Научная статья на тему 'Современные межгосударственные отношения Канады и Российской Федерации: договорно-правовой аспект'

Современные межгосударственные отношения Канады и Российской Федерации: договорно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1435
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КАНАДА / РОССИЙСКО-КАНАДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОГОВОРНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / В. ПУТИН / Ж. КРЕТЬЕН / П. МАРТИН / С. ХАРПЕР / RUSSIAN FEDERATION / CANADA / RUSSIAN-CANADIAN RELATIONS / CONTRACTUAL LEGAL FRAMEWORK / INTERNATIONAL SECURITY / VLADIMIR PUTIN / JEAN CHRETIEN / PAUL MARTIN / STEPHEN HARPER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пеньковцев Роман Владимирович, Абдуллин Айрат Шавкатович

В статье рассматривается развитие межгосударственных отношений Канады и Российской Федерации в начале XXI века. Основой исследования послужила значительно расширившаяся в последние годы российско-канадская договорно-правовая база. Особое внимание уделяется российско-канадскому сотрудничеству в сферах международной безопасности и энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views the development of intergovernmental relations of Canada and Russian Federation in early 21st century. The research is based on the Russian-Canadian contractual legal framework, which has considerably expanded lately. Special attention is paid to Russian-Canadian cooperation in the sphere of international security and power engineering.

Текст научной работы на тему «Современные межгосударственные отношения Канады и Российской Федерации: договорно-правовой аспект»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 1 Гуманитарные науки 2010

УДК 327

СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАНАДЫ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДОГОВОРНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Р.В. Пеньковцев, А.Ш. Абдуллин

Аннотация

В статье рассматривается развитие межгосударственных отношений Канады и Российской Федерации в начале XXI века. Основой исследования послужила значительно расширившаяся в последние годы российско-канадская договорно-правовая база. Особое внимание уделяется российско-канадскому сотрудничеству в сферах международной безопасности и энергетики.

Ключевые слова: Российская Федерация, Канада, российско-канадские отношения, договорно-правовая база, международная безопасность, В. Путин, Ж. Кретьен, П. Мартин, С. Харпер.

На протяжении многих лет канадско-российские отношения развивались очень медленно и долгое время находились в стагнации. Это было обусловлено множеством факторов - как политическими и экономическими разногласиями, так и геополитическим месторасположением. Между тем Канаду и Россию традиционно называют странами-близнецами, так как они являются двумя крупнейшими по территории государствами современного мира. К тому же мы соседи, хотя наша «общая граница» представляет собой даже не линию, а просто географическую точку - Северный полюс, где сходятся условные границы арктических полярных секторов наших стран. К сожалению, до последнего времени интерес отечественных исследователей к проблемам канадско-российских отношений оставался не слишком высоким. Появление лишь отдельных монографий и сборников документов в целом не удовлетворяет потребностям динамично развивающихся связей между нашими государствами. Некоторой компенсацией могут служить материалы глобальной сети Интернет, особенно в отношении договорно-правовой базы современных канадско-российских отношений.

Канада и Россия на рубеже ХХ - ХХ1 веков активно развивали отношения по широкому ряду аспектов: от вопросов, касающихся экономического сотрудничества, до проблем противодействия терроризму и обеспечения безопасности. Расширился спектр партнерства в экономике и энергетической сфере. Среди задач канадской внешней политики в России можно выделить ряд важных проблем в области безопасности, энергетики, борьбы с инфекционными заболеваниями и образования. Эти особые обстоятельства, безусловно, обеспечивали влияние Канады в России и общность интересов двух стран.

В последние годы канадско-российское взаимодействие значительно продвинулось вперед, обогатившись новыми формами и направлениями. Канада и Россия разработали целенаправленную программу визитов и встреч на министерском и высоком уровнях с чётко определёнными целями для обеспечения более развитой структуры отношений, причем упор был сделан на ключевые проблемы и сферы обоюдной заинтересованности - международные отношения, оборону, торговлю и инвестиции, современные технологии, окружающую среду, социальные проблемы и культуру. Стороны регулярно консультировались по основным международным и региональным проблемам, как на двусторонней основе, так и на многосторонних форумах, таких, как ООН, ОБСЕ, «Большая восьмёрка» (далее - «восьмерка»), НАТО и др.

Официальные межгосударственные отношения России и Канады были установлены 25 декабря 1991 г. Сегодня канадско-российские отношения имеют развитую договорную основу, включающую политический «Договор о согласии и сотрудничестве» [1, р. 205-206]. Серия экономических соглашений представлена договорами о торговых отношениях, экономическом сотрудничестве, поощрении и взаимной защите капиталовложений, избежании двойного налогообложения. Базу отраслевого взаимодействия составляют: межправительственное «Соглашение о сотрудничестве по вопросам окружающей среды», межправительственное «Соглашение о сотрудничестве в Арктике и на Севере», «Меморандум о сотрудничестве в области сельского хозяйства», «Совместное заявление о принципах сотрудничества в области конверсии оборонной промышленности».

В рамках официального визита Президента России В.В. Путина в Канаду в декабре 2000 г. было подписано межправительственное «Соглашение о принципах и основах сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями и территориями Канады» [2]. Сотрудничество между регионами является важной составной частью отношений между Российской Федерацией и Канадой, так как резкий рост товарооборота между двумя странами станет хорошим результатом переговоров уже на следующий год и основная его часть будет приходиться именно на регионы России и провинции Канады. Зачастую как раз экономические аспекты и бизнес, а не политические договоренности способствовали укреплению добрых отношений и взаимопонимания между канадским и российским народами. В последующие годы мы увидим, что Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел и международной торговли Канады по мере необходимости осуществляли между собой соответствующие контакты и консультации в данной сфере и делали это достаточно корректно.

В ходе этого же визита было подписано «Соглашение о воздушном сообщении» [3]. Были приняты решения по тарифам авиационной безопасности и условиям разрешения споров. Необходимо отметить, что канадская делегация настаивала на том, что тарифы на перевозку по договорным линиям на территории РФ должны устанавливаться в разумных пределах, с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, разумную прибыль, параметры обслуживания и интересы клиентов. Обсудили взимание сборов и других платежей за пользование аэропортами, включая их сооружения, а также

любых платежей за пользование воздушными трассами, средствами обслуживания воздушного движения и аэронавигационными средствами.

В 2000 г. вступил в силу «Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам» [4]. Ранее он был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации РФ. Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам был ратифицирован еще в 1997 г., но, по-видимому, его решили приурочить к приезду канадской делегации в мае 2000 г.

Важной вехой в развитии отношений Канады и России стало «Совместное заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Канады о сотрудничестве в области стратегической стабильности», подписанное в декабре 2000 г. в Оттаве. Российская Федерация и Канада согласились в том, что Договор по ПРО (1972 г.) является краеугольным камнем стратегической стабильности и важной основой международных усилий по ядерному разоружению и нераспространению вооружений [1, р. 211]. Обе стороны выразили надежду на скорейшее вступление в силу и выполнение в полном объеме Договора СНВ-2. Они также выразили надежду на скорое заключение Договора СНВ-3, предусматривающего радикально пониженные уровни стратегических наступательных вооружений в условиях сохранения и укрепления Договора по ПРО. Вопрос о том, помешает или не помешает Соединенным Штатам совместная позиция Канады и России по проблеме НПРО, выраженная в совместном заявлении, судя по всему, надо адресовать американской стороне. Но на тот момент американская администрация воздержалась от высказываний, так как только начала формироваться, а Канада посчитала, что она смогла бы играть роль политического посредника между Россией и Соединенными Штатами по этой проблематике. Причем Канада не только может, но и имеет полное право выступать в качестве такого посредника потому, что находится между двумя частями Соединенных Штатов [5, с. 14].

Поднимался также вопрос о решимости содействовать повышению эффективности ООН и ее ключевого органа - Совета Безопасности - в деле поддержания международного мира и безопасности. Обсуждалась проблема коллективного поиска путей повышения способности международного сообщества эффективно реагировать на острые кризисные ситуации, в том числе гуманитарного характера, в соответствии с Уставом ООН, решениями Совета Безопасности, нормами и принципами международного права. Однако в связи с этим необходима четкая работа по обеспечению имплементации согласованных Советом Безопасности (как это определено в Резолюции 1327 Совета Безопасности) и Спецкомитетом ООН по операциям по поддержанию мира рекомендаций доклада «Группы Брахими» по миротворческим операциям ООН [6, с. 25-26].

Не менее важным был вопрос активизации текущего диалога НАТО - Россия и работы Совместного постоянного совета, как это изложено в «Основополагающем акте Россия - НАТО». Стороны изложили свое видение путей содействия партнерству НАТО - Россия и отметили успешное взаимодействие вооруженных сил НАТО и России на Балканах. Освещая эти тезисы, нужно отметить, что делегации подчеркнули необходимость тесного сотрудничества в рамках СПС (Совместного постоянного совета), аргументируя тем, что это мо-

жет внести важный вклад в дело обеспечения мировой безопасности и стабильности. Стороны также придают особое значение ОБСЕ как всеобъемлющей региональной организации для проведения консультаций, принятия решений и сотрудничества. Делегации отметили ее ключевой вклад в дело развития пространства равной безопасности на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности [7, р. 437-438].

На встрече в Оттаве в 2000 г. российская сторона подтвердила свою приверженность принципам, нормам и обязательствам, зафиксированным в документах ОБСЕ. Однако она заявила, что полная реализация потенциала ОБСЕ в военно-политическом, экономическом, экологическом и гуманитарном измерениях безопасности без региональной избирательности позволила бы более эффективно реагировать на вызовы международной безопасности, включая международный терроризм, воинственный экстремизм, организованную преступность и оборот наркотиков, а также защищать права национальных меньшинств и содействовать их осуществлению, предотвращая таким образом межэтнические конфликты [8].

Нетрудно заметить, что на переговорах, как на Оттавской, так и на Московской конференциях, мнения и суждения сторон были достаточно противоречивыми. Но, что примечательно, это не помешало развитию российско-канадского взаимодействия в рамках международных операций под эгидой ООН, направленных на укрепление региональной безопасности и стабильности и безопасности личности. В некоторых случаях Россия искренне подтверждала свой позитивный подход, в частности, к Оттавской конвенции по запрещению применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, а под конец встречи В. В. Путин заявил о своем намерении присоединиться к данной конвенции в соответствующее время, ведь Канада неоднократно заявляла о своем желании сотрудничать с Российской Федерацией в совместных начинаниях по гуманитарному разминированию и уничтожению запасов противопехотных мин.

Еще одним важным пунктом в переговорах стало обсуждение прав человека и безопасности личности в широком и всеобъемлющем контексте. Россия и Канада, в частности, отметили важность решения таких проблем, как распространение легкого и стрелкового оружия, вовлечение детей в вооруженные конфликты и защита гражданского населения. Необходимо отметить в этой связи, что Канада приветствовала недавнее подписание Россией Римского статута Международного уголовного суда. Как это было согласовано в рамках «восьмерки», В.В. Путин был решительно настроен на борьбу с основными причинами многочисленных угроз безопасности личности и обязался способствовать созданию обстановки, где основные права, безопасность и само существование всех людей были бы гарантированы, а также осудил все формы терроризма вне зависимости от их мотивации. Но, судя по всему, тогда эти вопросы интересовали только российскую делегацию, весь мир заговорил о них позже, после 11 сентября 2001 г.

В целом Премьер-министр Канады Жан Кретьен приветствовал успешное завершение переговоров по Конвенции ООН против организованной преступности и рассчитывал на ее вступление в силу. Однако впоследствии он под-

черкнул, что базовыми элементами безопасности личности остаются демократия, права человека, верховенство закона, должное правление и развитие человека, что, конечно, явилось ударом по российской внутренней политике. К тому же это касалось и Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы по содействию демократии, безопасности и процветанию данного региона [9, с. 65-66]. Кроме того, Российская Федерация и Канада продолжили взаимодействие в Группе содействия высокого уровня для ускорения оказания помощи региону и координации усилий стран-доноров наиболее эффективным образом.

С течением времени договорно-правовая база канадско-российских отношений приобретала новые формы и направления. После Оттавской и Московской конференций стало ясно, что проводимая Путиным внешняя политика показала себя состоятельной и получит продолжение. Вероятно, переговоры о сотрудничестве в области «мирного атома» можно связать с переговорами о стратегической стабильности, так как прослеживается общая направленность в данной тематике, которая уже 13 февраля 2002 г. получила свое развитие на встрече в Москве. «Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии» было подписано президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и премьер-министром Канады Жаном Кретьеном. Путин выразил свое намерение расширить сотрудничество в области мирного использования атомной энергии в соответствии с межправительственным «Соглашением о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии». Кретьен еще ранее поднимал этот вопрос, однако на тот момент Россия не была готова вести диалог по этой проблематике, поэтому он с удовлетворением отметил достигнутый уровень сотрудничества в области надежной, безопасной и необратимой утилизации российского оружейного плутония, а также опреснения.

Безусловно, Кретьен имел ясные представления об огромном потенциале сотрудничества России и Канады, в частности в таких областях, как инновационные реакторы, ядерные топливные циклы, использование существующих реакторов в коммерческих целях, обращение с радиоактивными отходами и их утилизация, услуги по обогащению урана. Конечно, в рамках московской встречи речь шла о мирном использовании атомной энергии, и это была хорошая возможность для обмена опытом, особенно если речь заходила о коммерческих направлениях. В этой связи В.В. Путин согласился начать консультации с целью разработки «Меморандума о взаимопонимании между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Министерством иностранных дел и внешней торговли Канады по сотрудничеству в области мирного использования атомной энергии», который отразит сегодняшний и будущий уровни российско-канадского взаимодействия в ядерной области [10].

Важнейшим событием канадско-российских отношений можно признать саммит «Группы восьми» в канадском городе Кананаскисе в июне 2002 г. В первую очередь нужно отметить, что председательство в следующем саммите Россия взяла на себя, тем самым продемонстрировав свою способность играть полновесную и значительную роль в решении глобальных проблем, которые стоят перед «восьмеркой». Настоящее решение отражает те знаменательные экономические и демократические преобразования, которые произошли в Рос-

сии за последние годы, в частности под руководством президента Путина. Участники саммита в Кананаскисе приняли программный документ «Совместные действия “Группы восьми” в области транспортной безопасности» [11], касающийся безопасности контейнерных перевозок, авиационной безопасности, безопасности морского судоходства, наземных транспортных перевозок. Участники также обсудили условия и сроки реализации данных программ.

На саммите «Группы восьми» в Кананаскисе было учреждено Глобальное партнерство (ГП) против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Было решено, что первоначально ГП будет фокусироваться на осуществлении проектов в России и Канаде. Речь идет о выделении странами «восьмерки» до двадцати млрд. долларов США в течение десяти лет. Россия пообещала устойчивое финансирование программ ГП, которое за 10 лет составит не менее 2 млрд. долларов. Канада, в свою очередь, обязалась выделить 650 млн. долларов. Больше всех на финансирование ГП готовы были потратить США -выделенная ими сумма составила 10 млрд. долларов. Необходимо подчеркнуть тот факт, что выделенные средства очень важны: те деньги, которые предоставили США и другие страны, в основном пойдут на строительство объектов на территории РФ и Канады. В частности, речь идет об объектах по уничтожению химического оружия в п. Горный (Саратовская область), п. Камбарка (Удмуртская Республика), п. Щучий (Курганская область), в губе Сайда и на заводе «Атомфлот» (Мурманская область), в которых ведут строительные работы канадские компании и организации других стран [12, с. 33].

Безусловно, здесь нужно задаться вопросом, почему именно на территории России располагаются столь экологически опасные и вредоносные для организма человека объекты, тогда как можно было их разделить между другими участниками. Во-первых, это было решение Путина; во-вторых, всем было известно, что России в наследство от Советского Союза досталось несколько сложных проблем, одной из которых является утилизация большого количества вооружения, которое уже давно не используется, складировано и подлежит уничтожению. Конечно, никакой угрозы его распространения нет, все это оружие находится под строгим контролем, но оно представляет собой определенную опасность [13, р. 229-230]. Поэтому в ГП, как подчеркнул В.В. Путин, для России наиболее интересно сотрудничество по уничтожению запасов химического оружия (ХО) и утилизации выведенных из боевого состава ВМФ атомных подводных лодок (АПЛ). Скорее всего, на тот момент это было правильное решение, так как логичнее уничтожать свое химическое оружие и еще на чужие деньги, при этом создавая большое количество рабочих мест. Ко всему прочему, уже после первых лет работы США оказали содействие в утилизации 27 списанных стратегических АПЛ, еще 4 находились в процессе демонтажа. Канада профинансировала утилизацию трех многоцелевых АПЛ, достигнута договоренность о демонтаже еще 3. В целом Российская Федерация и Канада в рамках выполнения своих обязательств по ГП в 2002-2005 гг. утилизировали 39 АПЛ. С 2005 года более чем в два раза (свыше 350 млн. долл.) увеличены ежегодные бюджетные ассигнования на химическое разоружение.

На встрече глав государств и правительств стран «Группы восьми» в Канаде также был принят «План действий по Африке». Этот вопрос стал третьей

центральной темой форума и остался беспрецедентным документом в практике работы «Группы восьми». В связи с этим Кретьен отмечал, что это развернутый, конкретный ответ «восьмерки» на африканскую инициативу «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД)» и что документ разрабатывался в тесном контакте с ведущими странами НЕПАД. Россия и Канада приняли активное участие в подготовке «Плана действий по Африке». При этом они особо отметили сделанный в документе акцент на урегулировании конфликтов и поддержании мира на континенте, укреплении демократических институтов, повышении эффективности работы правительств в борьбе с бедностью, развитии систем образования и здравоохранения. Россия и Канада считают важным, чтобы работа «восьмерки» вписывалась в общий контекст усилий международного сообщества на африканском направлении под эгидой ООН. Они вносят существенный вклад в развитие Африки, являясь одними из основных доноров программы по сокращению задолженности беднейших стран, по большей части африканских, а также предоставляют наименее развитым странам широкие преференции в области торговли, не применяя в отношении их товаров количественные ограничения импорта, антидемпинговые или компенсационные меры [14, с. 30].

В декабре 2003 г. в Канаде прошли досрочные выборы, и правительство Жана Кретьена ушло в отставку. Правящая либеральная партия сохранила свои позиции, и в октябре 2004 года в Москве состоялась встреча В.В. Путина и нового премьер-министра Канады Пола Мартина. В первый же день переговоров сторонами было принято «Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в борьбе с терроризмом» [15]. П. Мартин и В.В. Путин отметили центральную, координирующую роль ООН в глобальной борьбе против терроризма и призвали все страны в срочном порядке присоединиться к двенадцати международным антитеррористическим конвенциям и протоколам, полностью и эффективно выполнять их положения, а также положения резолюций Совета Безопасности ООН, направленных на предотвращение попадания оружия массового уничтожения (ОМУ), относящихся к нему материалов и средств доставки в руки террористов. В прошедшие годы встречи в формате «Путин - Кретьен» были весьма успешны, поэтому стороны высказали пожелание сохранить налаженный диалог и доверительный характер отношений.

Впрочем, уже в январе 2006 г. в Канаде состоялись досрочные выборы парламента. Победу на них одержали консерваторы во главе со Стивеном Харпером, который и сегодня занимает пост премьер-министра. Новый канадский лидер также уделяет большое внимание проблемам безопасности, терроризма и транснациональной организованной преступности. Взгляды С. Харпера во многом совпадают с российской точкой зрения на эти проблемы, что стало очевидным в ходе саммита «Группы восьми», проходившего в Санкт-Петербурге 1517 июля 2006 г. В ходе двухсторонних российско-канадских переговоров было принято «Совместное заявление о российско-канадских отношениях», в котором обсуждалась совместная работа в области безопасности, борьбы с терроризмом и наркотрафиком [16].

Последняя проблема носит особенно острый характер в Афганистане, где производство и незаконный оборот наркотиков угрожают стабильности, безо-

пасности и политическому будущему этой страны, а также безопасности государств транзита и стран - конечных потребителей наркотиков. Следует отметить, что с 2005 года Канада взяла на себя основную роль в урегулировании ситуации в провинции Кандагар, где положение более сложное и напряженное, чем в других афганских районах. Ранее сотрудничество России и Канады по борьбе с транспортировкой наркотиков за границы Афганистана выглядело не совсем успешно, так как в рамках Совета НАТО нужно было проводить консультации преимущественно с США, а они в этом вопросе содействовали неохотно. Россия же впервые за свою историю разрешила не только пролет через свою территорию транспортной авиации, но и проезд по своей территории железнодорожного транспорта стран НАТО, принимающих участие в операциях в Афганистане. Очевидным стало то, что России и Канаде необходимо начать прямое сотрудничество с Центральной Азией [17, с. 43-44]. По мнению Стивена Харпера, Россия и Канада все больше взаимодействуют в вопросах борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности. Вне зависимости от некоторых разногласий, возникающих между Россией и странами Запада, перед общей угрозой терроризма они выступают с общих позиций.

Многообещающие перспективы открылись перед Россией и Канадой и в сфере энергетической безопасности. Действительно, оба государства занимают уникальные позиции среди членов «восьмерки», являясь странами-экспортерами энергетических ресурсов. Эти особые обстоятельства обеспечивают им общность интересов и важное влияние в мире. Оценивая современное состояние канадско-российского диалога, премьер-министр Харпер в одном из своих интервью заявил следующее: «Мы весьма удовлетворены переменами, произошедшими в России за последние 15 лет. Россия и Канада сотрудничают по широкому ряду аспектов - от вопросов, касающихся коренных народов Севера, до проблем противодействия терроризму и обеспечения безопасности. Расширяется спектр партнерства в экономике, энергетической сфере. Полагаю, что отношения развиваются в позитивном направлении» [18].

Внешнеполитический курс Канады в отношении Российской Федерации за последние десять лет претерпел кардинальные изменения. Договорно-правовая база пополнилась множеством двусторонних договоров и межправительственных соглашений, имеющих как политическую, так и экономическую составляющую. Стороны впервые начали действовать в рамках крупных интеграционных объединений по ряду вопросов совместно с другими участниками международной арены, иногда выступая создателями международных стратегических инициатив. Таким образом, характер межгосударственных отношений между Канадой и Российской Федерацией на современном этапе можно оценить как поступательно-прогрессивный.

Summary

R.V. Penkovtsev, A.Sh. Abdullin. Modem Intergovernmental Relations between Canada and Russian Federation: Contract-legal Aspect.

The article views the development of intergovernmental relations of Canada and Russian Federation in early 21st century. The research is based on the Russian-Canadian contractual

legal framework, which has considerably expanded lately. Special attention is paid to

Russian-Canadian cooperation in the sphere of international security and power engineering.

Key words: Russian Federation, Canada, Russian-Canadian relations, contractual legal

framework, international security, Vladimir Putin, Jean Chretien, Paul Martin, Stephen

Harper.

Литература

1. Canadian Foreign Policy, 1945-2000: Major Documents and Speeches / Еd. by A. Blanchette. - Ottawa: The Golden Dog Press, 2000. - 280 p.

2. Соглашение о принципах и основах сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями и территориями Канады от 18 декабря 2000 г. - URL: http://www.lawmix.ru/abro.php?id=4081, свободный.

3. Соглашение о воздушном сообщении от 18 декабря 2000 г. - URL: http://www. lawmix.ru/abro.php?id=4082, свободный.

4. Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам между Российской Федерацией и Канадой от 14 декабря 2000 г. - URL: http://www.lawmix.ru/ abro.php?id=4492, свободный.

5. Молочков С.Ф. Внешняя политика Канады: факторы, особенности, проблемы // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2000. - № 10. - С. 11-19.

6. Бодмен Р. Канадская дипломатия и ООН. Тенденции, факторы и подходы // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2000. - № 10. - С. 19-27.

7. Canada’s International Security Policy / Еd. by D. Dewitt, D. Brown. - Scarborough: Prentice-Hall, 1995. - 504 p.

8. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Канады о сотрудничестве в области стратегической стабильности от 18 декабря 2000 г. - URL: http://www.lawmix.ru/abro.php?id=408, свободный.

9. Исраелян Е.В. Новые тенденции в политике помощи Канады развивающимся странам // Проблемы канадоведения в российских исследованиях. - Саратов, 2002. -Вып. 2. - С. 34-71.

10. Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 14 февраля 2002 г. - URL: http://www.lawmix.ru/ abro.php?id=3278, свободный.

11. Совместные действия «Группы восьми» в области транспортной безопасности от 27 июня 2002 г. - URL: http://www.mid.ru/ns-g8.nsf/, свободный.

12. Исраелян Е.В. Диалог государств // США и Канада: экономика, политика, культура. -2002. - № 7. - С. 27-34.

13. Nossal K. The Politics of Canadian Foreign Policy. - Scarborough, ON: Prentice-Hall Canada, 1997. - 294 p.

14. Комкова Е.Г. Секреты дипломатического успеха: канадские рецепты // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2002. - № 9. - С. 19-31.

15. Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в борьбе с терроризмом принято Президентом Владимиром Путиным и Премьер-министром Полом Мартином 12 октября 2004 г. - URL: http://www.mid.ru/Ns-rkonfl.nsf/, свободный.

16. Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина и Премьер-министра Канады С. Харпера о российско-канадских отношениях. - URL: http://www.civilg8.ru/6214.php, свободный.

il. Исраелян Е.В. Помощь Канады «несостоявшимся» государствам: уроки Афганистана ll Канадский ежегодник. - 2008. - № i2. - С. 33-44.

i8. Интервью премьер-министра Канады Стивена Джозефа Харпера «ИТАР-ТАСС». -URL: http:llwww.civilg8.rul6i5i.php, свободный.

Поступила в редакцию i5.09.09

Пеньковцев Роман Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Казанского государственного университета.

E-mail: [email protected]

Абдуллин Айрат Шавкатович - аспирант кафедры международных отношений Казанского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.