Научная статья на тему 'ФГОС-3: как преподавать иммунологию?'

ФГОС-3: как преподавать иммунологию? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евстропов А.Н., Захарова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФГОС-3: как преподавать иммунологию?»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2013. № 2 (9). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ФГОС-3: КАК ПРЕПОДАВАТЬ ИММУНОЛОГИЮ?

А. Н. Евстропов, Л. Н. Захарова

Новосибирский государственный медицинский университет

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3), утвержденный в качестве основного документа для организации образовательного процесса по всем специальностям медицинских вузов, имеет существенные отличия от предыдущего стандарта. Соответственно, изменилось и содержание основной образовательной программы. Если Государственный образовательный стандарт второго поколения ставил задачу обеспечить знания, сформировать умения и навыки у студентов, то в ФГОС-3 акцент поставлен на результаты обучения - компетенции. Студент должен уметь и быть готовым выполнить после изучения конкретной дисциплины любые задания. Это в полной мере относится к преподаванию микробиологии, вирусологии и иммунологии.

Кроме того, по большинству медицинских специальностей изменилось название и содержание дисциплины. Раньше это была дисциплина «Микробиология, вирусология и иммунология», которую преподавали в НГМУ в соответствии с типовой программой, рекомендованной проблемной учебно-методической комиссией, на 2-3 курсах. Так же, кстати, именуется и большинство кафедр в медицинских вузах и в названии учебников тоже звучат три составляющие - микробиология, вирусология и иммунология. И это совершенно обоснованно. Микробиология и вирусология находятся на стыке фундаментальных теоретических и клинических дисциплин, а иммунология относится к общемедицинским наукам. Преподавание и изучение многих вопросов микробиологии и вирусологии, таких как антигенная структура бактерий, серодиагностика и особенности иммунитета при инфекционных заболеваниях, вопросов вакцинопро-филактики, серопрофилактики и серотерапии и других, невозможно в отрыве от изучения ключевых вопросов общей и инфекционной иммунологии (понятие и свойства антигенов и антител, особенности и механизмы адаптивного и приобретенного иммунитета, особенности иммунного ответа при бактериальных и вирусных инфекциях).

ФГОС-3 предполагает две дисциплины - «Микробиология, вирусология» и «Иммунология», входящие в «Математический, естественнонаучный цикл». В связи с этим встал ряд вопросов и появились некоторые объективные сложности в организации учебного процесса и реализации программы обучения. Во-первых, в учебных планах произошло дробление учебных часов на две дисциплины. Что касается преподавания «чистой» микробиологии и вирусологии (на это отводится, например, на лечебном факультете 148 аудиторных часов), то здесь особых сложностей нет. Преподавание же иммунологии предусмотрено на 2 и 6 курсах (по 34 аудиторных часа на каждом курсе), что подразумевает на 2 курсе преподавание вопросов общей иммунологии, а на 6 курсе - клинической иммунологии. Если преподавание всей иммунологии ведется на одной кафедре, то решение данного вопроса не представляет существенных трудностей. Значительно сложнее, если преподавание иммунологии ведется на нескольких кафедрах.

В НГМУ на протяжении многих лет существует кафедра клинической иммунологии, функционирующая на базе НИИ клинической иммунологии СО РАМН и возглавляемая академиком РАМН В. А. Козловым. В рамках предыдущего образовательного стандарта на 6 курсе в рамках регионального компонента велось преподавание клинической иммунологии и касалось исключительно клинических вопросов. При переходе на ФГОС-3 кафедрами микробиологии, вирусологии и иммунологии и клинической иммунологии была проделана большая работа по разработке единой рабочей программы по дисциплине и оптимальному распределению учебной нагрузки между кафедрами, а также формированию расписания занятий. В результате на 2 курсе на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии предусмотрено чтение лекционного курса в объеме 17 часов по вопросам, сопряженным с инфектологией; на кафедре клинической иммунологии - проведение практических занятий также в объеме 17 часов с акцентом на проблемах неинфекционной иммунологии и аллергологии. Несмотря на то

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

что дисциплина «Иммунология» входит в математический, естественнонаучный цикл, на 6 курсе кафедра клинической иммунологии обеспечивает освоение студентами клинических аспектов иммунологии (вопросы иммунодиагностики, оценки иммунного статуса, им-мунодефицитов и иммунотерапии, аллергии, аутоиммунных заболеваний и др.).

Поскольку реализация ФГОС-3 только началась, студенты еще не сдавали экзамен

по микробиологии, вирусологии, делать окончательные выводы о достоинствах и недостатках предложенного пути решения возникших вопросов рано. Но совершенно очевидно, что невозможно полноценное освоение студентами микробиологии и вирусологии без изучения вопросов общей и инфекционной иммунологии. А, значит, их преподавание должно остаться на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ОмГМА

Е.В. Матущенко, С.Н. Батурлина, Л.В. Кумпан Омская государственная медицинская академия

Последипломное медицинское образование является одной из основополагающих систем формирования актуальных знаний и умений в использовании новейших медицинских технологий, реализации принципа непрерывности профессионального образования.

Кафедра микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии Омской государственной медицинской академии более 20 лет успешно решает вопросы последипломной подготовки специалистов в области бактериологии, вирусологии и паразитологии высшего и среднего медицинского звена. Учебный процесс осуществляют высококвалифицированные специалисты: доктора и кандидаты медицинских наук, специалисты практического здравоохранения и ведущие эксперты в различных областях.

Ежегодно на кафедре микробиологии проходят обучение более сотни слушателей по специальностям бактериологии, вирусологии и паразитологии по образовательным программам специализации и усовершенствования, дополнительным образовательным программам по актуальным вопросам здравоохранения. Программы дополнительного образования включают в себя циклы: тематического усовершенствования (от 72 до 144 часов); общего усовершенствования (432 часа); профессиональной переподготовки (576 часов), сертификационные циклы

(от 144 до 216 часов); ординатура (5184 часов). Обучение проводится на бюджетной и внебюджетной основе по очной и очно-заочной формам обучения.

На основании приказа № 210н от 23.04.2009 г. «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» и приказа № 705 н от 09.12.2008 г. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» в учебном процессе ПДО используются различные педагогические формы и методы преподавания дисциплин.

За многолетний период внедрены новые формы обучения с включением учебных фильмов, мультимедийных презентаций, проведением тренингов, тестового контроля, учебных конференций, «круглых столов», различных видов семинаров. Занятия ведутся на базах лечебно-профилактических учреждений и учреждений Роспотребнадзора города Омска. В последние годы слушателям предоставлена возможность получать необходимую информацию для практической работы на электронных, магнитных носителях, что значительно повышает уровень подготовки специалистов. Серьезное внимание уделяется внедрению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.