Научная статья на тему 'Современные международно-правовые стандарты экологических прав'

Современные международно-правовые стандарты экологических прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
616
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
международное экологическое право / экологические стандарты / механизм международного сотрудничества / имплементация международных норм / охрана окружающей природной среды.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Н.Д., Сарбаев Г.М., Федулов В.И.

В представленной статье рассмотрены проблемы международно-правового регулирования деятельности государств по установлению экологических стандартов с целью обеспечения благополучия населения и охраны окружающей природной среды. Автор статьи анализирует механизм международного сотрудничества государств, исторические этапы развития международного экологического права, а также особенности имплементации международных и европейских стандартов в законодательство различных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные международно-правовые стандарты экологических прав»

G^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-6-47-53 ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,

профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, e-mail:professor60@mail. ru.

САРБАЕВ Григорий Михайлович,

адвокат, общественный деятель, член Европейской ассоциации юристов, доктор права,

e-mail: Greg@zakonoved.com

ФЕДУЛОВ Вячеслав Ильич,

кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: Fmgouvi@inbox.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ

Аннотация. В представленной статье рассмотрены проблемы международно-правового регулирования деятельности государств по установлению экологических стандартов с целью обеспечения благополучия населения и охраны окружающей природной среды. Автор статьи анализирует механизм международного сотрудничества государств, исторические этапы развития международного экологического права, а также особенности им-плементации международных и европейских стандартов в законодательство различных государств.

Ключевые слова: международное экологическое право; экологические стандарты; механизм международного сотрудничества; имплементация международных норм; охрана окружающей природной среды.

ERIASHVILI Nodari Darchoevich,

professor department of the civil and labor law, civil process of the «Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot», doctor of economics, candidate of law, candidate of historical, professor

SARBAYEV Grigory Mikhailovich,

lawyer, public figure, member of the European Association of Lawyers,

Doctor of Law

Vyacheslav I. FEDULOV,

PhD in law, associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation

CONTEMPORARY INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS ON ENVIRONMENTAL RIGHTS

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Annotation. The present article addresses the problems of international legal regulation of the activities of States to establish environmental standards in order to ensure the well-being of the population and the protection of the natural environment. The author of the article analyzes the mechanism of international cooperation of states, the historical stages of the development of international environmental law, as well as the features of the implementation of international and European standards in the legislation of various states.

Key words: international environmental law; environmental standards; a mechanism for international cooperation; implementation of international norms; environmental protection.

Вторая половина XX века привела к появлению актуальных проблем, связанных с экологическими последствиями индустриального роста в государствах, и необходимостью предотвращения загрязнения, а также деградации окружающей природной среды. Определенные попытки привлечь внимание мирового сообщества к проблемам экологии были предприняты в 40-х годах прошлого века. В 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО была создана международная неправительственная организация Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) с целью проведения научных исследований в сфере экологии, пропаганды охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Организация включает в себя около 1400 ассоциированных членов в лице правительств государств, неправительственных организаций, ученых, специалистов по охране природы в задачу которых включены: контроль за состоянием современных экосистем; осуществление действий по охране природы на универсальном, региональном и национальном уровнях; ведение списка растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения.

В последние десятилетия в большей степени стал признаваться тот факт, что успех в области охраны и укрепления здоровья населения во многом зависит от условий окружающей среды, в которой живет нынешнее поколение и будут жить будущие поколения людей. Дорога к устойчивому развитию в области экологического развития была обозначена в 1972 г. когда представители 113 государств собрались на Стокгольмской конференции по среде обитания.

В 1972 г. по итогам Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды была принята одноименная Декларация которая провозгласила постулат о том: что: «Человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. В ходе долгой и мучительной эволюции человечества на нашей планете была достигнута такая стадия, на которой в результате ускоренного развития науки и техники человек

приобрел способность преобразовывать многочисленными путями и в невиданных до сих пор масштабах свою окружающую среду. Оба аспекта окружающей человека среды, как естественной, так и созданной человеком, имеют решающее значение для его благосостояния и для осуществления основных прав человека, включая даже право на саму жизнь» [2].

В 1983 г. Организация Объединенных Наций создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. По итогам работы этой комиссии был опубликован доклад «Наше общее будущее», в котором содержался настоятельный призыв к тому, чтобы все виды человеческой деятельности осуществлялись в соответствии с принципами устойчивого развития, которое было определено как развитие, позволяющее удовлетворить потребности нынешнего поколения, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности [3]. Вопросы экологического благополучия затрагивают целый пласт отношений (политических, экономических, социальных, гуманитарных), но вместе с тем, ключевое значение приобретают именно правоотношения, поскольку устанавливаемые государствами, международными организациями, сообществами стандарты в области экологии должны рассматриваться в качестве норм «jus cogens», так как от их реализации зависит благополучие всего человечества.

В настоящее время государствами признано, что ни одно государство или группа государств не может эффективны образом решить проблемы, связанные с трансграничным загрязнением окружающей природной среды. Даже если экологические проблемы воспринимаются как локальные, сотрудничество между правительствами государств и помощь со стороны международных межправительственных и неправительственных организаций могут позволить выработать правильные и обоснованные решения.

В 1989 г. по итогам проведения Европейской конференции по окружающей среде и развитию (UNCED) была принята «Повестка дня на XXI век» в соответствии с которой, государствам было предложено разработать национальные планы действий по устойчивому развитию в социальной, экономической и экологической сферах. На этой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

основе многими государствами были разработаны национальные планы охраны окружающей среды как неотъемлемой части данного процесса.

Европейская конференция стала важным шагом на пути принятия Европейской Хартии по окружающей среде и охране здоровья. В Хартии признается тот факт, что каждый человек имеет право на окружающую среду, способствующую достижению им наиболее высокого возможного уровня здоровья и благополучия; подчеркивается совместная ответственность отдельных лиц, органов власти и экономических секторов в обществе за охрану такой окружающей среды; приводятся основные принципы политики в области общественного здравоохранения [3].

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция по итогам которой была принята «Повестка дня на 21 век». В Повестке нашло отражение растущее сознание того факта, что для обеспечения устойчивого развития как правительствам, так и населению необходимо изменить свои подходы к окружающей среде. Без существенных изменений окружающая среда будет подвергнута большему давлению, что приведет к ухудшению качества жизни и здоровья населения. Основываясь на результатах Конференции в Рио-де Жанейро Всемирная Организация Здравоохранения сформулировала новую глобальную стратегию по охране здоровья и окружающей среде. Она является концептуальной основой для планов работы организации в целях достижения тех планов и проведения необходимых мероприятий в области экологической безопасности и здоровья населения.

Толчком к принятию наднационального экологического законодательства послужила Декларация глав государств и правительств принятая в Париже в 1972 г. Сразу после этого в 1973 г. была принята первая программа действий Сообщества по окружающей среде за которой последовало принятие еще 5 программ.

Несмотря на то, что Европейское сообщество активно занималось экологическими вопросами, реализуя свои программы действий путем принятия значительного количества законодательных актов, окончательную свою форму в качестве актов Сообщества они обрели в 1987 г. когда в действие вступи Единый Европейский Акт (ЕЕА).

В 1992 г. Европейский Союз принял программу политических и практических действий применительно к окружающей среде и устойчивому развитию на 1993-2000 гг. «К устойчивому развитию», называемую также Пятой программой по охране окружающей среды [5]. Эта программа ориентирована на широкое вовлечение всех секторов Сообщества в духе партнерства и совмест-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

ной ответственности для достижения устойчивого развития.

Договор о Европейском Союзе, вступивший в силу в ноябре 1993 г., включает в основные цели ЕС такую цель, как содействие устойчивому экономическому росту и в значительной степени укрепляет юридическую платформу Европейской Комиссии в плане проведения Пятой программы. Следует особо отметить тот факт, что этот договор предусматривает, чтобы соображения, относящиеся к охране здоровья и окружающей среде, всегда учитывались при определении и осуществлении других стратегий организации.

Одна из последних программ действия Сообщества в области окружающей среды была утверждена Решением Европейского парламента и Совета № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г. Программа охватывает инициативы государств по выполнению задач в различных политических сферах, которые должны заключаться в круге мероприятий, включающем законодательство и стратегические подходы в области экологии. Задачи охватывают ключевые экологические приоритеты, претворяемые Сообществом в следующих сферах: изменение климата; природа и биологическое разнообразие; окружающая среда, здоровье и качество жизни; природные ресурсы и отходы [4].

В Европейском регионе Всемирной Организации Здравоохранения в рамках Европейского регионального бюро ВОЗ (ЕРБ ВОЗ) был создан Европейский центр по окружающей среде и здоровью в целях укрепления сотрудничества по связанным со здравоохранениям аспектам природоохранной деятельности с особым упором на информационные системы, механизмы по обмену опытом и координированные действия. Центр подготовил всесторонний обзор гигиенического состояния окружающей среды в государствах Европы, который лег в основу Европейского плана действий по гигиене окружающей среды для национальных планов отдельно взятых государств [5].

С целью соблюдения высоких стандартов экологического благополучия многими европейскими государствами (Франция, Бельгия, Германия, Италия, Австрия, Швейцария) используются новые подходы к гигиене окружающей среды, которые включает в себя следующие основные аспекты: развитие планов действий на уровне государств, которые предусматривают поэтапное достижение целей долгосрочной политики; определение институциональных субъектов в механизме экологической модели стандартизации для разграничения ответственности; постановку задач на уровне правительств государств с целью оценки достижимой выгодны от соблюдения высо-

ких экологических стандартов субъектами хозяйствующей деятельности, а также ресурсов, имеющихся для проведения их в жизнь; мониторинг и оценку экологического благополучия населения, посредством инновационных систем моделирования и использования нейросетей; информатизацию экологического кластера отношений посредством современных информационных технологий.

Анализ институционально-правовых факторов обеспечения высоких экологических стандартов включает в себя исследование внутригосударственных правовых механизмов правоприменения действующих международных соглашений в сфере экологии и национальных актов по охране окружающей среды и здоровья человека.

Существующие модели правоприменения в основном предусматривают имплементацию международных экологических стандартов в национальное законодательство, посредством принятия внутригосударственных актов по защите и охране окружающей среды, или отдельных норм в систему действующих нормативно-правовых актов непосредственно затрагивающих вопросы экологии.

Законодательство Соединенных Штатов Америки предусматривает закрепление высоких стандартов экологического благополучия посредством федерального уровня и последующей их детализацией на уровне отдельных штатов. Действующие правила в области окружающей природной среды кодифицированы в разделе 40 Кодекса федеральных нормативных актов (CFR).

Нормативная структура правил включает в себя основополагающие акты затрагивающие вопросы окружающей природной среды и охраны здоровья человека. К ним можно отнести: Закон о чистом воздухе (1970 г.); Закон о чистой воде (1972 г.); Закон о контроле за токсичными веществами (1976 г.) дополненный законом о химической безопасности для XXI века от 2016 г.; Закон о сохранении и восстановлении ресурсов (1976 г.); Закон о комплексном экологическом реагировании, компенсации и ответственности (1980 г.) и федеральный закон о инсектицидах, фунгицидах и родентицидах 1996 г. [8]

Закон о чистом воздухе 1990 г. (CAA) с последующими поправками в 1990 г. устанавливает стандарты выбросов опасных загрязнителей воздуха в атмосферу из стационарных и мобильных источников, а также наделяет полномочиями Агентство по охране окружающей среды (EPA) осуществлять стандартизацию качества окружающего воздуха для охраны здоровья населения и общественного благосостояния посредством регулирования выбросов опасных загрязнителей воздуха.

Основная цель принятия закона заключалась в создании рамочного стандарта выбросов опасных загрязнителей воздуха для каждого из штатов, чтобы к 1975 г. устранить риски связанные со здоровьем и благосостоянием населения. В целях разработки единого стандарта в отдельные штаты были направлены планы по сокращению выбросов опасных загрязнителей воздуха в зависимости от имеющихся источников промышленного загрязнения. В закон неоднократно вносились поправки направленные на установление новых целей и сроков, поскольку большая часть штатов не смогла уложиться в предусмотренные планы по стандартизации.

На основе поправок в Закон о чистом воздухе от 1990 г. США изменили свой подход к стандартизации, который применяется и в настоящее время. Для целей выполнения требования закона первоначально осуществляется выпуск технологических стандартов для основных или отдельных районов с источниками загрязнения. К наиболее опасным отнесены стационарные источники загрязнения воздуха, которые осуществляют выброс опасных загрязнителей в атмосфере превышающих 25 тонн в год.

Закон о чистой воде 1972 г. (ОМ/А) устанавливают правовую основу регулирования классов загрязняющих веществ в воде, а также стандарты качества поверхностных вод. Принятию Закона о чистой воде способствовал ранее действующий федеральный закон об ограничении загрязнения вод, который был отменен в 1972 г. за счет расширения сферы регулирования посредством принятия нового акта.

Законом определяются стандарты в отношении сточных вод для промышленности, а также критерии определения качества воды в зависимости от находящихся в ней загрязнителей, включая поверхностные воды. Промышленные, муниципальные и иные объекты хозяйственного назначения должны получать специальные разрешения, если их инфраструктура имеет водоотведение или связана с необходимость использования поверхностных вод. Исключение из этого правила составляют отдельные дома, имеющие систему септиков или подключенных к муниципальной водопроводной системе.

В рамках реализации Закона о чистой воде в США дополнительно была разработана программа, включающая в себя национальную систему предотвращения сбора загрязняющих веществ (NPDES), которая устанавливает ограничения в отношении сточных вод. Существующие ограничения непосредственно связаны с имеющимися технологиями, доступными для контроля загрязняющих веществ в сточных водах на основе анализа качества воды, поступающей в систему

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

водоснабжения. Стандарты по ограничению, применимые в отношении сточных вод, различаются в зависимости от категории объектов и их правового статуса. Вместе с тем, основная задача заключается в снижении степени загрязняющих веществ в сточных водах посредством оценки качества на основе имеющихся современных технологий контроля.

Контроль за исполнение закона возлагается на Управление водных ресурсов США (OW) которое обеспечивает безопасность питьевой воды, восстанавливает и поддерживает экологический баланс водосборных бассейнов и водных экосистем в целях охраны здоровья человека, поддержки экономической и рекреационной деятельности, обеспечения здоровой среды обитания для рыб, растений и дикой природы.

Закон о контроле за токсичными вещества 1976 г. (TSCA) наделяет Агентство по охране окружающей среды (EPA) полномочиями требовать соблюдения отчетности в отношении учета и испытаний, а также ограничений, касающихся химических веществ и смесей. Исключение из действия закона составляют продукты питания, лекарства, косметика и пестициды.

В 2016 г. данный закон был дополнен актом о химической безопасности в XXI веке который наделил дополнительными полномочиями органы власти в целях соблюдения высоких стандартов экологической безопасности и благополучия населения. Органы государственной власти наделены правом требовать проведения испытаний новых химических веществ, которые заявлены к применению изготовителями, импортерами или переработчиками при наличии предварительного уведомления и если эти химические вещества вызывают особую озабоченность. В настоящее время государством ведется реестр подобных химических веществ, включающий в себя более 83 000 позиций и при появлении новых они подлежат обязательному включению.

Компетентные органы также вправе требовать от лиц импортирующих или экспортирующих химические вещества соблюдение требований в отношении отчетности о сертификации, а также о возможном использовании данных веществ в торговле. Любое лицо, которое производит (включая импорт), обрабатывает или распространяет в торговле химическое вещество или смести, а также обладает информацией, которая обоснованно подтверждает вывод о том, что такое вещество или смесь представляет значительный риск причинения вреда здоровью или окружающей среде должно незамедлительно информировать компетентные органы государственной власти за исключением случаев, когда органы власти были надле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

жащим образом проинформированы посредством других официальных источников [6].

Закон о сохранении и восстановлении ресурсов 1976 г. (RCRA) наделяет Агентство по охране окружающей среды (EPA) компетенцией по контролю за опасными отходами, в частности, производство, транспортировка, обработка, хранение и удаление опасных отходов. В рамках закона также определены стандарты в отношении неопасных твердых отходов. В 1986 г. в закон были внесены поправки благодаря которым агентство во многом смогло решить экологические проблемы, которые возникали или могут возникнуть в результате хранения нефти и других опасных веществ в подземных резервуарах. Внесенные поправки в основной закон были направлены на минимизацию отходов и поэтапное удаление опасных отходов на суше, а также меры по исправлению выбросов. Отдельные поправки также расширяют полномочия органов государственной власти в отношении введения более строгих стандартов регулирования опасных отходов, включая комплексную программу в отношении подземных резервуаров мест хранения [8].

Закон о комплексном экологическом реагировании, компенсации и ответственности 1980 г. (CERCLA) предусматривает обязанность государства по созданию специального фонда, посредством которого обеспечивается покрытие расходов, связанных с проведением аварийных и спасательных работ, вызванных разливом опасных отходов, выбросом отравляющих веществ в атмосферу и необходимостью восстановления нарушенной экологии. Агентству предоставляется право осуществлять поиск лиц, ответственных за экологические правонарушения и привлечения их к материальной ответственности с целью восстановления окружающей природной среды. Кроме того, посредством созданного фонда компенсируются расходы частных лиц, участвующих в деятельности по восстановлению нарушенного экологического баланса.

Отличительная особенность данного закона проявляется в его имплементации всеми штатами в США посредством обеспечения контроля со стороны Агентства по охране окружающей среды.

Федеральный закон о инсектицидах, фунгицидах и родентицидах 1996 г. (FIFRA) закрепляет федеральное регулирование правового механизма продажи и использования пестицидов. Все пестициды, распространяемые или продаваемые на территории Соединенных Штатов Америки, должны быть зарегистрированы и пройти процедуру лицензирования со стороны Агентства по охране окружающей среды (EPA). Прежде чем агентство сможет зарегистрировать пестицид в соответствии с данным федеральным законом,

заявитель должен доказать, что использование пестицида в соответствии с имеющими спецификациями не вызовет необоснованных неблагоприятных последствий для окружающей природной среды [8].

Таким образом, охрана здоровья человека в современных условиях требует не только сохранения окружающей природной среды но и ее восстановления, поскольку губительное влияние человека на нее до настоящего времени объективно не исследовано. Субъекты несущие ответственность за окружающую среду и здравоохранение должны работать в тесном контакте друг с другом, оперативно обмениваться информацией и обеспечивать выполнение необходимых задач на внутригосударственном уровне. В связи с тем, что санитарное состояние окружающей среды, а также существующие культурные и экономические различия на локальном уровне предопределены сферами экономики и политики, то потребуются меры направленные на приоритизацию экологических проблем с целью планирования и осуществления контроля за принятыми решениями.

Принятые национальные стандарты в области экологии предусматривают необходимость обеспечения сохранения и улучшения жизненной и природной среды, сокращения отходов, устойчивого использования водных, воздушных, минеральных ресурсов, лесного хозяйства с необходимостью сохранения разнообразия природы и ландшафтов [7].

Немаловажное значение национальные стратегии развития экологической чистоты придают безопасности пищевых продуктов с целью устранения загрязнителей в пищевой цепочке и не допущения нанесения ущерба здоровью человека. Современные информационные технологии мониторинга на основе анализа данных полученных с помощью нейросетей, а также обработки больших массивов данных, позволяют создать целые информационные кластеры по совершенствованию экологических статегий анализа с целью принятия обоснованных решений и информирования населения.

Отдельными блоком системы современных экологических стандартов выступает разработка и внедрение нормативов для сокращения выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, и в частности, в питьевую воду, повышение уровня компетентности должностных лиц по работе с данными стандартами и их правильным применением к правонарушителям. Действующими международными и национальными стандартами должно обеспечиваться хорошее состояние поверхностных вод (включая прибрежные воды), грунтовых вод, предотвращение загрязнение и оценка состояния водной среды;

поощрение рационального и устойчивого использования многофункциональных лесов, сокращение масштабов их незаконного использования; устойчивое управление рыбными ресурсами, обеспечение биоразнообразия животного и растительного мир; экологически устойчивое использование почвы, сохранение и повышение их плодородия; функциональное и устойчивое использование природных и культурных ландшафтов, разработка и осуществление ландшафтной политики с учетом наднациональных и внутригосударственных стандартов, сохранение разнообразия ландшафтов и различных типов местообитаний; обеспечение качественного систематического просвещения по вопросам природы и экологии; разработка и дополнение действующего законодательства, касающегося защиты атмосферного воздуха, развития системы долгосрочного планирования регулирования отходами, сокращение образования отходов и развитие системы управления.

Список литературы

[1] Официальный сайт Международного союза охраны природы и природных ресурсов // https://www.iucn.org/about/union/members (дата обращения: 20.03.2021 г.).

[2] Официальный сайт Организации Объединенных наций // https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 20.03.2021 г.).

[3] Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. Our common future (Наше общее будущее). Oxford. Oxford University Press. 1987 г.

[4] Европейская Хартия по окружающей среде и охране здоровья // https://www.euro.who.

int/_data/assets/pdf_file/0004/114088/ICP_

RUD_113_rus.pdf?ua=1 (дата обращения: 21.03.2021).

[5] Towards sustainability: A European Community program of policy and action in relation to the environment and sustainable development. Vol. 2. Brussels, Commission of the European Community, 1992 г.

[6] Официальный сайт European Environment Agency // https://www.eea.europa.eu/policy-documents/1600-2002-ec (дата обращения: 20.03.2021).

[7] Официальный сайт Агентства по охране окружающей среды (EPA) США // https://www.epa. gov/laws-regulations (дата обращения: 20.03.2021).

[8] Официальный сайт Агентства по охране окружающей среды https://www.epa.gov/laws-regulations/summary-resource-conservation-and-recovery-act (дата обращения: 20.03.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Spisok literatury:

[1] Oficial'nyj sajt Mezhdunarodnogo soyuza ohrany prirody i prirodnyh resursov // https://www. iucn.org/about/union/members (data obrashcheniya: 20.03.2021 g.).

[2] Oficial'nyj sajt Organizacii Ob"edinennyh nacij // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declarathenv.shtml (data obrashcheniya: 20.03.2021 g.).

[3] Vsemirnaya komissiya po okruzhayushchej srede i razvitiyu. Our common future (Nashe obsh-chee budushchee). Oxford. Oxford University Press. 1987 g.

[4] Evropejskaya Hartiya po okruzhayushchej srede i ohrane zdorov'ya // https://www.euro.who.

int/_data/assets/pdf_file/0004/114088/ICP_

RUD_113_rus.pdf?ua=1 (data obrashcheniya: 21.03.2021).

[5] Towards sustainability: A European Community program of policy and action in relation to the environment and sustainable development. Vol. 2. Brussels, Commission of the European Community, 1992 g.

[6] Oficial'nyj sajt European Environment Agency // https://www.eea.europa.eu/policy-docu-ments/1600-2002-ec (data obrashcheniya: 20.03.2021).

[7] Oficial'nyj sajt Agentstva po ohrane okruzhayushchej sredy (EPA) SSHA // https://www.epa. gov/laws-regulations (data obrashcheniya: 20.03.2021).

[8] Oficial'nyj sajt Agentstva po ohrane okruzhayushchej sredy https://www.epa.gov/laws-regula-tions/summary-resource-conservation-and-recov-ery-act (data obrashcheniya: 20.03.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.