Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИКА / ПРАВО / RUSSIA / AZERBAIJAN / COOPERATION / POLITICS / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миралаева Сугра Рустам Кызы

В настоящее время российско-азербайджанские отношения характеризуются динамичностью своего развития. Этот этап предполагает обоюдную ответственность и взаимопонимание. Сегодня, в эпоху беспрецедентного давления на Россию со стороны т.н. «коллективного Запада» как России, так и Азербайджану приходится быть готовыми к любому политическому сценарию. Сотрудничество России и Азербайджана должно базироваться на необходимости развивать равноправные партнерские отношения друг с другом, принимая во внимание и географическую, и историческую близость двух стран. Лишь прагматизм, основанный на четких представлениях о взаимозависимости двух государств, их взаимной необходимости будет определять характер взаимоотношений двух стран в обозримом будущем. Уровень политических договоренностей между Азербайджаном и Россией, таким образом, должен служить развитию сотрудничества в целом во всех областях. В рамках предлагаемого исследования автор дает оценку политико-правовой базе сотрудничества России и Азербайджана через призму гуманитарного аспекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE POLITICAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR HUMANITARIAN COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

At present, Russian-Azerbaijani relations are characterized by the dynamism of their development. This stage assumes mutual responsibility and mutual understanding. Today, in the era of unprecedented pressure on Russia from the so-called “collective West”, both Russia and Azerbaijan have to be ready for any political scenario. Cooperation between Russia and Azerbaijan should be based on the need to develop equal partnership relations with each other, taking into account both the geographic and historical proximity of the two countries. Only pragmatism based on clear ideas about the interdependence of the two states and their mutual necessity will determine the nature of relations between the two countries in the foreseeable future. The level of political agreements between Azerbaijan and Russia, therefore, should serve the development of cooperation in general in all areas. In the proposed research the author assesses the political and legal framework for cooperation between Russia and Azerbaijan through the prism of the humanitarian aspect.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ»

ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Эволюция политико-правовой базы гуманитарного сотрудничества между Россией и Азербайджанской Республикой

С. Р. Миралаева

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия miralayeva. suqra@mail. ru

Аннотация: В настоящее время российско-азербайджанские отношения характеризуются динамичностью своего развития. Этот этап предполагает обоюдную ответственность и взаимопонимание. Сегодня, в эпоху беспрецедентного давления на Россию со стороны т.н. «коллективного Запада» как России, так и Азербайджану приходится быть готовыми к любому политическому сценарию. Сотрудничество России и Азербайджана должно базироваться на необходимости развивать равноправные партнерские отношения друг с другом, принимая во внимание и географическую, и историческую близость двух стран. Лишь прагматизм, основанный на четких представлениях о взаимозависимости двух государств, их взаимной необходимости будет определять характер взаимоотношений двух стран в обозримом будущем. Уровень политических договоренностей между Азербайджаном и Россией, таким образом, должен служить развитию сотрудничества в целом во всех областях. В рамках предлагаемого исследования автор дает оценку политико-правовой базе сотрудничества России и Азербайджана через призму гуманитарного аспекта.

Ключевые слова: Россия, Азербайджан, сотрудничество, политика, право.

The evolution of the political and legal framework for humanitarian cooperation between Russia and the Republic of Azerbaijan

Sugra. R. Miralayeva

RUDN University, Moscow, Russia miralayeva.suqra@mail. ru

Abstract: At present, Russian-Azerbaijani relations are characterized by the dynamism of their development. This stage assumes mutual responsibility and mutual understanding. Today, in the era of unprecedented pressure on Russia from the so-called "collective West", both Russia and Azerbaijan have to be ready for any political scenario. Cooperation between Russia and Azerbaijan should be based on the need to develop equal partnership relations with each other, taking into account both the geographic and historical proximity of the two countries. Only pragmatism based on clear ideas about the interdependence of the two states and their mutual necessity will determine the nature of relations between the two countries in the foreseeable future. The level of political agreements between Azerbaijan and Russia, therefore, should serve the development of cooperation in general in all areas. In the proposed research the author assesses the political and legal framework for cooperation between Russia and Azerbaijan through the prism of the humanitarian aspect.

Keywords: Russia, Azerbaijan, cooperation, politics, law.

Основу сотрудничества России и Азербайджана составляют межгосударственные и межправительственные договоры и соглашения (свыше 150 документов), а также межведомственные и межрегиональные соглашения.

Дипломатические отношения между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией были установлены на основании соответствующего Протокола, под-

писанного 4 апреля 1992 г. в Баку1. В сен-тябрее 1992 г. было открыто Посольство Российской Федерации в Азербайджанской Республике. С 29 мая 2018 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Азербайджанской Республике является Михаил Бочарников. В октябре 1992 г. на базе Постоянного представительства в Москве было создано Посольство Азербайджанской Республики в Российской Федерации. С 30 января 2006 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджанской Республики в Российской Федерации является П. Бюльбюльоглы2.

Одним из первых документов регулирующих отношения стран в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества является Соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области образования от 1 февраля 1995 г.3

По данному соглашению Российская Сторона с согласия органов управления образованием Азербайджанской Республики и при соблюдении действующих на ее территории законодательных и нормативных актов в сфере образования, имеет право устанавливать прямые связи с образовательными учреждениями с обучением на языках народов России, расположенными на территории Азербайджана, оказывать им при необходимости методическую помощь в осуществлении учебно-воспитательного процесса на родном языке своих народов. Азербайджанская Сторона с согласия органов управления образованием Российской

1Протокол об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 04 апреля 1992 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://idd.mid.ru/25-let-diplomaticeskih-otnosenij/-/asset_puЫisher/Ypw65m8eq5ar/content/rossia-azerbajdzan?inheritRedirect=false

2Двусторонние отношения // Официальный сайт Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://moscow.mfa.gov.az/content/3

3Соглашения и протоколы, подписанные в области образования // Официальный сайт Министерства образования Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://edu.gov.az/ru/page/136

Федерации и при соблюдении действующих на ее территории законодательных и нормативных актов в сфере образования, имеет право устанавливать прямые связи с образовательными учреждениями с азербайджанским языком обучения, расположенными на территории России, оказывать им при необходимости методическую помощь в осуществлении учебно-воспитательного процесса на родном языке своего народа (Статья 5) [Пивовар 2012: 222].

Стороны будут способствовать разработке учебных программ и обеспечению обновленными комплектами учебной и учебно-методической литературы образовательных учреждений с русским языком обучения в Азербайджанской Республике в соответствии с учебными планами и содержанием образования, утвержденными Министерством образования Азербайджанской Республики и с азербайджанским языком обучения в Российской Федерации в соответствии с учебными планами и содержанием образования, утвержденными Министерством образования Российской Федерации. В этих целях по мере необходимости на паритетной основе могут быть созданы временные научно-исследовательские коллективы, проведены совместные конкурсы оригинальных учебников для названных школ. Порядок их работы определяется специальными протоколами (Статья 6) [Пивовар 2012: 222].

Также по соглашению Стороны будут осуществлять обмен нормативно-правовой документацией по вопросам образования с целью обеспечения единых требований с ориентацией на мировые стандарты, содействовать получению и обмену информацией о законодательных и нормативных актах в области образования, государственных образовательных стандартах, научно-педагогических исследованиях, разработке совместных научных программ по образовательным проблемам. При создании совместного информационного образовательного банка, выходе на региональные европейские и мировые базы данных в области образования Стороны будут осуществлять сотрудничество как на двусторонней, так и на многосторонней основе (Статья 9). Азербайджан-

ская Республика и Российская Федерация создали постоянно действующую рабочую группу из представителей министерств и педагогической общественности от обеих сторон в целях обеспечения координации и выполнению настоящего Соглашения. Соглашение заключалось сроком на пять лет, в двух экземплярах, каждый на русском и азербайджанском языках и вступила в силу со дня его подписания. Действие Соглашения автоматически продлевается на последующие пять лет [Пивовар 2012: 223-224].

6 июня 1995 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о культурном и научном сотрудничестве [Азербайджан-Россия 2002: 241].

Правительство Российской Федерации и Правительство Азербайджанской Республики, руководствуясь договоренностями в рамках Международной ассоциации государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (МАГАТ) о принципах признания и нострификации документов об ученых степенях, сопоставимости ученых степеней, стремясь к сохранению единого научного пространства, подтверждая стремление продолжать сотрудничество в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, заключили соглашение 25 июля 1995 г. в Москве о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации [Пивовар 2012: 232].

Согласно 5-ой статьи каждая из Сторон признает на территории своего государства квалификационные документы государственного образца о присуждении ученых степеней, выдаваемые соответствующим органом другой Стороны. Признание каждой из Сторон документов государственного образца о присуждении ученых степеней, выданных соответствующим органом другой Стороны, не влечет безусловного распространения на их обладателей прав, установленных Сторонами на территориях своих государств для обладателей национальных квалификационных документов. Эквивалентность квалификационных документов об ученых степенях государственного об-

разца устанавливается в процессе переаттестации их обладателей. Переаттестация проводится государственным органом аттестации государства, гражданином которого является соискатель или на территории которого он постоянно проживает [Пивовар 2012: 233].

Стороны развиваю сотрудничество в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации путем:

- создания равноценных условий для проведения защит диссертаций соискателями одной страны в советах по присуждению ученых степеней на территории другой страны;

- своевременного взаимного информирования об изменениях в национальных системах аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, обмена соответствующими нормативными актами и другими материалами по вопросам аттестации этих кадров.

Стороны проводят консультации при разработке национальных концепций развития систем аттестации и требований к аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и необходимые совместные мероприятия по обмену опытом управления процессом аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, направленные на его совершенствование. Соглашение не ограничивает использования Сторонами других форм сотрудничества в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации [Пивовар 2012: 234].

В июле 1997 г. Г. Алиев совершил первый официальный визит в Российскую Фе-дерацию1. В ходе визита, 3 июля 1997 г. был подписан «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией», заложивший основы стратегического партнерства между двумя странами.

Согласно договору, Российская Федерация и Азербайджанская Республика будут

1 Визиты на высоком уровне // Официальный сайт Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://moscow.mfa.gov.az/content73

развивать свои отношения как дружественные, равноправные и суверенные государства на основе доверия, стратегического партнерства и всестороннего сотрудничества. Они обязуются неуклонно руководствоваться принципами взаимного уважения их государственного суверенитета и независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, неприменения силы или угрозы силой, Включая экономические и иные способы давления, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, уважения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения международных обязательства, а также другими общепризнанными нормами международного права (Статья 1)1.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в области политики, экономики, культуры, здравоохранения, энергетики, экологии, науки, техники, торговли, в гуманитарной и других сферах, содействовать широкому информационному обмену. Приоритетными направлениями их сотрудничества будут, в частности, координация действий, включая осуществление согласованных инициатив, в различных международных организациях; обеспечение прав человека в соответствии с основополагающими международными документами, действующими в этой области; координация управления системами энергетики, транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды; сотрудничество в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом. Высокие Договаривающиеся Стороны заключат отдельные соглашения о сотрудничестве по этим и другим вопросам, представляющим взаимный интерес (Статья 12)2.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут всемерно способствовать развитию экономических, культурных, этнических и

1 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 1997 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts /2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-260/47333

2 Там же.

гуманитарных связей, развивать обмены в области образования, туризма и содействовать свободному информационному обмену. Стороны заключат отдельные соглашения по этим вопросам. Они будут поощрять изучение и распространение русского языка в Азербайджанской Республике и азербайджанского языка в Российской Федерации. Они будут способствовать сотрудничеству в этих областях, в том числе между правительствами и неправительственными организациями и учреждениями, частными организациями и лицами в осуществлении совместных проектов, в деятельности культурных, научных и других фондов и ассоциаций. Стороны заключат соглашение об открытии культурных центров двух стран на территории друг друга (Статья 20). Договор заключался сроком на десять лет. Далее его действие автоматически продлевалось на последующие пятилетние периоды3.

Также 3 июля между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики было подписано Соглашение об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров [Пивовар 2012: 287].

Согласно 1 -ой статьи Стороны учреждают на основе взаимности Российский информационно-культурный центр в Баку и Информационно-культурный центр Азербайджанской Республики в Москве. Стороны могут на основе взаимной договоренности открывать филиалы или представительства Центров в других городах обоих государств.

Российский информационно-

культурный центр, его филиалы и представительства осуществляют свою деятельность под общим руководством главы дипломатического представительства Российской Федерации в Азербайджанской Республике. Их работу обеспечивает Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Прави-

3 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 1997 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts /2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-260/47333

тельстве Российской Федерации (Росзару-бежцентр). Информационно-культурный центр Азербайджанской Республики в Москве, его филиалы и представительства осуществляют свою деятельность под общим руководством главы дипломатического представительства Азербайджанской Республики в Российской Федерации [Пивовар 2012: 287].

Основными задачами Центров являются:

— участие в реализации программ сотрудничества в области развития гуманитарных, научно-технических, культурных и информационных связей;

— ознакомление общественности с историей, искусством и культурой своих стран, внутренней и внешней политикой, научным, культурным и экономическим потенциалом;

— содействие установлению и развитию контактов и сотрудничества между творческими, культурно-просветительскими и научными организациями, изучению языков народов обеих стран;

— помощь развитию контактов по линии международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций;

— использование информационных возможностей Центров с целью создания благоприятных условий для расширения научно-технического и культурного сотрудничества двух стран;

— оказание поддержки развитию контактов между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в области гуманитарных, научно-технических, культурных и профессиональных связей;

— содействие установлению и развитию партнерских (породненных) отношений между городами и регионами Российской Федерации и Азербайджанской Республики;

— организация информационно-рекламной работы в области культуры, образования, науки и техники [Пивовар 2012: 288].

Центры (филиалы и представительства) в соответствии с возложенными на них задачами:

— создают и пополняют информационно-справочные фонды и банки данных по вопросам культурного, научно-

технического, общественно-политического и экономического развития своих стран, проводят конференции, симпозиумы, консультации по проблемам международного гуманитарного, научного, культурного и делового сотрудничества;

— обеспечивают информационное и консультационное обслуживание заинтересованных организаций и отдельных граждан страны пребывания по вопросам установления контактов с организациями своей страны в области культуры, образования, науки, техники;

— осуществляют культурно-просветительскую и информационную деятельность среди соотечественников, постоянно проживающих в стране пребывания, поддерживают связи с их объединениями;

— совместно с государственными органами управления культурой своей страны организуют выступления художественных коллективов и отдельных исполнителей, теле и кинопросмотры, а также проводят экспонатные и фотовыставки, выставки художественных произведений и изделий народного творчества;

— создают общественные советы и клубы по различным направлениям своей деятельности с привлечением к их работе авторитетных представителей местной общественности и деловых кругов, видных деятелей науки и культуры, а также зарубежных представительств, организаций обеих стран, средств массовой информации;

— организуют изучение языков и культур народов своих стран в государстве пребывания и учебные стажировки для граждан страны пребывания, оказывают методическую помощь научным работникам и преподавателям языка и литературы народов их стран, работающим в местных научных и учебных заведениях;

— оказывают содействие в подборе и направлении на учебу и стажировку в свои страны граждан страны пребывания, в работе ассоциаций и клубов выпускников учебных заведений своих государств по поддержанию связей с этими учебными заведениями, а также организуют семинары по повышению квалификации для выпускников в странах пребывания;

— обеспечивают работу библиотек и других информационных служб Центров для заинтересованных организаций и отдельных граждан страны пребывания;

— сотрудничают с ассоциациями и обществами дружбы, учебными, культурными и научными учреждениями страны пребывания, культурно-информационными Центрами третьих стран для проведения совместных мероприятий [Пивовар 2012: 288289].

9-10 января 2001 г. впервые за весь постсоветский период президент Российской Федерации с официальным визитом прибыл в Азербайджан1. Главными итогами переговоров В. Путина с Г. Алиевым стало уточнение позиций двух стран по различным вопросам двусторонних отношений, по ряду международных проблем, а также проявленная сторонами обоюдная готовность выйти на новый уровень партнерства, что было подтверждено подписанием на саммите Бакинской декларацией. Согласно Декларации, Российская Федерация и Азербайджанская Республика подтверждают свою приверженность линии на дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, военной, гуманитарной областях, в сферах культуры, науки, образования, информации, туризма и спорта. Оба государства подчеркивают важность дальнейшего развития и расширения сотрудничества в области культуры, науки и образования, а также всесторонних обменов в этих областях для укрепления традиционных отношений дружбы и доверия между народами двух стран. Они отмечают важное значение делимитации и демаркации государственной границы между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой и подтверждают необходимость продолжения работы государственных комиссий2.

1 Владимир Путин прибыл с первым официальным визитом в Азербайджан // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/trips/45674

2 Бакинская декларация // Официальный сайт Прези-

дента Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/3263

Особое внимание Российская Федерация и Азербайджанская Республика будут уделять всестороннему сотрудничеству в вопросах охраны уникальной природы Кавказа, развития международного туризма, в ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий. Они подчеркивают, что развитие демократии и соблюдение прав и свобод человека являются основой достойного будущего двух стран и региона в целом, важным условием интеграции кавказских государств в общеевропейские и мировые структуры. Оба государства приветствуют инициативы международного сообщества, направленные на создание климата доверия и обеспечение устойчивого экономического развития в регионе3.

Российская Федерация

и Азербайджанская Республика будут развивать тесное и конструктивное взаимодействие в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы, СНГ, других международных организаций и форумов универсального и регионального характера. Они убеждены, что углубление сотрудничества в формате Содружества Независимых Государств отвечает их национальным интересам и идет в русле общемировых тенденций. Российская Федерация и Азербайджанская Республика будут способствовать упрочению центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в международных делах, в первую очередь в поддержании мира и безопасности в многополярном мире. Они высоко оценивают политические итоги Саммита тысячелетия и намерены тесно взаимодействовать между собой и со всеми заинтересованными государствами в целях их эффективной реализации. Российская Федерация поддерживает и приветствует вступление Азербайджанской Республики в Совет Европы. Российская Федерация и Азербайджанская Республика убеждены, что их тесное и динамичное сотрудничество в духе взаимного доверия как в области двусторонних отношений, так и на международной арене отвечает интересам обоих народов

3 Бакинская декларация // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/3263

и государств и способствует укреплению собственной, региональной и глобальной безопасности1.

Важной вехой в деле дальнейшего динамичного и поступательного развития азербайджано-российских отношений стал официальный визит Г. Алиева в Россию (2426 января 2002 г.)2. 25 января состоялись российско-азербайджанские переговоры при участии делегаций Азербайджанской Республики и Российской Федерации.

Главы государств провели обстоятельный обмен мнениями по широкому спектру российско-азербайджанских отношений, рассмотрели ход и перспективы их развития, обсудили представляющие взаимный интерес актуальные международные и региональные проблемы. Президенты Российской Федерации и Азербайджанской Республики подтвердили решимость всесторонне расширять и углублять двусторонние связи на основе принципов, зафиксированных в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 1997 г. ив Бакинской декларации Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 9 января 2001 г. Они с удовлетворением констатировали положительную динамику в развитии российско-азербайджанского сотрудничества, достигнутую после официального визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Азербайджанскую Республику 9-10 января 2001г. Стороны отметили исключительное значение конструктивного российско-азербайджанского диалога на высшем уровне. В этой связи они подчеркнули своевременность и важность государственного визита Президента Азербайджанской Республики Г.А. Алиева в Российскую Федерацию для дальнейшего укрепления всестороннего сотрудничества между двумя дружественными государствами. Главы государств констатировали, что состоявшиеся

1 Бакинская декларация // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://kremИam/supplement/3263

2 Государственный визит Президента Азербайджан-

ской Республики Гейдара Алиева в Российскую Федерацию // Международная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://lib.aliyev-heritage.org/ru/29783379.html

конструктивные и плодотворные переговоры внесли позитивный вклад в углубление двустороннего сотрудничества в духе взаимного доверия, дружбы и добрососедства [Пивовар 2012: 358-361].

После переговоров была проведена церемония подписания российско-азербайджанских документов. После церемонии подписания документов выступивший с заявлением перед представителями средств массовой информации Президент России В. Путин отметил, что расценивает визит главы азербайджанского государства как серьезный этап в развитии двусторонних отношений. Президент Азербайджана Гейдар Алиев подчеркнул, что эта встреча займет очень важное место в российско-азербайджанских отношениях. В тот же день Президент Азербайджана Г. Алиев встретился с мэром Москвы Ю. Лужковым. На встрече была одобрена работа совместной комиссии по экономическому, культурному и научно-техническому сотрудничеству между Азербайджаном и Москвой и отмечена необходимость дальнейшего расширения деятельности этой комиссии3.

26 января Президент Азербайджана Г. Алиев встретился с министром иностранных дел России И. Ивановым. На встрече было выражено удовлетворение сближением позиций России и Азербайджана в вопросе статуса Каспийского моря. Было принято решение, чтобы работу в этом направлении продолжила специальная рабочая группа на уровне заместителей министров иностранных дел. Была отмечена необходимость укрепления сотрудничества в региональных и международных организациях, а также дальнейшего развития связей в гуманитарной сфере. В тот же день Президент Азербайджана Г. Алиев встретился с представителями агентства ИТАР-ТАСС и других ведущих средств массовой информации Российской Федерации. После встречи между Государственным телеграфным агентством Азербайджанской Республики (АзерТадж) и Информационным телеграфным агентством

3 Государственный визит Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева в Российскую Федерацию // Международная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://lib.aliyev-heritage.org/ru/29783379.html

России (ИТАР-ТАСС) был подписан Меморандум о сотрудничестве на международном информационном пространстве1.

Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Азербайджанской Республики, учитывая традиционные тесные и плодотворные связи в области образования, стремясь к дальнейшему развитию сотрудничества в области образования и науки, в соответствии с принципами и положениями Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, 23 сентября 2002 г. в Москве подписали Соглашение о взаимном признании документов об образовании ученых степенях и ученых званиях2.

Соглашение распространяется на документы государственного образца Российской Федерации и Азербайджанской Республики об образовании, выдаваемые имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями и другими уполномоченными государственными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Азербайджанской Республики (Статья 1). Стороны будут консультироваться друг с другом по вопросам осуществления положений настоящего Соглашения и информировать друг друга через уполномоченные органы об изменениях в их системах образования, правил и процедур государственной оценки образовательных учреждений и названий документов об образовании (Статья 14). Стороны будут координировать свои действия на многосторонних международных форумах, конференциях и встречах, посвященных общим вопросам признания документов об образовании (Статья 15) [Пивовар 2012: 347-351].

В ходе первого официального визита Президента Азербайджанской Республики И. Г. Алиева в Российскую Федерацию 6 февраля 2004 г., на котором обсуждались

1 Там же

2 Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Азербайджанской Республики о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/1650

состояние и перспективы двусторонних отношений, а также региональные и универсальные вопросы, представляющие взаимный интерес, была подписана Московская декларация Российской Федерации и Азербайджанской Республики3.

Согласно Декларации Стороны, отмечают особую роль регулярного российско-азербайджанского политического диалога на высшем уровне, придающего динамизм и конструктивную направленность двусторонним отношениям. Российская Федерация и Азербайджанская Республика подтверждают, что развитие контактов и сотрудничества в гуманитарной области между Российской Федерацией

и Азербайджанской Республикой имеет прочную и объективную основу, учитывая историческую и культурную близость народов двух стран, наличие крупных российской и азербайджанской диаспор, соответственно, в Азербайджане и в России. Эти связи призваны играть стимулирующую роль для всего комплекса межгосударственных отношений. Стороны будут способствовать расширению и совершенствованию договорно-правовой базы гуманитарного, информационного сотрудничества, взаимодействию в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Такое сотрудничество будет поддерживаться государственными органами обеих стран; оно нуждается в соответствующем внимании и деловых кругов4.

Стороны будут:

- содействовать развитию контактов в гуманитарной области путем расширения молодежных и студенческих обменов, связей между средствами массовой информации;

3 Московская декларация Российской Федерации и Азербайджанской Республики. // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://kremlin. ru/supplement/1860

4 Московская декларация Российской Федерации и Азербайджанской Республики. // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/1860

- взаимодействовать в области национальных систем образования посредством разработки совместных программ обучения студентов и учащихся, подготовки и переподготовки специалистов, обмена программами обучения;

- содействовать изучению на взаимной основе русского и азербайджанского языков и распространению литературы, а также развитию контактов между деятелями науки, литературы и искусства;

- способствовать обеспечению благоприятных условий для сохранения и развития этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств;

- создавать необходимые условия для начала функционирования Российского культурного центра в Баку и Азербайджанского культурного центра в Москве, всемерно поддерживать деятельность Бакинского славянского университета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- содействовать проведению мероприятий, посвященных празднованию 60-летия Победы над фашизмом, поддержке ветеранов Великой Отечественной войны [Пивовар 2012: 384-385].

Московская декларация Российской Федерации и Азербайджанской Республики придала дополнительный импульс российско-азербайджанскому стратегическому партнерству и способствует развитию положительных региональных и глобальных тенденций.

Развитие Договора 1997 г. положило начало Декларации о дружбе и стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в ходе первого официального визита Д. Медведева в Азербайджан. Декларация о дружбе и стратегическом партнёрстве между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией принята Президентом Российской Федерации Д. Медведевым и Президентом Азербайджанской Республики в Баку 3 июля 2008 г. 1

Согласно Декларации Стороны высказываются за дальнейшее расширение и совершенствование сотрудничества

в области культуры и искусства, науки и образования, информации и молодежной политики на основе Программы сотрудничества в гуманитарной сфере на 20072009 гг. Стороны будут содействовать укреплению всесторонних связей между молодёжными и студенческими организациями, деятелями науки и культуры обеих стран. Также Стороны будут способствовать обеспечению благоприятных условий для сохранения и развития этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности крупной азербайджанской и российской диаспор, соответственно, в России и в Азербайджане, учитывая особую роль обеих общин в сближении народов двух дружественных стран. Азербайджанская Республика и Российская Федерация заявляют о своем намерении рассмотреть вопрос об открытии в одном или нескольких крупных российских вузах соответствующего профиля - при поддержке азербайджанской стороны - кафедр азербайджанского языка, литературы, истории, искусства, что станет символом стремления к большему пониманию и взаимодействию между двумя странами и народами. Стороны примут неотложные меры к завершению процедуры согласования проекта Соглашения между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации об условиях размещения и обслуживания дипломатических представительств в обеих странах, в том числе с целью оформления прав собственности2.

Азербайджанская Республика

и Российская Федерация выражают уверенность в том, что Декларация о дружбе и стратегическом партнёрстве между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией послужила интенсификации и углублению всестороннего развития дву-

1 Декларация о дружбе и стратегическом партнёрстве между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией от 3 июля 2008 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа:

http ://kremlin. ru/supplement/250

2 Декларация о дружбе и стратегическом партнёрстве между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией от 3 июля 2008 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа:

http://kremlin.ru/supplement/250

сторонних отношений между двумя странами.

Периодически каждые 2 года подписывается Программа культурного сотрудничества между Министерством культуры Азербайджанской Республики и Министерством культуры Российской Федерации. В 2016 г. министерства культуры Азербайджана и России подписали программу культурного сотрудничества на 2017-2019 гг.1 Активно развивается сотрудничество на высшем уровне. Также динамично развиваются межрегиональные связи. В них вовлечено 70 субъектов Российской Федерации, из них 17 имеют рамочные соглашения о сотрудничестве с Азербайджаном. 1 сентября 2018 г. президент Азербайджана И. Алиев посетил Россию (г. Сочи) с официальным визитом. В ходе переговоров на высшем уровне обсуждались различные вопросы двусторонней повестки дня, также перспективы развития культурно-гуманитарного сотрудничества. По итогам встречи Владимир Путин и Иль-хам Алиев подписали пакет межправительственных и коммерческих документов. 27 сентября 2018 г. президент РФ Владимир Путин посетил Баку с рабочим визитом. Лидеры стран приняли участие в пленарном заседании Девятого российско-

азербайджанского межрегионального форума, а затем провели отдельную двустороннюю встречу2.

Российская Федерация

и Азербайджанская Республика интенсивно развивают политические контакты и укрепляют отношения стратегического партнерства. Развивающаяся договорно-правовая база служит надежной основой для обеспечения всестороннего развития отношений между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. Уровень политических договоренностей между Азербайджаном и Россией, послужит разви-

1 Газета «Бакинский рабочий». 2019, 12 октября. С. 4. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.anl.az/down/meqale/bakrabochiy/2019/oktya brZ677051.htm

2 Межгосударственные отношения России и Азербайджана. // Агентство «Риа-Новости» [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://ria.ru/20191003/1559309920.html

тию сотрудничества в целом во всех областях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пивовар Е.И. Российско-азербайджанские отношения. Конец ХХ - начало XXI века. - М.:

Kremlin multimedia: 2012. - С. 222. Азербайджан-Россия (1992-2002). Сборник документов МИД Азербайджанской Республики. Баку: Джума, 2002. С. 241.

REFERENCES

Pivovar E.I. Rossijsko-azerbajdzhanskie otnosheniya. Konec HKH - nachalo HKHI veka. - M.:

Kremlin multimedia: 2012. - S. 222. Azerbajdzhan-Rossiya (1992-2002). Sbornik dokumentov MID Azerbajdzhanskoj Respubliki. Baku: Dzhuma, 2002. S. 241.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Миралаева Сугра Рустам кызы - ма- Miralayeva Sugra R. - Master in Inter-

гистр в области международных отноше- national Relations, RUDN University

ний, РУДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.