Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 327 ББК 66.4
РОССИИСКО-КАНАДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗРЫВ ИЛИ ВРЕМЕННОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ?
© 2014 г. Е.В. Исраелян
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), г. Москва. Российская Федерация
Не претендуя на исчерпывающий анализ, автор рассматривает характер канадо-российского диалога при правительстве С. Харпера и высказывает предположение о том, чем вызваны санкции Канады, принятые против России в связи с украинским кризисом 2013-2014 гг.
Ключевые слова: Канада; российско-канадские отношения, внешняя политика Канады, санкции против России
The article is devoted to Russia-Canada relations during Steven Harper’s Conservative government and addresses Canada’s sanctions imposed against Russia over Ukraine crisis 2013-2014.
Key words: Canada; Russia-Canada relations, Canadian foreign policy, sanctions against Russia
Драматическая ситуация на Украине, трагедия с малазийским самолетом в ее воздушном пространстве, нарастающая конфронтация между Россией и Западом - все эти явления и события вызывают острую необходимость критического переосмысления современной мировой политики, поиска новых решений в сфере международной безопасности, выработки свежих подходов к кризисному урегулированию. В этой связи возникает и другая весьма актуальная научная задача - оценить состояние и перспективы двусторонних отношений России со странами-участницами международного сообщества, играющими заметную роль в мире. Не претендуя на исчерпывающий
Исраелян Евгения Викторовна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), г. Москва. Российская Федерация
69
Российско-канадские отношения
анализ, автор данной статьи рассматривает характер канадороссийского диалога при правительстве С. Харпера и высказывает предположение о том, что стоит за канадскими санкциями против нашей страны.
«Тихое разрушение»
«Тихое разрушение: почему наши отношения с Россией стали такими неэффективными?» - это заголовок статьи, написанной бывшим послом Канады в России, К. Уэстдалом [18]. Сейчас он также связан с Россией, занимает пост директора канадской компании Силвер Беа Рисорсис (Silver Bear Resources), которая ведет поиск и добычу месторождений серебра и других драгоценных металлов в России. В статье дана критическая оценка российско-канадских отношений в период после прихода к власти в 2006 г. консервативного правительства С. Харпера, до 2012 г.1 Нельзя не признать, что для вывода К. Уэстела о деградации двусторонних отношений были серьезные основания.
Напомним, что российско-канадское взаимодействие имеет многолетнюю историю и давние традиции: дипломатические отношения между СССР и Канадой были установлены в 1942 г., когда обе страны были участницами антигитлеровской коалиции. Канада одной из первых стран Запада признала Россию в качестве правопреемника СССР на международной арене. Руководители обоих государств неоднократно выражали удовлетворение общим состоянием и динамикой двусторонних отношений, отмечая в то же время неиспользованные возможности для их дальнейшего развития.
При консерваторах во главе со С. Харпером российско-канадские отношения и до событий на Украине были довольно прохладными. Об этом свидетельствуют как экономические показатели, так и углубившиеся политические разногласия. Согласно данным ФТС России, двусторонний товарооборот составлял 2,6 млрд. долл. США в год. Это очень низкий показатель, примерно равный объему американоканадской торговли в день и норвежско-канадской - за несколько месяцев. Россия в торговле с Канадой в 2010 г. имела отрицательное сальдо в 408,7 млн. долл. США. Доля Канады во внешней торговле нашей страны составила 0,4%. В свою очередь, Россия заняла место
1 Статья написана в 2012 г., до украинского кризиса 2013-2014 гг.
70
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
лишь в третьем-четвертом десятке среди внешнеэкономических партнеров Канады [4]. Незначительным было и инвестиционное сотрудничество: объемы накопленных инвестиций невелики, обращает на себя внимание и отсутствие сотрудничества в нефтегазовом секторе. Как канадские, так и российские специалисты придерживались единой точки зрения о том, что потенциал экономического сотрудничества использовался далеко не полностью: существовала очевидная необходимость изменения характера торговых связей и инвестиционных потоков, расширения сферы совместной деятельности, разработки новых проектов и механизмов.
Политический диалог также развивался не слишком успешно. Его налаживанию не способствовала позиция Оттавы в пользу принятия Грузии и Украины в НАТО. В отличие от многих других членов блока, Канада сразу высказалась и упорно лоббировала включение этих стран в состав участников альянса. К тому же канадское правительство безоговорочно поддержала Грузию и в российско-грузинском конфликте 2008 г. по поводу Южной Осетии и Абхазии.
Канадо-российские разногласия по международным вопросам углубились в связи с событиями «арабской весны», потрясшими мир беспрецедентными по масштабам и глубине внутригосударственными столкновениями. Одним из примеров различного видения международных проблем является оценка операции союзников в Ливии 2011 г. Канада внесла заметный вклад в военные действия, экономические санкции и дипломатические переговоры в рамках этой кампании. Россия в ней не участвовала, но не возражала (воздержалась) при голосовании по резолюции 1973 Совета Безопасности ООН о создании бесполетной зоны над Ливией, для защиты ее мирного населения от ударов ВВС сторонников Каддафи. Однако характер и масштабы военных действий вызвали критику российской стороны. Российские официальные лица и аналитики приводили следующие аргументы: о несоблюдении одного из главных принципов «ответственности по защите» [1] - принципа невмешательства во внутренние дела государств; о нарушении резолюции 1973 СБ ООН о бесполетной зоне и об эмбарго на поставки вооружения; о недооценке мирных способов разрешения конфликта; о высоких потерях среди ливийских мирных жителей и эскалации военных действий. По заявлению МИД РФ, воздушная операция НАТО в Ливии требует тщательного расследования, в том числе в рамках Совета Безопасности ООН, так как в ходе этой операции были нанесены удары по чисто
71
Российско-канадские отношения
гражданским объектам, в результате чего были жертвы среди мирных жителей [3].
Не совпадали подходы Москвы и Оттавы к другим основным международным вопросам: сирийскому кризису, иранской проблеме, ближневосточному конфликту. Например, в знак протеста против внешней и внутренней политики официального Ирана Канада объявила в сентябре 2012 г. о закрытии там своего посольства (которое не функционирует до сих пор). Примечательно, что это было сделано во время визита С. Харпера и министра иностранных дел Канады Дж. Бэрда в Россию, по пути на форум АТЭС во Владивостоке. Эксперты и журналисты отмечали несвоевременность, демонстративность и неожиданность такого шага, который выглядел как очередной жест в сторону Израиля и игнорирование позиции России, имеющей много точек соприкосновения с Ираном. Бывший посол Канады в Иране Дж. Манди (J. Mundy), Р. Бойсверт (R. Boisvert), бывший помощник директора канадской Службы безопасности, ха-растеризовали эти действия как «очень резкую критику российской политики по Ирану». Они указывали, на то, что подобные демарши предпринимаются только в крайних случаях и что обычно Канада не берет на себя лидерство в таких вопросах [17].
Наряду с разногласиями между Канадой и РФ по международным проблемам, напряженность сохранялась и в двусторонних политических отношениях. К. Уэстдал пишет, что с тех пор, как в свою бытность послом в России он представил В.В. Путина и С. Харпера друг другу, никаких попыток развить связи сделано не было. Ни С. Харпер, ни В .В .Путин не нанесли друг другу ни одного визита, их встречи проходили лишь в рамках многосторонних форумов.
На рассматриваемый период пришлось и закрытие многих программ, которое в некоторых случаях было стечением обстоятельств, а в других отразило нежелание канадцев продолжать деятельность в России. В марте 2010 г. закончилась канадская Программа технического сотрудничества с Россией (ПТСР), действовавшая в течение 18 лет. ПТСР, несмотря на то, что не все ее задачи были успешно выполнены, была важным и нужным для обеих сторон каналом развития двусторонних связей.
Завершилась и программа «Глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения».
72
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
Она была принята в 2002 г. на встрече «большой восьмерки» в Кананаскисе (Канада) по инициативе и при энергичном лоббировании Канады. По оценкам специалистов, глобальное партнерство оказалось одним из самых успешных направлений внешней политики Канады за последние годы, а России позволило значительно снизить расходы на уничтожение военных боеприпасов времен «холодной войны».
В рамках бюджетных сокращений происходит ликвидация многих других полезных и интересных проектов. Одним из них стала Программа международных исследований Канады (International Studies Research Program), субсидировавшая поездки в Канаду специалистов из различных стран, в том числе из России. Те же аргументы - необходимость экономии средств - использовались для оправдания закрытия Генерального консульства Канады в Санкт-Петербурге в 2007 г.
Сферы сотрудничества
Вместе с тем в различных областях канадо-российского взаимодействия наблюдались определенные подвижки. Так, товарооборот и инвестиции демонстрировали тенденцию роста: в 2010 г. товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 51,4%. При этом российский экспорт вырос в 2,2 раза, а импорт - на 23,3% [4].
Перспективной сферой сотрудничества является Арктика. Несмотря на разногласия между Россией и Канадой по поводу раздела арктического континентального шельфа и статуса хребтов Менделеева и Ломоносова, интересы двух стран в Арктике нередко совпадают. Совместная деятельность развивалась по следующим направлениям: телекоммуникации, строительство, сельское хозяйство, сохранение культуры и традиций коренных народов Севера, охрана окружающей среды и туризм. Кроме того, Россия и Канада -активные и инициативные члены Арктического Совета, контактируют в составе так называемой «полярной пятерки» (Дания, Канада, Норвегия Россия и США). Хорошей основой для будущих совместных действий России, Канады и других северных стран является Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании, подписанное в 2011 г.
73
Российско-канадские отношения
В отличие от США, относящих Северный морской путь и СевероЗападный проход к субъектам международного права, правительства РФ и Канады считают их территориальными водами прибрежных стран. Оба государства подписали и ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., чего до сих пор не сделали США. По мнению академика С.М. Рогова, у России и Канады в Арктике гораздо больше сходных интересов, чем у России и Дании, или России и США [5, 74].
Успешно развивались российско-канадские культурные обмены. Наиболее яркими эпизодами последнего времени были гастроли в нашей стране канадского Цирка дю Солей, приезд знаменитого поэта, писателя, певца и Л. Коэна, участие в Чеховском театральном фестивале и показ спектаклей известного режиссера Р. Лепажа. Расширяется двустороннее сотрудничество в сфере освоения космоса - российские и канадские астронавты партнерствовали в рамках проекта Международной космической станции, а совместная рабочая группа вела разработку договора о мирном использовании космического пространства.
Хорошие результаты давали и некоторые бизнеспроекты. К ним можно отнести деятельность канадской строительной и инжиниринговой компании Эс-эн-си Лавалин, «Кинрос гоудл»,
занимающей второе место в России по объемам добычи золота. Стоит также упомянуть канадскую машиностроительную компанию «Бомбардье», которая приобрела акции предприятия по производству сигнального оборудования у ОАО «Российские железные дороги», а также участвовала в создании совместного предприятия с госкорпорацией «Ростех» по производству
турбовинтовых самолетов в Ульяновске. Плодотворной была также работа первого российско-канадского форума по сельскому хозяйству, состоявшегося в июне 2011 г. Была достигнута договоренность о приобретении российским холдингом «Ростсельмаш» канадского производителя сельскохозяйственной техники и соглашение с компанией из Манитобы о поставках поголовья свиней в Россию. Вторая из упомянутых сделок - крупнейшая в истории российско-канадских связей в области свиноводства.
Отметим также подписанные важные двусторонние документы, позволившие укрепить договорно-правовую базу российскоканадских отношений. Среди них договоренности между Росатомом
74
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
и Комиссией по ядерной безопасности Канады о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, а также меморандум между правительствами России и Канады о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере предупреждения, предотвращения и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла.
Санкции против России: возврат к «холодной войне»?
Эти благоприятные возможности, по всей вероятности, будут упущены в связи с событиями в Украине, приведшими к самому серьезному кризису в российско-канадских отношениях за период после окончания «холодной войны». Канада играет весьма активную роль в антироссийской кампании западных стран. В марте 2014 г. ее правительство одним из первых ввело санкции против российских и украинских политических деятелей и организаций, которые в конце июля распространялись более чем на 110 должностных лиц и организаций [8].
Проблема санкций - одна из наиболее сложных проблем международного права, вызывающих научные и политические дискуссии. Международные санкции, как известно, предусмотрены Уставом Организации Объединенных Наций, членом которой является Канада, и включают принудительные меры как военного, так и невоенного характера. К числу невоенных относятся: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Санкции вводятся в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения международной безопасности и актов агрессии [6].
В мировой практике широко используются и односторонние ограничения, которые определяются национальным законодательством. 17 марта 2014 г. в Канаде вступил в силу указ о санкциях против России, основанный на Акте об особых экономических мерах. Акт применяется в двух случаях. Во-первых, для выполнения решений или резолюций международных организаций, членом которых является Канада. Во-вторых, по рекомендации генерал-губернатора Канады, при возникновении опасности миру [15]. Поскольку санкции ООН приняты не были, канадское руководство воспользовалось вторым основанием для
75
Российско-канадские отношения
формирования политики. Антироссийские санкции вводились, согласно указу, «в ответ на недопустимые нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины», которые могут привести к серьезному международному кризису». В дальнейшем список мер неоднократно обновлялся и расширялся.
Российским гражданам, подпадающим под санкции, запрещался въезд на территорию Канады. Были заморожены их активы, а канадцам не разрешалось вступать с ними или с их доверенными лицами в какие-либо имущественные отношения; предоставлять им или их доверенными лицами товары, финансовые и иные услуги. Были сформулированы и некоторые исключения из правил. Так, рестрикции не распространялись: на платежи по контрактам, заключенным этими россиянами до введения санкций, при условии, что средства не предназначены для их личных нужд; на пенсии лицам, проживающим в Канаде, и пенсии канадцам, находящимся за рубежом; на трансакции дипломатических миссий, ООН, Красного Креста, Красного Полумесяца, и некоторых канадских неправительственных организаций при чрезвычайных обстоятельствах; на финансовые услуги, необходимые попавшим под санкции гражданам для получения юридических услуг; на платежи лицам, находящимся в Канаде, и канадцам - за рубежом, по кредитным соглашениям, заключенным до 17 марта 2014 г. [14].
В Указе об антироссийских мерах нет такого же четкого определения круга санкций в отношении юридических лиц. В нем говорится, что под запрет попадают любые организации, которые являются собственностью, контролируются или действуют от имени физического лица или лиц, против которых объявлены санкции. Против таких компаний, а также структур, находящихся в собственности государства, могут, на основании вышеупомянутого Акта, применяться те же меры, что и против физических лиц. В числе таких мер: замораживание активов, запрет на ведение имущественных сделок, на предоставление финансовых и других услуг, на передачу технической информации, на ведение экспортных и импортных операций [15].
В санкционный список попали ряд российских законодателей, чиновников, и бизнесменов, в частности: спикер Совета Федерации В.И. Матвиенко, председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин и многие другие депутаты ГД, глава Службы внешней разведки
76
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
РФ М.Е. Фрадков, директор ФСБ А.В .Бортников, первый заместитель главы администрации президента РФ В.В. Володин, заместитель председателя правительства РФ Д. Н. Козак, президент и председатель правления ОАО Банк «Северный морской путь» А. и Б. Ротенберги, владелец Гунвор групп Г.Н. Тимченко, и другие.
Оттава не ограничилась бойкотом физических лиц. В начале мая в запретительный перечень были включены российские компании, многие из которых были связаны с именами бизнесменов Г.Н. Тимченко, братьев Ротенбергов, Ю.В. Ковальчука (ООО «Авиа Групп», ООО «Авиа Групп Норд», группа «Волга», банк «Собинбанк», ООО «Сахатранс», банк «Северный морской путь» и др.). Позднее «черный список» был расширен за счет газодобывающей компании «Новатэк», Объединенной судостроительной корпорации и авиакомпании «Добролет», а также предприятий оборонной промышленности,. В их числе: «Алмаз-Антей» (разработчик средств ПВО), концерн «Калашников»,
производитель авиабомб, гранат и гранатометных комплексов «Базальт», концерн «Радиоэлектронные технологии», концерн «Созвездие» (производитель систем связи), НПО Машиностроения (разработчик ракет, спутников, пилотируемых космических кораблей), «Конструкторское бюро приборостроения» (средства ПВО и стрелковое оружие). В число «неблагонадежных, по канадским меркам, попали такие банки, как «Экспобанк» и «Рос-энергобанк», Внешэкономбанк, Газпромбанк, ВТБ, Россельхозбанк, Банк Москвы, Российский Национальный Коммерческий Банк.
Принудительные меры распространялись и на украинские физические и юридические лица: самопровозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики, их представителей: премьер-министра ДНР А. Бородая, вице-премьера ДНР В. Антюфеева. министра внутренних дел ЛНР Ю. Ивакина, ряд компаний и структур востока Украины и крымских компаний [14].
Обмен взаимными «наказаниями» продолжается, расширяется круг и интенсивность предпринимаемых действий, а потому проведение экспертного анализа представляется, в известном смысле, преждевременным. Некоторые комментарии по поводу политики Канады в данной сфере сводятся к следующему. Во-первых, канадские санкции, подобно американским и европейским, являются секторальными, и распространяются на три
77
Российско-канадские отношения
сферы: финансовую, оборонную (в том числе на технологии «двойного назначения»), а также на нефтяные и газовые компании. Во-вторых, большая часть наименований (лиц, и организаций), подвергнутых санкциям, совпадает в канадском и американском «стоп-листах». Это касается банков, предприятий оборонной промышленности, энергетического комплекса. О тесном взаимодействии и координации действий с американским и европейскими партнерами при выработке линии неоднократно заявляли представители канадской администрации.
В-третьих, несмотря на многие общие позиции, списки Канады, США и ЕС, безусловно, содержат определенные отличия. Вот лишь несколько примеров в подтверждение сказанного: и США, и Канада включили в перечни второй по величине российский производитель газа «Новотэк», чего пока не сделали члены ЕС. В отличие от Евросоюза Канада не распространила санкции на Сбербанк, в связи с заинтересованностью в продолжении контактов с ним. Напомним, что канадское Агентство развития экспорта (Export Development Corporation) заключило соглашение со Сбербанком о предоставлении ему финансирования в размере 275 млн.долл. США на покупку канадских товаров и услуг [13]. Это была самая значительная по объемам трансакция Агентства на российском финансовом рынке. Канада, так же как США, запретила въезд в Канаду бизнесменам Г.Н. Тимченко, А. и Б. Ротербергам и Ю.В. Ковальчуку, за их тесные контакты с высшим эшелоном российской власти, и включила в эмбарго принадлежавшие им компании. Однако, несмотря на давление американцев, канадцы отказались от включения в санкционный перечень двух имен - главы «Роснефти» И.И. Сечина и гендиректора «Ростеха» С.В. Чемезова. Сохраняя деловые связи с обеими структурами, канадцы преследуют собственные интересы: Роснефть владеет 30%-ной долей в проекте разработки трудноизвлекаемой нефти «Кардиум» в канадской провинции Альберта. А у «Ростеха», как отмечалось, есть совместное предприятие с канадской Бомбардье по производству самолетов в Ульяновске. Эти факты противоречат заявлениям официальных лиц Канады, в том числе ее премьер-министра, о том, что канадцы строят внешнюю политику, исходя из ценностных ориентиров, а не коммерческих задач.
В-четвертых, есть различия во временных рамках действия санкций. Судя по упомянутым выше канадским документам,
78
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
санкции не распространялись на трансакции, которые производились до введения санкций. Американская практика оказывается иной: США сначала просто приостановили выдачу разрешений на экспорт части своих товаров (двойного назначения), теперь под запрет попали все поставки, в том числе и по ранее выданным лицензиям. И, наконец, последнее: США запретили поставку в Россию космических аппаратов американского производства и тех аппаратов, в которых используются американские комплектующие. Таким образом, запуски европейских космических аппаратов, содержащих американские компоненты, с помощью российских ракет-носителей теперь заблокированы [5]. Канада пока не прервала сотрудничество в области исследований космического пространства, хотя такая вероятность существует. В апреле 2014 г. вывод канадского спутника с помощью российской ракеты был отменен, но в июне аналогичный запуск двух канадских спутников был осуществлен на космодроме Ясный Оренбургской области.
Понятно, что в силу своего статуса «средней державы» и достаточно скромного уровня развития торгово-экономических связей с Россией Канада не стала, да и не могла бы быть ключевым игроком в политике экономических санкций Запада против нашей страны. Основные усилия Оттавы были сконцентрированы на политико-дипломатических шагах, позволивших проявить лояльность общему курсу союзников и продемонстрировать значение украинского вектора для внешнеполитического курса Канады. Оттава приостановила свое участие в российско-канадской межправительственной экономической комиссии, которая была одним из наиболее важных каналов двустороннего взаимодействия, и бойкотировала заседания Арктического совета в Москве. Этот шаг был откровенно вызывающим, так как Канада в то время председательствовала в Арктическом совете. Делегация канадской провинции Альберта, единственная из западных представителей, отказалась от участия в Мировом нефтяном конгрессе, который проходил в Москве в июне 2014 г.
Было прекращено военное сотрудничество двух стран, предусматривавшее совместные учения, визиты и переговоры с российскими военными. Девять российских военнослужащих, находившихся в Канаде по обмену, были высланы. Кроме того, Канада расширила свое военное присутствие в Европе в рамках НАТО, разместив шесть истребителей CF-18 в Румынии, фрегат -
79
Российско-канадские отношения
в Восточном Средиземноморье, 75 военнослужащих - в Латвии и 50 - в Польше [10].
Тревожным событием в военно-политической сфере стал доклад, представленный комитетом по вопросам национальной безопасности и обороны канадского Сената в июне 2014 г. Документ был одобрен единогласно. Сенаторы настойчиво рекомендовали правительству присоединиться к американской системе ПРО, объясняя такую необходимость усилившейся опасностью со стороны нестабильных государств, представляющих угрозу безопасности Канады. В их числе были названы Иран и Северная Корея [11]. Напомним, что решение об отказе от присоединения к американской ПРО было принято в 2005 г. либеральным правительством П. Мартина, после острых дебатов в парламенте и, особенно, внутри самой Либеральной партии. Обсуждение доклада Сената сопровождалось официальными сообщениями и выражением озабоченности в связи с участившимися патрульными полетами российских стратегических бомбардировщиков вблизи воздушных границ Канады в Арктике. Это добавило новую тональность в антироссийскую риторику Оттавы - еще в марте С. Харпер заявлял, что украинский конфликт «не выльется» в Арктику. Оценивая ситуацию, посол РФ в Канаде Г.Э. Мамедов предупредил, что присоединение Канады к ПРО будет провокационным шагом, который приведет к дальнейшему ухудшению российско-канадских отношений и, к тому же, будет стоить Канаде значительных финансовых затрат [9].
Добавим к этому дипломатические меры: отзыв канадского посла в РФ Дж. Кера в марте 2014 г. (вернулся в начале апреля) и высылку помощника российского военного атташе из Канады. При этом обращают на себя внимание неоправданно резкие, порой оскорбительные высказывания и заявления канадского руководства в адрес России.
Что влияет на подход Канады к украинскому кризису? Прежде всего, позиция Соединенных Штатов, главного игрока в западной санкционной кампании против России. Известно, что Канада не только согласовывает свою международную деятельность с Вашингтоном, но нередко напрямую выполняет его поручения. При этом Белый дом может перекладывать на Канаду функции, которые он сам не хочет или по каким-то причинам не может осуществлять. Так, по-видимому, происходит и в вопросе о санкциях: не получив
80
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
достаточной поддержки у европейских союзников, США подали сигнал своему ближайшему и надежному партнеру.
Кроме того, у Канады есть и собственные интересы в контексте энергетического диалога между Россией и Западом. Канада обладает огромным энергетическим потенциалом и получает существенные дивиденды от продажи нефти и газа (около 14% всей экспортной выручки страны) [7, 93]. Стремясь диверсифицировать торговлю этим сырьем, которое почти полностью поставляется в США, канадская правящая элита рассматривает Россию как конкурента и рассчитывает использовать санкции для вытеснения российских компаний с европейских рынков.
При формировании политики учитывается и реакция украинской диаспоры, выступающей за ужесточение санкций. Это одна из самых активных и сплоченных этнических групп Канады, насчитывающая более 1,2 млн человек (девятая по величине диаспора страны). Канада и прежде уделяла пристальное внимание развитию отношений с Украиной (первой признала ее независимость в 1991 г.), активно лоббировала в пользу ее вступления в НАТО, Добавим, что Канада была единственной из стран «Большой семерки», официально признавшей голодомор геноцидом украинского народа. Более того, тогдашний министр по делам гражданства, иммиграции и многокультурности Дж. Кенни принял участие в мероприятиях по случаю 75-ой годовщины голодомора в ноябре 2008 г. С. Харпер первым из лидеров «Большой семерки» посетил Киев после отъезда из страны В. Януковича. Канада предоставила правительству А. Яценюка помощь в размере 220 млн кан. долл.
Поддержка украинской диаспоры имеет особое значение для правящей Консервативной партии Канады в свете намеченных на октябрь 2015 г. федеральных выборов. Электоральная база консерваторов - канадский Запад, где позиции украинской диаспоры достаточно сильны.
Обратим внимание еще на одну сторону внутриполитического среза Канады. В целом политика С. Харпера в отношении России весьма популярна - в апреле 2014 г. ее поддержали 62% канадцев, опрошенных исследовательской группой «Ангус Рейд Глобал». Примечательно, что свое согласие с правительственным курсом выразили большинство электората всех трех основных политических партий страны: 70% лиц, обычно голосующих за Консервативную
81
Российско-канадские отношения
партию, 54% - избирательной базы Либералов и 57% - Новой Демократической партии [16].
В заключение хочется выразить осторожный оптимизм по поводу будущего российско-канадских отношений. В пользу налаживания диалога говорят следующие факторы. Во-первых, опыт
двустороннего диалога, прошедшего испытание временем и, несмотря на имеющиеся сложности и разногласия, сохраняющего неплохой потенциал для дальнейшего развития. Во-вторых, заинтересованность канадских компаний в продолжении делового сотрудничества (например, из-за санкций канадская компания «Бомбардье» может потерять заказ на продажу в Россию турбовинтовых самолетов общей каталожной стоимостью около 3,4 млрд. долл. [12]. В-третьих, значимость проблем Севера и Арктики для экономического развития и международной повестки обеих стран. Как отмечают канадские эксперты, в рамках Арктического совета Канада ведет себя достаточно сдержанно, стараясь не допускать чрезмерного влияния украинского сюжета на проходящие обсуждения. Эти обстоятельства позволяют надеяться на то, что произошедшее резкое охлаждение российско-канадских отношений не будет носить долговременный характер.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРУТЫ
1. Исраелян Е.В. Доктрина С. Харпера и российско-канадские отношения// Россия и Америка в ХХ1 веке. Электронный научный журнал. 2011, № 3 (http://www.rusus.ru/?act=read&id=306) (дата обращения: 9.06.2014)
2. К 70-летию дипломатических отношений между СССР/Россией и Канадой (международная научная конференция) // США-Канада: экономика, политика, культура. 2012. - № 8.
3. МИД РФ: Операция в Ливии должна быть тщательно
расследована // РИА Новости. 17.01.2012 URL: http://ria.ru/arab_war /20120117/541464311.html. (дата обращения: 20.06.2014)
4. Российско-канадские торгово-экономические отношения.
Справочный материал. 21-10-2011 // Веб сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rsam.nsf/1f773bcd33ec925d432569e 7004196dd/449c346b1eecef59c3256e6d002e70cb!OpenDocument (дата обращения: 2.06.2014)
82
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
5. Санкции США и Евросоюза в отношении России и ответные меры
РФ //Аргументы и факты, 29.04.2014. Последнее обновление 6.08.2014. URL: http://www.aif.ru/dontknows/actual/1159761 (дата
обращения: 30.04.2014)
6. Устав Организации Объединенных Наций. 1945. URL:
http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter7.shtml (дата обра-
щения: 4.08.2014)
7. Экономика и политика Канады / Научный редактор В.И. Соколов. М. : Институт США и Канады РАН, 2013. - С. 93.
8. Canada levels new sanctions against Ukrainian rebel leaders, Russian
firms//CBC News 24.07. 2014 URL:
http://www.cbc.ca/news/politics/canada-levels-new-sanctions-against-ukrainian-rebel-leaders-russian-firms-1.2717206 (дата обращения:
1.08.2014)
9. Chase S. Russia’s Arctic flybys a ‘strategic’ message// The Globe and
Mail, 19.06.2014 URL: http://www.theglobeandmail.com/news/
politics/russias-arctic-flybys-a-strategic-message/article19255529/ (дата обращения: 25.07.2014)
10. Chase, S. Harper ramps up Canada’s NATO forces to combat Putin’s ‘menace’ // The Globe and Mail, 04.06.2014 URL: http://www.theglobeandmail.com/news/politics/harper-ramps-up-canadas-nato-forces-to-combat-putins-menace/article 18982000 (дата обра-
щения:4.08.2014
11. Chase S. Senate panel urges Ottawa to join U.S. missile shield//The Globe
and Mail, 16.06.2014 URL: http://www.theglobeandmail.com/
news/politics/senate-panel-urges-ottawa-to-join-us-missile-shield/article 19192634/ (дата обращения: 25.07.2014)
12. Cousineau S. Bombardier's $3.4-billion Russian deal in peril//The Globe and Mail,. 22.05.2014 URL: http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/russia-reconsidering-34-billion-bombardier-q400-deal/article 18816643/ (дата обращения: 28.05.2014)
13. EDC and Sberbank of Russia announce US$ 275 million agreement and trade finance partnership. 30.03.2012 URL: http://www.edc.ca/EN/About-Us/News-Room/News-Releases/Pages/ sberbank-russia.aspx (дата обращения: 14.06.2014)
83
Российско-канадские отношения
14. Foreign Affairs, Trade and Development Canada. Canadian Economic Sanctions. Russia. URL: http://www.international.gc.ca/sanctions/russia-russie.aspx?lang=eng (дата обращения:29.07.2014)
15. Foreign Affairs, Trade and Development Canada. Special Economic Measures Act. 1992. URL: http://www.international.gc.ca/sanctions/ sema-lmes.aspx?lang=eng (дата обращения:29.07.2014)
16. Maloney R. Ukraine Crisis: Most Canadians Satisfied With Harper's Response, Poll Suggests // The Huffington Post Canada 05.06.2014 URL: http://www.huffingtonpost.ca/2014/05/06/ukraine-crisis-canada-poll-harper-russia-putin_n_5269839.html (дата обращения: 15.08.2014)
17. Schwartz D. Why Canada severed relations with Iran // CBC News
September 8, 2012 URL: http://www.cbc.ca/news/world/story/2012/ 09/08/f-iran-canada-diplomatic-relations.html (дата обращения:
4.08.2014)
18. Westdal, Ch. A Quiet Ruin How did our relationship with Russia
become so dysfunctional?// Literary Review, 2012 October URL: http://reviewcanada.ca/essays/2012/10/01/a-quiet-ruin/ (дата обра-
щения:12.04.2014.2014)
Информация об авторе
Ф.И.О.: Исраелян Евгения Викторовна / Issraelyan Evgenia Viktorovna
Место работы: Федеральное государственное бюджетное
учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация / The Institute for The U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN), Moscow, Russian Federation
Должность: ведущий научный сотрудник
Ученая степень: кандидат исторических наук
Электронная почта: [email protected]
Почтовый адрес: Хлебный пер., 2/3, 123995, ГСП-5, г. Москва, Российская Федерация
84
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
Название статьи: Российско-канадские отношения: окончательный разрыв или временное охлаждение? / Russia-Canada Relations: a Final Breakup or a Temporary Cooling?
85