Научная статья на тему 'Современные направления в методике преподавания иностранного языка'

Современные направления в методике преподавания иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3438
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика / обучение / иностранный язык / коммуникация / умения и навыки / methods / studying / foreign language / communication / abilities and skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирий Надежда Федоровна

Данная статья посвящена исследованию современных направлений в методике преподаванияиностранного языка и их влиянию на становление и развитие личности обучаемого. В статье рассматриваютсяпринцип активной коммуникации, принцип индивидуализации в коммуникативной методике, принцип личностно-ориентированного мышления в интенсивной методике, посредством которых достигаетсяконечная цель: научить учащихся не только участвовать в коммуникации на иностранном языке, но и приобщить их к иноязычной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY

This article is dedicated to there search of modern ways of methods studying a foreign language and their in fluence on the becoming and developing the individuality of the student. The principles of active communication, the principle of the individualization in the communicative method, the principle of personally oriented thinking in the intensive methods, with the help of whichthe ultimate goal is achieved: to teach the students not only participate in the communication in foreign language, but alsoto attach them to the foreign language culture a reconsidered in the article.

Текст научной работы на тему «Современные направления в методике преподавания иностранного языка»

Проблемы лингвистики

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

УДК 372.881.11 ББК 74.268.1 К 431

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

(Рецензирована)

Кирий Надежда Федоровна,

старший преподаватель кафедры лингвистики и перевода Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 946 49 37, e-mail: kiriynadja@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию современных направлений в методике преподавания иностранного языка и их влиянию на становление и развитие личности обучаемого. В статье рассматриваются принцип активной коммуникации, принцип индивидуализации в коммуникативной методике, принцип личностно-ориентированного мышления в интенсивной методике, посредством которых достигается конечная цель: научить учащихся не только участвовать в коммуникации на иностранном языке, но и приобщить их к иноязычной культуре.

Ключевые слова: методика, обучение, иностранный язык, коммуникация, умения и навыки

MODERN TRENDS IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY

Kiriy Nadezhda Fedorovna,

senior teacher of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph: (918) 946 49 37, e-mail: kiriynadja@mail.ru

Summary. This article is dedicated to there search of modern ways of methods studying a foreign language and their in fluence on the becoming and developing the individuality of the student. The principles of active communication, the principle of the individualization in the communicative method, the principle of personally oriented thinking in the intensive methods, with the help of whichthe ultimate goal is achieved: to teach the students not only participate in the communication in foreign language, but alsoto attach them to the foreign language culture a reconsidered in the article.

Keywords: methods, studying, foreign language, communication, abilities and skills.

В настоящее время глобальную цель обучения иностранному языку можно сформулировать следующим образом: научить учащихся общаться на иностранном языке. Но при подобной формулировке цели она становится самоцелью. Цель же образования намного шире, чем приобретение определенных навыков и умений, а потенциальные возможности предмета «иностранный язык» значительно шире. Поэтому цель обучения иностранному языку в современных условиях можно сформулировать следующим образом: научить учащихся не только участвовать в коммуникации на иностранном языке, но и активно участвовать в становлении и развитии личности обучаемого, приобщая его при этом к иноязычной культуре. Успешное достижение поставленной цели возможно осуществить лишь посредством равнозначности

и взаимосвязанности всех аспектов обучения. Придерживаясь подобной установки, педагог непосредственно участвует в формировании личности обучаемого, что, несомненно, является положительной стороной процесса обучения.

Исходя из этого, большая часть современных методик обучения иностранному языку основана на принципе активной коммуникации (коммуникативная методика, проектная методика, дистанционная методика).

Коммуникативность предполагает построение обучения как модели процесса общения. Чтобы придать обучению основные черты процесса общения, во-первых, необходимо перейти на личностное общение с учащимися (принцип индивидуализации в коммуникативной методике, принцип личностно-ориентированного мышления в

68

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

Проблемы лингвистики

интенсивной методике), благодаря чему в работе с аудиторией складывается благоприятный психологический климат. Во-вторых, для решения этой задачи необходимо использовать все способы общения - интерактивный, когда происходит взаимодействие учителя с учениками на основе какой-либо деятельности, помимо учебной, перцептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей, минуя статусы учителя и ученика, информационный, когда ученик и учитель обмениваются мыслями, чувствами, а не словами и грамматическими структурами.Проявление интереса учащихся к изучаемой теме, продуктивное усвоение нового материала, связано не только с умением преподавателя использовать в обучении новые технологии и современные дидактические приемы, но и установить психологический контакт с коллективом, найти подход к каждому ученику. Результативность занятия зависитот доброжелательной атмосферы на уроке, когда не происходит подавление личности каждого отдельного ученика, а создается благоприятная среда, где цели и задачи педагога удовлетворяют потребности учащихся в получении знаний в конкретной предметной области. И третье необходимое условие - это создание коммуникативной мотивации - потребности, которая побуждает учащихся участвовать в общении с целью изменить взаимоотношения с собеседником. «Общение должно быть построено таким образом, чтобы происходило постепенное овладение речевым материалом» [1].

Мотивацией для общения могут быть различные стимулы. При работе с проектной методикой это работа над совместными проектами. Тот же самый стимул используется и в дистанционном обучении, и в интенсивной методике. Зачастую ситуации, используемые в ходе обучения, носят проблемный характер, поскольку они должны способствовать формированию различных мнений у обучаемых и не давать при этом однозначного решения. Обсуждение подобных ситуаций позволяет рассматривать различные мнения, вызывает потребность отстаивать свою точку зрения, т.е. возникает потребность в общении на иностранном языке. Использование проблемных ситуаций также имеет еще одну положительную сторону, так как дает возможность решать и воспитательные задачи, поскольку воспитать активную личность можно только при обсуждении ситуаций, в основе которых лежат подлинные ценности.

Также важно отметить, что ситуативность должна пронизывать все этапы усвоения речевого материала на всех этапах обучения.

Кроме того, практически во всех методах широко используется коллективная совместная де-

ятельность. Тенденция замены индивидуальной работы групповой развивается уже давно. Коллективная работа очень активизирует коллектив. Формирование навыков и умений происходит в системе коллективных действий, которые способствуют внутренней мобилизации возможностей каждого учащегося. Формы коллективного взаимодействия легко реализуются на занятиях. Это работа в парах, втроем, в микрогруппах и в полных группах. Следует также отметить, что ролевое общение, постоянно взаимодействуя с личностным, является его предпосылкой и условием. Ситуации ролевого общения, в которых формируются навыки и умения иноязычного общения, обеспечивают переход к более высокому уровню общения.

И все-таки коллективная работа во всех методиках реализуется по-разному. В коммуникативной методике - это создание ситуаций, подобных реальным, постановка проблемных вопросов и их обсуждение. При работе с интерактивной методикой - это ролевые игры, которые, однако, допускают также и личностное проявление. При работе с ролевыми играми никогда не возникает противоречия между «я - маской» и «я - обучаемым». Это естественно, так как поведение учащихся задано в ситуациях учебных диалогов, а личностные установки и ценности персонажей не противоречат мировоззрению обучаемых. При дистанционном обучении широко используется обучение в сотрудничестве, а чтобы познавательная деятельность обучаемых не приобретала пассивный характер, общение обучаемого не ограничивается только общением с преподавателем, для этого предусматривается совместная групповая работа над различными совместными проектами. Но в первую очередь там, где это возможно, используются международные проекты с носителями языка.

Прогресс и принципиальные изменения методов изучения языка, несомненно, связаны с новациями в области психологии личности и группы. Сейчас ощущаются заметные изменения в сознании людей и развитие нового мышления: появляется провозглашенная А. Маслоу потребность в самоактуализации и самореализации. «Психологический фактор изучения иностранных языков выдвигается на лидирующие позиции. Аутентичность общения, взвешенные требования и претензии, взаимовыгодность, уважение свободы других людей - вот набор неписаных правил построения конструктивных отношений в системе «учитель-ученик»» [2].

Ш.А. Амонашвили пишет о том, что «ученикам надо давать возможность, общаясь с учителем, чувствовать себя его равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны педагогу, что без них педагогу трудно. Поэтому задача педагога - по-

69

Проблемы лингвистики

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

верить самому и «заставить» учеников поверить в то, что все происходящее на уроке - правда. Если я хочу, чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего- то важного, действительно радовались каждому школьному дню, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются, я должен заботиться о том, чтобы нить наших деловых отношений была непрерывной и прочной... Я должен набраться смелости и сыграть неповторимую роль педагога-актера. А суть этой роли заключается в том, что деловые отношения между мною и детьми не должны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке»[3].

«На современном этапе развития преподавания иностранных языков при выборе метода обучения необходимо исходить из особенностей коллектива, в котором он будет использоваться, необходимо учитывать личностные особенности обучаемых, их возраст, интересы, уровень подготовки, период, в течение которого будет проходить обучение, а также техническую оснащенность учебного заведения» [4].

Следующая характеристика, встречающаяся во всех методиках - это познавательная самостоятельность. Следует принять во внимание тот факт, что в сложившейся ситуации обучение иностранному языку должно строиться на принципиально новой основе, которая осуществляет перенос акцента с передачи обучаемым готовых знаний к добыванию их в процессе активной учебно-познавательной деятельности, благодаря чему и формируется активная личность с творческим мышлением. Широко применяется этот принцип в деятельностной методике, так как он рассчитан, прежде всего, на людей со сложившимся логическим мышлением. Кроме того, он позволяет осознанно овладевать языковыми средствами и осмысленно их использовать, а также он обеспечивает формирование прочных знаний и умений. В центре процесса обучения по методике дистанционного обучения лежит самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Спецификой данной области является самостоятельная деятельность учащихся по овладению разными видами речевой деятельности и формирование необходимых навыков и умений. При этом система дистанционного обучения не имеет жесткого гра-

фика занятий, т.е. дает возможность заниматься в удобное для обучаемого время. Все большее распространение в методиках обучения иностранным языкам приобретают черты интенсивной методики обучения, например, выполнение полифункциональных упражнений. Необходимо, однако, помнить, что полифункциональность должна быть характерна для всех видов речевой деятельности в рассматриваемой практике обучения, так как в данном процессе задействованы несколько видов деятельности: аудирование, говорение и определенные грамматические знания.

Так же обстоит дело с условно-речевыми упражнениями, некогда являвшимися характерной чертой коммуникативной методики. Теперь же они используются также и в интерактивной методике.

Существует еще одна идея, встречающаяся практически во всех методиках, лишь с небольшими вариациями. Это принцип управления учебным процессом на базе его квантования и программирования в коммуникативной концепции. Квантованию при этом подвергается все, начиная с целей и заканчивая материалом, учебный процесс делится на определенные циклы. В проектной методике подобное явление называется «принцип систематичности», который проявляется не только в делении материала на темы и подтемы, но и в цикличной организации учебного процесса. Учебный процесс при дистанционном обучении подвергается структурированию; структура курса является модульной, чтобы обучаемый мог четко осознать свое продвижение от модуля к модулю или выбирать модуль в зависимости от уровня своей подготовки. Подобная систематизация обучения используется для более конкретной постановки целей курсов обучения; кроме того, материал, объединенный по темам, более удобен для запоминания, использования и закрепления.

ИСТОЧНИКИ:

1. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: Академия, 2004. - 259 с.

2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2001. - 624 с.

3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: [трилогия]. - М.: Международный Центр Рерихов: Мастер-Банк, 2002. - 664 с.

4. Ганшина К.А. Методика преподавания иностранных языков. - М.: Русский язык, 1999. - 335 с.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.