УДК 378
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ Н.В. Березина1, В.А. Курина
Самарская государственная академия культуры и искусств, 443010, Самара, ул. Фрунзе, 167 E-mail: [email protected]
Рассматриваются теоретические основы личностно-ориентированного обучения; раскрывается понятийный аппарат; условия реализации личностно-ориентированного подхода в системе образования; показана ценность применения разноуровневых заданий; представлены особенности организации личностно-ориентированного занятия, его цели, замыслы и результаты.
Ключевые слова: личность, личностно-ориентированный подход, образовательные технологии.
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное обучение, которое учитывает индивидуальность обучающегося, его потенциальные возможности в приобретении знаний.
Систему обучения, при которой педагог не занимается натаскиванием обучающихся до определенного уровня усвоения, не принуждает их учить строго заданный материал, а оказывает помощь в их развитии, предложили создать представители гуманистической психологии К. Роджерс, Р. Берне и др. Целью такого обучения признается само развитие личности и самореализация без обязательной программы, без принуждения.
Идеи под названием «личностный подход» разрабатывали с начала 80-х гг. отечественные педагоги и психологи К.А. Абульханова, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, И.С. Якиманская и др. В дидактике это название уточнено как новый термин «личностно-ориентированное обучение». Подчеркнем, что у исследователей этой проблемы пока нет однозначного толкования данного понятия. Кроме того, с личностно-ориентированным подходом связывают такие дефиниции, как индивидуальный подход, индивидуализация обучения, субъектный опыт учащихся, стратегии познания, познавательный стиль обучающихся, обучающий стиль педагога, личностный подход, личностно-ориентированные образовательные технологии.
Необходимо разъяснить ряд операциональных ключевых понятий личностно-ориентированного образовательного процесса. Понятия «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения», казалось бы, идентичны понятию «личностно-ориентированное обучение». Однако разработчики последней проблемы находят как сходства, так и целый ряд отличий от ранее названных.
Анализируя различные представления исследований личностно-ориентированного подхода к обучению, можно найти в них много общего, а именно:
а) основным источником развития личности признается обучение;
б) личность формируется с заранее планируемыми заданными качествами и способностями;
в) развитие понимается как наращивание знаний, умений и навыков, овладение образцами поведения;
1 Наталья Владимировна Березина, аспирант, каф. психологии и педагогики. Вера Алексеевна Курина (д.п.н.), декан факультета культурологии и социально-культурных технологий, профессор, каф. психологии и педагогики
г) определение механизма усвоения обучающих воздействий выступает в качестве основного источника развития личности.
Все эти положения И.С. Якиманская находит не отвечающими современной идее личностно-ориентированного обучения. В них игнорируется неповторимый субъектный опыт индивида, на котором и строится личностно-ориентированный подход. Термин «субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый до обучения в конкретных условиях: семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей. Субъектный опыт принадлежит «конкретному человеку как носителю собственной биографии» [2].
Исходя из понятия субъектности обучающегося определяются и содержание, и методы (способы и приемы) учебного процесса, и, главное - стиль взаимоотношений педагога и обучающегося. Обучающийся признается равноправным с преподавателем партнером учебной деятельности. Здесь педагог не принуждает обучающегося изучать обязательный материал, а создает наилучшие (оптимальные) условия для саморазвития обучающегося.
Таким образом, под субъектным опытом понимается та часть личностного опыта обучающегося, которая относится к его собственным новообразованиям, индивидуальным смыслам и индивидуальным познавательным стратегиям.
Под личностно-ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность обучающегося и личность педагога выступают как его субъекты.
Целью такого образования является развитие личности обучающегося, его индивидуальности и неповторимости.
В процессе личностно-ориентированного обучения учитываются ценностные ориентации обучающегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения «педагог - обучающийся» построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Стратегиями познания здесь являются внутренние механизмы познавательных процессов, которые связаны с определенным видом деятельности и состоят из внутренней установки критерия достижения результата, операций по его достижению, теста процесса (сличения текущих результатов и заданного критерия) и фиксации результата деятельности.
Под познавательным стилем обучающихся понимаются их познавательные предпочтения на сенсорном, ценностном, смысловом уровнях, а также предпочтения к операциям логического мышления, познавательным стратегиям, содержанию, видам и формам познавательной деятельности.
Обучающим стилем преподавателя является интегративная характеристика профессиональной деятельности педагога, проявляющейся в проекции его собственных когнитивных и личностных предпочтений в реализации учебно-воспитательного процесса (обучающей деятельности).
Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности обучающегося. Именно этот подход определяет положение обучающегося в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-объектных отношений.
Личностный подход является ведущим в организации современного учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и с целостной личностью. Именно личность обучающегося и личность педагога - главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.
Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей [1, с. 33].
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в учебно-познавательном процессе. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей служит основой для всё более активного применения в рамках обучения личностно-ориентированной образовательной парадигмы.
Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения - от изучения обучающегося через осознание и коррекцию личности - и основано на когнитивных аспектах.
В личностно-ориентированном обучении предполагается, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Поэтому технология личностно-ориентированного обучения учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, что позволяет содействовать развитию его личности [2].
В связи с этим основная и очень ответственная задача личностно-ориентированного обучения - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. В концепции И.С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт обучающихся, их «окультуривание», превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам [2, с. 58].
Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего обучающемуся стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
Современные обучающиеся прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися.
Современное образование остро нуждается в гуманизации отношений между обучающимися и педагогами.
Нужно отметить, что личностно-ориентированное образование отличается от знаниевой парадигмы построения учебно-воспитательного процесса тем, что в личностно-ориентированном походе:
- обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия обучающегося;
- происходит выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения;
- организуется работа с познавательными стратегиями обучающихся в процессе познания;
используется дидактический материал, варьирующийся для обучающихся с разной успеваемостью;
- устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого обучающегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал;
- сложность учебного материала выбирается обучающимся и варьируется педагогом;
- обеспечивается активность каждого обучающегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей;
- педагог предоставляет возможность выбора обучающемуся групповой или самостоятельной работы;
- темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями обучающихся;
- происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии педагога и обучающихся;
- оценка познавательной деятельности сначала осуществляется обучающимся, затем преподавателем;
- организуется совместное использование педагогом и обучающимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов;
обеспечивается возможность выбора обучающимся объема, сложности и формы домашнего задания;
- книги для чтения выбираются обучающимися, а педагог согласует различный опыт обучающихся в процессе учебных занятий;
- преподаватель помогает осознать обучающимся их познавательные стратегии, организуя между обучающимися обмен стратегиями и способами познания;
- обучающийся изначально является автором различных видов творчества (особенно в различных видах искусства), а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры;
- обеспечивается согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем обучающихся.
Так как при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности, то осуществление личностно-ориентированного подхода в любой системе образования возможно при соблюдении следующих условий:
- наличие комфортных условий обучения;
- осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
- формирование и развитие мышления;
- учёт уровня способностей и возможностей каждого обучающегося в процессе обучения;
- адаптация учебного процесса к особенностям групп обучающихся.
С учетом названных условий можно сконструировать модель личностно-ориентированного обучения, которая отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а также реализует принципы гуманитарного образования, способствующие развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.
Общепризнано, что в образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний. При этом целью образовательного процесса, с позиции психологии, является развитие, коррекция обучаемости как познавательной способности, оценка уровня ее проявления (повышенно-пониженная обучаемость), анализ особенностей ее становления у одаренных обучающихся и с различными нарушениями развития.
Проведенное исследование наиболее широко известных и хорошо зарекомендовавших себя в педагогической практике личностно-ориентированных
технологий показало, что технологии развивающего обучения могут служить начальной базой для построения и реализации личностно-ориентированного подхода к познавательной деятельности студентов. Особый интерес с этой точки зрения представляют следующие позиции личностно-ориентированного обучения:
задействование студентов в индивидуальном целеполагании и составлении плана занятия;
- свобода выбора студентами различных форм обучения;
- выбор обучающимися предметного содержания различной сложности;
- оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;
- формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;
- использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;
- изучение и формирование творческой деятельности;
- использование эвристических методов обучения как способа учета индивидуальных приемов познания.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому студенту возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Средствами развития интеллектуальных способностей студентов при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление студенту возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.
Нужно подчеркнуть ценность применения разноуровневых заданий, которая заключается в следующем:
- предложение выбора задания способствует созданию для студента ситуации успеха;
- овладение уровневым подходом дает возможность преподавателю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития обучающихся;
- учет индивидуальных особенностей студентов позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого обучающегося в рамках личностно-ориентированного обучения;
- применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков обучающихся;
- такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших результатов.
В результате личностно-ориентированного подхода отмечаются следующие позитивные изменения в учебно-познавательном процессе:
- обеспечивается повышение качества образования;
обеспечивается благоприятная эмоциональная атмосфера, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности;
- педагог осуществляет индивидуальный подход к студентам, подбирая учебный материал исходя из их возможностей;
анализ работ позволяет преподавателю сделать вывод об уровне и динамике усвоения знаний обучающимися и их личностном развитии, отследить результативность своего труда.
В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: студенты осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям. Реализуются следующие замыслы:
на занятии происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности;
- серьёзное внимание уделено развитию мотивационной сферы, в связи с чем образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями;
- созданы условия для проявления познавательной активности обучающихся;
- применяются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности;
- деятельность студентов ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка);
- повышена степень самостоятельности в учебной деятельности, реализованы стратегии сотрудничества, фронтальная работа с аудиторией сочетается с групповыми формами деятельности;
- используется дидактический материал, позволяющий студентам выбирать наиболее значимые виды и формы учебного материала;
- создана атмосфера заинтересованности каждого студента в работе группы;
- на занятии созданы условия для достижения успеха каждым студентом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Социологический портрет Пермского края: региональные социокультурные традиции в условиях политико-административных инноваций: монография / Авт. колл.: Е.Б.
Плотникова, Н.В. Борисова, И.А. Германов, Н.А. Несевря, Л.А. Хачатрян, В.Г. Попов; под. общ. ред. Е.Б. Плотниковой и Н.В. Борисовой; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2008. - 164 с.
2. Якиманская И.С. Разборка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 31-42.
Поступила в редакцию 11/II/2010; в окончательном варианте - 18/111/2010.
UDC: 378
PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN TRAINING OF SPECIALIST IN HUMANITARIAN UNIVERSITIES
N.B. Berezina, V.A. Kurina Samara State Academy of Culture and Arts 167 Frunze Str., Samara, 443010 E-mail: [email protected]
This article is dealt with theoretical foundations of student-centered learning; reveal conceptual apparatus; conditions for implementing student-centered approach in the education system; shows the value of applying differently leveled tasks; represented institutional features student-centered activities, its purpose, ideas and results.
Key words: personality, personality-oriented approach, educational methods.
Original article submitted 11/II/2010; revision submitted - 18/III/2010.
Natalya B. Berezina, PhD student, Dept. Psychology and Pedagogy. Vera A. Kurina (Doctor of Education), Dean of Cultural studies and Social and Cultural Technologies Faculty, Professor, Dept. Psychology and Pedagogy