психология личности
современные направления исследований профессиональной идентичности
Бурлаченко Лариса Сергеевна
Аспирант кафедры, Кубанский государственный технологический университет (г. Краснодар), е-mail: e-mail: larisa-lulu@yandex.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10084
Аннотация: С каждым новым этапом развития общества изменяется система профессионального труда: появляются новые профессии, видоизменяются или совсем исчезают существующие, что актуализирует изучение профессии и всех ее составляющих. Вместе с этими процессами изменяется и профессиональная идентичность, вынуждая индивида подстраиваться под новые условия: будь то смена профессии, расширение специализации существующей или же вовсе кризис профессионального самоопределения. На сегодняшний день наблюдается тенденция раздробленности исследования профессиональной идентичности, заключающаяся в изучении ее отдельных компонентов, что осложняет формирование общей картины данного социально-психологического конструкта. Задачами данной работы являются теоретический анализ и синтез исследовательских работ по проблематике профессиональной идентичности, выделение основных направлений исследований и группировка исследований по ним, определение проблемных точек и направлений для дальнейшего изу-чения темы. В статье проведен анализ основных современных направлений исследования профессиональной идентичности зарубежных и отечественных исследователей. Устойчивая профессиональная идентичность является основой благоприятного самочувствия индивида, помогает определить сферы самореализации и обозначить жизненные цели в профессиональной области. проанализированные исследования профессиональной идентичности на современном этапе были сгруппированы в рамках трех основных подходов: когнитивной, процессуально-динамической и социально-организационной. В итоге теоретического анализа авторских исследований были определены проблемные области изучения профессиональной идентичности на сегодняшний день и обозначены направления
будущих исследований. полученные результаты будут использованы в разработке инструментария исследования профессиональной идентичности молодежи на примере профессии инженера.
ключевые слова: профессиональная идентичность; когнитивный подход; процессуально-динамический подход; социально-организационный подход; профессиональная деятельность; досуговая деятельность; множественная профессиональная идентичность.
modern areas of professional identity research
Burlachenko Larisa Sergeevna
Graduate student, Kuban State Technological University (Krasnodar), e-mail: larisa-lulu@yandex.ru
DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10084
Abstract: With each new stage in the development of society, the system of professional labor changes: new professions appear, existing ones change or completely disappear, which actualizes the study of the profession and all its components. Along with these processes, professional identity also changes, forcing the individual to adapt to new conditions: whether it is a change of profession, an expansion of the specialization of an existing one, or even a crisis of professional self-determination. Today, there is a tendency toward fragmentation of the study of professional identity, consisting in the study of its individual components, which complicates the formation of the overall picture of this socio-psychological construct. The objectives of this work are the theoretical analysis and synthesis of research papers on professional identity, highlighting the main areas of research and grouping research on them, identifying problem points and directions for further study of the topic. The article analyzes the main modern directions of research on the professional identity of foreign and domestic researchers. a strong professional identity is the basis of an individual's well-being, helps to identify areas of self-realization and to identify life goals in the professional field. The analyzed studies of professional identity at the present stage were grouped into three main approaches: cognitive, process-dynamic, and socio-organizational. As
a result of the theoretical analysis of the author's research, problem areas for studying professional identity to date have been identified and areas of future research have been identified. The results will be used in the development of tools for the study of professional identity of youth on the example of the profession of engineer.
Keywords: professional identity; cognitive approach; process-dynamic approach; socio-organizational approach; professional activity; leisure activities; multiple professional identity.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение профессиональной идентичности сегодня находится в фокусе внимания разных ученых: социологов, психологов, юристов, антропологов. Само понятие идентичности, впервые было рассмотрено психологами в рамках ролевой теории личности и определялось как способность индивида осознавать себя принадлежащим к некоторой статусно-ролевой структуре и занимающим в ней определенное место [1]. Наиболее подробно концепция идентичности разработана в трудах Э. Эриксона. Он показал тесную взаимосвязь устойчивой позитивной идентичности и гармоничной успешно функционирующей зрелой личности. Именно идентичность отвечает за способность личности сопротивляться внешним разрушительным воздействиям социальной среды, особенно в периоды кризисов [2, с. 57-58]. Взгляды Эриксона легли в основу структуры психологической парадигмы исследования идентичности как постоянного переживания тождества личности. В рамках этой парадигмы анализировались, во-первых, содержание этого переживания; во-вторых, основные факторы, определяющие это переживание и его динамику; в-третьих, сама динамика идентичности и, наконец, типы идентичности
[3] .
Эту линию изучения идентичности продолжил А. Ватерман и акцентировал внимание на ценностно-волевых элементах идентичности - целях, ценностях и убеждениях личности. Исследователем в структуре идентичности были выделены четыре базисные сферы идентичности: профессиональный выбор; нравственная и религиозная ориентация; политическая ориентация; семейно-половая ориентация [4, p. 553].
Сегодня конструкт профессиональной идентичности становится всё более гибким. Основной причиной этого факта является быстрая изменчивость социальной реальности и высокий темп процессов глобализации. Развитие средств коммуникации позволяет индивиду увеличивать количество социальных ролей, а идентичность становится более многообразной. Одновременно, это может затруднять формирование «ядра» идентичности и тех его компонентов, которые всегда остаются неизменными.
профессиональная идентичность, как частый случай идентичности в целом, изучается уже несколько десятилетий и чаще всего на примере конкретных профессий. Важность устойчивой профессиональной идентичности подтверждена многочисленными исследованиями и разделяется и западными, и отечественными учеными. От характера профессиональной идентичности напрямую зависит как эффективность и успешность жизни в будущем, так и появление риска утраты смысла жизни, разрушение внутренней картины мира, невротических срывов, появление более серьезных нарушений, связанных с распадом личностных структур [5]. Объемный труд отечественной исследовательницы Ермолаевой Е.П. раскрывает вопросы социальной реализации профессионала, особенности динамики профессиональной идентичности в условиях меняющегося общества [6, с. 21].
Цель исследования - изучить и сгруппировать современные исследования профессиональной идентичности в период с 2009 по 2019 гг., описать современное состояние данной проблемной области.
СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Ссылаясь на работы классиков М. Вебера, Э. Эриксона, Дж. Ван. Маанена, Мухортова В.Н. призывает рассматривать профессиональную идентичность как инструмент и одновременно важный элемент вторичной социализации индивида. Благодаря ему человек не только осознает причастность к какой-либо профессиональной области, но и понимает свое положение в структуре общества в целом, которое будет зависеть от статуса и престижа выбранной профессии. профессиональная идентичность наделяет человека ценностными ориентирами, позволяя ему ориентироваться в мире профессий, а также обеспечивает максимально широкие возможности для самореализации [7].
В контексте доминирования социальной составляющей категории профессиональной идентичности заслуживает внимания концепция М. Аргайла: только в профессиональной группе индивид способен объективно оценивать свои возможности и овладевать профессией. Это является основой для становления профессиональной идентичности, а также для поддержания ее статуса в течение долгого периода времени. Эту точку зрения поддерживают и отечественные исследователи, которые утверждают, что профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе. по их мнению, профессиональная идентичность зависит от качества групповых отношений, в границах которых она формируется [8].
В рамках социально-организационного направления также выделяют корпоративную идентичность, тесно связанную с профессиональной. Она свидетельствует об осознании индивида тождественности с конкретной деловой организацией (корпорацией, предприятием, поликлиникой, вузом, банком, издательством и др.), признании ее философии, норм и правил. Корпоративная идентичность часто рассматривается и в отношении самой организации, в которой
складывается корпоративная культура как совокупность норм, ценностей, образцов поведения, способов достижения цели, корпоративной коммуникации, единения и социального согласия [9].
Развитие цифровых технологий заметно повлияло на формирование профессиональной идентичности. Средства связи позволяют людям работать из любой точки мира, что в корне меняет традиционные представления о труде и профессии. М. Кастельс, Л. Болтански, Э. Капелло занимаются исследованием влияния социальных сетей на профессиональную идентичность. Исследователи отмечают позитивные возможности, которые дают интернет-коммуникации для укрепления профессиональной идентичности. Например, общение в профессиональных и рабочих чатах и онлайн-группах ускоряет обмен информацией и позволяет работникам быстрее найти ответы на интересующие вопросы и решить нужные задачи [10, 11]. Кроме того, высокотехнологичные средства помогают формировать коллективную идентичность внутри предприятия или профессионального сообщества. Люди разделяют и развивают общий язык, опыт, ценности, социальное пространство и время, таким образом, сохраняя и транслируя коллективное знание - фундаментальный компонент профессиональной идентичности [12].
Зарубежные исследователи Марвик, Девис, Джагенсон, Рейни, Велман обращают внимание на тот момент, что социальные сети помогают формировать и развивать профессиональную идентичность людям, работающим удаленно, или, как их еще называют, фрилансерам. В виртуальном пространстве люди объединяют свои роли: профессиональные и личные, а также публичные и частные, что непосредственно связано с созданием сетевой профессиональной идентичности [13]. Ван Дейк называет тексты в социальных сетях «личным и профессиональным брендингом», а создание публикаций в Интернете, «рассказыванием историй», что приближает его к нарративной традиции построения личной и профессиональной идентичности [13]. Стоит обратить внимание, что в зарубежных исследованиях [10, 11, 12] на современном этапе подчеркиваются именно прогрессивные возможности цифровых технологий для развития профессиональной идентичности, в то время как отечественные исследователи либо не уделяют должного внимания взаимосвязи цифровых технологий и профессиональной идентичности, либо сосредоточены скорее на отрицательном их эффекте, заключающемся в сложности идентификации индивида к центральной идентичности среди множества других у него имеющихся.
Например, у фрилансеров как социальной группы, есть свои традиции, нормы, ценности, образцы поведения, но фрилансер не профессия, хотя на обыденном уровне она так и воспринимается, это, скорее, форма осуществления профессиональной деятельности. Это противоречие в неправильном использовании термина может привести к размытию профессиональной идентичности: индивид может быть профессиональным дизайнером, но будет называть себя фрилансером, что противоположно деятельности, которую он на самом деле осуществляет.
Сегодня профессиональная идентичность в трудах отечественных
исследователей изучается на примере конкретных профессий: педагогов, менеджеров, сотрудников медицинской сферы, преподавателей. А также популярными являются исследования становления профессиональной идентичности в период обучения в образовательных учреждениях молодых людей [14, с. 11-12].
Исследование форм осуществления профессии может происходит в рамках организационной или корпоративной идентичности, а не профессиональной. профессиональная идентичность, согласно М. Слею и Дж. Смиту, при таком подходе включает убеждения, ценности, мотивы и опыт, которые раскрывают профессиональный т.е. специализированный потенциал личности. Это то, что индивид делает и какой степенью квалификации в этом деле он обладает. В то время как организационная идентичность по мнению Ван Мана и Барли, определяет именно место работы индивида и его должность [15].
Концепция организационной идентичности - кто мы? - была первоначально предложена Альбертом и Уиттеном. Организационная идентичность относится к атрибутам, которые сотрудники считают центральными и которые описывают организацию особым образом и сохраняются с течением времени. Альберт и Уиттен различают идеографическую и голографическую множественность. Идеографическая заключается в идентификаторах, связанных с различными отделами внутри одной организации. Эти идентификаторы разделяются только определенными подгруппами, а не всеми сотрудниками. С другой стороны, голографическая множественность поддерживается всеми членами. [16].
поскольку индивид в каждый момент своего существования обладает всегда комплексной идентичностью, содержащей несколько ролей, зарубежные исследователи Рама-райн и Рейд изучают вопросы взаимодействия разных идентичностей во время нахождения и деятельности человека в организации. Они изучают как «неработающие» идентичности, т.е. не актуализированные в конкретный момент взаимодействуют с актуализированными, именно в организации. Исследователи выделяют два вида взаимодействия этих идентичностей: принятие/ интеграция и исключение/ разделение [16]. при этом социальный контекст выступает решающим фактором для включения-исключения «неработающей» идентичности. Однако, исключение какой-либо идентичности, приоритетной для индивида, может приводить к межличностным конфликтам и внутреннему диссонансу, о чем авторы также упоминают в своем исследовании на основе глубинных интервью [16].
Из последних исследований, которые рассматривают влияние социальной среды и организации, в которой индивид начинает работать по профессии, следует также отметить [17], в котором авторы рассматривают взаимосвязь профессиональной и социальной идентичности. Такой подход представляется нам перспективным, поскольку профессия не отделима от социальной структуры общества, ее результаты так или иначе связаны с удовлетворением потребностей и определенной значимости, что помогает укреплению профессиональной идентичности. Хотя, это положение скорее будет относиться к профессиям
«тради-ционного» характера, например, врачам, правозащитникам, руководителям различного уровня, производителям продуктов питания и другим, важным для жизнедеятельности.
КОгНИТИВНЫЙ пОДХОД В ИЗУЧЕНИИ пРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В рамках когнитивного подхода Б.Б. Каза и С. Крири в своих исследованиях по построению профессиональной идентичности предполагают, что самоконструирование профессиональной идентичности играет более важную роль для индивида, чем социальный контекст. Люди самостоятельно занимаются когнитивной и поведенческой идентификацией, чтобы выработать представления о себе, более соответствующие их представлениям о том, что значит быть членом определенной профессии [18]. Когнитивный подход сегодня является актуальным, поскольку индивиду приходиться чаще рефлексировать и структурировать свои место, статус, идентичность в системе общественных взаимосвязей и отношений, которые благодаря высокоразвитым средствам коммуникации увеличиваются и становятся более разнообразными. В том числе, появляются новые профессии и происходит расширение профессиональных ролей у одного индивида.
С.И. Бентли с коллегами работают именно в этом направлении и изучают множе-ственную идентичность, ее влияние на личность в целом. Данные масштабных исследований показывают, что позитивная самооценка и принятие себя напрямую зависит от количества идентичностей у человека: чем с большим количество социальных групп, профессий и общностей индивид может себя идентифицировать, тем лучше и уверенне он чувствует себя в целом. Но вместе с этим в определенных актах коммуникации идентичности могут мешать друг другу. Например, социальные идентичности (пол или раса) могут мешать профессиональной идентичности и ослабить чувство веры индивида в возможность карьерного роста, подорвать личную мотивацию для его продолжения [19, р. 3-4].
Б.Б. Каза вместе с коллегами исследует как профессиональная идентичность динамично меняется в современных условиях экономики и новых форм труда. Исследователь подчеркивает, что сегодня у большинства активно трудящихся индивидов не одна, а несколько профессиональных идентичностей. В связи с этим Б.Б. Каза выделяет простые и сложные типы самоконструирования множественной профессиональной идентичности. простые реализуются у индивидов, занятых в одной профессиональной области, например медицине, но выполняющие несколько разных профессиональных задач, например, медсест-ра и врач-гинеколог. при таком типе идентичности индивид может либо в равной степени идентифицировать себя со всеми профессиональными ролями, либо сознательно выделять одну из них, либо актуализировать какую-либо из них в зависимости от социальной ситуации. Сложные конструкты профессиональной идентичности проявляются у людей, занятых в разных по характеру и навыкам профессиональных областях, например, медицина и маркетинг. Для индивида все его профессиональные идентичности одинаково важны и проявляются во всех жизненных ситуациях. Он понимает профессиональную идентичность как одну
цельную, включающую остальные, и при общении с другими он не называет какую-то одну профессию, а перечисляет все, таким образом, идентичность усложняется и становится более многогранной. [15].
Концепция Б. Казы ориентирована больше не сколько на профессиональную идентичность, а скорее идентичность призвания - той деятельности, что наполняет смыслом само существование человека в жизни. Согласно данным из интервью с людьми с множественной профессиональной идентичностью, в общем, чувствуют себя намного увереннее, счастливее по сравнению с респондентами, которые идентифицируют себя только с одной профессией [15].
Следует отметить, что характерным в этом направлении исследований является внимание зарубежных исследователей на множественную профессиональную идентичность, которая становится нормой в обществе транзитивного характера. В то время как отечественные исследования сосредоточены чаще на одной профессии и особенностях профессиональ-ной идентичности в ее рамках. Нам представляется рациональным изучать множественную профессиональную идентичность в условиях российского общества, что не только увеличит информацию в этой проблемной области, но и поможет описать уникальный национальный опыт конструирования множественной профессиональной идентичности в России.
процессуально-динамический подход в изучении профессиональной идентичности
поскольку большинство исследователей приходит к выводу о динамичном характере профессиональной идентичности, сегодня существуют процессуальные теории и концепции. Например, Д. Е. Сьюпер разработал периодизацию профессионального становления человека: первый этап профессионального развития, или стадия «пробуждения», характеризуется идентификацией ребенка или подростка со значимыми взрослыми, затем развитие определяется наличием определенных способностей, профессиональной спецификой, научением и практикой, а также консолидацией полученного опыта и снижением активности к концу жизни. Основная идея теории Д. Е. Сьюпера раскрывается в рамках когнитивного подхода: человек при выборе профессии опирается на имеющуюся у него Я-концепцию и соотносит ее со спецификой трудовой деятельности [20].
К процессуальным теориям также относятся взгляды на формирование профессиональной идентичности В.Э. Монсона и М.Дж. Бибеу, которые рассматривали ее с точки зрения теории развития Роберта Кигана - профессора высшей школы педагогических наук гарвардского университета. Профессиональная идентичность проходит следующие этапы формирования: «импульсивного познания мира», «индивидуализированного познания», «социализированного сознания», «самостоятельного сознания» и «саморазвивающегося сознания». Например, для поступающих в вузы абитуриентов и первокурсников характерна большая концентрация на личных интересах, ученые предположили, что современные молодые специалисты, а также абитуриенты, поступающие в высшие учебные заведения, при выборе направления обучения в большей степени ориентированы на личные интересы, а не на восприятие себя и своего места
общественными группами, что характерно для этапа «индивидуализированного познания» [20].
подход к изучению профессиональной идентичности российского ученого Л.Б. Шнейдер также основан на динамичности этого конструкта и его процессуальности. Она предлагает классификацию типов профессиональной идентичности и подчеркивает, что ее формирование может проходить на протяжении всей жизни индивида, в том числе ее укрепление с развитием карьеры человека или изменение при смене профессиональной сферы из-за изменений в социальной структуре общества. шнейдер на основе концепции Дж. Марсиа различает следующие типы профессиональной идентичности, которые расположены в поэтапном ее развитии: достигнутая идентичность, мораторий, преждевременная идентичность, диффузная идентичность, псевдоидентичность - стабильное отрицание своей уникальности или ее амбициозное подчеркивание в сторону гипертрофированности, сочетающееся с ригидностью Я-концепции, неприятием критики в свой адрес, низкими способностями к рефлексии и пр. [21, с. 17-18, с. 37].
Некоторые отечественные исследователи стремятся объединить особенности всех трех выделенных подходов - когнитивного, социально-организационного и процессуально-динамического - в определении профессиональной идентичности. Например, идентичность рассматривается как «личностное новообразование, которое отражает целостность представлений о себе (о собственных качествах и социальных ролях), формируется на основе социальных и культурных образцов и социального сравнения, определяет поведение в социуме, служит источником активности и критерием для оценки внутренней и внешней жизни человека. Как новообразование, идентичность не дана с рождения, а формируется при взаимодействии с социальным окружением [22, с. 89]. Как указывает автор, понятие личностного новообразования взято из трудов Л.С. Выготского, которые близки к пониманию внутренней структуры идентичности.
ВЫВОДЫ
Таким образом, профессиональная идентичность сегодня рассматривается в рамках следующих направлений: когнитивного, процессуально-динамического, социально-организационного. представители когнитивного подхода рассматривают соотношение переживания индивидом идеального и реального образа профессиональной Я-концепции, а также представления индивида о возможностях конкретной профессиональной деятельности по удовлетворению потребностей, созданию условий для самореализации, о соотношении и взаимодействии ценностных систем индивида: личностной и профессиональной. Теории процессуально-динамического подхода рассматривают процессы становления, изменения и развития профессиональной идентичности в течение всей жизни человека. В рамках социально-организационного подхода исследователи рассматривают профессиональную идентичность как идентификацию индивида с определенной группой или организацией. Изучаются процессы усвоения норм, ценностей и правил выбранной профессии, место индивида в профессиональной
группе или конкретной организации.
На основе проведенного анализа можно очертить несколько направлений изучения профессиональной идентичности, в рамках которых следует продолжать исследования. Во-первых изучение множественной профессиональной идентичности, поскольку современные условия требуют от индивида гибкости и высокого уровня приспособляемости к среде, что вынуждает его выполнять несколько профессиональных ролей. Поскольку трансформируется само понимание труда и профессии в обществе, при этом, хобби позволяют индивиду зарабатывать достаточное количество денег, что ставит перед ним вопрос внутреннего структурирования своих профессиональных идентичностей. При большом их количестве могут возникать внутриличностные конфликты, связанные с определением доминирующей идентичности и грамотным их сочетанием для комфортного самочувствия и психического здоровья человека. Во-вторых, изучение приоритетного фактора, влияющего на конструирование профессиональной идентичности: социальный контекст, или сам индивид. Не является ли его профессиональный выбор навязанным извне, ведь при выборе профессии невозможно изолировать себя от общества, хотя бы потому, что сама профессия предполагает конечный продукт, удовлетворяющий потребности других. В третьих, в чем заключаются различия между организационной и профессиональной идентичностью; организационная идентичность исходя из следующих двух пунктов может становиться псевдо-профессиональной идентичностью поскольку в свободное от работы время индивид может заниматься хобби и зарабатывать на этом деньги.
Изучение вопросов профессионального самоопределения и развития становится все более и более актуальным для психологических наук. Поскольку сегодня профессия становится не просто способом зарабатывания средств, она интегрирует в себе самореализацию индивида, его хобби, формирование круга общения, общее самочувствие и удовлетворение жизнью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цифанова И.В. Понятие идентичности и его сущностно-характерологические константы. // Электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ponyatie-identichnosti-i-ego-suschnostno-harakterologicheskie-konstanty (Дата обращения: 25.09.2019 г.)
2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
3. Маслова Е.С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции. // Электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka. ru/article/n/identichnost-lichnosti-v-kontekste-mezhdistsiplinarnoy-integratsii (Дата обращения: 25.09.2019 г.)
4. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. № 3(5). P. 551-558.
5. Котова С.А. Методы изучения онтогенеза профессиональной идентичности. // Электронный журнал «КиберЛенинка», 2018. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metody-izucheniya-ontogeneza-professionalnoy-identichnosti (Дата обращения: 29.06.2019).
6. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Институт психологии РАН, 2008. 347 с.
7. Мухортова В.Н. Особенности социологического подхода к понятию «профессиональная идентичность». // Электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsiologicheskogo-podhoda-k-ponyatiyu-professionalnaya-identichnost (Дата обращения: 25.09.2019 г.).
8. Красникова Ю.В. Структура и содержание профессиональной идентичности будущих специалистов в образовательной среде техникума. // Электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ctruktura-i-soderzhanie-professionalnoy-identichnosti-buduschih-spetsialistov-v-obrazovatelnoy-srede-tehnikuma (Дата обращения: 25.09.2019 г.).
9. Перинская Н.А. Профессиональная идентичность. // Электронный журнал «КиберЛенинка», 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-identichnost (Дата обращения: 29.06.2019)
10. Белинская Е.П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования: электронный журнал. URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1120-belinskaya40.html (Дата обращения: 25.09.2019 г.)
11. Белинская Е.П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник Санкт-Петербурского университета. Психология и педагогика. 2018, Т. №8. С. 153-167.
12. Заковоротная М.В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности. // Электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n7professionalnaya-identichnost-kak-klyuchevoy-aspekt-sovremennoy-sotsialnoy-identichnosti (Дата обращения:
25.09.2019 г.).
13. Kasperiuniene J. and Zydziunaite V. A Systematic Literature Review on Professional Identity Construction in Social Media. // SAGE Open, 2019. URL: https:// www.researchgate.net/publication/330854541_A_Systematic_Literature_Review_on_ Professional_Identity_Construction_in_Social_Media (Дата обращения: 25.09.2019 г.).
14. Крылов, А. Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов. М. : Изд-во НИБ, 2004. 222 с.
15. Caza B. B. and Creary S.J. The Construction of Professional Identity. // Electronic version. URL: https://scholarship.sha.cornell.edu/articles/878/ (Дата обращения: 25.09.2019 г.).
16. Carlos-Maria Alcover. Who Are «I»? Who Are «We»? A State-of-the-Art Review of Multiple Identities at Work // Psychologist Papers, 2018. Electronic version. URL: http://www.papelesdelpsicologo.es/English/2858.pdf (Дата обращения: 25.09.2019 г.)
17. Willetts G., Clarke D. Constructing theory' professional identity through social identity theory // International Journal of Nursing Practice. 2014. Vol. 20. № 2. P. 164-169.
18. Suslova O.V. Interpreter Professional Identity Construction in Higher Education. // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Electronic version. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/WUT2018F34. pdf (Дата обращения: 25.09.2019 г.)
19. Bentley S.V., Peters К., Haslam S.A. and Greenaway K.H. Construction at Work: Multiple Identities Scaffold Professional Identity Development in Academia. // Frontiers in Psychology, 2019. Vol. 10. P. 1-13.
20. Стрельникова Ю.Ю., Емельянова С.В. Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки. // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-fenomena-professionalnoy-identichnosti-v-razlichnyh-napravleniyah-psihologicheskoy-nauki (Дата обращения: 5.06.2019).
21. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.
22. Тимофеева Т.С. Профессиональная идентичность психолога как структурно-личностное новообразование // Вектор найти ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2019.№ 2. С. 88-94.
REFERENCES
1. Cifanova I.V. Ponjatie identichnosti i ego sushhnostno-harakterologicheskie konstanty. Jelektronnaja biblioteka «KiberLeninka» URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-identichnosti-i-ego-suschnostno-harakterologicheskie-konstanty.
2. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis. M.: Progress, 1996. 344 s.
3. Maslova E.S. Identichnost' lichnosti v kontekste mezhdisciplinarnoj integracii. Jel-ektronnaja biblioteka «KiberLeninka» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ identichnost-lichnosti-v-kontekste-mezhdistsiplinarnoy-integratsii.
4. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status. Journal of Personality and Social Psychology. 1966. № 3(5). P. 551-558.
5. Kotova S.A. Metody izuchenija ontogeneza professional'noj identichnosti. Jelektronnyj zhurnal «KiberLeninka», 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metody-izucheniya-ontogeneza-professionalnoy-identichnosti.
6. Ermolaeva E.P. Psihologija social'noj realizacii professionala. M.: Institut psihologii RAN, 2008. 347 s.
7. Muhortova V.N. Osobennosti sociologicheskogo podhoda k ponjatiju «professional'naja identichnost'». Jelektronnaja biblioteka «KiberLeninka» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsiologicheskogo-podhoda-k-ponyatiyu-professionalnaya-identichnost.
8. Krasnikova Ju.V. Ctruktura i soderzhanie professional'noj identichnosti budushhih specialistov v obrazovatel'noj srede tehnikuma. Jelektronnaja biblioteka «KiberLeninka» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ctruktura-i-soderzhanie-professionalnoy-identichnosti-buduschih-spetsialistov-v-obrazovatelnoy-srede-tehnikuma.
9. Perinskaja N.A. Professional'naja identichnost'. Jelektronnyj zhurnal «KiberLeninka», 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-identichnost.
10. Belinskaja E.P. Izmenchivost' Ja: krizis identichnosti ili krizis znanija o nej? Psihologicheskie issledovanija: jelektronnyj zhurnal. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2015v8n40/1120-belinskaya40.html.
11. Belinskaja E.P. Sovremennye issledovanija identichnosti: ot strukturnoj opredelennosti k processual'nosti i nezavershennosti. Vestnik Sankt-Peterburskogo universiteta. Psihologija i peda-gogika. 2018, T. №8. S. 153-167.
12. Zakovorotnaja M.V. Professional'naja identichnost' kak kljuchevoj aspekt sovremennoj social'noj identichnosti. Jelektronnaja biblioteka «KiberLeninka» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-identichnost-kak-klyuchevoy-aspekt-sovremennoy-sotsialnoy-identichnosti.
13. Kasperiuniene J. and Zydziunaite V. A Systematic Literature Review on Professional Identity Construction in Social Media. SAGE Open, 2019. URL: https:// www.researchgate.net/publication/330854541_A_Systematic_Literature_Review_on_
Professional_Identity_Construction_in_Social_Media.
14. Krylov, A. N. Korporativnaja identichnost' dlja menedzherov i marketologov. M.: Izd-vo NIB, 2004. 222 s.
15. Caza B. B. and Creary S.J. The Construction of Professional Identity. Electronic version. URL: https://scholarship.sha.cornell.edu/articles/878/
16. Carlos-Maria Alcover. Who Are «I»? Who Are «We»? A State-of-the-Art Review of Multiple Identities at Work. Psychologist Papers, 2018. Electronic version. URL: http://www.papelesdelpsicologo.es/English/2858.pdf.
17. Willetts G., Clarke D. Constructing theory' professional identity through social identity theory. International Journal of Nursing Practice. 2014. Vol. 20. №2 2. P. 164-169.
18. Suslova O.V. Interpreter Professional Identity Construction in Higher Education. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Electronic version. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/WUT2018F34. pdf.
19. Bentley S.V., Peters K., Haslam S.A. and Greenaway K.H. Construction at Work: Multiple Identities Scaffold Professional Identity Development in Academia. Frontiers in Psychology, 2019. Vol. 10. P. 1-13.
20. Strel'nikova Ju.Ju., Emel'janova S.V. Issledovanie fenomena professional'noj identichnosti v razlichnyh napravlenijah psihologicheskoj nauki. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-fenomena-professionalnoy-identichnosti-v-razlichnyh-napravleniyah-psihologicheskoy-nauki.
21. Shnejder L.B. Lichnostnaja, gendernaja i professional'naja identichnost': teorija i metody diagnostiki. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2007. 128 s.
22. Timofeeva T.S. Professional'naja identichnost' psihologa kak strukturno-lichnostnoe novoobrazovanie. Vektor najti TGU. Serija: Pedagogika, psihologija, 2019. № 2. S. 88-94.