Научная статья на тему 'Современные направления в регулировании регионального рынка свинины'

Современные направления в регулировании регионального рынка свинины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные направления в регулировании регионального рынка свинины»

1. Экономическая эффективность хозяйственной деятельности МТС

Показатели Расчетное значение в 2006 г.

Стоимость зданий, сооружений, оборудования (из расчета на 1 р. техники 1,5 р. недвижимости), млн р. 115,8

Цена приобретаемой техники, млн р. 77,25

Заработная плата (из расчета прожиточного минимума в регионе), млн р. 3,8

Единый социальный налог (35% от заработной платы), млн р. 1,3

Амортизация основных средств (из расчета срока службы машин 10 лет, а недвижи- 11,2

мости - 35 лет) Затраты материально-денежных средств на техническое обслуживание и ремонт мо- 13,5

бильной техники (расчет по нормативам на 1 трактор, автомобиль в год), р.

Затраты материально денежных средств на техническое обслуживание и ремонт прицепных сельскохозяйственных машин (по нормативу, составляющему 21% от величины затрат на мобильную технику, подраздел 5.1 диссертации), млн р. 2,8

Затраты на управление (150% от заработной платы производственного персонала), млн р. 5,7

Прочие затраты средств (10% от суммы всех издержек), млн р. 3,8

Итого 42,4

Валовой сбор зерна (в весе после доработки), тыс. т 22

Цена реализации 1 т зерна, тыс. р. 3,0

Выручка от реализации зерна, млн р. 66,0

Прибыль от реализации зерна, млн р. 23,6

Как видно из табл. 1, начальное финансирование проекта составляет 193,05 млн р. (цена приобретения зданий, сооружений, оборудования, техники). Как показали расчеты по формуле 1, при ставке дисконта, принятой 0,1 (10%) ежегодной прибыли, равной 23,6 млн р., проект окупится за 17 лет. Но при условии, что качество зерна повысится, следовательно, оно будет продаваться не ниже третьего класса, а ежегодный рост цен на зерно составит 5%, проект может окупиться за десять лет.

Из сказанного логически вытекает, что развитие сферы полевого технологического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо и возможно только в составе агропромышленных объединений.

Источник

1. Хохлов, Н.В. Управление риском: учеб. пособие для вузов / Н.В. Хохлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. -239 с.

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА СВИНИНЫ

В.В. Смирнова, к.э.н., ст. науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

По оценкам ряда экспертов, продовольственная безопасность страны обеспечена, если объемы собственного производства необходимых продуктов питания составляют 60-90% от потребления, в том числе мяса 80%. С развитие животноводства Россия должна снизить долю импорта мяса до 12-15%. Особое внимание уделяется развитию скороспелых отраслей, в том числе свиноводства.

На региональном рынке (в отличие от рынка страны) не ставится задача полного

обеспечения всеми продуктами питания в основном за счет собственного производства. Однако объемы производства местных товаропроизводителей могут существенно влиять на цены.

Основными поставщиками продукции свиноводства в СЗ ФО являются сельскохозяйственные организации. В 2006 г. доля СХО в общем объеме производства составляла 67,8%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 2,6%, хозяйств

населения - 29,6%. Особенностью свиноводства в СЗ ФО является высокая концентрация производства в сельскохозяйственных предприятиях. Например, в Псковской области ОАО «Ше-лонский» производит 45% всей продукции, в Ленинградской области доля пяти крупных ферм составляет свыше 70% всего объема свинины. Увеличение производства свинины в регионе идет в основном за счет строительства крупных свинокомплексов («Новгородской бекон», «Шелонский», Псковский» и др.). В ЛПХ наблюдается ежегодное снижение поголовья свиней и объемов производства свинины на 3-5%. Для сохранения сложившегося уровня потребления мяса необходимо компенсиро-

вать сокращение нетоварного сектора завозом продукции либо ускоренным ростом производства в СХО.

Нами определена обеспеченность рынка свинины продукцией местного производства на основе емкости рынка. Емкость рынка рассчитана, исходя из численности населения и потребления свинины на душу населения: минимальный уровень - 12 кг (среднее по РФ за 2000-2005 гг.) и максимальный уровень - 25 кг (физиологическая норма). Самообеспеченность в данном случае рассматривается как соотношение объема производства свиней на убой (в убойной массе) и емкости рынка (табл. 1-2).

1. Емкость регионального рынка СЗ ФО по продукции свиноводства

Регион Население, тыс. чел. Емкость рынка, тыс. т

по среднему потреблению для РФ по физиологической норме потребления

Республика Карелия 703 8,4 17,6

Республика Коми 996 12 24,9

Архангельская область 1 305 15,7 32,6

Вологодская область 1 246 15 31,2

Калининградская область 945 11,3 23,6

Ленинградская область 1 653 19,8 41,3

Мурманская область 873 10,5 21,8

Новгородская область 674 8,1 16,9

Псковская область 737 8,8 18,4

Северо-Западный ФО 9 132 109,6 228,3

Санкт-Петербург 4 600 55,2 115

2. Производство и самообеспеченность по продукции свиноводства в СЗ ФО

Регионы Производство свиней на убой в убойном весе, тыс. т Самообеспеченность производства в хозяйствах всех категорий, %

хозяйства всех категорий СХО по потреблению, среднему для РФ по физиологической норме

2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.

Республика Карелия 0,9 0,9 0,3 0,3 10,7 10,7 5,1 5,1

Республика Коми 1,7 1,9 0,6 0,8 14,2 15,8 6,8 7,6

Архангельская обл. 1,7 1,6 0,6 0,7 10,8 10,2 5,2 4,9

Вологодская область 15,4 15,6 12,3 13 102,7 104,0 49,4 50,0

Калининградская обл. 3,5 4,6 1,5 2,2 31,0 40,7 14,8 19,5

Ленинградская обл. 5,9 5,8 2,4 3,4 29,8 29,3 14,3 14,0

Мурманская область 2,8 2,8 2,5 2,6 26,7 26,7 12,8 12,8

Новгородская область 7,2 7,5 5,4 5,8 88,9 92,6 42,6 44,4

Псковская область 9,4 9 4,8 4,8 106,8 102,3 51,1 48,9

Северо-Западный ФО 48,5 49,7 30,4 33,7 44,3 45,3 21,2 21,8

СЗ ФО + г. С-Петербург - - - - 29,4 30,2 14,1 14,5

Объем производства продукции свиноводства в Северо-Западном федеральном округе в 2006 г. увеличился на 2,5% по сравнению с предыдущим годом, а самообеспеченность вы-

росла на 1,1%. Рынок Северо-Западного федерального округа обеспечивается свининой собственного производства всего на 45,3%, а при учете населения С-Петербурга - только на

30,2% при современном (достаточно низком) уровне потребления. При расчете потребности в свинине по физиологической норме потребления самообеспеченность региона данной продукцией составляет 14,5%.

При размещении крупных свиноводческих предприятий в данном регионе основным мотивом для региональных органов власти является необходимость обеспечить население мясом, а для производителей - получить преимущество в реализации продукции благодаря близости к рынку сбыта. При открытом рынке предприятие-производитель может как войти на конкретный (региональный) рынок, так и выйти из него. Такая свобода дает возможность адаптации даже к небольшим изменениям во вкусах потребителей, в технологии и разнообразных предложениях ресурсов. В то же время для большинства потребителей место производства мясной продукции не играет существенной роли. Поэтому большинство масштабных проектов реализуется в зерновом поясе страны, где возможно минимизировать издержки на основной ресурс отрасли - концентрированные корма, но и в Северо-Западном регионе увеличилась активность инвесторов. Так, ООО «Агрохолдинг «Пулковский» строит в Ленинградской области свинокомплекс на 250 тыс. голов, в феврале-марте 2008 г. вводится в строй первый репродуктор на 60 тыс. поросят в год. Восстанавливается комплекс «Восточный», его проектная мощность 80-90 тыс. голов свиней, сроки выхода на эти показатели - два-три года.

В регулировании краткосрочных факторов велика роль региональных программ, обычно они направлены на поддержку производства. Так, в Ленинградской области в соответствии с программой «Корма» было принято решение о расширении зернового клина. Рост местного

производства фуражного зерна будет способствовать стабилизации цен на комбикорма.

По регулированию региональных рынков нет ни федеральных, ни местных программ, тогда как в экономически развитых странах регулированию цен на региональных рынках путем маркетинговых программ уделяется большое внимание. Так, в США федеральные программы маркетинга регулируют стандарты качества и определяют объемы поставок импортной продукции, а программы маркетинга отдельных штатов сосредоточены на продвижении продовольственной продукции на соответствующие рынки, рекламе и внедрении инноваций. Они включают в себя и контроль количества продукции на рынке, что предусматривает:

— распределение квот на производство и реализацию между фермерами;

— распределение квот между рынками свежей и переработанной продукции, ввозом и продукцией местного производства;

— создание резервов продукции;

— регулирование рыночных потоков.

В РФ подобные программы отсутствуют. Следовательно, каждый производитель вынужден искать каналы сбыта и заниматься продвижением продукции самостоятельно. Для мелких и средних производителей это резко увеличивает затраты, а разработка полноценной маркетинговой стратегии для них просто невозможна. Поэтому для повышения конкурентоспособности местной продукции важно разработать механизм регулирования рынка на региональном уровне, позволяющий организовать цепочку «произво-дитель-переработка-реализация» и обеспечивающий защиту интересов сельскохозяйственных предприятий.

КАК СОВМЕСТИТЬ ИНТЕРЕСЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПЕРЕРАБОТЧИКОВ ФУРАЖНОГО ЗЕРНА

Р.У. Гусманов, зав. отд. Башкирского НИИ сельского хозяйства, Г.Б. Гусманова, асп.

Основным источником фуражного зерна для производителей комбикормов является закуп у сельскохозяйственных производителей, предприятий заготовки и хранения, сторонних посреднических предприятий и частных лиц. Особенность отечественного комбикормового производства заключается в том, что зерно поступает на комбикормовые заводы без предварительной промышленной переработки и составляет 55-65% в общих сырьевых ресурсах предприятий. В производстве высококачественных комбикормов, отвечающих современ-

ным требованиям животноводства, используется широкий ассортимент незернового сырья и, в частности, добавки. Фактически многопрофильные комбикормовые предприятия потребляют до 100 видов сырья, из них 30 наименований - добавок-компонентов (витамины, микро-и макроэлементы, аминокислоты, антибиотики и другие биологически активные вещества). В развитых странах ежегодный темп прироста производства добавок в этой отрасли достаточно высок (до 15%), но и там принято считать, что до полной обеспеченности еще очень далеко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.