Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии формирования основ экологического мировоззрения младших школьников (опыт эмпирического исследования)'

Современные образовательные технологии формирования основ экологического мировоззрения младших школьников (опыт эмпирического исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ECOLOGICAL OUTLOOK / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / YOUNGER SCHOOL STUDENT / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TECHNOLOGY OF DESIGN ACTIVITY / ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TECHNOLOGY OF RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетшина Лариса Харисовна

В статье рассматривается сущность понятия «экологическое мировоззрение», анализируются точки зрения разных авторов. Автор отмечает, что экологическое мировоззрение является интегративной категорией, вбирающей в себя множество компонентов и представляет собой целостную, завершенную систему экологических знаний, убеждений, взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение человеком своего места в окружающем его мире, и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия в социальной и природной среде, позволяющие не нарушать естественного равновесия в системе «человек общество природа». В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на определение используемых образовательных технологий в практике учителя начальных классов в целях формирования основ экологического мировоззрения младших школьников с помощью методики ранжирования. Автором сделан вывод о том, что от выбора образовательной технологии зависит уровень достигаемых результатов экологического образования в целом. В заключении намечены перспективы дальнейшего исследования, связанные с необходимостью дальнейшей работы по формированию в массовом сознании учителей начальных классов идеи о необходимости использования наиболее эффективных технологий в целях формирования основ экологического мировоззрения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлетшина Лариса Харисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern educational technologies of formation of bases of ecological outlook of younger school students (experience of an empirical research)

In article the entity of the concept "ecological outlook" is considered, the points of view of different authors are analyzed. The author marks that the ecological outlook is the integrative category incorporating a set of components and represents the integral, complete system of ecological knowledge, beliefs, views, estimates, the principles defining the general vision by the person of the place in the world surrounding it, and at the same time living positions, programs of behavior, action in social and the environment, allowing not to break natural equilibrium in "the person-society-the nature" system. Results of the empirical research directed to determination of the used educational technologies in practice of the elementary school teacher for the purpose of formation of bases of ecological outlook of low school students by means of a ranging technique are given in article. The author drew a conclusion that the level of the achieved results of ecological education in general depends on a choice of educational technology. In the inference the perspectives of a further research connected to need of further operation on formation in mass consciousness of elementary school teachers of the idea about need of use of the most effective technologies for the purpose of formation of bases of ecological outlook of low school students are planned.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии формирования основ экологического мировоззрения младших школьников (опыт эмпирического исследования)»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN617.pdf Статья опубликована 21.11.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Давлетшина Л.Х. Современные образовательные технологии формирования основ экологического мировоззрения младших школьников (опыт эмпирического исследования) // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Материал подготовлен при финансовой поддержке РФФИ (РГНФ) научного проекта № 16-16-73002а(р) «Целостное экологическое мировоззрение как фактор становления человека новой России: контекст тринитарности»

УДК 372

Давлетшина Лариса Харисовна1

МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45», Россия, Ульяновск Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Кандидат педагогических наук E-mail: larisochka2004@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=752880

Современные образовательные технологии формирования основ экологического мировоззрения младших школьников (опыт эмпирического исследования)

Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия «экологическое мировоззрение», анализируются точки зрения разных авторов. Автор отмечает, что экологическое мировоззрение является интегративной категорией, вбирающей в себя множество компонентов и представляет собой целостную, завершенную систему экологических знаний, убеждений, взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение человеком своего места в окружающем его мире, и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия в социальной и природной среде, позволяющие не нарушать естественного равновесия в системе «человек - общество - природа». В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на определение используемых образовательных технологий в практике учителя начальных классов в целях формирования основ экологического мировоззрения младших школьников с помощью методики ранжирования. Автором сделан вывод о том, что от выбора образовательной технологии зависит уровень достигаемых результатов экологического образования в целом. В заключении намечены перспективы дальнейшего исследования, связанные с необходимостью дальнейшей работы по формированию в массовом сознании учителей начальных классов идеи о необходимости использования наиболее эффективных технологий в целях формирования основ экологического мировоззрения младших школьников.

Ключевые слова: экологическое мировоззрение; экологическое образование; младший школьник; современные образовательные технологии; технология проектной деятельности; технология исследовательской деятельности

1 432032, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Терешковой, д. 30, кв. 22

Мир Науки

2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

Обострение глобальных проблем, ухудшение экологической ситуации и потребительское отношение человечества к природе требует в современном мире повышенного внимания общества к экологическим проблемам. Решить их возможно только при условии повышения общей экологической культуры, формирования ценностного отношения к окружающей среде и экологического мировоззрения современного поколения.

Сегодня экологическое образование выступает как приоритетное направление в педагогической теории и практике, придающее им новое качество и формирующее экогуманистическое отношение к природе, обществу и человеку. Дополнительную актуальность данная проблематика приобретает в связи с проведением в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

«Откладывать решение экологических проблем больше нельзя!» - заявил Президент РФ В. В. Путин на заседании Государственного совета в Кремле 26 декабря 2016 г. «Здесь не пройдут полумеры - иначе к 2050 году следующим поколениям останется не пригодная для жизни среда». «Еще в начале XX века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы», - справедливо отметил в своём выступлении президент.

В связи с этим задача современного образования заключается в том, чтобы не только создать условия для усвоения школьниками знаний по окружающему миру, но и способствовать приобретению навыков анализа происходящих процессов в природе, осмыслению взаимодействия человека и природы, анализу и оценке экологических ситуаций, а также поведения людей в окружающей среде и осознанию значимости собственной практической деятельности в природе. Особое внимание необходимо уделять при этом формированию основ экологического мировоззрения младших школьников.

Как известно, структура федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования включает три основных требования:

• к содержанию основных образовательных программ;

• к условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и т. д.);

• к результатам освоения основных образовательных программ.

Каждое из этих требований имеет отношение к проблеме формирования экологической культуры и экологического мировоззрения младших школьников. В содержании основных образовательных программ выделены для изучения природоведческие предметы, разделы, темы. Основным образовательным результатом является формирование мотивированной компетентной личности. Каждый выпускник должен владеть экологической компетентностью. Главным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения качества российского образования, выполнения социального заказа - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, в том числе экологическими.

Согласно Стандарту, содержание экологического образования в начальной школе представлено экологической составляющей рабочих программ базовых учебных предметов, вариативным урочным компонентом, внеурочной деятельностью, внеклассными мероприятиями. Целостно содержание экологического образования представлено в школьной Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая включена в структуру основной образовательной программы начального общего образования. Это немаловажно, что в действующем Стандарте заложено достаточно

2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

возможностей для формирования основ экологического мировоззрения обучающихся начальных классов.

Процесс формирования мировоззрения Н. Н. Моисеев в своих работах справедливо характеризовал как крайне сложный, проходящий под воздействием множества факторов, особо выделяя при этом фактор общения с Природой. Идея Природы как источник мировоззрения современного человека должна быть реализована в такой форме, чтобы человек мог опереться на нее в своей практической жизни, жить в ней, обеспечивая свое будущее. Принято считать, что мировоззрение должно включать знания об окружающем мире, знания, обеспечивающие способность человека предвидеть некоторые следствия нашего воздействия на этот мир [9, с. 2].

Как отмечает Е. Н. Дзятковская, мировоззрение - это, прежде всего, совокупность знаний о мире, которые создают индивидуальную картину мира. Кроме этого в мировоззрении осмысливаются предлагаемые обществом идеалы, ценности и дается их оценка. В мировоззрении каждого человека отражены также нормы и принципы жизни, поведения, и что самое важное - собственная позиция субъекта. Господствующее в обществе экологическое мировоззрение существенно менялось на протяжении его истории, отражая смену отношений к природе: от поклонения и подчинения ей к ее покорению и, наконец, стремлению к гармонизации с ней. Последняя идея становится доминантной в XXI веке в связи с осознанием людьми угрозы своего выживания на Земле [3, c. 6-7].

Исследователи по-разному интерпретируют понятие «экологическое мировоззрение», однако их точки зрения имеют при этом много общего.

Экологическое мировоззрение - это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Оно формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения [5, с. 78].

Триединство этого понятия отражается и в определении Н. М. Мамедова и С. Н. Глазачева: экологическое мировоззрение - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования. Экологическое мировоззрение авторы рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем [8, с. 17].

Можно отметить, что экологическое мировоззрение является интегративной категорией, вбирающей в себя множество компонентов [4]. Экологическое мировоззрение представляет собой целостную, завершенную систему экологических знаний, убеждений, взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение человеком своего места в окружающем его мире, и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия в социальной и природной среде, позволяющие не нарушать естественного равновесия в системе «человек - общество -природа» [7].

Какие требования в связи с этим выдвигаются к учителю? От педагогов начальной школы в данном случае требуется понимание не только особенностей экологического образования в условиях глобализации экологических проблем, его современной концепции, целей, места в системе общего образования, но и понимание наиболее эффективных подходов к отбору содержания и методическому сопровождению.

Остановимся подробнее на наиболее часто используемых педагогами образовательных технологиях в урочной и внеурочной деятельности в целях формирования основ экологического мировоззрения младших школьников.

Мир Науки

2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

В данном исследовании приняли участие учителя начальных классов, обучающиеся на курсах повышения квалификации факультета дополнительного образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова. Всего опрошено 85 человек.

Проблема исследования заключалась в поиске ответа на вопрос, какие образовательные технологии используют в своей практике учителя начальных классов и значит считают эффективными при формировании основ экологического мировоззрения младших школьников?

Сформулированная таким образом проблема определила общую цель исследования: определение используемых образовательных технологий в практике учителя начальных классов в целях формирования основ экологического мировоззрения младших школьников.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Определение перечня современных образовательных технологий, их сравнительный анализ.

2. Разработка диагностической методики.

3. Непосредственная организация диагностики.

4. Качественный и количественный анализ ответов респондентов по выделенным вопросам.

Объектом исследования являлись учителя начальных классов, предметом - определение наиболее часто используемых образовательных технологий (из предложенного перечня) в целях формирования основ экологического мировоззрения младших школьников.

Цель и задачи исследования обусловили его логику и основные этапы.

1. На первом этапе была организована теоретическая и практическая работа с педагогами по изучению современных образовательные технологий, направленных на формирование основ экологического мировоззрения младших школьников, проведён сравнительный анализ предложенных технологий. Кроме того, педагоги дополнили список технологий, которые не вошли в обсуждение, но используются ими на практике.

2. На втором этапе составлена диагностическая методика для опроса учителей, в которой предлагалось «провести экспертизу современных образовательных технологий» и выстроить рейтинг образовательных технологий по степени эффективности использования в собственной педагогической практике.

3. Третий этап включал в себя организацию выполнения учителями начальных классов предложенной методики.

4. Четвертый этап являлся заключительным, проводился качественный и количественный анализ полученных результатов. Наглядное отражение представлено в таблице 1, иллюстрирующей частоту выборов педагогов.

Таблица 1

Результаты диагностики частоты использования образовательных технологий учителями начальных классов

Наименование технологии Выбранный ранг

Здоровьесберегающие технологии 1

Проблемно-диалоговая технология 2

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) 3

Дифференцированное, разноуровневое обучение 4

Мир Науки

Мир Науки

Наименование технологии Выбранный ранг

Технология использования игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр 5

Технология проектной деятельности 6

Технология исследовательской деятельности 7

Информационно-коммуникационные технологии 8

Из анализа приведённых данных можно сделать вывод о том, что опрошенные учителя начальных классов чаще остальных используют в своей деятельности по формированию основ экологического мировоззрения младших школьников здоровьесберегающие и проблемно-диалоговые технологии (или их фрагменты). Среднее число выборов получили такие технологии, как обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение и игровые технологии. К наименее используемым в своей деятельности по данному направлению педагоги относят технологии проектной и исследовательской деятельности, а также информационно-коммуникационные технологии.

По итогам исследования, направленного на определение используемых образовательных технологий в практике учителя начальных классов в целях формирования основ экологического мировоззрения младших школьников, были сделаны следующие выводы. В целом педагоги понимают цель каждой из обсуждаемых образовательных технологий, чётко их определяют и выделяют. Они осознают необходимость использования для этого наиболее эффективных образовательных технологий, методов и средств.

Как положительный факт можно отметить, что педагоги понимают необходимость и важность формирования экологического мировоззрения в начальной школе. Однако, на наш взгляд, незаслуженно низкое число выборов получают в данном случае технологии проектной и исследовательской деятельности.

Среди педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность, которая в рамках формирования основ экологического мировоззрения младших школьников является его структурообразующим принципом. Проектная деятельность основана на развитии у детей умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач всего общего образования. Способы деятельности, необходимые школьникам для решения проектных задач, развивают поисковое, критическое, прогностическое, аксиологическое и метапредметное мышление [2, с. 31]. Проектные задачи выходят за рамки отдельного учебного предмета, они охватывают природное и социальное в их единстве и выходят по своей сути в надпредметную, комплексную экологическую проблематику.

Не менее важным и значимым для формирования основ экологического мировоззрения младших школьников является технология исследовательской деятельности. Исследовательское обучение - это вид обучения, в котором продуктивные методы обучения (частично-поисковый и исследовательский) занимают доминирующее положение по сравнению с репродуктивными (объяснительно-иллюстративным и репродуктивным). Подчеркнем, что исследовательское обучение не исключает репродуктивные методы, а лишь находит с ними оптимальное соотношение. Строится исследовательское обучение на основе природного, а потому естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это же стремление к поиску нового лежит в основе принципиально отличающегося от исследовательского проектного обучения. Только в условиях проектирования и проектного обучения акцент смещается с поиска новых знаний о мире на задачу его творческого преобразования [10, с. 77].

Исследовательские умения, формируемые в процессе обучения разнообразны и ценны: видеть и ставить проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, определять задачи, анализировать, сравнивать, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперимент,

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, доказывать, работать с информацией и т. д. [6] Формы организации исследовательской деятельности могут быть различными: элементы исследования на уроке, внеурочная деятельность или группы дополнительного образования, практическая экспериментальная работа, конференция или конкурс, образовательная экскурсия, общешкольный проект, поход или экспедиция, клуб и т. п.

Таким образом, от выбора образовательной технологии зависит уровень достигаемых результатов экологического образования в целом. В перспективе, безусловно, требуется дальнейшая работа по формированию в массовом сознании учителей начальных классов идеи о необходимости использования наиболее эффективных технологий в целях формирования основ экологического мировоззрения младших школьников. Первой проблемой становиться оценка возможности каждой технологии, затем знание сильных и слабых её сторон, и на последнем этапе выбор на этой основе оптимальной в данных педагогических условиях и ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бибикова, Н. В. Инновации в экологическом образовании: контекст креативности: учебно-методическое пособие [Текст] / Бибикова Н. В., Гринёва Е. А. - Ульяновск: УлГПУ имени И. Н. Ульянова, 2016. - 76 с.

2. Бибикова, Н. В. Педагогическое проектирование: социально-экологический аспект: учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. Бибикова Н. В., Гринёва Е. А., Давлетшина Л. Х., Шубович М. М. - Ульяновск: УлГПУ имени И. Н. Ульянова, 2016. - 84 с.

3. Дзятковская, Е. Н. Экологическое мировоззрение в эпоху глобализации [Текст] / Е. Н. Дзятковская // Вестник экологического образования в России. 2016. - №4 -С. 6-9.

4. Железнякова, О. М. Экологическое мировоззрение школьников: тринитарный подход: учебно-методическое пособие [Текст] / О. М. Железнякова, Е. А. Гринёва, Л. Х. Давлетшина. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И. Н. Ульянова», 2016. - 56 с.

5. Зверев, И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии [Текст] / И. Д. Зверев // Сборник научных трудов. - Волгоград, 1996. - 189 с.

6. Ифутина, А. В. Развитие исследовательских умений в рамках школьного научного общества учащихся начальных классов «Эрудит» [Текст] / А. В. Ифутина, Л. Х. Давлетшина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С. 1546-1550. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970324.htm.

7. Лисниченко, В. В. Основы педагогической экологии [Текст] / В. В. Лисниченко, Н. Б. Лисниченко. - Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. - 95 с.

8. Мамедов, Н. М. Экологическое образование как условие устойчивого развития [Текст] / Н. М. Мамедов, С. Н. Глазачев // Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. - Волгоград, 1996. - 189 с.

9. Моисеев, Н. Н. Моя мировоззренческая позиция [Текст] / Н. Н. Моисеев // Вестник экологического образования в России. 2016. - №4 - С. 2-3.

10. Савенков, А. И. Диагностика способностей школьников к исследованию и проектированию как педагогическая задача [Текст] / А. И. Савенков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2015. - № 3(33) - С. 76-82.

Davletshina Larisa Harisovna

Lyceum at ULGTU No. 45, Russia, Ulyanovsk E-mail: larisochka2004@mail.ru

Modern educational technologies of formation of bases of ecological outlook of younger school students (experience of an empirical research)

Abstract. In article the entity of the concept "ecological outlook" is considered, the points of view of different authors are analyzed. The author marks that the ecological outlook is the integrative category incorporating a set of components and represents the integral, complete system of ecological knowledge, beliefs, views, estimates, the principles defining the general vision by the person of the place in the world surrounding it, and at the same time living positions, programs of behavior, action in social and the environment, allowing not to break natural equilibrium in "the person-society-the nature" system. Results of the empirical research directed to determination of the used educational technologies in practice of the elementary school teacher for the purpose of formation of bases of ecological outlook of low school students by means of a ranging technique are given in article. The author drew a conclusion that the level of the achieved results of ecological education in general depends on a choice of educational technology. In the inference the perspectives of a further research connected to need of further operation on formation in mass consciousness of elementary school teachers of the idea about need of use of the most effective technologies for the purpose of formation of bases of ecological outlook of low school students are planned.

Keywords: ecological outlook; ecological education; younger school student; modern educational technologies; technology of design activity; technology of research activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.