Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ОмГМА'

Современные образовательные технологии на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ОмГМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КУРС МИКРОБИОЛОГИИ / НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумпан Л.В., Рудаков Н.В., Матущенко Е.В., Батурлина С.Н., Темникова Н.В.

Основной целью учебно-методической работы на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ОмГМА является создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кумпан Л.В., Рудаков Н.В., Матущенко Е.В., Батурлина С.Н., Темникова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ОмГМА»

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ

логии» мы включаем заболеваемость населения и ее неблагоприятные исходы.

Последовательно рассматриваются разделы учения о предмете. Причинность в эпидемиологии (также в историческом аспекте - миазматическая, контагиозная, микробная). Современное представление о причинности как взаимодействии различных по характеру и силе причинных факторов с гетерогенной по степени восприимчивости к ним популяции людей. Классификация причин и условий.

Механизм развития (формирования) заболеваемости и ее неблагоприятных исходов рассматривается на основании схемы Ендриховского (ВОЗ; схема 2). При рассмотрении механизмов развития эпидемического процесса инфекционных болезней анализируются известные научные концепции: теория трех факторов, механизмов передачи возбудителей (Л.В. Грома-шевский), внутренней саморегуляции паразитарных систем (В.Д. Беляков) и социально-экологическая концепция эпидемического процесса (Б.Л. Черкасский).

Проявления заболеваемости и ее неблагоприятных исходов в пространстве и времени с использованием общепринятых методов статистики.

В разделе «Эпидемиологический метод» акцент делается на такие понятия, как «эпидемиологическая диагностика» и «эпидемиологические исследования» (дескриптивные, аналитические, экспериментальные). Формы эпидемиологической диагностики, предэпидемиче-ская диагностика, оперативный и ретроспективный эпидемиологический анализ, эпидемиологический диагноз.

Появление нового направления в эпидемиологии -клиническая эпидемиология - рассматривается как методологическая основа медицины, основанной на доказательствах.

Профилактика рассматривается как процесс управления (контроля) заболеваемостью и ее неблагоприятными исходами. Эпидемиологический надзор в этой системе выполняет информационно-аналитические (диагностические) функции. Социально-гигиенический мониторинг, по сути, есть экстраполяция опыта эпидемиологического надзора на всю патологию. Научные и правовые основы, уровни профилактики. С позиций учения о паразитарных системах выделяются два аспекта: 1) профилактические мероприятия - это предупреждение формирования паразитарных систем; 2) противоэпидемические мероприятия направлены на разрушение сложившихся паразитарных систем. Регионально ориентированные программы профилактики заболеваемости, основанные на материалах эпидемиологического надзора (социально-гигиенический мониторинг).

Новый раздел программы - эпидемиология отдельных неинфекционных болезней - рассчитан на 82 часа и посвящен общим аспектам эпидемиологии этой группы болезней, а также рассмотрению эпидемиологических особенностей экологически обусловленной патологии.

Обязательной частью программы остается преподавание военной эпидемиологии и противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Существенное изменение примерной программы по эпидемиологии для медико-профилактического факультета, несомненно, большой шаг на пути интеграции отечественной эпидемиологии в международное образовательное пространство. Вместе с тем, в примерных программах по эпидемиологии для лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов значимых изменений не произошло и основы клинической эпидемиологии, фармакоэпидемиологии рассматриваются вне курса учебной дисциплины «эпидемиология».

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ С КУРСОМ ИММУНОЛОГИИ ОмГМА

Л.В. Кумпан, Н.В. Рудаков, Е.В. Матущенко, С.Н. Батурлина, Н.В. Темникова

ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития, г. Омск

Основной целью учебно-методической работы на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ОмГМА является создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.

Методическая работа на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:

- обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией,

- повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Впервые курс микробиологии был прочитан для 40 студентов-медиков в Зооветинституте профессором Г.Г. Петровым весной 1922 года, а в 1923 году на базе Омского бактериологического института была организована кафедра микробиологии ОГМИ.

В 1961 году с вводом в строй санитарно-гигиенического корпуса ОмГМА кафедра получила помещения в отдельном крыле здания, где и располагается в настоящее время.

Коллектив кафедры последние годы работает над методической темой «Повышение качества образовательного процесса в условиях модернизации образования». Для эффективной реализации на практике задачи,

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

заложенной в методической теме, на кафедре были созданы следующие условия: составлен учебный план, разработаны методические рекомендации для студентов по дисциплине «Микробиология, вирусология и иммунология» для студентов лечебного, медико-профилактического, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов. Обновлены с переработкой методические разработки для преподавателей кафедры. Преподаватели кафедры работают по утвержденной образовательной программе по дисциплине «Микробиология, вирусология и иммунология» для студентов лечебного, медико-профилактического, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов.

На сайте академии помещены рабочие программы, методические рекомендации, тексты лекций по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Кафедра располагает электронными пособиями и различными вариантами компьютерных программ. Создан мультимедийный курс лекций для студентов лечебного, медико-профилактического, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов.

Преподавателями кафедры разработаны учебно-методические материалы для работы с заочниками фармацевтического факультета, электронный учебник для дистанционной работы со студентами и тестовый контроль, а также разработаны учебно-методические материалы на электронных носителях для выездных семинаров к студентам-заочникам.

Для проведения учебного процесса на кафедре имеются приборы, лабораторное оборудование, наборы таблиц, слайды, нормативная литература, проекционная техника.

В рекреациях размещены 8 тематических стендов по истории кафедры и основным разделам учебной программы, 2 учебно-методических стенда, стенд для объявлений, стенд научного студенческого кружка кафедры. Имеется набор учебных материалов на видео- и электронных носителях. Все разделы учебной работы

обеспечены современными изданиями. Создана видео-тека (12 видеофильмов), коллекция учебных лазерных дисков (электронный атлас микроорганизмов, пособия по современным генетическим методам исследований, методам лабораторной диагностики, пособия для практических занятий и др.). На кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ОмГМА проводится элективная форма обучения по «Клинической микробиологии» со студентами педиатрического факультета на 11 семестре, лечебного, медико-профилактического факультета на 12 семестре, со студентами стоматологического факультета на 10 семестре обучения. Со студентами медико-профилактического курса в 12 семестре ведутся занятия также на элективе «Генетика микроорганизмов».

На кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии наметилась тенденция развития научно-исследовательских работ в области стратегических направлений развития отечественной науки: микробиологии, вирусологии, молекулярно-биологических методов исследования, создания и изучения новых медицинских технологий профилактики, диагностики и лечения инфекционной патологии. Активно работает в этом направлении СНО кафедры. Два раза в год проводятся студенческие олимпиады и конференции по предмету. Основными направлениями НИР были: «Коррекция дисбиозов кишечника пребиотиками у переболевших сальмонеллезами», «Разработка новых методов выделения риккетсий», «Вирус НШ1 California. Изучение иммунного статуса студентов, привитых против гриппа» и многие другие темы.

За 2001-2010 годы в кружке занималось в среднем 300 студентов. Многие молодые преподаватели и студенты неоднократно становились победителями и призерами различных межвузовских и межфакультетских конференций.

Преподаватели кафедры активно осваивают и внедряют новые формы и методы педагогической работы.

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ С КУРСОМ ИММУНОЛОГИИ ГБОУ ВПО «ОмГМА»

Е.В. Матущенко, С.Н. Батурлина, Л.В. Кумпан, Н.В. Темникова

ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития, г. Омск

В настоящее время серьезное внимание уделяется переподготовке врачей в свете новых внедренных и действующих законодательных и нормативных документов Российской Федерации. С 1 сентября 1995 года кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии осуществляет совершенствование образовательной деятельности в сфере послевузовского и дополнительного образования.

В основу переподготовки специалистов с высшим медицинским образованием были положены типовые программы дополнительного профессионального образования по специальностям «Бактериология», «Вирусология» и «Паразитология».

На основании Приказа № 210н от 23.04.09 г. «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.