6. Попова З. Д. Предложно-падежные формы и обороты с производными предлогами в русских высказываниях (синтаксические отношения и функции). Воронеж: Изд-кий дом ВГУ, 2014. 232 с.
7. Виноградова Е. Н. Гоамматикализация в русском языке: от формы существительного к предлогу (на примере соматизмов) // Вопросы языкознания. 2016. №1. С. 25-50.
8. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб: «Норинт», 1988. 1536 с.
9. Апресян Ю. Д. Фундаментальная классификация предикатов и системная лексикография // Грамматические категории: иерархии, связи, взаимодействие. Материалы международной научной конференции. СПб: Санкт-Петербургская издательско-книготорговая фирма «Наука», 2003. С. 7-21.
References
1. Mustayoki A, Kopotev M. K voprosu o statuse ekvivalentov slova tipa potomu chto, v zavisimosti ot, k
sozhaleniyu // Voprosy yazykoznaniya. 2004. № 1. S. 73-81.
2. Cherkasova E. T. Perehod polnoznachnyh slov v predlogi. M.: Izd-vo Nauka, 1967. 280 s.
3. Vsevolodova M. V, Kukushkina O. V, Polikarpov A. A. Russkiye predlogi I sredstva predlozhnogo tipa. Materialy k funkcional'no-grammaticheskomu opisaniyu real'nogoupotrebleniya: Vvedeniye v obyektivnuyu grammatiku n leksikografiyu rysskih predlozhnyh yedinic. Kn.1. M.: Knizhniy dom "LIBROCOM", 2014. 304 s.
4. Shiganova G. A. Sistema leksicheskih i frazeologicheskih predlogov v sovremennom russkom yazyke. Chelyabinsk: Isd-vo Chelyabin. gos. ped. un-ta, 2001. 454 s.
5. Sheremetyeva E. S. Otymennye reliativy sovremennogo russkogo yazyka. Semantiko-syntacsicheskiye etiudy. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo un-ta, 2008. 236 s.
6. Popova Z. D. Predlozhno-padezhnye formy i oboroty s proizvodnymi prelogami v russkih vyskazyvaniyah (sintaksicheskiye otnosheniya i funkcii). Voronezh: Izd-kiy dom VGU, 2014. 232 s.
7. Vinogradova E. N. Grammatikalizaciya v russkom yazyke: ot formy suschectvitel'nogo k predlogu (na primere somatizmov) // Voprosy yazykoznaniya. 2016. №1. S. 25-50.
8. Bol'shoy tolkovyj slovar' russkogo yazyka / Sost. i gl. red. S. F. Kuznecov. SPb: "Norint", 1988. 1536 s.
9. Apresian Y. D. Fundamental'naya klassifikaciya predikatov I sistemnaya leksikografiya // Grammaticheskiye kategorii: iyerarhii, sviazi, vzaimodeystvie. Materialy mezhdunarodnoy naychnoy konferencii. SPb: Sankt-Peterburgskaya izdatel'sko-knigotorgovaya firma "Nauka", 2003. S. 7-21.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, ЯЗЫКА СМИ)
УДК 37 Д. А. Абдухаликова
Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, Ташкент
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТОВ ВОСТОКА О ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: В статье говорится о научно-познавательной деятельности ученых мыслителей-энциклопедистов Востока Фароби, Хорезми, ибн Си-но, Беруний, А. Навойи, рассматриваются их мысли о том, как организовать познавательную деятельность учащихся. В соответствии с их рекомендациями для активизации познавательной деятельности студентов предлагаем на занятиях применять та-
кие приемы работы с языком, как Синквейн, Инсерт, Кластер.
Ключевые слова: Педагогика, энциклопедист, познавательная деятельность, интерес, мыслитель.
D. A. Abdukhalikova
State Institute of Arts and Culture of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL REVIEWS OF THOUGHT-ENCYCLOPEDISTS OF THE EAST OF INFORMATION ACTIVITY
Annotation: The article talks about the scientific and educational activities of scholarly thinkers and encyclopedists of the East Farobi, Khorezmi, Ibn Sino, Beruniy, A. Navoyi, their thoughts on how to organize students' cognitive activity are considered. In accordance with their recommendations, we propose to use such methods of working with the language as Sinkwein, Insert, Cluster in the classroom to enhance the cognitive activity of students.
Key words: pedagogy, encyclopedias, cognitive activity, interest, thinker.
«...Воспитание молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей остается для нас вопросом, никогда не теряющим свою актуальность и значимость».
Президент Республики Узбекистан Мирзиёев
Ш.М.
Гносеологические воззрения Хорезми, Кинди, Фараби, Беруни, Ибн Сино, Омара Хайяма и других их соратников и последователей состоят в анализе предмета и источников познания. Их интересовало, из каких ступеней складывается процесс познания, каковы отношения между познавательной и практической деятельностью. Особый интерес в этом плане представляют труды таких мыслителей Востока, как Аль-Хорезми; Фараби («Трактат о разуме», «Трактат о достижении блаженства», «Социально-этические трактаты», «О разуме и науке», «Научное творчество», «Логические трактаты» и др.); Ибн Сина («Трактат об этике», «Философское озарение», «Трактат. Нет ни абсолютного счастья, ни абсолютного несчастья (в этом мире)», «Трактат о состоянии души», «Трактат об интеллектах», «Сокровища познания» и др. Абу Райхан Беруни («Фармакогнозия в медицине», «Канон Маъсуда», «Книга вразумления начаткам науки о звездах», «Краткая антология» и др.); Омар Хайям («Рубайи» и трактаты), Абдурахман Джами («Избранное», «Трактат о музыке» и др.); Алишер Навои («Махбуб ул кулуб», «Хамса» и др.). Размышляя о пользе знаний даны Кей Кувасом в «Кабусноме», автор отмечает: «...если оскудеешь имуществом, старайся разбогатеть разумом, ибо богатство разумом лучше, чем богатство добром. Ведь разумом можно добыть богатства, а богатством разума не накопишь. Невежда живо обнищает, а разум ни вор не может унести, ни вода, ни огонь не могут загубить. Итак, если у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения - тело без платья или человек без лица, ведь сказали: образование - лицо разума».
Фараби в своих работах разработал рекомендации по организации познавательной деятельности. Он выделил три условия: 1) хорошо знать все принципы, лежащие в основе данной науки; 2) уметь делать необходимые выводы из этих принципов и данных, относящихся к данной конкретной науке, т.е. владеть правилами рассуждения; 3) уметь опровергать ошибочные теории и анализировать мнения других авторов, чтобы отличить истину от лжи и исправлять ошибки [2, с. 34].
Беруни важное значение придавал соотношению философско-гносеологического и конкретно-методологического подходов к познанию предмета. Он писал: «Познание устройства Вселенной и того, какова фигура неба, Земли и того, что находится между ними, при помощи обучения, воспринятого с помощью повторения, весьма полезна для искусства астрономии, ибо обучающийся таким образом приобретает навык и привыкает к словам, употребляемым людьми этого искусства, так что ему легко представить себе эти слова и понять их значение. Когда же он возвратится к ним, изучая различные причины и доказательства этого искусства, он подойдет к этому со свободным разумом, не уставшим от усвоений того или другого». Беруни большое внимание уделял проблеме чувственного познания. По его мнению, человеческие чувства отражают материальный мир; знание человека, полученное им при помощи чувств, есть знание о реальных вещах и явлениях природы. Беруни рассматривал познание как бесконечный, беспрерывно протекающий процесс. Он писал: «Областей знания много, их становится ещё больше, когда к ним непрерывной грядой обращаются умы людей эпохи восходящего развития, признаком последнего является стремление людей к наукам, их уважения к ним и их представителям» [3, с. 34].
Рассматривая познание неизвестных сторон действительности, Ибн Сино отмечал: «Для всего познаваемого существуют пути, посредством которых оно познаётся». Интерес представляют рассуждения Ибн Сино о ступенях развития разума. Он выделил три ступени. Первая ступень - умозрительное восприятие - это понимание умственных категорий. Вторая ступень - восприятие двояко мыслимого. Третья ступень разума достигается тогда, когда он воспринимает приобретенное мыслимое.
Омар Хайям в своих высказываниях уделял большое внимание вопросам гносеологии. Он писал: «Разум не может судить о вещи, если он не отвлечен от индивидуальных случайностей, и невозможно, чтобы эта отвлеченность находилась вне вещей». Ученые-энциклопедисты источником познания считали реальную действительность. Их мнения сводились к тому, что человек черпает знания из окружающего мира, и они суть отражения этого мира.
Таким образом, «активизация познавательной деятельности должна быть направлена не только на улучшение процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности как существенных качеств личности» [4, с. 37].
Особую роль в активизации познавательной деятельности играет интерес. Интерес к учению рассматривается учеными как положительное,
эмоционально окрашенное, избирательное отношение к процессу овладения знаниями, умениями и навыками. Интерес к познанию - специфическая разновидность интереса в обучении. Г. И. Шукшина характеризует познавательный интерес как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Познавательный интерес имеет избирательную направленность, что связано с потребностями личности. Стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. В структуру познавательной деятельности студентов входит активность, т.е. такое деятельное состояние, в котором в единстве выступают интеллектуальные, волевые, эмоциональные процессы, характеризующие усиленную познавательную деятельность. Активная познавательная деятельность - это проявление всестороннего, глубокого интереса к знаниям, приложение определенных усилий, направленность внимания, умственных и физических сил на достижение поставленной цели. Познавательная активность индивидуальна, она не является врожденной чертой личности, а формируется в процессе деятельности.
Продуктивная познавательная деятельность -такой тип деятельности, который направлен на решение творческих задач различных типов. Один из видов продуктивной познавательной деятельности - эвристическая деятельность. Наряду с эвристической деятельностью осуществляется самостоятельная деятельность студентов. Познавательная активность рассматривается и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. В понятии «познавательной активности» выделяют мотивационный, интеллектуальный и эмоционально-волевой компоненты.
Таким образом, под активизацией познавательной деятельности студентов можно понимать целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм и методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышение активности, творчества самостоятельности студентов в усвоении знаний, формирование умений и навыков, а также применение их на практике. Учитывая, что ключом к качеству образования является в конечном счете отдельное учебное заведение и конкретный преподаватель, освоение педагогических технологий требует главным образом обучения педагога как организатора и координатора педагогического процесса. Педагогам и преподавательскому составу высшей школы необходимо развивать познавательную активность, осваивать методы педагогических технологий и применять их на практике для повышения качества обучения и подготовки кадров, а также и для самообразования. Это будет соответствовать требованиям Национальной программы по подготовке кадров [1, с. 41].
РКМЧП предлагает систему конкретных методических приемов, которые могут быть успешно использованы и на уроках русского языка. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий) - «Вызов»,
«Осмысление», «Реакция», - каждый из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Фазы этой технологии обеспечены разнообразными визуальными формами и стратегиями работы с текстом, организацией дискуссий и реализацией проектов. На стадии «Вызова» у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. В фазе «Осмысление» («Осмысление нового материала») происходит непосредственная направленная работа студента с текстом. Этот этап содержательный. Процесс чтения всегда сопровождается действиями студента (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание текста. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Здесь можно применить такие приёмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ, чтение с остановками, таблицы вопросов, взаимоопрос. Инсерт. Авторы приема - ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать "инсерт" в технологии критического мышления.
Название приема представляет собой аббревиатуру:
I - interactive (интерактивная).
N - noting (познавательная).
S - system for (система).
E - effective (для эффективного).
R - reading (чтения).
T - thinking (и размышления).
Это прием такой маркировки текста, когда студенты значками отмечают, что им известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью специальных значков:
- «!» - я это знал;
- «+» - новое для меня;
- «-» - вызывает у меня сомнение;
- «?» - вызывает вопрос.
Прием «ИНСЕРТ» делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».
Что же такое «СИНКВЕЙН»? Изначально синк-вейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Нас интересует дидактический синквейн -приём технологии критического мышления через чтение и письмо. Итак, мы с вами сегодня познакомимся с методическим приемом, который называется синквейн. СИНКВЕЙН - приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. СИНКВЕЙН - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, для описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему). Оно состоит из пяти строк и пишет-
ся по определённому плану. СИНКВЕЙН - это средство творческого самовыражения. В переводе с французского слово «синквейн» означает «пятистишие». Синквейн обогащает словарный запас; подготавливает учащихся к краткому пересказу; учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Кроме того, создать синквейн получается у всех.
Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово -существительное, в котором заключается тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквей-на. На четвертой строчке размещается предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза, согласующаяся с темой. Пятая строчка -это слово-резюме, слово-ассоциация, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной [7, с. 219].
Например:
Русский язык Великий, богатый Объединяет, выражает, обучает, Русский язык самый удивительный из всех мировых языков.
Родной язык.
Русский язык.
Живой, удивительный.
Учит, объясняет, творит.
Береги родной язык!
Познание.
Литература.
Русская, зарубежная.
Воспитывает, увлекает, объясняет.
Ведёт в мир прекрасного.
Мудрость.
Прием кластера является способом графической организации материала. Кластер (от англ. cluster «скопление», «пучок», «созвездие») - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, дают возможность свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер предполагает, во-первых, выделение смысловых единиц текста и, во-вторых, графическое оформление их в виде схемы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Использование информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес у студентов, которые значительно ярче и глубже осознают
важность и значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
Мультимедийная презентация - это современный высокотехнологичный способ донести информацию до студентов. Использование презентаций сопровождает и иллюстрирует объяснения преподавателя, обогащает рассказ, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Применение компьютера на уроках русского языка приобщает студентов к лучшему усвоению учебного материала, способствует развитию у студентов наглядно-образного восприятия. Активизация познавательной деятельности студентов - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень овладения ими определяет ход мыслительных процессов и его результат, а следовательно, продуктивность познавательной деятельности. Активизируется познавательная деятельность, возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету, формируется творческое мышление, развиваются коммуникативные способности, выполняются задания исследовательского характера, полученные применяются знания в жизни. Таким образом, активизация познавательной деятельности должна быть направлена не только на улучшение процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности как существенных качеств личности. Использование инновационных технологий развивает творческие способности обучающихся, позволяет за короткий промежуток времени выполнить наибольшее количество разнообразных заданий, развивающих слух, интерес, связную письменную и устную речь, любознательность. В результате использования инновационных технологий, безусловно, повышается интерес к русскому языку, обогащается словарный запас студентов, проявляется творческая активность и желание в решении языковых проблем, развивается логическое мышление и самостоятельность студентов, повышается культура речи и общения, что является очень важным компонентом в создании гармонически развитой личности.
Список литературы
1. Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент, 1997.
2. Ахмедова Л. Т., Лагай Е. А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. Ташкент: Fan va texnologiyа, 2016. 325 с.
3. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Ташкент: Изд.-полиграфический творческий дом им. Чулпана, 2005. 198 с.
4. Воинова М. Г. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Ташкент: «IQTISOD-MOLIYA», 2006. - 160 с.
4. Ходиев Б., Голыш Л. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. Изд. 2., доп. и испр. Ташкент: ТГЭУ, 2010. 115 с. References
1. Natsional'naya programma po podgotovke kadrov. Tashkent, 1997.
2. Akhmedova L. T., Lagay Ye. A. Sovremennyye tekhnologii prepodavaniya russkogo yazyka i literatury. Tashkent: Fan va texnologiya, 2016. 325 s.
3. Azizkhodzhayeva N. N. Pedagogicheskiye tekhnologii i pedagogicheskoye masterstvo. Tashkent: Izd.-poligraficheskiy tvorcheskiy dom im. Chulpana, 2005. 198 s.
4. Voinova M. G. Pedagogicheskiye tekhnologii i pedagogicheskoye masterstvo. Tashkent: «IQTISOD-MOLIYA», 2006. - 160 s.
5. Khodiyev B., Golysh L. Sposoby i sredstva organizatsii samostoyatel'noy uchebnoy deyatel'nosti. Izd. 2., dop. i ispr. Tashkent: TGEU, 2010. 115 s.
УДК 811 Л. М. Гареева
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация: Статья посвящена основным аспектам развития культуры речи будущих педагогов. В ней рассматриваются основные требования к речи педагога, выделяются три направления работы по развитию культуры речи студентов в рамках изучения дисциплины «Педагогическая риторика». Выделены и описаны также обязательные компоненты работы по развитию культуры речи студентов педагогического профиля.
Ключевые слова: русский литературный язык, культура речи педагога, языковые нормы, требования к речи педагога, направления работы, язык, речь, коммуникативно-речевая компетентность.
L. M. Gareeva
Ural state University of physical culture, Chelyabinsk
DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE OF FUTURE TEACHERS
Annotation: The article is devoted to the main aspects of the development of speech culture of future teachers. It discusses the basic requirements for the speech of the teacher, there are three areas of work on the development of the culture of speech of students in the study of the discipline "Pedagogical rhetoric". The obligatory components of work on development of speech culture of students of pedagogical profile of preparation are allocated and described also.
Keywords: Russian literary language, culture of teacher's speech, language norms, requirements to teacher's speech, directions of work, language, speech, communicative and speech competence.
Языковое обучение в нашей стране направлено на сознательное практическое и теоретическое овладение русским литературным языком, его нормами. Языковое воспитание находит отражение в формировании чувства уважения к великому наследию россиян и ответственности за речевую культуру современного российского общества.
Речь всегда была показателем общей культуры человека, его интеллекта, его уровня развития. Именно поэтому овладение культурой речи, ее совершенствование начинается в школьные годы и планомерно продолжается во время обучения в вузе.
В связи с постоянным развитием общественной жизни в России возрастает потребность воспи-