Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / DESCRIPTIVE GEOMETRY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL QUALITIES / ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / TRANSPORT CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карев Борис Анатольевич, Корзинова Елена Игоревна, Катханова Юлия Федоровна

В статье рассматриваются профессиональные качества дипломированного специалиста как стратегической цели, стоящей перед высшей школой.Показано, что на современном этапе развития высшего образования сложилось противоречие между требованиями, предъявляемыми к дипломированному специалисту, и уровнем его подготовки к профессиональной деятельности. Это противоречие определяет направление совершенствования подготовки будущих инженеров в вузах. Автор доказывает, что дисциплина начертательная геометрия имеет большие возможности для обучения студентов управлению своим образованием, воспитанием, развитием. В частности, важным качеством управления образовательной деятельностью является способность к прогнозированию процессов, которая вырабатывается за счет умений по моделированию процессов различной сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карев Борис Анатольевич, Корзинова Елена Игоревна, Катханова Юлия Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL QUALITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION STUDIES UNDER THE STUDY OF THE SCIENTIFIC GEOMETRY

The article examines the professional qualities of a graduate as a strategic goal for the higher school. It is shown that at the present stage of the development of higher education there is a contradiction between the requirements for a graduate specialist and the level of his preparation for professional work. This contradiction determines the direction of improving the training of future engineers in universities. The author proves that discipline descriptive geometry has great opportunities for teaching students to manage their education, upbringing, development. In particular, an important quality of management of educational activities is the ability to predict processes, which is developed through the ability to model processes of varying complexity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ»

Литература и источники

1. Беда Г.В. Опыт организации учебного процесса на художественно-графическом факультете в условиях Карачаево-Черкесской автономной области // Материалы шестого семинара преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Карачаевск, 1972. С.39-50.

2. Корешков В.В. Об эстетической направленности трудового обучения. // Материалы шестого семинара преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Карачаевск, 1972. С.216-218.

3. Ростовцев Н.Н. Актуальные проблемы педагогики в области эстетического воспитания и художественного образования. // Материалы шестого семинара преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Карачаевск, 1972. С.25-38.

4. Сапожников А.П. Учебные руководства для военно-учебныхъ заведений. Курсъ рисования. Издание второе. Санкт-Петербургъ, 1849.

5. Серов А.М. О коренном улучшении подготовки учителей изобразительного искусства. // Материалы шестого семинара преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Карачаевск, 1972. С.51-65.

6. Хворостов А. С. Как реабилитировать «Рисование» («Изобразительное искусство») // Художественно-педагогическое образование (содержание, проблемы, перспективы). Ростов-на-Дону, 2001. С.64-66.

7. Хворостов Д.А. Взаимосвязь традиционных методов обучения и современных компьютерных технологий в подготовке студентов художественно-графических факультетов // Международная научно-практическая конференция «Научные перспективы Европы». Педагогические науки, современные методы преподавания. Перемышль, Польша. 27 марта - 05 апреля 2012. С. 62-66.

References and Sources

1. Beda G.V. Opyt organizacii uchebnogo processa na hudozhestvenno-graficheskom fakul'tete v usloviyah Karachaevo-CHerkesskoj avtonomnoj oblasti // Materialy shestogo seminara prepodavatelej hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedagogicheskih institutov RSFSR. Karachaevsk, 1972. S.39-50.

2. Koreshkov V.V. Ob ehsteticheskoj napravlennosti trudovogo obucheniya. // Materialy shestogo seminara prepodavatelej hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedagogicheskih institutov RSFSR. Karachaevsk, 1972. S.216-218.

3. Rosto vcev N.N. Aktual'nye problemy pedagogiki v oblasti ehsteticheskogo vospitaniya i hudozhestvennogo obrazovaniya. // Materialy shestogo seminara prepodavatelej hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedagogicheskih institutov RSFSR. Karachaevsk, 1972. S.25-38.

4. Sapozhnikov A.P. Uchebnye rukovodstva dlya voenno-uchebnyh" zavedenij. Kurs" risovaniya. Izdanie vtoroe. Sankt-Peterburg", 1849.

5. Serov A.M. O korennom uluchshenii podgotovki uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva. // Materialy shestogo seminara prepodavatelej hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedagogicheskih institutov RSFSR. Karachaevsk, 1972. S.51-65.

6. Hvorostov A. S. Kak reabilitirovat' «Risovanie» («Izobrazitel'noe iskusstvo») // Hudozhestvenno-pedagogicheskoe obrazovanie (soderzhanie, problemy, perspektivy). Rostov-na-Donu, 2001. S.64-66.

7. Hvorostov D.A. Vzaimosvyaz' tradicionnyh metodov obucheniya i sovremennyh komp'yuternyh tekhnologij v podgotovke studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov // Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Nauchnye perspektivy Evropy». Pedagogicheskie nauki, sovremennye metody prepodavaniya. Peremyshl', Pol'sha. 27 marta - 05 aprelya 2012. S. 62-66.

ХВОРОСТОВ АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева.

ХВОРОСТОВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор РАО, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева.

HVOROSTOV, ANATOLY S. - Doctor of Pedagogy, Professor, Orel State University. Named after I.S. Turgenev (hvorostov.a. @mail.ru)

HVOROSTOV, DMITRY A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Orel State University. Named after I.S. Turgenev (d.s.hv.@mail.ru)

УДК 378. 016:514

КАРЕВ Б.А., КОРЗИНОВА Е.И., КАТХАНОВА Ю.Ф. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ

ГЕОМЕТРИИ

Ключевые слова: образование, начертательная геометрия, профессиональные качества, транспортное строительство, профессиональные качества.

В статье рассматриваются профессиональные качества дипломированного специалиста как стратегической цели, стоящей перед высшей школой. Показано, что на современном этапе развития высшего образования сложилось противоречие между требованиями, предъявляемыми к дипломированному специалисту, и уровнем его подготовки к профессиональной деятельности. Это противоречие определяет направление

совершенствования подготовки будущих инженеров в вузах. Автор доказывает, что дисциплина начертательная геометрия имеет большие возможности для обучения студентов управлению своим образованием, воспитанием, развитием. В частности, важным качеством управления образовательной деятельностью является способность к прогнозированию процессов, которая вырабатывается за счет умений по моделированию процессов различной сложности.

KAREV, B.A., KORZINOVA, E.I., KATHANOVA, Yu.F.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL QUALITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF

HIGHER EDUCATION STUDIES UNDER THE STUDY OF THE SCIENTIFIC GEOMETRY

Keywords: education, descriptive geometry, professional qualities, transport construction, professional qualities.

The article examines the professional qualities of a graduate as a strategic goal for the higher school. It is shown that at the present stage of the development of higher education there is a contradiction between the requirements for a graduate specialist and the level of his preparation for professional work. This contradiction determines the direction of improving the training of future engineers in universities. The author proves that discipline descriptive geometry has great opportunities for teaching students to manage their education, upbringing, development. In particular, an important quality of management of educational activities is the ability to predict processes, which is developed through the ability to model processes of varying complexity.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предъявляют высокие требования к подготовке дипломированного специалиста, который должен быть «подготовлен к решению следующих типов задач: организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений, ... организация спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных обстоятельствах.» [1]. Таким образом, к началу своей трудовой деятельности дипломированный специалист должен быть не только развит интеллектуально, духовно и профессионально, но и уметь управлять работой коллектива, принимать управленческие решения в сложных ситуациях.

На современном этапе развития высшего образования сложилось противоречие между требованиями, предъявляемыми к дипломированному специалисту, и уровнем его подготовки к профессиональной деятельности. Это противоречие определяет направление совершенствования подготовки будущих инженеров в вузах. Высшая школа ведет целенаправленный поиск по формированию и развитию у студентов таких качеств будущих специалистов, как способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Иными словами, цель высшего профессионального образования - научить студентов управлять своим образованием, воспитанием, развитием. Формирование и развитие этих качеств необходимо осуществлять с первого курса. Такая общепрофессиональная дисциплина, как начертательная геометрия, имеет большие возможности для обучения студентов управлению своим образованием, воспитанием, развитием.

Проблемы самообразования, самовоспитания, саморазвития личности студента в вузе мы рассматриваем на основе методологии системного подхода и теории моделирования, которые нашли широкое применение в современной педагогической науке (С.И. Архангельский, Д.Ф. Карева, В.В. Краевский). Моделированием цикла принятия и реализации сложных решений в системах управления занимались Ф.И. Перегудов, В.П. Тарасенко. Концепция системного подхода позволяет рассматривать образование в вузе как целостный, взаимосвязанный инвариантом отношений между его элементами, комплекс, технологический режим взаимодействия которого позволяет гарантировать получение результата - профессионально подготовленного специалиста [3].

Развитие профессиональных качеств гарантируется постановкой целей этого развития путем моделирования деятельности студентов на занятиях в соответствии с поставленной целью, отбором технологий для достижения цели, а также педагогическим анализом результатов обучения.

Развитие профессиональных качеств у студентов технического вуза происходит при взаимодействии систем обучения, воспитания и информационной системы начертательной геометрии, обеспечивающих выход студентов на уровень саморазвития. Содержание

дисциплины начертательной геометрии дает возможность посредством выполнения расчетно-графических заданий научить студентов профессиональным качествам, переносить эти умения на различные виды профессиональной деятельности. Моделирование является высшей и особой формой наглядности для выявления и фиксации в легко обозримом виде существенных особенностей и отношений изучаемых явлений, в нашем случае -образовательного процесса. Моделирование начинается с осмысления целей, подбора технологий, построения самой модели, организации деятельности.

Применяя методологию системного подхода к высшей школе, мы рассматриваем ее как состав, структуру и функционирование (состав - система преподавания и система учения; структура - инвариант отношений между элементами состава, которым является цель; функционирование - взаимодействие педагога и учащихся, направленное на достижение целей). Наличие цели дает возможность передать ее студенту для его самообразования и самовоспитания. Поставленным целям должны соответствовать отобранные средства. Общая иерархия целей, отмеченная в педагогических исследованиях, включает стратегические цели, оперативные и тактические цели. Стратегическая цель декомпозируется до оперативного уровня, а затем и до тактического уровня уже каждого конкретного занятия - модели занятия.

Эффективность обучения (целенаправленного взаимодействия преподавания и учения по реализации поставленных рабочих целей) зависит от адекватности технологий рабочим целям, при этом технологии с целями должны находиться в аксиоматической взаимосвязи. Эффективность обучения также неотделима от объективности педагогического анализа, поэтапно констатирующего степень достижения прогнозируемого результата как по целям и технологиям, так и по синхронности взаимодействующих систем преподавания и учения.

Технология - алгоритм, соединенный с методами, формами и средствами для достижения поставленной цели. Из определения технологии видно, что существенную роль в ней играет алгоритм (точное, пунктуальное описание последовательности действий, преобразующих исходные данные в искомый результат).

Методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Методы обучения по уровням познавательной деятельности классифицируются, согласно И.Я. Лернеру, на объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемное изложение (ПИ), частично-поисковый (ЧП), исследовательский (И).

На основе анализа понятий - уровень усвоения, цель, формы обучения, методы обучения, средства обучения, алгоритм - выведен алгоритм познавательной деятельности:

1уу ^ ОИ ^ Р (при наличии внимания)

2уу ^ Р (при наличии образца деятельности)

3уу ^ ПИ ^ ЧП ^ И (при условии применения алгоритма исследовательской деятельности).

Выходя на частно-дидактический уровень, методы используют в организации различных средств и работают в различных формах учебной деятельности. В общем, они определяют технологию обучения.

1 уу + кз ^ ОИ ^ Р - ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ОИ, Р, ПИ, ЧП, И - МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

2уу + кз ^ Р + Ф, С - ФОРМЫ и СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

3уу + кз ^ ПИ ^ ЧП ^ И

Механизмы согласования взаимодействующих в обучении систем с целями рассмотрим более подробно. Содержательно-образовательные цели, выраженные уровнями усвоения (1уу, 2уу, 3уу) и качествами знаний (кз), реализуются методами обучения:

1уу - объяснительно-иллюстративным (ОИ) и репродуктивным (Р) методами;

2уу - репродуктивным (Р) методом;

3уу - проблемное изложение (ПИ), частично-поисковым (ЧП) и исследовательским (И) методами.

1-й уровень усвоения - осознанное восприятие, понимание и запоминание, которое внешне проявляется в точном и близком воспроизведении информации; 2-ой уровень усвоения - применение знаний по образцу в сходной ситуации; 3-ий уровень усвоения -творческое применение знаний, то есть применение знаний в новой, ранее не знакомой обучающемуся ситуации.

Это позволяет сформулировать следующее понимание познавательного саморазвития:

1) поставив цель 1-го уровня усвоения и, используя алгоритм усвоения информации на этом уровне (восприятие ^ понимание ^ заучивание ^ воспроизведение), мы развиваем свою память, «загрузив» ее информацией по предметам, которые изучаются на занятии;

2) поставив цель 2-го уровня усвоения, мы перерабатываем сущностное знание понятий, усвоенных на 1 -ом уровне усвоения, в технологическую форму алгоритма для применения знаний в сходной ситуации. Кроме того, применяем по мере необходимости операционный алгоритм (анализ ^ диагноз ^ решение ^ результат). Так создается база для творческого развития мышления.

1-й и 2-й уровни усвоения являются целями развития познавательной деятельности, обеспечивающей репродукцию (воспроизведение) научной информации, выработанной предшествующими поколениями. Этого уровня развития познания недостаточно для творчества человека. Необходимо освоить творческий способ познавательной деятельности, который соответствует цели, обозначенной 3 -им уровнем усвоения, предполагает творческое воспроизведение знаний в нестандартной ситуации.

Уровни усвоения могут быть дополнены качествами знаний. Качества знаний -параметры, отражающие образовательную цель и результат обучения; форма сохранения информации. В современной педагогической литературе сложилась определенная система качества знаний: полнота, глубина, конкретность, обобщенность, свернутость, развернутость, системность, систематичность, оперативность, гибкость [5].

Качества знаний, как характеристики способов мыслительной деятельности, должны быть усвоены при обучении. Формирование качеств знаний, как формы сохранения информации на лекциях, практических занятиях должно быть последовательным и целенаправленным (от первого уровня усвоения ко второму и далее к третьему), специально смоделированным. Качества знаний должны гарантироваться применением технологии обучения и быть отслеженными на выходе с помощью технологической документации (тесты, контрольные задания, опросные листы).

Лекции по начертательной геометрии проводятся в основном объяснительно-иллюстративным методом. На первой лекции преподаватель дает понятие цели, объясняет цели изучения предмета, дает понятие модели и рассматривает алгоритм моделирования информации на лекции (цель, понятие, определение, закономерность, закон, свойства, алгоритм или способ деятельности, область применения) и излагает информационный материал начертательной геометрии в соответствии с этим алгоритмом моделирования информации. В качестве мировоззренческой цели на первых лекционных и практических занятиях мы выбираем категории «долг», «ответственность» и постоянно, способом обратной связи, отслеживаем ее, так как от принятия студентами целей каждого занятия зависит в конечном итоге качество обучения.

По содержательно-образовательным целям на всех лекционных и практических занятиях мы ставим 1-й и 2-й уровни усвоения. С этими уровнями усвоения согласуются такие качества знаний, как конкретность, обобщенность, свернутость, развернутость. Развитие памяти, внимания и мышления мы берем в качестве профессиональных целей.

На практических занятиях работа, в основном, проходит объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами с элементами частично-поиского метода. Например, при построении горизонтали и фронтали плоскости их построение проводится по алгоритму, данному на лекции, причем этот алгоритм воспроизводится каждый раз, когда выполняется построение. А при решении задачи, где требуется из точки опустить перпендикуляр на плоскость и найти точку пересечения этого перпендикуляра с заданной

плоскостью, разрабатывается модель деятельности и построение алгоритма для нахождения результата решения задачи. Этот алгоритм строится преподавателем и студентом совместно, частично-поисковым методом, который позволяет развивать творческое мышление студентов. Но так как для творческой деятельности необходим большой запас научной информации по избранной области исследования и соответствующее развитие мышления студентов, поэтому овладение способами творческой деятельности ведется только с небольшой группой студентов, занимающихся в студенческом научном обществе.

Работа студентов, организованная подобным образом, дает им возможность осознанно подходить к изучению начертательной геометрии и формирует готовность к самостоятельной деятельности. Иными словами, студенты выходят на уровень управления развитием своего интеллекта, духовной сферы.

С учетом изложенного, образовательный процесс можно отобразить в виде технологической модели на примере лекционных и практических занятий по начертательной геометрии, фрагмент которых представлен в таблице.

Таблица

Фрагмент модели образования на примере изучения начертательной геометрии _студентами специальности «Мосты и транспортные тоннели»_

Тема и содержание лекции, практических занятий Цели Методы обучения

Содержательно-образовательные Мировоззре нческие (категории) Профессионал ьные (развивающие )

Уровни Усвоения Качества Знаний

Лекция № 1. Предмет и задачи начертательной геометрии. Точка в системе 2-х и 3-х плоскостей проекций. 1уу - простое воспроизведен ие; 2уу - воспроизведен ие по образцу Конкретность, обобщенность, свернутость, развернутость, оперативность Долг, ответственн ость Память, внимание, мышление Объяснитель но- иллюстратив ный, репродуктив ный

Практические занятия № 3. Прямая. Взаимное положение прямых. Задачи № 2, 3 из «Альбома задач». 1уу - простое воспроизведен ие; 2уу - воспроизведен ие по образцу Полнота, глубина, конкретность, обобщенность, свернутость, развернутость, систематичност ь, оперативность Долг, ответственн ость Память, внимание, мышление Репродуктив ный

№ 7. Решение 1уу - простое Полнота, Долг, Память, Объяснитель

задачи № 6 из воспроизведен глубина, ответственн внимание, но-

«Альбома ие; конкретность, ость мышление, иллюстратив

задач» 2уу - системность, творческое ный,

(определение воспроизведен систематичност мышление репродуктив

расстояние от ие по образцу; ь, ныи,

точки до 3уу - оперативность, частично-

плоскости). творческое гибкость поисковый

воспроизведен

ие знаний в

нестандартной

ситуации

Приобретение качества управления для организатора образовательной деятельности, преподавателя, студента, любого субъекта вообще - неотъемлемая часть системы образования. Если студент на занятиях приобретает эти качества, то он потом может эти качества перевести в любую жизнедеятельность и в, частности, в ту профессиональную деятельность, которой он будет заниматься. Одним из качеств управления образовательной деятельностью является наличие способности к прогнозированию процессов. Данная способность вырабатывается за счет умений по моделированию процессов различной сложности.

Итак, моделирование учебных занятий повышает качество, как системы учения, так и системы обучения, то есть повышает уровень профессионального саморазвития не только студентов, но и преподавателей.

Литература и источники

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста Транспортное строительство. М., 2000. 26 с.

2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. 368 с.

3. Карева Д.Ф., Дворянкина Е.К. Взаимодействие систем обучения и воспитания в вузовском образовании: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003. 278 с.

4. Краевский В.В. Моделирование в педагогических исследованиях. Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. 239 с.

5. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знания, 1978. 47 с.

6. Информационные системы для руководителей / Под ред. Ф. И. Перегудова. М.: Финансы и статистика, 1989.

References and Sources

1. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Napravlenie podgotovki diplomirovannogo specialista Transportnoe stroitel'stvo. M., 2000. 26 s.

2. Arhangel'skij S. I. Uchebnyj process v vysshej shkole i ego zakonomernye osnovy i metody. M.: Vyssh. shkola, 1980. 368 s.

3. Kareva D.F., Dvoryankina E.K. Vzaimodejstvie sistem obucheniya i vospitaniya v vuzovskom obrazovanii: monografiya. Habarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2003. 278 s.

4. Kraevskij V.V. Modelirovanie v pedagogicheskih issledovaniyah. Vvedenie v nauchnoe issledovanie po pedagogike. M.: Prosveshchenie, 1988. 239 s.

5. Lerner I. YA. Kachestva znanij uchashchihsya. Kakimi oni dolzhny byt'? M.: Znaniya, 1978. 47 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Informacionnye sistemy dlya rukovoditelej / Pod red. F. I. Peregudova. M.: Finansy i statistika, 1989. 176 s.

КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ДВЮИ МВД России, Хабаровск (karevdok.27@mail.ru). КОРЗИНОВА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА - доктор педагогических наук, профессор института искусств Московского педагогического государственного университета (korzinova@mail.ru).

КАТХАНОВА ЮЛИЯ ФЕДОРОВНА - доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета (yu.kat@mail.ru).

KAREV, BORIS A. - Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of social, humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk KORZINOVA, ELENA I. - Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow Pedagogical State University KATHANOVA, YULIYA F. - Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow Pedagogical State University

УДК 378:745/749

КОРНЕЕВА Е.Н., СКВОРЦОВ К.А. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: художественное образование, народные традиции, народное творчество, декоративно-прикладное искусство, ручное узорное ткачество, образовательное пространство.

В статье раскрывается роль народного творчества в образовательном пространстве, как одного из главных источников приобщения к национальной культуре. Рассматривается декоративно-прикладное искусство, как средство сохранения и развития ценностей народных традиций в художественном образовании. Определяется значение народного творчества в современных условиях образовательного пространства, как средства сохранения и развития ценностей народных традиций.

KORNEEVA, E.N., SKVORTSOV, K.A. FOLK ART IN HIGH ARTS EDUCATION SYSTEM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.