НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
дима также адекватная коллекция микроорганизмов, которую могла бы использовать кафедра для организации лабораторного практикума. Решение этой проблемы связано с необходимостью учитывать санитарно-эпидемиологические нормативы, регламентирующие работу с микроорганизмами различных групп пато-генности. Учитывая тот факт, что большинство кафедр микробиологии находится в старых зданиях учебных заведений, выполнение требований, которые предъявляются к помещениям, в которых организуется работа с микроорганизмами, во многих случаях невыполнимы. Поэтому получить разрешение на работу с микроорганизмами ГГГ-ГУ группы патогенности не представляется возможным. Дополнительно проблема усложняется еще и тем, что новый государственный стандарт предлагает проводить лабораторный практикум в разной форме. Так, на стоматологическом факультете это должно быть в виде лабораторной работы, тогда как на факультетах лечебного и медико-профилактического профиля - в форме практического занятия. А поскольку они по определению носят различный характер, требования, предъявляемые к их проведению, неодинаковы.
Решение поставленной проблемы нам видится в следующем. Прежде всего, директивно должен быть обозначен тот минимальный набор оборудования, который должна иметь кафедра микробиологии любого медицинского вуза. Наличие этого минимума давало бы основания для официального подтверждения способности кафедры проводить лабораторный практикум на требуемом уровне. Большое значение имел бы
обмен опытом кафедр микробиологии различных вузов по методологии организации занятий по тем или иным темам. На кафедрах имеется богатая практика использования непатогенных аналогов различных микроорганизмов для демонстрации и проведения самостоятельных работ студентами. Было бы оптимально, если бы учебно-методическая комиссия смогла отобрать лучшее, что есть в разных вузах, и тиражировать положительный опыт. Другое направление совместной работы кафедр видится в составлении мультимедийных программ по изучаемым на практических занятиях темам. В итоге повышение качества проводимого лабораторного практикума позволило бы оптимизировать познавательную деятельность студентов как во время самостоятельной аудиторной работы, так и внеаудиторной работы с учебными пособиями.
Микробиология в системе образования медицинского вуза является фундаментальной дисциплиной, закладывающей теоретическую базу для освоения смежных дисциплин, дающей практическую основу для специальности врача разного профиля. Поэтому в соответствии с моделью специалиста и новым стандартом образования ее преподавание дифференцировано. Очевидно, что без полноценного лабораторного практикума достичь качественной подготовки специалиста невозможно. Только целостное восприятие предмета обучающим позволит выполнить стоящую перед кафедрами микробиологии медицинских вузов задачу в деле подготовки высококвалифицированного специалиста.
ПРЕПОДАВАНИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
B.В. Далматов, В.Л. Стасенко, Т.М. Обухова, Д.В. Турчанинов,
C.З. Туморина, Е.А. Вильмс
ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия», г. Омск
В примерном учебном плане, подготовленном в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «медико-профилактическое дело», на эпидемиологию отведено 540 часов, в том числе аудиторных занятий - 360 часов (лекции - 120 часов, практические занятия - 240 час.), самостоятельная работа - 180 часов, а преподавание дисциплины осуществляется непрерывно с 7-го по 12-й семестр. Кроме того, в 12-м семестре подготовка курсовой работы (46 часов), и в течение 1,5 месяца студенты выполняют научно-исследовательскую работу.
Содержательная часть программы преподавания определяется структурой эпидемиологии как учебной дисциплины, включающей все атрибуты фундаментальной научной дисциплины: предмет, метод и цель, дана их содержательная характеристика на основе понятий общей патологии (общая эпидемиология) и их частное
отражение в конкретной патологии в соответствии с МКБ-Х.
Эпидемиология рассматривается как общемедицинская наука, тем не менее акцент делается на эпидемиологию инфекционных болезней как наиболее теоретически разработанную часть дисциплины. Обращается внимание студентов, что многие теоретические положения, концепции и опыт эпидемиологии инфекционных болезней могут быть экстраполированы на всю патологию. В историческом аспекте при преподавании общей эпидемиологии в Омской медицинской академии рассматриваются понятия «предмет эпидемиологии»: эпидемия - эпидемический процесс - заболеваемость (патология на популяционном уровне). В современное понятие «предмет эпидемиологии» включаются также неблагоприятные исходы заболеваемости, такие явления, как смертность и инвалидизирован-ность. Таким образом, в понятие «предмет эпидемио-
ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ
логии» мы включаем заболеваемость населения и ее неблагоприятные исходы.
Последовательно рассматриваются разделы учения о предмете. Причинность в эпидемиологии (также в историческом аспекте - миазматическая, контагиозная, микробная). Современное представление о причинности как взаимодействии различных по характеру и силе причинных факторов с гетерогенной по степени восприимчивости к ним популяции людей. Классификация причин и условий.
Механизм развития (формирования) заболеваемости и ее неблагоприятных исходов рассматривается на основании схемы Ендриховского (ВОЗ; схема 2). При рассмотрении механизмов развития эпидемического процесса инфекционных болезней анализируются известные научные концепции: теория трех факторов, механизмов передачи возбудителей (Л.В. Грома-шевский), внутренней саморегуляции паразитарных систем (В.Д. Беляков) и социально-экологическая концепция эпидемического процесса (Б.Л. Черкасский).
Проявления заболеваемости и ее неблагоприятных исходов в пространстве и времени с использованием общепринятых методов статистики.
В разделе «Эпидемиологический метод» акцент делается на такие понятия, как «эпидемиологическая диагностика» и «эпидемиологические исследования» (дескриптивные, аналитические, экспериментальные). Формы эпидемиологической диагностики, предэпидемиче-ская диагностика, оперативный и ретроспективный эпидемиологический анализ, эпидемиологический диагноз.
Появление нового направления в эпидемиологии -клиническая эпидемиология - рассматривается как методологическая основа медицины, основанной на доказательствах.
Профилактика рассматривается как процесс управления (контроля) заболеваемостью и ее неблагоприятными исходами. Эпидемиологический надзор в этой системе выполняет информационно-аналитические (диагностические) функции. Социально-гигиенический мониторинг, по сути, есть экстраполяция опыта эпидемиологического надзора на всю патологию. Научные и правовые основы, уровни профилактики. С позиций учения о паразитарных системах выделяются два аспекта: 1) профилактические мероприятия - это предупреждение формирования паразитарных систем; 2) противоэпидемические мероприятия направлены на разрушение сложившихся паразитарных систем. Регионально ориентированные программы профилактики заболеваемости, основанные на материалах эпидемиологического надзора (социально-гигиенический мониторинг).
Новый раздел программы - эпидемиология отдельных неинфекционных болезней - рассчитан на 82 часа и посвящен общим аспектам эпидемиологии этой группы болезней, а также рассмотрению эпидемиологических особенностей экологически обусловленной патологии.
Обязательной частью программы остается преподавание военной эпидемиологии и противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
Существенное изменение примерной программы по эпидемиологии для медико-профилактического факультета, несомненно, большой шаг на пути интеграции отечественной эпидемиологии в международное образовательное пространство. Вместе с тем, в примерных программах по эпидемиологии для лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов значимых изменений не произошло и основы клинической эпидемиологии, фармакоэпидемиологии рассматриваются вне курса учебной дисциплины «эпидемиология».
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ С КУРСОМ ИММУНОЛОГИИ ОмГМА
Л.В. Кумпан, Н.В. Рудаков, Е.В. Матущенко, С.Н. Батурлина, Н.В. Темникова
ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития, г. Омск
Основной целью учебно-методической работы на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ОмГМА является создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.
Методическая работа на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:
- обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией,
- повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Впервые курс микробиологии был прочитан для 40 студентов-медиков в Зооветинституте профессором Г.Г. Петровым весной 1922 года, а в 1923 году на базе Омского бактериологического института была организована кафедра микробиологии ОГМИ.
В 1961 году с вводом в строй санитарно-гигиенического корпуса ОмГМА кафедра получила помещения в отдельном крыле здания, где и располагается в настоящее время.
Коллектив кафедры последние годы работает над методической темой «Повышение качества образовательного процесса в условиях модернизации образования». Для эффективной реализации на практике задачи,