Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ГУМАНИТАРНЫХ СВЯЗЕЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ГУМАНИТАРНЫХ СВЯЗЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
85
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / РОССИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ СВЯЗИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОВМЕСТНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коломыц Д.М., Ковалёв В.А.

Рассматривая современное состояние гуманитарных связей между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан, в первую очередь необходимо отметить, что новый этап в развитии двусторонних отношений был запущен сторонами по итогам визита И. Алиева в Москву в сентябре 2018 г., где азербайджанский лидер отметил, что «отношения между странами развиваются полноценно, очень эффективно, есть активный политический диалог»[1]. По итогам данной встречи, политические лидеры двух государств подписали широкий спектр документов, в содержательной части которых формируются приоритетные направления дальнейшего взаимодействия между двумя государствами - как в гуманитарной сфере, так и в политической, экономической, торговой плоскости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS, PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-AZERBAIJAN HUMANITARIAN RELATIONS

Considering the current state of humanitarian exchange between the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan, first of all, it should be noted that a new stage in the development of bilateral relations was launched by the parties following the visit of I. Aliyev to Moscow in September 2018, where the Azerbaijani leader noted that “relations between the countries are developing fully, very effectively, there is an active political dialogue”. As a result of this meeting, the political leaders of the two states signed a wide range of documents, in the substantive part of which priority areas for further interaction between the two states are formed - both in the humanitarian sphere and in the political, economic, and trade areas.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ГУМАНИТАРНЫХ СВЯЗЕЙ»

УДК 327

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ГУМАНИТАРНЫХ СВЯЗЕЙ

Д.М. Коломыц, В.А. Ковалёв

DMKolomyc@kpfu.ru, viakovaljov@stud.kpfu.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. Рассматривая современное состояние гуманитарных связей между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан, в первую очередь необходимо отметить, что новый этап в развитии двусторонних отношений был запущен сторонами по итогам визита И. Алиева в Москву в сентябре 2018 г., где азербайджанский лидер отметил, что «отношения между странами развиваются полноценно, очень эффективно, есть активный политический диалог»1. По итогам данной встречи, политические лидеры двух государств подписали широкий спектр документов, в содержательной части которых формируются приоритетные направления дальнейшего взаимодействия между двумя государствами - как в гуманитарной сфере, так и в политической, экономической, торговой плоскости.

Ключевые слова: Азербайджан, Россия, гуманитарные связи, цифровизация, молодежная политика, образование, культурное взаимодействие, совместная торговля.

Для цитирования: Коломыц Д.М., Ковалёв В.А. Современные направления, проблемы и перспективы развития российско-азербайджанских гуманитарных связей. Журнал центрально-азиатских и евразийских исследований. 2021;1(2):33-56.

Применимо к гуманитарной сфере необходимо отметить, что по итогам встречи Г. Алиева и В. Путина была подписана «Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Прави-

1 Переговоры Владимира Путина с Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58429 (дата обращения: 19.12.2020)

© Коломыц Д.М., Ковалёв ВА. 2021 33

тельством Азербайджанской Республики на период до 2024 г.»2, «План действий по развитию ключевых направлений российско-азербайджанского сотрудничества» (именуется в политической плоскости как План «5 дорожных карт», которые предусматривают взаимодействие в областях торговли, транспорта, создания совместного производства на территории Азербайджана, цифровизацию бюджетно-налогового сектора и сотрудничество в гуманитарной сфере)3, «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области туризма»4, «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области спорта»5.

Несколько детализируя положения данных программ, видится целесообразным процесс анализа указанных документов. Так, в рамках Программы сотрудничества между Правительством РФ и Правительством АР до 2024 г., отмечено, что оба государства продолжают активизировать усилия на развитии отношений, как с учетом современных геополитических условий, национальных интересов двух государств, так и на основе разработанных ранее механизмов в рамках Соглашения между правительствами двух государств (1992 г.), Договора «О дружбе» 1997 г., Договора 2008 г., Соглашением между правительствами двух государств «О принципах и направлениях сотрудничества» (2002 г.), и иных документах. Указанное обстоятельство позволяет выдвинуть в рамках данного параграфа работы предположение, что даже при учете ситуативных различий в внешнеполитических векторах развития двух государств (к примеру, в рамках программы «Раз-

2 Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики на период до 2024 г. от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/72084858/ (дата обращения: 19.12.2020)

3 Азербайджан и Россия согласовали план экономического сотрудничества до 2024 года // Интерфакс. 5 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://interfax.az/view/742986 (дата обращения: 19.12.2020)

4 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области туризма от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010068 (дата обращения: 19.12.2020)

5 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области спорта от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: https://mddoc.mid.ru/api/ia/download/?uuid=6d2548da-f3d1-40c7-87da-318e424f1 ad5 (дата обращения: 19.12.2020)

ворота РФ на Восток», а также нацеленности Азербайджана на развитие отношений с Турцией, КНР, государствами ЕС и США), стороны уделяют большое внимание взаимодействию на постсоветском пространстве, тогда как развитие отношений между двумя государствами формируется на основе доверительного политического диалога, стабильный культурных, исторических, общественных связей. Исходя из этого, характерные цели в рамках Программы 2018 г., отражены в виде таких глобальных интересов двух государств как обеспечение стабильного развития отношений (долгосрочная основа, широкий спектр сфер и отраслей взаимодействия), обеспечение безопасности, устранение торговых барьеров, развитие транспортного потенциала, сотрудничество в производственной сфере, цифровизация, развитие цифровой экономики, развитие гуманитарных, культурных общественных контактов, что в целом также указывает на широкий спектр задач, сотрудничество в которых является приоритетом российского и азербайджанского государства. Достижение данных целей предполагает формирование благоприятных условий для двусторонних контактов между политиками, дипломатами, деятелями культуры, искусства, музыки, кинематографа, представителями высокой и массовой культуры, а также взаимодействия государств в таких сферах как фармацевтика, экология, развитее инфраструктуры, обмен культурным опытом, научные обмены, взаимодействие в области охраны окружающей среды, расширение взаимодействия в области труда, социальной защиты и занятости населения, реализация информационного взаимодействия, разработка новых способов взаимодействия между российскими и азербайджанскими СМИ, расширение взаимодействия между телекоммуникационными операторами двух государств например, в рамках проекта «Трансевразийская высокоскоростная информационная магистраль»)6.

Отдельно в рамках данной программы стороны отмечают важность развития взаимодействия в сфере туризма (реализация совместных туристических проектов), развитие приграничного сотрудниче-

6 Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики на период до 2024 г. от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/72084858/ (дата обращения: 19.12.2020)

35

ства, при контроле со стороны Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между РФ и АР. Как результат, в рамках данного параграфа работы уместным видится допущение, что стороны прямо заинтересованы в комплексном развитии межгосударственного взаимодействия в политической, экономической, социальной, гуманитарной сфере, а также в взаимодействии в сферах здравоохранения, высоких технологий, образовательных, научных, студенческих контактов7.

В указанных обстоятельствах, гуманитарное взаимодействие выступает инструментом, способствующим последовательному расширению существующих горизонтов взаимодействия, а также выступает средством обеспечения интеграции в структуру межгосударственного взаимодействия новых сфер сотрудничества (цифровая сфера, дистанционное образование, сотрудничество в сфере экологии, сотрудничество в сфере здравоохранения, что особо важно на фоне пандемии ко-ронавируса и может предполагать взаимодействие государств в сфере создания совместных производств медицинского оборудования, материалов, совместную разработку вакцин, обмен технологиями т.д.). Как результат, уместно отметить, что указанная Программа не закладывает, а развивает совокупную конструкцию межгосударственного взаимодействия в стратегических для государств сферах, что соотносится с среднесрочными и долгосрочными интересами государств.

Применимо к Соглашению между правительство РФ и АР в сфере туризма необходимо отметить, что данный документ вступил в силу в 26 февраля 2020 г. В рамках данного документа (ст. 1), отмечается нацеленность сторон на развитие сотрудничества в сфере туризма, использование в качестве базовой составляющей отношений принципов равноправия и выгоды, что позволяет стимулировать групповой, индивидуальный туризм, обмен между специализированными туристскими группами, проведение симпозиумов, конгрессов и иных меро-

7 Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики на период до 2024 г. от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/72084858/ (дата обращения: 19.12.2020)

приятий по вопросам туризма (ст. 3)8. Также в ст. 4 Соглашения отмечено, что государства берут на себя обязательство содействовать в организации проведении туристических выставок, которые проводятся при поддержке государственных органов управления двух государств в туристической сфере. Данное обстоятельно дополняется обменом информацией о изменениях в законодательстве в туристической сфере, сфере охраны объектов культурного наслаждения, включая обмен статистическими данными, шагами в направлении повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого туризма, повышения качества услуг и т.д. Также в ст. 7 документа отмечена нацеленность сторон на укрепление взаимодействия между организациями, которые осуществляют подготовку профессиональных кадров в области туризма на территории двух государств, что дополняется необходимостью разработки обмена экспертами, журналистами, работающими в сфере туризма (взаимные визиты, обмен опытом, повышение квалификации). Также в рамках данного Соглашения (ст. 10), отмечена возможность создания Совместной рабочей группы по туризму, в сферу компетенции которых входит разработка предложений, разработка программ по стимулированию двустороннего межгосударственного сотрудничества в сфере туризма (в данную группу могут входить представители государственных органов управления туризмом РФ и АР).

Анализируя положения данного документа необходимо отметить, что кроме непосредственных вопросов, связанных с стимулированием туризма, стороны также акцентировали внимание на регулировании правил въезда на территории двух государств, детализировали правила пребывания, а также механизмы защиты туристов двух государств на территориях друг друга. Указанное обстоятельство позволяет выдвинуть работы предположение, что сфера туризма позиционируется двумя государствами в качестве одного из приоритетных направлений, способствующего развитию гуманитарных связей9. Тем

8 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области туризма от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010068 (дата обращения: 19.12.2020)

9 Гусейнов Ш.Р. Перспективы совершенствования азербайджано-российских туристических отношений // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 4. С. 204.

37

не менее, учитывая активное распространение пандемии коронавиру-са необходимо отметить и наличие ситуативных ограничений, препятствующих реальному развитию данных связей по состоянию на конец 2020 - начало 2021 гг., (закрытие границ, карантинные ограничения).

Применимо к Соглашению между РФ и АР в сфере спорта необходимо отметить, что данный документ пока не вступил в силу, что связано с двумя характерными причинами:

1. Ориентированностью государств на решение более актуальных проблем в сфере здравоохранения, связанных с пандемией коронавируса;

2. Невозможностью обеспечения безопасности спортивных мероприятий в разгар пандемии коронавируса.

Тем не менее, уместно говорить о том, что подписание аналогичного документа может быть осуществлено в обозримой перспективе, по мере стабилизации ситуации с пандемией коронавируса и появлением реальной возможности государств обеспечивать безопасность спортивных соревнований. Исходя из этого, видится целесообразным анализ положений указанного документа. Так, в рамках Соглашения между Правительством РФ и Правительством АР «О сотрудничестве в области спорта»10, необходимо отметить, что в данном случае акцент также был сделан на применении уже накопленного государствами опыта в гуманитарном сотрудничестве. Данное обстоятельство обуславливает наличие отсылок в рамках данного Соглашения к Договору 1997 г., и Декларации 2008 г. Как результат, в ст. 1 Соглашения отмечена нацеленность сторон на дальнейшее укрепление взаимодействия, обменов, сотрудничества в области спорта, при использования идентичных принципов, отраженных в Соглашении о туризме (равенство, взаимная выгода, уважение). Реализация данного сотрудничества, в соответствии с ст. 2 Соглашения, возлагается на государственные организации (Министерство культуры, министерство спорта, спортивные федерации по различным видам спорта двух государств), с целью развития сотрудничества в указанной сфере (обмены, встречи, консульта-

10 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области спорта от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: https://mddoc.mid.ru/api/ia/download/?uuid=6d2548da-ßd1-40c7-87da-318e424f1 ad5 (дата обращения: 19.12.2020)

ции, обмен опытом и информацией, проведение совместных состязаний между сборными, а также на уровне отдельных спортивных структур). Также стоит отметить, что стороны уделяют внимание, в контексте спорта, развитию спортивной медицины, спортивных исследований, разрабатывают программы подготовки и участия спортсменов, тренеров, вспомогательного персонала в международных спортивных мероприятиях, что дополняется разработкой программ проведения учебно-тренировочных сборов, совместных тренировок команд (национальные, сборные, клубные команды), по различным видам спорта.

Указанные направления взаимодействия предполагают, в свою очередь, обмен научными разработками, исследованиями в области спорта, исследованиями в области повышения спортивного мастерства, использование информационных технологий, специализированного оборудования для подготовки спортсменов. Отдельно в рамках данного Соглашения отмечена возможность проведения спортивных семинаров, симпозиумов, конференций на территориях двух государств, что способствует укреплению спортивных связей. Отдельным направлением сотрудничества двух государств в данной сфере является борьба против использования запрещенных веществ спортсменами, а также разработка программ привлечения к спортивным соревнованиям лиц с ограниченными возможностями (спорт для инвалидов, развитие адаптивной физической культуры, проведение сборов, тренировок, спортивных мероприятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями).

Кроме того, в ст. 4 данного Соглашения отмечено, что реализация программ взаимодействия может осуществляться на базе спортивных федераций (разработка программ, согласование, реализация программ), а также за счет консультаций и переговоров в случае противоречий (ст. 6 Соглашения).

Анализируя концептуальную направленность вышеизложенных документов, необходимо отметить, что в данном случае внимание двух государств к спорту также связано и с заинтересованностью сторон в использовании спорта как ресурса, способствующего укреплению отношений меду двумя государствами, так и идентификации спорта в качестве

важного «мягкосилового» (спортивная дипломатия), ресурса государства, использование которого создает благоприятное представление про государство (акцент на справедливых и честных спортивных соревнованиях, продвижение универсальных спортивных принципов в отношениях двух государств, позиционирование побед национальных команд двух государств в спортивных соревнованиях, как идентификатор целостности нации, демонстрация спортивной силы как отражение реального потенциала интересов государства на международной арене), что способствует и последовательному укреплению российско-азербайджанских гуманитарных связей, и способствует благоприятному формированию образа государств в глазах и умах соответствующих целевых аудиторий (гражданское общество России и Азербайджана).

Несколько развивая важность упомянутого спектра документов, в которых, по сути, детализировались магистральные принципы межгосударственного взаимодействия - как на современном этапе, так и в среднесрочной перспективе, необходимо отметить позицию Г. Муста-фаева, министра экономики Азербайджана, по мнению которого подписание широкого спектра документов связано с тем, что оба государства базируются на принципах дружбы, добрососедства и надежного партнерства, что обуславливает полноценную и стабильно высокую заинтересованность двух государств в развитии отношений во всех доступных на сегодняшний день направлениях". В свою очередь, подписание широкого спектра документов и профильных соглашений выступает демонстрацией успеха совместных усилий государств и демонстрирует наличие политической воли глав двух государств, связанной с потребностью развития отношений в соответствии с принципами стратегического партнерства. Данный аспект, в свою очередь, подтверждается проведением регулярных встреч на высоком и высшем уровне, в рамках которых обсуждаются вопросы политического, гуманитарного, дипломатического и торгово-экономического взаимодействия. В свою очередь, в качестве аргумента Ш. Мустафаев приводит положения, отраженные в Совместном заявлении глав двух государств

11 Азербайджан и Россия согласовали план экономического сотрудничества до 2024 года // Интерфакс. 5 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://interfax.az/view/742986 (дата обращения: 20.12.2020)

о приоритетных направлениях сотрудничества (2018 г.)12, в котором отражены такие приоритеты как создание благоприятных условий в торговой, политической, гуманитарной, инвестиционной сфере (использование интеллектуальных транспортных систем, создании совместных производств, освоение цифровых технологий в общественной, государственной, культурной сфере, обмен опытом, расширение сотрудничества в гуманитарной области - главным образом, в таких направлениях как:

1. Стратегическое развитие молодежной политики;

2. Создание условий для стабильного взаимодействия образовательных систем двух государств;

3. Сотрудничество в сфере туризма и спорта.

Интерес к данным направлениям в целом соответствует текущим приоритетам и национальным интересам двух государств. Несколько развивая данный тезис, также следует сделать допущение, что активное развитие гуманитарных связей на современном этапе, будет способствовать развитию иных сфер межгосударственного взаимодействия в рамках существующих программ и соглашений до 2024 г. (примером благоприятного влияния выступает аспекты, отраженные в рамках Плана «5 дорожных карт»):

1. Цифровизация бюджетного сектора - интеграция информационных технологий в сферу государственного управления, сфере регистрации коммерческих юридических лиц, разработке программ циф-ровизации экономики и т.п.;

2. Гуманитарная сфера - в данном случае, основной акцент делается на увеличении количества визитов на высоком и высшем уровне, разработке мер по сотрудничеству РФ и АР в сфере миграции, модернизация программ сотрудничества государств в области пенсионного обеспечения, продвижение туризма, продвижение мягкой силы, проведение культурных, туристических выставок, семинаров, иных мероприятий, обмен информацией о проектах в сфере туризма, повышение

12 Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Азербайджанской Республики И.Г. Алиева о приоритетных направлениях экономического сотрудничества между Россией и Азербайджаном от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/5332 (дата обращения: 20.12.2020)

41

привлекательности отдельных городов для туризма, открытие новых филиалов учебных заведений на территории двух государств;

3. Сотрудничество в области торговли (проведение консультаций, совместных форумов, привлечение к диалогу представителей бизнес-сообщества, сотрудничество между Деловыми Советами, поддержка работы Азербайджанских торговых Домов на территории РФ);

4. Сотрудничество в области транспорта - в данном случае, акцент делается на развитии транспортной, логистической, транзитной и вспомогательной инфраструктуры (развитие Международного Транспортного Коридора «Север - Юг», создание логистических центров на территории двух государств, повышение пропускной способности КПП, строительство инфраструктуры на р. Самур, и приграничных территориях);

5.Создание совместных производств - в данном случае, акцент делается на разработке предприятий производства медицинского оборудования, фармацевтики, машиностроения, нефтегазовой отрасли;

Указанные направления, в свою очередь, наглядно подтверждают заинтересованность двух государств в последовательном укреплении межгосударственных отношений, в системе которых гуманитарным (за счет отражения ключевых приоритетов государств - развития мягкой силы, культурного, исторического взаимодействия, сотрудничества в сфере экологии, защиты окружающей среды, сотрудничества в области здравоохранения, что особо важно на фоне пандемии коро-навируса), равно как и политическим отношениям (регулярные контакты на высоком и высшем уровне, обширная договорная база, политическое доверие), отводится роль фундамента и т.н. «естественного ресурса», использование которого способствует дальнейшему развитию отношений в экономической, торговой, инвестиционной, военной и иных сферах.

Таким образом, необходимо отметить, что в Азербайджане имеет место большое уважение к русскому языку: в частности, в Баку действует Славянский университет, в 338 средних школах преподаются предметы на русском языке, в 27 вузах проводится обучение на рус-

ском13. Кроме того, в Азербайджане действуют филиалы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова.

По словам директора Департамента информации и печати МИД России Марии Захаровой, в рамках дискуссий по проекту «Москва - Баку: диалог культур» «диалог культур в настоящее время стоит во главе угла всех международных отношений и необходимо развивать ту сторону диалога культур, где нет навязывания мнений в культурной среде. Также она заявила, что важным в диалоге является умение находить общее с другими народами, сохраняя национальные ценности»14.

Одновременно с этим важно отметить, что Азербайджан не зацикливается лишь на развитии отношений с РФ, и прикладывает усилия для развития отношений с другими региональными центрами силы - Турцией, США, Китаем, государствами Европейского Союза, что связано с потребностью государства в последовательном и всестороннем укреплении собственных региональных позиций. Тем не менее, РФ остается стратегическим партнером РФ, и заинтересована в дальнейшем укреплении отношений с Азербайджаном, используя в основе данных отношений стабильный политический диалог, диалог культур и общества. Данный подход позволяет Азербайджану укреплять сотрудничество с отдельными субъектами РФ (к примеру, в рамках строительства санаторно-туристического центра «Источник» в г. Ессентуки, гостиничного комплекса в Кисловодске, а также проектов фонда им. Г. Алиева). Также отношения между государствами проявляются на базе межрегиональных форумов в сфере образования - как на основе деятельности Фонда им. Г. Алиева, так и на основе Азербайджанского Моложеного Объединения России (образование, культура, деятельность филиалов учебных заведений, программы студенческого

13 В Милли Меджлисе состоялась встреча с участниками конференции «Баку-Москва: диалог культур» // AZ9RTAC. 24 января 2020. [Электронный ресурс] URL: https://azertag.az/ru/xeber/V_Milli_Medzhlise_sostoyalas_vstrecha_s_uchastnikami_konferencii_Bak u_Moskva_dialog_kultur-1395600 (дата обращения: 23.12.2020)

14 Мария Захарова: Россия и Азербайджан сталкиваются с советами извне как нам жить, такое нельзя допускать // Интерфакс. 24 января 2020. [Электронный ресурс] URL: http://interfax.az/view/790233 (дата обращения: 23.12.2020)

обмена, сотрудничество в сфере туризма и спорта и т.д.). Как результат, на текущий момент отношения между двумя государствами, даже с учетом ситуативных различий в внешнеполитических приоритетах государств находятся на высоком уровне и в дальнейшем, исходя из положений существующих программ и соглашений до 2024 г., также будут активно развиваться в соответствии с политическими, экономическими интересами двух государств и потребностями гражданского общества данных государств.

Проблемы и перспективы развития российско-азербайджанских гуманитарных связей

Анализируя в рамках данного параграфа работы проблемы и перспективы отношений между двумя государствами в гуманитарной плоскости, в первую очередь необходимо отметить наличие стабильной взаимосвязи между гуманитарным сотрудничеством и геополитическими, геоэкономическими процессами, которые протекают как на уровне межгосударственного взаимодействия, так и на региональном, глобальном уровне. В свою очередь, данные процессы, могут быть в рамках данного параграфа работы идентифицированы в качестве т.н. «глобальных трендов», влияние которых прямо задает векторы взаимодействия между двумя государствами и которые оказывают фундаментальное влияние на целостность, стабильность, устойчивость отношений между Российской Федерации и Азербайджанской Республикой. В свою очередь, негативное влияние глобальных трендов может привести к формированию пробелов, противоречий в отношениях двух государств, а игнорирование данных проблем, в свою очередь приведет к заморозке отношений как на политическом, так и на гуманитарном, торгово-экономическом уровне. Несколько детализируя данный тезис, уместно отметить несколько характерных трендов, влияющих на отношения между двумя государствами:

1. Процессы глобализации, кроме объективных положительных сторон (интенсификация миграционных процессов, информатизация и цифровизация общества, интеграция информационных технологий в жизнь общества, политическую сферу и межгосударственное взаимодействие), также обладает как ярковыраженными, так и скрытыми

негативными составляющими - так, к ярковыраженным тенденциям необходимо отнести рост сепаратизма, терроризма, а также иных, глобальных вызовов и угроз современности (кибертерроризм, финансирование террористов и т.д.), что было косвенно затронуто во время пресс-конференции В. Путина 17 декабря 2020 г., к примеру, в контексте информационных войн и информационной пропаганды15. В данных условиях, на отношения Российской Федерации и Азербайджанской Республики, влияют такие аспекты как необходимость комплексного противодействия терроризму, информационному терроризму, необходимость разработки новых механизмов торгово-экономического взаимодействия, обеспечение стабильной региональной интеграции и обеспечение безопасности на региональном и глобальном уровне. В свою очередь, игнорирование как минимум одного из указанных направлений может создать деструктивные тенденции в отношениях двух государств, оказывающие негативное влияние и на политический, гуманитарный диалог, и на всю совокупную систему межгосударственного взаимодействия;

2. Коронавирус - пандемия коронавируса позиционируется как в отечественных, так и в зарубежных кругах в качестве одного из ключевых и глобальных вызовов, который стоит перед человечеством в 2020 г. В свою очередь, учитывая многогранность и естественную трансгра-ничность пандемии (в силу глобализации и интенсивности миграционных потоков), уместным видится допущение, что ни одно государство в современном мире не может качественно противостоять указанной угрозе. В данном случае также уместно отметить позицию В. Путина, высказанную в рамках ежегодной пресс-конференции 17 декабря 2020 г. - так, В. Путин отметил, что пандемия коронавирусной инфекции «характерна не только для России - характерна для всего мира, что приводит к локдаунам, сокращению производства, сокращению перевозок, рабочих мест, падению доходов», и проблем, вызванных коронавирусом «море, и все-таки море - это океан, он везде, по

15 Ежегодная пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина от 17 декабря 2020 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64671 (дата обращения: 20.12.2020)

всему миру расплескался»16. В данном случае, анализируя слова В. Путина необходимо отметить, что противодействие коронавирусной инфекции предполагает выработку глобальных механизмов противодействия указанной проблеме, тогда как координирующая роль может быть возложена на ключевые центры принятия региональных решений (РФ, США, КНР, страны ЕС, Индия, государства Латинской Америки). С другой стороны, кроме упомянутого В. Путиным деструктивного влияния, также необходимо отметить сложности, связанные с невозможностью осуществления гуманитарного полноценного гуманитарного сотрудничества - во-первых, государства, столкнувшись с пандемией коронавируса, концентрируют свои усилия на поддержке системы здравоохранения и социальной сферы, тогда как такие аспекты как студенческие обмены, туризм, спортивные соревнования, отходят по объективным причинам (закрытые границы, запреты на проведение спортивных мероприятий, локдаун, карантин, самоизоляция и т.п.), на второй план - до восстановления нормального и привычного образа жизни.

Как результат, пандемия коронавируса оказывает деструктивное влияние на развитие гуманитарных составляющих на современном этапе и позиционируется автором данной работы в качестве долгосрочного препятствия полноценному развитию гуманитарных связей как на современном этапе, так и в среднесрочной перспективе. Тем не менее, возможный тезис о полной заморозке гуманитарных отношений между двумя государствами по причине коронавируса также выглядит дискуссионным - в данном случае следует сделать допущение, что магистральным направлением развития гуманитарных связей между РФ и Азербайджаном (равно как и в структуре глобального международного взаимодействия), может выступать сфера здравоохранения - поиск, производство вакцины, производство ИВЛ и вспомогательного оборудования (кислородные концентраторы, кислородные баллоны, производство транспорта для нужд системы здравоохранения, строительство новых больниц, госпиталей, обмен опытом,

16 Ежегодная пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина от 17 декабря 2020 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64671 (дата обращения: 20.12.2020)

перепрофилирование и повышение квалификации специалистов, привлечение медиков из других государств, осуществление гуманитарных миссий и т.п.), что в целом соответствует как интересам двух государств, так и интересам всего международного сообщества. Как результат, восприятие пандемии коронавируса как ключевого деструктивного тренда современности, с одной стороны, существенным образом ограничивает гуманитарное взаимодействие между РФ и АР, но, с другой стороны, активизирует взаимодействие в сфере здравоохранения с целью преодоления кризисных явлений и выступает, таким образом, объединяющим государства фактором;

3. Ситуация в регионе (региональные противоречия) - пандемия коронавируса, в свою очередь, привела к росту противоречий на региональном уровне, что отчетливо проявилось в разморозке конфликта в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном. В декабре 2019 г. министр иностранных дел РФ С. Лавров совершил двухдневный официальный визит в Баку, в ходе которого состоялась встреча с президентом Азербайджана И. Алиевым и переговоры с главой МИД республики Э. Мамедъяровым. В ходе встречи стороны обсудили ключевые вопросы сотрудничества двух стран, а также обменялись мнениями по международной и региональной проблематике, в т. ч. по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Президент Азербайджана И. Алиев на встрече заявил, что Азербайджан не видит прогресса в урегулировании ситуации вокруг Нагорного Карабаха, но рассчитывает на продолжение активного участия России в разрешении конфликта. С. Лавров отметил, что компромисс по Нагорному Карабаху между Баку и Ереваном возможен17. Итак, в рамках данного конфликта российская позиция базируется на необходимости политического урегулирования данного конфликта (соответствующее соглашение было подписано между Арменией и Азербайджаном 10 ноября 2020

17 Вступительное слово Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в ходе беседы с Президентом Азербайджанской Республики И.Г. Алиевым от 2 декабря 2019 г. // [Электронный ресурс] URL: https://www.mid.ru/vizity-ministra/-

/asset_publisher/TCoYBGcCUgTR/content/id/3928658 (дата обращения: 23.12.2020)

г.)18, что в целом повторяет российский подход, используемый в 1994 г. Одновременно с этим важно отметить, что, несмотря на ситуативные акции поддержки, выдвигаемые армянской и азербайджанской диаспоры на территории РФ (автопробеги в поддержку Азербайджана, митинги, обращения деятелей культуры и искусства с просьбой вмешаться в данный конфликт), российская позиция не перетерпела фундаментальных изменений по сравнению с ситуацией в 1994 г., и отражает характерные приоритеты государства, связанные с необходимостью обеспечения региональной (Кавказ, Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия и Южная Осетия, Донбасс), безопасности19.

В данном случае, уместно отметить позицию В. Путина, озвученную в ходе упомянутой ранее пресс-конференции от 17 декабря 2020 г., в рамках которой Президент РФ отметил, что основной причиной активизации конфликта в Нагорном Карабахе стал тот факт, что «ситуация вышла из-под контроля», и стала результатом «многократных трений». По оценкам Президента РФ, «позиция России всегда заключалась в том, что мы должны без всякого кровопролития прийти к договоренностям. Так была выстроена наша позиция и в Минской группе»20. Также глава РФ отметил, что Азербайджану должны быть возвращены семь удерживаемых районов вокруг Нагорного Карабаха, а сам статус Нагорного Карабаха (статус-кво), должен остаться неизмен-ным21. Как результат, российская сторона также акцентирует внимание на необходимости защиты интересов всех государств и мирном урегулировании всех возникающих противоречий, и проводит последовательную политику, тогда как гипотетическое игнорирование региональных конфликтов со стороны РФ, во-первых, бьет по имиджу РФ как главного миротворца в регионе, а во-вторых, может привести к обвинениям со стороны азербайджанской общественности и полити-

18 Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64384 (дата обращения: 20.12.2020)

19 Сафаров Г. Русский язык прекрасно чувствует себя в Азербайджане - политолог // Trend. New Agency. 25 января 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3182394.html (дата обращения: 23.12.2020)

20 Ежегодная пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина от 17 декабря 2020 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64671 (дата обращения: 20.12.2020)

21 Там же.

ческих элит в бездействии либо нацеленности на эскалацию конфликта, что приведет к росту социальному напряжению, и обусловит снижение эффективности политического диалога и гуманитарных связей между двумя государствами;

4. Зависимость Азербайджана от Турции - отражение данного пункта связано, по нашему мнению, с наличием связи данного пункта с предыдущими аспектами (глобализация, противостояние в Нагорном Карабахе). Кроме того, исторические и культурные связи между Турцией и Азербайджаном, отсылки к которым регулярно делаются Р. Эрдоганом и И. Алиевым, обуславливают своеобразную геополитическую конкуренцию между Российской Федерацией и Турцией за роль ключевого стратегического партнера Азербайджана22. В свою очередь, данная конкуренция также проявляется и в разных подходах государств к формированию отношений с Азербайджаном - так, Турция делает акцент на исторических связях по причине нахождения Азербайджана в составе Османской Империи, тогда как российская сторона делает акцент на исторических связях в рамках Советского Союза23. Кроме того, если современный российский подход предполагает созерцательное взаимодействие (мирное урегулирование конфликтов, дипломатия, декларация территориальной целостности государств, развитие культурных связей, гуманитарное сотрудничество как основа для долгосрочных российско-азербайджанских отношений), то позиция Турции выражается в регулярных заявлениях о необходимости борьбы за Нагорный Карабах, и дополняется поставками военной помощи Азербайджану в рамках конфликта в Нагорном Карабахе (бес-пилотники, разведывательное оборудование, обеспечение связи, защита связи, информационное давление на Армению и поддержка Азербайджана, участие турецких наемников на азербайджанской стороне и т.п.). В данных условиях, основная угроза региональной стабильности связана и с наличием конкуренции между Турцией и РФ за влияние над Азербайджаном, и также связана с тем обстоятельством,

22 Вендик Ю. Заклятый друг. Хочет ли Турция потеснить Россию на Южном Кавказе // BBC. 5 ноября 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.bbc.com/russian/features-54829074 (дата обращения: 21.12.2020)

23 a afov Z. . Geopol t cal r valry between Russ a, U A and Ch na over the Azerba an n outh Caucasus: compet t on or co-operat on? // u manitarian Balkan Research. - 2019. - № 2. P. 51-53.

49

что Турция является членом НАТО, и поддержка Азербайджана в данном случае может позиционироваться международным сообществом в качестве косвенной поддержки НАТО Азербайджана24. Данная ситуация также может привести к эскалации конфликта и нарушению текущей структуры региональной безопасности, баланса сил, по причине осуществления Азербайджаном провокационной деятельности и ориентированности государства на взаимодействие с Турцией и иными центрами принятия стратегических решений (ЕС, НАТО), а не Российской Федерацией, в долгосрочной перспективе. Как результат, по оценкам автора данной работы актуальным направлением видится дальнейшая реализация РФ стратегии связанной с укреплением политико-культурных, исторических, торгово-экономических связей с Азербайджаном, а также дипломатическая роль РФ в урегулировании конфликтов, что позволит стабилизировать ситуацию в регионе, не позволит Азербайджану уйти с орбиты российского влияния, и позволит сохранить высокий уровень политических, гуманитарных и стратегических связей в долгосрочной перспективе.

5. «Мягкая сила» - неоднократно упоминаемая концепция, включающая в себя инструменты государства по продвижению национальных интересов и благоприятному позиционированию имиджа в умах конкретной целевой аудитории и использующая для достижения данных целей естественные ресурсы государства (язык, культура, история, образование, традиции, мировоззрение, духовную сферу, морально-ценностные ориентиры, научно-техническое, гуманитарное взаимодействие, спорт, и т.п.), также может восприниматься в качестве стратегического фактора, реализация которого способствует развитию политико-гуманитарных отношений между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, тогда как игнорирование данного ресурса в официальной политике власти приводит к формированию препятствий и естественных ограничений на пути полноценного развития гуманитарного взаимодействия между двумя государствами.

24 Караваев А. Россия-Азербайджан-Турция: как сохранить кавказскую опору евразийского партнерства // Вестник Кавказа. 6 октября 2020. [Электронный ресурс] URL: https://vestikavkaza.ru/analytics/rossia-azerbajdzan-turcia-kak-sohranit-kavkazskuu-oporu-evrazijskogo-partnerstva.html (дата обращения: 21.12.2020)

50

Оценивая важность мягкой силы для развития отношений, необходимо отметить позицию В. Путина, который указал, что «мягкая сила - это образование, культура, вообще гуманитарные связи»25. По оценкам Президента РФ, мягкая сила выступает универсальным инструментом сотрудничества в мире, которые не подвержены влиянию ограничений либо санкций.

Как результат, гармоничное развитие гуманитарных связей между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, видится возможным за счет гармоничного и последовательного продвижения российской культуры, народов России на региональном и глобальном уровне. Другим аспектом мягкой силы в данном случае является создание гармоничных условий для развития культур других государств на территории РФ, включая Азербайджан. Инструментами данной политики может являться создание новых культурных центров, разработка новых программ в области культуры, спорта, реализация социальных и гуманитарных программ, создание новых театров, поддержка со стороны двух государств специальных культурных форумов, а также полное содействие диалогу двух культур (гастроли творческих коллективов, продвижение российского и азербайджанского кино, музыки, традиций, языка, кухни, поддержка общественных инициатив). Как результат, грамотная реализация мягкой силы будет способствовать укреплению гуманитарных отношений между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, тогда как игнорирование одной из сторон мягкосилового инструментария приведет к пробелам и фрагментарности в гуманитарных связях двух государств.

Несколько обобщая данные тезисы необходимо отметить позицию Ф. Ализаде, по мнению которого, существующие направления межгосударственного взаимодействия способствует росту привлекательности двух государств для инвестиций и торгово-экономического взаимодействия26. Несколько детализируя указанный тезис, также необходимо отметить позицию М. Орешкина, по мнению которого гу-

25 Путин заявил, что в культуре не должно быть государственного заказа // ТАСС 17 декабря 2020. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/kultura/10285077 (дата обращения: 23.12.2020)

26 Россия-Азербайджан: горизонт 2025 — часть 2 // Каспийский Вестник. 5 июля 2018. [Электронный ресурс] URL: http://casp-geo.ru/rossiya-azerbajdzhan-gorizont-2025-chast-2/ (дата обращения: 24.12.2020)

манитарное взаимодействие между двумя государствами позволит повысить привлекательность Азербайджана в качестве регионального центра медицины и фармацевтики (работа совместного предприятия завода «Р-Фарм», модернизация инфраструктуры, выпуск препаратов для лечения заболеваний нервной системы, дыхательной системы, выпуск антибиотиков)27.

Также важно отметить, что по итогам встречи М. Алиевой и В. Путина в 2019 г., указанные направления были дополнены необходимостью, по оценкам российской и азербайджанской стороны, включения в гуманитарное сотрудничество таких направлений как: инновационная сфера и развитие человеческого капитала (повышение качества образования, цифровое образование, подготовка кадров, освоение новых технологий, создание новых совместных производств), что в целом формирует достаточно положительную динамику дальнейшего развития гуманитарных связей между двумя государствами28.

Таким образом, подводя промежуточные итоги данной главы и данного параграфа работы необходимо отметить, что на гуманитарные, равно как и другие отношения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, накладывают влияние глобальные тренды, которые нуждаются либо в противодействии (пандемия коро-навируса, противодействие глобальным вызовам и угрозам, обеспечение безопасности), либо поддержке (расширение сотрудничества, поддержка процессов глобализации, повышение уровня политического, гуманитарного, культурного взаимодействия, развитие мягкой силы, укрепление двусторонних связей в целом). В свою очередь, игнорирование данных трендов может привести к негативным последствиям в отношениях двух государств, что обуславливает важность выработки комплексного подхода для дальнейшего развития гуманитарного взаимодействия между двумя государствами.

27 Совместные предприятия укрепляют экономические связи России и Азербайджана -М.Орешкин // [Электронный ресурс] URL: https://cis.minsk.by/news/12677/sovmestnye_predprijatija_ukrepljajut_ekonomicheskie_svjazi_rossii _i_azerbajdzhana_-_m.oreshkin (дата обращения: 25.12.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Итогом визита Мехрибан Алиевой в Париж стали новые договоренности о партнерстве // ТАСС. 13 марта 2019. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6212442 (дата обращения: 26.12.2020)

Литература

1. Переговоры Владимира Путина с Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58429 (дата обращения: 19.12.2020)

2. Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики на период до 2024 г. от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/72084858/ (дата обращения: 19.12.2020)

3. Азербайджан и Россия согласовали план экономического сотрудничества до 2024 года // Интерфакс. 5 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://interfax.az/view/742986 (дата обращения: 19.12.2020)

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области туризма от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://publicati0n.prav0.g0v.ru/D0cument/View/0001202004010068 (дата обращения: 19.12.2020)

5. 1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области спорта от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: https://mddoc.mid.ru/api/ia/download/?uuid=6d2548da-f3di-40c7-87da-3i8e424fiad5 (дата обращения: 19.12.2020)

6. Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики на период до 2024 г. от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/72084858/ (дата обращения: 19.12.2020)

7. Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики на период до 2024 г. от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/72084858/ (дата обращения: 19.12.2020)

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области туризма от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://publicati0n.prav0.g0v.ru/D0cument/View/0001202004010068 (дата обращения: 19.12.2020)

9. Гусейнов Ш.Р. Перспективы совершенствования азербайджано-российских туристических отношений / / Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. -№ 4. С. 204.

10. 1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области спорта от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL:

https://mddoc.mid.ru/api/ia/download/?uuid=6d2548da-f3d1-40c7-87da-318e424f1ad5 (дата обращения: 19.12.2020)

11. Азербайджан и Россия согласовали план экономического сотрудничества до 2024 года // Интерфакс. 5 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://interfax.az/view/742986 (дата обращения: 20.12.2020)

12. 1 Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Азербайджанской Республики И.Г. Алиева о приоритетных направлениях экономического сотрудничества между Россией и Азербайджаном от 1 сентября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/5332 (дата обращения: 20.12.2020)

13. В Милли Меджлисе состоялась встреча с участниками конференции «Баку-Москва: диалог культур» // AZ9RTAC. 24 января 2020. [Электронный ресурс] URL: https: //azertag.az/ru/xeber/V_Milli_Medzhlise_sostoyalas_vstrecha_s_uchastnikami_kon ferencii_Baku_Moskva_dialog_kultur-1395600 (дата обращения: 23.12.2020)

14. Мария Захарова: Россия и Азербайджан сталкиваются с советами извне как нам жить, такое нельзя допускать // Интерфакс. 24 января 2020. [Электронный ресурс] URL: http://interfax.az/view/790233 (дата обращения: 23.12.2020)

15. Ежегодная пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина от 17 декабря 2020 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64671 (дата обращения: 20.12.2020)

16. Ежегодная пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина от 17 декабря 2020 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64671 (дата обращения: 20.12.2020)

17. Вступительное слово Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в ходе беседы с Президентом Азербайджанской Республики И.Г. Алиевым от 2 декабря 2019 г. // [Электронный ресурс] URL: https://www.mid.ru/vizity-ministra/-/asset_publisher/ICoYBGcCUgTR/content/id/3928658 (дата обращения: 23.12.2020)

18. 1 Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64384 (дата обращения: 20.12.2020)

19. Сафаров Г. Русский язык прекрасно чувствует себя в Азербайджане - политолог // Trend. New Agency. 25 января 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3182394.html (дата обращения: 23.12.2020)

20. Ежегодная пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина от 17 декабря 2020 г. // [Электронный ресурс] URL: http: //kremlin.ru/events/president/news/64671 (дата обращения: 20.12.2020)

21. Вендик Ю. Заклятый друг. Хочет ли Турция потеснить Россию на Южном Кавказе // BBC. 5 ноября 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.bbc.com/russian/features-54829074 (дата обращения: 21.12.2020)

22. Najafov Z.N. Geopolitical rivalry between Russia, USA and China over the Azerbaijan in South Caucasus: competition or co-operation? // Humanitarian Balkan Research. -2019. - № 2. P. 51-53.

23. Караваев А. Россия-Азербайджан-Турция: как сохранить кавказскую опору евразийского партнерства / / Вестник Кавказа. 6 октября 2020. [Электронный ресурс] URL: https://vestikavkaza.ru/analytics/rossia-azerbajdzan-turcia-kak-sohranit-kavkazskuu-oporu-evrazijskogo-partnerstva.html (дата обращения: 21.12.2020)

24. Путин заявил, что в культуре не должно быть государственного заказа // ТАСС 17 декабря 2020. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/kultura/10285077 (дата обращения: 23.12.2020)

25. Россия-Азербайджан: горизонт 2025 — часть 2 // Каспийский Вестник. 5 июля 2018. [Электронный ресурс] URL: http://casp-geo.ru/rossiya-azerbajdzhan-gorizont-2025-chast-2/ (дата обращения: 24.12.2020)

26. Совместные предприятия укрепляют экономические связи России и Азербайджана - М.Орешкин // [Электронный ресурс] URL: https: //cis.minsk.by/news /i2677/sovmestnye_predprijatij a_ukrepljajut_ekonomicheskie_ svjazi_rossii_i_azerbajdzhana_-_m.oreshkin (дата обращения: 25.12.2020)

27. Итогом визита Мехрибан Алиевой в Париж стали новые договоренности о партнерстве // ТАСС. 13 марта 2019. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6212442 (дата обращения: 26.12.2020)

MODERN DIRECTIONS, PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-AZERBAIJAN HUMANITARIAN

RELATIONS

D. Kolomyts, V. Kovalev

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract. Considering the current state of humanitarian exchange between the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan, first of all, it should be noted that a new stage in the development of bilateral relations was launched by the parties following the visit of I. Aliyev to Moscow in September 2018, where the Azerbaijani leader noted that "relations between the countries are developing fully, very effectively, there is an active political dialogue". As a result of this meeting, the political leaders of the two states signed a wide range of documents, in the substantive part of which priority areas for further interaction between the two states are formed - both in the humanitarian sphere and in the political, economic, and trade areas.

Keywords: Azerbaijan, Russia, humanitarian ties, digitalization, youth policy, education, cultural interaction, joint trade.

Сведения об авторах Authors of the publication

Коломыц Дмитрий Михайлович, до- Dmitry Kolomyts, Associate Professor,

цент, к.н., кафедры регионоведения и Ph.D., Department of Regional Studies and

евразийских исследований Институт меж- Eurasian Studies Institute of International

дународных отношений Казанского (При- Relations, Kazan (Volga Region) Federal

волжского) федерального университета University

E-mail: DMKolomyc@kpfu.ru E-mail: DMKolomyc@kpfu.ru

Ковалёв Виталий Анатольевич, магистрант Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: viakovaljov@stud.kpfu.ru

Vitaly Kovalev, master's degree student of the Institute of International Relations of the Kazan Federal University. E-mail: viakovaljov@stud.kpfu.ru

Дата поступления 14.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.