Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образование / система высшего образования / цифровая образовательная среда / онлайн-образование / дистанционное обучение / цифровизация / искусственный интеллект / образовательные технологии / мобильное приложение. / Education / the system of higher education / digital educational environment / online education / distance education / digital transformation / artificial intelligence / educational technologies / mobile apps.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плаксина Н. В., Овчинникова М. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы цифровой трансформации образования в мире в первые десятилетия ХХI в. Проанализированы процесс внедрения цифровых технологий в образовательно-цифровую среду вузов, обоснованность использования цифровых технологий, в том числе мобильных приложений, в процессе обучения, а также основные направления и возможные перспективы развития данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL TRENDS OF DIGITAL TRANSFORMATION IN EDUCATION

The article reveals some actual issues of digital transformation in world education in the first decades of the XXI century. The implementation of innovative technologies in the digital educational environment at universities and the validity of their use in the process of education are analyzed, the main trends and possible ways of the development of the phenomenon mentioned above are analyzed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ»

УДК 378

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ © 2024 Н. В. Плаксина1, М. В. Овчинникова2

1 кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: natalyanegrebetskaya @ yandex. ru 2кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных граждан e-mail: rki@kursksu.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются актуальные проблемы цифровой трансформации образования в мире в первые десятилетия ХХ1 в. Проанализированы процесс внедрения цифровых технологий в образовательно-цифровую среду вузов, обоснованность использования цифровых технологий, в том числе мобильных приложений, в процессе обучения, а также основные направления и возможные перспективы развития данного феномена.

Ключевые слова: образование, система высшего образования, цифровая образовательная среда, онлайн-образование, дистанционное обучение, цифровизация, искусственный интеллект, образовательные технологии, мобильное приложение.

GLOBAL TRENDS OF DIGITAL TRANSFORMATION IN EDUCATION © 2024 N. V. Plaksina1, M. V. Ovchinnikova2

1Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of Foreign Languages and Professional Communication Department e-mail: Natalyanegrebetskaya @ yandex. ru 2Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of Russian Language Development for Foreign Citizens Department e-mail: rki@kursksu.ru

Kursk State University

The article reveals some actual issues of digital transformation in world education in the first decades of the XXI century. The implementation of innovative technologies in the digital educational environment at universities and the validity of their use in the process of education are analyzed, the main trends and possible ways of the development of the phenomenon mentioned above are analyzed.

Keywords: education, the system of higher education, digital educational environment, online education, distance education, digital transformation, artificial intelligence, educational technologies, mobile apps.

Первые десятилетия ХХ1 в. характеризуются интенсивным развитием информационных технологий, которые буквально трансформировали образование. Цифровизация позволяет обеспечить непрерывность и эффективность обучения, обогащая учебный опыт и способствуя более эффективному усвоению знаний. Сегодня

в учебном процессе успешно используется множество цифровых трендов: искусственный интеллект, геймификация, микро- и нанообучение, виртуальная реальность и симуляции, мобильные приложения.

В настоящее время искусственный интеллект (Artificial intelligence) играет ключевую роль в реализации идеи персонализированного обучения - адаптации обучения, его содержания и темпа к конкретным потребностям каждого учащегося. Искусственный интеллект обеспечивает возможность получения данных из разнообразных источников и является катализатором трансформации образования для всех заинтересованных сторон — как отдельных учащихся, так и тех, кто отвечает за организацию образовательного процесса на всех уровнях. Потенциал искусственного интеллекта призван повысить в первую очередь эффективность деятельности преподавателей и создать более комфортные условия для обучения и развития учащихся.

Новые технологии позволяют найти более продуктивные и более творческие способы онлайн-преподавания. С появлением новых образовательных технологий (educational technology) в эпоху COVID вузы упрощают свои технические инструменты и начинают использовать лучшие из доступных электронных платформ. С помощью искусственного интеллекта изменяются многие аспекты образования - от составления индивидуальных планов занятий до организации помощи преподавателям и студентам.

Одной из популярных форм интерактивных занятий становится микрообучение, при организации которого происходит освоение небольшого объёма материала за короткий промежуток времени. Как правило, при микрообучении студентам предлагаются небольшие учебные модули (до 15 минут) с конкретными задачами обучения.

Среди методов и форм, используемых в процессе микрообучения, можно выделить следующие: приложения, видео, игры, инфографику, социальные сети.

Благодаря постоянно увеличивающемуся интересу к микрообучению появляются микрошколы, которые разрабатывают и реализуют небольшие независимые образовательные программы и предлагают индивидуальный формат обучения. Первые микрошколы появились в Великобритании как небольшие независимые школы, финансируемые из частных источников группами родителей-единомышленников, которыми руководят частные преподаватели. В «дидактических капсулах» учатся от 3 до 10 учеников под опекой родителей или частных учителей. В микрошколах используются творческие методы обучения, создается сплоченная, ориентированная на сообщество образовательная атмосфера. В условиях растущего недовольства традиционными школьными системами в многих европейских странах микрошколы становятся примечательной образовательной тенденцией 2024 г.

Еще одной важной мировой тенденцией в сфере современного образования является переход к проектному и экспериментальному обучению. Этот метод доказал свою эффективность в обучении студентов практическим навыкам, развитии навыков критического мышления, сотрудничества и творчества.

Однако онлайн-обучение несмотря на свою эффективность, не может полностью заменить традиционные форматы получения знаний. Поэтому все более популярным становится виртуальное и гибридное обучение. Переход к модели смешанного обучения отражает попытку интегрировать лучшее из традиционных и цифровых образовательных практик, предлагая более персонализированный и доступный опыт обучения. Растет спрос на онлайн-репетиторов, которые видят разнообразные перспективы преподавания в цифровой среде.

В настоящее время в онлайн-обучении происходит рост пользовательского контента (user-generated content - UGC). UGC предоставляет учащимся эффективную

платформу для обмена образовательным контентом и материалами в неформальной и комфортной обстановке без необходимости быть сертифицированными экспертами в данной области. Следует отметить, что пользовательский контент в электронном обучении может принимать разнообразные формы, включая дискуссионные форумы, видеоролики, созданные студентами, блоги, каналы социальных сетей, подкасты и многое другое. Согласно статистическим данным около 67% старшеклассников используют социальные сети для поиска колледжей, в которых они планируют продолжить обучение.

Необходимо отметить и значительный рост геймификации (gaimification) в сфере онлайн-образования. Геймификация направлена на повышение вовлеченности за счет введения игровых элементов в процесс обучения. К ним относятся баллы, знаки отличия, испытания, аватары, симуляции, настройки, приложения реального времени и таблицы лидеров. Такие функции активно поощряют участие учащихся, делая процесс обучения более эффективным. Ожидается, что к 2032 г. среднегодовой темп геймификации в электронном обучении составит 21,5% [11]

По мнению европейских ученых, в 2024 г. увеличится доступность образования через платформы с программным обеспечением с открытым исходным кодом и ресурсы онлайн-обучения, такие как системы управления обучением Learning management systems (LMS), которые реализуют интерактивный и персонализированный опыт обучения с помощью искусственного интеллекта и анализа данных. Именно платформы LMS поддерживают гибридные и смешанные модели обучения, органично сочетая форматы очного и онлайн-обучения. Платформы LMS также оптимизируют и автоматизируют административные задачи, повышая эффективность работы преподавателей и студентов.

В онлайн-образовании заметен рост использования мобильных приложений как преподавателями, так и студентами. Благодаря доступности, гибкости и удобству данные приложения предлагают студентам и преподавателям ряд интересных возможностей для более эффективной организации процесса обучения, преподавания и проведения научных исследований.

Следует отметить, что мобильные приложения, используемые при организации процесса обучения в вузах, - это приложения, созданные специально для студентов, преподавателей и других заинтересованных сторон в секторе высшего образования. Мобильные приложения, разработаны для студентов с учетом требований безопасности и обладают такими техническими характеристиками, как безопасный вход в систему, шифрование данных и резервное копирование системы, чтобы гарантировать безопасность и конфиденциальность информации учащихся. Особенно актуальны мобильные приложения при организации дистанционного обучения, так как позволяют студентам получать доступ к материалам курса и общаться со своими преподавателями из любого места и в любое время.

Бесспорным лидером среди мобильных приложений является Coursera App, которое с 2023 г. удерживает лидирующие позиции по использованию студентами вузов во всем мире. Мобильное приложение Coursera - это бесплатная модернизированная версия известной в академических сообществах платформы, которая доступна как для пользователей Android, так и для пользователей iPhone. Независимая коммерческая технология Coursera была предложена в рамках проекта в сфере массового онлайн-образования профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Нгом (Andrew Ng) и Дафной Коллер (Daphne Koller) в начале 2012 г. Принстон, Стэнфорд, Мичиганский и Пенсильванский университеты были первыми учреждениями, предложившими образовательный контент на данной платформе. С тех пор предложения в сфере образования активно масштабировались,

включив коллекции курсов, предлагающие дополнительные специализации с целью развития навыков по конкретному предмету.

Следует отметить, что контент на платформе Coursera предназначен для разных целей. Есть курсы, которые помогают получить новую профессию, программы с последующим получением диплома, степени и программы для саморазвития. Программы разрабатываются, создаются и публикуются экспертами, в их числе профессора университетов, работники крупнейших международных компаний, учёные, психологи. Например, можно пройти курс обучения под руководством команды Google, сотрудников Project Management Institute (PMI), IBM, Microsoft, PricewaterhouseCoopers (PwC) и др.

Материалы курсов постоянно обновляются, доступны в автономном режиме, отслеживается прогресс учащихся. Основная цель приложения - предоставить пользователям возможность учиться в удобное для них время и в любом месте. Интерактивный поиск курсов, простая регистрация, автономный режим и загрузки, упорядоченный формат приложения - несомненные достоинства данного приложения.

По данным Coursera, в 202З г. на платформе было зарегистрировано 124 миллиона человек на более чем V 000 программах по разным специальностям. Это IT и технические науки, изучение языков, социальные науки, личностное развитие и здоровье, бизнес, гуманитарные науки и искусство. Большая часть программ предлагалась на английском языке, 3V курсов сопровождались субтитрами на русском языке [8].

Следует отметить мобильное приложение Blackboard (Blackboard Mobile Learn), которое используется для интерактивного преподавания и обучения на мобильных устройствах, предоставляя учащимся и преподавателям мгновенный доступ к своим курсам, контенту и сообществам онлайн, а также в автономном режиме. Набор приложений включает приложение Blackboard для учащихся и приложение Blackboard Instructor для преподавателей. Приложение Blackboard для мобильных устройств iOS, Android и Windows предоставляет учащимся интуитивно понятный способ взаимодействия с контентом приложения, преподавателями и другими учащимися. Преподаватели могут использовать приложение для доступа к материалам курса, публикации объявлений, участия в обсуждениях и оценки заданий учащихся в любое время и в любом месте [V].

Evernote является еще одним инструментом, который активно используется как студентами, так и преподавателями при организации онлайн-обучения для создания заметок, в том числе текстовых записей, веб-страниц, списка задач, фотографий, картинок, электронной почты. С помощью данного мобильного приложения можно быстро и удобно запоминать все, что хочется запомнить, и просматривать сделанные заметки с любого компьютера или мобильного телефона, где бы ни находился пользователь. Сервис предоставляется через стандартный веб-браузер либо c помощью специальной программы (локального клиента) Evernote для Windows, Mac OS, Windows Mobile и iPhone [б].

Студентами европейских вузов активно используется мобильное приложение Wolfram Alpha, которое представляет собой базу знаний и набор вычислительных алгоритмов и является вопросно-ответной системой, которая была запущена 15 мая 2009 г. [12].

Khan Academy - еще один известный проект в области образования, который заслуживает упоминания. В данном проекте с момента его организации были представлены учебные материалы, созданные профессором Салманом Ханом. В настоящее время Khan Academy - один из крупнейших в мире образовательных сайтов, на котором представлены приблизительно 6000 лекций. В 2015 г. сайтом

воспользовались 65% студентов Стенфорда. Главный принцип создателя проекта Салмана Хана - «учиться ради знаний, а не для оценок» [3, с. 234].

Khan Academy пользуется огромной популярностью среди студентов во всем мире. Данное официальное приложение представляет собой бесплатный онлайн-сервис, где содержится информация по самым разным дисциплинам и представляет удобный доступ ко всему контенту портала с мобильных устройств Android.

В приложении TED Conferences LLC (Technology, Entertainment, Design) для Android американская медиаорганизация публикует выступления онлайн для бесплатного распространения под лозунгом «идеи, которые стоит распространять». Мобильное приложение позволяет транслировать и даже загружать TED Talks непосредственно на мобильное устройство. Видеотека TED представлена с субтитрами на более чем 100 языках. Пользователи могут слушать выпуски программ знаменитой онлайн-радиостанции TED Radio Hour, скачивать видео- и аудиозаписи выступлений для воспроизведения в автономном режиме.

Среди актуальных мобильных приложений следует выделить безопасное хранилище Google Drive для резервного копирования файлов и работы с ними на любых устройствах, которое активно используется не только обучающимися, но и преподавателями. Просмотр, редактирование или комментирование контента в любых файлах и папках, безопасное хранение файлов, просмотр своего контента в офлайн-режиме, а также сканирование бумажных документов с использованием камеры устройства - основные функции данного приложения.

Необходимо отметить и мобильное приложение EasyBib, которое завоевало огромную популярность среди студентов вузов в Европе. Данный сервис помогает правильно цитировать документ, что, несомненно, актуально для тех, кто активно занимается ведением научной или академической работы. Приложение предназначено для работы с целым рядом носителей информации. Мгновенная цитата создается при сканировании штрих-кода книги с помощью камеры устройства.

Особого упоминания заслуживают мобильные ресурсы для студентов, изучающих английский язык. Следует выделить Hello English - приложение с традиционным подходом к изучению языка с использованием переводов и грамматических правил. Приложение предлагает 475 интерактивных уроков и ряд игр, которые проверят навыки и текущий прогресс. Предусмотрены вопросы учителю, общение с чат-ботами и даже доступ к мини-словарю. В приложении представлены уроки английского для носителей более чем 22 языков. Возможно использование приложения в автономном режиме.

Среди студентов достаточно популярно мобильное приложение Quizlet. Основная функция Quizlet предполагает создание цифровых флеш-карт, игровых заданий, рассчитанных на работу с лексикой, включает практические электронные оценивания и живые викторины. По состоянию на декабрь 2021 г. Quizlet насчитывал более 500 миллионов наборов карточек, созданных пользователями, и более 60 миллионов активных пользователей.

Мобильное приложение Beelinguapp помогает изучить язык с помощью электронных книг. Студенты выбирают материал для чтения из множества рассказов и романов и изучают язык в своем темпе. Текст и аудио отображаются одновременно. В большинстве текстов звук сопровождается анимацией. После работы с текстом студентам предлагаются тесты, позволяющие проверить уровень усвоения материала.

Talk English используется студентами для улучшения произношения, коррекции акцента. В приложении представлено несколько вариантов базового английского, а также делового английского [9].

Мобильное приложение Lingbe предоставляет возможность живого общения с носителями языка, обеспечивает четкую обратную связь. Пользователь нажимает кнопку вызова, и приложение сразу же подбирает носителя языка для общения с последующей обратной связью - оценкой грамматики и произношения.

При использовании мобильного приложения и корректора для улучшения письменной речи на английском языке Grammarly Keyboard учащиеся могут исправлять в своих письменных работах грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки. Grammarly содержит расширенные функции, такие как инструмент переписывания на базе искусственного интеллекта, что позволяет расширить словарный запас, проверять орфографию слов и улучшать качество письма - от электронных писем до публикаций в социальных сетях [6].

Среди студентов вузов актуально комплексное мобильное приложение Rosetta Stone, которое учит изучающих английский язык думать на изучаемом языке. Rosetta Stone «учит английскому на английском».

Мобильное приложение Babbel предлагает обучающимся 15-минутные уроки, основой для которых служат реалистичные разговоры носителей языка и занятия онлайн с преподавателями. В приложении есть функция распознавания речи, которая слушает произношение и исправляет ошибки [9]..

Для увеличения словарного запаса в работе с лексикой английского языка студентами активно используются такие мобильные приложения, как Memrise, которое использует игры, карточки, и Mosalingua, в котором используется метод интервального повторения, эффективно формирующий основной словарный запас у пользователя.

Нельзя не отметить, возросшую популярность среди студентов и преподавателей вузов официального приложения BBC News, в котором представлены разнообразные аутентичные материалы. В приложении представлены грамматические тесты и пояснения к ним, упражнения на тренировку произношения. Подкасты и видео для изучающих английский язык регулярно обновляются. Особенно актуально данное приложение при использовании в процессе обучения инновационной технологии «перевернутый класс» или в условиях дистанционного обучения [10].

Еще одно мобильное приложение для изучающих английский язык, к которому обращаются студенты вузов во всем мире, - Innovative Language. Данное приложение предлагает видео- и аудиоуроки учителей - носителей английского языка. Темы уроков варьируются. Подобные ресурсы предоставляют общие знания о традициях и обычаях страны изучаемого языка, которые затем используются при обсуждении [9].

Несмотря на многообразие форм онлайн-обучения, процесс поиска и разработки новых его вариантов будет продолжаться. Сегодня ученые говорят о том, что дальнейшая цифровая трансформация образования неизбежна,и этот тренд, без сомнения, будет продолжаться в долгосрочной перспективе [2, с. 82].

Интеграция цифровых технологий в современное образование не только обогащает учебный опыт и способствует более эффективному усвоению знаний, но и развивает навыки и умения у выпускников, которые им потребуются для успешной адаптации в цифровой эпохе.

Использование искусственного интеллекта в современном образовании предлагает значительные возможности для улучшения качества образования, расширения доступности и инноваций в подходах организации образовательной деятельности. Проекты в сфере образования на основе искусственного интеллекта, такие как, например, интеллектуальные системы обучения и оценивания, геймификация, микрообучение, виртуальное и гибридное обучение, мобильные приложения и другие, открывают большое количество возможностей для формирования уникальной передовой образовательной практики, позволяющей

обогатить традиционный учебный процесс и в полном масштабе реализовать концепцию персонализированного обучения в современных условиях цифровизации.

Среди несомненных преимуществ использования мобильных ресурсов при организации процесса обучения в высшей школе следует выделить следующие: доступность аутентичных учебных и справочных ресурсов, программ; быстрый доступ к ресурсам; обратная связь с учебным сообществом и преподавателями; учет индивидуальных особенностей студента; возможности создания условий для персонализированного профессионально ориентированного обучающего пространства обучающихся; повышение мотивации обучаемых с помощью использования актуальных технических средств и виртуального окружения; формирование и актуализация способностей к непрерывному обучению в течении жизни [1]

В целом очевидно, что использование мобильных приложений при организации обучения в современной системе высшего образования является растущей тенденцией, которая потенциально может кардинально повлиять на способы обучения студентов и работу учебных заведений в будущем.

Библиографический список

1. Амиров, А. Ж. Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза / А. Ж. Амиров // Молодой ученый. - 2017. - №1(135). - С. 13-15. - URL: https://moluch.ru/archive/135/37927/ (дата обращения: 04.02.2024)

2. Ветчинова, М. Н. Формирование новой образовательной реальности: экосистемный подход / М. Н. Ветчинова // Проблемы современного образования. -

2022. - № 4. - С. 78-86.

3. Плаксина, Н. В. Образовательная экосистема как стратегическое направление трансформации образования в мире / Н. В. Плаксина, М. В. Овчинникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -

2023. - № 3 (67). - С. 229-236. - https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4977 (дата обращения: 05.02.2024)

4. 6 apps to improve learning in higher education. - URL: https://evgmedia.com/6-apps-improve-learning-higher-education/ (дата обращения: 01.02.2024)

5. Best Note Taking App. - URL: https://evernote.com/ (дата обращения: 01.02.2024)

6. Free al writing assistance. - URL: https://www.grammarly.com/ (дата обращения: 04.02.2024)

7. Blackboard App: Mobile learning solutions. - URL: https://www.blackboard.com/teaching-learning/learning-management/mobile-learning-solutions (дата обращения: 01.02.2024)

8. Coursera App: Revolutionize Your Learning Skills In 2023! - URL: https://www.entrepreneursera.com/coursera-app/ (дата обращения: 01.02.2024)

9. 11 English Teaching Apps to make Planning Lessons, Getting Students and Giving Classes A Breeze. - URL: https://storylearning.com/teach/english-teaching-apps (дата обращения: 01.02.2024)

10. 21 Shockingly Good Apps for ESL Teachers. - URL: https://www.fluentu.com/blog/educator-english/best-apps-for-esl-teachers/ (дата обращения: 01.02.2024)

11. Top 10 online education trends to look forward to in 2024. - URL: https://workee.net/blog/top-online-education-trends-today (дата обращения: 02.02.2024)

12. Wolframalpha mobile App. - URL:

https://products.wolframalpha.com/mobile(дата обращения: 03.02.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.