Научная статья на тему 'Современные модели организации обучения'

Современные модели организации обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3299
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарыкова Г.В.

В российской системе образования в настоящий момент назрела проблема построения модели новой школы. Сфера образования находится в постоянном поиске приоритетных моделей организации обучения. Особое внимание уделяется личностно-ориентированным моделям образования. В статье представлены различные подходы к построению личностно-ориентированных моделей образования, актуализируется их личностно-смысловая направленность, показаны компоненты содержания такого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные модели организации обучения»

УДК 37.022

Г.В. Нарыкова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный научно-исследовательский университет»,

г.Пермь nargw@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В российской системе образования в настоящий момент назрела проблема построения модели новой школы. Сфера образования находится в постоянном поиске приоритетных моделей организации обучения. Особое внимание уделяется личностно-ориентированным моделям образования. В статье представлены различные подходы к построению личностно-ориентированных моделей образования, актуализируется их личностно-смысловая направленность, показаны компоненты содержания такого образования.

Ключевые слова:

личностно-ориентированное обучение, модель организации обучения, систематическое академическое образование, культурное саморазвитие образовательная среда, субъектный опыт.

В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. Процесс обучения прошел ряд стадий: от догматического обучения, затем объяснительно-иллюстративного, до модели проблемно-развивающего типа, сущность которого заключается в подчиненности всех его частей и функций задаче гармоничного развития индивидуальности и воспитания личности.

Сегодня пересматриваются ценностные приоритеты в обществе, в том числе, и в образовании. В российской системе образования в настоящий момент назрела проблема построения модели школы как обновляющегося института в социальном и культурном контексте, в историческом видении школы. На разных уровнях обсуждается переход от «школы памяти» к «школе развития», субъектом которой выступает личность, способная разрешать разнообразные противоречия современной школы.

В связи с этим сфера образования находится в постоянном поиске приоритетных моделей организации обучения. Среди них - модель систематического академического образования, модель организации обучения, ориентированная на спектр образовательных услуг, культуротворческая и культурологическая модели.

Традиционная модель, или модель систематического академического образования ориентирована на государственную систему, на сохранение ее структурных компонентов, когда школы работают по единым программам с постоянным набором дисциплин. Модель предназначена для передачи подрастающему поколению базовых знаний, умений и навыков. То есть, традиционная модель представляет закрытое образовательное пространство с жестким формулированием целей, подбором содержания образования, учебных дисциплин, номенклатуры образовательных организаций, с централизованным управлением [2].

Ключевой дидактической единицей является содержание образования. Обучение больше воздействует на механизмы памяти, чем на развитие мышления. Обучающийся является объектом, которому передается база ЗУН, необходимая для жизнедеятельности в заданных социокультурных условиях. В рамках модели индивид формируется как часть коллективного целого. Цель такого образования - формирование личности с запрограммированными свойствами. Результаты его определяются уровнем обученности и социализированности.

Современное же общество нестабильно. Оно нуждается в мобильных, творческих людях, способных адекватно действовать во всех сферах жизнедеятельности. И характер систематического академического образования не может гарантировать личности адекватную самореализацию.

Поэтому наиболее актуальной сегодня является модель организации обучения, которая ориентирована на оказание разнообразных образовательных услуг. Она направлена на удовлетворение социальных потребностей и финансовых возможностей заказчика. Модель вариативна. Образовательные программы строятся по принципам здоровой конкуренции и свободного выбора. Реализуется модель в условиях негосударственных школ и вузов. Она максимально содействует адаптации обучающегося к условиям социума, к его ценностным и правовым установкам, однако не выполняет в полной мере требования, направленные на формирование творческой личности. Целевые установки данной модели не учитывают аксиологические аспекты становления личности [3].

В отличии от модели, ориентированной на спектр образовательных услуг, особенность культурологической модели организации обучения заключается в направленности на потребности культуры, а не на требования рынка. Главное условие культурологичекской модели - овладение духовными ценностями, что способствует индивиду становиться личностью. Данная модель обучения нацелена на усиление процессов гуманизации и гуманитаризации.

При проектировании образования важно учитывать следующие основные компоненты культурологического подхода (научная школа Е.В. Бондаревской). Это:

- ребенок - субъект, способный к культурному саморазвитию;

- педагог - посредник между ребенком и культурой: способен оказать помощь в его индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

- школа - целостное культурно-образовательное пространство;

- образование - культурный процесс, в ходе которого происходит поиск личностных смыслов (индивидуальные способности, целостное развитие и личностный рост, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт, сотрудничество учителя и учеников).

Цель культуротворческой модели - построение целостного образовательного пространства, способствующего подготовке разносторонне развитого выпускника школы. Образовательное пространство здесь - это модель общечеловеческой и индивидуально-личностной культуры. Опыт мировой культуры в рамках этой модели осваивается в процессе становления культурного самосознания обучающегося. Базовым принципом развития личности является целостность картины мира и человека в нем. Эту целостность определяют общеобразовательные и дополнительные учебные дисциплины. Такая модель создает адекватные условия для превращения спонтанной активности ребенка в опосредованную творческую деятельность.

Последние две модели можно определить, как личностно-ориентированные. Существуют различные подходы к построению личностно-ориентированных моделей образования.

Один из них - человекоцентрированный подход. Он отражает модель личностно-ориентированного образования. Человек, согласно утверждения американского психотерапевта К. Роджерса, является субъектом своей жизни, стремится к самостоятельности, ответственности. Приоритетным направлением развития человека К. Роджерс считает становление «полноценно функционирующей личности» и развитие гибкой, здоровой Я-концепции.

Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе субъектности (автор И.С. Якиманская). Согласно концепции, ученик является субъектом познавательной и предметной деятельности. Субъектный опыт приобретается самостоятельно вне учебного процесса. Для развития индивидуальных познавательных возможностей ученика учет особенностей такого опыта крайне важен

[4].

Центральное место в концепции занимает технология личностно-ориентированного обучения. Требования к технологии обучения сводятся к следующему:

• характер предъявления учебного материала должен соответствовать имеющемуся субъектному опыту ученика, который должен постоянно согласовываться с научным содержанием новых знаний;

• образовательный процесс обязательно должен включать такие элементы как проектирование, реализацию, оценку учения как субъектной деятельности, рефлексию.

Для развития и самореализации личности обучающегося, по определению И.С. Якиманской, нужна доступная разнообразная по содержанию образовательная среда.

Позиционно-дидактическая концепция (автор В.В. Сериков). В ее основе лежит идея, что личность

- это способность проявлять свои отношения к миру и самому себе, а не просто набор заданных качеств. Личностно-ориентированное образование способствует формированию таких личностных функций учащегося, как мотивация, выбор, самореализация, рефлексия и др. Главное условие для этого - создание личностно-ориентированной учебной, познавательной, жизненной ситуации, в которой личностные функции будут необходимы.

Данную задачу невозможно решить на репродуктивном уровне. Ребенок должен сам научиться находить проблему, устанавливать противоречие, находить собственное толкование изучаемого явления, определять причину своей ошибки, и т. д. Все это в полной мере и формирует субъектный опыт.

Центральное место в подходе В.В. Серикова отведено педагогической технологии «задача-диалог-игра». Она создает в личностно-ориентированном образовательном процессе ценностно-смысловое поле межсубъектного общения.

Сущность проективной модели личностно-ориентированного обучения (автор Н.И. Алексеев) состоит, с одной стороны, в индивидуальности каждого обучающегося, в неповторимости личности педагога и, с другой, в формировании самим учащимся своей личности посредством самоутверждения в культуре. Педагог, согласно этой модели, должен быть «проектировщиком».

В проективной модели учебные предметы условно разделены на три группы: структурно-ориентированные (математика, физика, биология, химия), позиционно-ориентированные (родной язык, иностранный язык, история), смысло-ориентированные (литература, предметы искусства). Усвоение структурно-ориентированных предметов идет через поиск «нового» знания, позиционно-ориентированных

- поиск инструментальных ориентиров, смысло-ориентированных - поиск смыслов (Я - в мире). Такая классификация учебных предметов дает возможность проектировать технологию, которая соответствует и задачам личностного развития учащихся, и возможностям их реализации.

Содержание личностно-ориентированного образования обязательно должно включать когнитивный, аксиологический, деятельностно-творческий и личностный компоненты.

Аксиологический компонент предполагает введение обучающихся в мир ценностей и помощь им в выборе личностных смыслов.

Цель когнитивного компонента - предоставление им возможности овладения научными знаниями.

Деятельностно-творческий нацелен на развитие творческих способностей и разнообразных способов деятельности.

Овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения предусматривает личностный компонент. Он также обеспечивает формирование жизненной позиции.

Поэтому постоянное обновление содержания образования должно усиливать его личностно-смысловую направленность. Перспективы обновления базируются на интеграции для создания единого поля смыслов, регионализации, включения в содержание индивидуального опыта обучающихся.

Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения должны отвечать таким характеристикам, как сотрудничество, диалогичность, сотворчество субъектов образовательного процесса, поддержка развития каждого ребенка, предоставление ему возможности для принятия самостоятельных решений.

Учителю в этом случае целесообразно опираться на ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству, придерживаться гуманной педагогической позиции, заботиться о физическом и духовном здоровье детей, систематически обогащать образовательную среду (культурно-информационную и предметно-развивающую), придавать содержанию обучения личностно-смысловую направленность, [1].

Реализовать такую систему отношений способен учитель с достаточно высоким уровнем общей и педагогической культуры.

Появление различных моделей личностно-ориентированного обучения означает отказ от установки

формирования заранее заданных свойств личности и обращение к разработке теории образования культуросообразного педагогического процесса, направленного на ее всестороннее развитие. Такое образование сможет обеспечить личностно-смысловое развитие учащихся, поддержать индивидуальность каждой детской личности, способной к самоизменению, культурному саморазвитию, самостоятельному решению жизненных проблем.

Список использованной литературы:

1. Артюхина М.Г. Ценности и приоритеты в современной парадигме образования // СГЗ. - 2012. - № 1. -С. 320-326.

2. Котова, Е. В. Государственные контролирующие органы в образовательных учреждениях / Е.В. Котова. - М.: Каро, 2014. - 272 с.

3. Растимешин, Дмитрий Муниципальные автономные некоммерческие организации в образовании / Дмитрий Растимешин. - М.: Агентство образовательного сотрудничества, 2014. - 875 с.

4. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996г

© Нарыкова Г.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.