23. Irina Busygina, Mikhail Filippov, Elmira Taukebaeva. To decentralize or to continue on the centralization track: The cases of authoritarian regimes in Russia and Kazakhstan. Journal of Eurasian Studies. Volume 9. Issue 1. January 2018, pp. 61-71.
24. Ksenia Kirkham. The formation of the Eurasian Economic UNion: How successful is the Russian regional hegemony? Journal of Eurasian Studies. Volume 7. Issue 2. July 2016, pp. 111-128.
Дата поступления: 12.08.2019 Received: 12.08.2019
УДК 341
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФРАНЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ 21 ВЕКА
МУХАМЕТГАРЕЕВА Наталья Михайловна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета, город Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
ЮСУПОВА Зиля Анасовна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета, город Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
На сегодняшний день, индустриальная модель развития мира привела к деградации окружающей природной среды. В то же время европейские страны одни из первых осознали зависимость качества жизни от наличия благоприятной для человека среды обитания. В этой связи особенно актуальным представляется изучение опыта Французской республики, которая проводит целенаправленную политику охраны окружающей среды в течение последних 50 лет. Государственная экологическая политика Франции на современном этапе предусматривает реформирование и модернизацию экологического права в це-
THE DEVELOPMENT OF FRENCH ENVIRONMENTAL LEGISLATION: ACHIEVEMENTS AND NEW CHALLENGES OF THE SECOND DECADE OF THE 21ST CENTURY
MUKHAMETGAREEVA Natalia Mikhailovna
Candidate of Sciences (Philology), Senior Instructor of the Chair of International Law and International Relations of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
YUSUPOVA Zilya Anasovna
Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of International Law and International Relations of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia.
E-mail: [email protected]
Today, the industrial model of the development of the world has led to the degradation of the natural environment. At the same time, European countries were among the first to recognize the dependence of quality of life on a favorable human environment. In this regard, it seems particularly relevant to study the experience of the French Republic, which has been pursuing a focused environmental policy over the past 50 years. The state environmental policy of France at the present stage provides for reforming and upgrading environmental law in order to ensure the effectiveness of sustainable development in the context of achieving a high
лях обеспечения эффективности устойчивого развития в контексте достижения высокого уровня охраны окружающей среды, поиск альтернативных инновационных подходов в экологической политике с помощью реализации решений правительственных структур.
Ключевые слова: экологическое законодательство, Французская республика, правовая охрана окружающей среды, экологическая политика.
Французская Республика осуществляет реализацию целенаправленной политики охраны окружающей среды в течение последних 50 лет. Отметим, что Франция стала одним из первых государств, которое учредило Министерство по вопросам окружающей среды (27 января 1971 года). В 1970 - 1990 годах политика Французской Республики в сфере охраны окружающей среды заключалась главным образом в разработке специфических нормативно-правовых актов и создание специализированных учреждений по сбору и уничтожению отходов (1976 год), контролю за качеством воздуха (1981 год) и региональному использованию энергии (1982 год). Государственная политика по взаимодействию человека и окружающей среды предусматривала также принятие Национального плана охраны окружающей среды 1990 года.
Новый этап в развитии экологического законодательства Франции характеризуется принятием Экологического кодекса Франции 2000 года [1] и присоединением к Конституции Французской Республики Экологической хартии 2004 года [2]. В рамках хартии провозглашается неотъемлемая взаимосвязь человека и окружающей среды, признание окружающей среды общечеловеческим наследием. Кроме того, происходит определение основополагающих принципов, среди которых право каждого на жизнь в благоприятной для здоровья окружающей среде, установление обязанностей по принятию участия в сохранении и улучшении состояния окружающей среды, устранению ущерба, который был причинен окружающей среде человеком и иными факторами и т.п.
Государственная экологическая политика Франции на современном этапе предусматривает в качестве основной цели реформирования и модернизации экологического права обеспечение эффективности устойчивого развития в контексте достижения высокого уровня охраны окружающей среды. Правовую основу французского экологического законодательства составляет Экологический кодекс, после его принятия в данный нормативно-правовой документ вносились множественные изменения, вызванные необходимостью учета усиления процессов глобализации, тенденций роста потребления и улучшения качества жизни, необратимого изменения климата, появления новых технологий, связанных с различными воздействиями на окружающую среду. Рассмотрим правовые документы, принятые во Франции во втором десятилетии 21 века, и, в глобальном смысле, отражающие основные тенденции развития международного и европейского экологического права.
Необходимо сделать оговорку, что в рамках данной работы анализ нормативно-правовых актов Французской Республики будет проводиться на оригинальном языке с применением вольного (авторского) перевода, так как подавляющая часть французского законодательства не имеет официального русскоязычного аналога.
Среди нормативно-правовых актов, которые не были включены в положения Экологического кодекса, но при этом составляющих важную часть французского экологического за-
level of environmental protection, searching for alternative innovative approaches in environmental policy through the implementation of government decisions.
Key words: environmental legislation, French Republic, legal environmental protection, environmental policy.
конодательства, возможно выделить Закон о модернизации сельского хозяйства и рыболовства и Закон об общенациональном обязательстве по охране окружающей среды.
Законом от 27.07.2010 № 2010-874 [3] «О модернизации сельского хозяйства и рыболовства» устанавливаются направления государственной политики в области развития сельского хозяйства и регулирования отношений, возникающих в связи с рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов.
В большей степени данный нормативно-правовой акт посвящен вопросам развития сельского хозяйства как сектора рыночной экономики. Но, между тем, он затрагивает и некоторые аспекты, связанные с охраной окружающей среды, в частности, определяет поощрительные меры за предотвращение рисков загрязнения окружающей среды объектами переработки и сбыта сельскохозяйственных и пищевых продуктов, распространение которых несёт риск причинения ущерба окружающей среде, определяет меры фитосанитарного надзора.
В свою очередь, Законом об общенациональном обязательстве по охране окружающей среды от 12.07.2010 № 2010-788 [4], так называемого закона «Grenelle II», определены множественные изменения в различных сферах деятельности человека, допускающих возможность возникновения риска причинения ущерба окружающей среде.
Так, в сфере сельского хозяйства устанавливается добровольная сертификация для лиц, желающих отметить свою высокую приверженность ценностям охраны окружающей среды, проводится строго определенное регулирование обращения пестицидов и нитратов. В отношении атмосферного воздуха вводится понятие «области приоритетных действий», предполагается снижение уровня загрязнения воздуха в городских поселениях. В отношении сохранения биологического разнообразия устанавливаются принципы финансирования соответствующих фондов, принципы защиты морской среды. Кроме того, ужесточается ответственность за правонарушения в области обращения промышленных и иных отходов.
Постановлением от 07.01.2010 № 2010-18 [5] и Декретом от 13.01.2010 № 2010-47 [6] были учреждены Национальное агентство по вопросам безопасности пищевых продуктов, охраны окружающей среды и труда, а так же Национальное агентство по обращению с радиоактивными отходами и Координационный комитет по вопросам промышленных радиоактивных отходов. Национальное агентство по вопросам безопасности пищевых продуктов, охраны окружающей среды и труда выступает органом исполнительной власти, ответственным за обеспечение безопасности человека, защиту его здоровья, защиту растений и благополучное состояние животной среды, а также оценку питательных и функциональных свойств продуктов питания. В его обязанности также входит сертификация и проверка ветеринарных лекарственных средств. В свою очередь, Национальное агентство по обращению с радиоактивными отходами находится в ведении Министерства экологии и устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства Французской Республики. Оно реализует мероприятия по вопросам проведения научных, испытательских исследований ядерной энергетики, ее влияние на окружающую среду.
Множественные изменения по вопросам государственной политики в отношении применения веществ, разрушающих озоновый слой, а также в отношении фторсодержащих парниковых газов, биоцидов и химикатов были приняты в связи с введением в действие Декрета от 13.04. 2011 № 2011-396 [7]. Изменениям подверглись положения по вопросам распространения указанных химических веществ, сертификации и лицензировании деятельности, связанной с использованием фторсодержащих биоцидов и химикатов, парниковых газов. При этом указанные вещества не становятся запрещенными, они выступают объектом пристального государственного контроля с определением режима их обращения и применения.
Крупные изменения были внесены в Экологический кодекс Франции с принятием Постановления от 05.01.2012 № 2012-6 [8]. По большей степени они коснулись вопросов деятельности в сфере применения ядерных объектов, а именно перевозки ядерных веществ, пре-
сечения аварийных ситуаций в области ядерной безопасности и радиационной защиты. Проведено четкое определение содержания категории «ядерная безопасность», которая включает в себя, в том числе, радиационную защиту, профилактику и борьбу с негативными последствиями в случае аварии. При этом в общем смысле ядерная безопасность понимается как совокупность технических положений и организационных мероприятий по проектированию, эксплуатации, выводу из эксплуатации ядерных установок и радиоактивных веществ.
Процесс реформирования права окружающей среды во Французской Республике направлен, в том числе и на то, чтобы придать первостепенное значение эффективному вмешательству общественности в определение и реализацию государственной экологической политики. Законом от 27.12.2012 № 2012-1460 [9] «О реализации принципа участия общественности», определённого в ст. 7 Экологической Хартии, были внесены изменения в Экологический кодекс Французской Республики в части унификации принципов реализации государственной политики по охране окружающей среды в соответствии с конституционными положениями. Установлен принцип права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам окружающей среды. Кроме того, поэтапно определяется процедура получения гражданами и организациями достоверной информации о состоянии окружающей среды от органов государственной власти и порядок внесения предложений по вопросам модернизации национального экологического законодательства.
В целом можно сказать, что право на участие «заинтересованной общественности» включает всех представителей общественности, чьи права, гарантированные законом, могут быть ущемлены в результате планируемой деятельности. Таким образом, общественность признается в качестве важного источника рекомендаций, предложений или оценок, в качестве столпа государственной политики и оптимизирует процесс принятия решений. Это, вероятно, и есть прямая реализация цели, поставленной в Принципе 1 Стокгольмской декларации (1972 г.), в которой признается, что «человек несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды» [10], и соответствие Принципу 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию (1992 г.), «экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан - на соответствующем уровне» [11]. Следует также отметить, что и Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья признает, что участие общественности является центральным элементом модернизации экологического права, поскольку каждый гражданин имеет право участвовать в процессе принятия решений [12].
Еще одним важным достижением экологической политики Франции стал Закон от 17.08.2015 № 2015-992 [13], в котором провозглашается переход в выработке и потреблении энергетических ресурсов к «зелёному росту». Закон устанавливает цели и задачи французской энергетической модели (по вопросам выработки и потребления энергии) в контексте глобальных энергетических технологий и технологий Европейского союза. При этом, под понятием «зелёный рост» понимается способствование со стороны государства снижению уровня загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов, путем ограничения выбросов промышленных отходов. Политика «зеленого роста» направлена на сохранение биологического разнообразия и повышения уровня энергетической безопасности.
Анализируемый закон устанавливает принцип поощрения уменьшения уровня загрязнения атмосферного воздуха, предполагает повышение уровня энергетической независимости Французской Республики посредством увеличения доли возобновляемых источников энергии, уменьшение количества природных ресурсов, используемых для выработки энергии, устанавливая в перспективе отдельное ограничения в 50% для применения ядерной энергетики (от общего уровня).
Наконец, важное дополнение Экологического кодекса Французской Республики произошло с принятием Закона от 08.08.2016 № 2016-1087 [14] «О восстановлении биологического разнообразия и природных ландшафтов».
В целом, сохранение биологического разнообразия определяется как сохранение природных «даров», важных как с точки зрения конкретной страны, так и всего человечества. Однако хозяйственная выгодность сохранения биоразнообразия заметно проявляется лишь при учёте его долговременных последствий и на уровне большой страны, материка, всего земного шара и интересов их населения за длительный период, поэтому для предотвращения ущерба биоразнообразию необходимо применение соответствующих как ограничительных (для нарушителей), так и поддерживающих (для сознательных граждан) законодательных, хозяйственных и просветительских мер.
Правовое закрепление получила проблема загрязнения водной среды некоторыми видами источников света, предложен механизм по восстановлению биологического разнообразия водной среды.
Также была разработана единая Национальная стратегия в области поддержания и восстановления биологического разнообразия, указаны меры ее реализации. В рамках данной национальной программы был расширен перечень заповедных зон для рыболовства и охраняемых морских районов, предусматривается усиление мер защиты исчезающих мигрирующих морских видов и тому подобное.
В соответствии со статьей L411-2 Экологического кодекса, введенной статьей 74 вышеупомянутого закона «О восстановлении биологического разнообразия и природных ландшафтов» 13 февраля 2017 был принят Декрет «О приоритетных зонах биоразнообразия», определяющий новое природоохранное зонирование [15]. Декрет должен способствовать восстановлению жизненно важных мест обитания исчезающих и/или охраняемых видов (например, обыкновенного хомяка (Cricetus cricetus), чья популяция снова резко сократилась во Франции в начале 21-го века). Этот декрет стал ответом на постоянные требования Европейского союза обеспечить надлежащую охрану исчезающих видов и наряду с последними достижениями в определении правового статуса животных (например, закон № 2015-177 от 16 февраля 2015 г. «О модернизации и упрощении законодательства и процедур в области юстиции и внутренних дел» (ст. 2) [16]. Этот закон включил новую статью в Гражданский кодекс - ст. 515-14, в которой говорится: «Животные - это живые существа, наделенные чувствами. При условии соблюдения законов, которые их защищают, животные подчиняются режиму собственности» [17]) иллюстрируют обеспокоенность государственных органов в отношении «даров» природы и подтверждают, что национальный свод законов в настоящее время соответствует европейскому праву, которое значительно модернизировало правовой статус животных или, по крайней мере, ужесточило наказания за жестокое обращение с ними [18].
Руководство Франции находится в постоянном поиске альтернативных инновационных подходов в экологической политике, одной из последних инноваций стало учреждение Совета по экологической защите, соответствующий указ № 2019-449 был опубликован 15 мая 2019 года [19]. Председателем совета является Президент Республики, в состав совета входят премьер-министр и ряд министров. О создании Совета в своем выступлении 25 апреля 2019 года объявил президент Эммануэль Макрон как об одной из мер, принятых правительством в ответ на протесты «желтых жилетов». Миссия Совета по экологической защите состоит в том, чтобы определить приоритеты в области охраны окружающей среды, биоразнообразия и изменении климата, а также обеспечить, чтобы они учитывались во всех сферах деятельности государства.
Первое заседание совета по экологической защите состоялось 23 мая 2019 года в Париже. Был обсужден законопроект, запрещающий разведку и добычу углеводородов, а также
некоторые другие меры, такие как помощь при покупке электромобилей и содействие энергетической реновации зданий.
Необходимо отметить, что национальное экологическое законодательство Франции базируется не только на конституционных принципах, но и на международных договорах Французской Республики, а также правовых актах Европейского Союза. В связи с этим, укажем, что за последние годы Французская Республика стала участником нескольких международных соглашений, направленных на защиту окружающей среды.
Так Французская Республика, являясь членом ООН, присоединилась к Резолюции № 66/288 [20], принятой Генеральной Ассамблеей ООН «Будущее, которого мы хотим». Данная резолюция провозглашает приверженность курсу устойчивого развития и обеспечение, в том числе, экологически устойчивого будущего планеты для нынешних и будущих поколений. Кроме того, под эгидой ООН были разработаны Цели устойчивого развития до 2030 года, среди которых:
- сохранение экосистем суши;
- сохранение морских экосистем;
- ответственное потребление и производство;
- недорогостоящая и чистая энергия;
- чистая вода и санитария;
- борьба с изменением климата.
Наконец, в рамках Рамочной конвенции ООН «Об изменении климата», было принято Парижское соглашение «Об изменении климата» 2015 года [21], целью которого является разработка механизмов снижения темпов глобального потепления, активизация осуществления Рамочной конвенции ООН, в частности, удержание роста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия и приложение усилий для ограничения роста температуры величиной 1,5 градуса Цельсия. Страны-участники определяют свои вклады в достижение декларированной общей цели в индивидуальном порядке, пересматривают их раз в пять лет.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что французское экологическое законодательство находится в состоянии постоянного динамичного развития. Его основами выступают конституционные принципы, определённые в Экологической Хартии 2004 года, международно-правовые нормы, а также правовые акты Европейского Союза.
Библиографические ссылки
1. Code de l'environnement [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv. fr/affichCode.do;jsessionid=1E89CC8F7E5E5565A664A7B43D1FC658.tpdila11v_1?cidTexte=LE GITEXT000006074220&dateTexte=20170423 (дата обращения: 05.08.2019).
2. Charte de l'environnement de 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance. gouv.fr/Droit-francais/Constitution (дата обращения: 05.08.2019).
3. LOI n° 2010-874 du 27 juillet 2010 de modernisation de l'agriculture et de la pêche (1) [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do? cidTexte =JORFTEXT000022521587&categorieLien=id/ (дата обращения: 12.08.2019).
4. LOI n° 2010-788 du 12 juillet 2010 portant engagement national pour l'environnement (1) [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte= JORFTEXT000022470434&categorieLien=id/ (дата обращения: 12.08.2019).
5. Ordonnance n° 2010-18 du 7 janvier 2010 portant création d'une agence nationale chargée de la sécurité sanitaire de l'alimentation, de l'environnement et du travail [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT 000021637409&categorieLien=id (дата обращения: 07.08.2019).
6. Décret n° 2010-47 du 13 janvier 2010 relatif à l'Agence nationale pour la gestion des déchets radioactifs (ANDRA) et à la création du comité de coordination industrielle pour les déchets radioactifs [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do?cidTexte= J0RFTEXT000021682935&categorieLien=id (дата обращения: 07.08.2019).
7. Décret n° 2011-396 du 13 avril 2011 relatif à des substances appauvrissant la couche d'ozone et à certains gaz à effet de serre fluorés, aux biocides et au contrôle [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance. gouv.fr/affi chTexte.do?cidTexte=JORF TEXT 000023860912&categorieLien=id (дата обращения: 07.08.2019).
8. Ordonnance n° 2012-6 du 5 janvier 2012 modifiant les livres Ier et V du code de l'environnement [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do?cidTexte= J0RFTEXT000025104850&categorieLien=id (дата обращения: 07.08.2019).
9. LOI n° 2012-1460 du 27 décembre 2012 relative à la mise en œuvre du principe de participation du public défini à l'article 7 de la Charte de l'environnement (1) [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance. gouv.fr/affi chTexte.do?
cidTexte=J0RFTEXT000026843093&categorieLien=id (дата обращения: 08.08.2019).
10. Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ decla-rations/declarathenv.shtml (дата обращения: 12.08.2019).
11. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declara-tions/riodecl.shtml (дата обращения: 12.08.2019).
12. Charte européenne sur l'environnement et la santé adoptée à Francfort sous l'égide de l'OMS le 8 décembre 1989 (premier paragraphe) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ssents.uvsq.fr/ spip.php?article726 (дата обращения: 12.08.2019).
13. LOI n° 2015-992 du 17 août 2015 relative à la transition énergétique pour la croissance verte (1) [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte. do?cidTexte= JORFTEXT000031044385&categorieLien=id/ ( дата обращения 08.08.2019).
14. LOI n° 2016-1087 du 8 août 2016 pour la reconquête de la biodiversité, de la nature et des paysages (1) [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do? cidTexte=JORFTEXT000033016237&categorieLien=id/ (дата обращения: 08.08.2019).
15. Décret n° 2017-176 du 13 février 2017 relatif aux zones prioritaires pour la biodiversité [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte= JORFTEXT000034035272 &categorieLien=id (дата обращения: 12.08.2019).
16. LOI n° 2015-177 du 16 février 2015 relative à la modernisation et à la simplification du droit et des procédures dans les domaines de la justice et des affaires intérieures (1) [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte= JORFTEXT000030248562& cate-gorieLien=id (дата обращения: 12.08.2019).
17. Code Civil - Article 515-14 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance. gouv.fr/affichCodeArticle.do?idArticle=LEGIARTI000030250342&cidTexte=LEGITEXT0000060 70721&dateTexte=20150218 (дата обращения: 12.08.2019).
18. Мухаметгареева Н.М., Юсупова З.А. Правовая защита животных в Европе: современные тенденции развития // Евразийский юридический журнал. 2017. № 8 (111). С. 90-99.
19. Décret n° 2019-449 du 15 mai 2019 relatif au conseil de défense écologique [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do? cidTexte=JORFTEXT000038475228 &categorieLien=id (дата обращения: 15.08.2019).
20. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 27.07.2012 № 66/288 «Будущее, которого мы хотим» // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www. un.org/ru/documents/ (дата обращения: 12.08.2019).
21. Парижское соглашение «Об изменении климата» 2015 года // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/eng/l09r01.pdf (дата обращения: 15.08.2019).
References
1. Code de l'environnement. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid =1E89CC8F7E5E5565A664A7B43D1FC658.tpdila11v_1?cidTexte=LEGITEXT000006074220&d ateTexte=20170423 (Accessed date: 05.08.2019).
2. Charte de l'environnement de 2004. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/Droit-francais/Constitution (Accessed date: 05.08.2019).
3. LOI n° 2010-874 du 27 juillet 2010 de modernisation de l'agriculture et de la pêche (1). URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000022521587& categori-eLien=id/ (Accessed date: 12.08.2019).
4. LOI n° 2010-788 du 12 juillet 2010 portant engagement national pour l'environnement (1). URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000022470434& categori-eLien=id/ (Accessed date: 12.08.2019).
5. Ordonnance n° 2010-18 du 7 janvier 2010 portant création d'une agence nationale chargée de la sécurité sanitaire de l'alimentation, de l'environnement et du travail. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000021637409&categorieLien =id (Accessed date: 07.08.2019).
6. Décret n° 2010-47 du 13 janvier 2010 relatif à l'Agence nationale pour la gestion des déchets radioactifs (ANDRA) et à la création du comité de coordination industrielle pour les déchets radioactifs. URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT 000021682935& categorieLien=id (Accessed date: 07.08.2019).
7. Décret n° 2011-396 du 13 avril 2011 relatif à des substances appauvrissant la couche d'ozone et à certains gaz à effet de serre fluorés, aux biocides et au contrôle. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000023860912&categorieLien =id (Accessed date: 07.08.2019).
8. Ordonnance n° 2012-6 du 5 janvier 2012 modifiant les livres Ier et V du code de l'environnement. URL:https://www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT 000025104850&categorieLien=id (Accessed date: 07.08.2019).
9. LOI n° 2012-1460 du 27 décembre 2012 relative à la mise en œuvre du principe de participation du public défini à l'article 7 de la Charte de l'environnement (1). URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000026843093&catego ri-eLien=id (Accessed date: 08.08.2019).
10. Deklaraciya Konferencii OON po problemam okruzhayushchej cheloveka sredy (Declaration of the UN Conference on the Human Environment). Oficial'nyj sajt OON. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (Accessed date: 12.08.2019)
11. Rio-de- Zhanejrskaya deklaraciya po okruzhayushchej srede i razvitiyu (Rio Declaration on Environment and Development). Oficial'nyj sajt OON. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/riodecl.shtml (Accessed date: 12.08.2019)
12. Charte européenne sur l'environnement et la santé adoptée à Francfort sous l'égide de l'OMS le 8 décembre 1989 (premier paragraphe). URL: http://www.ssents.uvsq.fr/spip.php?article726 (Accessed date: 12.08.2019)
13. LOI n° 2015-992 du 17 août 2015 relative à la transition énergétique pour la croissance verte (1). URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT0000310443 85&categorieLien=id/ (Accessed date: 08.08.2019).
14. LOI n° 2016-1087 du 8 août 2016 pour la reconquête de la biodiversité, de la nature et des paysages (1). URL:https://www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT 000033016237&categorieLien=id/ (Accessed date: 08.08.2019).
15. Décret n° 2017-176 du 13 février 2017 relatif aux zones prioritaires pour la biodiversité. URL: https://www.legifrance. gouv.fr/affi chTexte.do?cidTexte= J0RFTEXT000034035272 &categorie Lien=id (Accessed date: 12.08.2019)
16. LOI n° 2015-177 du 16 février 2015 relative à la modernisation et à la simplification du droit et des procédures dans les domaines de la justice et des affaires intérieures (1). URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000030248562&catego ri-eLien=id (Accessed date: 12.08.2019)
17. Code Civil - Article 515-14. URL:https://www.legifrance.gouv.fr/ affichCodeArti-cle.do?idArticle=LEGIARTI000030250342&cidTexte=LEGITEXT000006070721&dateTexte=201 50218 (Accessed date: 12.08.2019)
18. Muhametgareeva N.M., Yusupova Z.A. Pravovaya zashchita zhivotnyh v Evrope: sovremennye tendencii razvitiya (Legal animal protection in Europe: current trends of the development). Ev-razijskijyuridicheskij zhurnal, 2017, No. 8 (111), pp. 90-99.
19. Décret n° 2019-449 du 15 mai 2019 relatif au conseil de défense écologique. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000038475228&catego ri-eLien=id (Accessed date: 15.08.2019)
20. Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej OON ot 27.07.2012 № 66/288 «Budushchee, kotorogo my hotim» (Resolution adopted by the UN General Assembly of July 27, 2012 No. 66/288 "The future we want"). Oficial'nyj sajt OON. URL: http://www.un.org/ru/documents/ (Accessed date: 12.08.2019).
21. Parizhskoe soglashenie «Ob izmenenii klimata» 2015 goda (2015 Paris Climate Change Agreement). Oficial'nyj sajt OON. URL: http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/ eng/l09r01.pdf (Accessed date: u 15.08.2019).
Дата поступления: 14.08.2019 Received: 14.08.2019