включил таможенные сборы в сферу платежей (ст. 318). Но тем не менее, законодатель не определил механизмы их установления и взимания, закрепив в ст. 87 лишь норму согласно которой таможенные сборы причитались за таможенное сопровождение. Проанализировав данный факт Козырин А.Н., в свое время, писал, что данный вид платежей наряду с иными таможенными платежами должен регулироваться одновременно налоговым и таможенным законодательством [11], поскольку они касаются налогов, а взимаются за действия, совершаемые таможенными службами.

С началом интеграционных процессов таможенное регулирование вышло на новый международный уровень и характеризуется унификацией таможенного законодательства. Это оказало влияние не только на содержание российского таможенного законодательства, но и на сферу таможенного обложения.

Следует подчеркнуть, что кардинальные изменения в сфере таможенных платежей были связаны с учреждением единого Таможенного союза для России, Белоруссии и Казахстана. Правовая база Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) создала условия в целях эффективного применения современных методов таможенного администрирования и достижения задач, стоящих перед таможенными службами союза.

Будучи на тот момент актом наднационального уровня ТК ТС установил единые для всего Евразийского пространства правовые основы регулирования, что привело к кардинальным изменениям в сфере таможенных платежей. В частности, объектом наднационального регулирования стали таможенные пошлины, а на уровне национального законодательств остались налоги и таможенные сборы. К тому же изменилась процедура перечисления таможенных платежей, доходы от таможенных пошлин, НДС и акцизов, которые поступали в полном объеме в национальные бюджеты, а от импортных таможенных пошлин распределялись между государствами-членами союза. Существующие законодательные пробелы устранялись по мере их выявления, совершенствовалось таможенное администрирование.

Тем не менее, для автоматизации, ускорения и упрощения ряда таможенных процессов был подготовлен и принят новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), который вступил в силу с 1 января 2018 г. согласно принятому 28 апреля 2017 г. решению о синхронизации процедур ратификации данного акта [7]. Однако и он не содержит в своем тексте дефиниции «таможенный платеж».

Единые стандарты применения таможенного регулирования в государствах-членах ЕАЭС не говорит об

отсутствии внутреннего, национального таможенного права, поскольку в любых не урегулированных ТК ЕАЭС отношениях применяются внутригосударственные нормы.

В российской системе таможенного права основным источником, детально регламентирующим процедуры установления и взимания таможенных сборов, является Федеральный закон от 27.11.2010 N 311 -ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В этой связи можно согласиться с позицией авторов [Кобзарь-Фролова. 2015: 21-26], которые считают, что регулирование системы обложения таможенных сборов национальным законодательством, является спецификой российского законодательства.

Учреждение Таможенного союза и последующее реформирование его в ЕАЭС позволило внести в правовую систему таможенных сборов существенные изменения, основанные на национальных и международных нормах, а также иных актах наднациональных органов. В совокупности такое правовое регулирование, т.е. симбиоз международного, наднационального и национального регулирования соответствует интересам государств-членов ЕАЭС, т.е. способствует их экономическому росту и соблюдению интересов частных субъектов [Павлова. 2016: 16-22].

Анализ действующей системы таможенных платежей позволил присоединиться к мнению тех исследователей, которые рассматривали данный институт как традиционно российский, направленный на урегулирование правоотношений, в области установления, исчисления, уплаты, взимания, обеспечения взыскания и перечисления платежей в соответствующий бюджет [Коваленко. 2009: 7]. В данном аспекте особое значение надо уделять финансово-правовой составляющей таможенно-тарифного регулирования, поскольку основной функцией таможенной службы является взимание в доход государства таможенных платежей [Землянская. 2005: 13]. Безусловно данный факт не вызывает сомнения.

Хотя, на сегодняшний день, в науке финансового права таможенные платежи получили всесторонне освещение, действующее законодательство все же не содержит их дефиниции, что многими учеными отмечается как существенный недостаток. В этой связи одни авторы определяют данный институт как взимания налогового и неналогового типа, осуществляемые органами таможенных и налоговых служб за импортируемые через границу товары [Цидилина. 2015: 42]. Другие авторы, рассматривают данный институт в качестве парафискалитета [Ашмарин. 2010: 14].

Таким образом, подводя итоги представленных мнений и системного анализа данного института можно раскрыть сущность и основные признаки таможенных платежей, которые проявляются:

Во-первых, в обязательности уплаты таможенных платежей. Данный признак отражен в ст. 57 Конституции РФ. Предоставленная норма отличает таможенные платежи от любых видов пожертвований, добровольных взносов и форм публичного кредитования.

В свою очередь, и Киотская конвенция устанавливает положения, согласно которым уплата таможенных платежей является обязательным. Например, за сверхурочную работу (выполняемую вне рамок полномочий), с таможенных служащих взимаются сборы, соответствующие приблизительной стоимости оказанных ими услуг (гл. 1 Стандарта 19). Следовательно,

Конвенция дополняет установление сборов, но только для выше указанных случаев.

Во-вторых, таможенные платежи могут выступать в роли налоговых или неналоговых доходов бюджета. Поэтому можно признать вполне аргументированным позицию Бакаевой О.Ю., согласно которой данный институт является финансово-правовой категорией, так как выступает источником публичных финансовых ресурсов [Бакаева. 2016: 8].

В-третьих, установление института таможенных платежей представляет сложный процесс, комбинированного использования норм таможенного и налогового законодательства.

В-четвертых, данному институту присущ трансграничный характер, выражающийся в обязательности таможенных платежей только при перемещении товаров через таможню стран-участниц еАэС.

В-пятых, государство в императивном порядке гарантирует обязательность уплаты таможенных платежей основываясь при этом на легитимности поведения субъектов внешнеторговых сделок. Тем не менее законодатель не предусмотрел критерии разграничения таможенных платежей, таким образом, любая неуплата влечет применение легитимно установленных санкций.

В-шестых, все таможенные платежи подконтрольны и поднадзорны таможенным и налоговым органам в лице их уполномоченных должностных лиц (ст. 310, 311 ТК ЕАЭС, ст. 82 НК РФ). Однако для формирования механизма единого таможенно-налогового администрирования и валютного контроля должны служить информационные системы существующие на базе ФТС России и ФНС России [14].

Подводя итоги комплексного анализа таможенных платежей, можно выделить следующие сущностные признаки:

Во-первых, императивность уплаты;

Во-вторых, безвозвратность и безвозмездность;

В-третьих, трансграничный характер;

В-четвертых, регулирование таможенным и налоговым законодательством;

В-пятых, гарантируется принудительной силой государства;

В-шестых, сочетают комбинированный контроль со стороны таможенных и налоговых органов.

Сформулированные признаки можно применять и по отношению к таможенным сборам, поскольку они интегрированы в единую таможенную систему платежей. Следовательно, им присуща фискальная функция, посредством которой формируется федеральный бюджет, а объем перечисляемых средств, зависит от следующих факторов: от государственной финансовой политики, уровня экономического развития страны, взаимодействия и взаимосвязей между экономиками государств и др. [Савостина. 2005: 14] В этой связи совершенствование российской системы таможенных платежей направлено на своевременное и более полное перечисление в бюджет.

По данному факту Хапилин С.А. пишет, что совершенствование системы администрирования таможенных платежей подразумевает переход от тотального контроля к системе управления рисками, которые строятся на многофакторном анализе информации о субъектах внешнеэкономической деятельности [Хапилин. 2008: 158].

Использование указанных функций позволяет не только эффективно пополнять государственный бюджет, но и устанавливать оптимальные конкурентные условия в сфере внешнеторговой деятельности с учетом национальных интересов страны.

Подводя итоги воззрений ученых в сфере таможенных платежей, при обязательном учете их функций и признаков можно выделить следующее: они обладают императивным характером, характеризуются как налоговые и неналоговые доходы, закрепляются ТК ЕАЭС и законодательством государств-членов союза, адми-нистрируются уполномоченными органами при импорте товаров через границу, взимаются для защиты экономических интересов указанных стран и пополнения их бюджетов.

В современных интеграционных процессах актуальным вопросом является система функционирования таможенных сборов, определение их места и значения в сфере таможенных платежей. К тому же можно уделить отдельное внимание импортным и экспортным таможенным пошлинам [Сорокина. 2009: 32], уплата которых возникает лишь по факту ввоза или вывоза товара, что подчеркивает их нерегулярный характер.

Соответственно, и таможенная пошлина, и таможенные сборы, определенные ТК ЕАЭС в роли таможенно-тарифных регуляторов внешнеторговой деятельности, рассматриваются как неналоговые поступления федерального бюджета.

Однако есть авторы, которые считают, что таможенной пошлине присуще налоговая природа [Тимошенко. 2003: 157]. В частности, Козырин А.Н. считает, что данный институт обладает признаками косвенных налогов, включая критерий безвозмездности при его уплате [Козырин. 1998: 87]. Но в тоже время отдельные авторы не разделяют его точку зрения и считают правильным отнести данные платежи к неналоговым доходам бюджета [Злобин. 2003: 71-84], что, по их мнению, подтверждается ст. 51 БК РФ.

Важное место в сфере таможенных платежей отводятся и косвенным налогам, поскольку их уплата осуществляется при перемещении товаров даже через государственную границу, поэтому в финансовом праве существует точка зрения согласно которой к их числу относятся НДС и акцизы, взимаемые с товаров перемещаемых внутри ЕАЭС [Бакаева. 2016: 8].

Анализируя институт таможенных платежей Цидили-на И.А. предложила рассматривать косвенные налоги, взимаемые с товаров, имеющих трансграничный характер в узком и широком смыслах. В узком смысле автор предлагает рассматривать косвенные налоги, взимаемые с товаров, перемещаемых через границу ЕАЭС, в широком с товаров, перемещаемых внутри ЕАЭС.

Не разделяя точку зрения автора, Набирушкина И.С. предложила рассматривать данный институт платежей лишь в широком смысле, поскольку данные взимания обладают признаками косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами с товаров перемещаемых именно внутри ЕАЭС, т.е. через границы стран-участников союза.

Из изложенного вытекает, что анализируемые косвенные налоги взимаются с товаров, перемещаемых через границу (таможенную, государственную), а значит входят в систему таможенных платежей, следовательно, их уплата производится в пункте назначения, а

функции по администрированию НДС, акцизов возлагаются на органы государственной налоговой службы [Бакаева. 2014: 7-10].

Регулирование косвенных налогов таможенным и налоговым законодательством является логичным, поскольку к первому отнесены процедуры взимания данных платежей в связи с импортом товаров на территорию ЕАЭС, ко второму элементы обложения, система исчисления и уплаты. Совместное отраслевое регулирование позволяет всесторонне уяснить механизмы взимания указанных таможенных платежей [Курдяев. 2012: 16].

Следовательно, наделение таможенных сборов отдельными признаками, присущими по большому счету таможенным платежам, дополнительно подчеркивает их специфичность. В качестве таких признаков можно выделить:

возмездность, которая выражается в легитимных действиях таможенных органов в интересах лиц, обязанных уплачивать таможенные сборы;

компенсационный характер, представляющий из себя покрытие затрат, понесенных таможенными органами при сопровождении, хранении товаров или осуществлении иных таможенных операций.

В современной правовой науке существует позиция ученых, согласно которой в систему таможенных платежей, можно включить обязательные платежи, которые обладают аналогичными с ними чертами [Наби-рушкина. 2016: 9]. В частности, можно отнести к данной категории утилизационный сбор. Данный вид платежа легитимно определен с 1 сентября 2012 г. и направлен для обеспечения здоровья населения и защиты окружающей среды от негативного воздействия автомобилей. Данный платеж связан с импортом и экспортом автомобилей, как внутри ЕАЭС, так и за ее пределами, т.е. с перемещением через таможенную или государственную границы.

Несмотря на то, что постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 (ред. от 11.07.2019) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» функции по взиманию утилизационного сбора возложены на ФНС России и ФТС России в самом таможенном законодательстве он не упоминается. Тем не менее, учитывая сопряженность утилизационного сбора с фактом перемещения транспортных средств через таможенную или государственную границу можно их причислить к таможенным сборам, как разновидности таможенных платежей.

Анализируя систему таможенных платежей нужно всесторонне проанализировать целесообразность унификации законодательства, регулирующего представленную сферу.

Таможенное право является первой отраслью подвергшейся трансформации из-за интеграционных процессов, но тем не менее, не все правовые акты, регулирующие сферу таможенных платежей, стали единообразными на территории ЕАЭС.

Участие России в интеграционных процессах отвечает основным направлениям внешнеполитической деятельности утвержденной Президентом РФ в 2016 г. Концепция внешней политики РФ закрепила дальнейшие шаги по совершенствованию законодательной базы, действующей на территории ЕАЭС.

Считаем, что внедрение эффективного механизма таможенного обложения снизит потенциальные риски и минимизирует издержки субъектов ВЭД, что повысит

позиции стран Евразийского экономического союза в мировой экономике. Исходя из этих оснований необходимо в ЕАЭС осуществлять унифицированную экономическую политику, как в сфере фискальных платежей, так и в области правового регулирования обязательных платежей. Будущее ЕАЭС в значительной мере зависит от гармонизации и унификации законодательства в сфере таможенного администрирования, которое должно проводится с обязательным учетом интересов всех субъектов союза.

Подводя итоги анализа данного исследования видится целесообразным внесение в ТК ЕАЭС следующих законодательных поправок и дополнений:

п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС дополнить понятием таможенных платежей следующего содержания: обязательные платежи налогового и неналогового характера, установленные нормами права ЕАЭС и актами национального законодательства, администрируемые таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, взимаемые в целях защиты экономик государств-членов ЕАЭС и пополнения их бюджетов;

пп. 4 п. 1 ст. 123 Закона о таможенном регулировании в систему таможенных сборов включить утилизационный сбор.

Предложенные изменения позволят таможенными органами эффективно осуществлять финансовую деятельность, что в конечном итоге позитивно скажется на формировании соответствующего бюджета.

Список литературы:

1. Ашмарин А.И. Финансово-правовое регулирование контроля за уплатой таможенных платежей в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2010. С. 14.

2. Бакаева О.Ю. Классификация таможенных платежей: спорные вопросы // Налоги. 2016. № 2. С. 8.

3. Бакаева О.Ю. Перспективы развития правового механизма косвенного налогообложения в области таможенного дела // Налоги. 2014. № 2. С. 7-10.

4. Бакаева О.Ю. Финансово-правовые категории современного таможенного права // Таможенное дело. 2006. № 1. С. 5.

5. Землянская Н.И. Правовая природа таможенных платежей: дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 13.

6. Злобин Н.Н. Понятие «налог», «сбор» и «пошлина». Позиция доктрины и подход законодателя // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003. С. 71 -84.

7. Итоги Совета ЕЭК: новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу 1 января 2018 года. URL: http://www.eurasianc0mmissi0n.0rg/ru/nae/news/Pages/2 8-04-2017-3.aspx (дата обращения: 20.10.2019).

8. Кобзарь-Фролова М.Н. Особенности и специфика таможенного регулирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ и современное состояние // Финансовое право. 2015. № 5. С. 21-26.

9. Коваленко Е.П. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 7.

10. Козырин А.Н. Таможенная пошлина. М., 1998. С. 87.

11. Козырин А.Н. Таможенный кодекс 2003 г.: новые контуры таможенного законодательства (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2003) // КонсультантП-

люс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&ts=210483223207765178784555431 &cacheid=5 E7BCA661 F9FAE902D8BF467386E23DE&mode=splus& base=CJI&n=5454&rnd=580D27DA74AFD48454A6B6CC 2A310A1 D#24196hwa11t (дата обращения: 20.10.2019).

12. Курдяев А.Е. Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 16.

13. Набирушкина И.С. Указ. соч. С. 58; Бакаева О.Ю. Классификация таможенных платежей: спорные вопросы // Налоги. 2016. № 2. С. 9.

14. О ходе работ по совершенствованию взаимодействия информационных систем ФТС России и ФНС России. URL: http://rosteck.ru/news/2630/ (дата обращения: 17.10.2019).

15. Павлова Н.В. Наднациональное регулирование таможенных отношений и национальное правосудие // Судья. 2016. № 1. С. 16-22.

16. Савостина И.В. Финансовый механизм таможенного обложения: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2005. С. 14.

17. Сорокина М.Н. Правовая природа таможенной пошлины // Вопросы экономики и права. 2009. № 3. С. 32.

18. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М., 2003. С. 157.

19. Хапилин С.А. Механизм администрирования таможенных платежей и его роль в формировании доходов федерального бюджета: дис. . канд. экон. наук. Ростов на/Д, 2008. С. 158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Цидилина И.А. Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства (финансово-правовой аспект): дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2015. С. 42.

Рецензия

на рукопись статьи кандидата юридических наук Р.Ш. Караева и студентов магистратуры Е.В. Барсуковой, Э.И. Поляковой «Особенности администрирования таможенных платежей на современном этапе евразийской интеграции».

В рецензируемой рукописи авторы обращают внимание на особенности администрирования таможенных платежей в российской системе таможенного права. Предметом исследования стали научные доктрины и нормативно-правовая база, регулирующая процессы администрирования таможенных платежей. В связи с существующими проблемами в исследуемой сфере, авторами определяется потребность дополнить понятием таможенных платежей национальную и наднациональную законодательные базы, а также унифицировать нормы таможенного права.

Работе Р.Ш. Караева, Е.В. Барсуковой, Э.И. Поляковой свойственна новизна. Заслугой авторов является выработка практических рекомендаций, позволяющих эффективно осуществлять финансовую деятельность государства. Для реального законотворчества рецензируемая работа представляет высокую научную и практическую значимость.

Рецензируемая рукопись обогащает доктринальные учения в сфере администрирования таможенных платежей в системе финансовой деятельности государства и имеет практическое значение для совершенствования законодательной базы. Она написана на высоком теоретическом уровне, в научном стиле, соответствует профилю журнала «Пробелы в российском законодательстве». В представленном виде она может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент: Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса Саратовской Государственной Юридической Академии, Францифо-ров Юрий Викторович

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 80,97 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.