Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии и их использование в учебном процессе'

Современные образовательные технологии и их использование в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
375
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕ ПАРАДИГМЫ / КОММУНИКАЦИИ В СЕТИ WWW / KEYWORD: MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / THE TEACHING PARADIGMS / COMMUNICATION IN NETWORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Болдова Татьяна Анатольевна

Настоящая статья посвящена вопросам использования новых информационных технологий сети www в обучении студентов. Рассматривается теоретическая база становления обучения с помощью информационных и коммуникативных технологий; подробно представлены положения об обучающих парадигмах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern educational technologies and its use in the academic activity

The article devoted to the problem of the information technologies applications in training to foreign languages. The theoretical base is presented for teaching by means of new information technologies. The teaching paradigms presented in detail. The position of internet in an educational environment is specified. The activity of internet technology influence on the process of foreign language teaching is presented.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии и их использование в учебном процессе»

Примечания

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение становления субъектности родителей в образовательном пространстве // Образование и семья: проблемы сопровождения: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2008. С. 113-119.

2. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1-4-е классы. М.: ВАКО, 2007. 336 с.

3. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 310 с.

4. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н. Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2006. 239 с.

УДК 81.112.2(077)

Т. А. Болдова

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Настоящая статья посвящена вопросам использования новых информационных технологий сети www в обучении студентов. Рассматривается теоретическая база становления обучения с помощью информационных и коммуникативных технологий; подробно представлены положения об обучающих парадигмах.

The article devoted to the problem of the information technologies applications in training to foreign languages. The theoretical base is presented for teaching by means of new information technologies. The teaching paradigms presented in detail. The position of internet in an educational environment is specified. The activity of internet technology influence on the process of foreign language teaching is presented.

Ключевые слова: мультимедиа; информационные технологии; обучающие парадигмы; коммуникации в сети www.

Keyword: multimedia technologies; information technologies; the teaching paradigms; communication in network.

Научный анализ современного состояния образования, проведённый учёными разных стран, показал, что «срок годности» знаний в разных областях сократился с 25-30 лет до 3-5 лет. Университет не является больше единственным центром используемых знаний, которые можно лишь получить в его стенах. Задача университета - быть центром, где аккумулируются и сохраняются все мировые знания, специфическая информация, форма коллективного мышления и, главное, - все это доступно. С другой стороны, университет соединяется с сетью www, так как

© Болдова Т. А., 2011

такая связь является на сегодняшний день необходимой для личностного обучения и доступной во времени. Задача университетов - научить студентов использовать все гипертекстовое пространство сети для изучения предмета и использовать его в будущем для обучения ему. Задача обучения заключается в создании пространства общения между группами, исследовательскими, бытовыми и др. То есть ставить задачей надо создание «коммуникативного поля». При этом надо отчетливо понимать, что невозможно обеспечить по всей стране одинаковый уровень образования, однако можно начать выстраивать академическое сообщество на некоторых «опорных точках». Так, критерием высшего образования является включенность в исследования. В вузах сейчас 16% преподавателей говорят, что они ведут научную работу. Основная функция национальных ассоциаций ученых и должна бы состоять в организации этого перемешивания, а не в международном взаимодействии.

Следует отметить, что экранная культура способствует диверсификации и мультипликации источников обучения; это не только средство усвоения готовых общепризнанных знаний, но и способ информационного обмена, необходимый в системе обучения иностранным языкам. Считается, что единственной философией, которая принимает во внимание новые представления и способна заниматься этими новыми представлениями действительности, такими, как виртуальная реальность, информационная среда, Интернет, является конструктивизм. Конструктивисты утверждают, что картину мира с видимыми, слышимыми, ощущаемыми вещами можно открыть лишь через отношения, которые сам человек составляет, выстраивает между внутренними сигналами, при решающей роли внимания. Речь идёт о представлениях, касательно процессов понимания в мультимедийном окружении сети www; речь идет о том, как студент из потока информации выбирает значимую для себя информацию, которую он понимает на основе своих предыдущих знаний. При этом важно, что он способен разложить информацию на маленькие специфические части, но он может также и объединить небольшие порции информации в большие группы.

Если взять, как базис, основное значение предварительных знаний, то в немецкой дидактике, на основе теорий конструктивизма, Rosier, Legutke (1998), Wolff (1998), утверждается, что новый учебный материал существует не как информация, которую следует передать студенту, а как информация, которая ассимилируется с его предварительными знаниями, а это делает возможным конструирование и понимание актуальной информации самим студентом. Каждый студент

учит что-то свое, отличное от других; обучение -это процесс «переконструирования предыдущих знаний», сопровождаемый рефлективными процессами; знания возникают в социальном контексте.

В последнее время усилились дебаты в научной среде относительно вопроса о конструктивизме как о парадигме для обучения. С научной точки зрения многих исследователей утверждается, что знания не «трансформируются от обучающего к обучаемому», и что «знания - это не копия реальности, а конструкция самого человека», Mandl (1997:167). Процесс обучения понимается как активно-конструктивный и собственно-управляемый процесс, в ходе которого люди конструируют свои знания, при этом знания определяются не как эксплицитные знания, знание фактов (know that), а как процедурные знания (know how), имплицитные знания. Обучение в сети www происходит на основе гипертекста, который предоставляет студенту гибкость во времени, индивидуальный темп работы, материал, соответствующий каждому как по его желаниям, так и по его потребностям, а также возможность повторения учебного материала, исходя из удобства в работе самого студента.

Речь идёт о переходе от классической «монопредметной» парадигмы системы обучения к когнитивной системно-синергетической междисциплинарной парадигме, о проблеме перехода от процесса обучения к процессу самообучения. Мы наблюдаем резкое взаимопроникновение областей наук и образования, актуальность когнитивного и системно-синергетического подхода к системам и процессам. Сеть www изменяет учебную деятельность студента, она предстаёт как визуальная работа с трехмерной и многомерной графикой. Появляются возможности ускорения процессов «постижения» замысла гипертекста, его материализации в виде схем, таблиц, анимации, видеоклипов; ускорения получения результатов «шаблонных преобразований» виртуальных ситуаций; расширения возможностей осуществления поисковых действий во всем информационном массиве сети www; возможности вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности; возможности одновременного рассмотрения сразу нескольких вариантов преобразования гипертекста как объекта. Методологическая дискуссия на современном этапе базируется в первую очередь на парадигме обработки информации - эта парадигма является центральной частью исследования в когнитивных теориях. Информация как внутреннее ментальное представление предстаёт как 1) информационное описание; 2) иерархический разбор информации; 3) деление информации на части; 4) динамика информации; 5) ее физическое представление. Поэто-

му обучение с использованием Интернета объясняется с позиций конструктивизма, обучающих когнитивных теорий, а также теорий обработки информации и организации знаний, управления процессами принятия решений при работе в сети www.

Одной из важнейших проблем в процессе обучения иностранным языкам была и является нехватка адекватных, педагогических, языковых материалов и актуальных вокабуляров. В то же время ежедневная нагрузка преподавателей при текущей подготовке остаётся стабильно высокой. Значительную помощь оказывают новые информационные технологии, включающие в себя обучение на основе гипертекстовых, сетевых материалов, текстовые поиски в масштабных гипертекстах. Влияние новых технологических видов функционирования языка приводит к переосмысливанию современного определения коммуникативной компетенции. Понятие коммуникативной компетенции определяется как использование языка в различных коммуникативных ситуациях, в том числе тех, в которые вовлечены новые технологии. В связи с этим неизбежным и необходимым является использование сети www во всех аспектах методики обучения иностранным языкам, не как отдельного предмета, а как незаменимого исследовательского и обучающего инструмента и объекта критического анализа. Опыт так называемого «коллективного открытия» языка в виртуальных средах Интернета с помощью этих новых методик привносит ценнейший элемент совместного общения и обсуждений. Опираясь на проведённые за последние годы исследования, можно говорить о том, что лучшие результаты получаются при семинарском внедрении этих новых методик в процесс обучения для обеспечения эффективности и последовательной мотивации. Таким образом, на начальном этапе внедрения семинаров должны использоваться тщательно отобранные материалы, с хорошо проработанными инструкциями и заданиями. А на последующих этапах студенты уже могут адекватно справляться с непредсказуемостью информационного поиска и самостоятельно решать поисковые, когнитивные, психологические, языковые задачи на гипертекстовой основе среды. Полученные материалы помогут студентам проследить несовпадения в области отечественной методики преподавания иностранных языков и, например, немецкой дидактики.

Но, что особенно важно, процесс обучения не ограничен терминалом компьютера. По результатам использования гипертекстовых технологий, гипертекстовых исследований студенты вовлечены в анализ самих гипертекстов, что, во-первых, влияет на их общее восприятие пространства сети www, во-вторых, на их способность проводить

поиск, обработку и анализ гипертекстов на иностранных языках, в-третьих, на то, как они сами будут вести преподавание иностранного языка, имея возможность получать искомые сведения по частным вопросам изучаемого языка в интерактивном режиме и приобретая представление о реальном состоянии языка, его историческом, географическом и социальном варьировании, жанровом многообразии. Обязательно надо отметить, что интерактивность рассматривается в трёх ипостасях: взаимодействие с обучающей средой гипертекстового пространства сети www, взаимодействие с профессорами немецких университетов и взаимодействие студентов разных стран друг с другом как с носителями изучаемого языка. Студент учится языку, средству общения через виртуальное, сетевое общение, несмотря на «разделённость» во времени и пространстве. Так, интерактивность - это стержень обучения в сети www, которое базируется на основе использования интерфейса гипертекстов.

Интерактивные, гипертекстовые технологии порождают множество проблем, связанных с тем, что сегодня называется обществом знания, информационным обществом. Новые информационные технологии и так называемые конвергирующие технологии BNIC (био-, нано-, информационные и когнитивные технологии) создают новую жизненную среду человека и ставят под вопрос многие привычные способы ориентации в мире и традиционные человеческие ценности, т. е. ставят перед лицом человека новые трудности, новые проблемы. В таком обществе радикально трансформируются механизмы потребления знаний, которое во все большей мере начинает воздействовать на способы и формы их производства, задавая определенные требования к характеристикам тех (новых) знаний, которые еще только предстоит получить. Один из прародителей самого термина «общество знаний» - американский социальный философ и социолог P. Drucker [1] -говорил о предстоящих социальных трансформациях - становлении «общества знаний», которое изменит природу труда, высшего образования и способ функционирования всего общества как сложной взаимосвязанной системы [2].

При обучении межкультурной коммуникации рекомендуют преодолевать стереотипы, но стереотипы это не только представления, но еще и гипертексты, прецедентные тексты, например, международные анекдоты. Гипертекстовое пространство сети www следует изучать как «содержание гетеростереотипов, имеющих хождение в изучаемых культурах» [3]. К тому же в аутентичных текстах заложены национальные стереотипы, которые обладают важным для коммуникации свойством: в них заложена готовность к конфликту с «чужим», и это может ослабить возможный культурный удар у студентов во время участия и виртуальной коммуникации. В русле современных тенденций развития лингвистики находится исследование коммуникации как целостного процесса, а также моделирование языковой личности участника общения. В связи с этим важным аспектом сопоставительного исследования электронной коммуникации представляется рассмотрение вопроса о коммуникативных стратегиях.

Под коммуникативной стратегией понимается воспроизводимая последовательность речевых действий, направленная на достижение определенной цели. Коммуникативные стратегии соотносятся с глобальными интенциями речевого поведения. Способами реализации глобальных интенций являются коммуникативные тактики, которые определяют выбор языковых средств различного уровня. Достижение одного и того же коммуникативного эффекта зачастую возможно несколькими способами, поэтому одна коммуникативная стратегия может объединять в своем составе несколько умений. Сопоставление «горизонта - актуального или виртуального - ожиданий» читателя со стратегией текста дает в результате более или менее объективную картину различных способов его интерпретации, понимание интенции и коммуникативные ожидания партнера по коммуникации, понимание его аффективного состояния и возможные стереотипы восприятия себя как партнера по коммуникативной ситуации. А также - картину знаний социальных ситуаций, знаний типичных сценариев взаимодействия, возможной тематики дискурса, каноничес-

кого порядка построения определенных типов текстов; моделей организации собственной информации (ее получение, верификация, оценка).

Основной единицей для всех видов информации становится определенным образом структурированный текст, в котором информация представлена нелинейно, многослойно, разделена на отдельные узлы, различающиеся по виду. Гипертекст должен соответствовать семи критериям текстуальности, это когезия, когерентность, ин-тенциональность, приемлемость, информативность, интертекстуальность и - культурная соотнесенность [4]. Гипертекст характеризуется как особый акт дискурса. Компьютерно-ориентированная коммуникация образует «дуктус» («почерк»), где есть правила сетевого этикета, ориентированные на коммуникационные диалоговые формы. Этот «дуктус» «окрашивает» тексты сети www через прямые обращения, через организацию текстов как вопрос - ответ - продолжение диалога. Особенности организации диалога/полилога в ЭВР сети Интернет оказывают непосредственное влияние на используемый язык, что приводит к сращиванию письменных и устных форм общения, появлению неологизмов, заимствованию из других языков, нетрадиционных аббревиатур и т. д. На конечный текстовый продукт влияют следующие факторы: скорость передачи сообщения (в режиме онлайн и оффлайн), доступность и полиадресность общения, анонимность, информационная мультимодальность (включение видеоиллюстраций, ссылок на другие веб-страницы, музыкальных вставок и др.). Любой язык, функционирующий в сети, испытывает на себе особый вид «нагрузки»: мультилинг-вальной, мультимодальной и мультимедиальной, что ведет к новой разновидности разговорно-письменного языка виртуальной коммуникации на основе гипертекстов.

Иначе говоря, путь, который проходит реципиент при восприятии текста, может быть представлен в следующей цепочке: физическое восприятие текста - понимание прямого «поверхностного» значения - соотнесение с контекстом (в широком смысле этого слова) - понимание «глубинного» значения - соотнесение с фоновыми знаниями - интеллектуально-эмоциональное восприятие текста - осознание смысла текста, где текст - образ «сотканной материи» (со своими переплетениями), а дискурс - образ «челночной процедуры, перебегания от одной точки в мысленном пространстве к другой») [5]. Понимание и роль языка и текста в философии постструктурализма: «..."языком" называют действие, движение, мысль, рефлексию, сознание, бессознательный опыт, эмоции и т. д. Сейчас мы склонны назвать "письмо" (writing) все это, и даже больше» [6].

В исконных жанрах гипертекстов возможны различные аберрации в развитии темы. Например, научная речь - это всегда опосредствующее звено между специализированным языком или специализированными выражениями, называемыми научной терминологией, и языком живым, растущим, меняющимся. В литературе отмечен так называемый эффект снежного кома, который состоит в том, что тема, в силу накопления большого объема детальной информации, расщепляется на подтемы. Обсуждение подтем может утрачивать связь с первоначальной темой или другими подтемами. В русских дискуссионных группах наблюдается еще один эффект -сужение тематического фокуса. При обсуждении какой-нибудь широкой темы (например, политических ценностей) один из участников бросает резкую провокационную реплику, тематический фокус которой крайне сужен. После этого вся дискуссионная группа начинает возражать автору реплики, забывая первоначально широкую перспективу обсуждения. При этом усилия недоумевающих новых участников вернуть дискуссии ее широкую перспективу, как правило, остаются безрезультатными.

Очевидно, многие из описанных выше процессов и явлений могут получать неоднозначную оценку и рассматриваться одними как порча языка, а другими - как закономерное его развитие и демократизация. Истина, видимо, как и в большинстве случаев, лежит где-то посредине. Удобной теоретической базой для нормализации языкового употребления в Интернете представляется сочетание принципа нормализации в соответствии с языковой традицией и принципа нормализации в соответствии с функционально-стилистической целесообразностью. Последний принцип был предложен представителями Пражской лингвистической школы [7]. Писать и говорить в Интернете следует так, как этого требуют нормы современного русского литературного языка, зафиксированные в авторитетных словарях и грамматиках. В исключительных же случаях, когда в литературном языке средства для точного выражения специфического интернетовского содержания отсутствуют, допустимо прибегать к неологизации с использованием продуктивных словообразовательных парадигм или заимствований. Следует учитывать, что неологизация не должна являться самоцелью, но должна обслуживать действительную потребность подбора средств для выражения содержания, не выражаемого иными способами. В действительности, следует отметить, что отклонение от нормы диктуется, с одной стороны, желанием щегольнуть непонятным словцом, отделить «посвященных», владеющих соответствующими средствами выражения, от «профа-

нов», этими средствами не владеющих, а с другой - просто безграмотностью и леностью, нежеланием ознакомиться с действующей нормой. Подобного рода «новаторство» представляется неуместным и подлежит критике. Если языки есть тонко структурированная организация, то язык никогда не разрушится, он изменится, он будет меняться, потому что меняются люди, которые говорят на этом языке. Хорошо это или плохо, следует говорить после определения положительных и отрицательных моментов, ценности и потери ценности. Так, слово Интернет еще пять лет назад было уникальным. Все только его и произносили. Сейчас Интернет - это принадлежность всех обучающих и всех обучающихся. Это принадлежность повседневной жизни каждого человека. Хотя оно и даёт избыточное количество информации, но при этом есть возможность самому опубликовывать по глобальному миру свои статьи, есть возможность общаться в «глобальной деревне». Интернет дает другой вид мотивации, другой вид работы, с виртуальным сообществом, предлагая студентам новые учебные ситуации, новый социальный опыт. Важно, что Интернет в системе обучения - это

обучающее средство и учебное средство. М. Кас-тельс [8] формулирует эту мысль таким образом, что Интернет предлагает такое окружение, где легко наступает перенасыщение информацией, и значение этого еще недостаточно правильно оценено. Пользователь должен обладать умениями селекции и умениями правильно расставлять приоритеты. Благодаря опыту селективного отбора пользователь может быть защищен от информационного «наводнения».

Примечания

1. Drucker P. The Age of Social Transformation // The Atlantic Monthly 274. 1994. November. P. 12.

2. Ibid. P. 53.

3. Леонтьев А. А. Деятельный ум: Деятельность. Знак. Личность. М., 2001.

4. Freisler S. "Hypertext - Eine Begriffsbestimmung" // Deutsche Sprache 1. 19-50, 1994. P. 41.

5. Kuhlen R. Hypertext - Ein nicht lineares Medium zwischen Buch und Wissensbank. Berlin; Heidelberg: Springer. 1991. P. 150.

6. Landow G. P. Hypertext 2.0., 2. Auflage. Baltimore: John Hopkins University, 1997.

7. Леонтьев А. А. Указ. соч.

8. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. М., 2004. C. 235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.