3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 308 с.
4. Дашкова Е.В. Гуманизация образования: экскурсия как педагогический процесс / Е.В. Дашкова, О.В. Елисеева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 6 (49). - С. 113-116.
5. Дашкова Е.В. Виртуальные экскурсии как средство современного педагогического процесса / Е.В. Дашкова, К.И. Стрюковская // Актуальные проблемы и перспективы развития туризма: материалы всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Актуальные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России - 2013», Екатеринбург, 5 апр. 2013 г. / ФГБОУ ВПО «Урал. Гос. Пед. Ун-т». - Екатеринбург, 2013. - С. 346-350.
6. Дашкова Е.В. Современные экскурсионные технологии: традиции и инноватика / Е.В. Дашкова // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по Материалам Международной научно-практической конференции в 34 частях. Часть 19; М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 43-45.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© Колдарь Л.Е.1
МБОУ«СОШ № 2 г. Строитель», Белгородская область г. Строитель
В статье рассматриваются вопросы современных педагогических технологий в преподавании курса математики.
Ключевые слова системно-деятельностный подход, технология развития критического мышления.
Стремительное развитие современного мира, не могло не отразиться на системе образования. Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Поэтому большое значение в подготовке людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их, играет, отводится современной системе образования, а именно её содержанию. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений
1 Учитель математики.
и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи [1].
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, что способствует формированию УУД. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их дея-тельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Важное значение отводится педагогическим технологиям с разнообразием приёмов, форм, методов, способов организации учебно-познавательного процесса обучения. На современном этапе развития образования необходимо превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Выбор технологии зависит от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся [3].
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно - коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, традиционные технологии (классно -урочная система) [5].
Одна из технологий требующая к себе повышенного интереса, это технология критического мышления. Критически мыслить, значит анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Технология критического мышления позволяет решать следующие задачи: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Технология критического мышления способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, т.е. ему предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать), т.е. он вступает в непосредственный контакт с новой информацией.
3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, т.е. процесс.
Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки [5].
1. Прием «Представление информации в кластерах».
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер - способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
2. Прием «Инсерт».
Прием «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
3. Приёмы постановки вопросов:
«Толстый» и «тонкий» вопрос (на этапе контроля знаний).
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
4. Приём «Анализируйте идеи, предположения, тексты».
Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части. Предлагается проанализировать текст по схеме:
«это я понимаю и объясню другому», «это я понимаю, но объяснить не смогу», «это я не понимаю».
5. Приём «Верю - не верю».
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.
6. Прием «Чтение. Суммирование в парах».
Используется для работы с текстом. Учащимся раздаются тексты. Текст разбит на смысловые отрывки. Учащиеся разбиваются на пары («А» и «В»). Каждой паре предлагается текст, состоящий из двух логических частей. Учащиеся читают первую часть, затем ученик «А» задает вопросы ученику «В», «В» отвечает. Далее читают вторую часть и меняются ролями. После того как первая и вторая части отработаны, делаются краткие записи в тетради. Часть пар на доске составляет кластер и готовится к презентации своих ответов, выполняя для каждой логической части отдельной кластер. Затем идёт презентация ответов. По одному человеку из пары, готовившей презентацию, защищают свою работу, по очереди. Остальные дополняют их ответы, задают вопросы. Затем идёт отработка практических навыков.
7. «Ромашка вопросов».
Шесть лепестков - шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяется на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ... ?», «Если я правильно поняла, то ... ?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ... ?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях - направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретац ионного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в ..., если бы ... ?», «Как вы думаете, как будет ... ?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем ... отличается от ... ?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
8. Приём «Домашнее задание».
Предлагается обучающимся самостоятельно разобрать задачу, изучить теоретический блок, и т.д.
9. Составление синквейна.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
10. «Вставь пропущенное слово».
Предлагается текст с пропущенными словами, например для того, чтобы выяснить какая сегодня будет тема урока.
11. «Взаимоопрос».
Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.
Таким образом рассмотренная технология критического мышления на уроках математики позволяет научить школьников: организации своей деятельности; душевности и чуткости; ощущению свободы и счастья бытия; самореализации, сохранения ценностей; пониманию себя и пониманию других; умению мыслить; формированию и отстаиванию своей точки зрения; партнерские отношения; умению сотрудничать; гибкости мышления; умению слушать; мобильности; способности оценивать свои действия; рефлексии.
Список литературы:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1989.
2. Всероссийская видеоконференция Орешкина Виктора Георгиевича «Критическое мышление: технология и приёмы», март 2012 г.
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Электронный ресурс]. - СПб.: «Речь», 2003. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/358006/.
4. Технологии критического мышления через чтение и письмо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met 49/тае22.Ыт1.
5. Приёмы РКМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kmspb. narod.ru./posobie/priem.htm.