СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В РАМКАХ
КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
К.М. Колиба, студент
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24411/2500-1000-2019-11593
Аннотация. В статье представлен обзор особенностей проведения торгов в рамках контрактной системы. Отмечены такие положительные характеристики современных правил закупок для государственных нужд как сочетание экономических интересов государства, связанных непосредственно с удовлетворением потребностей закупающей стороны в определенных товарах по наиболее низкой цене при соответствии требованиям к объекту закупки, с поощрением наиболее конкурентоспособных российских производителей. Одновременно выделен и ряд недостатков контрактной системы, связанных, среди прочего, с недостаточной определенностью правил описания объекта закупок при том, что именно описание обеспечивает привлечение достаточного количества участников торгов, тем самым обеспечивая конкуренцию, а также возможность введения в заблуждение участников торгов описанием объекта закупок.
Ключевые слова: контрактная система, эффективность расходования бюджетных средств, конкуренция, рыночные механизмы, описание объекта закупок, введение в заблуждение, участник торгов, закупающая сторона.
Создание контрактной системы государственных закупок взамен существовавшего ранее механизма торгов было первоначально направлено на повышение экономической эффективности использования бюджетных средство во взаимосвязи с реализацией таких интересов общества как прозрачность и обоснованность осуществления закупок, а также интересов государства, связанных с обоснованностью выбора закупочных процедур. В качестве ключевой особенности действующей контрактной системы следует выделить ее систематизацию на основе принципов и более рационального деления процедур закупок на основе четко регламентированных правил выбора поставщиков. Урегулированы и конкретные критерии, связанные с выбором процедур закупок, что обеспечивает экономическую эффективность сформированного механизма. Поскольку эффективность осуществления затрат при закупках определяется такими характеристиками как размер закупок, возможность использования стандартов, способы исполнения контракта и ряд других условий, учет указанных параметров
позволил сформировать основу совершенствования закупочного механизма.
Еще одной специфической чертой контрактной системы следует считать ее активное развитие, поскольку она формируется как отдельный правовой институт, регулируется Законом «О контрактной системе» [1], но отдельные положения устанавливаются связанными правовыми актами, а конкретные правила, например, работы электронной площадки для торгов, установлены на уровне подзаконных актов. В плане развития контрактной системы следует отметить такие аспекты как уточнение требований к реализации отдельных закупочных процедур, в первую очередь, открытых конкурса и аукциона, завершение механизма развития электронных торгов и реализация мер поддержки малого бизнеса.
Положительно оценивается развитие контрактной системы и в исследовании А.А. Морозова, посвященном эволюции правового регулирования российских закупок для государственных нужд [2].
С экономической точки зрения непосредственно поддержка малого бизнеса не является одной из целей развития кон-
трактной системы, поскольку закупающей стороне, по существу, безразличен поставщик, его основным критерием является надежность, при условии низкой цены контракта. Тем не менее, возможность сочетания мер экономического стимулирования малого бизнеса с удовлетворением потребностей в закупках следует считать одним из специфических признаков современной контрактной системы.
Государство обладает экономическими ресурсами, объем которых не сопоставим с возможностями даже самой крупной частной корпорации, поэтому закупки для государственных нужд создают исключительно емкий рынок, что позволяет, за счет установления специальных правил торгов для отдельных субъектов поддерживать экономику. Сочетание государственных интересов в области рационального использования бюджетных средств с поддержкой национальной экономики было представлено и в законах о торгах, действовавших ранее, тем не менее, современная контрактная система отличается существенно большей упорядоченностью правил, направленных на реализацию указанных механизмов.
Перечисленные особенности российской контрактной системы относятся, безусловно, к ее преимуществам. Они обеспечивают реальную возможность удовлетворения потребностей закупающей стороны в отвечающих ее запросам по существу товарам, при обоснованном расходовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов, что, на уровне государства, выступает способом экономии бюджета. Одновременно следует учитывать и ряд противоречий, объективно сложившихся в ходе реализации положений законодательства о контрактной системе и также относящихся к ее особенностям.
Среди особенностей контрактной системы следует отметить взаимосвязь правил закупок с конкуренцией, что, безусловно, вполне обоснованно, поскольку одним из интересов государства в рамках развития контрактной системы следует считать поощрение производителей, действующих наиболее эффективно. Для исключения возможности искусственного ограничения
конкуренции в ходе торгов создан целый ряд правил, за их выполнением следит ФАС. Хотя само по себе стремление обеспечить прозрачность торгов и должный уровень конкуренции следует оценить положительно, сохраняется недостаток контрактной системы, связанный с противоречиями между потребностями конкретной закупающей стороны во вполне определенных товарах и нарушением общих предписаний, касающихся описания объекта закупок.
Это противоречие находит свое подтверждение в конкретных примерах, например, когда ФАС было выдано предписание о приведении описания закупаемых товаров в соответствие с требованиями ст. 33 Закона «О контрактной системе». Закупающая сторона потребовала отмены предписания, сославшись на отсутствие возможности идентифицировать объект закупок иным способом. Первоначально суды отказывали в удовлетворении данного требования, в конечном итоге дело было направлено на новое рассмотрение, поскольку закупающая организация была вправе идентифицировать свои потребности в описании объекта закупок любым удобным для нее способом при условии, что такое описание объективно [3].
Объективным является описание объекта закупок, позволяющее однозначно идентифицировать потребности закупающей организации и не влекущее за собой необоснованного ограничения конкуренции. Вполне очевидно, что критерий объективности во взаимосвязи с такими рыночными категориями как спрос и предложение следует считать основополагающим для функционирования современной контрактной системы, поскольку сама по себе она ориентирована на использование всех преимуществ рыночных механизмов.
Тем не менее, критерий объективности описания объекта закупки на практике выполняется далеко не всегда, например, в ситуации, когда при проведении реконструкции автомобильной дороги закупающая сторона установила в описании технические требования, не соответствовавшие принятым в России техническим стандартам, как следствие, не до конца яс-
ные потенциальным участникам торгов. Это, по мнению ФАС, потенциально сокращало конкуренцию, данное требование было признано законным [4].
Как следствие, важнейшей особенностью современной контрактной системы следует считать ее направленность на использование преимуществ рыночной конкуренции как механизма обеспечения эффективности при торгах и способа поддержки конкурентоспособных российских производителей в ходе торгов при одновременном несовершенстве правил описания объектов закупки. Учитывая, что именно через описание закупаемых объектов на рынке, в том числе, при проведении государственных закупок, взаимодействуют покупатель и продавец, данный аспект правового регулирования контрактной системы следует считать одним из ее недостатков.
На недостатки правового регулирования контрактной системы указывается и в научной литературе. Например, Ю.Ю. Илюхина отмечает недостаточную определенность правил применения неустойки к обязательствам из государственного контракта [5], а Л.Ю. Коржова указывает на несовершенство положений об обеспечении исполнения обязательств [6].
В определенной мере это также связано с несовершенством конкуренции, поскольку условием нормальной конкуренции выступает и надлежащее исполнение обязательств поставщиком по государственному контракту.
Данный аспект связан с несовершенством конкретных правил описания объектов закупки, но другим, также относящимся к механизмам конкуренции, аспектом современной контрактной системы следует считать наличие ряда положений, использование которых позволяет ввести потенциальных участников торгов в заблуждение относительно закупаемого объекта, тем самым способствуя сокращению конкуренции на торгах.
Примером служит ситуация, когда ФАС указала на возможность введения участников торгов в заблуждение установленными требованиями к объекту закупок, потребовало устранения данного недостатка. За-
купающая организация не согласилась с предписанием, потребовала его отмены в судебном порядке, но суд также признал, что недостаточная подробность в описании объекта закупок может вводить участников торгов в заблуждение [7].
В отличие от противоречий, связанных с неопределенностью правил описания закупаемых объектов, введение в заблуждение представляется собой злоупотребление правом, обусловленным особым гражданско-правовым статусом закупающей стороны, связанным с полномочиями на заключение государственного контракта и его последующую оплату, но только под условием соблюдения требований контрактной системы. В противном случае государственный контракт ничтожен по специальным основаниям. Оно установлено ч. 9 ст. 39 Закона «О контрактной системе».
Требовать признания недействительным результатов торгов по данному основанию, в том числе, во взаимосвязи с нарушением принципа конкуренции, вправе любой участник. Это подтверждается практикой. При проведении торгов предложение одного из участников было отклонено, он посчитал, что причиной отклонения является введение участников торгов в заблуждение описанием объекта закупок, потребовал признания недействительным заключенного по результатам торгов договора поставки для государственных нужд. Поскольку было признано, что, действительно, характер описания объекта закупок вводит потенциальных участников в заблуждение, данное требование было удовлетворено [8].
Подводя итог, следует отметить, что, безусловно, действующая контрактная система отличается множеством преимуществ, среди которых особое значение имеет тесная связь между механизмами рыночной конкуренции и их реализацией при проведении закупок для государственных нужд. Этим обеспечивается сочетание таких интересов государства как эффективность использования ресурсов бюджета и поддержка наиболее конкурентоспособных российских производителей. Тем не менее, на уровне конкретных пра-
вил, регулирующих условия проведения ки, поскольку неопределенность этих тре-торгов, существует ряд противоречий, бований может вести к необъективному снижающих реальную эффективность ис- описанию либо способствовать введению пользования указанных механизмов. Сре- потенциальных участников торгов в за-ди данных противоречий особое место за- блуждение. Этим ограничивается конку-нимают правила описания объектов закуп- ренция в ходе проведения торгов.
Библиографический список
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2019) // СЗ РФ. - 08.04.2013. - № 14. -Ст. 1652.
2. Морозов, А.А. Эволюция развития механизма правового регулирования договора поставки для государственных нужд в Российской Федерации / А.А. Морозов // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - № 3 (45). - С. 99-108.
3. Определение Верховного Суда РФ от 16.10.2017 № 305-ЭС17-7844 по делу № А40-129463/2016 // КонсультантПлюс.
4. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2016 № Ф07-1580/2016 по делу № А56-34845/2015 // КонсультантПлюс.
5. Илюхина, Ю.Ю. Проблемы правового регулирования неустойки по договору поставки для государственных (муниципальных) нужд / Ю.Ю. Илюхина // Вестник Российского университета кооперации. - 2018. - № 1 (31). - С. 120-123.
6. Коржова, Л.Ю. Способы обеспечения исполнения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд / Л.Ю. Коржова // Методы науки. - 2016. -№ 1 (1). - С. 44-47.
7. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.08.2016 № Ф01-3374/2016 по делу № А17-7435/2015 // КонсультантПлюс.
8. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.10.2017 № Ф01-4745/2017, Ф01-4743/2017 по делу № А79-11236/2016 // КонсультантПлюс.
MODERN FEATURES OF BIDDING UNDER THE CONTRACT SYSTEM K.M. Koliba, Student
Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH" (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article provides an overview of the features of bidding under the contract system. Such positive characteristics of modern procurement rules for government needs as a combination of the state's economic interests related directly to meeting the needs of the procuring party in certain goods at the lowest price when meeting the requirements for the procurement object, with the encouragement of the most competitive Russian manufacturers, are noted. At the same time, a number of shortcomings of the contract system were identified, related, inter alia, to the lack of certainty in the rules for describing the procurement object, while the description ensures the attraction of a sufficient number of bidders, thereby ensuring competition, as well as the possibility of misleading bidders with a description of the procurement object.
Keywords: contract system, efficiency of budgetary funds spending, competition, market mechanisms, description of the procurement object, misrepresentation, bidder, procuring party.