Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / ДИСГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гафарова З.Н.

Рассмотрены направления логопедической работы по коррекции дисграфии. Обоснована значимость коррекции дисграфии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гафарова З.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS OF LOGOPEDIC WORK ON THE CORRECTION OF DISCRIMINATION IN YOUNG STUDENTS

The directions of logopedic work on the correction of dysgraphy are considered. The significance of the correction of dysgraphy is substantiated.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 376.42

Гафарова З.Н. магистрант

кафедра специального (дефектологического) образования Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: рассмотрены направления логопедической работы по коррекции дисграфии. Обоснована значимость коррекции дисграфии. Ключевые слова: коррекция, дисграфия.

Gafarova Z.N.

Graduate student of Science in the Department of Special (Defectology)

Education

State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering Pedagogical University»

Russia, Simferopol MODERN DIRECTIONS OF LOGOPEDIC WORK ON THE CORRECTION OF DISCRIMINATION IN YOUNG STUDENTS Annotation: the directions of logopedic work on the correction of dysgraphy are considered. The significance of the correction of dysgraphy is substantiated.

Keywords: correction, dysgraphy.

В современной логопедии существует целый ряд направлений, методов коррекционной работы, направленных на преодоление нарушений письменной речи.

В методике О.А. Токаревой коррекционная работа, направленная на преодоление дисграфии, тесно связана с коррекцией нарушений звукопроизношения, развитием фонематического слуха и формированием звукового анализа слова. В качестве одного из важнейших принципов работы указывается принцип наглядности. При этом автор подчеркивает, что логопедическая работа при расстройствах письма с различными группами детей должна строиться с учетом механизма нарушения, в зависимости от того, какой из анализаторов первично пострадал [3, с. 56 ].

Содержание методики логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи у детей, разработанной Р.И. Лалаевой, зависит от вида дисграфии и нарушенных механизмов письма и чтения. Так, при артикуляторно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания и фонематической дислексии коррекционная работа строится в два этапа. На первом этапе прорабатывается каждый из смешиваемых звуков, на втором этапе логопед работает над слуховой и

произносительной дифференциацией смешиваемых звуков. Кроме того, предусматривается работа по коррекции звукопроизношения. Формирование и развитие произносительных дифференцировок осуществляется в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа у младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза и фонематической дислексией проводится по трем направлениям: развитие анализа структуры предложения, развитие слогового анализа и синтеза и развитие фонематического анализа и синтеза. В качестве основных направлений коррекционной работы при аграмматической дисграфии и дислексии автор выделяет следующие: работа над морфологической системой языка и формирование структуры предложения. Развитие морфологической системы языка проводится в тесной связи с усвоением структуры предложения, развитием лексики, формированием фонематического анализа и синтеза. При коррекции оптической дисграфии и дислексии основное внимание направлено на развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза и зрительной памяти, формированию пространственных представлений и речевых обозначений зрительно-пространственных отношений, дифференциацию смешиваемых букв [2, с. 103].

А.Н. Корнев предлагает комплексный подход к преодолению дисграфии и дислексии. Данный подход включает следующие направления: психотерапевтическую работу, медикаментозное лечение и лечебно-педагогические мероприятия. Автор подчеркивает, что, по мнению ряда исследователей, психотерапия должна являться одним из ведущих направлений работы с детьми. При этом психотерапевтическая работа должна проводиться не только с ребенком, но и его семьей [1, с. 243 ].

В настоящее время разрабатываются программы оказания психологической помощи учащимися с трудностями в обучении, в том числе с дисграфией, дислексией и дискалькулией [3, с.169]. Коррекционная работа с детьми предусматривает решение многих задач: развитие когнитивных способностей, коррекцию неблагоприятных личностных особенностей, развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений, психосоматическое оздоровление, психолого-педагогическая работа с родителями, психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся на домашнем обучении. Авторы используют в работе методы телесно -ориентированной терапии, арттерапии, элементы нейролингвистического программирования, двигательные и когнитивные приемы, возрастно-психологическое консультирование. Программа подбирается для каждого ребенка индивидуально. По данным авторов, положительный результат появляется уже через 15 занятий и проявляется в исчезновении учебных и личностных проблем.

Ряд авторов указывают на необходимость медикаментозного лечения дисграфии и дислексии у детей с ММД. Так, комплексное обследование детей различными специалистами до и после курса лечения энцефаболом

показало, что даже без дополнительных коррекционно-педагогических занятий в 47% случаев наблюдается положительный эффект. Он проявляется в улучшении характеристик поведения, показателей чтения и письма, школьной успеваемости по чтению и письму. На фоне лечения энцефаболом наблюдается значительное уменьшение числа оптических и грамматических ошибок, в то время как число ошибок, связанных с нарушением фонематического восприятия, существенно не изменяется. При этом ни у одного пациента не наблюдается побочных эффектов. Исходя из этого, авторы делают вывод о том, что своевременно проведенное медикаментозное лечение в сочетании с методами психолого-педагогической коррекции способствует наиболее полной коррекции проявлений нарушений письменной речи у детей.

Таким образом, в современной логопедической литературе имеются лишь общие указания на необходимость формирования и развития неязыковых функций, входящих в системную организацию письма (за исключением оптико-пространственных функций). Не освещены вопросы формирования и развития высших психических функций в процессе коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи.

Психологический аспект коррекции дисграфии разработан недостаточно. Отдельные исследования направлены на изучение особенностей отдельных психических функций, либо различных видов того или иного познавательного процесса. Комплексное исследование состояния высших психических функций у детей с нарушениями письменной речи с выделением синдромов нарушений не проводилось. Отсутствуют данные о взаимосвязи нарушений тех или иных познавательных процессов со степенью выраженности дисграфии и типом специфических ошибок. Такой подход к изучению психических функций у детей с дисграфией приводит лишь к тому, что имеются лишь общие описания особенностей психической деятельности данной категории учащихся.

Анализ литературных данных показывает, что необходимо дальнейшее исследование состояния познавательной деятельности младших школьников с нарушениями письменной речи. Актуальной проблемой является разработка методики комплексного коррекционного воздействия с учетом особенностей развития высших психических функций данной категории детей. Это связано с несколькими факторами. Во -первых, до сих пор существуют различные точки зрения, связанные с определением, патогенезом, механизмами, симптоматикой дисграфии. Во-вторых, имеются лишь общие описания особенностей познавательной деятельности учащихся с нарушениями письменной речи. В то же время специального комплексного исследования особенностей высших психических процессов, их системного анализа до сих пор не проводилось. Это позволяет рассматривать данный вопрос как актуальную, малоизученную проблему. В-третьих, комплексное изучение особенностей познавательной деятельности школьников с

дисграфией позволит повысить эффективность логопедической работы по преодолению нарушений письма и чтения.

Использованные источники:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев . -СПб.:Речь, 2003.-330 с.

2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособие / Р.И. Лалаева. - Спб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002. - 244 с.

3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.