Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазиева Регина Рафисовна

В статье рассматривается вопрос о современных образовательных технологиях и их непосредственного применения в образовательном процессе. Акцент сделан на образовательной технологии именуемой - технологией развития критического мышления. Применение данной технологии актуально в связи с современными условиями жизни, а именно постоянного обновления информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the issue of modern educational technologies and their direct application in the educational process. The emphasis is placed on educational technology called critical thinking technology. The use of this technology is relevant in connection with modern living conditions, namely the constant updating of information.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Научная статья Original article

УДК 378.015.3:159.955 (470)

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL

PROCESS

IjJI

Хазиева Регина Рафисовна, доцент кафедры конституционного права Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат юридических наук (45010 Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, д. 2), тел. 89177955777, semmi- 5 @yandex.ru

Khazieva Regina Rafisovna, Associate Professor of the Department of Constitutional Law of the Federal State State Educational Institution of Higher Education "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Candidate of Law (45010 Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2), tel. 89177955777, semmi-5@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о современных образовательных технологиях и их непосредственного применения в образовательном процессе. Акцент сделан на образовательной технологии именуемой - технологией развития критического мышления. Применение

2062

данной технологии актуально в связи с современными условиями жизни, а именно постоянного обновления информации.

Abstract: The article deals with the issue of modern educational technologies and their direct application in the educational process. The emphasis is placed on educational technology called critical thinking technology. The use of this technology is relevant in connection with modern living conditions, namely the constant updating of information.

Ключевые слова: технология, мышление, профессиональное образование, обучение, знания

Keywords: technology, thinking, vocational education, training, knowledge

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Меняющиеся реалии современной жизни, дают четкое понимание необходимости развития системы профессионального образования. Современное образование должно стать гибким и открытым, способным к принятию новых технологий образовательного процесса. Введение ФГОС нового поколения, переход к организации образовательного процесса, основанного на компетенциях, требуют значительных изменений в структуре, содержании и технологии подготовки обучающихся в учреждениях профессионального образования.

В условиях реализации требований ФГОС, на наш взгляд, наиболее пристальное внимание следует обратить на технологию развития критического мышления. Современное развитие общества, большой наплыв информации диктует необходимость применения технологии развития критического мышления, которая отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, позволяет наиболее эффективно включать обучающихся в образовательный процесс.

2063

Технология развитие критического мышления разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Мир изменился. Большой объём информации, поступающий из средств массовой информации, приносит не только плюсы, но и минусы. Главная проблема, с которой столкнулось молодое поколение, это неспособность критически мыслить, в силу возраста и психофизиологического развития в условиях наплыва информации, поступающей из социальных сетей и других средств массовой информации. Без средств массовой информации невозможно представить современный мир, и СМИ не только информируют и развлекают население, они, по сути, формируют сознания человека, его жизненные ценности, привычки, взгляды [1].

Совокупность различных педагогических приемов, используемых при технологии критического мышления, заставляет обучающегося словно пробудиться, пробудить свои творческие, исследовательские способности. Задача преподавателя создать условия, при которых обучающиеся смогут осмыслить полученные материал и поспособствовать обобщению полученных знаний. То есть конечная цель технологии развития критического мышления

2064

— это сделать занятие наиболее содержательным, практически наполненным, интересным, но при этом максимально доступных для всех обучающихся.

В чем огромный плюс технологии развития критического мышления? Безусловно, данная технология учит оценночности, открытости, суждению, формированию собственного мнения. Оценночность проявляется в способности отбора и классификации фактов, явлений действительности. Открытость позволяет человеку формулировать новые идеи, не ограничиваясь общепринятыми стандартами. Суждения дают возможность мыслить об объектах с утверждением или отрицанием их свойств. Таким образом применение данной технологии способствует развитию мыслительной деятельности необходимой для профессиональной деятельности, когда необходимо принимать взвешенные, оптимальные решения, принимать данные решения оперативно, уметь анализировать сложившуюся ситуацию, выделать главное и т.д.

Технология развития критического мышления в корне меняет деятельность обучающегося, привыкшего к получению готовых знаний, монотонной работе на занятии, а значит, меняет и его смысловые установки. Такие занятия дают обучающимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Как правило обучение строится по стандартной схеме, предполагающей проведение лекционного занятия, далее самостоятельной подготовке обучающегося по изучаемой теме и затем проведение занятия семинарского типа, где обучающийся должен показать полученные им знания. На лекционном занятие обучающемся даются готовые знания, которые в последующем они должны будут изложить на занятии семинарского типа. Такой формат обучения в эпоху информационной доступности, на наш взгляд несколько устарел. Применение технологии развития критического мышления как на лекционном занятии, так же и на занятии семинарского типа позволил бы наиболее эффективнее донести знания до обучающихся. К примеру, если

2065

обучающиеся будут готовиться первоначально к лекционному занятию, то имея уже азы знаний в рассматриваемой теме, они смогут выстраивать диалог с лектором, анализировать рассматриваемую проблему и тогда лектор сможет дать знания шире предполагаемой базы. Далее на занятии семинарского типа полученные знания удастся отработать и закрепить наиболее эффективно, используя на занятии метод вызова, осмысления и рефлексии.

Таким образом технология критического мышления позволяет проводить занятия с оптимальной нагрузкой для обучающихся, при этом работоспособность и задействованность обучающихся возрастает и безусловно процент усвоенных знаний тоже возрастает.

Литература

1. Гендина, Н. И. Информационная культура личности в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова, Л. Н. Рябцева ; под научной редакцией Н. И. Гендиной. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021 ; Кемерово : КемГИК. — 308 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14419-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0518-9 (КемГИК). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477569 (дата обращения: 25.03.2022).

2. Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное пособие для вузов / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 126 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08773-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472905 (дата обращения: 25.03.2022).

3. Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Л. Л. Рыбцова [и др.] ; под общей редакцией Л. Л. Рыбцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 92 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05581-8 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1140-8 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст :

2066

электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473757 (дата обращения: 25.03.2022).

4. Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное пособие для вузов / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 126 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08773-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492845 (дата обращения: 25.03.2022).

5. Коротаева, Е. В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10298-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493451 (дата обращения: 25.03.2022).

References

1. Gendina, N. I. Information culture of personality in 2 h. Part 2 : textbook for universities / N. I. Gendina, E. V. Kosolapova, L. N. Ryabtseva ; under the scientific editorship of N. I. Gendina. - 2nd ed. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2021; Kemerovo : KemGIK. - 308 p. — (Higher education). - ISBN 978-5-534-14419-2 (Yurayt Publishing House). - ISBN 978-5-8154-0518-9 (KemGIK). - Text : electronic // Yurayt Educational platform [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/477569 (accessed: 25.03.2022).

2. Popova, S. Y. Modern educational technologies. Case study : textbook for universities / S. Y. Popova, E. V. Pronina. - 2nd ed., ispr. and add. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2021. - 126 p— - (Higher education). - ISBN 978-5534-08773-4. - Text : electronic // Yurayt Educational Platform [website]. -URL: https://urait.ru/bcode/472905 (accessed: 25.03.2022).

3. Modern educational technologies : a textbook for universities / L. L. Rybtsova [et al.] ; under the general editorship of L. L. Rybtsova. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2021; Yekaterinburg : Ural Publishing House. un-ta. - 92 p.

2067

— (Higher education). - ISBN 978-5-534-05581-8 (Yurayt Publishing House).

- ISBN 978-5-7996-1140-8 (Ural Publishing House. un-ta). - Text : electronic // Yurayt Educational platform [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/473757 (accessed: 25.03.2022).

4. Popova, S. Yu. Modern educational technologies. Case study : textbook for universities / S. Y. Popova, E. V. Pronina. - 2nd ed., ispr. and add. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2022. - 126 p— - (Higher education). - ISBN 978-5534-08773-4. - Text : electronic // Yurayt Educational Platform [website]. -URL: https://urait.ru/bcode/492845 (accessed: 25.03.2022).

5. Korotaeva, E. V. Educational technologies in pedagogical interaction: a textbook for universities / E. V. Korotaeva. - 2nd ed., reprint. and add. -Moscow : Yurayt Publishing House, 2022— - 181 p. - (Higher education). -ISBN 978-5-534-10298-7. - Text : electronic // Yurayt Educational Platform [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/493451 (accessed: 25.03.2022).

© Хазиева Р.Р., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.

Для цитирования: Хазиева Р.Р. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.

2068

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.