Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1057
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казачкова Кира Александровна

Статья посвящена правовому регулированию администрирования таможенных платежей. Проанализированы пути совершенствования нормативного правового регулирования администрирования таможенных платежей, раскрыты природа и состав таможенных платежей. Выявлены проблемы и сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования администрирования таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CUSTOMS PAYMENTS ADMINISTRATION

The article is devoted to legal regulation of customs payments administration. The ways of improving the legal regulation of administration of customs payments are analyzed, the nature and composition of customs payments are revealed. Problems are identified and proposals are formulated to improve the legal regulation of customs payments administration.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

К. А. Казачкова

правовое регулирование администрирования таможенных платежей

Статья посвящена правовому регулированию администрирования таможенных платежей. Проанализированы пути совершенствования нормативного правового регулирования администрирования таможенных платежей, раскрыты природа и состав таможенных платежей. Выявлены проблемы и сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования администрирования таможенных платежей.

Ключевые слова: правовое регулирование; таможенные органы; администрирование; таможенные платежи; таможенные операции.

K. A. Kazachkova

LEGAL REGuLATIoN of customs pAYMENTs ADMINisTRATioN

The article is devoted to legal regulation of customs payments administration. The ways of improving the legal regulation of administration of customs payments are analyzed, the nature and composition of customs payments are revealed. Problems are identified and proposals are formulated to improve the legal regulation of customs payments administration.

Keywords: legal regulation; customs authorities; administration; customs payments; customs operations.

В современных условиях процесс правового регулирования администрирования таможенных платежей развивается под воздействием ряда факторов, среди которых углубление евразийской экономической интеграции, эволюция целей и задач, стоящих перед таможенными органами Российской Федерации (РФ), внедрение информационных технологий в их деятельность [1, с. 49] и т. п.

Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). Правовое регулирование исчисления и взимания таможенных платежей исполняют должностные лица Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Правовую основу исчисления и взимания, т. е. администрирования, таможенных платежей составляют Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) [2], единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС [3], Налоговый кодекс Российской Федерации [4] (НК РФ), Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»[5].

В соответствии с положениями ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся

[2]:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза (НДС);

4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

5) таможенные сборы.

Основным видом таможенных платежей являются ввозные таможенные пошлины, поскольку они составляют основу поступлений в бюджет. Важные правила исчисления и уплаты ввозной таможенной пошлины заключаются в следующем:

1) в большинстве случаев размер ввозной таможенной пошлины исчисляется согласно Таможенному тарифу в зависимости от таможенной стоимости товара;

2) также размер ввозной таможенной пошлины может определяться в виде определенной суммы за единицу упаковки или веса товара;

3) кроме того, может применяться комбинированный метод. В этом случае размер ввозной таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости, но не менее определенной суммы за единицу товара;

4) размер ввозной таможенной пошлины может устанавливаться в зависимости от страны происхождения товара, а также от экономической ситуации в конкретный момент времени.

Вывозные таможенные пошлины в мировой практике встречаются значительно реже, в большинстве случаев они носят регуляторный характер. В России вывозные таможенной пошлины применяются при экспорте товаров сырьевой группы, в частности энергоносителей.

Одним из важных видов таможенных платежей, подлежащих уплате при импорте товаров, является НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, а также на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией [4]. Базу для исчисления налога составляет таможенная стоимость товара, уплаченная ввозная таможенная пошлина и акциз (по подакцизным товарам).

Еще один вид обязательных платежей, относящихся к таможенным платежам, - акциз, уплачиваемый при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Союза, а также на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Налоговая база для определения размера акцизного платежа может определяться двумя способами:

- исходя из размера таможенной стоимости товара и уплаченной таможенной пошлины;

- исходя из объема товара в натуральном выражении.

Таможенный сбор также представляет собой вид таможенных платежей и подлежит уплате как при экспортных, так и при импортных внешнеторговых операциях, независимо от категории товаров. Таможенный сбор - это плата, которую таможенные органы взимают за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, хранением товаров и таможенным сопровождением транспортных средств.

Таможенные платежи уплачиваются лицами, перемещающими товары через таможенную границу Союза. Уплата их обеспечивается принудительной силой государства.

В соответствии со ст. 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при ввозе товаров с момента пересечения границы, а при вывозе - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Однако до уплаты таможенных платежей необходимо рассчитать их сумму. По общему правилу, обязанность по исчислению таможенных платежей возложена на плательщика таможенных пошлин и налогов. Таможенные сборы исчисляются

таможенными органами или плательщиками. Часто этот факт порождает между данными субъектами споры относительно размера таможенного сбора, которые переходят в плоскость судебного разбирательства [6, с. 197-199].

В свою очередь, таможенные органы контролируют уплату таможенных платежей. Они могут провести корректировку таможенной стоимости и уточнить сумму таможенных платежей. Если таможенные платежи не уплачиваются в срок и в необходимом размере, то таможенные органы имеют право взыскать таможенные платежи. Таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в государстве - члене Союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров. После этого сумма таможенных платежей, уплаченных лицом, направляется (в зависимости от вида таможенного платежа) на счет Федерального казначейства РФ, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.

Описанная деятельность таможенных органов в отношении таможенных платежей именуется в научной литературе и некоторых нормативных правовых актах «администрирование» [7, с. 26-27].

Термин «администрирование таможенных платежей» в последнее время все чаще используется как в российском законодательстве, так и в подзаконных нормативных правовых актах, однако законодатель не дает определение данного термина. В частности, в 2007 г. ФТС России было издано распоряжение «О совершенствовании администрирования таможенных платежей» [8]. Помимо этого, в приказе ФТС России от 31.05.2018 № 832 [9] к полномочиям регионального таможенного управления (РТУ) отнесены организация и контроль администрирования подчиненными таможенными органами таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, соблюдения сроков осуществления возвратов (зачетов) денежных средств. В то же время на нормативном уровне так и не раскрываются определение и характеристики администрирования.

Специфика таможенных платежей состоит в том, что обязанности по их уплате не препятствуют вывозу или ввозу товаров. Совершение таможенных операции происходит не только на границе, но и внутри страны, следовательно, и уплата таможенных пошлин, налогов и сборов также может быть осуществлена как на границе, так и внутри государства - члена ЕАЭС. Сложилась практика, что чаще ввезенный товар представляется на границе или в международном аэропорту и направляется для декларирования и совершения иных таможенных операций во внутренний таможенный орган.

Уполномоченным органом в России выступает государственный орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета страны, - Федеральное казначейство РФ. В настоящее время ФТС России стала администратором платежей, поступающих на расчетный счет Федерального казначейства РФ. В зависимости от того, куда в дальнейшем поступают эти средства, их можно разделить на три группы [10, с. 33-36]:

1) распределяемые между государствами - членами Союза;

2) зачисляемые в федеральный бюджет;

3) учитываемые на едином счете.

Последняя группа платежей - потенциально платежи первой и второй групп, -но их идентификация в качестве таковых происходит только при наступлении определенных таможенным законодательством событий.

На современном этапе все администрируемые таможенными органами таможенные платежи поступают в доходную часть исключительно федерального бюджета. Однако, по нашему мнению, было бы целесообразным, если их часть могла бы оставаться в бюджетах субъектов, на территории которых совершаются таможенные операции и уплачиваются таможенные платежи, тем самым существенно пополняя бюджет субъектов РФ. Введение такого положения создало бы региональную заинтересованность, которая могла бы выразиться в расширении их сотрудничества с зарубежными партнерами.

Одним из основных критериев эффективности деятельности таможенных органов является скорость совершения таможенных операций. Для этого необходимо снижение временных затрат. В настоящее время Правительством РФ и ФТС России предприняты такие шаги, как сокращение количества документов, представляемых при совершении таможенных формальностей; налажена автоматизация единой информационной системы, система межведомственного электронного взаимодействия. Представляется, что в рамках правового регулирования закреплены важные направления совершенствования и развития таможенного администрирования, однако реализация данных положений не всегда идеальна и в техническом плане уступает юридической технике.

В настоящее время реализована возможность информационного обмена и получения электронного доступа к большому количеству документов, выдаваемых иными органами исполнительной власти и организациями. Однако много запросов, в том числе таможенных органов, остаются без ответов. Причина этого - недостатки информационной системы. В качестве примера такого недостатка системы таможенного администрирования в России можно привести информационную разобщенность таможенной и налоговой служб.

Разрыв в сведениях, предоставляемых таможенным и налоговым органам в фискальных целях, обусловил информационные пробелы при осуществлении фискального контроля. Недобросовестным лицам, предоставлялась возможность подавать разную информацию о товарах и сделках с ними для исчисления таможенных платежей и внутренних налогов. До того, как товары принимались к учету импортером при завершении таможенного контроля, злостными нарушителями для недостоверного декларирования использовались фирмы-«однодневки». Данная цепочка фиктивных сделок позволяла в дальнейшем легализовать товары во внутреннем обороте с уклонением от уплаты таможенных платежей и налогов в размерах, установленных законодательством. Такие действия только еще больше поощряют теневую экономику.

Из примера видно, что необходимо создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, призванного обеспечить просле-живаемость товара на всех этапах - от ввоза на таможенную территорию и ввода в коммерческий оборот до реализации в розничном звене или поставки на экспорт.

В марте 2019 г. состоялось расширенное заседание коллегии ФТС России, на котором были обозначены следующие перспективные направления повышения эффективности администрирования таможенных платежей:

- обеспечение качества, единообразия и объективности администрирования таможенных платежей в электронных таможнях и центрах электронного декларирования;

- переход на использование динамических стоимостных индикаторов в отношении декларируемых товаров;

- автоматизация процессов определения и контроля таможенной стоимости;

- переход от категорирования участников внешнеэкономической деятельности к категорированию товарных партий;

- создание национальной системы прослеживаемости товаров;

- преобразование института уполномоченных экономических операторов;

- изменение подходов к администрированию товаров, перемещаемых в рамках интернет-торговли;

- интеграция информационных ресурсов ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти [11].

Важнейшим направлением является создание национальной системы просле-живаемости товаров.

Таким образом, с помощью таможенных платежей, и в частности таможенных пошлин, государство может поощрять или ограничивать ввоз (вывоз) соответствующих товаров, ставить в равные экономические условия товары отечественных и иностранных производителей, осуществлять определенную экономическую политику. Следовательно, значение таможенных платежей велико не только как источников дохода бюджета, но и для развития отечественной экономики и внешнеэкономических связей. Вопрос администрирования таможенных платежей, эффективного его осуществления и должного правового регулирования имеет приоритетное значение для России и ЕАЭС в целом.

Использованные источники

1. Кожуханов Н. М. Проблемы функционирования таможенных органов Российской Федерации в условиях внедрения новых информационных технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 41-50.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/.

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.tsouz.ru/, 23.07.2012.

4. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

5. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. 1993. 5 июня.

6. Кожуханов Н. М. Проблема повышения собираемости таможенных платежей: подходы к решению // Основные проблемы развития таможенного дела России в условиях ее членства в экономических интеграционных объединениях: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 20 октября 2015 г. М., 2015. С. 197-200.

7. Словарь внешнеэкономических и таможенных терминов / под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 827 с.

8. Распоряжение ФТС России от 11.01.2007 № 6-р «О совершенствовании администрирования таможенных платежей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_65236/.

А. О. Пулин

9. Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 832 (ред. от 24.07.2020) «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении» (зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2018 № 52275) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_307748/.

10. Борисов С. М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин // Деньги и кредит. 2013. № 8. С. 33-36.

11. Итоги работы ФТС и планы на будущее: коротко о главном [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/66223/.

А. О. Пулин

обеспечение таможенными органами защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

Статья посвящена анализу проблем деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Автором проведена систематизация основных проблем, возникающих в указанной сфере деятельности таможенных органов, предложены меры, направленные на их решение.

Ключевые слова: объекты интеллектуальной собственности; таможенные органы; международные почтовые отправления; товары; контрафакт.

A. O. Pulin

customs protection of intellectual property rights in respect of goods sent by international mail

The article is devoted to the analysis of the problems of customs authorities' activities to ensure the protection of intellectual property rights in respect of goods sent by international mail. The author systematizes the main problems that arise in this area of activity of customs authorities, and suggests measures aimed at solving them.

Keywords: intellectual property objects; customs authorities; international postal items; goods; counterfeit.

Почтовая связь является важным и неотъемлемым элементом общества и государства в целом. С появлением возможности ведения торговых отношений через глобальную сеть «Интернет» как физические, так и юридические лица стали активно приобретать за границей товары, доставка которых осуществляется посредством международных почтовых отправлений (МПО). Контроль за соблюдением законности при таких перемещениях возложен на таможенные органы Российской Федерации (РФ). Таможенные органы в своей работе сталкиваются с рядом проблем, рассмотрению которых и посвящена данная статья.

Под интеллектуальной собственностью (ИС) понимаются результаты творения человеческого разума. К объектам интеллектуальной собственности (ОИС)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.