Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1783
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВУЗ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATION / PEDAGOGICAL PROCESS / UNIVERSITY / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Пашина Светлана Алексеевна

В статье рассматриваются актуальные образовательные технологии, которые применяют преподаватели в вузе. Среди которых представлены, следующие: технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс - технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, традиционные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Пашина Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF TEACHING AT THE UNIVERSITY

The article discusses the current educational technology that teachers use at the university. Among which are the following: technology for the development of critical thinking, project technology, technology for developing education, health-saving technologies, game technologies, modular technology, workshop technology, case technology, integrated learning technology, pedagogy of cooperation, level differentiation technologies, group technologies, traditional technologies.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ»

Программа Российской Федерации «Развитие образования», предусматривает выделение субсидий на создание дополнительных мест в частных детских садах. В республике в 2019 году начала действовать обновленная программа субсидирования частных детских садов.

Недостатки существующей системы субсидирования по мнению руководителей частных дошкольных организаций заключаются в том, что назначенные деньги поступают с большой временной задержкой. Кроме того, они указывают, что размер субсидии в сумме 3 917 рублей за одного ребенка не индексировался с декабря 2015 года.

Если говорить о суммах, направляемым из бюджета на субсидии частным дошкольным образовательным организациям, то в 2018 году предусмотрено, в общей сложности (из бюджета республики и города), порядка 110 млн рублей. 86% указанной суммы обеспечивается республикой, 14% — городом. По данным на сентябрь 2019 г. в частных ДОО насчитывается 1849 детей в возрасте от 3 до 7 лет и 1506 - до 3 лет. Однако, по словам предпринимателей, число детей, как правило, растет до конца года и стабилизируется только в декабре. При этом, расчет общего объема финансирования на субсидии на 2019 г. определяется, исходя из норматива 2280 воспитанников.

Одним из инициаторов данной программы в Якутске, было отмечено, что со стороны частных детских садов бывают случаи нарушений в части предоставления отчетности. Например, субсидии считают на детей без прописки, не стоящих в городской очереди, или не того возраста.

Можно сделать вывод о том, что необходимо разработать согласованный проект изменений в существующее положение о субсидиях, которые будут затрагивать вопросы интересов родителей и детей, не подпадающих под критерии для получения субсидий в Якутске.

Отметим основные достоинства и недостатки негосударственного сектора дошкольного образования.

К достоинствам можно отнести:

- возможность выбора семьей образовательной организации, в соответствии со своими потребностями;

- малая комплектация групп. Благодаря этому, обеспечивается индивидуальный подход к обучению и развитию детей;

- широкий ассортимент предлагаемых блюд и возможность подбора подходящего рациона питания для каждого воспитанника;

- родители имеют право влиять на учебно-воспитательный процесс - например, через попечительский совет. В частности, они могут инспектировать кухню, присутствовать на занятиях и т.п.;

- многие частные сады работают по системе «детский сад - школа».

Наряду с плюсами в деятельности негосударственных детских садов отмечаются и существенные недостатки:

- высокая стоимость,

- не предусмотрена законом компенсация части родительской платы да содержание ребёнка в ДОО (за исключением отдельных регионов),

- не всегда частный детский сад расположен рядом с домом,

- иногда желание угодить родителям за их собственные деньги вредит учебно-воспитательному процессу.

Выводы. Можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации сформирована нормативно-правовая основа для поддержки функционирования негосударственных форм дошкольного образования.

Решение государственной задачи обеспечения детей местами в детских садах в первую очередь видится в развитии негосударственного дошкольного образования. Стабильный спрос на места в частных детских садах, и существующая очередь в государственные сады требует совершенствования системы вариативных форм организации дошкольного образования.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации». - М.: Проспект, 2013. - 160 с.

2. Савинская О.Б. Родительская оценка услуг детского сада: ценность воспитания и обучения / О.Б. Савинская // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2015. - Т. 18. - № 2. - С. 115-129.

3. Садырин В.В. Поддержка и развитие дошкольного образования / В.В. Садырин // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 16-17.

4. Скоролупова О.А. Об основных направлениях государственной политики в сфере дошкольного образования / О.А. Скоролупова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №. 9. - С. 5.

5. Комарова Е.С. Проблемы развития частного сектора в отечественной системе примере Челябинской области / Е.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - C. 15-21.

6. Кузнецов А.А. Дошкольное образование на рубеже веков: развитие муниципального и негосударственного секторов / А.А. Кузнецов // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 26.

7. Леонидова Г.В. Негосударственное дошкольное образование: текущая практика территориального развития / Г.В. Леонидова, И.И. Свирелкина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2016. — 1 (43). - С. 148-156.

Педагогика

УДК 37.013

доцент кафедры общей и клинической психологии Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна

ЧОУ ВО «Московская международная академия» (г. Москва);

доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Пашина Светлана Алексеевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные образовательные технологии, которые применяют преподаватели в вузе. Среди которых представлены, следующие: технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс - технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые

технологии, традиционные технологии.

Ключевые слова: профессиональное образование, образование, педагогический процесс, вуз, технология, образовательные технологии, преподавание.

Annotation. The article discusses the current educational technology that teachers use at the university. Among which are the following: technology for the development of critical thinking, project technology, technology for developing education, health-saving technologies, game technologies, modular technology, workshop technology, case technology, integrated learning technology, pedagogy of cooperation, level differentiation technologies, group technologies, traditional technologies.

Keywords: vocational education, education, pedagogical process, university, technology, educational technology, teaching.

Введение. В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Новые образовательные стандарты нацеливают педагога на формирование у обучающихся универсальных компетенций, которые могут быть сформированы только в результате деятельности последнего в условиях выбора и при использовании педагогом индивидуально-ориентированных технологий, что делает их освоение и внедрение особенно актуальными.

Как пишет В.А. Сластенин, технология - это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Г.М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии - это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат. [1].

Изложение основного материала статьи. У педагогов возникла проблема - превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающегося.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающегося в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В вузе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе [1].

В условиях реализации требований новых образовательных стандартов наиболее актуальными становятся технологии:

Информационно - коммуникационная технология; которой отводится большое значение, т.к. обучающийся должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня преподаватель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях студент знает больше, чем он, и роль современного педагога - это в большей степени роль проводника в мире информации.

Информатизация образования - это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ в обучении, как правило, выступают следующие:

•формирование первичных навыков работы с информацией - ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;

•освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Занятия с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными.

Пары с использованием информационных технологий становится более интересным для студентов, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на занятии.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на занятии освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Технология развития критического мышления. Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление - необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути - некоторая тавтология, синоним качественного мышления.

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы и т.д.).

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на занятии.

Цель технологии: научить обучающегося самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основные методические приемы развития критического мышления: Учебно-мозговой штурм, Интеллектуальная разминка, Эссе, Приём «Корзина идей», Да - нет и т.д.

Проектная технология. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским

философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести [2].

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

В современном российском вузе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х - 90-х годах, в связи с реформированием профессионального образования, демократизацией отношений между педагогом и обучающимся, поиском активных форм познавательной деятельности последних.

Технология развивающего обучения. Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить обучающихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий - это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.

Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению учебных проблем, в ходе которых у обучающихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества [4].

Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение студенту возможности сохранения здоровья за период обучения в вузе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

• соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

• рациональная плотность занятия (время, затраченное студентами на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80%;

• четкая организация учебного труда;

• строгая дозировка учебной нагрузки;

• смена видов деятельности;

• обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

• место и длительность применения ТСО;

• включение в занятие технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке обучающихся;

• построение занятия с учетом работоспособности студентов;

• индивидуальный подход к обучающимся с учетом личностных возможностей;

• формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;

• благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

• профилактика стрессов:

• работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» судент чувствует поддержку товарища; стимулирование обучающихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

• целенаправленная рефлексия в течение всего занятия и в его итоговой части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья обучающихся; предупреждение переутомления студентов на парах; улучшение психологического климата в студенческих коллективах; снижение показателей заболеваемости обучающихся, уровня тревожности [3].

Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Игровые технологии. Уровень обучения и воспитания в вузе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития обучающегося. Это предполагает психолого-педагогическое изучение студентов на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого учащегося, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это на младших курсах в вузе, когда только начинается целенаправленное профессиональное образование, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества личности, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для студентов, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным [5].

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда обучающийся может подняться до «потолка» своих возможностей.

Выводы. Таким образом, используя инновационные образовательные технологии преподавания в вузе, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности обучающихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2. Изменить характер взаимодействия субъектов системы образования: педагог-обучающийся -партнеры, единомышленники, равноправные члены «одной команды».

3. Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Позитивная мотивация к учебе у студентов может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

•мне интересно то, чему меня учат;

•мне интересен тот, кто меня учит;

•мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Ахмедова Э.М. Образовательный коворкинг как инновационная форма организации образовательного процесса в вузе // Психологическое здоровье личности: теория и практика: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. И.В. Белашева. - Ставрополь: СКФУ, 2018. - 259 с.

2. Ищак Е.Р. Современные педагогические технологии как основа проектирования учебных занятий в вузе // СТЭЖ. 2011. №14. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-kak-osnova-proektirovaniya-uchebnyh-zanyatiy-v-vuze (дата обращения: 18.03.2020).

3. Мельников С.В. Образовательные технологии в вузе - новые подходы // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 207-218. - ISSN 2413-4007.

4. Останина С.А., Птицына Е.В. Современные образовательные технологии в вузе: обобщение теоретического и практического опыта // Проблемы современного образования. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-vuze-obobschenie-teoreticheskogo-i-prakticheskogo-opyta (дата обращения: 03.03.2020).

5. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Книга 16 / О.К. Асекретов, Б.А. Борисов, Н.Ю. Бугакова и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 318 с.

Педагогика

УДК 371.13:51

старший преподаватель Бажан Зинаида Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. Автор статьи рассматривает математическую компетентность как составляющую профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, формирование которой может осуществляться в процессе изучения дисциплин математического цикла в педвузе.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, математическая компетентность, методико-математическая подготовка учителей начальных классов.

Annotation. The author considers mathematical competence as a component of future primary school teachers professional training, the formation of which can be carried out in the process of studying the mathematical cycle disciplines at a teacher training university.

Keywords: competency-based approach, competence, mathematical competence, methodological and mathematical training of primary school teachers.

Введение. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. В качестве основы модернизации современного педагогического образования выдвигается компетентностный подход, направленность которого ориентирована на подготовку квалифицированного и компетентного учителя, готового к постоянному профессиональному росту.

Особую актуальность приобретает проблема подготовки будущих учителей начальных классов, которые в силу многопрофильности своей педагогической деятельности призваны закладывать основы общей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.