НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
М.А. Панина, студент
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10257
Аннотация. В статье обобщены особенности закупочных процедур при заключении государственных контрактов. Выделены некоторые проблемы правового регулирования правил государственных закупок. Отмечены такие проблемы как возможность введения участников в заблуждение описанием объекта закупок, а также использование данных сайтов потенциальных поставщиков при обосновании начальной цены. Предложены направления их решения.
Ключевые слова: государственный контракт, закупочные процедуры, закупки для государственных нужд, поставщики, закупающая организация, правила торгов.
Государственные закупки как особый вид общественных отношений, регулируемых, прежде всего, положениями о правилах проведения торгов. С точки зрения государства особый механизм осуществления государственных закупок гарантирует эффективность использования средств бюджета. При этом удовлетворяются те потребности, с которыми связаны закупки. Для бизнеса это возможность получения прибыли, а для общества в целом фактор экономического роста.
Вполне обоснованным является регулирование, в первую очередь, закупочных процедур, поскольку именно они во многом определяют достижение эффективности закупок для бюджета за счет выбора лучших поставщиков среди участников торгов. Основным принципом, лежащим в основе процедур торгов, выступает конкуренция.
Предполагается, что большое количество участников торгов будет конкурировать между собой, стремясь предложить лучшую цену. Поскольку до момента вскрытия предложений цена конкурента неизвестна, стоимость каждого из предложений будет приближаться к наименьшей. Тем самым обеспечивается конечный экономический эффект для закупающей стороны.
При осуществлении закупок частным бизнесом данный принцип, как правило,
реализуется в любом случае, но государственные торги выступают особой областью общественных отношений, где, среди прочего, должны устанавливаться специальные требования, подробно описывающие порядок действий каждого из участников. Закупки осуществляют, преимущественно, органы исполнительной власти, а сама суть их деятельности связана с деятельностью, регулируемой законодательством или нормативными актами, что не может не оказывать влияния и на закупочные процедуры.
Именно поэтому нормами гражданского законодательства регулируется, преимущественно, исполнение государственного контракта. Согласно п. 2 ст. 525 ГК РФ, отношения, связанные с закупками для государственных нужд, также регулируются специальными правилами [1]. Согласно п. 1 ст. 2 Закона «О контрактной системе», к отношениям, связанным с закупочными процедурами, применяться должны, в первую очередь, нормы законодательства о торгах [2].
Поэтому основным источником регулирования отношений при заключении государственного контракта следует считать нормы Закона «О контрактной системе».
На практике также в случае противоречия источников правового регулирования отношений в области процедур закупок
применяются, в первую очередь, специальные нормы.
В соответствии с требования гражданского законодательства муниципальный заказчик был обязан оплатить стоимость разработки проекта, а, согласно правилам торгов, он не был обязан этого делать. Верховный Суд РФ сделал вывод, что применять следует правила контрактной системы, являющиеся специальными нормами по отношению к гражданскому законодательству, поэтому в удовлетворении требования о взыскании убытков с муниципалитета отказал [3].
В то же время, применение норм законодательства о торгах не всегда совершенно, что позволяет выделить ряд противоречий между установленными правилами заключения государственного контракта и практикой их применения.
Среди проблем закупочных процедур весьма распространенной на практике выступает проблема обоснованных описаний объекта закупок, в том числе, в случае, когда возможно введение в заблуждение участников закупки способом описания. В этом случае количество потенциальных участников торгов сокращается, уменьшается конкуренция, что противоречит общим положениям о проведении торгов. В соответствии с п. 1 ст. 8 нормы Закона «О контрактной системе», возможность равного участия составляет одну из основ заключения государственного контракта.
При введении участников в заблуждение при описании объекта закупок этот принцип нарушается. Например, при проведении торгов описание объекта закупок было недостаточно определенным, что повлекло за собой отклонение предложения одного из участников. Судом было признано, что закупка проведена с нарушениями вследствие отступления от принципа конкуренции и неопределенности описания объекта закупки [4].
В силу неопределенности описания объекта закупок, даже если оно составлено в соответствии с правилами п. 1 ст. 33 Закона «О контрактной системе» большинство участников может предложить не тот объект закупок, который требовался. В
этом случае участники торгов находятся в неравных условиях.
На практике существует понятие введения участников торгов в заблуждение. В ходе контроля соблюдения законодательства о торгах ФАС выдала предписание об устранении нарушений указывая на возможное введение в заблуждение участников торгов недостаточной определенностью описания объектов закупок. Суд подтвердил законность указанного предписания ФАС [5].
Поэтому можно предположить, что совершенствованию закупочных процедур способствовало бы установление правового запрета на использование описаний объекта закупок, вводящих участников торгов в заблуждение.
Среди других проблем закупочных процедур следует выделить использование начальной цены контракта методом анализа рынка. В силу п. 2 ст. 22 Закона «О контрактной системе» этот метод допускается. В то же время, не в полной мере определен статус сайтов потенциальных поставщиков как источника данных о ценах на рынке.
Предложение должно иметь статус публичной оферты, но на сайте может быть указано, что оно не имеет силу публичной оферты либо статус информации может быть не определен вовсе. Например, при обосновании начальной цены с использованием сайтов поставщиков ФАС было признано, что такой подход нарушает правила торгов. Этот же вывод сделал суд первой инстанции, куда обратилась закупающая организация, но в последующем это решение было отменено вышестоящим судом, было признано право закупающей стороны использовать эту информацию, поскольку она содержит все необходимые сведения о ценах [6].
Следует учитывать, что для закупающей стороны это и наиболее доступный источник информации о ценах, причем во многих случаях он может быть более обоснованным, чем другие способы обоснования начальной цены.
Безусловно, должны использоваться несколько сайтов потенциальных поставщиков, что подтверждается практикой. Решение ФАС о признании недопустимым ис-
13б
пользования в качестве обоснования на- потенциальных поставщиков для обосно-чальной цены контракта по данным только вания начальной цены контракта. одного сайта было признано судом право- Подводя итог, можно отметить, что со-
мерным, поскольку при анализе рынка был вершенствование процедур торгов должно использован только один сайт [7]. осуществляться, в первую очередь, исходя
В то же время, проблема соотношения из принципа конкуренции. При этом, без-информации с сайтов при анализе рынка и условно, следует исходить из практиче-публичной оферты как обязательного ус- ских условий проведения государственных ловия обоснования начальной цены про- закупок. Именно поэтому в ходе закупоч-должает оставаться актуальной. Наиболее ных процедур должны создаваться такие обоснованным решением данной пробле- условия, при которых участники торгов мы было бы установление в правилах тор- могут конкурировать между собой. Тем гов положения о возможности использо- самым достигается и бюджетная эффек-вания информации с сайтов нескольких тивность при проведении государственных
закупок.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)//СЗ РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018)//С3 РФ. - 08.04.2013. - № 14. - Ст. 1652.
3. Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2018 по делу № 304-ЭС18-2754, А67-8909/2016//КонсультантПлюс.
4. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.10.2017 № Ф01-4745/2017, Ф01-4743/2017 по делу № А79-11236/2016//КонсультантПлюс.
5. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.08.2016 № Ф01-3374/2016 по делу № А17-7435/2015//КонсультантПлюс.
6. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.01.2017 № Ф01-5888/2016 по делу № А38-2169/2016//КонсультантПлюс.
7. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.02.2015 № Ф02-122/2015 по делу № А33-9479/2014//КонсультантПлюс.
SOME SPECIFIC FEATURES OF THE PROCUREMENT PROCEDURES' LEGAL
REGULATION
M.A. Panina, student
Novosibirsk state university of economics and management «NINH» (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article summarizes the features of procurement procedures' legal regulation. Some problems of the legal regulation of public procurement rules are highlighted. Such problems as the possibility of misleading the participants with the description of the procurement object, as well as the use of these sites of potential suppliers to set the initial price are noted. The directions to solve these problems are suggested.
Keywords: government contract, procurement procedures, procurement for government needs, suppliers, procuring entity, bidding rules.