Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / MODELING EDUCATIONAL SPACE / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING OBJECTIVES / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ВОСПИТАНИЯ / EDUCATION / УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карев Борис Анатольевич, Литвинова Наталья Борисовна, Петрушин Игорь Евгеньевич

В статье предпринята попытка исследовать теоретические вопросы построения модели обучения Построив модель обучения предлагаемым методом и реализуя ее в практической деятельности с учетом выявленных закономерностей, преподаватель сможет увидеть весь процесс обучения в целом. Это позволяет отойти от эмпирического подхода в преподавании. При моделировании учебного процесса появляется возможность устанавливать существенные взаимосвязи и взаимоотношения между компонентами, выявлять взаимодействие между элементами системы и отдельными системами, что определяет практическое значение моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карев Борис Анатольевич, Литвинова Наталья Борисовна, Петрушин Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MODEL AS THE BASIS OF TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE MILITARY HIGH SCHOOL

In this article the authors attempt to reveal theoretical questions of constructing a model of learning Build learning model the proposed method and implementing it in practice based on identified patterns, the teacher will be able to see the whole process of learning in General. This allows you to move away from the empirical approach in teaching. When modelling the educational process an opportunity to establish a substantial nexus and a relationship between components, to identify the interaction between elements of the system and a separate system that determines the practical value of modeling.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

УДК 37.032

КАРЕВ Б.А., ЛИТВИНОВА Н.Б., ПЕТРУШИН И.Е.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: моделирование образовательного пространства, система обучения, цели обучения, методы обучения, воспитания, управления, средства обучения.

В статье предпринята попытка исследовать теоретические вопросы построения модели обучения Построив модель обучения предлагаемым методом и реализуя ее в практической деятельности с учетом выявленных закономерностей, преподаватель сможет увидеть весь процесс обучения в целом. Это позволяет отойти от эмпирического подхода в преподавании. При моделировании учебного процесса появляется возможность устанавливать существенные взаимосвязи и взаимоотношения между компонентами, выявлять взаимодействие между элементами системы и отдельными системами, что определяет практическое значение моделирования.

KAREV, B.A., LITVINOVA, N.B., PETRUSHIN, E.I.

EDUCATIONAL MODEL AS THE BASIS OF TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE

MILITARY HIGH SCHOOL

Keywords: modeling educational space, training, learning objectives, teaching methods, education, management, training.

In this article the authors attempt to reveal theoretical questions of constructing a model of learning Build learning model the proposed method and implementing it in practice based on identified patterns, the teacher will be able to see the whole process of learning in General. This allows you to move away from the empirical approach in teaching. When modelling the educational process an opportunity to establish a substantial nexus and a relationship between components, to identify the interaction between elements of the system and a separate system that determines the practical value of modeling..

В эпоху информационной насыщенности в русле концепции инженерии знаний рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в «сжатом», компактном, удобном для использования виде. Построение моделей обучения позволяет изучать разнообразные ситуации на основе модели (имитации) и представляет существенный интерес для преподавателя, расширяя его возможности и поле творческой деятельности. Познавательная ценность моделей заключается в том, что синтезируя уже познанные закономерности, они позволяют прогнозировать развитие явления и процесса и получить ранее неизвестные сведения (закономерности, тенденции). Моделирование, являясь по своему характеру точным количественным методом, по мнению многих исследователей, обладает прогностическими возможностями, позволяет изучать разнообразные ситуации на основе модели и представляет существенный интерес для преподавателя вуза, расширяя его возможности и поле творческой деятельности. При моделировании учебного процесса появляется возможность устанавливать существенные взаимосвязи и взаимоотношения между компонентами, выявлять взаимодействие между элементами системы и отдельными системами, что определяет практическое значение моделирования.

Для разработки модели обучения при изучении профессиональных дисциплин исследователи определяют следующие требования:

1. Модель системы обучения профессиональным дисциплинам должна фиксировать сведения, как по содержательному, так и по процессуальному аспектам программы.

2. В содержательную часть модели системы включаются:

- темы и информационное содержание занятий, определяющие, какие элементы состава содержания образования должны быть усвоены;

- могут быть выделены отдельные компоненты содержания образования: понятийный аппарат, способы деятельности и т.п.;

- цели системы: содержательно-образовательные, психолого-педагогические, профессионально-педагогические (развивающие);

- могут быть отдельно выделены и конкретизированы оперативные цели (стратегический, оперативный уровень целей, качества знаний).

3. В процессуальную часть модели включаются:

- методы обучения, воспитания, управления;

- технические и дотехнические средства обучения;

- виды обратных связей;

- виды учебных ситуаций.

4. При необходимости модель системы может быть дополнена другими параметрами, влияющими на усвоение моделируемого элемента состава содержания образования (возрастные особенности обучаемых и т.п.).

Модель обучения профессиональным дисциплинам разрабатывается в табличной форме (по количеству семестров) в едином алгоритмическом и технологическом ключе. Они связаны между собой информационным содержанием, единством целевого подхода. Модель каждого отдельного семестра может представлять собой законченную версию и строится на основе модели отдельных занятий (в качестве примера - таблица 1). Документация содержит технологически оформленную основу для осуществления операций, исполнение которых направлено не на «передачу знаний» по теме занятия, а на развитие обучающихся как субъектов саморазвития (интеллектуального, духовного и профессионального потенциала). Включенные в характеристику документа параметры включают следующие операции:

1. Вид учебной ситуации (ВУС), учет которой позволяет спланировать и исполнить на практике операцию по определению субъекта управления в конкретный период моделирования системы обучения, выраженной очередной учебной ситуацией, встраиваемой в общую модель системы обучения в образовательном пространстве занятия. Видов учебных ситуаций определено три, и они обозначаются соответственно цифрами: ВУС 1, ВУС 2, ВУС 3: ВУС 1 - автономная деятельность преподавателя, т. е. воссоздание единицы содержания образования преподаванием; ВУС 2 - автономная деятельность учащихся, т. е. воссоздание единицы содержания образования учащимся; ВУС 3 - совместная деятельность, воссоздание единицы содержания образования преподаванием и учением.

2. Содержательно-образовательные цели занятия (СО) выражены уровнями усвоения. УУ - уровни усвоения (сохраняемые модели содержания образования): 1уу -первый уровень усвоения (простое воспроизведение знаний) - развитие памяти. 2уу - второй уровень усвоения (воспроизведение знаний по образцу (по шаблону) в сходных ситуациях -развитие репродуктивного мышления. 3уу - третий уровень усвоения (творческое воссоздание знаний в нестандартной ситуации) - развитие творческого мышления.

3 Качества знаний (КЗ), обогащающие умственное развитие субъектов и повышающие эффективность усвоения знаний в сохраняемых моделях: полнота (п), глубина (г), конкретность (к), обобщенность (об), свернутость (св), развернутость (рв), системность (см), систематичность (ст), оперативность (оп), гибкость (гб).

4. Методы обучения (МО): объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемное изложение (ПИ), частично-поисковый (ЧП), исследовательский (И).

5. Обратная связь (ОС), которая бывает трех видов: интуитивно-визуальная (ИВ), выборочно-содержательная (ВС), фронтально-содержательная (ФС). При моделировании рассматриваемого параметра занятия графу предлагается сделать более широкого формата, т. к. в нее можно вписывать намеченных для ответов курсантов, а также фамилии тех, которые были вызваны во время занятия. Такое фиксирование отвечающих на занятии курсантов позволяет документально конкретизировать качественную характеристику ответа: уу, качество знаний, метод обучения и другие.

6 Средства обучения (СрО), которые классифицируются на две основные группы: технические средства обучения (ТСО) и дотехнические средства обучения (ДСО), представлены средствами информации (ТСИ, ДСИ), тренажа (ДСТ, ТСТ) и контроля (ДСК, ТСК), что соответственно фиксируется в графе.

Таблица 1 - Технологическая документация по моделированию, анализу и самоанализу занятия в вузе. Когнитивная карта занятия

к»

к»

Тема занятия Цели занятия

Содержательно-образовательные Мировоззренческие Профессионально-упр авл енческие

Содержание материала занятия ВУС £ и О Ж и О СрО Ц Иа Ма Оа ц IIa Ма Оа

I. Подготовка к усвоению нового материала: актуализация опорных знаний.

П.Усвоение нового материала

III. Подведение итогов реализации целей

Субъектная позиция студента Оптимальный уровень развития субъекта (+) Допустимый уровень развития субъекта (-Ц Недопустимый уровень развития субъекта (-)

СО 1 УУ

2 уу

3 уу

Мц Цель (+ -)

IIa

Ма

Оа

ПУ Цель

IIa

Ма

Оа

я

И >

О ч

Н «

>

Условные обозначения: 1.ВУС - вид учебной ситуации. 2. СО — содержательно-образовательные цепи занятия. УУ — уровни усвоения. 3. КЗ — качества знаний. 4. МО - методы обучения или воспитания. 5. ОС - обратная связь. 6. СрО - средства обучения. 7. Мц - мировоззренческие цели. Иа — информационный аспект, Ма - мотивационный аспект, Оа- операционный аспект. 8. ПУ — профессионально-управленческие цепи.

7. Мировоззренческие цели занятия выражаются условно обозначенной категорией морали и принятыми аспектами их декомпозирования: информационным, мотивационным и операционным. Для управления развитием профессионального уровня ведущего занятие педагога в технологической документации отмечается условно обозначенная стратегическая цель и три аспекта оперативно-тактической декомпозиции, реализация которых направлена на развитие мотивации учения.

8 Профессионально-управленческие цели (ПУ) обусловлены развитием психических функций (память, внимание, речь, мышление, творческое мышление), сферы чувств и профессиональных способностей. К профессиональным способностям относятся: академические - знание предметной области будущей военно - профессиональной деятельности; дидактические - целеполагание и разработка технологий применения полученных знаний на практике; конструктивные - составление идеальной модели (плана) деятельности; организаторские - перевод идеальной модели в реальную; коммуникативные -умение общаться с коллегами, отстаивать свое мнение, прислушиваться к чужому.

Графа содержания материала предметной области учебной дисциплины по теме занятия предполагает порционное предъявление информации не как самоцели и для «передачи знаний», а использования данного параметра системы обучения как средства развития курсантов как субъектов, для чего информация конструируется в определенной динамической логике:

I. Подготовка к усвоению нового материала субъектами учения, что предполагает: 1.1 Актуализацию прежних знаний, представляющих базу для усвоения нового с учетом целей (выявление опорных знаний); 1.2 Постановка проблемы и ее решение на прежнем материале; 1.3 Наличие у педагога более глубоких выводов, чем было ранее.

II. Усвоение новых знаний, что заключается в: 2.1 Окончательной реализации содержательно-образовательных и мировоззренческих целей занятия; 2.2 В развитии курсантов как профессионалов и субъектов учения; 2.3 В создании реальной модели обучения, т. е. гуманитарно-образовательной целостности образовательного пространства учебного заведения.

III. Подведение итогов занятия. Исходя из того, что результатом обучения и воспитания курсантов является их развитие как субъектов становления их интеллектуального, духовного и профессионального потенциала, подведение итогов занятия определяется в этой логике реализации целей при изучении основ наук.

Субъектная позиция оценивается по степени реализации образовательных целей по уровням усвоения, а мировоззренческие цели по нравственным категориям добра и зла. Критерием является три уровня степени реализации целей: 1. Оптимальный, когда субъекты учения осознают цели и используют для их реализации адекватные технологии. 2. Допустимый уровень, когда цели саморазвития осознаются, но курсанты не владеют технологиями их реализации. 3. Недопустимый уровень, когда цели не ставятся и не реализуются.

Моделирование занятия каждым педагогом на тактическом уровне структурной системообразующей характеристики отражает реальное состояние понимания человеком смысла его жизни, степень освоения механизмов в жизненной самореализации субъектной позиции преподавателя и курсанта в конкретном времени образовательного пространства.

Целевая логика поведения и отношений на основе свободы выбора целей добра из информационных полей нравственного «дерева цели» позволяет овладевать опытом моделирования целостности бытия, опытом духовной и интеллектуальной интеграции человеческих сообществ, предупреждения факта возможной разобщенности и конфронтации.

Разработанная модель представляет собой документацию очень высокой степени свернутости, поэтому часть информации закодирована. Однако при наличии таблицы условных обозначений и технологической документации работать с данной моделью достаточно просто. Закодированы (числовыми параметрами) основные положения дидактики

и методики, которыми обязан владеть в совершенстве каждый преподаватель вуза.

Модель обучения и воспитания представляет собой таблицу, информацию которой можно зрительно разделить на: информационное содержание изучаемого курса о темах и организационных формах (организационных и временных данных изучения профессиональных дисциплин: курс, семестр, количество часов; темах, изучаемых в семестре и тематике лекций по данным темам; содержании расчетно-графических работ, выполняемых в данном семестре, способе их выполнения, содержании работ методической направленности по изучаемой теме; общем количестве выполняемых расчетно-графических работ; формах рубежного и итогового контроля (коллоквиумы, их темы; контрольные работы, зачет, экзамен); сведения о целях (содержательно-образовательных целях по уровням усвоения и качествам знаний каждой организационной формы обучения; психолого-педагогических (воспитательных) целях - указаны подцели нравственных категорий в закодированном и явном виде; профессионально-педагогических (развивающих) целях, отражающих развитие умственной сферы (п-память, м-мышление, тм-творческое мышление), и педагогических способностей (ПС) в закодированном виде; и процессуальных закономерностях обучения профессиональным дисциплинам: видах учебных ситуаций (ВУС); методах обучения (МО);обратных связях (ОС); технических и дотехнических средствах обучения (ТСО,ДСО); межпредметных связях.

В разработанной модели каждая организационная форма обучения (лекция, практическая работа и т.д.) определена по параметрам, указанным в процессуальной части.

Выполняя расчетно - графическую работу, необходимо рассмотреть с курсантами последовательность ее выполнения (построить алгоритм выполнения работы) и определить условия комбинирования уже известных способов деятельности - 3уу с качествами знаний -конкретность, глубина, систематичность, оперативность. При этом формируется положительное отношение к трудолюбию, воспитательная цель ставится опосредованно. При такой работе имманентно можно говорить о развитии памяти (за счет работы над 1уу), мышления (при поэлементном наложении 1уу на конкретный пример) и творческого мышления при комбинировании известных способов деятельности.

При проведении практических занятий могут быть применены все виды учебных ситуаций: и автономная деятельность преподавателя (в объяснении способа комбинаторики при построении алгоритма); автономная деятельность курсантов, совместная деятельность преподавателя и курсанта (при воспроизведении усвоения 1уу, поиске алгоритма выполнения расчетно-графической работы (3уу). Предполагается применение таких методов обучения, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. При этом могут быть использованы дотехнические средства информации -плакаты, учебники, учебные и методические пособия.

Как это видно из приведенных примеров, модель содержит в свернутом виде модели проведения занятий, которые могут быть в любой момент развернуты при знании шагов свертывания. При этом алгоритм свертывания не является жестким и допускает изменение формы и последовательности применения средств, методов и приемов при изучении той или иной темы. Данные модели обучения можно вывешивать в кабинете или вводить в методические пособия для курсантов для их ориентации в обучении профессиональным дисциплинам.

Литература и источники

1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. Скаткина М. Н. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с.

2. Карева Д.Ф., Дворянкина Е.К. Взаимодействие систем обучения и воспитания в вузовском образовании: Монография / Изд.2-е, доп. и перераб. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003. 252 с.

3. Дворянкина Е.К., Татаренко Ю.К. Целевая логика моделирования системы обучения в вузе: Сб. статей по итогам 51 научной конференции // Проблемы информационно-педагогических технологий. Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государ. гуманит. ун-та, 2005. С. 56-68

4. Дворянкина Е.К., Коровина С.В. Моделирование системы обучения в вузе для развития субъектной позиции студентов и профессиональной подготовки: Сб. статей // Педагогическая теория, эксперимент, практика. Иркутск: Изд-во ИПКРО. 2007. С. 57-63

References and Sources

1. Didaktika srednej shkoly: Nekotorye problemy sovremennoj didaktiki. / Pod red. Skatkina M. N. 2-e izd., pererab. I dop. M.: Prosveshchenie, 1982. 319 s.

2. Kareva D.F., Dvoryankina E.K. Vzaimodejstvie sistem obucheniya i vospitaniya v vuzovskom obrazovanii: Monografiya / Izd.2-e, dop. i pererab. Habarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2003. 252 s.

3. Dvoryankina E.K., Tatarenko YU.K. Celevaya logika modelirovaniya sistemy obucheniya v vuze: Sb. statej po itogam 51 nauchnoj konferencii // Problemy informacionno-pedagogicheskih tekhnologij. Habarovsk: Izd-vo Dal'nevostochnogo gosudar. gumanit. un-ta, 2005. S. 56-68

4. Dvoryankina E.K., Korovina S.V. Modelirovanie sistemy obucheniya v vuze dlya razvitiya sub"ektnoj pozicii studentov i professional'noj podgotovki: Sb. statej // Pedagogicheskaya teoriya, ehksperiment, praktika. Irkutsk: Izd-vo IPKRO. 2007. S. 57-63.

КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД РФ. ЛИТВИНОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА - доктор педагогических наук, преподаватель кафедры систем жизнеобеспечения объектов наземной космической инфраструктуры Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского (skarlet27@list.ru).

ПЕТРУШИН ИГОРЬ ЕВГЕНЬЕВИЧ - кандидат технических наук, доцент кафедры систем жизнеобеспечения объектов наземной космической инфраструктуры Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского (igor_petrostroy7@mail.ru).

KAREV, BORIS A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of social-humanitarian and economic disciplines of Far East law institute of MIA RF (karevdok.27@mail.ru).

LITVINOVA, ATALIA B. - Doctor of Pedagogy, Department of life support systems of space ground-based infrastructure of the Mozhaisky Military Space Academy, faculty instructor (Skarlet27@list.ru). PETRUSHIN, IGOR Y. - Ph.D. Technical Sciences, Associate Professor, Department of life support systems of space ground-based infrastructure of the Mozhaisky Military Space Academy. (Igor_petrostroy7@mail.ru)

УДК 796.052.244

ТРОЯН Е.И.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ГРУПП, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ключевые слова: руководители учебных групп, сотрудники органов внутренних дел; практико-ориентированное обучение.

Статья исследует механизмы реализации практико-ориентированного обучения руководителей учебных групп в системе профессиональной служебной и физической подготовки по образовательной программе повышения квалификации. В результате анализа условий реализации практико-ориентированного обучения слушателей разработана и апробирована образовательная программа повышения квалификации, особенностью которой является использование активных методов обучения, в частности, деловой игры для формирования компетенций практической деятельности по организации и проведению физической подготовки сотрудников ОВД. Результаты итогового тестирования показали, что уровень профессиональной подготовленности слушателей увеличился на 17,3%, Доля слушателей, получивших оценку отлично по всем тестам, увеличилась на 37,8%.

TROYAN, E. I.

PRACTICAL-ORIENTED TRAINING OF HEADS OF TRAINING GROUPS CARRYING OUT A PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES

Keywords: heads of training groups, employees of internal affairs agencies; practice-oriented training.

The article researched the mechanisms of realization of practice-oriented training of heads of training groups in the system of professional service and physical training on the educational program of rise of qualification. In the result of the analysis of the conditions of the realization of practical-oriented training of listeners, it has been developed and tested an educational program for advanced training, the feature of which is the usage of active teaching methods, in particular, a business game for forming the competence of practical activities for organizing and conducting physical training for DIA officers. The results of the final testing showed that the level of professional preparedness of listeners increased by 17.3%. The proportion of listeners who received an excellent score for all tests increased by 37.8%.

Современные условия служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляют большие требования к уровню их физической подготовленности, умению применять боевые приемы борьбы в различных критических ситуациях. Сотрудник органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.