УДК 94(575.1) 118/19|
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ УЗБЕКИСТАНА XIX -НАЧАЛА XX ВВ. В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ЗАПАДНОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ НАУКИ
Д.Х. Зияева
Институт истории АН РУз,
отдел Истории Узбекистана 19-начала 20 века
e-mail: [email protected]
В статье освещаются отдельные элементы интеллектуального наследия, на котором основывалась традиционная наука на территории Узбекистана. Автор считает важным элементом интеллектуального развития и влияния на мировую культуру труды известных узбекских интеллектуалов, посвященные истории, природе, географии, геологии и другим проблемам региона, собранные в библиотеке Института Востоковедения АН Узбекистана.
Ключевые слова: Узбекистан, библиотека, интеллектуальное наследие, научные общества, Академия Наук, источниковедение.
THE INTELLECTUAL HERITAGE OF UZBEKISTAN
IN THE XIXth - THE BEGINNING OF THE XXth CENTURY IN THE CONTEXT OF THE INTERACTION OF WESTERN AND
TRADITIONAL SCIENCE
D.H. Ziayeva
(Tashkent)
e-mail: [email protected]
The article highlights the basic elements of the intellectual heritage on which traditional science was based in Uzbekistan. The author considers an important element of intellectual development and influence on world culture of works of famous Uzbek intellectuals on the history, nature, geography, geology and other problems of the region collected in the library of the Institute of Oriental Studies of the Academy of Sciences of Uzbekistan.
Keywords: Uzbekistan, intellectual heritage, scientific societies, library, Institute of Oriental Studies, source study.
Значение интеллектуального наследия в истории развития человечества неоценимо. Ибо, научное наследие предков является основой материального и духовного развития каждого государства и народа.
История развития национальной культуры на территории Узбекистана имеет глубокие корни. Наивысший расцвет культуры приходится на эпоху Реннесанса (IX-XП вв.) в Центральной Азии, оказавший существенное влияние на развитие всемирной науки и культуры. Именно в этот период мировая наука обогатилась крупными научными достижениями таких выдающихся ученых, как Мусо аль-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Наср Фараби, Абу Райхан Бируни, Ибн Сина. Немаловажные достижения отмечались в области исламской культуры, в развитие которой внесли огромный вклад труды Имама аль-Бухари, Аль Хакима ат-Термизи, Абу Иса Мухаммада ат-Термизи, Бурхануддина Маргинани, Махмуда Замахшари, Каффола аш-Шаши, Абу Мансура Матруди, Юсуфа Хос Хаджиба.
Следующим этапом развития был период правления Амира Темура и Темуридов (XV-XVI вв.). В это время внесли большой вклад в развитие мировой науки и исламской цивилизации такие великие ученые и мыслители, как Мирзо Улугбек, Али Кушчи, Ка-зизода Руми, Абдурахман Джами, Алишер Навои, Захириддин Му-хаммад Бабур, представители суфизма Баховуддин Накшбанди, Ходжа Убайдуллох Ахрар, художники Камолиддин Бехзод, историки Мирхонд, Хондамир и др.
Интеллектуальное наследие этих ученых не потеряло своего значения и в последующие периоды истории. Традиционные знания, унаследованные от предков, продолжали служить на благо народа во всех сферах жизни. Именно они послужили основой интеллектуального развития XIX - начала XX вв., о чем свидетельствуют анализ многочисленных источников по истории науки этого периода.
Как известно, в библиотеках и рукописных фондах Узбекистана хранится более 100 тысяч рукописей, значительная часть которых собрана в Институте Востоковедения им. Абу Райхана Бируни Академии наук Республики Узбекистан (ИВ АНУз)1. Данный рукописный фонд в качестве бесценного всемирного наследия включен в реестр уникальных научно-культурных объектов ЮНЕСКО. Рукописный фонд института состоит из 6 частей, в
1 Сокровищница восточных рукописей института востоковедения имени Абу Райхана Бируни Академии Наук Республики Узбекистан. Ташкент, 2012.
которых сосредоточено 26 тысяч томов рукописей, 39 тысяч томов литографических произведений, около 10 тысяч исторических документов на арабском, персидском, староузбекском и других восточных языках.
В конце XIX века внедрение литографии на территории Узбекистана стало важнейшим событием в издательском деле. В типографиях в больших тиражах издавались произведения, востребованные в системе образования и повседневной общественно-культурной жизни. Появилась возможность распространения этих трудов среди широкого круга населения.
В целом, за последние годы выявлены источники по 30 направлениям науки, в частности:
• по точным наукам (по алгебре, арифметике, геометрии, астрономии, астрологии, космографии);
• по естественным наукам (по геологии, географии, минералогии, геодезии, гидрографии, гидрологии, биологии, ботанике, зоологии);
• по общественно-гуманитарным наукам (по истории, археологии, востоковедению, этнографии).
Вместе с тем, сохранились ценные источники по медицине, фармакологии, ветеринарии, а также по аграрным наукам - по селекции, природоведению, садоводству, шелководству, земледелию, пчеловодству, скотоводству.
В настоящее время известно более 2 200 названий таких источников 2. Около 45% из них составляют рукописи и литографические издания, материалы национальной печати местных авторов на узбекском, арабском и персидском языках. Примерно 35% составляют источники на русском языке (научно-популярная литература, статьи, отчеты научных экспедиций, сборники и архивные фонды). Около 15% составляют зарубежные исследования на немецком, английском и французском языках.
Следует отметить, что в XIX - начале ХХ веков Центральная Азия стала объектом исследования не только местных, но и зарубежных исследователей. С середины XIX века территория Центральной Азии занимает важное стратегическое значение во внешней политике Германии, Франции, Великобритании и Рос-
2 Источники по истории интеллектуального наследия в Узбекистане в XIX - начале XIX вв. / Отв. ред. Д.Х. Зияева. Ташкент, 2018.
70
сийской империи. В связи с этим, увеличивается число зарубежных специалистов, которые активизировали свои научные изыскания в данном регионе. Они с большим интересом изучали природу, ресурсы, историю и культуру региона. Не отставали в этом плане и представители научных кругов - востоковеды, географы, биологи, ботаники, геологи и другие специалисты, представляющие в основном, различные научные общества, для которых Восток, в частности, Центральная Азия была одной из труднодоступных и малоизученных регионов. Результатом этих исследований были многочисленные научные труды и статьи, а также, мемуары путешественников. Признание и изучение их в составе интеллектуального наследия Узбекистана объясняется, прежде всего, тем, что большинство из них были посвящены региону, отражая историю, культуру, природу страны в данный период.
Известно, что в исследуемый период огромное влияние на регион оказывает, прежде всего, Российская империя. К нашему времени сохранилось свыше 500 научных трудов и статьей, созданных русскими исследователей в результате научных экспедиций, организованных для изучения природных условий, и ресурсов, торговых путей, топонимики, истории, культуры, ирригационной системы, флоры и фауны региона3.
Учеными и специалистами из Европы, в частности, Великобритании, Франции, Германии, России были внедрены в регионе новые методы научных исследований, которые дополнили традиционную систему науки. В свою очередь, европейские ученые с большим интересом изучали достижения традиционной науки и практики. Русскими учеными к сотрудничеству были привлечены местные краеведы, такие как Алимходжа Юнусов, Мирза Ха-ким, Мирза Бухари, Мулла Мирза Абдурахман, Акрам Аскаров, Мирзо Барат Касымов.
В начале ХХ века представители просветительского движения и интеллигенции в лице Махмудходжа Бехбуди, Абдурауф Фит-рата, Мунаввара Кари Абдурашидова, Абдулла Авлони, Исхак-хана Ибрата, осознавая потребность в развитии светских знаний, призывали к внедрению в сферу традиционного образования и
3 Научные общества Туркестана и их прогрессивная деятельность. Конец XIX - начало XX века. Ташкент, 1962.
71
науки новейших методов и научных достижений передовых стран мира. С этой целью, они, в первую очередь, принялись за реформирование системы образования, создавали новые учебники, призывали молодежь к обучению иностранным языкам, новой техники и технологии, владению светскими знаниями, изучению и внедрению опыта развитых государств, обучению за рубежом. Их взгляды о значении науки, его совершенствовании и развитии нашли своего отражения в публикациях на страницах периодической печати Туркестана.
В целом, интеллектуальное наследие на территории Узбекистана в XIX - начале XX вв. отличается, прежде всего, широким диапазоном научных интересов и масштабным участием ученых, представляющих не только Центральную Азию, но и европейские научные школы.