Научная статья на тему 'Современные миграционные процессы на постсоветском пространстве'

Современные миграционные процессы на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сулягина Ю. О.

В первой части статьи раскрываются особенности миграционных процессов на постсоветском пространстве обосновываются негативные последствия миграции, которые связаны, прежде всего, с несоблюдением социальных и трудовых прав мигрантов, невозможностью реализации личного квалификационного потенциала, дискриминацией, социальной изоляцией. Во второй части статьи автор характеризует новые векторы миграционных процессов, анализирует факторы интеграции мигрантов в новое этнокультурное сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные миграционные процессы на постсоветском пространстве»

Ю. О. Сулягина,

кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии РГСУ

J.O. Sulyagina,

candidate ofSocial Sciences, Department of State, municipal management and

social engineering RSSU E-mail:yulas1@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Modern migration processes in the post-Soviet space

Аннотация: в первой части статьи раскрываются особенности миграционных процессов на постсоветском пространстве обосновываются негативные последствия миграции, которые связаны, прежде всего, с несоблюдением социальных и трудовых прав мигрантов, невозможностью реализации личного квалификационного потенциала, дискриминацией, социальной изоляцией. Во второй части статьи автор характеризует новые векторы миграционных процессов, анализирует факторы интеграции мигрантов в новое этнокультурное сообщество.

Annotation. In the first part of the article describes the peculiarities of migration processes in the post-Soviet space is justified negative effects of migration, which are associated primarily with compliance with social and labour rights of migrants, the impossibility of the realization of personal potential qualifications, discrimination, social exclusion. In the second part of the article the author characterizes the new vectors of migration processes, analyzes the factors of integration of migrants into new ethnic and cultural community.

Ключевые слова: постсоветское пространство, миграционные процессы, трудовая миграция, миграционный режим, миграционный баланс, миграционная политика.

Keywords. Former Soviet Union, migration processes, labor migration, migration regime, the migration balance, migration policy.

В течение двух десятилетий постсоветского развития новые независимые государства оказались вовлечены в интенсивные миграционные процессы. До 80% миграционных передвижений происходит внутри стран СНГ. Этому во многом способствует существование безвизового режима пересечения границ между большинством стран СНГ, а смену вынужденным этнически детерминированным миграциям 1990-х гг. пришла экономически мотивированная трудовая миграция. Россия и Казахстан выступают основными принимающими странами, в то время как Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан по прежнему являются основными странами-"поставщиками" мигрантов. К началу XXI века новые независимые государства оказались связанными отношениями миграционной

взаимозависимости, когда миграция становится важным, а для многих из нихбезальтернативным ресурсом развития при существующих между ними различиях в уровне и темпах экономического роста и емкости национальных рынков труда. Фактически на постсоветском пространстве сформировалась Евразийская миграционная система, объединяющая страны устойчивыми и масштабными миграционными потоками. [2, с. 153]

С одной стороны, участие в процессах международной миграции имеет несомненные позитивные последствия. Оно позволяет странам СНГ смягчать остроту своих экономических, демографических и социальных проблем, способствуя снижению напряженности на рынке труда, сокращению бедности, поддержанию социальной стабильности. А сами мигранты в результате миграции получают возможность повысить уровень жизни - своей и своей семьи, получить более высокие заработки, новые профессиональные навыки, основать собственный бизнес и т.д.

С другой стороны, миграциясопровождается негативными последствиями. Длястран въезда это - деформация рынка труда вследствие нарушения равновесия спроса и предложения рабочей силы в отдельных регионах, по определённым профессиям и квалификации, распространениенерегистрируемой занятости мигрантов итеневых форм ихтрудоустройства и как результат - нарушение принципа справедливой конкуренции на рынке труда, и недополучение налогов бюджетами, а также нарастание ксенофобии, создании проблем развития собственных трудовых ресурсов [1. с.27]. Для стран выезда это - образование дефицита трудовых ресурсов в ряде секторов национальной экономики, отток квалифицированных кадров, разрушение традиционных семейных норм и связей, снижение воспитательной роли родителей-мигрантов. Для мигрантов негативные последствия миграции связаны, прежде всего, с несоблюдением их социальных и трудовых прав, невозможностью реализации личногоквалификационного потенциала, дискриминацией, социальной изоляцией, депривацией, ухудшением здоровья.

Основной причиной негативных проявлений, связанных с международной миграцией, является непоследовательная миграционная политика постсоветских государств, прежде всего России, и неэффективное межгосударственное сотрудничество в миграционной сфере, что привело к тому, что даже спустя два десятилетия после распада СССР миграционные потоки носят преимущественно неорганизованный характер. В результате доминирующей формой миграционного движения между странами СНГ являетсянелегальная миграция и нерегистрируемая занятость мигрантов. [3, с. 271]

Игнорирование политики интеграции мигрантов в постсоветских странах, в частности в России, привело к росту ксенофобии, межэтнической напряженности, возникновению изолированных мигрантских сообществ. Эти тенденции усиливаются общей политической "философией антимиграционизма" в стране и антимигрантской риторикой российских СМИ.

В результате миграция воспринимается и в обществе, и среди политиков постсоветских государств не столько как ресурс развития страны, сколько как угроза существующей культуре, устоявшемуся образу жизни и национальной безопасности. Миграционная тема успела обрасти мифами и стереотипами, на основе которых зачастую принимаются решения в сфере миграционной политики.

В миграционных потоках есть группы лиц, которые оказываются наиболее уязвимыми перед лицом проблем, сопряженных с участием в миграциях. В частности, это дети-мигранты, перед которыми с особой остротой встает вопрос адаптации, получения образования и социального обеспечения. Проблемы эти возрастают многократно, если родители этих детей - мигранты с неурегулированным статусом. [4]

Направления миграционных потоков на постсоветском пространстве постепенно диверсифицируются. Формируются новые векторы трудовой миграции вовне - в страны ЕС, в регион Ближнего Востока, Китай, Южную Корею, Пакистан. В перспективе это может привести к сокращению миграционного потенциала стран СНГ, направленного "внутрь региона", усилению конкуренции за трудовые ресурсы, что является стимулом для оптимизации миграционной политики основных принимающих стран.

Приток китайских мигрантов становится все более заметным явлением в России, Казахстане, Беларуси, Азербайджане и некоторых других странах СНГ. Тот факт, что китайские мигранты успешно осваиваются на рынках труда даже таких трудоизбыточных стран как Таджикистан и Кыргызстан и северокавказских республик России, говорит об эффективности политики внешнеэкономической экспансии Китая под лозунгом "идти вовне".Это придает особую значимость согласованной политике стран СНГ в отношении китайской миграции.

Межгосударственные многосторонние и двусторонние соглашения в области трудовой миграции в странах СНГ носят по преимуществу слишком общий или декларативный характер. Не будучи детализированными в конкретных программах сотрудничества и не находя отражения в гармонизации миграционных законодательств, эти соглашения не оказывают влияния на налаживание реального партнерства в миграционной сфере, расширение легальных каналов трудоустройства, обеспечение реальной защиты прав мигрантов и борьбу с нелегальной миграцией.

Коррупция в миграционной сфере приобрела на постсоветском пространстве такой размах, что она фактически дискредитирует все, даже самые разумные шаги, направленные на совершенствование управления миграционными потоками. В России установленные законом прозрачные процедуры получения разрешений постоянно нарушаются теневыми посредническими структурами, которые невозможно обойти. Так, квоты на привлечение иностранной рабочей силы превратились в объект купли-продажи. Применение такой эффективной меры борьбы с нелегальной миграцией как высокие штрафы для работодателей, уличенных в незаконном

найме иностранных работников, обесценивается возможностью откупиться от проверяющих их чиновников.

Тем не менее, трудовая миграция все равно остается важнейшим фактором интеграции стран постсоветского пространства. Уже второе десятилетие мигранты голосуют ногами за единое миграционное пространство. Рынок труда России по сути превратился в ключевой рынок труда в рамках постсоветского пространства. Денежные переводы мигрантов играют важную роль в сохранении социальной стабильности в странах происхождения. Таким образом, трудовая миграция является реальным фактором устойчивости развития всего постсоветского пространства.

В настоящее время наблюдается качественный перелом в оценке роли миграции в развитии стран СНГ и формировании нового подхода к управлению миграционными процессами - более активного, целеполагающего и стимулирующего. Реальный шаг в движении к созданию единого регионального рынка труда был сделан ещё в 2010 году подписанием двух соглашений в рамках Единого экономического пространства стран Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия) - Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей и Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих стран. Эти соглашения, хотелось бы верить, способны перевести на новый качественный уровень интеграционные процессы, а также задать новую динамику по созданию единого рынка труда на постсоветском пространстве.

Литература

1 Виниченко М.В. Проблемные вопросы развития российских трудовых ресурсов в современных условиях. Социальная политика и социология. 2010. № 5 (59). С. 25-34.

2 Миграционная ситуация в странах СНГ/ Под ред. Ж.А.Зайончковской. М., 2009.

3 Сулягина Ю.О. Факторы этнических конфликтов и правила управленческого регулирования. Социальная политика и социология. 2010. № 5 (59). С. 265-274.

4 Kataeva V.I., Kaurova O.V., Koludarova S.V., Sulyagina J.O., Fomicheva T.V., Kryukova E.M. Barries of inequality in social institutions of Russia. Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Т. 12. № 3. С. 2813-2820.

5 Мельничук Ю.А., Матросова А. Трудовая книжка: история, политика работы и зарубежный опыт. // Новое поколение. 2014. № 7. С. 183-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.