Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в процессе подготовки специалистов физической культуры и спорта'

Современные образовательные технологии в процессе подготовки специалистов физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Лада Владимировна, Кирьянова Людмила Александровна, Морозов Олег Германович

В статье рассмотрены проблемы совершенствования умений и навыков владения мультимедийными и компьютерными технологиями, которые являются важной и необходимой составной частью самообразовательного процесса специалистов физической культуры и спорта. Опрос и анкетирование студентов 1, 2 и 3 курсов факультета социальных технологий (ФСТ) Северо-Западного института управления позволил авторам статьи проанализировать причины, снижающие интерес и уровень мотивации студентов к занятиям физической культурой. В ходе работы авторами предложены методико-практические рекомендации по усовершенствованию обучения специалистов в области физической культуры и спорта на основе внедрения новейших образовательных технологий, которые соответствуют современному образовательному стандарту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Лада Владимировна, Кирьянова Людмила Александровна, Морозов Олег Германович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern educational technologies in the process of preparation of specialists of physical culture and sports

The article considers problems of improving the skills and knowledge of multimedia and computer technologies, which are very important and necessary part of the self-educational process. The survey and student surveys of 1st, 2nd and 3d courses of the faculty of the social technologies (FST) of the North-West Institute of management allowed the authors to analyze the reasons that reduce the interest and level of motivation of students to employments by physical culture and sports. During the work, the authors propose the methodological and practical recommendations on improvement of the training of specialists in the field of physical culture and sports based on the introduction of the new educational technologies that meet modern educational standards.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в процессе подготовки специалистов физической культуры и спорта»

УДК 796.077.4

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Лада Владимировна Морозова, доцент, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Олег Германович Морозов, заместитель руководителя по спортивной подготовке, Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области «Центр спортивной подготовки по волейболу», Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы совершенствования умений и навыков владения мультимедийными и компьютерными технологиями, которые являются важной и необходимой составной частью самообразовательного процесса специалистов физической культуры и спорта. Опрос и анкетирование студентов 1, 2 и 3 курсов факультета социальных технологий (ФСТ) Северо-Западного института управления позволил авторам статьи проанализировать причины, снижающие интерес и уровень мотивации студентов к занятиям физической культурой. В ходе работы авторами предложены методико-практические рекомендации по усовершенствованию обучения специалистов в области физической культуры и спорта на основе внедрения новейших образовательных технологий, которые соответствуют современному образовательному стандарту.

Ключевые слова: самообразование, профессионально-личностные качества, информационные, коммуникационные, мультимедийные технологии, компьютеризация, физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p182-186

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PREPARATION OF SPECIALISTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Lada Vladimirovna Morozova, the senior lecturer, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Northwest Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Service, St. Petersburg; Oleg Germanovich Moro-zov, the deputy head on sports preparation, State Budgetary Institution of the Leningrad region "Center of sports preparation for volleyball", St. Petersburg

Annotation

The article considers problems of improving the skills and knowledge of multimedia and computer technologies, which are very important and necessary part of the self-educational process. The survey and student surveys of 1st, 2nd and 3d courses of the faculty of the social technologies (FST) of the North-West Institute of management allowed the authors to analyze the reasons that reduce the interest and level of motivation of students to employments by physical culture and sports. During the work, the authors propose the methodological and practical recommendations on improvement of the training of specialists in the field of physical culture and sports based on the introduction of the new educational technologies that meet modern educational standards.

Keywords: self-education, professional-personal quality, information, communication, media technology, computing, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура - одна из составляющих общей культуры, определяющая поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта - одно из главных слагаемых компетентной социальной политики, которая обеспечивает истинное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывает широкий простор для раскрытия способностей людей, удовлетворяет весь спектр их интересов и потребностей.

Развитие современного общества невозможно без процесса информатизации, и в частности в сфере образования. Повсеместное введение информационных, коммуникационных и мультимедийных технологий ведут к повышению уровня подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Специалисту необходимо располагать глубокой общенаучной, общетехнической и специальной подготовкой. Достичь высокого уровня подготовки - задача преподавательского состава кафедры физической культуры и спорта (ФКиС) в Северо-Западном институте управления.

Здесь появляется противоречие между сроками обучения с одной стороны и объемом информации, который должны усвоить студенты с другой стороны. В современной системе высшего образования увеличение сроков обучения просто не рационально. Стало быть, решение этого вопроса надо искать на пути усовершенствования и разумной организации образовательного процесса. Одним из путей решения этой задачи, на наш взгляд, является применение современных образовательных технологий в педагогическом процессе.

Цель исследования - на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать целесообразность совершенствования самообразовательного процесса специалистов физической культуры и спорта на основе использования современных образовательных технологий.

Для решения данной проблемы нами были поставлены следующие задачи:

• проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме;

• определить роль современных образовательных технологий в процессе обучении специалистов спортивного профиля;

• раскрыть целесообразность использования информационных, социальных, коммуникативных, мультимедийных и компьютерных технологий в процессе самообразование специалистов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе научного анализа специальной литературы [1-6] было установлено, что в настоящее время самообразование преподавателей представляет собой стихийный процесс. В то же время следует признать, что в отечественной и зарубежной педагогической теории создано достаточно предпосылок для организации целенаправленного самообразования специалистов и разработки технологического обеспечения этого процесса.

Таким образом, есть основание предположить, что современные образовательные технологии (информационные, социальные, коммуникативные и т.д.) в процессе самообразования специалистов помогают достичь следующих результатов:

1. Улучшение качества образовательного процесса:

- освоение большего количества информации за короткое время;

- самоорганизация образовательной деятельности;

- свободный доступ к учебным материалам и другой информации;

- возможность выбора способов и условий изучения образовательных программ.

2. Оптимизация расходов на обеспечение подготовки:

- снижение нагрузки на преподавателя и студента;

- сокращение времени на репродуктивные виды работы.

3. Рост общей культуры преподавателя в работе с информацией, техникой и людьми [2, с. 11].

Основными условиями эффективного применения технологий в образовательной практике кафедры ФКиС в ВУЗе являются:

- сведения у преподавателя о возможностях выбранной технологии и требований к ней, определяющих специфику деятельности всех участников образовательного процесса и границ ее применения;

- уровень владения этой технологией;

- понимание методики и ее реализация на практике;

- компетенции и профессионально-личностные качества преподавателя, необходимые для выполнения требований к воплощению в жизнь выбранной образовательной технологии.

Тем не менее, активное применение технологий в практике самоподготовки преподавателя не должно стать самоцелью, а в первую очередь средством роста педагогического мастерства и результативности деятельности студентов в достижении более высоких образовательных и спортивных результатов. В свою очередь использование современных технологий расширяют возможности для выбора эффективных способов решения образовательных задач и оптимального использования физических средств и методов.

По итогам анкетирования, проведенного среди студентов, были выявлены причины, влияющие на снижение интереса и уровня учебной мотивации. Оказалось, что педагогический процесс, использующий традиционные технологии обучения, не в состоянии обеспечить активное участие студентов на занятиях по физической культуре (таблица 1). В анкетировании принимали студенты 1, 2 и 3 курсов факультета социальных технологий (ФСТ) Северо-Западного института управления.

Таблица 1

Анализ причин, снижающих интерес и уровень мотивации студентов

№ п/п Причины, снижающие интерес и уровень мотивации Мнения студентов в % к общему числу респондентов

1 Недостаточно информационных, коммуникационных и мультимедийных средств обучения 58

2 Не учитывается специализация профессиональной деятельности студентов 37

3 Использование устаревших и неинтересных учебников и учебных пособий 45

4 Не современные системы физических упражнений 71

5 Низкий уровень индивидуальной активности 62

6 Отсутствие положительного эмоционального фона 53

Анализируя результаты анкетирования из таблицы 1 видно, что более половины респондентов (58%) указало на недостаточно активное и регулярное использование информационных, коммуникационных и мультимедийных средств обучения. А 71% из числа опрошенных студентов выразил недовольство практическими занятиями по физической культуре, проводимых с использованием несовременных систем физических упражнений. Однообразная физическая нагрузка, не соответствующая их психическим особенностям, не приносит им двигательной радости. Это способствует негативно-скептическому отношению к такому предмету, как физическая культура, в вузе вообще, и снижает посещаемость занятий. Нередко студенты отрицательно оценивают подобные занятия, так как не получают физического удовлетворения от рутинных движений, которые не соответствуют их эмоциональному настрою [4, с. 128].

Применение новейших образовательных технологий в обучении специалистов спортивного профиля способствует проведению занятия согласно современным требованиям, повышению педагогического мастерства, быть в курсе последних информационных технологий. Например, на кафедре ФКиС Северо-Западного института управления в программе по физическому воспитанию есть раздел «Аэробика». При проведении занятий по таким направлениям как классическая аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика подразумевается знания преподавателями музыкальной грамоты, особенностей музыкального сопровождения, умения подбора музыкального материала, а так же навыков составления микстов с учетом музыкального размера, темпа и ритма [5, с. 56].

Рационально организованные занятия с использованием современных образовательных технологий позволяют дополнительно использовать современные фитнес-технологии, как в учебно-тренировочных занятиях, так и для самостоятельной работы студентов, использование тестовых заданий помогает преподавателю объективно и

быстро оценивать знания и физическую форму студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основе анализа специализированной педагогической литературы и педагогического опыта преподавательского состава кафедры ФКиС Северо-Западного института управления мы сформулировали методико-практические рекомендации по усовершенствованию обучения специалистов в области физической культуры на основе внедрения новейших образовательных технологий:

• систематическое проведение консультаций, семинаров, конференций, обобщающих передовой педагогический опыт;

• регулярные тренинги и участие в фитнес-конвенциях и в мастер-классах по современным направлениям фитнес-индустрии;

• разработка и введение в образовательную практику теоретико-методологического и информационно-методического сопровождения процесса самообразования специалистов на базе применения компьютерных технологий;

• поиск ресурсов и возможностей подготовки и регулярного издания материалов о практическом опыте педагогических коллективов по улучшению обучения специалистов спортивного профиля.

Подводя итоги нашей работы можно с уверенностью сказать о возникновении нового типа самообразовательной технологии - компьютерной, характеризующей переход самообразования на качественно иной уровень. Но нужно отметить, что самую строгую инструментальную технологию важно дополнить человеческим содержанием и смыслом, вдохнуть в нее жизнь, учесть индивидуально-личностные особенности группы или коллектива, условия реального жизненного окружения и образовательной среды и особенности самого преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметова, Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшее образование в России. - 2001. - № 4. - С. 138-144.

2. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Н.В. Бордовская. - М. : КноРус, 2010. - 432 с.

3. Борисов, П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования / П.П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 1. - С. 191.

4. Морозова, Л.В. Фитнес как современная форма физического воспитания в СЗИУ РАНХиГС / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Управленческое консультирование. - 2013. - № 6 (54). - С. 128-134.

5. Морозова, Л.В. Фитнес в вузе. Часть I : Классическая и силовая аэробика : учеб. пособие / Л.В. Морозова, Т.И. Мельникова, И.Б. Пилина Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации", Сев.-Зап. ин-т упр. - СПб. : Информационно полиграфический центр СЗИУ - фил. РАНХиГС, 2015. - 216 с.

6. Симен-Северская, О.В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Симен-Северская О.В. - Ставрополь, 2002. - 190 с.

7. Тагариев, Р.З. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в сфере физической культуры / Р.З. Тагариев, С.Е. Шихов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 6. - С. 92-93.

REFERENCES

1. Akhmetova, D., and Gure, L. (2001), "University lecturer and innovation", Higher education in Russia, No. 4, pp. 138-144.

2. Bordovskaya, N.V. (2010), Modern educational technology, KnoRus, Moscow.

3. Borisov, P.P. (2003), "Competence-activity approach, and the modernization of the content of

general education", Standards and monitoring for education, No. 1, pp.191.

4. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2013), "Fitness as a modern form of physical education in SZIU RANHiGS", Management Consulting, No. 6 (54), pp. 128-134.

5. Morozova, L.V., Melnikova, T.I. and Pilina, I.B. (2015), Fitness in high school. Part I. Classical and power aerobics, Information publishing center "SZIU", St. Petersburg.

6. Simen-Severskaya, O.V. (2002), Formation ofpedagogical competence of the expert of social work in the course of vocational training in high school, dissertation, Stavropol.

7. Tagar, R.Z. and Shikhov, S.E. (2007), "New educational technologies and principles of the organization of educational process in physical education", Modern high technologies, No. 6, pp. 92-93.

Контактная информация: ludasport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.2016

УДК 797.21

МНОГОЩЕЛЕВОЕ КРЫЛО В ПАРАЛИМПИЙСКОМ И СПОРТИВНОМ

ПЛАВАНИИ

Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Объясняется явление «многощелевого крыла» в паралимпийском и спортивном плавании при перемещении кисти или стопы под водой. Вызванное в резонансном режиме переменное по направлению и величине гидродинамическое сопротивление движению фаланг пальцев, в зависимости от состояния мышечно-суставных напряжений, формы ладони или стоп, ориентации их траектории в пространстве и обусловлено двигательной активностью пловца. Вибрационное разведение пальцев вызывает между ними в пространстве воды мощные потоки - возникает дополнительное индукционное гидродинамическое сопротивление в зависимости от фазового состава подводной части гребка, увеличивается объем системы «кисть - вихревой поток», увеличивается или уменьшается средняя скорость в цикле движения (ноу-хау).

Ключевые слова: многощелевое крыло кисти и стопы, индукционное гидродинамическое сопротивление, резонанс, скорость пловца.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p186-188

MULTISLOT-HOLE WING IN PARALYMPIC AND COMPETITIVE SWIMMING

Dmitry Fedorovich Mosunov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

It explains the phenomenon of "multislot-hole wing" in the Paralympic and competitive swimming while hand or foot moving under the water. Induced in the resonant mode and variable in direction and quantity of hydrodynamic resistance to phalanges movement, depending on the muscular-joint impedance, form of palms and foots orientation of trajectory in space and caused by the locomotor activity of swimmer. The vibrational separating of fingers induces the powerful streams in the water-space between them -appears an additional inductive hydrodynamic resistance, depending on the phase composition of the underwater part of the stroke, volume the system "hand - vortex flow" increases. It increases or decreases the average speed in a movement cycle (know-how).

Keywords: multislot-hole wing of hand and foot, additional inductive hydrodynamic resistance, resonance, speed of swimmer.

Заканчивается эра высоких технологий в спортивном и паралимпийском плавании - специальные гидрокостюмы, длинные и укороченные, мужские и женские, борьба производителей за рынок сбыта. Наступает эра интеллектуалов. На пороге новые утончен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.