Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в деле повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы'

Современные образовательные технологии в деле повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
преподавание русского языка и литературы / русский язык в Казахстане / информационные технологии на уроках русского языка / современные образовательные технологии / teaching Russian language and literature / Russian language in Kazakhstan / information technologies in teaching Russian / modern educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медыева Акмайра Тлектесовна

По мнению автора, основная задача современного образования мотивировать учащихся на самостоятельное получение знаний, формировать навык использования своих знаний, организовывать свою деятельность, самосовершенствоваться, находить рациональные решения, быть коммуникативным. Для решения этих задач необходимо использовать современные образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern educational technologies for improving the quality of teaching Russian language and literature

The author views the main task of modern education in motivating students for independent acquisition of knowledge, for being able to use their knowledge, to organize their activities, to find rational solutions, to communicate. Modern educational technologies are to meet these challenges.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в деле повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Акмайра Медыева DOI 10.37492/ETN0.2024.72.1.011

Современные образовательные технологии в деле повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

По мнению автора, основная задача современного образования - мотивировать учащихся на самостоятельное получение знаний, формировать навык использования своих знаний, организовывать свою деятельность, самосовершенствоваться, находить рациональные решения, быть коммуникативным. Для решения этих задач необходимо использовать современные образовательные технологии.

Ключевые слова: преподавание русского языка и литературы; русский язык в Казахстане; информационные технологии на уроках русского языка; современные образова-

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.

Плутарх

Будущее Казахстана рождается сегодня - в наших словах и делах, намерениях и поступках [5]. Это слова президента Республики Казахстан, обращенные к нам в сентябре 2022 года. Также он отметил, что «учебным заведениям технического и профессионального образования нужно ориентироваться на реальные потребности рынка труда, соответствовать задачам нового экономического курса страны» [5].

тельные технологии.

Медыева

Акмайра Тлектесовна,

преподаватель русского языка и литературы, Актюбинский высший гуманитарный колледж (Актобе, Республика Казахстан), 532701m@mail.ru

§ || На рынке труда сегодня востребованы специалисты,

| | соответствующие стандартному профессиональному об-ё Л разованию, обладающие способностью творчески мыс-§ 1 лить, разумно действовать и справляться с жизненными I = обстоятельствами, проявляя развитый интеллект и во-§ § левые качества. Молодой специалист должен обладать о» 5 умением анализировать возникшую проблемную ситуа-1 § цию, найти альтернативные пути, оперативно прини-¡5 ¡г мать самостоятельное решение в условиях дефицита § | времени, синтезировать информацию, улавливать смысл достаточно сложных идей, делать выводы, оцени-1 » вать результат, предвидеть последствия своего и чужого | | труда, выдвигать предположения, проверять идеи на § практике, генерировать новые оригинальные идеи [3].

£ Образование всегда выполняет заказ государства,

« общества. Именно от образования, вернее от уровня об-

а разования зависит настоящее и будущее страны. По сло-

§ вам Андрю Барбюса: «Школа - это мастерская, где фор-

мируются мысли подрастающего поколения, надо крепко держать его в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» [цит. по: 2].

В этой статье я хочу показать, как использование современных технологий помогает повысить качество обучения на уроках русского языка и литературы. Основная задача современного образования - мотивировать учащихся на самостоятельное получение знаний, формировать навык использования своих знаний, организовывать свою деятельность, самосовершенствоваться, находить рациональные решения, быть коммуникативным. Для решения этих задач я использую современные образовательные технологии. Для решения учебных задач урока я использую приемы синквейн, круги Эйлера-Венна, кластер.

Использование этих приемов на уроке развивает у учащихся умение анализировать, синтезировать, дока-

зывать свою точку зрения, «сжимать» информацию -брать только главное, развивает коммуникативные способности. Приемы критического мышления развивают вербальную гибкость (умение объяснять, используя подходящие слова) и вербальное восприятие (способность быстро воспринимать устную и письменную речь, что предполагает владение понятийным аппаратом). Целенаправленное использование этих приемов на всех этапах урока, предусмотренными учебными целями урока, дает возможность преподавателю и учащимся активно и плодотворно работать в течение всего учебного часа.

Современные ученики растут в новом информационном пространстве. Компьютерными технологиями их уже не удивишь. Учитель, преподаватель сегодня не единственный источник информации. Он, скорее всего, сегодня дает направление на поиск информации, должен мотивировать учащихся на успех. Интенсивная подача материала, высокая степень самостоятельности обучающихся, внутренний самоконтроль, диалогич-ность, решение ситуационных задач - все это в целом дает современному преподавателю возможность решать учебные задачи урока и достигать цели занятия.

Метод Джигсо, мозговой штурм, технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), составление карты урока, проведение рефлексий по анализу своих знаний, групповые и парные формы работ на уроке - эти и другие приемы повышают интенсивность урока, мотивируют учащихся достичь успеха.

Русскому языку и литературе принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место среди них занимает патриотизм, духовная культура. По словам Л.В. Сахарного, «Язык — удивительнейшее создание человека, стоит

55 ^ г £ § г

§ || того, чтобы о нем думали». Русский язык по своей специ-§ | фике и социальной значимости — явление уникальное. ё Л Он является средством выражения духовной культуры § 1 народа, основной формой проявления национального I = и личностного самосознания, средством общения и воз-§ § действия, средством хранения и усвоения знаний [2]. о» 5 Учитель не только дает знания, но прежде всего он

1 § воспитывает. На уроках русского языка и литературы вопросам нравственного воспитания, норм поведения, культуры общения, гармоничному развитию личности уделяется большое внимание, принимая во внимание 1 » специфику предмета. Учитывая профиль нашего кол-| | леджа, контингент учащихся (80% - девушки), я на своих § уроках затрагиваю актуальные темы для молодежи в со-

£ временном мире: знакомство в интернете, влияние ин-

« тернета на жизнь, профилактика ранней беременности,

а вопросы полового воспитания, взаимоотношения в под-

§ ростковой среде. Темы нравственного выбора, вопросы,

на которые человек должен найти ответы сам, - все это затрагивается на уроках литературы и русского языка. Но нынешнее поколение, поколение Z, или по-другому центениалы [4]. Им трудно воспринимать текст большого объема или слушать долгую речь, этому поколению проще один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Чтобы объяснить подросткам сложные вопросы нравственного характера или правил поведения, я использую постеры на социальные темы.

Образовательные технологии, современные методы и приемы, несомненно, повышают качество обучения, помогают достичь цель урока, дают возможность учащимся увидеть необычное в привычном. Методы и приемы в педагогике - это только инструменты современного учителя. Главное - это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы в глазах учеников, родителей, кол-

лег. Для современного учителя очень важно не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед: учить, общаясь, а не поучая.

Литература:

1. Ефимова Н.В. Современный учитель. Какой он? // Педагогическое интернет-сообщество «УчПортфолио». 20.03.2015. URL: https://uchportfolio.ru/articles/ read/848 (дата обращения: 02.02.2024).

2. Калжанова Г.М. Модернизация системы образования в Казахстане // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 52-55.

3. Модель выпускника колледжа. 09.12.2010 // Studyguide. Образовательный портал. URL: https://studyguide.ru/reading.php?id=152 (дата обращения: 01.02.2024).

4. Поколение Z: как быть на одной волне со своими детьми // Фоксфорд. URL: https://clck.ru/38Uhnj (дата обращения: 01.02.2024).

5. Послание главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество. 1 сентября 2022 г. // АкОрда. Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www. akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130 (дата обращения: 02.02.2024).

Фото из личного архива автора

Акмайра Медыева. Современные образовательные технологии в деле повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Akmayra Medyieva,

Teacher of Russian language and literature, Aktobe Higher Humanitarian College (Aktobe, Republic of Kazakhstan), 532701m@mail.ru

Modern educational technologies for improving the quality of teaching Russian language and literature

The author views the main task of modern education in motivating students for independent acquisition of knowledge, for being able to use their knowledge, to organize their activities, to find rational solutions, to communicate. Modern educational technologies are to meet these challenges.

Keywords: teaching Russian language and literature; Russian language in Kazakhstan; information technologies in teaching Russian; modern educational technologies.

Виктория Трокоз DOI 10.37492/ETNO.2024.72.1.012

Гибкие навыки и цифровая компетентность в сфере архитектуры и дизайна

По мнению автора, цифровая компетентность является одним из важнейших навыков в проектировании в области дизайна и архитектуры. Владение определенным спектром программ - возможность работать в цифровом формате в 2D- и 3D- проекциях. Большинство проектировщиков в мире выполняют 2D- и 3D-моделирование и расчет сметы средствами информационных технологий.

Ключевые слова: устаревание знаний; гибкие навыки; базовые навыки; проектирование; обучение проектировщика и дизайнера; 3D-моделирование.

Гибкие, или мягкие, навыки (soft skills) актуальны в любой профессиональной сфере и в жизни за пределами профессии. Это главное отличие гибких навыков от базовых навыков (hard skills). Базовые навыки, как правило, соответствуют какой-либо профессии или профессиональной отрасли. Но что же такое soft skills? Одно из множества определений данного было предложено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.