Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокуратура / становление / служба / специалист / деятельность / мотивация / способность / наставничество / prosecutor’s office / formation / service / specialist / activity / motivation / ability / mentoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколовский Андрей Владимирович

Статья посвящена анализу опубликованных в последнее время научных статей, посвященных проблемам профессиональной адаптации молодых сотрудников прокуратуры. В статье исследуются вопросы подбора будущих кадров в средних образовательных учреждениях, их направление на учебу в вузы, вопросы профессионально-психологической подготовки кадров для органов прокуратуры на этапе обучения в организациях высшего образования, работа молодого специалиста как на первоначальном этапе карьеры, так и в период его становления, а также вопросы повышения квалификации прокурорских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколовский Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF PROSECUTORS

This article is devoted to the analysis of recently published scientific articles about the problems of professional adaptation of young prosecutors. The article examines the issues of selecting future personnel in secondary educational institutions, their direction to universities, the issues of professional and psychological training of personnel for the prosecutor’s office at the stage of training in higher education organizations, the work of a young specialist both at the initial stage of a career and during its formation, as well as issues of advanced training of prosecutors.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ»

публичная власть

УДК 34.08

Соколовский Андрей Владимирович, старший преподаватель кафедры судебной, административной и прокурорской деятельности Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

Статья посвящена анализу опубликованных в последнее время научных статей, посвященных проблемам профессиональной адаптации молодых сотрудников прокуратуры. В статье исследуются вопросы подбора будущих кадров в средних образовательных учреждениях, их направление на учебу в вузы, вопросы профессионально-психологической подготовки кадров для органов прокуратуры на этапе обучения в организациях высшего образования, работа молодого специалиста как на первоначальном этапе карьеры, так и в период его становления, а также вопросы повышения квалификации прокурорских работников.

Ключевые слова: прокуратура, становление, служба, специалист, деятельность, мотивация, способность, наставничество.

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИя НАУчНЫх ИССЛЕДОВАНИИ

в области профессиональной адаптации

СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

MODERN DIRECTIONS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF PROSECUTORS

Тридцатипятилетний опыт работы в органах прокуратуры, включая двадцать шесть лет службы на должности прокурора в прокуратурах районного и городского звена позволили обратить внимание на насущные проблемы, связанные с профессиональной подготовкой прокурорских работников. Необходимость быстрого профессионального становления прибывающих для прохождения службы молодых сотрудников, только что окончивших высшие учебные заведения, делает рассмотрение вопроса о том, как подготовить будущего сотрудника прокуратуры, способного практически сразу включиться в работу и получать результаты, удовлетворяющие руководителя прокуратуры и вышестоящую инстанцию, крайне актуальным.

Одной из особенностей прохождения службы во многих регионах Российской Федерации является большое количество прокуратур, в которых работают лишь три оперативных сотрудника - собственно прокурор, заместитель и помощник прокурора. И, фактически, после окончания вуза принятые на службу молодые сотрудники направляются именно в такие прокуратуры, т.к. именно из них сотрудники, зарекомендовавшие себя, активно привлекаются для прохожде-

ния дальнейшей службы в прокуратурах «среднего» звена. Особенностью службы в таких прокуратурах является необычайно широкий спектр видов надзорной деятельности, которыми должен заниматься сотрудник, и, соответственно, ему требуются познания в различных отраслях права. Кроме того, ввиду малого количества сотрудников, например, в период отпусков, прокурор района практически сразу вынужден поручать молодому специалисту и проведение самостоятельных проверок, и изучение материалов, поступающих в прокуратуру, и участие в различных уголовных и гражданских процессах, а также разрешение жалоб. Абсолютно естественно, от такого объема разносторонней юридической деятельности у сотрудника прокуратуры могут возникнуть проблемы как психологического, так и практического характера, вызванные как недостатком юридических знаний, так и, зачастую, физических, так как работать приходится очень много, компенсируя недостаток опыта, и сверхурочно, и в выходные дни.

Вопрос о подготовке студентов к подобным трудностям прохождения службы в последнее время неоднократно поднимался в научных статьях, подготовленных преподавателями Российских вузов. Так, вызывает интерес

научное исследование, предлагающее тщательное изучение личности будущего работника прокуратуры до поступления в высшее учебное заведение. Авторы научной статьи «Представление о прокурорской деятельности и профессиональное самоопределение лиц, имеющих среднее общее образование» Губин В.А., Шабаров Д.В., Снигищенко Д.Ф., Кособуцкий А.О. и Молдованов А.В. рассматривают специфические особенности профессиональной деятельности прокурора, которые предъявляют повышенные требования к интеллектуальным, нравственным и личностным качествам прокурорских работников, что определяет актуальность совершенствования системы профессионального обучения [1]. Респондентами данного исследования были кандидаты для поступления в Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, выпускники средних школ. Общий размер выборки составил 40 человек (20 юношей и 20 девушек в возрасте от 16 до 18 лет). Результаты исследования показали, что представление выпускников общеобразовательных школ не соответствует реалиям, которые в настоящее время представляет прокуратура Российской Феде-

_ алтаискии вестник государственной и муниципальном службы

12023 ,

рации, в связи с чем был сделан вывод о необходимости активизации работы по освещению различных видов деятельности прокуратуры в молодежной среде, в том числе в средних школах.

Безусловно, вывод авторов статьи верен, хотя количество респондентов не позволяет говорить о его валидно-сти. Вместе с тем, личный опыт направления сотрудников прокуратуры для выступления перед учащимися старших классов школ района с профориен-тационными лекциями, содержавшими описание работы прокуратуры, с задачей выявления учеников, желающих в дальнейшем проходить службу в прокуратуре, и приглашением их в прокуратуру для прохождения собеседования -показал определенные положительные результаты. Личное общение с учениками, изучение их документов, разъяснение особенностей службы в прокуратуре, позволяли выявлять наиболее подходящих кандидатов для направления на собеседование и тестирование в прокуратуру края. Таким образом, подбирались наиболее подготовленные ученики, достаточно мотивированные для обучения будущей профессии.

Следующим этапом подготовки специалистов для работы в прокуратуре является непосредственно обучение в высшем учебном заведении. Вопросы психологической готовности к прохождению службы были описаны в результатах исследования Фалкиной С.А «Профессионально-психологическая подготовка кадров для органов прокуратуры на этапе обучения в организациях высшего образования» [2]. Автор описывает исследования, проводившиеся на базе Крымского юридического института (филиала) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации».

В исследовании приняли участие 263 человека, в том числе 138 студентов дневного отделения, прошедших обучение по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», а также 125 заместителей прокурора и старших помощников прокурора в городах и районах. Автор описывает психологические исследования, проведенные среди этих лиц, на основании которых были сделаны выводы о том, что, как правило, в группах высокоэффективных прокуроров присутствуют следующие качества: коммуникабельность,

легкость в установлении межличностных контактов, гибкость в общении, независимость, самостоятельность, настойчивость, более высокий уровень развития воли, стрессоустойчивость, высокий уровень интеллектуального развития. Исследования показали недостаточный уровень профессиональной и психологической готовности будущих прокуроров, а с учетом полученных результатов была установлена необходимость психологической поддержки студентов на этапе обучения в вузах с целью развития профессионально важных качеств, психологических знаний и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. По результатам опроса была разработана модель психологической поддержки профессионального образования, которая была протестирована участниками экспериментального исследования, в котором приняли участие 80 студентов. Экспериментальная (участники коррекцион-ной программы) и контрольная группы, включающие по 40 испытуемых, имели примерно одинаковый уровень профессиональной и психологической готовности. Обучающиеся студенты показали более высокие результаты тестов, которые проявились в повышении познавательной активности, мотивации к успеху, снижении тревожности, связанной с обучением, повышении внутренней мотивации, формировании оптимального мотивационного комплекса, улучшении развития коммуникативных и организационных способностей [2]. Следует признать правоту автора статьи по поводу необходимости психологического сопровождения студентов, «вооружении» их не только специальными познаниями, но и навыками преодоления трудностей, стрессоустойчивости и навыками, о которых говорилось выше и которые, безусловно, пригодятся в практической деятельности. Воспоминания о первых годах работы по специальности также ассоциирует основные трудности не с недостатком знания теоретических вопросов, а, скорее, с психологическими проблемами в начале проведения проверки, на стадии знакомства с руководителями организации или предприятия, со специалистами, организацией продуктивного сотрудничества между мной, как проверяющим и представителями коллектива, в котором проводилась прокурорская проверка.

Следующим этапом подготовки сотрудника прокуратуры является повышение его квалификации. Как правило, необходимость дополнительного обучения сотрудника возникает, когда он работает в прокуратуре с большей численностью сотрудников и уже есть возможность определенной специализации его деятельности, т.е. количество направлений прокурорского надзора, которыми приходится заниматься сотруднику уменьшается, однако появляется потребность в их более углубленном изучении.

К решению этой проблемы пришли авторы научной статьи «Прокурорский работник как субъект учебно-профессиональной деятельности» В.А. Губин и Д.В. Шабаров, изучившие результаты повышения квалификации сотрудников прокуратуры г. Санкт-Петербурга, которые обучались в рамках образовательной программы в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете без отрыва от производства. Во время обучения прокуроры участвовали в научных конференциях и готовили научные публикации. Обучение было сосредоточено на экономических дисциплинах, которые позволили студентам понять систему использования бюджетных средств, проанализировать бухгалтерские записи и на основе полученных знаний выявить факты нецелевого использования бюджетных средств. По результатам тренинга возрос интерес прокуроров к своей непосредственной деятельности. Знания и навыки, полученные в ходе образовательной деятельности, были оценены аттестационной комиссией университета и подтверждены государственными квалификационными документами, при этом средний балл по итоговой аттестации студентов составил 4,9. Обучение позволило расширить интересы и знания сотрудников прокуратуры, применить полученные компетенции в профессиональной деятельности, что, несомненно, повысило эффективность и результативность надзорной деятельности прокуратуры в сфере экономики, включая бюджетные отношения, выполнение государственных оборонных заказов, ценообразование на продукцию оборонно-промышленного комплекса, а также в сфере государственного надзора, что положительно сказалось на реализации национальных проектов [3]. Нельзя не согласиться с эффективностью курсов профессионального

#

публичная власть

ж

развития, так как они оказывают значительный мотивирующий эффект и сотрудник, «освеживший» и получивший новые знания на курсах повышения квалификации, достигает практически сразу более высоких результатов в надзорной деятельности, что существенно отражается и на показателях работы прокуратуры в целом.

В системе прокуратуры Российской Федерации важнейшим способом подготовки молодых специалистов на этапе вхождения в профессию является такой институт практико-ориентированного характера как наставничество. Одной из содержательных работ, посвященных проблемам наставничества, является статья Губина В.А., Шабарова Д.В.; Снигщенко Е.В.; Майорова В.А.; Петру-ка С.А. «Наставничество в прокурорской деятельности как этап профессионализации сотрудников прокуратуры России: теория и практика воспитания и обучения», опубликованная в Ученых записках университета имени П.Ф. Лес-гафта [4]. В эксперименте, описываемом в статье, приняли участие прокуроры и их заместители с более чем 10-летним опытом работы в прокуратуре, осуществляющие наставническую деятельность в районных прокуратурах Санкт-Петербурга, в различных сферах прокурорского надзора. В ходе эксперимента были изучены личностные качества наставников и их социально-психологические характеристики, которые наилучшим образом способствуют выполнению обязанностей наставника. Целью исследования было определение оптимальной модели профессиональных качеств у профессионально успешных прокуроров, выступающих в качестве наставников. Исследование проводилось в форме тестов с использованием информационных платформ и психографической анкеты Т.П. Зинчен-ко, а также теста Ф. Херцберга.

Результаты исследования выявили такие профессионально значимые качества, характеризующие успешного прокурора, выступающего в качестве

наставника, как эмоциональная устойчивость при принятии ответственного решения; способность находить подход к подчиненным, способность формировать и поддерживать благоприятную социально-психологическую среду, умение разрешать конфликты, позитивно влиять на подчиненных своим отношением к делу и многие, многие другие положительные качества, которые действительно характеризуют профессионально успешного сотрудника. Вторым этапом описанного исследования было изучение структуры мотивации у испытуемых. Было установлено, что наиболее важными мотивирующими факторами для них были ответственность, содержание работы и отношения с командой. Эти личностные качества в наибольшей степени способствуют быстрой успешной адаптации молодого специалиста к освоению новой деятельности, для которой характерны такие критерии, как эффективность, дисциплинированность, высокие практические результаты, удовлетворенность результатами своей работы и другие положительные качества, характеризующие успешного сотрудника. На третьем этапе были изучены мотивационные характеристики наставников с использованием метода статистического анализа и получены результаты, достаточно подробно описанные автором. Это - содержание работы, карьера, ответственность, командные отношения, личные достижения, финансовые мотивы, общественное признание и отношения с руководством. На основании результатов исследования авторы приходят к выводу о необходимости назначения в качестве наставников молодых специалистов прокуроров, личностные качества которых соответствуют требованиям профессии. Это определяет важность определения пригодности сотрудника для выполнения обязанностей наставника, выявления набора качеств, обеспечивающих успешную подготовку молодого специалиста к профессиональной деятельности и обеспечивающих его прак-

тическую реализацию путем передачи соответствующих навыков и умений.

С данными выводами трудно не согласиться, так как, вне сомнения, наставниками молодых специалистов должны назначаться наиболее опытные, квалифицированные сотрудники прокуратуры, способные не только профессионально исполнять свои обязанности, но и успешно передавать свои знания и навыки молодым специалистам. Необходимость и важность института наставничества не вызывает сомнения, однако, к сожалению, приходится говорить о том, что имеющаяся тенденция к омоложению кадров в прокуратуре приводит, во-первых, к нехватке кадров, и, во-вторых, к отсутствию работников на уровне районных прокуратур, способных, вследствие отсутствия достаточного опыта, осуществлять полноценно деятельность наставника.

Библиографический список

1. Губин В.А., Шабаров Д.В., Сниги-щенко Д.Ф., Кособуцкий А.О., Молдова-нов А.В Представление о прокурорской деятельности и профессиональное самоопределение лиц, имеющих среднее общее образование // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - №6 (184). - С. 472-476.

2. Фалкина С.А. Профессионально-психилогическая подготовка кадров для органов прокуратуры на этапе обучения в организациях высшего образования // Международный научно-исследовательском журнал. - 2023. - №1(127). - С. 82.

3. Губин В.А., Шабаров Д. В. Прокурорский работник как субъект учебно-профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №7 (185). - С. 436-439.

4. Губин В.А., Шабарова Д.В., Снигщенко Е.В., Майоров В.А., Петрук С.А. Наставничество в прокурорской деятельности как этап профессионализации сотрудников прокуратуры России: теория и практика воспитания и обучения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 1921. - №6. - С. 97-101.// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 1921. - №6. - С. 97-101.

Sokolovsky Andrey Vladimirovich, a senior lecturer of the Department of Judicial, Administrative and Prosecutorial Activities, the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia ).

This article is devoted to the analysis of recently published scientific articles about the problems of professional adaptation of young prosecutors. The article examines the issues of selecting future personnel in secondary educational institutions, their direction to universities, the issues of professional and psychological training of personnel for the prosecutor's office at the stage of training in higher education organizations, the work of a young specialist both at the initial stage of a career and during its formation, as well as issues of advanced training of prosecutors.

Keywords: prosecutor's office, formation, service, specialist, activity, motivation, ability, mentoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.