Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" И "ЧЕРЧЕНИЕ", КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" И "ЧЕРЧЕНИЕ", КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ART-GRAPHIC FACULTY / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ЧЕРЧЕНИЕ / DRAWING / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хворостов Анатолий Семенович, Хворостов Дмитрий Анатольевич

В статье на примере история создания художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени Умара Алиева рассматриваются современные проблемы эволюции преподавания в общеобразовательной школе художественных предметов «Изобразительное искусство» и «Черчение». История становления художественно-графических факультетов в России и их состояние на сегодняшний день приводит авторов к выводу о необходимости повышения значения и роли отмеченных образовательных предметов в воспитании и развитии подрастающих поколений. Возвращение учебным дисциплинам «Рисование» и «Черчение» самостоятельности в общеобразовательных школах - ключ к совершенствованию системы обучения и воспитания подрастающих поколений. Эта мера повлечет за собой восстановление в своих правах и художественно-графических факультетов, имеющих выдающийся опыт в подготовке кадров педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND METHODS OF "FINE ARTS" AND "SCREENING" AS EFFECTIVE MEANS OF ACTIVATING THE EDUCATIONAL PROCESS

In the article, the history of the creation of the art-graphic faculty of the Karachaevo-Cherkessian State University named after Umar Aliyev is considered in the article. Modern problems of the evolution of teaching in the general education school of art subjects "Fine Arts" and "Drafting" are considered. The history of the formation of art and graphic faculties in Russia and their state to date leads the authors to the conclusion that it is necessary to increase the importance and role of the marked educational subjects in the upbringing and development of the younger generations. Returning to the educational disciplines "Drawing" and "Drawing" of independence in general schools is the key to improving the system of education and upbringing of the younger generations. This measure will entail the restoration of their rights and art and graphic faculties that have outstanding experience in the training of teachers.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" И "ЧЕРЧЕНИЕ", КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 37.017.4:741/744

ХВОРОСТОВ А.С., ХВОРОСТОВ Д.А. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» И «ЧЕРЧЕНИЕ», КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Ключевые слова: художественно-графический факультет, изобразительное искусство, черчение, патриотизм.

В статье на примере история создания художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени Умара Алиева рассматриваются современные проблемы эволюции преподавания в общеобразовательной школе художественных предметов «Изобразительное искусство» и «Черчение». История становления художественно-графических факультетов в России и их состояние на сегодняшний день приводит авторов к выводу о необходимости повышения значения и роли отмеченных образовательных предметов в воспитании и развитии подрастающих поколений. Возвращение учебным дисциплинам «Рисование» и «Черчение» самостоятельности в общеобразовательных школах - ключ к совершенствованию системы обучения и воспитания подрастающих поколений. Эта мера повлечет за собой восстановление в своих правах и художественно-графических факультетов, имеющих выдающийся опыт в подготовке кадров педагогов.

HVOROSTOV, A.S., HVOROSTOV, D.A. MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND METHODS OF "FINE ARTS" AND "SCREENING" AS EFFECTIVE MEANS OF ACTIVATING THE EDUCATIONAL PROCESS

Keywords: art-graphic faculty, fine arts, drawing, patriotism.

In the article, the history of the creation of the art-graphic faculty of the Karachaevo-Cherkessian State University named after Umar Aliyev is considered in the article. Modern problems of the evolution of teaching in the general education school of art subjects "Fine Arts" and "Drafting" are considered. The history of the formation of art and graphic faculties in Russia and their state to date leads the authors to the conclusion that it is necessary to increase the importance and role of the marked educational subjects in the upbringing and development of the younger generations. Returning to the educational disciplines "Drawing" and "Drawing" of independence in general schools is the key to improving the system of education and upbringing of the younger generations. This measure will entail the restoration of their rights and art and graphic faculties that have outstanding experience in the training of teachers.

Крупным событием в художественно-педагогическом мире стал пятидесятилетий юбилей художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени Умара Алиева, отпразднованный в сентябре 2017 года.

Недавно он поменял статус и стал факультетом дизайна в Карачаево-Черкесском государственном университете имени Умара Алиева. Об этом мы говорим и с гордостью, и с тревогой. С гордостью, потому что художественно-графический факультет (в дальнейшем -худграф), поменяв статус, повысил свой рейтинг. С тревогой, потому что еще один художественно-графический факультет сошел с дистанции. А их и так осталось наперечет.

Несколько строк из истории. Если обратиться к архивам, то получается, что первый в России художественно-графический факультет был образован в декабре 1941 года. Напомним, что в это время армии Гитлера стояли под Москвой. Казалось бы, немец у порога. Тут не до искусства. Стране нужны летчики, танкисты, артиллеристы, а не учителя с кисточками в руках. И все же, факт остается фактом - когда в 1941 году немец упорно лез к столице, возникла крайняя необходимость мобилизовать все силы и средства для поднятия боевого духа и духа патриотизма. И особенно в Москве. Именно в это время на основании Приказа Наркомпроса за № 81-к при Московском городском педагогическом институте имени В.П. Потёмкина и был создан такой факультет. Это произошло 11 декабря 1941 года.

Кстати, художественно-графический факультет в городе Карачаевске имеет к этой дате самое прямое отношение. Дело в том, что педагог, который стоял у истоков его создания - Георгий Васильевич Беда [1], был в числе студентов первого набора того героического московского факультета. И в числе его первых выпускников. В течение 75 лет художественно-графическое факультеты с честью служили своему делу. Ведь вслед за первым, боевым факультетом были образованы и другие его собратья в разных городах

страны. А в 1967 году такой факультет был образован в сердце Кавказа - городе Карачаевске, в Карачаево-Черкесской автономной области. Факультет, 50-летие которого мы отметили в эти дни. Но в наше время ситуация резко изменилась. И отношение к художественно-графическим факультетам - тоже. В ходе реформ в последние десять лет общеобразовательная школа России потеряла многое из развивающих и воспитывающих функций. Был потерян ряд учебных дисциплин, эффективно влиявших на формирование творческой, активной личности. Среди них отметим, прежде всего, рисование, черчение и художественный труд. Вместе с ними, не получая государственного заказа, стали исчезать и художественно-графические факультеты.

Подготовка учителей «изобразительного искусства» (в дальнейшем, для краткости -«рисования») и «черчения» в стране сократилась до минимума. А причина в том, что в общеобразовательных (массовых) школах «рисование» и «черчение» фактически потеряли самостоятельность. «Рисование», вошло в блок «Искусство», а «черчение», как дисциплина, затерялось где-то в «Технологии». В этих условиях выпускнику художественно-графического факультета требуется в каждой школе буквально зубами выгрызать себе учебную нагрузку. И, еще не факт, что ему позволят это сделать.

Мы уже давно бьём в колокола, призывая ответственных людей обратить внимание на бедственное положение с такими развивающими учебными дисциплинами, как «Рисование» и «Черчение» в массовой школе [2], [3], [5], [6], [7]. А воз и ныне там.

Противники «рисования» приводят довод, мол, такая дисциплина не нужна, потому что общеобразовательная школа не готовит художников.

Правильно. Не готовит. Это не ее задача. Кстати, за один урок в неделю, выделяемый на этот предмет, никто и никогда не сможет подготовить художника.

Отвечая противникам «художников», заметим, что дисциплина «Рисование» изначально была призвана не готовить художника, а развивать и образовывать ученика. Ведь школа общеобразовательная. Не может человек, не умеющий рисовать (передавать свои мысли графическими средствами) считаться в достаточной степени образованным человеком. Одного овладения синтаксисом и пунктуацией для этого маловато. Например, образованный человек в XIX веке обязательно умел рисовать. Он не был художником, но передать свои мысли графически умел. Так же как, не будучи писателем, он умел и читать, и писать. Вот почему в первых программах общеобразовательных школ после революции 1917 года еще было по несколько часов рисования в неделю.

В пользу развивающих и воспитывающих возможностей изобразительного искусства в школе говорит хотя бы тот факт, что практически все дети осваивают азы рисования, как средства познания мира и саморазвития, значительно раньше, чем учатся писать буквы.

«Рисование» - это общеобразовательная, развивающая и воспитывающая дисциплина.

Давайте взглянем с тех же позиций на «русский язык» и «литературу».

Ведь общеобразовательная школа не готовит писателя. Но в тоже время учебный план перенасыщен уроками русского языка и литературы. И при поступлении в любой вуз абитуриенты, будто они собираются стать литературоведами, пишут сочинение.

Представьте теперь такую ситуацию - в общеобразовательных школах под тем же предлогом (школы, мол, не готовят писателей) отменили русский язык и литературу. А желающим их изучать предложили бы посещать этакие, литературные школы. Чушь? -Полнейшая. Но ведь именно так произошло с общеобразовательной дисциплиной «рисование» (в наши дни - «изобразительное искусство»). И теперь вопрос жить или не жить «рисованию» зависит не от государственного учебного плана, а от благосклонности администрации школы. То же самое и с дисциплиной «черчение», растворившейся в громко названном блоке - «Технология». Покушение на самостоятельность школьных дисциплин «Рисование» и «Черчение» привело к перепрофилированию или полному закрытию, столь полезных стране художественно-графических (учительских) факультетов. Еще недавно их было около сотни в стране. Сейчас, сомневаемся, что сможем насчитать один десяток. И эти едва дышат на ладан. Страну накрыла дизайн-эпидемия.

С одной стороны - это хорошо. Ведь вся наша промышленность в начале 90 -х годов прошедшего века потеряла жизнеспособность во многом именно потому, что выдавала продукцию хоть и полезную, но некрасивую. Наша промышленность погибла из-за отсутствия спроса покупателей на выпускаемые у нас «серые» товары, когда хлынули из-за рубежа красивые изделия Запада. А все произошло потому, что должности художника или дизайнера на фабриках или заводах у нас в стране не было. Не было ни на одном промышленном предприятии. Руководства предприятий, понимая необходимость таких специалистов, принимали их на какие-нибудь побочные должности. Авторы данного материала в студенческие годы побывали в таких ролях, работая, один - на должности сторожа, другой - стрелком охраны. Но эти мизерные меры не могли спасти нашу промышленность. А в начале девяностых реформаторы пошли дальше - стали целенаправленно губить в общеобразовательной школе развивающие учебные дисциплины «Рисование» и «Черчение», а все (или почти все) художественно-графические факультеты, которые готовили таких учителей, перепрофилировали под модные факультеты дизайна. Об учителе рисования и черчения все стыдливо забыли.

У нас всегда так - если воду выплескивают, то вместе с ребенком.

Оптимальный вариант состоял в том, чтобы факультеты дизайна создать параллельно с художественно-графическими (учительскими) факультетами и, одновременно, в общеобразовательных школах усилить преподавание графических дисциплин. Но сделали все наоборот - учительские факультеты преобразовали в дизайнерские, а базовую подготовку по рисованию и черчению в общеобразовательной школе практически свели на нет. Тем самым общеобразовательные школы оказались баз такого нужного детям специалиста. А без базовой школьной подготовки по рисованию дизайнерам трудно осваивать основы изобразительной грамоты в высшей школе и, соответственно, внедрять их в промышленное производство после окончания вуза.

Но это не все. Ведь будущим дизайнерам в ходе обучения в вузе надо осваивать и основы инженерного дела, чтобы промышленность выпускала действующие механизмы, а не красивые, но мертвые макеты. Однако студентам в вузе трудно быстро и качественно научиться разбираться в чертежах, так как общеобразовательная школа такими знаниями их не обогащает. Поэтому дела в промышленности поправляются плохо, все пробуксовывает.

А не поспешили ли мы, освободиться от уроков «рисования» и «черчения», вслед за этим закрывая или перепрофилируя художественно-графические факультеты?

Как это проверить? Очень просто - надо с чем-нибудь сравнить. Дайте сравним ликвидацию графических дисциплин в российских школах с тем, что имеет место в Японии. Мы, порой, удивляемся, глядя на Японию, как она смогла обогнать всех на свете? Станет ясно, как это удалось, когда мы заглянем в японскую общеобразовательную школу. Японские коллеги оказались мудрее нас. Они взяли на вооружение то, от чего мы сами давно отказались - «Программу Единой трудовой школы». Она была разработана в России под руководством А.В. Луначарского, еще в первые годы после революции. А в этих программах - по несколько часов в неделю «Рисование» и «Черчение», уроки по моделированию из бумаги, резьба по дереву и другие активно развивающие дисциплины.

От этих программ мы отказались в начале тридцатых годов, а Япония внедрила их в свои общеобразовательные школы после поражения во Второй Мировой войне. И пока японские эмиссары утюжили территории индустриально развитых стран и скупали не реализованные патенты на новейшие изобретения, система просвещения Японии готовила лучших в мире рабочих и инженеров. Готовила их по нашим программам. А потом, через десяток лет японцы удивили всех, уйдя далеко вперед в своем развитии. И в том числе - в высокоразвитом в их стране чувстве патриотизма. Ведь народные традиции до подрастающих поколений во многом доводят именно учителя рисования.

Давайте задумаемся. Умение изображать, как профессиональный навык, многим специалистам не менее необходим, чем умение писать без ошибок. Умение передать мысль графически необходимо всем без исключения - конструкторам, инженерам, биологам,

ботаникам, физикам, химикам, медикам и многим другим. И здесь не спрятаться за компьютер и ноутбук. Тут нужны ручные графические навыки.

К примеру, учитывая значимость навыков рисования в подготовке боевых офицеров, в середине XIX века в Санкт-Петербурге было выпущено в свет три издания (в 1834, 1838 и в 1849 г. г.) «Полного курса рисования» для военных учебных заведений. Автор - известный художник Андрей Петрович Сапожников. В «Предисловии для обучающих» автор писал: «Цель, с которой учреждены рисовальные классы в военно-учебных заведениях, состоит не в том, чтобы из воспитанников сделать художников-живописцев, но заключается в развитии способности изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно, чтобы в случае надобности, учащиеся могли без затруднения нарисовать с натуры полезную машину, необходимый инструмент, любопытный вид местности или другой предмет, могущий встретиться на поприще военной службы....» [4, с. 7].

Но почему-то «рисование» в подобных учебных заведениях в настоящее время не преподают и на вступительные экзамены эту дисциплину не выносят. И не только «в подобных», то есть в военных учебных заведениях. Вообще, ни в каких, кроме тех, что прямо связаны с искусством, нет вступительных экзаменов по рисованию. А что, если бы при поступлении в любой вуз или колледж абитуриенты, наряду с сочинением (или изложением), сдавали бы экзамен и по рисованию? А потом, уже в ходе обучения по любой направленности и специальности, получали бы навыки в освоении графических приемов изображения, так необходимых любому специалисту. Это был бы экзамен на «образованность» и база для занятий рисунком по любой из изучаемых профессий.

Наверняка уровень профессиональной подготовки выпускников таких вузов значительно повысился бы. А роль педагогов (а их потребовалось бы много) в таких учебных заведениях могли бы выполнять выпускники художественно-графических факультетов. А как ожили бы сразу «рисование» и «черчение» в школе, если бы их ввели в Аттестат зрелости. И как вновь расцвели бы художественно-графические факультеты. Мы видим в этом перспективу развития всей системы образования в нашей стране. А вместе с ней -кардинальное развитие всех отраслей промышленности.

Жизнь показала, что одним из эффективных и действенных средств воспитания чувства патриотизма у подрастающих поколений является систематическое общение детей и молодежи с учителями - выпускниками художественно-графических факультетов. Ведь именно учитель рисования способен эффективно и систематично решать задачи, которые не раз звучали в выступлениях нашего Президента - формировать у детей чувство патриотизма. У выпускника художественно-графического факультета есть для этого и знания, и умения. Выводя детей на пленэр, он может научить их видеть красоту окружающего мира, красоту своей страны. Учитель рисования, анализируя произведения выдающихся пейзажистов, способен пробудить у детей чувство гордости за свою Родину. Он способен рассказывать детям Историю Отечества по произведениям Великих русских художников. На уроках черчения учитель может пробудить у детей уважение к ученым, конструкторам, рабочим страны, воплощающим в жизнь шедевры технической мысли. Он способен побудить детей к изобретательской деятельности. Может научить их передавать свои технические фантазии языком техники - специфическими средствами черчения. Поэтому, считаем, что в век авиации и космоса сводить в общеобразовательной школе подготовку по черчению (языку техники!) до строчки в сомнительном блоке «Технология» - смерти подобно.

В программу подготовки учителей рисования входит и обучение многим видам декоративно-прикладного искусства, что дает возможность выпускнику факультета активно вести обучение и воспитание детей и в системе дополнительного образования.

Таким образом, возвращение учебным дисциплинам «Рисование» и «Черчение» самостоятельности в общеобразовательных школах - ключ к совершенствованию системы обучения и воспитания подрастающих поколений. Эта мера повлечет за собой восстановление в своих правах и художественно-графических факультетов, имеющих выдающийся опыт в подготовке учителей данных направлений.

Литература и источники

1. Беда Г.В. Опыт организации учебного процесса на художественно-графическом факультете в условиях Карачаево-Черкесской автономной области // Материалы шестого семинара преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Карачаевск, 1972. С.39-50.

2. Корешков В.В. Об эстетической направленности трудового обучения. // Материалы шестого семинара преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Карачаевск, 1972. С.216-218.

3. Ростовцев Н.Н. Актуальные проблемы педагогики в области эстетического воспитания и художественного образования. // Материалы шестого семинара преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Карачаевск, 1972. С.25-38.

4. Сапожников А.П. Учебные руководства для военно-учебныхъ заведений. Курсъ рисования. Издание второе. Санкт-Петербургъ, 1849.

5. Серов А.М. О коренном улучшении подготовки учителей изобразительного искусства. // Материалы шестого семинара преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Карачаевск, 1972. С.51-65.

6. Хворостов А. С. Как реабилитировать «Рисование» («Изобразительное искусство») // Художественно-педагогическое образование (содержание, проблемы, перспективы). Ростов-на-Дону, 2001. С.64-66.

7. Хворостов Д.А. Взаимосвязь традиционных методов обучения и современных компьютерных технологий в подготовке студентов художественно-графических факультетов // Международная научно-практическая конференция «Научные перспективы Европы». Педагогические науки, современные методы преподавания. Перемышль, Польша. 27 марта - 05 апреля 2012. С. 62-66.

References and Sources

1. Beda G.V. Opyt organizacii uchebnogo processa na hudozhestvenno-graficheskom fakul'tete v usloviyah Karachaevo-CHerkesskoj avtonomnoj oblasti // Materialy shestogo seminara prepodavatelej hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedagogicheskih institutov RSFSR. Karachaevsk, 1972. S.39-50.

2. Koreshkov V.V. Ob ehsteticheskoj napravlennosti trudovogo obucheniya. // Materialy shestogo seminara prepodavatelej hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedagogicheskih institutov RSFSR. Karachaevsk, 1972. S.216-218.

3. Rosto vcev N.N. Aktual'nye problemy pedagogiki v oblasti ehsteticheskogo vospitaniya i hudozhestvennogo obrazovaniya. // Materialy shestogo seminara prepodavatelej hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedagogicheskih institutov RSFSR. Karachaevsk, 1972. S.25-38.

4. Sapozhnikov A.P. Uchebnye rukovodstva dlya voenno-uchebnyh" zavedenij. Kurs" risovaniya. Izdanie vtoroe. Sankt-Peterburg", 1849.

5. Serov A.M. O korennom uluchshenii podgotovki uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva. // Materialy shestogo seminara prepodavatelej hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedagogicheskih institutov RSFSR. Karachaevsk, 1972. S.51-65.

6. Hvorostov A. S. Kak reabilitirovat' «Risovanie» («Izobrazitel'noe iskusstvo») // Hudozhestvenno-pedagogicheskoe obrazovanie (soderzhanie, problemy, perspektivy). Rostov-na-Donu, 2001. S.64-66.

7. Hvorostov D.A. Vzaimosvyaz' tradicionnyh metodov obucheniya i sovremennyh komp'yuternyh tekhnologij v podgotovke studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov // Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Nauchnye perspektivy Evropy». Pedagogicheskie nauki, sovremennye metody prepodavaniya. Peremyshl', Pol'sha. 27 marta - 05 aprelya 2012. S. 62-66.

ХВОРОСТОВ АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева.

ХВОРОСТОВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор РАО, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева.

HVOROSTOV, ANATOLY S. - Doctor of Pedagogy, Professor, Orel State University. Named after I.S. Turgenev (hvorostov.a. @mail.ru)

HVOROSTOV, DMITRY A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Orel State University. Named after I.S. Turgenev (d.s.hv.@mail.ru)

УДК 378. 016:514

КАРЕВ Б.А., КОРЗИНОВА Е.И., КАТХАНОВА Ю.Ф. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ

ГЕОМЕТРИИ

Ключевые слова: образование, начертательная геометрия, профессиональные качества, транспортное строительство, профессиональные качества.

В статье рассматриваются профессиональные качества дипломированного специалиста как стратегической цели, стоящей перед высшей школой. Показано, что на современном этапе развития высшего образования сложилось противоречие между требованиями, предъявляемыми к дипломированному специалисту, и уровнем его подготовки к профессиональной деятельности. Это противоречие определяет направление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.