Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход в подготовке специалистов в гуманитарных вузах'

Личностно-ориентированный подход в подготовке специалистов в гуманитарных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Н. В., Курина В. А.

Рассматриваются теоретические основы личностно-ориентированного обучения; раскрывается понятийный аппарат; условия реализации личностно-ориентированного подхода в системе образования; показана ценность применения разноуровневых заданий; представлены особенности организации личностно-ориентированного занятия, его цели, замыслы и результаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход в подготовке специалистов в гуманитарных вузах»

УДК 378

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ Н.В. Березина1, В.А. Курина

Самарская государственная академия культуры и искусств, 443010, Самара, ул. Фрунзе, 167 E-mail: kurina06@mail.ru

Рассматриваются теоретические основы личностно-ориентированного обучения; раскрывается понятийный аппарат; условия реализации личностно-ориентированного подхода в системе образования; показана ценность применения разноуровневых заданий; представлены особенности организации личностно-ориентированного занятия, его цели, замыслы и результаты.

Ключевые слова: личность, личностно-ориентированный подход, образовательные технологии.

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное обучение, которое учитывает индивидуальность обучающегося, его потенциальные возможности в приобретении знаний.

Систему обучения, при которой педагог не занимается натаскиванием обучающихся до определенного уровня усвоения, не принуждает их учить строго заданный материал, а оказывает помощь в их развитии, предложили создать представители гуманистической психологии К. Роджерс, Р. Берне и др. Целью такого обучения признается само развитие личности и самореализация без обязательной программы, без принуждения.

Идеи под названием «личностный подход» разрабатывали с начала 80-х гг. отечественные педагоги и психологи К.А. Абульханова, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, И.С. Якиманская и др. В дидактике это название уточнено как новый термин «личностно-ориентированное обучение». Подчеркнем, что у исследователей этой проблемы пока нет однозначного толкования данного понятия. Кроме того, с личностно-ориентированным подходом связывают такие дефиниции, как индивидуальный подход, индивидуализация обучения, субъектный опыт учащихся, стратегии познания, познавательный стиль обучающихся, обучающий стиль педагога, личностный подход, личностно-ориентированные образовательные технологии.

Необходимо разъяснить ряд операциональных ключевых понятий личностно-ориентированного образовательного процесса. Понятия «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения», казалось бы, идентичны понятию «личностно-ориентированное обучение». Однако разработчики последней проблемы находят как сходства, так и целый ряд отличий от ранее названных.

Анализируя различные представления исследований личностно-ориентированного подхода к обучению, можно найти в них много общего, а именно:

а) основным источником развития личности признается обучение;

б) личность формируется с заранее планируемыми заданными качествами и способностями;

в) развитие понимается как наращивание знаний, умений и навыков, овладение образцами поведения;

1 Наталья Владимировна Березина, аспирант, каф. психологии и педагогики. Вера Алексеевна Курина (д.п.н.), декан факультета культурологии и социально-культурных технологий, профессор, каф. психологии и педагогики

г) определение механизма усвоения обучающих воздействий выступает в качестве основного источника развития личности.

Все эти положения И.С. Якиманская находит не отвечающими современной идее личностно-ориентированного обучения. В них игнорируется неповторимый субъектный опыт индивида, на котором и строится личностно-ориентированный подход. Термин «субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый до обучения в конкретных условиях: семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей. Субъектный опыт принадлежит «конкретному человеку как носителю собственной биографии» [2].

Исходя из понятия субъектности обучающегося определяются и содержание, и методы (способы и приемы) учебного процесса, и, главное - стиль взаимоотношений педагога и обучающегося. Обучающийся признается равноправным с преподавателем партнером учебной деятельности. Здесь педагог не принуждает обучающегося изучать обязательный материал, а создает наилучшие (оптимальные) условия для саморазвития обучающегося.

Таким образом, под субъектным опытом понимается та часть личностного опыта обучающегося, которая относится к его собственным новообразованиям, индивидуальным смыслам и индивидуальным познавательным стратегиям.

Под личностно-ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность обучающегося и личность педагога выступают как его субъекты.

Целью такого образования является развитие личности обучающегося, его индивидуальности и неповторимости.

В процессе личностно-ориентированного обучения учитываются ценностные ориентации обучающегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения «педагог - обучающийся» построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Стратегиями познания здесь являются внутренние механизмы познавательных процессов, которые связаны с определенным видом деятельности и состоят из внутренней установки критерия достижения результата, операций по его достижению, теста процесса (сличения текущих результатов и заданного критерия) и фиксации результата деятельности.

Под познавательным стилем обучающихся понимаются их познавательные предпочтения на сенсорном, ценностном, смысловом уровнях, а также предпочтения к операциям логического мышления, познавательным стратегиям, содержанию, видам и формам познавательной деятельности.

Обучающим стилем преподавателя является интегративная характеристика профессиональной деятельности педагога, проявляющейся в проекции его собственных когнитивных и личностных предпочтений в реализации учебно-воспитательного процесса (обучающей деятельности).

Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности обучающегося. Именно этот подход определяет положение обучающегося в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-объектных отношений.

Личностный подход является ведущим в организации современного учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и с целостной личностью. Именно личность обучающегося и личность педагога - главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей [1, с. 33].

Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в учебно-познавательном процессе. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей служит основой для всё более активного применения в рамках обучения личностно-ориентированной образовательной парадигмы.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения - от изучения обучающегося через осознание и коррекцию личности - и основано на когнитивных аспектах.

В личностно-ориентированном обучении предполагается, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Поэтому технология личностно-ориентированного обучения учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, что позволяет содействовать развитию его личности [2].

В связи с этим основная и очень ответственная задача личностно-ориентированного обучения - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. В концепции И.С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт обучающихся, их «окультуривание», превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам [2, с. 58].

Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего обучающемуся стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Современные обучающиеся прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися.

Современное образование остро нуждается в гуманизации отношений между обучающимися и педагогами.

Нужно отметить, что личностно-ориентированное образование отличается от знаниевой парадигмы построения учебно-воспитательного процесса тем, что в личностно-ориентированном походе:

- обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия обучающегося;

- происходит выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения;

- организуется работа с познавательными стратегиями обучающихся в процессе познания;

используется дидактический материал, варьирующийся для обучающихся с разной успеваемостью;

- устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого обучающегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал;

- сложность учебного материала выбирается обучающимся и варьируется педагогом;

- обеспечивается активность каждого обучающегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей;

- педагог предоставляет возможность выбора обучающемуся групповой или самостоятельной работы;

- темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями обучающихся;

- происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии педагога и обучающихся;

- оценка познавательной деятельности сначала осуществляется обучающимся, затем преподавателем;

- организуется совместное использование педагогом и обучающимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов;

обеспечивается возможность выбора обучающимся объема, сложности и формы домашнего задания;

- книги для чтения выбираются обучающимися, а педагог согласует различный опыт обучающихся в процессе учебных занятий;

- преподаватель помогает осознать обучающимся их познавательные стратегии, организуя между обучающимися обмен стратегиями и способами познания;

- обучающийся изначально является автором различных видов творчества (особенно в различных видах искусства), а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры;

- обеспечивается согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем обучающихся.

Так как при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности, то осуществление личностно-ориентированного подхода в любой системе образования возможно при соблюдении следующих условий:

- наличие комфортных условий обучения;

- осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

- формирование и развитие мышления;

- учёт уровня способностей и возможностей каждого обучающегося в процессе обучения;

- адаптация учебного процесса к особенностям групп обучающихся.

С учетом названных условий можно сконструировать модель личностно-ориентированного обучения, которая отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а также реализует принципы гуманитарного образования, способствующие развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.

Общепризнано, что в образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний. При этом целью образовательного процесса, с позиции психологии, является развитие, коррекция обучаемости как познавательной способности, оценка уровня ее проявления (повышенно-пониженная обучаемость), анализ особенностей ее становления у одаренных обучающихся и с различными нарушениями развития.

Проведенное исследование наиболее широко известных и хорошо зарекомендовавших себя в педагогической практике личностно-ориентированных

технологий показало, что технологии развивающего обучения могут служить начальной базой для построения и реализации личностно-ориентированного подхода к познавательной деятельности студентов. Особый интерес с этой точки зрения представляют следующие позиции личностно-ориентированного обучения:

задействование студентов в индивидуальном целеполагании и составлении плана занятия;

- свобода выбора студентами различных форм обучения;

- выбор обучающимися предметного содержания различной сложности;

- оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;

- формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;

- использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;

- изучение и формирование творческой деятельности;

- использование эвристических методов обучения как способа учета индивидуальных приемов познания.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому студенту возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.

Средствами развития интеллектуальных способностей студентов при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление студенту возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.

Нужно подчеркнуть ценность применения разноуровневых заданий, которая заключается в следующем:

- предложение выбора задания способствует созданию для студента ситуации успеха;

- овладение уровневым подходом дает возможность преподавателю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития обучающихся;

- учет индивидуальных особенностей студентов позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого обучающегося в рамках личностно-ориентированного обучения;

- применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков обучающихся;

- такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших результатов.

В результате личностно-ориентированного подхода отмечаются следующие позитивные изменения в учебно-познавательном процессе:

- обеспечивается повышение качества образования;

обеспечивается благоприятная эмоциональная атмосфера, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности;

- педагог осуществляет индивидуальный подход к студентам, подбирая учебный материал исходя из их возможностей;

анализ работ позволяет преподавателю сделать вывод об уровне и динамике усвоения знаний обучающимися и их личностном развитии, отследить результативность своего труда.

В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: студенты осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям. Реализуются следующие замыслы:

на занятии происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности;

- серьёзное внимание уделено развитию мотивационной сферы, в связи с чем образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями;

- созданы условия для проявления познавательной активности обучающихся;

- применяются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности;

- деятельность студентов ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка);

- повышена степень самостоятельности в учебной деятельности, реализованы стратегии сотрудничества, фронтальная работа с аудиторией сочетается с групповыми формами деятельности;

- используется дидактический материал, позволяющий студентам выбирать наиболее значимые виды и формы учебного материала;

- создана атмосфера заинтересованности каждого студента в работе группы;

- на занятии созданы условия для достижения успеха каждым студентом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Социологический портрет Пермского края: региональные социокультурные традиции в условиях политико-административных инноваций: монография / Авт. колл.: Е.Б.

Плотникова, Н.В. Борисова, И.А. Германов, Н.А. Несевря, Л.А. Хачатрян, В.Г. Попов; под. общ. ред. Е.Б. Плотниковой и Н.В. Борисовой; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2008. - 164 с.

2. Якиманская И.С. Разборка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 31-42.

Поступила в редакцию 11/II/2010; в окончательном варианте - 18/111/2010.

UDC: 378

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN TRAINING OF SPECIALIST IN HUMANITARIAN UNIVERSITIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.B. Berezina, V.A. Kurina Samara State Academy of Culture and Arts 167 Frunze Str., Samara, 443010 E-mail: kurina06@mail.ru

This article is dealt with theoretical foundations of student-centered learning; reveal conceptual apparatus; conditions for implementing student-centered approach in the education system; shows the value of applying differently leveled tasks; represented institutional features student-centered activities, its purpose, ideas and results.

Key words: personality, personality-oriented approach, educational methods.

Original article submitted 11/II/2010; revision submitted - 18/III/2010.

Natalya B. Berezina, PhD student, Dept. Psychology and Pedagogy. Vera A. Kurina (Doctor of Education), Dean of Cultural studies and Social and Cultural Technologies Faculty, Professor, Dept. Psychology and Pedagogy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.