СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИИ
А.А. БЖУКОВ,
аспирант,
кафедра «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения, e-mail: [email protected]
В статье представлены современные организационно-управленческие технологии, ориентированные на использование нематериальных преимуществ корпорации в условиях нестабильной среды с позиций ресурсного подхода и подхода, ориентированного на результат.
Ключевые слова: корпорация; управленческие технологии; нематериальные активы; конкурентоспособность; сетизация.
Коды классификатора JEL: 034.
Сложившиеся на уровне отдельных национальных государств стратегии и институты при трансплантации не всегда обладали классическими характеристиками, а при переходе на глобальный уровень претерпевали фундаментальные изменения.
Стратегически важным является вопрос о соотношениях в инновационном процессе его государственной и предпринимательской составляющих. Мировая практика разграничения товаров на «общественные» и «частные:» блага дает методологическое обоснование для аналогичного разграничения инноваций на «общественные» (осуществляемые за счет бюджета и используемые преимущественно в государственном секторе) и «частные» (осуществляемые предпринимателями во имя коммерческих целей). Необходимость повышения доли «частных» инноваций объясняется их высокой эффективностью, способной финансово обеспечить и «общественные инновации».
Высокие социальные издержки проводимых в России экономических реформ оправданы только в том случае, если они будут способствовать формированию конкурентно-рыночной среды в стратегических для российской экономики сферах, и, прежде всего, в сфере инновационной деятельности. Научное обеспечение соответствующего направления рыночной трансформации становится приоритетным для отечественной экономической теории.
Отсюда следует вывод, что одна из задач инновационного менеджмента состоит в выявлении особенностей в управлении государством, когда приоритет получает не политика, а экономика, в которой поиск инновационных форм реструктуризации хозяйства предопределяется глобально-стратегической новейшей экономикой, новациями, практическими концепциями управления инновациями в организации.
Становление новационных экономических отношений способствует развитию интенсивной инновационной деятельности предприятий и эффективной организации ее для ускорения разработок и внедрения новшеств — фактора конкурентоспособности продукции и экономического роста. Практика показывает, что современный этап научно-инновационного развития характеризуется активным применением элементов синергетического подхода к управлению на всех уровнях хозяйствования. Это связано во многом с повышением роли начальных этапов инновационных процессов — генерацией новых идей и принципов организации производства, которые придают гибкость промышленным корпорациям.
Однако совершенствование форм управления и организации инновационных процессов для обеспечения тактики инновационно-технических прорывов и конкурентоспособности организаций при переходе к рыночной экономике в сфере инновационных услуг не в меньшей степени обусловлено современным состоянием научнотехнического прогресса.
Современная конкурентная борьба крупных корпораций в условиях открытия рынка означает втягивание национальных фирм и корпораций в состязание с транснациональным капиталом, фактически превращается в борьбу сетевых корпоративных стратегий с независимыми операторами национальных рынков.
На основе оценки сложившихся правил действий транснациональных корпораций в глобальной экономике выявлены дефиниции организационно-финансового и информационного капитала сетевой модели развития, которой подчиняются как формирующиеся, так и достаточно развитые организации и институты, нацеленные на эффективность использования организационных, информационных, сетевых и финансовых ресурсов и оснащенные системами управления операционными рисками.
Развитие процессов интеграции на национальном рынке замедляет недостаточная степень прозрачности российского национального бизнеса и его активов, что делает невозможной оценку реальной рыночной стоимости корпораций и служит препятствием для привлечения прямых и, в особенности, иностранных инвестиций. В этом плане российский рынок, испытывающий потребность в капитале и новых технологиях, уступает другим странам.
Целесообразность использования синергетической методологии отвечает высокой востребованности универсального знания, необходимого для тестирования степени сетизации информационно-финансового капитала в результате влияния процессов глобализации, интеграции на развитие финансового капитала с целью определения вектора институциональных преобразований экономических отношений.
Конкурентные преимущества транснациональных операторов основаны на выверенной стратегии создания дополнительной стоимости из финансовых, материальных и нематериальных активов, тесно связаны с формированием и использованием финансового потенциала крупных операторов развитого рынка и направлены, на наш взгляд, на расширение объема продаж, увеличение прибыли и сегментацию рынка. Помимо количественных изменений, происходят и существенные качественные изменения, затрагивающие содержание продуктов и услуг инновационно-ориентированных компаний.
© А.А. Бжуков, 2009
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
128
А.А. БЖУКОВ
Анализ организационно-финансового и информационного развития сетевых технологий определил, что в качестве хозяйственного результата сетевого развития глобальных компаний может выступать прямой сетевой эффект. Возможности коммуникационных технологий позволяют наращивать количество сетевых вариантов, поэтому достижение многонаправленного коммуникационного потока между членами сетевой системы является одной из специфических целей коммуникационных технологий и сетевых систем.
Для формирования сетевой структуры предложена совместимость объединяемых в сеть элементов, при этом приоритетным для развития сетей является организационный капитал крупных корпораций. Категория сетевой внешней совместимости, определяющая эффект сетевой выгоды при взаимодействии или интеграции крупных операторов рынка инновационной продукции. Сетевой эффект на рынке инновационных товаров и услуг увеличивается вследствие передачи организационно-экономических инструментов в интегрированную структуру.
Любой финансовый актив корпорации, включая акции, имеет стоимость только в той степени, в которой он создает потоки денежных средств; при этом имеет значение распределение денежных потоков по времени. Быстрый возврат денежных средств позволяет реинвестировать их в бизнес и получить дополнительную прибыль. Инвесторы не склонны к риску: при прочих равных условиях они оценивают акции, денежные потоки которых относительно определенны, гораздо выше, чем акции, денежные потоки которых более рискованны.
Поэтому большинство российских корпораций на ранних стадиях своего развития инвестировали ресурсы в создание собственных страховых компаний. Корпоративный менеджмент увеличивал стоимость акций, наращивая масштабы потоков и оборот, и сокращая связанный с ними риск. В качестве основных факторов, влияющих на величину финансового капитала, выделяют объемы реализации продуктов и услуг, уровень неопределенности и риска, операционная прибыль после налогообложения, используемый капитал, действующая модель инфраструктуры рынка.
Деятельность крупных корпораций характеризуется наряду с маркетинговой, мощной интенциональной составляющей. Сетевой корпорации соответствует система стратегических целей, намерений, планов, относящихся к желательному будущему предприятия, опережающих и направляющих вектор институционально-сетевого развития стратегии. Рост является весьма привлекательной стратегией по следующим причинам: инвестиционнофинансовая корпорация более оперативно нивелирует ошибки управления гораздо быстрее, и растущий поток доходов создает запас ресурсов для стратегического маневра.
Растущая корпорация с большей вероятностью получит финансовую поддержку в случае надвигающегося банкротства. Во-вторых, растущая сетевая компания более привлекательна для инвесторов. В-третьих, сетевая компания, имеющая квалифицированный персонал, новые бизнес-технологии, демонстрирует свои преимущества как фактор успешности.
Развитие новой модели стратегии российских корпораций проходит в условиях повышения роли транснациональных компаний. Некоторые исследователи ограничиваются указаниями на общий координационный эффект институтов, реализуемый снижением уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Это утверждение будет верным, но лишенным эвристической силы и останется в плоскости общих заявлений и пожеланий. Снижение уровня неопределенности внешней среды, обеспечиваемое наличием институтов, позволяет планировать и осуществлять долгосрочные инвестиции, добиваясь создания большей стоимости. [1]
Для активизации инновационной деятельности тактически очень важна высокая степень участия субъектов рынка инновационных услуг, то есть пионерный подход к организации инновационных процессов обусловливает свободу самостоятельного выхода на рынок инноваций.
Инновационное развитие экономики требует формирования механизмов государственной инновационной политики, которая вызывает необходимость разработки перспективных научно-инновационных программ, ориентирующих на поиск тактических решений и поддержку инновационной деятельности организаций на основе научных центров и парков, технополисов и инновационных фондов, что позволит осуществить наращивание инновационного потенциала страны.
Среди различных вариантов выхода экономики России из кризиса неизменным остается требование обеспечения инновационного развития как необходимого условия оживления производственной деятельности на основе формирования нового технико-технологического базиса труда, технического строя, производства и его технологических укладов. Фактически процесс инноваций требует временной и нестандартной интеграции деятельности его участников, направленной на удовлетворение общественных потребностей в инновационных услугах. Интеграция предопределяет рост инвестиций, минимизирует издержки производства и является единственным выходом при выживании организаций в период становления рыночных отношений в условиях жесткой конкуренции на рынке инновационной продукции и услуг.
Классификация инноваций позволяет сделать вывод, что инновационные процессы разнообразны по своему характеру, следовательно, и формы, способы и методы их организации и управления также многообразны. Сами процессы обновления связаны с рыночными отношениями, где инновации реализуются в экономике предпринимательскими структурами как средство решения коммерческих задач и как фактор стабильности и роста экономики. Следовательно, инновации ориентированы на рынок, то есть конкретного потребителя. В то же время типизация инноваций позволяет: создать экономические механизмы и организационные формы управления, осуществить привязку типа стратегии, определить форму реализации продукта.
Практически все транснациональные компании и индустриальные гиганты выросли на основе непосредственно этого типа департаментизации или же его разновидностей. Человечество обязано этому способу группирования работ в организации тем, что он позволил выйти на массовое производство, механизацию и автоматизацию производства.
Однако широко известна и другая сторона данного процесса. Например, опасная организационная структура — функционализм — обязана своим появлением именно этому способу группирования работ. Функционализм вырастает из сверхспециализации, создающей непроницаемые организационные перегородки, ослабляющей горизонтальные связи.
В результате происходит размывание общей организационной цели и ее распределение по функциональным звеньям корпорации. Создается замкнутость в рамках отделов и становится меньше должностных лиц, в чьи функции входит анализ деятельности компании в целом. В подразделениях фирмы начинает развиваться инстинкт самосохранения, ведущий к консерватизму, складывается ситуация, при которой ненужную работу невозможно удалить из организации. Все это приводит к возникновению противоречий, конфликтов между функциональными участками.
СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ,
129
Развитие преимущественно вертикальных связей в рамках функционального подхода поднимает решение проблем, возникающих на различных уровнях организации, до ее главного руководителя. В результате попытки руководителей сконцентрироваться на решении стратегических задач растворяются в оперативной работе. И причина возникновения такой ситуации лежит в выбранном типе организационной структуры.
Проблемы функциональной департаментизации отчасти были решены сменой приоритета в направлении при проектировании организации, т.е. путем группирования работ вокруг результата.
Рост организации и автономизация ее частей затрудняют проведение контроля сверху. Развитие диверсификации увеличивает множественность ролей, выполняемых работником в организации, а следовательно, может приводить к увеличению стресса, вызываемого работой.
Если проблема адаптации к внешней среде эффективно не разрешается в рамках отдельных направлений, то естественным выходом из положения становится одновременное усиление в группировании работ, как ресурсного подхода, так и подхода, ориентированного на результат.
ЛИТЕРАТУРА
1. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. М., 2005. С. 30.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)