Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЬЮТЕР / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / СТУДЕНТ / RUSSIAN LANGUAGE / TECHNOLOGY / COMPUTER / PRESENTATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киличева Ф.Б.

В этой статье рассматривается проблемы на уроках русского языка и их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киличева Ф.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND THEIR USE IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

This article discusses problems in the Russian language lessons and their solutions.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 13.00.01

Киличева Ф.Б., доцент заведующий кафедрой кафедра языков Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ

ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: В этой статье рассматривается проблемы на уроках русского языка и их решения.

Ключевые слова: Русский язык, технология, компьютер, презентация, студент.

Kilicheva F.B., associate professor head of departament department of languages Tashkent Institute of Irrigation and Agricultural Mechanization Engineers

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND THEIR USE IN TEACHING THE

RUSSIAN LANGUAGE

Annotation: This article discusses problems in the Russian language lessons and their solutions.

Key words: Russian language, technology, computer, presentation, student.

Повышение качества обучения, в частности качества обучения студентов, является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики в связи с тем, что в настоящее время, к сожалению, все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне студентов.

Современные подходы к модернизации узбекского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере

деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно -технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

Новые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей. Они призваны:

- сделать эффективным педагогический процесс обучения и воспитания студентов,

- вывести процесс управления качеством образования на новый уровень.

Новые образовательные технологии можно применять при объяснении

нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, во внеклассной работе по русскому языку, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты (правда, этот вид общения осуществляется мной через домашний компьютер), а компьютер помогает разработать и реализовать новые формы проведения занятий по русскому языку и литературе: провести виртуальные экскурсии по творчеству писателей, по картинам для сочинений; на уроках развития речи познакомиться с творчеством художников, проводить дистанционно тестовые работы. При этом для студентов он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

Использование разных видов презентаций позволяет решать следующие задачи:

1. Лекционная презентация - это визуальные материалы, которые иллюстрируют содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.

2. Презентация «Интерактивный плакат» — это демонстрация иллюстраций, фотографий, схем с минимумом подписей. Они допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее.

3. Презентации "Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. Таким образом, задействуются три

механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала.

4. «Интерактивные презентации» наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и интернет, позволяют студенту использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового или самоконтроля результатов усвоения.

5. Анимации и иллюстрации я чаще всего использую при объяснении нового материала. Эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (например, для уроков развития речи).

Электронные образовательные ресурсы становятся для учителя бесспорным помощником.

По большому счету, главное для нас, учителей русского языка и литературы, - гуманитарное образование личности студента, которое является основой человеческой нравственности и культуры. Использование ЭОР делает процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. ЭОР на уроках русского языка позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций экономит время, более эстетично оформляет материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку.

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить сами учащиеся в Интернете и на дисках. Так урок становится ярким, образным, деятельностным. Использование интерактивных тестов не только экономит время учителя, но и помогает учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам.

Правильно подобранный к уроку ЭОР пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого - ощущения и образы. Создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих тематические коллекции, инструменты, программные средства. Они повышают наглядность, интерактивность урока русского языка.

Анимированные рисунки и иллюстрации, интерактивные определения, правила, таблицы, учебные тексты, электронные задания, тесты, словари и справочники - вот тот клад, который необходимо использовать любому учителю.

Подводя итог выше сказанному, активное использование информационно-коммуникативных технологий приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один - нужно совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.

Использованные источники:

1. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике - М.: 2001

2. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка. - М., 1989

3. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // -Школьные технологии. 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.