Научная статья на тему 'Упрощение законодательства во Франции: причины, этапы, итоги'

Упрощение законодательства во Франции: причины, этапы, итоги Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
640
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЮРИДИФИКАЦИЯ / ПРАВО / ФРАНЦИЯ / УПРОЩЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / LAW REGULATION / LEGALIZATION / LAW / FRANCE / SIMPLIFICATION OF THE LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева И. А.

В статье рассматриваются причины, организационные и правовые основы, направления и итоги политики упрощения законодательства во Франции, осуществляющейся в последние десятилетия. Деятельность по упрощению законодательства вписывается в контекст многоплановых поисков улучшения качества закона во Франции. Среди важных итогов политики упрощения законодательства во Франции универсальное значение имеют: понимание необходимости формирования адекватных времени способов социального диалога в сфере правотворчества, развития неправовых способов регулирования, а также изменения профессиональной культуры чиновника, парламентария, политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simplification of the Legislation in France: the Causes, the Stages, the Totals

The article discusses the causes, the organizational and legal framework, directions and simplification policy results of legislation in France, implementing in the last decades. Efforts to simplify the legislation fit into the context of the multifaceted search for improving the quality of the law in France. Among the important results of simplification policy of legislation in France the universal importance are: understanding the need to form the adequate time ways of a social dialogue in a sphere of law making, development the non-legal ways of regulation, as well as the changes in the professional official’, parliamentarian’, politician’ culture.

Текст научной работы на тему «Упрощение законодательства во Франции: причины, этапы, итоги»

_I

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

И. А. АНДРЕЕВА,

профессор кафедры теории и методологии государственного управления, доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве.

УДК 94(44):340.132

I. A. ANDREEVA, Doctor of Law, Associate Professor, Professor at the Department of the Theory and Methodology for National Management (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific specialty:

12.00.01 — Theory and History of Law and State; History of Doctrines about Law and State.

Упрощение законодательства во Франции: причины, этапы, итоги

Simplification of the Legislation in France: the Causes, the Stages, the Totals

В статье рассматриваются причины, организационные и правовые основы, направления и итоги политики упрощения законодательства во Франции, осуществляющейся в последние десятилетия. Деятельность по упрощению законодательства вписывается в контекст многоплановых поисков улучшения качества закона во Франции. Среди важных итогов политики упрощения законодательства во Франции универсальное значение имеют: понимание необходимости формирования адекватных времени способов социального диалога в сфере правотворчества, развития неправовых способов регулирования, а также изменения профессиональной культуры чиновника, парламентария, политика.

Правовое регулирование, юридификация, право, Франция, упрощение законодательства.

The article discusses the causes, the organizational and legal framework, directions and simplification policy results of legislation in France, implementing in the last decades. Efforts to simplify the legislation fit into the context of the multi-faceted search for improving the quality of the law in France. Among the important results of simplification policy of legislation in France the universal importance are: understanding the need to form the adequate time ways of a social dialogue in a sphere of law making, development the non-legal ways of regulation, as well as the changes in the professional official', parliamentarian', politician' culture.

Law regulation, legalization, law, France, simplification of the legislation.

В современных обществах роль права постоянно возрастает в связи с объективной потребностью «в расширении границ правового регулирования, осуществляемого государством», которое «вынуждено все чаще прибегать к закону, создавать системно действующие правовые институты там, где раньше оно обходилось спорадическими и поверхностными воздействиями» [5, с. 33—34]. Однако сверх-

активность законодателя при выходе посредством нормотворческих и правоприменительных актов за пределы правовой сферы приводит к юридификации общественной жизни [4, с. 11]. Термин «юридификация» был введен западными учеными для характеристики неоднозначных процессов увеличения позитивного права и получил распространение в российском юридическом дискурсе первона-

чально благодаря работам В. В. Денисенко [3, с. 56.]. Среди негативных аспектов юридифика-ции, исследуемых отечественными и зарубежными авторами, отметим увеличение объема правового регулирования и нормативно-правового массива в ущерб возрастанию авторитета права как средства согласования различных интересов, уменьшение эффективности права вследствие сокращения в социальном регулировании роли иных, неправовых методов [1, с. 149]; неявность воли законодателя для адресатов правовой нормы, испытывающих затруднения в поиске нужной правовой информации в дебрях позитивного права.

Полагаем, что творческой работе над решением весьма острой для современных государств проблемы «перепроизводства» нормативной продукции будет содействовать изучение зарубежного опыта в этой области. В связи с чем рассмотрение причин, этапов, организационных и правовых оснований, а также итогов политики упрощения законодательства (права) во Франции, осуществляющейся в последние десятилетия, представляется актуальным для отечественной государственно-правовой практики.

«Нормативное перепроизводство, инфляция предписаний и норм — это не химера, а реальность», — констатируется в одном из публичных докладов (их подготовка осуществляется различными постоянными или временными комиссиями при государственных органах) Французской республики [23, р. 1]. Усложнение права исторически предопределено процессами развития все большей связанности и ограниченности государства правом по мере реализации на практике идей правового государства, а также необходимостью осуществления государством социальных задач [2, с. 28]. Во французской правовой науке принято, наряду с признанием этих универсальных факторов (к ним, несомненно, следует добавить появление новых сложных инновационных сфер жизнедеятельности, нуждающихся в правовой регламентации), исследовать и выявлять те причины, которые имеют национально-правовую специфику. Так, часто отмечается, что универсальное в современном праве расширение сферы его действия в области гарантий прав человека во Франции имеет акцентированный характер в связи с традиционно сильным гражданским обществом и мощным запросом на защиту индивидуальных прав, свобод и интересов, подкрепленным правовым принципом предосторожности. Принцип предосторожности, который предполагает выявление потенциально опасных последствий (рисков) какого-либо явления, продукта или процесса, был конститу-ционализирован во Франции в 2005 г., и правовая норма определена как главный вектор пред-

упредительной деятельности государственных органов. Государство стремится отвечать ожиданиям гражданского общества, а в условиях медиатизации политики — реагировать оперативно в создании устойчивой экономической среды, предвидении разнообразных рисков посредством главного, имеющегося в его распоряжении средства — правовой регламентации, что способствует разрастанию нормативного массива и его превращению в дорогостоящий и неэффективный. Далее, среди таких национально-специфических факторов отмечается традиционное многообразие субъектов нормотворчества, при этом сложность нормотворческой системы Франции усиливается возрастающим влиянием общеевропейского права. Степень влияния европейского права на французскую правовую систему — это одна из активно дискутируемых во французской науке тем, она по-разному оценивается исследователями в диапазоне от 20 до 80 (!) %. Независимый аналитический центр «Terra Nova» осуществил в 2008 г. комплексное исследование более тысячи законов, принятых в период с 1999 по 2008 г., и назвал часто повторяемый факт о том, что 80 % французского законодательства своим источником имеет общеевропейское право, миф. В то же время полученные результаты подтвердили влияние общеевропейского права на национальное законодательство, хотя и не столь значительное, как было принято утверждать. Исследование выявило, что нормы общеевропейского права были включены в текст около 25 % французских законов, в 10 % изученных законов доля норм общеевропейского происхождения была значимой [21].

Приведем факты, свидетельствующие о чрезмерном правовом регулировании, в обязательном порядке включаемые в публичные доклады по данной тематике, выявленные в разных исследованиях, поскольку они могут быть интересны и полезны для российского читателя. Приблизительное количество норм французского права составляет более 400 000, стоимость их обслуживания — 60 млрд евро, эта сумма соответствует приблизительно 3—4 % валового внутреннего продукта [21, р. 8]. Впечатляющие данные приводятся и о затратах на избыточное регулирование для органов местного самоуправления. Так, в 2014 г. «стоимость» новых норм для административных образований (муниципалитетов) составила 1,4 млрд евро [19, р. 31]. В первое десятилетие нового века объем нормативных текстов вырос в три раза, при этом, по крайней мере, половина из них никогда не применялась. Исследование 2008 г. показало, что в стране изменяется ежегодно около 10 % содержания основных кодексов, при этом только за 2006—2008 гг. Налоговый

кодекс был изменен на 37,7 %, а Трудовой — на 40 % [22, р. 182].

Возрастающая сложность французского права, ставшая итогом длительного пути развития французской правовой системы, дополненная противоречиями с европейским правом, признана фактором, тормозящим экономический рост страны, а также угрозой юридической безопасности [22, р. 182]. В частности, согласно оценке Международного экономического форума, Франция находилась по степени привлекательности для предпринимательской деятельности из-за сложности административного законодательства в 2011—2012 гг. на 116 месте из 144 стран, в 2012-2013 гг. - на 126, в 2013— 2014 гг. — на 130, в 2014—2015 гг. — на 121 месте [26].

Первые шаги в направлении упрощения законодательства были сделаны в 70-80-е гг. XX в. в связи реформами государственного управления, имеющими целью рационализацию распределения бюджета, внедрение элементов нового публичного менеджмента. В 1983 г. правительство учредило комиссию по упрощению административных форм, деятельность которой, впрочем, не завершилась выработкой конкретных мер. Впоследствии она несколько раз была преобразована, пока не влилась в современный комитет по модернизации публичной политики, преобразованный постановлением Правительства 22 февраля 2018 г. в Межведомственную дирекцию трансформации публичной сферы [17]. Декрет от 24 июля 2014 г. усилил роль Генерального секретаря Правительства в осуществлении модернизации публичного управления и упрощения законодательства.

Большое влияние на активизацию деятельности по упрощению законодательства оказал первый публичный доклад Государственного совета «Об юридической безопасности» с его ставшей знаменитой фразой: «Если право становится болтливым, гражданин его слушает рассеянно». Юридическая безопасность во французском правоведении считается принципом права, цель которого состоит в защите граждан от вторичных негативных последствий права, в частности непоследовательности и сложности законов и регламентов (подзаконных актов) и их слишком частых изменений [7, с. 646].

Правовую основу деятельности по упрощению законодательства составили ряд законов и принятых в их развитие актов Правительства, которые отменили значительное количество устаревших нормативных актов, а также норм, предусматривавших обременительные административные процедуры. Первый из череды законов, посвященных упрощению права, был принят в 2004 г. [10]. Согласно ст. 2 данного закона Правительство получило право применять

посредством ордонансов необходимые меры в целях гармонизации и упрощения законодательства. Закон от 20 декабря 2007 г. об упрощении права [11] предусмотрел упразднение множества устаревших законов. Например, был полностью отменен знаменитый французский Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., действовавший в незначительной части, который обязал правотворческие органы удовлетворять любой запрос об упразднении незаконного или беспредметного регламента. Закон от 12 мая 2009 г. об упрощении и ясности права и облегчении процедур [12], кроме упразднения устаревших нормативных правовых актов, редактирования сложных для понимания норм, также положил начало упразднению чрезмерно сложных административных процедур.

После выводов и рекомендаций второго (2006 г.) публичного доклада Государственного совета «Юридическая безопасность и сложность закона» конституционной реформой

2008 г. и Органическим законом от 15 апреля

2009 г. были введены важные положения, касающиеся законопроектной работы, обязывающие Правительство обосновывать вносимые в парламент законопроекты посредством «исследованием воздействия» [6, с. 15].

Все субъекты правотворческой деятельности в 2010 г. получили доступ к созданной по инициативе Генерального секретариата Правительства и Службы законодательства и качества права к корпоративной сети «Бх1гадиа1» (о качестве и упрощении права), содержащей полную информацию, касающуюся всех этапов правового регулирования, о положительном опыте по упрощению права [18]. 9 января 2014 г. в составе Национального собрания Франции была создана Миссия законодательного упрощения [26].

В апреле 2011 г. Правительство организовало первый Национальный конгресс по проблемам упрощения законодательства. Развитие социального диалога стало рассматриваться как важный фактор успешности проводимой политики. Закон от 17 мая 2011 г. об упрощении и улучшении качества права [13], Закон от 22 марта 2012 г. об упрощении права и облегчении административных действий [14], Закон от 12 ноября 2013 г., уполномочивающий Правительство упрощать отношения между администрацией и гражданами [16], содержат меры, выработанные государственными инстанциями, а также предложенные в ходе обсуждения на вышеуказанной и иных площадках общественного обсуждения (например на интернет-площадке «Упростим закон»). Реализация мер, предусмотренных последним законом, положила начало масштабной реформе по упрощению административных процедур, получившей

название «шок упрощения», продолжающейся и в настоящее время [27].

Таким образом, к настоящему времени сформировались и осуществляются несколько направлений деятельности в области упрощения законодательства во Франции.

Во-первых, это сокращение нормативного массива. В этом направлении, несмотря на критические оценки, сделано очень много. Начиная с 1991 г. накоплен опыт диагностики, основанный на постоянном консультировании с адресатами правовых норм. Диагностика способствовала лучшему пониманию сложностей и проблем правового регулирования в современном обществе, но вместе с тем оказалась недостаточной для их решения. Исследование, организованное Государственным советом в 2016 г., констатировало, что выявление проблем общего характера не приносит значимых результатов, в связи с чем более плодотворным может оказаться проведение узко ориентированных исследований, например анализ эффективности норм, реализация которых будет наиболее дорогостоящей для общества. Сокращение нормативного массива требует целенаправленной работы по упразднению норм. Неутешительность итогов политики упрощения законодательства чаще всего французские специалисты связывают с тем, что французское государство по-прежнему много законодательствует, но редко упраздняет ненужные и непонятные нормы права. Введенный по предложению комитета модернизации публичной политики принцип «Одна упраздненная норма взамен одной новой» применяется только по отношению к регламентарным (подзаконным) актам [23].

Во-вторых, постоянная оценка правовых норм как средство обеспечения их эффективности также способна работать на упрощение законодательства. Оценка правовых норм осуществляется во Франции Главной инспекцией министерств, законодательной комиссией Национального собрания, Государственным советом, Счетной палатой, Кассационным судом и др. [20]. Однако она на сегодняшний день не приобрела требуемых качеств системности. Например, генеральный секретариат по модернизации публичной политики в последние годы организовывал оценку правовых норм по мере необходимости (в случае выявления сложности норм, трудностей в правоприменении) выборочно. Именно эта инстанция внесла существенный вклад в упрощение законодательства (80 % всех принятых мер). Национальный совет оценки норм для административно-территориальных образований, созданный в 2013 г. [15], исследует лишь вновь вводимые нормы, затрагивающие интересы территориаль-

ных образований, на предмет финансовых последствий. В его состав входят 33 представителя местного самоуправления, 4 — парламента, и 9 — органов государственного управления. Таким образом, одной из насущных задач, реализация которой способна вывести деятельность по упрощению законодательства на новый уровень, является создание системы правового мониторинга на прочных правовых, институциональных и методологических основах.

В-третьих, важным направлением упрощения законодательства стало обеспечение большей доступности права для потребителя посредством систематизации (кодификации), использования современных информационных технологий, а также совершенствования правотворческой техники с целью улучшения качества юридических текстов, их большей понятности и ясности. Между тем упрощение смысла нормативных текстов труднодостижимо и по причине того, что сами потребители права предъявляют к нему противоречивые требования, желая, с одной стороны, большей простоты, а с другой стороны, чтобы нормативные акты как можно точнее учитывали их индивидуальные интересы и особенности, так как сложность содержания нормативных актов отражает многогранность социальных отношений, которые право должно регулировать. В случае невозможности упрощения сложных норм были выработаны меры, направленные на упрощение взаимодействия граждан с государством. В ежегодном исследовании Государственного совета эти меры объединяются под названием метода «маскирования сложности и громоздкости права». Данный метод не решает суть проблемы, поэтому должен использоваться как временное средство [25].

В-четвертых, не ограничиваясь мерами, которые могут быть в целом отнесены к разряду совершенствования юридической техники, политика упрощения законодательства во Франции включает и такое направление, как развитие и поощрение иных неправовых форм регулирования и различных форм так называемого «мягкого» права. «Мягкое» право обладает всеми признаками права («1) это систематизированный свод правил, он объективирован и публично доступен; 2) правила являются социально действенными, и поддержание их действенности происходит организованно, специализированным центром; 3) правила сознательно изменяют, приспосабливая к меняющейся жизни; 4) для их создания и изменения функционирует особый корпус профессионалов — юристов»), за исключением связи с государством [9, с. 22— 23]. В связи с этим в публичном докладе Государственного совета, посвященном «мягкому» праву, отмечается следующее: «..."мягкое" право смогло бы стать глотком свежего возду-

ха для традиционного права, которое позволит ему свободнее дышать в тисках иногда чрезмерно тесного корсета традиционных источников правовых норм» [24, р. 5]. Во французской традиции к «мягкому» праву относят также исходящие от государства рекомендательные нормы (стандарты, деонтологические кодексы). Кроме «мягкого» права положительный эффект на упрощение законодательства имеет контрактуализация (регулирование субъектами на основе предоставляемой им правом свободы договора своих отношений в максимальной степени предписаниями заключаемого ими контракта) и саморегулирование, которое посредством заинтересованного участия социальных общностей и граждан позволяет обеспечить более полный учет их интересов [8, с. 86].

Опираясь на посыл Ш.-Л. Монтескье, согласно которому «бесполезные законы ослабляют необходимые законы», государственная власть Франции определила в качестве одной из приоритетных целей публичной политики в последние десятилетия упрощение законодательства. В рамках данной политики были приняты более десяти законов, упраздняющих неприменяемые нормы, редактирующих те из них, понимание смысла которых вызывало затруднения, осуществлялась работа по консолидации законодательства, что облегчило доступ потребителя к праву и т. д. Однако итоги предпринятых усилий не признаются значительными. «Болезни, которые затронули создание и применение нашего права, дважды диагностируемые, сохраняются и стали тяжелее из-за отсутствия эффективного лечения и, главным образом, постоянного, ясного и определенного желания вылечиться» [25], — констатировал Государственный совет в 2016 г. в докладе

«Упрощение и качество права», который содержит критический анализ принятых мер. Отмечаются непоследовательность проводимой политики, отсутствие достаточной координации между осуществляющими ее субъектами, сопротивление государственного аппарата, воспринимающего выдвинутые в ее рамках требования и правила как дополнительную и бесполезную нагрузку, подрыв доверия к политике упрощения законодательства [25, с. 18].

Среди важных итогов политики упрощения законодательства во Франции хотелось бы выделить те перспективы ее развития, которые имеют универсальное значение. Во-первых, понимание необходимости активизации в ее осуществлении адресатов правовых норм, что возлагает на правотворческие органы обязанность активно и постоянно развивать адекватные времени способы социального диалога. Во-вторых, чтобы справиться с увеличивающейся сложностью права, недостаточно средств юридической техники, какими бы совершенными они ни были. Развитие и поддержка иных неправовых способов регулирования будут способствовать совершенствованию модели правового регулирования с целью ее большего соответствия постоянно изменяющейся и усложняющейся системе социальных отношений, облегчая диалектическую связь между необходимостью нормативного упрощения и необходимостью урегулирования. В-третьих, выявилась необходимость изменения профессиональной культуры чиновника, парламентария, политика, с тем чтобы обеспечить их способность видеть процесс правового регулирования в целом и управлять им, а не только создавать новые нормы, реагируя на запросы времени.

Список литературы:

References:

1. Андреева И. А. Социальная медиация // Современное право. 2012. № 5.

2. Грязнова Т. Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в российской юридической науке конца XIX — начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 2.

3. Денисенко В. В. Юридификация общества и концепции правового регулирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2008. № 2.

4. Зайцева Е. С. Пределы правового регулирования в правотворческой политике современного Российского государства // Академический юридический журнал. 2016. № 2.

1. Andreeva I. A. Social'naya mediaciya // Sovre-mennoe pravo. 2012. № 5.

2. Gryaznova T. E. Problema sootnosheniya kon-stitucionnogo i pravovogo gosudarstva v ros-sijskoj yuridicheskoj nauke konca XIX — nacha-la XX v. // Vestnik Omskogo universiteta. Se-riya «Pravo». 2014. № 2.

3. Denisenko V. V. YUridifikaciya obshchestva i koncepcii pravovogo regulirovaniya // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pravo». 2008. № 2.

4. Zajceva E. S. Predely pravovogo regulirovaniya v pravotvorcheskoj politike sovremennogo Ros-sijskogo gosudarstva // Akademicheskij yuridi-cheskij zhurnal. 2016. № 2.

5. Mal'cev G. V. Social'nye osnovaniya prava. M., 2011.

5. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2011.

6. Пилипенко А. Н. Франция: еще раз о качестве закона // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.

2013. № 2.

7. Пилипенко А. Н. Принципы юридической безопасности во французском праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4.

8. Тихомиров Ю. А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. № 9.

9. Фогельсон Ю. Б. Мягкое право и верховенство права // Журнал российского права.

2014. № 11.

10. Loi n° 2004-1343 du 9 décembre 2004 de simplification du droit. (Dernière modification: 19 mai 2011). URL: https://www.legifrance. gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORF TEXT000000256180 (дата обращения: 13.08.2018).

11. Loi de simplification du droit n° 2007-1787 du 20 décembre 2007 (Dernière modification: 16 mai 2009). URL: https://www.legifrance. gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORF TEXT000017727195 (дата обращения: 13.08.2018).

12. Loi n° 2009-526 du 12 mai 2009 de simplification et de clarification du droit et d'allégement des procedures. URL: https://www.legifrance.gouv. fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT00002 0604162&categorieLien=id (дата обращения: 13.08.2018).

13. Loi n° 2011-525 du 17 mai 2011 de simplification et d'amélioration de la qualité du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000024 021430&categorieLien=id (дата обращения: 13.08.2018).

14. Loi n°2012-387 du 22 mars 2012 relative à la simplication du droit et à l'allégement des demarches administrative. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0 RFTEXT000025553296&dateTexte=20120323 (дата обращения: 13.08.2018).

15. Loi n° 2013-921 du 17 octobre 2013 portant création d'un Conseil national d'évaluation des normes applicables aux collectivités territoriales et à leurs établissements publics. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidText e=J0RFTEXT000028080954&categorieLien= id (дата обращения: 13.08.2018).

16. Loi n°2013-1005 du 12 novembre 2013 habilitant le Gouvernement à simplifier les relations entre l'administration et les citoyens. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidText e=J0RFTEXT000028183023&categorieLien= id (дата обращения 13.08.2018).

6. Pilipenko A. N. Franciya: eshche raz o kachestve zakona // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2013. № 2.

7. Pilipenko A. N. Principy yuridicheskoj bez-opasnosti vo francuzskom prave // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2013. № 4.

8. Tihomirov Yu. A. Pravo i samoregulirovanie // Zhurnal rossijskogo prava. 2005. № 9.

9. Fogel'son Yu. B. Myagkoe pravo i verhovenstvo prava // ZHurnal rossijskogo prava. 2014. № 11.

10. Loi n° 2004-1343 du 9 décembre 2004 de simplification du droit. (Dernière modification: 19 mai 2011). URL: https://www.legi-france.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JO RFTEXT000000256180 (data obrashcheniya: 13.08.2018).

11. Loi de simplification du droit n° 2007—1787 du 20 décembre 2007 (Dernière modification: 16 mai 2009). URL: https://www.legi-france.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JO RFTEXT000017727195 (data obrashcheniya: 13.08.2018).

12. Loi n° 2009-526 du 12 mai 2009 de simplification et de clarification du droit et d'allégement des procedures. URL: https://www.legifrance. gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT0 00020604162&categorieLien=id (data obrashcheniya: 13.08.2018).

13. Loi n° 2011-525 du 17 mai 2011 de simplification et d'amélioration de la qualité du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/af-fichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT00002402 1430&categorieLien=id (data obrashcheniya: 13.08.2018).

14. Loi n°2012-387 du 22 mars 2012 relative à la simplication du droit et à l'allégement des demarches administrative. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0 RFTEXT000025553296&dateTexte=20120323 (data obrashcheniya: 13.08.2018).

15. Loi n° 2013-921 du 17 octobre 2013 portant création d'un Conseil national d'évaluation des normes applicables aux collectivités territoriales et à leurs établissements publics. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidText e=J0RFTEXT000028080954&categorieLien= id (data obrashcheniya: 13.08.2018).

16. Loi n°2013-1005 du 12 novembre 2013 habilitant le Gouvernement à simplifier les relations entre l'administration et les citoyens. URL: htt-ps://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cid Texte=J0RFTEXT000028183023&categorieLi en=id (data obrashcheniya 13.08.2018).

17. L'arrêté du 22 f vrier 2018 portant organisation de la direction interministérielle de la transformation publique. URL: https://www.legifrance. gouv.fr/eli/arrete/2018/2/22/CPAP1803195A/ jo/texte/fr (data obrashcheniya: 13.08.2018).

17. L'arrêté du 22 f vrier 2018 portant organisation de la direction interministérielle de la transformation publique. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/eli/arrete/2018/2/22/ CPAP1803195A/jo/texte/fr (дата обращения: 13.08.2018).

18. Cottin S. Extraqual: l'extranet de la qualit et de la simplification du droit // Revue française d'administration publique. 2013. № 2. URL: http://www .cairn. info/revu e - franc aise-d-administration-publique-2013-2-page-313.htm (дата обращения: 13.08.2018).

19. Décentralisation, sortons de la confusion. Institut Montaigne. 2016. URL: http:// www.institutmontaigne.org/ressources/pdfs/ publications/rapport_decentralisation_sortons_ de_la_confusion.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

20. Mieux légiférer en Europe. France, OCDE, 2010. URL: https://www.oecd.org/france/45249654. pdf (дата обращения: 13.08.2018).

21. Normes européennes, loi française: le mythe des «80 %». URL: http://tnova.fr/system/ contents/files/000/000/68 1 /original/ mythe_0.pdf?1436780079 (дата обращения: 13.08.2018).

22. Rapport de la Commission pour la liberation de la croissance française dite «Commission Attali». 2008. URL: http://www. ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/ rapports-publics/084000041.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

23. Rapport de la mission de la lute contre l'inflationnormative. Lambert et Boulard, 2013. URL: http://www.ladocumentationfrancaise. fr/var/storage/rapports-publics/134000199.pdf. (дата обращения: 13.08.2018).

24. Sauvé J.-M. Avant-propos // Le droit souple. Etude annuelle du Conseil d'Etat, 2013. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/ storage/rapports-publics/144000280.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

25. Simplification et qualit du droit. Rapport annuel. Conseild'Etat, 2016. URL: http ://www.c onseil-etat.fr/content/ download/72643/671449/version/1/file/ Dossier%20de%20presse_EA2016_VF.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

26. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/14/ dossiers/simplification_legislative.asp (дата обращения: 13.08.2018).

27. URL: https://www.gouvernement.fr/action/ le-choc-de-simplification (дата обращения: 13.08.2018).

18. Cottin S. Extraqual: l'extranet de la qualit et de la simplification du droit // Revue française d'administration publique. 2013. № 2. URL: http://www.cairn.info/revue-francaise-d-ad-ministration-publique-2013-2-page-313.htm (data obrashcheniya: 13.08.2018).

19. Décentralisation, sortons de la confusion. Institut Montaigne. 2016. URL: http://www.in-stitutmontaigne.org/ressources/pdfs/publica-tions/rapport_decentralisation_sortons_de_la_ confusion.pdf (data obrashcheniya: 13.08.2018).

20. Mieux légiférer en Europe. France, OCDE, 2010. URL: https://www.oecd.org/france/45249654. pdf (data obrashcheniya: 13.08.2018).

21. Normes européennes, loi française: le mythe des «80 %». URL: http://tnova.fr/system/con-tents/files/000/000/681/original/mythe_0. pdf?1436780079 (data obrashcheniya: 13.08.2018).

22. Rapport de la Commission pour la liberation de la croissance française dite «Commission Attali». 2008. URL: http://www.ladocu-mentationfranc aise.fr/var/st orag e/rapports-publics/084000041.pdf (data obrashcheniya: 13.08.2018).

23. Rapport de la mission de la lute contre l'inflationnormative. Lambert et Boulard, 2013. URL: http://www.ladocumentationfrancaise. fr/var/storage/rapports-publics/134000199.pdf. (data obrashcheniya: 13.08.2018).

24. Sauvé J.-M. Avant-propos // Le droit souple. Etude annuelle du Conseil d'Etat, 2013. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/ storage/rapports-publics/144000280.pdf (data obrashcheniya: 13.08.2018).

25. Simplification et qualit du droit. Rapport annuel. Conseild'Etat, 2016. URL: http://www.conseil-etat.fr/content/down-load/72643/671449/version/1/file/Dossier%20 de%20presse_EA2016_VF.pdf (data obrashcheniya: 13.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/14/ dossiers/simplification_legislative.asp (data obrashcheniya: 13.08.2018).

27. URL: https://www.gouvernement.fr/action/ le-choc-de-simplification (data obrashcheniya: 13.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.