Научная статья на тему 'Педагогические идеи великих мыслителей Востока - основа подготовки педагогических кадров'

Педагогические идеи великих мыслителей Востока - основа подготовки педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16954
5571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи великих мыслителей Востока - основа подготовки педагогических кадров»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА - ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ P. X. Джураев Ш.К. Мардонов

Педагогические идеи великих мыслителей Востока - значительный вклад в мировую педагогику Однако на современном Востоке педагогическое наследие ученых-мыслителей Средневековья до приобретения среднеазиатскими республиками независимости было невостребованным. И только в последние годы оживился интерес к этой сокровищнице педагогической мысли. Педагогические воззрения мыслителей представляют собой демократическое направление в педагогической мысли Средневековья: они оказывали и по настоящее время оказывают огромное влияние на представления о человеке, на формирование и совершенствование теории воспитания и обучения подрастающего поколения. Их педагогические идеи по сей день - питательная среда для формирования представлений не только о человеке и его воспитании, но и о гуманизме, о формировании всесторонне развитой личности, о требованиях к учителю.

Изучая педагогические воззрения аль-Хорезми, аль-Фароби, аль-Беруни, ибн Сина, Омара Хайама, Саади, Абдурахмана Джами, Алишера Навои, Захириддина Бабура, Юсуфа Баласагунского, Махмудхаджи Бех-буди, Абдуллы Авлони, Махмуда Кашгарского, Ахмада Югнаки и других приходим к выводу, что великие ученые-педагоги, философствуя о человеке, личности, воспитании и обучении подрастающего поколения, большое значение придавали труду, знаниям, уму, искусству слова, высоким нравственным качествам. Они хотели видеть человека всесторонне развитым, умелым, образованным.

Педагогические принципы, ориентиры, наставления и советы, требования и рекомендации мыслителей Востока и в настоящее время актуальны и востребованны. Так, за основу подготовки педагогических кадров в системе высшей педагогической школы принимаются следующие педагогические воззрения великих мыслителей средневекового Востока:

Аль-Хорезми - самостоятельность и творческая активность обучаемых; наблюдение фактов и явлений, их описание и последовательное объяснение и др.

Аль-Фароби - всестороннее развитие и совершенствование личности; воспитание нравственных норм поведения, положительных и бла-

29

городных свойств и качеств; формирование духовных потребностей, определяющих главные черты характера человека, его интеллектуальное развитие. Требования к учителю: феноменальная память, логика, острая наблюдательность любовь к познанию, блестящая речь, справедливость и добродетельность. Педагогические методы: убеждение, доказательство, дискуссия, диалектико-логический, наглядность и др.

Аль-Беруни - вооружение учащихся научными фактами; опыт и наблюдение, повторение и сообщение; доступность обучения (от близкого - к более отдаленному, от неизвестного - к менее известному) и др.

Ибн Сино - воспитание совершенной личности, использование при этом индивидуальных возможностей; стремление к совершенству; принципы: жить не только для себя, но и для других; творчески подходить к своему делу; обладать высокими моральными качествами. Требования к учителю: знать природу ребенка, его душу, индивидуальность, видеть в нем человека, верить в его возможности и раскрывать их; умеренность в отношениях с учеником, тонкость и проницательность; гуманизм и уверенность в воспитании полноценной личности; нравственность - основной предмет воспитания. Методы и приемы: беседа, внушение, пример, анализ, синтез, обобщение.

Омар Хайям - об учителе: глубокое усвоение знаний, их самостоятельное приобретение; самоформирование (положительных качеств); дисциплина и сила воли; достижение поставленной цели; в воспитании главное - осмысление, мышление, привычки, использование разнообразных методов. Методы: повторение (действий, операций).

Бурхониддин Зарнуджи - системность и последовательность в обучении и воспитании; осознанность учебных действий; анализ, синтез, обобщение; самостоятельное рассуждение; самообразование.

Муслихиддин Саади - принципы: активное участие личности в формировании знаний; учет природных задатков как предпосылок развития способностей; систематичность и доступность знаний, применение их на практике, связь знаний с жизнью; развитие умственных способностей; ведущая роль трудового воспитания.

Абдурахман Джами - гуманистическое обучение; научность, систематичность и последовательность, доступность, связь с практикой.

Алишер Навои - требования к учителю: уважение к человеку - самому высокому и ценному дару природы (человеколюбие); любовь к детям, совершенное знание своего дела, умение применять свои знания; внимание к нравственному и трудовому воспитанию; воспитание у учащихся положительных качеств; просветительство.

30

Захириддин Бабур - связь пауки с жизнью; активизация познавательной деятельности учащихся с учетом их особенностей и способностей; обучение умению анализировать, синтезировать и обобщать полученные знания; этико-дидактические наставления.

Махмудхаджа Бехбуди - об учителе: всестороннее развитие учителя, его полноценное образование владение методами обучения и воспитания.

Абдулла Авлони - о личности учителя: высокий нравственный облик; педагогическая этика и знания как великая сила в работе и в личной жизни; совершенствование нравственного воспитания ребенка (привитие хороших манер, ознакомление с этикой); развитие, совершенствование и тренировка умственных способностей детей, их памяти; обучение не только чтению и письму, но и анализу сущности каждой вещи, умению отличать хорошее от плохого.

Ахмад Югнаки - в системе формирования и развития личности важными условиями являются: образованность и гармоничное развитие,

особенно нравственное воспитание, культура поведения и общения; в процессе обучения - умственное развитие. В воспитании положительных черт личности главное - справедливость, скромность, терпимость, тактичность, щедрость.

Юсуф Баласагунский и Махмуд Кашгарский - огромная роль знаний в жизни человека; необходимость учета индивидуальных особенностей обучаемых; обучение ремеслу.

Великие личности средневекового Востока оставили на века свои незыблемые педагогические руководства, педагогические суждения и принципы, методы и способы обучения и воспитания, требования к учителю и наставнику. Все они хотели видеть человека всесторонне развитым и образованным. В их мировоззрении - огромная духовная сила, жизнеспособность и живучесть концепций, преемственность принципов, масштаб педагогического мышления, высокий гуманизм, патриотизм, правдивость и миролюбие.

Для решения проблемы подготовки педагогических кадров актуальными признаны все идеи, принципы, методы и способы, предлагаемые великими мыслителями Востока, ибо они представляют неоспоримый педагогический потенциал и образовательную ценность в современном учебно-воспитательном процессе. Это, прежде всего, следующие положения энциклопедистов Средневековья: целостное и всестороннее развитие личности, в том числе и учителя, его высокая квалификация; деление наук на теоретические и практические в их непосредственной связи; активация познавательной деятельности учащихся, развитие их логичс-

31

ского мышления; научность обучения, наглядность и зрительность; глубокое осмысление знаний, их самостоятельное приобретение; активное участие обучаемого в самообразовании и самовоспитании.

Основные тезисы реализации педагогических идей мыслителей Востока в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей: (а) ориентир на философско-педагогическую концепцию мыслителей Востока о всестороннем гармоничном развитии личности, ее совершенствовании до уровня полноценной в личностном, профессиональном и социально-потребностном плане; (6) курс на гуманизацию в целевой, содержательной и процессуальной направленности учебновоспитательного процесса; (в) творческий подход к педагогической деятельности; (г) формирование у будущих учителей этической культуры (педагогической этики), нравственных и духовных интересов; (д) активное приобретение знаний, прежде всего профессиональных, интеллектуальное развитие (особенно педагогического мышления); (е) индивидуальный подход к развитию личности будущего учителя; (ж) поиск новых методов, приемов, способов и средств целостного развития личности будущего учителя.

Таким образом, из педагогического наследия великих ученных и мыслителей Востока восприняты соответствующие идеи и принципы их использования в современной практике подготовки педагогических кадров, что определяет новый профессионально-качественный уровень будущих учителей. Общеизвестно, что одним из важных принципов, служащих ориентиром повышения качества образования, является обращение к истории, традициям предыдущих поколений, в частности, к педагогическому наследию мыслителей Востока.

1 Педагогические воззрения великих мыслителей возрождаются как образовательно-воспитательные ценности и обогащают не только отечественную, но и зарубежную педагогику. Педагогическое наследие энциклопедистов Средневековья - важная основа подготовки специалистов в сфере современного образования.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.