ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2019. № 1
ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
П. А. Кирюшин1,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)
ФАКТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
В исследовании предложен комплексный подход к анализу процессов экологически устойчивого развития (ЭУР) и «зеленой» экономики (ЗЭ) через призму взаимодействия бизнеса, государства и общества. Выделено двенадцать факторов ЭУР и ЗЭ в России, сгруппированных в четыре категории: относящиеся в большей степени к обществу (формирование культуры экологичного образа жизни, развитие экоактивизма, популяризация эковолонтерства), к государству (необходимость модернизации экономики, участие в международном сотрудничестве в сфере устойчивого развития, осуществление государственных проектов международной значимости, достижение экологической устойчивости в развитии городов) и к бизнесу (развитие экологического регулирования бизнеса, появление «зеленых» возможностей для бизнеса, распространение «устойчивых» норм и стандартов ведения бизнеса), а также фоновые факторы (использование новых технологий, способствующих ЭУР и ЗЭ, и актуализация экологических проблем). Представленный подход позволяет системно взглянуть на процессы ЭУР и ЗЭ и может быть применим как для теоретических исследований, так и для достижения практических результатов.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологически устойчивое развитие, «зеленая» экономика, модернизация экономики, экологичный образ жизни, экологический активизм, эковолонтерство, «зеленый» бизнес, экология и бизнес, экологические инновации.
FACTORS OF ENVIRONMENTALLY SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND GREEN ECONOMY IN RUSSIA
The paper offers a comprehensive approach to analyzing the processes of environmentally sustainable development (ESD) and green economy (GE) through the prism of interaction between business, the state and the society. The authors grouped twelve factors of ESD and GE in Russia into four categories: those that relate more to the society (formation of an eco-friendly lifestyle, development of eco-activism, popularization of eco-volunteerism), the state ( need for modernization of economy, participation in international cooperation
1 Кирюшин Петр Алексеевич, к.э.н., доцент экономического факультета; e-mail: [email protected]
in the field of sustainable development, implementation of state projects of international importance, achievement of environmental sustainability in urban development) and business (development of environmental regulation of business, emergence of green business opportunities, proliferation of sustainable norms and standards of doing business), as well as background factors ( use of new technologies that promote ESD and GE, and actualization of environmental problems). The approach presented allows us to systemically evaluate the processes of ESD and GE and can be applied both for theoretical studies and for achieving practical results.
Key words: sustainable development, environmentally sustainable development, green economy, modernization of economy, eco-friendly lifestyle, environmental activism, ecovolunteering, green business, ecology and business, ecological innovations.
Введение
Переход к экологически устойчивому развитию (ЭУР) и формирование «зеленой» экономики (ЗЭ) являются актуальными задачами для России. Необходимость перехода к ЭУР обсуждалась на заседании Государственного совета РФ в декабре 2016 г. По итогам заседания был принят ряд Поручений Президента, в частности следующее: «Предусмотреть при разработке документов стратегического планирования и комплексного плана действий Правительства Российской Федерации на 2017—2025 гг. в качестве одной из основных целей переход России к модели экологически устойчивого развития, позволяющей обеспечить в долгосрочной перспективе эффективное использование природного капитала страны при одновременном устранении влияния экологических угроз на здоровье человека» [Перечень поручений..., 2017].
Другие направления, обозначенные в Поручениях, формируют комплексную повестку ЭУР и включают: экологически устойчивое развитие территорий, повышение энергоэффективности и использование возобновляемых источников энергии, развитие переработки отходов, применение «зеленых» финансовых инструментов, развитие экообразования и эковолонтерства, использование нефинансовой отчетности и т.д. [Перечень поручений., 2017].
Важность перехода к «зеленой» экономике в России анализируется в работах ряда авторов [Бобылев, 2011; Порфирьев, 2013; Пахомова и др., 2013]. «Зеленая» экономика, согласно определению ООН, способствует повышению благосостояния населения, обеспечивает социальную справедливость и снижает риски для окружающей среды [Навстречу «зеленой» экономике, 2011]. Ключевые ее направления связаны с решением социально-экономических задач через достижение экологической устойчивости. К примеру, рост занятости населения и доходов обеспечивается повышением эффективности использования энергии и ресурсов, предотвращением утраты биоразнообразия и экосистемных услуг. Среди направ-
лений, или секторов, «зеленой» экономики выделяют повышение энергоэффективности, инвестиции в экологические проекты, экологичный транспорт, переработку отходов, лесовосстановление и др. [Навстречу «зеленой» экономике, 2011]. При этом «зеленая» экономика рассматривается ООН как экономическая концепция для достижения ЭУР [Резолюция ООН, 2012].
Хотя законодательно термин «зеленая» экономика» у нас не закреплен, те задачи и направления, которые обозначены в документах экологического развития, в том числе в Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г. и Поручениях Президента по итогам Госсовета в 2016 г., в целом соответствуют характеристикам «зеленой» экономики [Основы государственной политики..., 2012; Перечень поручений., 2017]. Таким образом, целесообразно говорить о переходе к ЭУР и ЗЭ как о близких, взаимосвязанных и взаимодополняемых направлениях, актуальных для нашей страны.
Методология исследования
В данном исследовании сделана попытка определить и описать некоторые факторы, которые могут способствовать ЭУР и ЗЭ в России. Сразу отметим, что представленные факторы являются гипотезой, они описаны на качественном уровне и могут требовать более детального анализа, в том числе детальных количественных оценок. Первоочередной задачей работы на данном этапе было структурирование исследуемого поля и рассмотрение факторов как возможностей.
С целью выявления факторов процессы ЭУР и ЗЭ были рассмотрены в рамках взаимодействия государства, бизнеса и общества. Представленный подход может быть проиллюстрирован следующим образом. Государство создает определенные рамки и правила ЭУР и ЗЭ — определяет «правила игры» для общества и для бизнеса. Общество, в свою очередь, формирует «запрос на экологию», включая готовность или неготовность поддерживать действия государства, голосовать за экологическую повестку или нет. С точки зрения бизнеса общество может обеспечивать спрос на более экологически безопасные товары и услуги, а также, например, поддерживать или не поддерживать действия бизнеса. Бизнес же, в свою очередь, предлагает какие-то решения, товары и услуги, отвечающие или не отвечающие экологическим требованиям общества. Также он взаимодействует с государством и посылает сигналы о готовности или неготовности к ЭУР и ЗЭ.
Всего в исследовании было выделено двенадцать факторов, которые сгруппированы в четыре категории. Факторы из трех первых групп относятся соответственно в большей степени либо к обществу, либо к государству (т.е. государственной власти), либо к бизнесу. А в четвертой группе —
фоновые факторы, которые, как мы считаем, релевантны и для общества, и для государства, и для бизнеса (см. табл. 1).
Таблица 1
Факторы экологически устойчивого развития и «зеленой» экономики
в России
ОБЩЕСТВО ГОСУДАРСТВО БИЗНЕС
Формирование культуры экологичного образа жизни Необходимость модернизации экономики Развитие экологического регулирования бизнеса
Участие в международном сотрудничестве в сфере устойчивого развития
Развитие экоактивизма Появление «зеленых» возможностей для бизнеса
Осуществление государственных проектов международной значимости
Популяризация эковолонтерства Распространение «устойчивых» норм и стандартов ведения бизнеса
Достижение экологической устойчивости в развитии городов
ФОНОВЫЕ ФАКТОРЫ
Использование новых технологий, способствующих ЭУР и ЗЭ
Актуализация экологических проблем
Источник: составлено автором.
В отношении факторов нужно отметить следующее. Во-первых, факторы не являются первопричинами, а отражают важные для ЭУР и ЗЭ тенденции. Например, сложно однозначно определить, что является основной причиной развития экоактивизма — мировоззренческие особенности нового поколения, технологические возможности или усиление экологических проблем? Во-вторых, между многими факторами, которые выделены, есть тесная взаимосвязь. В частности, формирование «зеленых» ниш для бизнеса может быть тесно связано, например, и с трендом экологически устойчивого городского развития, но также и с развитием культуры экологичного образа жизни.
В-третьих, нельзя рассматривать факторы исключительно как драйверы, т.е. как однозначно сильно и положительно влияющие на процесс достижения ЭУР и ЗЭ. Какие-то из факторов могут сильнее влиять, а какие-то слабее. Также какие-то факторы более ярко выражены на данном этапе, а какие-то могут сыграть свою роль в будущем. Тем не менее важно системно взглянуть и предварительно описать совокупность этих факторов. В-четвертых, задачей было охарактеризовать факторы
в среднесрочной перспективе, поэтому они рассматриваются в разрезе прошедших и будущих 10—15 лет. И наконец, что немаловажно — сами факторы задают вектор и характеризуют образ ЭУР и ЗЭ в России. Перейдем к их анализу.
Анализ факторов экологически устойчивого развития
и «зеленой» экономики
1. Формирование культуры экологичного образа жизни. В данном контексте представители экологичного образа жизни (ЭОЖ) рассматриваются как носители ценностей, соответствующих достижению ЭУР и ЗЭ, реализующие их в повседневном поведении. Согласно исследованиям, 73% россиян «требуют экологической ответственности от бизнеса» [Глобальные тренды..., 2017], 62% соотечественников «точно изменили бы» свои предпочтения в покупке продуктов, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду [Экологичность как критерий выбора, 2018], а больше половины наших сограждан готовы раздельно собирать отходы при наличии возможностей [Опрос Левада-Центра..., 2016]. Таким образом, можно предположить, что в России идет процесс формирования культуры ЭОЖ или как минимум есть предпосылки к этому.
Значимость фактора экологичного образа жизни для ЭУР и ЗЭ может определяться следующими причинами. Во-первых, запрос в обществе на экологизацию бизнеса может являться стимулом для его изменения как на уровне отдельных товаров и услуг, так и на уровне стратегии развития. Во-вторых, представители ЭОЖ могут стимулировать государство к реализации решений для ЭУР и ЗЭ на разных уровнях, в частности, городском. В-третьих, являясь носителями соответствующих ценностей, представители ЭОЖ могут способствовать изменениям в организациях, где они работают или учатся, или изменениям в социальных группах, в которых они взаимодействуют. Таким образом, сторонники ЭОЖ могут выступать своего рода «социальной базой» для ЭУР и ЗЭ.
2. Развитие экоактивизма. Если представители ЭОЖ могут выступать «социальной базой», необходимым фундаментом ЭУР и ЗЭ, то экоакти-висты могут являться драйверами соответствующих изменений. Здесь эко-активисты рассматриваются как те, кто способствует реализации экологических изменений, создавая новые проекты и активно взаимодействуя с государством, бизнесом и обществом. В последние годы были заметны экологические протесты вокруг вырубки Химкинского леса [Соколов, 2012], против добычи никеля в Воронежской области [Честина, 2015], захоронения отходов и строительства мусоросжигательных заводов в Московской области [По Подмосковью., 2018]. В то же время идет популяризация не только и, вероятно, не столько протестного экоактивизма, сколько создания проектов, направленных на системное взаимодействие
с обществом и государством. В первую очередь это касается темы отходов — например, появляются группы, организующие проекты по раздельному сбору отходов, внедрению его во дворах или проводящих «глобальные уборки»1.
Нужно отметить, что в значительной степени благодаря деятельности экоактивистов со второй половины 1980-х гг., сначала в СССР, а потом и в России, были созданы государственные экологические органы и сформирована государственная экологическая политика [Халий, 2008; Ларин и др., 2003]. Поэтому есть основания предполагать, что современные эко-активисты также вносят вклад в ЭУР и ЗЭ нашей страны.
3. Популяризация эковолонтерства. Хотя эковолонтерство и связано с экоактизимом, но в контексте данного исследования оно необязательно направлено на долгосрочные системные изменения, а скорее характеризует готовность общества участвовать в экологических инициативах на безвозмездной основе. С одной стороны, по данным ВЦИОМ, к участию в волонтерских программах готово 68% населения, а у 72% населения «уже есть опыт добровольческой деятельности в сфере благоустройства территории (посадка деревьев, уборка мусора в лесу, субботник во дворе и пр.)» [Волонтерство в России..., 2018]. С другой стороны, согласно данным другого опроса, 34% россиян назвали экологические мероприятия для населения «наиболее эффективными мерами по защите окружающей среды» [О результатах всероссийского опроса., 2017]. Можно отметить, что волонтерство в целом популярно и, вероятно, может быть популярно и экологическое волонтерство.
В настоящее время к эковолонтерству также есть интерес и со стороны власти, политических структур и бизнеса. Например, существуют проекты по уборке территорий под эгидой Общероссийского народного фронта2. Бизнес может быть заинтересован в финансировании эково-лонтерских проектов для решения имиджевых задач и в развитии корпоративного экологического волонтерства с участием сотрудников [Ве-рещак, 2018].
4. Необходимость модернизации экономики. Как считают некоторые авторы, ЭУР и ЗЭ соответствуют стратегическим задачам развития российской экономики [Бобылев, 2017;. Порфирьев, 2013; Пахомова и др., 2013]. Во-первых, ЭУР и ЗЭ предполагают снижение сырьевой зависимости, переход к новым ресурсоэффективным технологиям, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, обновление технологических
1 В качестве примера можно привести проект «Мусора больше нет» (М1р://шшога. bolshe.net), проект «Люди вместе — мусор раздельно» (М1р://мусорраздельно.рф), движение «Раздельный сбор» (https://www.rsbor.ru). Эти и многие другие проекты были созданы в последние десять лет.
2 Проект ОНФ «Генеральная уборка» (https://onf.ru/generalnaya_uborka/).
фондов. Во-вторых, новые технологии и направления ЭУР и ЗЭ — возобновляемая энергетика, переработка отходов, экологически чистый транспорт, электромашины, «зеленое» строительство и др. — очевидно, могут являться частью новой экономики. В-третьих, без развития этих технологий и направлений у нашей страны есть риск серьезной задержки в развитии по сравнению с другими странами. Так, например, Китай уже является лидером в области возобновляемой энергетики [Yang et al., 2016] и претендует на лидерство в сфере «зеленых» финансов [Hong Kong as a Regional Green Finance Hub, 2016]. Помимо этого реализация ЭУР и ЗЭ может быть важна не только для экономики, но и для общественного развития, развития человеческого капитала.
Нужно отметить, что в последнее время наблюдаются определенные подвижки в реализации направлений ЭУР и ЗЭ в нашей стране. Это касается, в частности, возобновляемой энергетики, переработки отходов, использования наилучших доступных технологий. Однако эти изменения происходят не столь быстрыми темпами, которые могли бы быть [Шварц и др., 2017].
5. Участие в международном сотрудничестве в сфере устойчивого развития. С одной стороны, повестка ЭУР и ЗЭ традиционно формируется на международном уровне. С другой — активное участие нашего государства в международном сотрудничестве предполагает взаимодействие по различным темам, в том числе и в сфере ЭУР и ЗЭ. Хотя участие нашей страны может на первый взгляд не иметь очевидных долгосрочных результатов, но факт участия уже создает определенный прецедент. Например, в 2015 г. Президент В. В. Путин на заседании 70-й Ассамблеи ООН, заявил, что наша страна готова выступить одним из инициаторов международного форума, на котором нужно комплексно рассмотреть вопросы, «связанные с исчерпанием природных ресурсов, разрушением среды обитания, изменением климата», и что необходимы «природопо-добные» технологии [Владимир Путин принял участие..., 2015]. Одним из результатов международного сотрудничества, к примеру, является то, что сейчас в Росстате идет разработка методологии для измерения достижения Целей устойчивого развития ООН, в том числе по экологическим направлениям [Егоренко, 2017].
Международное участие также создает возможности реализации экологического потенциала нашего государства. Например, в Поручениях Президента после Госсовета 2016 г. есть задача «разработать план действий, направленный на усиление позиций России при формировании международной природоохранной повестки, а также при обсуждении вопросов, касающихся формирования системы компенсаций (платежей) за экоси-стемные услуги, исходя из понимания роли России как экологического донора» [Перечень поручений., 2017].
6. Осуществление государственных проектов международной значимости.
Некоторые российские проекты международного масштаба должны соответствовать и международным экологическим требованиям. К таким проектам можно отнести, к примеру, состоявшуюся Олимпиаду-2014 в Сочи или финал Чемпионат мира по футболу ИРА-2018. Согласно официальным документам, они потребовали выполнения соответствующих международных требований в области «зеленого» строительства и устойчивого планирования, использования энергоэффективных технологий, организации обращения с отходами, проведения экомероприятий, минимизации воздействия на окружающую среду [Отчет о внедрении., 2011; Стратегия Чемпионата мира., 2015]. Другой проект международной значимости с заявленным экологическим эффектом — реализация требований «зеленого» строительства на территории инновационного центра «Сколково», которое должно задать «моду на «зеленое» строительство» [«Сколково» задает моду., 2015].
Реализация проектов международного масштаба действительно обладает определенным потенциалом с точки зрения достижения ЭУР и ЗЭ, так как может способствовать апробации и внедрению лучших международных практик по различным «зеленым» направлениям. В то же время на данном этапе эффективность реализации, например, Олимпиады в Сочи с точки зрения достижения ЭУР и ЗЭ оставляет вопросы [Astan, 2014].
7. Достижение экологической устойчивости в развитии городов. Современный город — он не только «умный», но и экологичный — комфортная городская среда предполагает чистый воздух и воду, зеленые территории, стремление к минимизации вредного воздействия [Технологии для умных городов, 2017]. Соответственно, политика развития современных городов активно интегрирует вопросы экологической устойчивости.
Нужно отметить, что во многих российских городах после распада СССР в результате деградации промышленности происходило «естественное» снижение негативного воздействия на окружающую среду [Ларин и др., 2003]. Однако достижение экологической устойчивости помимо традиционных актуальных направлений (снижения вредных выбросов, сбросов и образования отходов) предполагает, что городская среда может создавать возможности для реализации инициатив для ЭУР и ЗЭ [Глейзер, 2014]. Среди таких направлений может быть поддержка «зеленого» бизнеса, создание передовых инфраструктурных решений в области «зеленого» строительства, развитие экологического образования, внедрение природных решений в развитии города, использование «зеленых» закупок и т.п.
Прогрессивная экологическая политика заявлена, например, в Москве [Мегаполис будущего, 2018]. Однако возникает вопрос: насколько эффективно она реализуется на практике, особенно по сравнению с зарубежными мегаполисами?
8. Развитие экологического регулирования бизнеса. За последние годы государством было начато несколько значимых инициатив в сфере экологического регулирования деятельности компаний. Одна из них — использование наилучших доступных технологий (НДТ) [Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ...]. НДТ предполагает принципиально новый подход к регулированию воздействия предприятий на окружающую среду: вместо устранения вредного воздействия «на конце трубы» на предприятии заранее должны устанавливаться наиболее экологически эффективные технологии. Другая инициатива — реализация расширенной ответственности производителя, предполагающая, что производитель или импортер товаров должен обеспечивать утилизацию отходов от товаров либо самостоятельно, либо с помощью других организаций или же платить так называемый утилизационный сбор [Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ...]. В обозримой перспективе возможно введение и новых инициатив, способствующих экологически устойчивому развитию бизнеса — практики нефинансовой отчетности для государственных предприятий [Перечень поручений., 2017], климатического регулирования — в сфере снижения выбросов газов [Макаров, Степанов, 2017] и др.
В качестве примера эффективности экорегулирования можно привести инициативы государства в сфере попутного нефтяного газа, которые позволили значительно снизить уровень его сжигания нефтедобывающими компаниями и способствовали развитию его переработки, обеспечивая тем самым экологический эффект и повышая ресурсоэффектив-ность [Кирюшин и др., 2013].
9. Появление «зеленых» возможностей для бизнеса. Здесь под новыми «зелеными» возможностями для бизнеса подразумеваются именно те, которые открывают доступ к новому доходу в текущем периоде. Источники этих возможностей могут быть разнообразны — это и развитие потребительского спроса на экотовары и услуги, и новые технологии, и новое государственное регулирование, и международное сотрудничество, и внутренние инициативы в компаниях.
Реализовываться эти новые «зеленые» возможности могут, во-первых, на уровне бизнеса в целом, например, в форме создания компаний, работающих в следующих сферах: переработки вторсырья или его сбора для дальнейшей переработки (батареек, макулатуры, использованной одежды), краткосрочной аренды автомобилей, производства солнечных панелей, консалтинга в сфере «зеленого» строительства и др. [Кирюшин, 2014]. Во-вторых, могут открываться «зеленые» возможности для новых направлений в рамках существующего бизнеса, например, для производства новых экологичных товаров или оказания услуг. Также можно выделить уровень стратегий. К примеру, в своей работе Ренато Орсато описывает пять «конкурентных экологических стратегий», которые, на наш взгляд, могут быть применимы и у нас в стране: экоэф-
фективность, лидерство за пределами экологических стандартов, эко-брендинг, лидерство по экологическим издержкам и устойчивая инновация [Orsato, 2009].
В настоящее время сложно говорить о том, идет ли в России процесс «озеленения» бизнеса. Хотя определенные предпосылки к этому действительно есть [Ответственное потребление, 2017]. Тем не менее появление и реализация «зеленых» возможностей являются неотъемлемой частью становления ЭУР и ЗЭ.
10. Распространение «устойчивых» норм и стандартов ведения бизнеса. Тренды в сфере устойчивого развития, и ЭУР в частности, влияют на мировую бизнес-культуру и правила взаимодействия бизнеса. Для крупных международных компаний быть устойчивыми, экологичными, ответственными становится новой нормой ведения деловой активности [Ответственное потребление, 2017]. И это необязательно связано с текущим государственным регулированием или возможностями получения прибыли в краткосрочном периоде, но может быть связано с долгосрочной стратегией, инвестиционной привлекательностью и нивелированием рисков несоответствия «зеленым» требованиям различных стейкхолдеров [Ответственное потребление, 2017]. К примеру, согласно международным исследованиям, корпоративная экологическая ответственность может являться конкурентным преимуществом для привлечения кадров и лояльности сотрудников [Dogl, Holtbrugge, 2014].
В России транснациональные компании, соответствуя своим международным стандартам, являются одними из лидеров реализации принципов устойчивого развития [Устойчивое развитие в России., 2016]. Однако новые бизнес-правила в сфере устойчивого развития могут быть актуальны и для отечественных компаний, работающих как в России, так на международном уровне. Таким образом, новые правила ведения бизнеса, соответствующие ЭУР, могут способствовать экологизации бизнеса в России.
11. Использование новых технологий, способствующих экологически устойчивому развитию и «зеленой» экономике. В целом можно предположить, что сегодня в мире создается все больше технологий и инноваций, направленных решение экологических задач [Kuo, Smith, 2018]. С одной стороны, прорывные решения в области возобновляемой энергетики, ресурсоэффективных технологий, биоразлагаемых и экологичных материалов делают их дешевле и доступнее. С другой стороны, благодаря интернету, смартфонам, социальным сетям и в целом развитию коммуникационных технологий появляется возможность создавать виртуальные сообщества, быстро реагировать и решать экологические задачи. В то же время появляются и популяризируются новые решения для ЭУР и ЗЭ, которые связаны не только с высокими технологиями. К ним относятся и интерактивные форматы социальной активности, такие как «плоггинг»
или новые экологичные бизнес-модели, например, как у проекта «Бокси»1. Реализация таких социальных и бизнес-технологий может быть связана с новыми тенденциями в обществе и бизнесе.
Вероятно, что и в нашей стране создаются наукоемкие разработки, способствующие ЭУР и ЗЭ. И нужно отметить, что в сфере применения экологичных решений в России может наблюдаться определенный прогресс, так как, например, планируется внедрение новых наилучших доступных технологий [Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ...].
12. Актуализация экологических проблем. В прошлом уже были известные примеры, когда экологические проблемы становились катализаторами экологического развития. Например, «Великой лондонский смог» 1952 г., вызванный использованием угля в безветренную погоду, не только повлек ущерб для здоровья сотен тысяч жителей, но и способствовал становлению государственного экологического регулирования в Великобритании [Mosley, 2014]. Другой пример: исследование американского ученого и активиста Рейчел Карсон, описанное в книге «Молчащая весна», способствовало запрету использования вредных пестицидов, развитию экологического движения и созданию независимого экологического ведомства в США [Souder, 2012]. Взрыв на Чернобыльской АЭС в 1986 г. помимо трагических последствий привел к развитию экологического движения в СССР [Халий, 2008].
Из недавних и более актуальных для нашей страны примеров — «мусорный кризис» в Московском регионе, связанный с переполнением мусорных полигонов [Грязь большого города, 2018]. Можно предположить, что обострение мусорной проблемы создало определенный импульс для общества, государства и бизнеса. В целом подобные экологические проблемы существуют на различном уровне, и вопрос именно в возможности реализации конструктивного потенциала этих проблем для становления ЭУР и ЗЭ.
4. Заключение
В представленном исследовании была сделана попытка структурировать и комплексно посмотреть на то, что может способствовать экологически устойчивому развитию и «зеленой» экономике в России. На наш взгляд, целесообразно говорить именно об экологически устойчивом развитии как о возможной парадигме экологического развития на данном этапе и «зеленой» экономике как о соответствующей ей экономической концепции. При этом на современном этапе ЭУР и ЗЭ связаны
1 Плоггинг — совмещение здорового образа жизни и заботы об экологии, сбор мусора во время пробежки (https://rg.ru/2018/05/23/pochemu-plogging-stanovitsia-popuIiarnym-iavleniem.html). «Бокс и» — сервис по сбору батареек «по подписке», основанный на готовности организаций платить за вывоз батареек на переработку (http://getboxy.ru).
не столько с вопросом реализации национальных или международных политик, сколько с трендами, интегрированными в сферу развития общества и бизнеса. Поэтому мы считаем, что факторы ЭУР и ЗЭ нужно анализировать в контексте взаимодействия общества, государства, бизнеса.
Предложенный подход, по нашему мнению, может быть адаптирован для исследований процессов ЭУР и ЗЭ, например, на уровне городов, регионов или для других стран. В целом в работе представлен взгляд в первом приближении, и в дальнейшем требуется детальная проработка каждого фактора с использованием количественных и качественных методов. С практической точки зрения обозначенные факторы могут внести вклад в понимание того, как нужно выстраивать государственную политику для достижения ЭУР и ЗЭ, в том числе выполнения Поручений Президента по итогам заседания Госсовета по теме экологического развития, а также реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 г.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 18-010-00974А.
Список литературы
1. Бобылев С. Н. Зеленая экономика: перспективы для России // Экологическое право. — 2011. — № 6. — С. 39-42.
2. Бобылев С. Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — № 3. — С. 107-113.
3. Верещак Ю. В. Мир экологического волонтерства. — Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Ресурсный центр по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтер», 2018.
4. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке // Президент России: официальный сайт. — 28.09.2015. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/50385 (дата обращения: 20.08.2018).
5. Волонтерство в России: сегодня и завтра. Пресс-выпуск № 3623 // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). — 03.04.2018. URL: http://old2.wciom.ru/index.php?id=459&uid=116776 (дата обращения 1.09.2018).
6. Глейзер Э. Триумф города: как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее / пер. с англ. И. Кушнаре-вой. — М: Изд-во Института Гайдара, 2014.
7. Глобальные тренды и российский потребитель 2017. GfK Consumer Life // GfK. URL: https://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/ RU/Documents/Press_Releases/2017/Gfk-Global-Russian-Trends-Sep_2017_ Report.pdf (дата обращения: 03.09.2018).
8. Грязь большого города. Спецпроект // Коммерсантъ. — 2018. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3449313 (дата обращения: 01.09.2018).
9. Егоренко С. Мониторинг показателей целей устойчивого развития на глобальном и национальном уровнях // Госкомстат: официальный
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
сайт. — 30.11.2017. URL: http://www.gks.ru/publish/cur/s1/egorenko.pdf (дата обращения: 25.08.2018).
Кирюшин П. «Зеленая экономика»: возможности и ограничения для российского бизнеса // Russie.Nei.Visions. Institut Franais des Relations Internationales (IFRI), Russia/NIS Center Paris. — 2014. — Vol. 79. — P. 1-24. Кирюшин П. А., Книжников А. Ю., Кочи К. В., Пузанова Т. А., Уваров. С. А. Попутный нефтяной газ в России: сжигать нельзя, перерабатывать! Аналитический доклад об экономических и экологических издержках сжигания попутного нефтяного газа в России. — М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2013.
Ларин В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Охрана природы России: от Горбачева до Путина. — М.: КМК, 2003.
Макаров И. А., Степанов И.А. Углеродное регулирование: варианты и вызовы для России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2017. — № 6. — С. 3-22.
Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни // Материалы Московского урбанистического форума 2018 года, 17-22 июля. — URL: http:// mosurbanforum.ru/media/library/urban_agenda_2018_special.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности — обобщающий доклад для представителей властных структур. — UNEP, 2011.
О результатах всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного в рамках исполнения поручения главы Минприроды России Сергея Донского // Рос-природнадзор. — 16.01.2017. URL: http://rpn.gov.ru/node/29323 (дата обращения: 20.08.2018)
Опрос Левада-Центра: около 60% россиян готовы разделять мусор дома // Гринпис. — 10.03.2016. URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/ news/2016/10-03-opros_-levada/ (дата обращения: 20.08.2018). Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утверждены Президентом РФ от 30.04.2012). Ответственное потребление: пространство новых возможностей для бизнеса и опыт российских компаний. — Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково». Центр устойчивого развития бизнеса (IEMS), 2017.
Отчет о внедрении «зеленых» стандартов строительства. — Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, 2010.
Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Малышков Г. Б. Стратегия устойчивого развития и переход к зеленой экономике: обновление приоритетов и механизмов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. — 2013. — № 4. — С. 35-54.
Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» (состоявшегося 27 декабря 2016 года) // Президент России: официальный сайт. — 24.01.2017 URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/53775 (дата обращения: 15.08.2018).
По Подмосковью прокатилась волна экологических протестов // Ведомости. — 11.03.2018. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
articles/2018/03/11/753149-volna-ekologicheskih-protestov (дата обращения: 20.08.2018).
Порфирьев Б. Н. «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы роста. — Московский центр Карнеги, 2013.
Резолюция ООН «Будущее, которого мы хотим», принятая Генеральной Ассамблеей 27.07.2012.
Соколов А. В. Протестная кампания против строительства скоростной федеральной трассы «Москва — Санкт-Петербург» через Химкинский лес // Конфликтология. — 2012. — № 1. -С. 140-153.
«Сколково» задает моду на «зеленое» строительство в России // Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. — 23.06.2015. URL: https://stroi.mos.ru/builder_science/skolkovo-zadaet-modu-na-zelenoe-stroitelstvo-v-rossii
Стратегия Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России в области устойчивого развития. — Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) и Организационный комитет «Россия-2018» по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России, 2015. Технологии для умных городов. Доклад. — СПб.: Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2017.
Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Халий И. А. Экологическое общественное движение и власть: формы взаимодействия // Полис. Политические исследования. — 2008. — № 4. — С. 130139.
Устойчивое развитие в России: руководство для транснациональных корпораций. — Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково». Лаборатория устойчивого развития бизнеса (IEMS), 2016. Честина Т. Хопер против никеля // Экология и право. — 2015. — № 2. — С. 10-16.
Шварц Е. А., Бабенко М. В., Боев П., Мартынов А. С., Книжников А. Ю, Аме-тистова Л. Е., Пахалов. А. П. Российская национальная модель «зеленой» экономики и добровольные механизмы экологической ответственности // Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Экологические приоритеты для России / под ред. С. Н. Бобылева, Л. М. Григорьева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017. Экологичность как критерий выбора. Тренды и рынки // Nielsen. — 15.03.2018. URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2018/ekologichnost-kak-kriteriy-vybora.html (дата обращения 3.09.2018).
Dogl C., Holtbrugge D. Corporate environmental responsibility, employer reputation and employee commitment: an empirical study in developed and emerging economies // International Journal of Human Resource Management. — 2014. — No. 25 (12). — P. 1739-1762.
38. Hong Kong as a Regional Green Finance Hub // Hong Kong Financial Services Development Council. — 05.2016. URL: http://www.fsdc.org.hk/sites/default/ files/Green%20Finance%20Report-English.pdf (accessed: 14.08.2018).
39. Kuo T.-C., Smith S. A systematic review of technologies involving eco-innovation for enterprises moving towards sustainability // Journal of Cleaner Production. — 2018. — Vol. 192. — P. 207-220.
40. Mosley S. Environmental History of Air Pollution and Protection // The Basic Environmental History. Ed. Mauro Agnoletti and Simone Neri Serneri, 2014.
41. Orsato R. Sustainability Strategies. When Does it Pay to be Green? — Palgrave Macmillan, 2009.
42. Souder W. On a Farther Shore: The Life and Legacy of Rachel Carson. — Springer International Publishing, 2014.
43. Yang X. J., Hu H., Tan T., Li J. China's renewable energy goals by 2050 // Environmental Development. — 2016. — Vol. 20. — P. 83-90.
The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet
1. Bobylev S. N. Zelenaya ehkonomika: perspektivy dlya Rossii // EHkologicheskoe pravo. — 2011. — № 6. — S. 39-42.
2. Bobylev S. N. Ustojchivoe razvitie: paradigma dlya budushchego // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 2017. — № 3. — S. 107-113.
3. Vereshchak YU. V. Mir ehkologicheskogo volonterstva. — Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie goroda Moskvy «Resursnyj centr po razvitiyu i podder-zhke volonterskogo dvizheniya «Mosvolontyor», 2018.
4. Vladimir Putin prinyal uchastie v plenarnom zasedanii yubilejnoj, 70-j sessii General'noj Assamblei OON v N'yu-Jorke // Prezident Rossii: oficial'nyj sajt. — 28.09.2015. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50385 (data ob-rashcheniya: 20.08.2018).
5. Volonterstvo v Rossii: segodnya i zavtra. Press-vypusk № 3623 // Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya (VCIOM). — 03.04.2018. URL: http:// old2.wciom.ru/index.php?id=459&uid=116776 (data obrashcheniya 1.09.2018).
6. Glejzer EH. Triumf goroda: kak nashe velichajshee izobretenie delaet nas bogache, umnee, ehkologichnee, zdorovee i schastlivee / per. s angl. I. Kushnarevoj. — M: Izd-vo Instituta Gajdara, 2014.
7. Global'nye trendy i rossijskij potrebitel' 2017. GfK Consumer Life // GfK. URL: https://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/ Press_Releases/2017/Gfk-Global-Russian-Trends-Sep_2017_Report.pdf (data ob-rashcheniya: 03.09.2018).
8. Gryaz' bol'shogo goroda. Specproekt // Kommersant. — 2018. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3449313 (data obrashcheniya: 01.09.2018).
9. Egorenko S. Monitoring pokazatelej celej ustojchivogo razvitiya na global'nom i nacional'nom urovnyah // Goskomstat: oficial'nyj sajt. — 30.11.2017. URL: http://www.gks.ru/publish/cur/s1/egorenko.pdf (data obrashcheniya: 25.08.2018).
10. Kiryushin P. «Zelyonaya ehkonomika»: vozmozhnosti i ogranicheniya dlya rossi-jskogo biznesa // Russie.Nei.Visions. Institut Franais des Relations Internationales (IFRI), Russia/NIS Center Paris. — 2014. — Vol. 79. — P. 1-24.
11. Kiryushin P. A., Knizhnikov A. YU., Kochi K. V., Puzanova T. A., Uvarov. S. A. Pop-utnyj neftyanoj gaz v Rossii: Szhigat' nel'zya, pererabatyvat'! Analiticheskij doklad ob ehkonomicheskih i ehkologicheskih izderzhkah szhiganiya poputnogo neftya-nogo gaza v Rossii. — M.: Vsemirnyj fond dikoj prirody (WWF), 2013.
12. Larin V., Mnacakanyan R., CHestin I., SHvarc E. Ohrana prirody Rossii: ot Gorbacheva do Putina. — M.: KMK, 2003.
13. Makarov I. A., StepanovI. A. Uglerodnoe regulirovanie: varianty i vyzovy dlya Rossii // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 6. EHkonomika. — 2017. — № 6. — S. 3-22.
14. Megapolis budushchego. Novoe prostranstvo dlya zhizni // Materialy Moskovskogo urbanisticheskogo foruma 2018 goda, 17-22 iyulya. — URL: http://mosur-banforum.ru/media/library/urban_agenda_2018_special.pdf (data obrashcheniya: 20.08.2018).
15. Navstrechu «zelenoj» ehkonomike: puti k ustojchivomu razvitiyu i iskoreneniyu bed-nosti — obobshchayushchij doklad dlya predstavitelej vlastnyh struktur. — UNEP, 2011.
16. O rezul'tatah vserossijskogo oprosa VCIOM, provedennogo v ramkah ispolneniya porucheniya glavy Minprirody Rossii Sergeya Donskogo // Rosprirodnadzor. —
16.01.2017. URL: http://rpn.gov.ru/node/29323 (data obrashcheniya: 20.08.2018)
17. Opros Levada-Centra: okolo 60% rossiyan gotovy razdelyat' musor doma // Grin-pis. — 10.03.2016. URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2016/10-03-opros_-levada/ (data obrashcheniya: 20.08.2018).
18. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ehkologicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda (utverzhdeny Prezidentom RF ot 30.04.2012).
19. Otvetstvennoe potreblenie: prostranstvo novyh vozmozhnostej dlya biznesa i opyt rossijskih kompanij. — Institut issledovanij razvivayushchihsya rynkov biznes-shkoly «Skolkovo». Centr ustojchivogo razvitiya biznesa (IEMS), 2017.
20. Otchet o vnedrenii «zelenyh» standartov stroitel'stva. — Organizacionnyj komitet XXII Olimpijskih zimnih igr i Paralimpijskih zimnih igr 2014 goda v Sochi, 2010.
21. Pahomova N. V., Rihter K. K., Malyshkov G. B. Strategiya ustojchivogo razvitiya i perekhod k zelenoj ehkonomike: obnovlenie prioritetov i mekhanizmov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. EHkonomika. — 2013. — № 4. — S. 35-54.
22. Perechen' poruchenij po itogam zasedaniya Gosudarstvennogo soveta po voprosu «Ob ehkologicheskom razvitii Rossijskoj Federacii v interesah budushchih pokole-nij» (sostoyavshegosya 27 dekabrya 2016 goda) // Prezident Rossii: oficial'nyj sajt. — 24.01.2017 URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53775 (data ob-rashcheniya: 15.08.2018).
23. Po Podmoskov'yu prokatilas' volna ehkologicheskih protestov // Vedomosti. —
11.03.2018. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/03/11/753149-volna-ekologicheskih-protestov (data obrashcheniya: 20.08.2018).
24. Porfir'ev B. N. «Zelyonaya» ehkonomika: realii, perspektivy i predely rosta. — Mos-kovskij centr Karnegi, 2013.
25. Rezolyuciya OON «Budushchee, kotorogo my hotim», prinyataya General'noj As-sambleej 27.07.2012.
26. SokolovA. V. Protestnaya kampaniya protiv stroitel'stva skorostnoj federal'noj trassy «Moskva — Sankt-Peterburg» cherez Himkinskij les // Konfliktologiya. — 2012. — № 1. — S. 140-153.
27. «Skolkovo» zadaet modu na «zelenoe» stroitel'stvo v Rossii // Kompleks gradostroitel'noj politiki i stroitel'stva goroda Moskvy. — 23.06.2015. URL: https://
stroi.mos.ru/builder_science/skolkovo-zadaet-modu-na-zelenoe-stroitelstvo-v-rossii
28. Strategiya CHempionata mira po futbolu FIFA 2018 v Rossii v oblasti ustojchivogo razvitiya. — Mezhdunarodnaya federaciya futbol'nyh associacij (FIFA) i Orga-nizacionnyj komitet «Rossiya-2018» po podgotovke i provedeniyu CHempionata mira po futbolu FIFA 2018 v Rossii, 2015.
29. Tekhnologii dlya umnyh gorodov. Doklad. — SPb.: Fond «Centr strategicheskih razrabotok «Severo-Zapad», 2017.
30. Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 № 219-FZ (red. ot 03.08.2018) «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».
31. Federal'nyj zakon ot 29.12.2014 № 458-FZ «O vnesenii izmenenij v federal'nyj zakon «Ob othodah proizvodstva i potrebleniya», otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh zakonodatel'nyh aktov (polozhenij zakonodatel'nyh aktov) Rossijskoj Federacii».
32. HalijI. A. EHkologicheskoe obshchestvennoe dvizhenie i vlast': formy vzaimodejst-viya // Polis. Politicheskie issledovaniya. — 2008. — № 4. — S. 130-139.
33. Ustojchivoe razvitie v Rossii: rukovodstvo dlya transnacional'nyh korporacij — Institut issledovanij razvivayushchihsya rynkov biznes-shkoly «Skolkovo». Laborato-riya ustojchivogo razvitiya biznesa (IEMS), 2016.
34. CHestina T. Hoper protiv nikelya // EHkologiya i pravo. — 2015. — № 2. — S. 10-16.
35. SHvarc E. A., Babenko M. V., Boev P., Martynov A. S., Knizhnikov A. YU., Ametis-tova L. E, Pahalov A. P. Rossijskaya nacional'naya model' «zelenoj» ehkonomiki i dobrovol'nye mekhanizmy ehkologicheskoj otvetstvennosti // Doklad o chel-ovecheskom razvitii v Rossijskoj Federacii. EHkologicheskie prioritety dlya Rossii (pod redakciej S. N. Bobyleva, L. M. Grigor'eva). — M.: Analitichesky centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2017.
36. EHkologichnost' kak kriterij vybora. Trendy i rynki // Nielsen. — 15.03.2018. URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2018/ekologichnost-kak-kriteriy-vybora.html (data obrashcheniya 03.09.2018).