Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВАЦИОННЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВАЦИОННЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ СЕМЬИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ТЕКУЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багаутдинов А.А., Губайдуллина Г.Т., Сахипова З.М., Фаррахов В.Н.

Работа с молодой семьей в сфере просвещения и образования имеет значительную специфику, определяемую как статусными особенностями молодых супругов, так и характеристиками периода становления семейных отношений. В данной статье определены образовательные стратегии как направления работы с актуальными проблемами молодой семьи. В качестве метода исследования был применен анкетный опрос как метод, позволяющий оперативно и эффективно исследовать актуальные вопросы, стоящие перед молодыми семьями, решаемые образовательными стратегиями. Авторами раскрыты различия в представления пар, вступающих в брак и уже созданных молодых семей. Для вступающих в брак семей авторами выделены следующие образовательные стратегии: повышение ролевой ответственности; профилактические меры, касающиеся разводов; знания об особенностях построения благополучных супружеских взаимоотношений. Для молодых семей в статье обозначены такие образовательные стратегии, как: знания в области ведения межличностных конфликтов; знания об особенностях смены социальных ролей; знания о взаимоотношениях родителей и детей и об ответственном родительстве. Для ликвидации партнерской и родительской неграмотности молодых семей в статье обозначена индивидуальная форма работы, однако сдерживающими факторами посещения такого рода занятий молодыми супругами обозначены занятость, некоторая неловкость и смущение.Определено, что для повышения уровня информированности молодых семей о содержании образовательных стратегий следует больше применять такие технологии, как: вебинары, создание Интернет групп для беседы со специалистами, сетевые сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY EDUCATIONAL STRATEGIES FOR YOUNG FAMILIES: CURRENT NEEDS, MOTIVATIONAL AND VALUE ORIENTATIONS

Work with a young family in the field of education possess significant features, determined both by the status characteristics of young spouses and the characteristics of the period of formation of family relations. This article defines educational strategies as directions of work with current problems of a young family. As a research method, a questionnaire survey was used as a method that allows quickly and effectively investigate actual issues facing young families, solved by educational strategies. The authors revealed the differences in the representation of couples getting married and already established young families. For married families, the authors have identified the following educational strategies: increasing role responsibility; preventive measures concerning divorce; knowledge about the features of building a prosperous marital relationship. For young families, the article outlines such educational strategies as: knowledge in the field of interpersonal conflicts; knowledge about the peculiarities of changing social roles; knowledge about the relationship between parents and children and about responsible parenting., the article identifies an individual form of work to eliminate the partner and parent illiteracy of young families, however, employment, some awkwardness and embarrassment are indicated as constraining factors for young spouses to attend such classes. It is determined that in order to increase the awareness of young families about the content of educational strategies, technologies such as webinars, creation of Internet groups for conversations with specialists, network communities should be used more often.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВАЦИОННЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»

УДК 316

Современные образовательные стратегии для молодых семей: актуальные потребности, мотивационные и ценностные ориентации

Contemporary educational strategies for young families: current needs, motivational and value orientations

Багаутдинов А.А., ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», abagautdinov@yandex. ru

Губайдуллина Г.Т., ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», guguta_77@mail.ru

Сахипова З.М., ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», sawgarija@mail.ru

Фаррахов В.Н., ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», farrahov.vasil@yandex.ru

Bagautdinov A., Almetyevsk State Oil Institute, abagautdinov@yandex.ru Gubaidullina G., Almetyevsk State Oil Institute, guguta_77@mail.ru Sakhipova Z., Almetyevsk State Oil Institute, sawgarija@mail.ru Farrakhov V., Almetyevsk State Oil Institute, farrahov.vasil@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.032

Ключевые слова: молодые семьи, психолого-педагогическое сопровождение, образовательные стратегии, текущие потребности, формы работы с семьями.

Keywords: young families, psychological and pedagogical support, educational strategies, current needs, forms of work with families.

Аннотация. Работа с молодой семьей в сфере просвещения и образования имеет значительную специфику, определяемую как статусными особенностями молодых супругов, так и характеристиками периода становления семейных отношений. В данной статье определены образовательные стратегии как направления работы с актуальными проблемами молодой семьи. В качестве метода исследования был применен анкетный опрос как метод, позволяющий оперативно и эффективно исследовать актуальные вопросы, стоящие перед молодыми семьями, решаемые образовательными стратегиями. Авторами раскрыты различия в представления пар, вступающих в брак и уже созданных молодых семей. Для вступающих в брак семей авторами выделены следующие образовательные стратегии: повышение ролевой ответственности; профилактические меры, касающиеся разводов; знания об особенностях построения благополучных супружеских взаимоотношений. Для молодых семей в статье обозначены такие образовательные стратегии, как: знания в области ведения межличностных конфликтов; знания об особенностях смены социальных ролей; знания о взаимоотношениях родителей и детей и об ответственном родительстве. Для ликвидации партнерской и родительской неграмотности молодых семей в статье обозначена индивидуальная форма работы, однако сдерживающими факторами посещения такого рода занятий молодыми супругами обозначены занятость, некоторая неловкость и смущение. Определено, что для повышения уровня информированности молодых семей о содержании образовательных стратегий следует больше применять такие технологии, как: вебинары, создание Интернет групп для беседы со специалистами, сетевые сообщества.

Abstract. Work with a young family in the field of education possess significant features, determined both by the status characteristics of young spouses and the characteristics of the period of formation of family relations. This article defines educational strategies as directions of work with current problems of a young family. As a research method, a questionnaire survey was used as a method that allows quickly and effectively investigate actual issues facing young families, solved by educational strategies. The authors revealed the differences in the representation of couples

228

getting married and already established young families. For married families, the authors have identified the following educational strategies: increasing role responsibility; preventive measures concerning divorce; knowledge about the features of building a prosperous marital relationship. For young families, the article outlines such educational strategies as: knowledge in the field of interpersonal conflicts; knowledge about the peculiarities of changing social roles; knowledge about the relationship between parents and children and about responsible parenting., the article identifies an individual form of work to eliminate the partner and parent illiteracy of young families, however, employment, some awkwardness and embarrassment are indicated as constraining factors for young spouses to attend such classes. It is determined that in order to increase the awareness of young families about the content of educational strategies, technologies such as webinars, creation of Internet groups for conversations with specialists, network communities should be used more often.

Введение. Современный период, связанный со стрессовыми событиями: объявленной пандемией коронавируса, сложной геополитической и эконмической обстановкой, привел многие семьи к непростым конфликтным ситуациям, разводам. Достаточно серьезно страдают молодые семьи, у которых еще не выработаны определенные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций. Необходимо подчеркнуть, что на современном этапе в науке не существует единой дефиниции понятия молодая семья. При этом существует необходимость выделения категории молодая семья в отдельную социальную группу и проводить исследование в отношении данного феномена как самостоятельного социального института, а не как одного из видов семьи [1;2].

Нормативный подход в определении молодой семьи закреплен в официальных документах и является главным критерием содержания и осуществления государственных социальных программ, деятельность которых направлена на улучшение социально-экономических и бытовых условий функционирования молодой семьи [3].

В начале девяностых годов категория молодой семьи закрепляется в официальных документах, согласно которым молодая семья определяется как супружеская пара, находящаяся в браке до трех лет после его заключения. С начала двухтысячных - молодая семья становится объектом повышенного внимания в связи с актуализируемыми на государственном уровне социально-демографическими

проблемами. Данное обстоятельство

стимулировало принятие множества нормативно-правовых документов, содержащих трактовки молодой семьи в контексте разных критериев, чаще всего количественных [4-6].

Молодая семья в большинстве случаев определяется как семья, находящаяся на первых этапах жизненного цикла, в период которых происходит формирование устойчивой модели функционирования семьи, как в межличностных отношениях, так и в социуме, а также происходит адаптация к новым социальным ролям и реализация репродуктивной функции [7;8].

Анализ дефиниции молодой семьи в нормативных документах Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основным критерием в определении данного понятия служит возраст супругов, который устанавливается сообразно принадлежности данной социальной категории к социальной группе молодёжь. Государственная программа социальной политики в отношении молодой семьи расширяет данные возрастные границы, что в свою очередь продиктовано не только ориентацией на европейскую модель определения молодёжи как социальной группы, но и на способность данной клиентской группы быть социально-экономически независимой и кредитоспособной [9].

В социально-психологическом подходе специалисты рассматривают феномен молодой семьи с точки зрения занимаемого ею положения в обществе и, к заявленным выше критериям, добавляют различные характеристики данной позиции. Однако нельзя не отметить тот факт, что при исследовании молодой семьи только как социального института, остается неучтенным контекст внутрисемейных межличностных отношений и интимно-эмоциональных связей, на которых основывается семья. Изучением вопроса молодой семьи с точки зрения межличностных отношений супругов, адаптации к новым социальным ролям: главы семейства, жены, отца, матери, детско-родительских отношений, интимных и эмоциональных связей - занимаются исследователи, специализирующиеся на психолого-педагогическом подходе [10;11].

Адаптация является детерминирующим фактором развития молодой семьи. Приспособление к семейному образу жизни начинается в процессе знакомства с семейной жизнью и постепенного в неё вхождения. Данное время характеризуется как особенно трудное, поскольку включает в себя перестройку не только общения и деятельности, но и изменения личности молодых супругов, трансформацию сферы потребностей и мотиваций, оформление нового уровня самосознания и установление

качественно новых связей с социальным окружением.

Материалы и методы. Молодая семья как клиентская группа имеет свой ряд особенностей, специфических потребностей и проблем, обостряющихся в сложных внешних условиях. Для удовлетворения данных потребностей и решения проблем молодой семьи в сфере образования и просвещения необходимо выявить ряд мотивационных и ценностных ориентаций.

В исследовательской работе необходимо учитывать и тот факт, что отечественный опыт образовательных стратегий в семью невелик и, в основном, ограничивается лишь базовым образованием родителей. В современной ситуации требуется больше инновационных образовательных стратегий, позволяющих получать необходимые знания в период самоизоляции. Советские социально-

педагогические программы преисполнены идеологией тех лет, и почти не уделяют внимания изучению таких вопросов как психическое функционирование ребенка, грамотное построение межличностных отношений в семье, планирование семейного бюджета. В советский период делался акцент на общественной социализации, родители же рассматривались лишь как помощники и последователи профессиональных воспитателей.

Целью данных образовательных стратегий является формирование психологического благополучия семьи и принятие ребенка на основе ответственного отношения молодых родителей к рождению и воспитанию своих детей.

Данные образовательные стратегии призваны реализовать следующие основные задачи, см. рисунок 1.

Осознание ответственности родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка

Развитие семейных ценностей и позитивных установок у будущих родителей

Задачи образовательных стратегий в молодых семьях

V

Обеспечение психологического комфорта в молодых семьях

Мотивирование родителей к воспитанию гармонично развитой личности надлежащего уровня жизни и развития ребенка

Формирование навыков безусловного принятия будущего ребенка

Рисунок 1. -Задачи образовательных стратегий в молодых семьях

В результате данного просветительского вмешательства молодые супруги будут лучше информированы о воспитании и развитии детей раннего возраста, овладеют методами и приемами формирования семейных традиций и узнают права и обязанности детей и родителей. Также данный цикл образовательных стратегий предусматривает овладение умением

гармонизировать психологический климат в семье и обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности ребенка.

В исследовании использованы методы наблюдения и анкетирования. В исследовании участвовали 34 человека, члены молодых семей.

Анализ статистических данных отражающих ситуацию социально-просветительского

обслуживания пар, готовящихся к браку, и семей, ожидающих ребенка, является актуальным для

современной работы и выработке механизмов психолого-педагогического сопровождения.

Результаты исследования. Анализ образовательных стратегий, позволил вывить их содержание, которое включает: цели и методы реализации. Исследование представлений пар, вступающих в брак, позволило определить содержание цикла образовательных стратегий для пар, вступающих в брак в современных условиях (2020-2021гг). Выявлено, что основными целями являются: повышение ролевой ответственности; профилактические меры, касающиеся разводов; особенности построения благополучных супружеских взаимоотношений.

Анализ образовательных стратегий, которые можно проводить с молодыми семьями, позволяет вывить их содержание. В ходе опроса выявлено, что основными целями являются:

особенности ведения межличностных конфликтов; особенности смены социальных ролей; взаимоотношения родителей и детей; ответственное родительство.

Для решения вопроса с образовательными стратегиями с молодыми семьями и парами, вступающими в брак необходимо привлекать семейных психологов, специализирующихся на детско-родительских отношениях. Такого рода специалист показывает видеоматериалы с ситуациями проблем и конфликтов в семье, а затем проводит обсуждение, в процессе которого члены группы сами приходят к благоприятному решению ситуации. Занятие с молодыми семьями и парами, вступающими в брак, заканчивается тем, что специалист дает квалифицированные ответы на вопросы участников. После занятий участникам предлагаются брошюры, которые содержат список учреждений, оказывающих социальные услуги населению в области поддержки семьи, материнства и детства с адресами и контактными данными.

В исследовании определено, что чаще всего посетителями данных занятий являются женщины (89%).

Проанализировав содержание данного мероприятия можно сделать вывод о том, что основной целью данных образовательных стратегий является повышение

информированности населения о видах и способах социальной поддержки семьи в общем, и молодой семьи, в частности. В данном случае образовательные стратегии носят характер юридической и социально-экономической консультации, в результате которой молодые супруги узнают о льготах и пособиях, предоставленных им государством.

Целью цикла образовательных стратегий, посвященных ответственному родительству, является формирование психологического благополучия семьи и будущего ребенка на основе ответственного отношения молодых родителей к рождению и воспитанию своих детей. Методом реализации является групповая работа. Анализ содержания обучающих занятий выявил, что целью данных образовательных стратегий является повышение

информированности населения о видах и способах социальной поддержки семьи в общем, и молодой семьи, в частности. Методом реализации является юридическое и социально-экономическое консультирование. Исследование работы с молодыми семьями с детьми показало, что целью данных образовательных стратегий является гармонизация детско-родительских отношений; развитие и обучение детей младшего

дошкольного возраста. Методом реализации является психолого-педагогическое

консультирование.

Опрос молодых семей показал, что знания о наличии специализированных учреждений имеется лишь у 34% из опрошенных респондентов. Из тех молодых людей, кто знает о существовании такого рода организаций лишь 13% знают о наличии специалиста в штатном расписании учреждения, помогающего молодым семьям в решении ряда вопросов, касающихся консультирования по межличностным взаимоотношениям, правильному ведению конфликтов между супругами и родителями и детьми.

На вопрос: Какого рода помощь в большей степени Вас интересует? Большинство опрашиваемых ответило: консультации о межличностных отношениях супругов (88%); информация о кризисных периодах супружеской жизни (45%); детско-родительские отношения (13%). Что касается профилактической деятельности специалистов, то здесь оказалось меньшинство ответов (7%). То есть данному вопросу в молодых семьях уделяется меньшее значение, чем вопросам, связанным с уже существующими реальными трудностями и проблемами (56%). Оставшимся (31%) вообще не требуется данного рода консультации, а у 6% данная работа расценивается как вторжение в личное пространство семьи. Между тем, из негативно настроенных на профилактическую и консультативную работу опрашиваемых (членов семей) - 53% хотели бы и заинтересованы в чтении специализированной по данной проблематике литературы и прослушивании лекций, размещенных в Интернет пространстве и электронных библиотеках.

В самих учреждениях как раз хотят большее внимание уделять именно профилактическим мерам и мероприятиям (86%), так как специалисты утверждают приоритетность именно профилактических мер по сравнению с мерами, касающимися непосредственно решениям конфликтов и эскалаций конфликтов. Специалисты утверждают, что предотвратить сложное течение конфликтной ситуации особенно важно именно в молодых семьях (96%). Молодые люди, с их точки зрения, только вступившие в брак, достаточно часто не умеют вести диалог, особенно касающийся эмоциональной стороны общения. Кроме этого специалистами в особые группы для работы (как профилактического, так и практического коррекционного направления) выделяются: семьи, находящиеся в стесненной и жизненно

трудной социальной ситуации; семьи с детьми инвалидами; семьи, находящиеся в эскалации конфликта или стадии развода; многодетные

семьи; приемные и опекунские семьи; семьи, где у членов семьи наблюдается девиантное или отклоняющееся поведение, см. рисунок 2.

Семьи в трудной жизненной ситуации

Семьи в эскалации конфликта

Семьи в стадии развода

Семьи, требующие особого внимания с точки зрения специалистов

V

Опекунские семьи

V

Семьи с детьми инвалидами

\f

Приемные семьи

Семьи, у членов которых, наблюдается девиантное поведение

Молодые семьи

Рисунок 2. - Семьи, требующие особого внимания с точки зрения специалистов

Для ликвидации партнерской и родительской неграмотности о способах групповой и индивидуальной работы мнения опрашиваемых разделились практически поровну (45% и 55% соответственно). Основными проблемами для посещения такого рода занятий супруги выделяют: занятость; способ организации совместного посещения данных мероприятий; некоторую неловкость и смущение.

Итак, в настоящее время, образовательное движение для родителей в России возрождается совместными усилиями специалистов социальной работы и социальных педагогов. Однако, пока, по мнению специалистов, говорить о широком распространении данной практики не приходиться, поскольку социальные службы, занимающиеся работой с семьями, в большей степени делают акцент на терапию, нежели на просветительскую деятельность. Какое-либо образование, в сложившимся стереотипном понимании людей, ассоциируется в традиционной моделью приобретения знаний, которая опирается на формальные учреждения, такие как школы и вузы и является прерогативой граждан юного возраста.

В отношении образовательных технологий данное утверждение является верным лишь отчасти, поскольку разнообразные по направленности программы могут предложить молодым парам помимо стандартных лекций, семинаров и презентаций, работу в форме тренингов, типовых занятий и индивидуальных консультаций со специалистами, иное утвердившиеся представление в значительной

степени затрудняет движение и распространение образовательных стратегий в образовательной и просветительской работе с молодой семьей.

Нельзя недооценивать значимость данных просветительских мер, поскольку

осведомленность членов молодой семьи в области социальной поддержки способствует расширению знаний о своих правах и обязанностях, а также увеличению способности защитить их самостоятельно. Однако необходимо отметить, что данные образовательные стратегии носят односторонний характер, то есть дают молодым супругам необходимую информацию только об одном из многочисленных аспектов семейной жизни, это делает её узконаправленной, сужая возможности реализации задач социальной поддержки молодой семьи.

Поскольку потребность в просветительской деятельности среди молодых семей существует, и структуры государственной социальной помощи не могут её удовлетворить, в силу своей низкой распространенности, частично данная потребность удовлетворяется за счет интернет-сайтов, содержащих справочную информацию, а также различных обучающих мероприятий, который носят коммерческий характер. Данная ситуация складывается из устоявшейся закономерности, которая заключается в том, что рынок быстрее реагирует на актуальные потребности общества, чем ригидная государственная структура.

Анализ представлений пар, вступающих в брак выявил следующее содержание образовательных стратегий: повышение ролевой

ответственности; профилактические меры, касающиеся разводов; знания об особенностях построения благополучных супружеских взаимоотношений. Содержание образовательных стратегий для молодых семей является следующее: знания в области ведения межличностных конфликтов; знания об особенностях смены социальных ролей; знания о взаимоотношениях родителей и детей и об ответственном родительстве.

С точки зрения специалистов в области семейных отношений, особыми группами для работы (как профилактического, так и практического коррекционного направления) являются: семьи, находящиеся в стесненной и жизненно трудной социальной ситуации; семьи с детьми инвалидами; семьи, находящиеся в эскалации конфликта или стадии развода; многодетные семьи; приемные и опекунские семьи; семьи, где у членов семьи наблюдается девиантное или отклоняющееся поведение.

Для ликвидации партнерской и родительской неграмотности члены молодых семей в большей степени готовы к индивидуальным формам работы. Основными проблемами для посещения такого рода занятий молодые супруги выделяют: занятость; способ организации совместного посещения данных мероприятий; некоторую неловкость и смущение.

Заключение. Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации по применению образовательных стратегий в работе с молодой семьей: организация для специалистов, осуществляющих профилактическую и коррекционную работу с семьями, курсов повышения квалификации по работе с такой клиентской группой как молодая семья, объясняющих специфику её жизнедеятельности и знакомящих с основными

программами по работе с ней; проведение популяризации образовательных стратегий через средства массовой информации и Интернет ресурсы. Для повышения уровня информированности молодых семей о содержании образовательных стратегий следует больше применять инновационные технологии вебинаров и интернет групп в качестве методов образовательных стратегий. Данное введение сделает образовательные стратегии наиболее доступными для получения, поскольку метод вебинара позволяет получить интересующую молодых супругов информацию,

проконсультироваться со специалистом, а также поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом других людей, не выходя из дома, что очень удобно для молодых супругов с маленьким ребенком.

При разработке образовательных стратегий необходимо учитывать актуальные для современной ситуации самоизоляции и молодой семьи темы, к которым в настоящее время относятся: конфликтология семейных

отношений; кризис супружеских

взаимоотношений в связи с рождением ребенка; гармонизация семейных отношений; позитивное материнство. Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что технология образовательных стратегий в профилактической и коррекционной работе с молодой семьей носит разноплановый характер и способна оказывать профилактический эффект в различных сферах жизнедеятельности молодой семьи. Однако нельзя не отметить такие недостатки в практическом применении образовательных стратегий как нерегулярный характер и фрагментарность, что в значительной степени снижает эффективность данной технологии.

1. Мотренко Ю.И. Трансформация понятия семьи в ходе общественной эволюции / Ю.И. Мотренко // Политика и Общество. - 2011. - № 11. - С. 64-73.

2. Голод С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод // СОЦИС. - 2008. - № 1. - С. 40-49.

3. Ростовская Т.К. Социальное конструирование правового статуса молодежи и молодой семьи / Т.К. Ростовская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2014. - № 3 (35). - С. 91-95.

4. Котельникова Ю.С. Анализ основных психологических концепций осмысления кризисов супружеских отношений в молодой семье / Ю.С.

Котельникова // Вестник СМУС74. — 2018. - № 1 (16). - С. 10-12.

5. Шибаева К.С. Взаимосвязь супружеских взаимоотношений и совладающего поведения мужчин в бесплодном браке / К.С. Шибаева // Психология и Психотехника. - 2011. - № 12. - С. 21-27.

6. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Семья как первичный институт социализации ребёнка. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - Москва: Академия, 2009. -С. 312-318.

7. Розенова М.И. Институт замещающего родительства в России: необходимость, проблемы и возможности системного изучения / М.И. Розенова //

Психология и психотехника. - 2013. - № 12. - С. 12181223.

8. Белогай К.Н., Зульбухарова О.Р. Психологические аспекты незарегистрированных браков в период ранней взрослости / К.Н. Белогай, О.Р. Зульбухарова // Вестник КемГУ. - 2009. - № 1. - С. 6671.

9. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, 2003. - 928 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Motrenko Yu.I. Transformation of the concept of family in the course of social evolution / Yu.I. Motrenko // Politics and Society. - 2011. - № 11. - S. 64-73.

2. Golod S.I. Socio-demographic analysis of the state and evolution of the family / S.I. Golod // SOCIS. -2008. - № 1. - S. 40-49.

3. Rostovskaya T.K. Social construction of the legal status of youth and young families / T.K. Rostovskaya // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. - 2014. - № 3 (35). - S. 91-95.

4. Kotelnikova Yu.S. Analysis of the main psychological concepts of understanding the crisis of marital relations in a young family / Yu.S. Kotelnikova // Vestnik SMUS74. - 2018. - № 1 (16). - S. 10-12.

5. Shibaeva K.S. The relationship of marital relationships and coping behavior of men in a barren marriage / K.S. Shibaeva // Psychology and Psychotechnics. - 2011. - № 12. - S. 21-27.

6. Borytko N.M., Solovtsova I.A., Baibakov A.M. The family as the primary institution of the child's

10. Ковалева Ю.В. Совместная регуляция поведения супругов на различных этапах жизненного цикла семьи / Ю.В. Ковалева // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33. - № 5. - С. 50-70.

11. Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете / М.И. Воловикова // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 5. - С. 16-23.

socialization. Pedagogy: a textbook for students of higher educational institutions / N.M. Borytko, I.A. Solovtsova, A.M. Baibakov. - Moscow: Academy, 2009. - S. 312-318.

7. Rosenova M.I. The Institute of Foster Parenthood in Russia: Necessity, Problems and Possibilities of Systemic Study / M.I. Rosenova // Psychology and Psychotechnics. - 2013. - № 12. - P. 1218-1223.

8. Belogai K.N., Zulbukharova O.R. Psychological aspects of unregistered marriages during early adulthood / K.N. Belogai, O.R. Zulbuharova // Bulletin of the KemGU. - 2009. - № 1. - S. 66-71.

9. Schneider L.B. Fundamentals of family psychology: Textbook for universities / L.B. Schneider. -M.: MPSI, 2003. - 928 p.

10. Kovaleva Yu.V. Joint regulation of the behavior of spouses at various stages of the family life cycle / Yu.V. Kovaleva // Psychological journal. - 2012. - T. 33. - № 5. -S. 50-70.

11. Volovikova M.I. Moral and legal representations in the Russian mentality / M.I. Volovikova // Psychological journal. - 2004. - T. 25. - № 5. - P. 16-23.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

(19.00.07 - Педагогическая психология)

Сведения об авторах:

Багаутдинов Альберт Альбинович (г. Альметьевск, Россия), кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарное образование и социология», ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», e-mail: abagautdinov@yandex.ru

Губайдуллина Гулниса Тахировна (г. Альметьевск, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», e-mail: guguta_77@mail.ru

Сахипова Завгария Музагитовна (г. Альметьевск, Россия), кандидат культурологии, доцент кафедры «Иностранные языки», ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», email: sawgarija@mail.ru

Фаррахов Василь Назмутдинович (г. Альметьевск, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятием, ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», e-mail: farrahov.vasil@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.