Научная статья на тему '2014 год: главные события в политической и экономической жизни Канады'

2014 год: главные события в политической и экономической жизни Канады Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1126
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая ситуация в Канаде / экономика Канады / диверсификация экономических связей / отношения между Канадой и Россией / political situation in Canada / Canadian economy / diversification of trade and investment relations / relations between Canada and Russia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Немова Людмила Алексеевна

Одним из самых ярких событий 2014 г. стали выборы в Квебеке. В 2014 г. вновь не оправдались надежды на устойчивый подъем в экономике. В экономических отношениях с США возникли некоторые серьезные конфликты. Канада расширяет круг партнеров, с которыми ведутся переговоры о снижении барьеров для торговли и инвестиций. Официальная Оттава активно поддержала процесс смены власти на Украине и заняла весьма жесткие позиции по санкциям в отношении России в связи с «украинским кризисом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Year 2014: The Most Important Political and Economic Developments in Canada

The outcome of the 2014 election in Quebec was crucially important for the future of the whole country. Canada’s economic growth lacked stability, although it outpaced that of the most OECD countries. The Canadian government is concerned about some troubling «irritants» in its economic relationship with the USA and is trying to diversify the external trade and investment beyond the North American borders. Canada’s relations with Russia have worsened considerably, as Ottawa has taken the hard line on sanctions related to Russia’s «responsibility for the crisis in Ukraine».

Текст научной работы на тему «2014 год: главные события в политической и экономической жизни Канады»

2014 год: главные события

УДК 338.12

Код ВАК: 23.00.05 Политическая регионалистика; 08.00.14 Мировая экономика

2014 ГОД: ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КАНАДЫ

© 2014 г. Л.А. Немова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), г. Москва. Российская Федерация

Одним из самых ярких событий 2014 г. стали выборы в Квебеке.

В 2014 г. вновь не оправдались надежды на устойчивый подъем в экономике. В экономических отношениях с США возникли некоторые серьезные конфликты. Канада расширяет круг партнеров, с которыми ведутся переговоры о снижении барьеров для торговли и инвестиций. Официальная Оттава активно поддержала процесс смены власти на Украине и заняла весьма жесткие позиции по санкциям в отношении России в связи с «украинским кризисом».

Ключевые слова: политическая ситуация в Канаде, экономика Канады, диверсификация экономических связей, отношения между Канадой и Россией.

The outcome of the 2014 election in Quebec was crucially important for the future of the whole country. Canada’s economic growth lacked stability, although it outpaced that of the most OECD countries. The Canadian government is concerned about some troubling «irritants» in its economic relationship with the USA and is trying to diversify the external trade and investment beyond the North American borders. Canada’s relations with Russia have worsened considerably, as Ottawa has taken the hard line on sanctions related to Russia’s «responsibility for the crisis in Ukraine».

Key words: political situation in Canada, Canadian economy, diversification of trade and investment relations, relations between Canada and Russia

На федеральной политической арене в 2014 г. наблюдалось своего рода «затишье перед бурей». Очередные всеобщие парламент -

Немова Людмила Алексеевна - кандидат экономических наук, зав. сектором Канады, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), г. Москва. Российская Федерация

86

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

ские выборы назначены в Канаде на 19 октября 2015г., и начало предвыборных баталий ожидается в феврале-марте, во время обсуждения последней в этом политическом цикле бюджетноэкономической программы правительства во главе с премьер-министром Стивеном Харпером. Правящей Консервативной партии принадлежит более половины мест в палате общин федерального парламента, и это обеспечивает устойчивое положение правительства. Однако с середины 2013 г., в рейтингах популярности среди потенциальных избирателей консерваторы постоянно уступают главным соперникам - Либеральной партии, которая заметно укрепила свои позиции после того, как её возглавил молодой политик Джастин Трюдо. Поэтому, как отмечают политические комментаторы, «правительство консерваторов будет стремиться набирать очки всеми возможными способами». Вместе с тем, судя по содержанию бюджетно-экономической программы на 2014 г., наиболее эффективные с точки зрения привлечения избирателей инициативы «приберегаются» на будущий год.

Пока же решения и действия правительства, касающиеся внутренней жизни страны, не добавили ему популярности. В частности, премьер-министр Стивен Харпер, обещавший в недавнем прошлом сделать более открытым и прозрачным процесс назначения судей в Верховный суд страны, нарушил установленные правила, отстаивая своего «назначенца». И, более того, вступил в публичную полемику по этому поводу с главой ВС Канады. За последние пять лет сменилось четыре руководителя аппарата премьер-министра. По разным причинам из его ближнего окружения ушли многие авторитетные специалисты, имевшие большой опыт работы в правительстве и парламенте. Теперь среди помощников главы правительства преобладают молодые люди, которые, по оценкам аналитиков, отличаются «трудоголизмом и личной преданностью Стивену Харперу, но не способны дать ему ценные советы в процессе принятия сложных решений» [15]. Неслучайно опубликованные в мае результаты опросов населения показали, что аппарат премьер-министра, наряду с верхней палатой парламента Канады - Сенатом, относится к числу государственных институтов, пользующихся в настоящее время наименьшим доверием граждан [9].

На этом фоне самым ярким внутриполитическим событием года оказались прошедшие 8 апреля выборы в одном из субъектов федерации - провинции Квебек. За последние два десятилетия это были

87

2014 год: главные события

наиболее важные для судеб всей страны региональные выборы. Дело в том, что с августа 2012 г. у власти в провинции находилась Квебекская партия (КП), руководство которой вновь выдвинуло идею проведения референдума о выходе Квебека из состава канадской федерации и обретении им статуса суверенного государства. Предыдущий подобный референдум состоялся в провинции в 1995 г., и тогда численность сторонников «суверенизации» оказалась лишь на несколько десятков тысяч меньше численности ее противников. Вернувшись к власти в 2012 г., Квебекская партия имела меньше половины мест в региональном парламенте (национальной ассамблее) и рассчитывала укрепить свои позиции в результате досрочных выборов. Однако уверенную победу на них одержала «профедералистская» Либеральная партия. Получив 70 из 125 мест в национальной ассамблее, она сформировала устойчивое правительство большинства, тогда как КП досталось только 30 депутатских мест.

Главный политический итог этих выборов состоит в том, что КП как партия, отстаивающая идеи суверенизации Квебека, утратила поддержку со стороны значительной части своего традиционного электората. Квебекская партия проиграла соперникам во многих округах с преимущественно франкоязычным населением и получила мало голосов со стороны молодых избирателей. Это дало основание политическим комментаторам сделать вывод о том, что сепаратизм в Квебеке «если и не умер, то существенно ослаб» [8]. Правительство Либеральной партии утвердило программу, ориентированную на ликвидацию к 2016 г. бюджетного дефицита, поддержку малого и среднего бизнеса, проведение административной реформы с целью «рационализации» расходов на госуправление. Комментаторы обратили особое внимание на то, что новое правительство Квебека считает необходимым развивать сотрудничество между всеми провинциями и федеральными властями в решении социальноэкономических задач общенационального значения.

Отраслевые и региональные диспропорции углубляются

В 2014 г. по совокупности основных показателей - темпам роста ВВП, уровням безработицы и государственной задолженности - общая ситуация в экономике Канады оставалась более благополучной, чем в других ведущих рыночных странах. Канада - единственная в «группе семи» предполагает сбаланстровать федеральный бюджет уже в 2015 г. По оценкам аналитиков, технически правительство

88

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

Канады могло уравнять расходы с доходами уже в этом году, но, вероятно, «оставляет хорошие новости до начала предвыборной кампании» [3].

По темпам роста ВВП Канада в 2013-2014 гг. шла вровень с США, значительно обгоняя прочие страны «группы семи». В 2013 г. ВВП Канады увеличился на 2% и составил более 1,83 трлн. долл. США (на фоне сокращения суммарного ВВП стран зоны евро на 0,4%). В прогнозах ведущих аналитических центров на 2014 г. наблюдается большой разброс - от 1,9 до 2,4%. И вновь речь идет о неопределенности перспектив устойчивого подъёма. Развитие событий по пессимитичному сценарию вероятно по следующим причинам.

Во-первых, нет уверенности в том, что существенно повысится спрос на канадский экспорт, который весьма важен для относительно небольшой и «открытой» экономики. До кризиса 2008-2009 гг. экспорт достигал почти 30% ВВП Канады, и при этом около 25% всех производимых товаров и услуг предназначалось для американских рынков. На шестом году после рецессии экспорт товаров в США, по оценкам министерства финансов Канады, примерно на 40 млрд. долл. «не дотягивал» до прежнего высокого уровня. Как отмечают аналитики, «в посткризисном оживлении экономики развитых рыночных стран уже было несколько фальшстартов, но устойчивый подъём так и не начался» [18].

Во-вторых, сохраняется крайняя неравномерность в развитии ресурсных отраслей и обрабатывающего сектора в самой Канаде. В свою очередь, это ведёт к дальнейшему углублению региональных диспропорций. По данным национального Статуправления, в 2013 и первой половине 2014 г. почти весь прирост ВВП пришёлся на регионы с сильным ресурсным сектором и, в первую очередь, на «нефтегазовую провинцию» Альберта [21]. Здесь, а также ещё в двух богатых ресурсами провинциях темпы реального роста экономики составляли 4% и более, тогда как в центральном промышленном регионе - провинциях Онтарио и Квебеке - они не поднимались выше 1,0—1,1%. Еще хуже была ситуация в небольших провинциях Атлантического региона.

Главная причина этого - продолжающиеся процессы упадка многих обрабатывающих отраслей. Конкуренция со стороны более дешёвого импорта из Азии и Латинской Америки не ослабевает. А час-

89

2014 год: главные события

тичный «решоринг» (т.е. возврат производств из-за рубежа), осуществляемый американскими ТНК, способствует подъему обрабатывающей промышленности в самих Соединенных Штатах, но не распространяется на канадские звенья выстроенных ими глобальных производственных цепочек. По уточненным данным, доля отраслей обрабатывающего сектора в ВВП Канады, упавшая с 17,8% в 2002 г. до 12,8% в 2010 г., продолжает снижаться и достигла отметки в 12% в 2012 г.

В этом плане особенно показательна ситуация в автомобилестроении, которое вместе со смежными производствами (текстиля, металлов, искусственной кожи, пластмасс, приборов и т.п.) составляет базовый комплекс в обрабатывающем секторе Онтарио - крупнейшей по масштабам экономики и численности населения провинции. До кризиса Канада занимала четвертую позицию в мире по выпуску легковых и грузовых автомобилей. В 2013 г. страна оказалась на 10-м месте, притом что 80% легковых автомобилей, выпускаемых канадскими предприятиями интегрированного североамериканского автопрома, предназначено для поставок в США. В посткризисный период «большая тройка» свела до минимума инвестиции в Канаде, тогда как в Мексике в отрасль было вложено около 6,5 млрд. долл. В период с 2010 по 2013 г. канадские предприятия не получали от головных компаний никаких инвестиций, только в 2012 г. «Джене-рал моторс» вложила 180 млн. долл. в расширение производственных мощностей.

Несмотря на происшедший в США в 2013 г. рост продаж автомобилей, поставки из Канады упали на 4%. Руководители корпораций «Крайслер» и «Дженерал моторс» откровенно дали понять правительству Канады и властям провинции Онтарио, что не только строительство новых предприятий, но и судьба уже действующих находится под вопросом, поскольку в Канаде «слишком высоки» издержки на рабочую силу, а власти не готовы предоставить такие же льготы, какие обещаны в штатах Мичиган и Кентукки [12].

Диспропорции в хозяйственном развитии негативно влияют на рынок труда. Показатели безработицы «зависли» на уровне 6,9-7%, а в центральных и восточных провинциях они достигают 9-10% и более. Прогноз роста численности занятых в 2014 г. - всего 0,8% (на фоне 1,5% в среднем за период 2000-2012 гг.). Из созданных в 2013 г. и первой половине 2014 г. новых рабочих мест более трех

90

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

четвертей пришлось на одну Альберту! Специалисты с тревогой отмечают, что вакансии, появляющиеся в прочих регионах, как правило, рассчитаны на частичную или временную занятость. Соответственно, в большинстве провинций наблюдается застой в динамике заработной платы и вялый рост потребительского спроса.

Совокупные государственные расходы в 2013-2014 гг. увеличивались всего на 0,4%, поскольку на федеральном уровне и в регионах принимаются меры по сокращению бюджетных дефицитов. Если до 2009 г. большинство провинций Канады имели сбалансированные бюджеты, то после рецессии дефицита нет только у одной из них. Между тем, в децентрализованной канадской федерации порядка 60% государственных расходов приходится на власти субнационального уровня. Завершив антикризисные проекты, большинство провинций теперь уже не располагают средствами для поддержки роста экономики. Не случайно авторитетные эксперты обращаются с призывами к федеральному правительству «не добиваться достижения бюджетных профицитов любой ценой», а срочно начать реализацию проектов по уже объявленному в прошлом году плану развития производственной и транспортной инфраструктуры. По мнению бывшего главы ЦБ Канады Д. Доджа, это - «лучшее, что на данной стадии может сделать правительство для оживления деловой активности», при большой недогруженное™ производственных мощностей, высокой безработице и низких процентных ставках [11].

Ключевую роль в посткризисном росте канадской экономики играет ресурсный сектор. В 2013 г. в большинстве отраслей горнодобывающей промышленности и цветной металлургии из-за снижения глобального спроса и цен сокращались объёмы экспорта, прибылей и инвестиций. В 2014 г. производство начало постепенно восстанавливаться. Главным же локомотивом роста остаётся топливноэнергетический сектор и, в первую очередь, нефтегазовая промышленность.

По объёмам добычи сырой нефти, включая обычную и битуминозную нефть, Канада занимает 3-е место среди стран, не входящих в ОПЕК и 7-е место в мире. В 2012 г. здесь добывалось 3,8 млн. баррелей в день (б/д), по сравнению с 10,7 млн. в России, 9,2 млн. в США, 2,9 млн. в Мексике, 2,2 млн. в Бразилии [10].

Разведанные месторождения «нефтяных песков» обеспечивают Канаде третье место в мире среди стран, обладающих крупнейшими

91

2014 год: главные события

источниками нефти - после Саудовской Аравии и Венесуэлы. С начала 2000-х и до 2012 г. инвестиции в разработку нефтяных песков росли чрезвычайно быстро, причём зарубежные инвестиции до недавних пор составляли более половины суммарных вложений. В результате объёмы производства битуминозной нефти за последние пять лет выросли в два с лишним раза и в дальнейшем будут увеличиваться опережающими темпами по сравнению с добычей обычной нефти.

По прогнозам Международного энергетического агентства и Канадской ассоциации производителей нефти, объёмы её добычи в Канаде могут составить в 2030 г. порядка 6,7 млн. б/д. Однако при этом отмечаются два необходимых условия осуществления прогнозов -наличие рынков сбыта и соответствующей инфраструктуры для транспортировки.

Реализация мегапроектов по освоению месторождений нефтяных песков в Канаде изначально была связана с планами создания единого Североамериканского энергетического рынка. До недавних пор предполагалось, что добываемая в Альберте битуминозная нефть будет отправляться главным образом на экспорт в США. «Беспрепятственный доступ Соединённых Штатов Америки к энергетическим ресурсам Канады» - таков главный пункт соглашений ФТА и НАФТА. И 25 лет назад таков был главный мотив для заключения американской стороной договора о свободной торговле с Канадой [16]. Теперь же в результате «сланцевой революции» США намереваются через несколько лет полностью обеспечить свои потребности в нефти, а затем и экспортировать углеводородные энергоносители.

Что касается канадской нефти, то уже сейчас она не нужна на американских рынках в прежних, а, тем более, в растущих объемах. И именно этим, прежде всего, а не вдруг обнаруженной «особой экологической опасностью» добычи и перекачки битуминозной нефти, объясняется многократный перенос принятия решения о строительстве трансграничного участка нефтепровода Keystone XL. Супернефтепровод проектировался в расчёте на перекачку порядка 830 тыс. баррелей нефти в день из районов добычи в Альберте до перерабатывающих заводов в Техасе. Процесс принятия решения по трансграничному участку растянулся на шесть с лишним лет, хотя обычно такого рода проекты утверждались не позднее чем через полтора года.

92

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

Бывший посол Канады в США и в прошлом активный участник переговоров по НАФТА Д. Бёрни заявил, что бездействие администрации США и отказ принять решение по завершению строительства нефтепровода напрямую нарушает положения договора НАФТА. В настоящее время Д. Бёрни, как и бывший премьер-министр Канады Б. Малруни, стали энергичными лоббистами расширения экспорта нефти и газа в Китай и другие страны Азии. «Наилучшим ответом со стороны Канады был бы выход на новые рынки сбыта для наших энергоносителей. Только это привлечёт внимание в Вашингтоне. До тех пор, пока они удерживают монопольные позиции по отношению к нашим ресурсам, они будут продолжать вести себя так, как делают это сейчас» - заявил Д. Бёрни на пресс-конференции в конце апреля 2014 г.[4].

Перспективы диверсификации внешнеэкономических связей

На проводимых в Канаде бизнес-форумах и в серьезных публикациях по актуальным проблемам экономической политики теперь уже постоянным рефреном стало признание необходимости диверсифицировать внешнеэкономические связи, развивая отношения на основе принципов свободной торговли с возможно более широким кругом стран.

До недавнего времени, Канада, помимо главного для нее договора НАФТА, имела соглашения о взаимной либерализации торговоинвестиционных режимов только с несколькими небольшими государствами, не относящимися к числу ведущих рыночных стран. Поэтому в Оттаве считают большим достижением подписание в октябре 2013 г. принципиальной договоренности заключить Всеобъемлющее торгово-инвестиционное соглашение между Канадой и Европейским союзом (СЕТА) [1]. Этому предшествовали пять лет переговоров, затем согласование позиций по наиболее спорным вопросам продолжалось еще почти год. И только в августе 2014 г. стороны объявили о завершении работы над окончательным текстом соглашения СЕТА. За этим еще последует подготовка документов для ратификации и собственно процесс ратификации всеми странами-участницами, а также провинциями Канады. По мнению критиков, правительство поторопилось объявлять об успехах. Особое беспокойство экспертов вызывает обстановка секретности вокруг важных деталей соглашения, полный текст которого оставался неопубликованным до момента открытия новой сессии федерального парламен-

93

2014 год: главные события

та. Ходят слухи, что Канаде пришлось пойти на некоторые серьезные уступки требованиям Германии в области финансового регулирования и патентной защиты фармацевтической продукции [22].

В марте 2014 г. благополучно завершилась, наконец, драматичная история с соглашением о свободной торговле между Канадой и Кореей. Переговоры между двумя странами начались еще в 2005 г. и длились около 10 лет с перерывом. В 2011 г. намечался их заключительный этап. Но тогда аналогичные переговоры с Кореей начали Соединенные Штаты, и по «наработанным с Канадой шаблонам» соглашение было быстро подписано. Переговоры же с Канадой правительство Кореи, «утратив интерес к менее крупному рынку», приостановило. В результате объемы канадского экспорта в Корею упали, по оценкам экспертов, примерно на 1,5 млрд. долл. в год. В 2012 г. Канада поставила в Корею товаров и услуг примерно на 3 млрд. долл., а корейский экспорт в Канаду превысил более 6 млрд. долл. В связи с возросшей конкуренцией со стороны американских производителей, в Канаде теперь уже не рассчитывают на быстрое сокращение дисбаланса в торговле с Кореей. Тем не менее, правительство С. Харпера считает соглашение с этой страной весьма важным, с точки зрения дальнейшего выхода на рынки других азиатских государств, в частности, Японии [7].

Летом 2014 г. Канада и Япония начали подготовку к ведению переговоров о двустороннем соглашении о либерализации режимов торговли и инвестиций.

Многие в бизнес-ообществе и политических элитах Канады считают, что важнейшим направлением развития торгово-инвестиционных связей должен стать Китай. До прихода к власти в 2006 г. Консервативной партии связи между двумя странами развивались по нарастающей. Но затем из-за резкого охлаждения отношений по причинам политико-идеологического характера, в Китае была приостановлена реализация уже подписанных контрактов и договорённостей. С. Харпер, став премьер-министром, дважды проигнорировал официальные приглашения посетить Китай, до 2009 г. неоднократно допускал острые критические замечания в адрес китайского руководства по поводу нарушения принципов демократии и прав человека. На парламентских слушаниях по вопросам внешней политики, в ходе которых обуждались проблемы в отношениях с Китаем,

94

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

С. Харпер заявил, что правительство Канады «не поступится принципами в угоду всемогущему доллару».

Однако в период глобального кризиса и посткризисного восстановления экономики правительство консерваторов под давлением влиятельных группировок канадского бизнеса предприняло беспрецедентные усилия для восстановления между двумя странами «отношений стратегического партнерства», налаженного в прежние годы правительствами Либеральной партии. В течение 2009-2012 гг. премьер-министр Канады трижды посетил Китай с официальными визитами. В феврале 2012 г. было подписано несколько крупных торговых и инвестиционных контрактов, а также общее соглашение о взаимной поддержке и защите инвестиций. В течение того года был заключён (и утверждён канадским правительством) ряд сделок по приобретению китайскими госкорпорациями крупных активов в нефтегазовой отрасли [2].

В то же время в Канаде сильны позиции противников значительного расширения торгово-инвестиционных связей с Китаем и, в особенности, «массированного проникновения» гигантских госкорпораций в ресурсные и иные отрасли национальной экономики. Так, соглашение о взаимной поддержке и защите инвестиций канадская сторона до сих не ратифицировала. С 2013 г. были введены более строгие правила проверки сделок с участием иностранных государственных компаний, и после этого резко сократились китайские инвестиции в ресурсных отраслях. В отчетах Канадской службы безопасности и разведки (КСБР) сообщается, что «зарубежные госкомпании, имеющие связи с разведслужбами и правительствами своих стран, стремятся получить контроль над стратегическими секторами канадской экономики» и «это может представлять угрозу для национальной безопасности Канады» [13].

В Канаде очень болезненно восприняли заключение в мае 2014 г. масштабного и долгосрочного газового контракта между Китаем и Россией. Для сторонников форсированного развития экспорта газа и нефти из Канады в Китай это послужило настоящим шоком. И, вполне вероятно, подъем на более высокий уровень российскокитайского сотрудничества в нефтегазовой отрасли стал немаловажной причиной новой волны охлаждения в отношениях между Канадой и Китаем. Так, в июле 2014 г. власти Канады заявили о том, что со стороны Китая была предпринята попытка проникновения в за-

95

2014 год: главные события

крытую базу данных Национального исследовательского совета. Это получило широкую огласку в канадских СМИ, которые заодно опубликовали и другие «шпионские истории», о которых не сообщалось ранее. Некоторое время спустя в Китае арестовали семейную пару канадских предпринимателей, которым предъявлены обвинения в промышленном шпионаже. Таким образом, в канадо-китайских отношениях в 2014 г. возникли серьезные очаги напряженности. Некоторые авторитетные аналитики полагают, что в целом противоречивость и непоследовательность политики канадских властей в отношении Китая в немалой степени связана также с влиянием Соединённых Штатов.

Проведенные в июне 2014 г. опросы общественного мнения показали, что уровень поддержки населением политики развития торгово-инвестиционных связей с Китаем существенно снизился. Доля граждан, позитивно оценивающих такую политику, упала до 37% по сравнению с 51% в прошлом году. Эксперты Канадо-китайского делового совета указывают, что большинству канадцев даже неведомо, что Китай уже стал вторым крупнейшим торговым партнером страны, и что масштабы канадского экспорта в Китай за последние шесть лет удвоились, тогда как торговля с Соединёнными Штатами только в конце 2014 г. «едва дотянула» до предкризисного уровня [14].

Отношения между Канадой и Россией резко ухудшились

Канада принимала активное участие в подготовке событий на Евромайдане, канадские дипломаты и члены правительства демонстративно поддерживали весь процесс смены власти в Киеве. Премьер-министр С. Харпер прибыл в столицу Украины уже в середине марта, вскоре после визита туда министра иностранных дел Дж. Бэйрда, чтобы лично поддержать тех, кого в Оттаве считают «последовательными сторонниками демократии» и называют «наши партнеры». В то же время, по оценкам канадских аналитиков, С. Харпер занял самые жесткие позиции в вопросах применения санкций в отношении России за «захват Крыма» и «нарушение суверенитета Украины». Примечательно, что в одной из наиболее децентрализованных федераций на официальном уровне и в СМИ в сюжетах о положении на Юго-Востоке Украины речь идет только о «сепаратизме» и «российской агрессии». Почти не упоминаются и ни коим образом не анализируются позиции сторонников федерализации страны.

96

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

По масштабам, содержанию и срокам применения санкций Канада следовала за США. В том же, что касается безаппеляционности и жёсткости обвинений и угроз в адрес России, правительство С. Харпера превзошло официальных представителей ЕС и США, которые иногда и частично всё же признавали сложность и неоднозначность ситуации на Украине. В конце мая канадские СМИ многократно транслировали и цитировали выступление премьер-министра на мероприятии по сбору средств для строительства в Оттаве мемориала борцам за свободу и жертвам коммунизма. В речи, которая, по оценкам комментаторов, «очень напоминала о временах холодной войны», в число символических 100 млн. «пострадавших от коммунизма» были включены также «жертвы нацизма и терроризма», а в качестве виновников многомиллионных жертв были конкретно названы только современная Россия и ее руководство [20].

Следует отметить, что, по оценкам канадских экспертов, С. Харпер изначально имел «большой багаж недоверия и подозрений в адрес России» и для правительств Консервативной партии в целом «характерна внутренняя «русофобия», очень схожая с позициями американских неоконсерваторов» [5]. Поэтому еще до «украинского кризиса», несмотря на ритуальную констатацию наличия большого потенциала для развития канадо-российских отношений, позитивных сдвигов не происходило. По словам бывшего посла в РФ (2003-2006 гг.), а затем главы канадо-российской бизнес-ассоциации Кристофера Уэстдела, канадские фирмы, которые хотят вести бизнес в России, не получают от правительственных структур «ни помощи, ни одобрения», хотя в других странах торговые миссии действуют весьма активно.

Объем товарооборота между двумя странами за последние десять лет менялся мало и в 2012 г. составлял порядка 3 млрд. долл., с профицитом в пользу Канады около 0,7 млрд. долл. Объем накопленных прямых инвестиций в России достиг, по данным министерства торговли Канады, порядка 4,8 млрд. долл. Несколько крупных канадских компаний реализует в РФ весьма успешные и прибыльные проекты в горнорудной промышленности, в сфере транспортного машиностроения и авиационной промышленнсти, участвуют в проектировании и строительстве некоторых инфраструктурных объектов. В Москве базируются головные региональные офисы канадских консалтинговых фирм, работающих в странах, входящих в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. До «украин-

97

2014 год: главные события

ского кризиса» перспективным признавалось взаимовыгодное сотрудничество в сфере добычи нефти и газа, фармацевтики, авиационно-космической промышленности.

Поэтому не случайно при объявлении первой серии санкций против России руководители канадо-российской бизнес-ассоциации и отдельных канадских компаний обратились к правительствам обеих стран с призывами проявлять сдержанность и «не наносить ущерб взаимовыгодным экономическим отношениям» [6]. С российской стороны, наряду с признанием сложности ситуации, была подтверждена готовность придерживаться «сбалансированного подхода» и продолжать сотрудничество. Со стороны же правительства Канады было заявлено, что внешняя политика страны «должна основываться на принципах, а не быть заложницей сиюминутных экономических интересов» [17].

Жесткость и непримиримость позиций официальной Оттавы не помешали, тем не менее, представителям канадского бизнеса участвовать в работе Международного экономического форума, проводившегося 22-24 мая в С.-Петербурге, а также Всемирного нефтяного конгресса 15-19 июня в Москве. Уже закрепившиеся в России компании пока не собираются сворачивать здесь свою деятельность. Практически незаметно для СМИ (не только в Канаде, но и в России) продолжается сотрудничество в исследовании космоса. Так, в конце июня стало известно об успешном запуске двух канадских научных спутников в рамках большого международного проекта. В прессрелизе национального космического агентства канадских ученых и инженеров поздравили с большими достижениями в области науки и техники. Однако при этом не было упомянуто, что запуски этих, а также нескольких европейских спутников были осуществлены и будут осуществляться впредь на российских ракетах и с российского космодрома «Ясный». Руководитель канадского проекта лишь посетовал на то, что напряжённость в отношениях с Россией «не позволяют должным образом пропагандировать достижения и перспективы канадского участия в международных космических исследованиях» [19].

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.См.: Немова Л. А. Всеобъемлющее торгово-инвестиционное соглашение между Канадой и Евросоюзом: взгляд из Канады // Электрон-

98

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

ный журнал «Россия и Америка в XXI веке». - 2013. - № 3. URL: http://www.rusus.ru

2. Немова Л.А. Регулирование иностранных инвестиций в Канаде // Мировая экономика и международные отношения. 2014. - № 6. -C. 58-69.

3. The Bank of Montreal. International Economic Outlook. BMO Research. June 12, 2014.

4. Burney D., Hampson F. As China’s ascent continues, Canada is missing in action // The Globe and Mail, May 05, 2014. URL: http://www.theglobeandmail.com/globe-debate/as-chinas-ascent-continues-canada-is-missing-in-action/article18461606/ (дата обращения: 22.06.2014)

5. Canada in ‘Cold War Lite’ with Russia // Canada.com News.

20.01.2012. URL: http://www2.canada.com/news/canada+cold+lite

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+with+russia+experts/6029086/story.html?id=6029086 (дата обращения:

21.08.2014)

6. Canada-Russia business group urges caution // The Toronto Star.

March 3, 2014. URL: http://www.thestar.com/business/economy/

2014/03/17/canadarussia_business_group_urges_caution.html (дата обращения: 15.05.2014)

7. Cudmore J. Canada-South Korea trade deal appears close after decade

of talks // CBC News. March 10, 2014. URL:

http://www.cbc.ca/news/politics/south-korean-trade-deal-sets-up-fight-between-auto-agriculture-sectors-1.2566122?autoplay=true (дата обращения: 29.03.2013)

8. Gourney M. Good news for Canada: Even the separatists can’t talk about separation // The National Post. March 26, 2014. URL: http://fullcomment.nationalpost.com/2014/03/26/matt-gurney-good-news-for-canada-even-the-separatists-cant-talk-about-separation/ (дата обращения: 27.03.2014)

9. Hebert H. Stephen Harper presiding over Tories’ self-destructive madness // The Toronto Star. May 30, 2014. URL:

http://www.thestar.com/news/canada/2014/05/30/stephen_harper_presidi ng_over_tories_selfdestructive_madness_hbert.html) (дата обращения: 31.05.2014

99

2014 год: главные события

10. Hussain Y. Canada to emerge as the fourth-fastest growing oil player in the world: IEA // The Financial Post. November 12, 2013. URL: http://business.financialpost.com/2013/11/12/canada-to-emerge-as-the-

fourth-fastest-growing-oil-player-in-the-world-iea/?__lsa=5f20-4b87)

(дата обращения: 26.01.2014)

11. Investment in infrastructure needed at this stage in Canadian recovery, former central banker says // The Canadian Press. June 11, 2014. URL: http://www.cbc.ca/news/business/focusing-on-deficits-won-t-build-economy-david-dodge-says-1.2672161) (дата обращения: 13.06.2014)

12. Keenan G. Canadian auto investment stalls // The Globe and Mail.

Apr. 08 2014. URL: http://www.theglobeandmail.com/report-on-

business/canadian-auto-investment-stalls/article 178893 34/) (дата обращения: 10.04.2014)

13. Ljunggren D. CSIS warning on China security threat dogged CNOOC-Nexen debate in Canada // Reuters. 24.12.2012. URL: http://business.financialpost.com/2012/12/24/csis-warning-on-china-security-threat-dogged-cnooc-nexen-debate-in-canada/ (дата обращения:

03.04.2013)

14. Lunn S. China trade ties a concern for Canadians surveyed // CBC

News. June 10, 2014. (http://www.cbc.ca/news/politics/china-trade-ties-a-concern-for-canadians-surveyed-1.2667450) (дата обращения:

12.06.2014)

15. MacKinnon L. How Stephen Harper's inner circle has changed // CBC News. May 24, 2014. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/how-stephen-harper-s-inner-circle-has-changed-1.2652571 (дата обращения:

26.05.2014)

16. McCarthy Sh. America’s light oil, Canada’s heavy problem // The

Globe and Mail. April 04, 2014. URL:

http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/industry-news/ energy-and-resources/americas-light-oil-canadas-heavy-problem/article 17839122/) (дата обращения: 05.04.2014

17. Pain caused by sanctions on Russia for ‘greater national interest,’ Stephen Harper tells Canadian businesses // The Financial Post. 24.03.2014. URL: http://business.financialpost.com/2014/03/24/russia-stephen-harper-business/) (дата обращения: 26.03.2014)

100

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

18. The Royal Bank of Canada. RBC Economic Outlook, June 12, 2014. URL: http://www.rbc.com/newsroom/reports/rbc-economic-outlook.html (дата обращения: 13.06.2014)

19. Semeniuk I. Canada-Russia relations cast pall over space launch //

The Globe and Mail. June 19, 2014. URL:

http://www.theglobeandmail.com/news/national/canada-russia-relations-cast-pall-over-space-launch/article19233793/ (дата обращения:

21.06.2014)

20. Stephen Harper attacks Vladimir Putin and ‘evil’ communism // The

Canadian Press. May 31, 2014. URL: http://www.cbc.ca/

news/world/stephen-harper-attacks-vladimir-putin-and-evil-communism-1.2660700 (дата обращения: 31.05.2014)

21. Western growth pulls away further from rest of Canada’s // The Canadian Press. April 30, 2014. URL: http://business.financialpost.com/ 2014/04/30/western-growth-pulls-away-further-from-rest-of-canadas/ (дата обращения: 11.05.2014)

22. We have a deal in Europe. Where’s the text? // The Globe and Mail Editorial. August 14, 2014. URL: http://www.theglobeandmail.com/ globe-debate/editorials/we-have-a-deal-with-europe-wheres-the-text/ article20071349/ (дата обращения: 18.08.2014)

Информация об авторе

Ф.И.О.: Немова Людмила Алексеевна / Nemova Liudmila Alekseevna

Место работы: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация / The Institute for The U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN), Moscow, Russian Federation

Подразделение: отдел Канады

Должность: зав. сектором Канады

Ученая степень: кандидат экономических наук

Электронная почта: nemoval@mail.ru

Почтовый адрес: 111397, РФ, г. Москва, ул. Новогиреевская, д. 34, кв. 60.

101

2014 год: главные события

Название статьи: 2014 год: главные события в политической и экономической жизни Канады / The Year 2014: The Most Important Political and Economic Developments in Canada

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.