Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
АНАТОМИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / КЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ANATOMY / TEACHING / VISUALIZATION / CLASSICAL METHODS / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Юлия Николаевна

Цель настоящего теоретического исследования заключается в сопоставлении классических и новаторских методов преподавания анатомии с точки зрения использования наглядных материалов и способов визуализации морфологических объектов. Материалами и методами настоящего исследования выступили описательные характеристики различных визуальных способов преподавания анатомии и их теоретико аналитическое сопоставление. Результаты сравнения классических и инновационных методик визуализации в преподавании анатомии можно представить следующим образом: важное значение препаратов органов человеческого тела состоит не только в их достоверной иллюстративности, но это ещё и способ психологического воздействия на будущего врача, формирование моральных основ медицинской этики, призыв к бережному и уважительному отношению к тем, кто, уйдя из жизни, продолжает приносить пользу науке. Натуральные препараты совершенно незаменимы при проведении учебно исследовательской работы студентов, они дают возможность сравнительного изучения с выявлением вариантов строения, определением возрастных особенностей, проведением морфометрии. Но нельзя исключать поиска оправданно приемлемой альтернативной замены демонстрационного и учебного материала. Например, 3Д технология печати анатомических препаратов. Одним из инновационных вариантов визуализации является уникальное изобретение - интерактивный стол «Пирогов» - образовательный программный продукт с уникальным анатомическим наполнением. Это обучающее оборудование, идеально подходящее для изучения студентами и врачами большинства естественнонаучных дисциплин (топографическая анатомия, патологическая анатомия, судебно медицинская экспертиза, хирургия, офтальмология, стоматология, отоларингология и другие). Более 4000 3 Д объектов, а также возможность взаимодействовать с ними через удобный интерфейс делают занятия наглядными и запоминающимися. Стол даёт возможность изучать 3 Д модель человеческого тела в натуральную величину, долевое и сегментарное строение более 4000 объектов человеческого тела, внутриорганные структуры, связочный аппарат, мышечную систему. Заключение: несомненно, современные разработки методов визуализации в преподавании морфологических дисциплин - очередной прогрессивный шаг, улучшающий качество медицинского образования и расширяющий ассортимент обучающих методик, однако, не исключающий ценности классических методов изучения организма человека с использованием натуральных препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF A VISUALIZATION AT THE TEACHING OF THE MORPHOLOGICAL SUBJECTS

The purpose of this theoretical study is to compare classical and innovative methods of teaching anatomy in terms of using visual materials and methods for visualizing morphological objects. The materials and methods of this study were the descriptive characteristics of various visual methods of teaching anatomy and their theoretical and analytical comparison. The results of comparing classical and innovative visualization techniques in the teaching of anatomy can be represented as follows: the importance of preparations of the organs of the human body is not only their reliable illustrativeness, but it is also a way of psychological influence on the future doctor, the formation of the moral foundations of medical ethics, a call for careful and respect for those who, having passed away, continue to benefit science. Natural preparations are absolutely indispensable when conducting students’educational and research work; they make it possible to conduct a comparative study with the identification of structural options, determination of age features, and morphometry. But you cannot rule out a search justifiably acceptable alternative replacement of demonstration and educational material. For example, 3D printing technology of anatomical preparations. One of the innovative visualization options is a unique invention - the Pirogov interactive table - an educational software product with a unique anatomical content. This training equipment is ideally suited for students and doctors to study most of the natural sciences (topographic anatomy, pathological anatomy, forensic examination, surgery, ophthalmology, dentistry, otolaryngology and others). Over 4000 3D objects, as well as the ability to interact with them through a convenient interface, make classes visual and memorable. The table makes it possible to study a full size 3D model of the human body, lobar and segmental structure of more than 4000 objects of the human body, intraorgan structures, ligamentous apparatus, and muscular system. Conclusion: undoubtedly, the modern development of visualization methods in teaching morphological disciplines is another progressive step that improves the quality of medical education and expands the range of teaching methods, however, it does not exclude the value of classical methods of studying the human body using natural preparations.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

УДК 371.321+611+572.7+355.48

современные методы визуализации в преподавании морфологических дисциплин

© Юлия Николаевна Попова

Кубанский государственный медицинский университет. 350063, Краснодар, ул. Седина, 4

Контактная информация: Юлия Николаевна Попова — ассистент кафедры нормальной анатомии. Е-mail:

jpopov4@yandex.ru

РЕЗЮМЕ: Цель настоящего теоретического исследования заключается в сопоставлении классических и новаторских методов преподавания анатомии с точки зрения использования наглядных материалов и способов визуализации морфологических объектов. материалами и методами настоящего исследования выступили описательные характеристики различных визуальных способов преподавания анатомии и их теоретико-аналитическое сопоставление. Результаты сравнения классических и инновационных методик визуализации в преподавании анатомии можно представить следующим образом: важное значение препаратов органов человеческого тела состоит не только в их достоверной иллюстративности, но это ещё и способ психологического воздействия на будущего врача, формирование моральных основ медицинской этики, призыв к бережному и уважительному отношению к тем, кто, уйдя из жизни, продолжает приносить пользу науке. Натуральные препараты совершенно незаменимы при проведении учебно-исследовательской работы студентов, они дают возможность сравнительного изучения с выявлением вариантов строения, определением возрастных особенностей, проведением морфометрии. Но нельзя исключать поиска оправданно приемлемой альтернативной замены демонстрационного и учебного материала. Например, 3D-технология печати анатомических препаратов. одним из инновационных вариантов визуализации является уникальное изобретение — интерактивный стол «Пирогов» — образовательный программный продукт с уникальным анатомическим наполнением. Это обучающее оборудование, идеально подходящее для изучения студентами и врачами большинства естественнонаучных дисциплин (топографическая анатомия, патологическая анатомия, судебно-медицинская экспертиза, хирургия, офтальмология, стоматология, отоларингология и другие). Более 4000 3D объектов, а также возможность взаимодействовать с ними через удобный интерфейс делают занятия наглядными и запоминающимися. Стол даёт возможность изучать 3D-модель человеческого тела в натуральную величину, долевое и сегментарное строение более 4000 объектов человеческого тела, внутриорганные структуры, связочный аппарат, мышечную систему. Заключение: несомненно, современные разработки методов визуализации в преподавании морфологических дисциплин — очередной прогрессивный шаг, улучшающий качество медицинского образования и расширяющий ассортимент обучающих методик, однако, не исключающий ценности классических методов изучения организма человека с использованием натуральных препаратов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: анатомия, преподавание, визуализация, классические методы, инновационные технологии.

MODERN METHODS OF A VISUALIZATION AT THE TEACHING OF THE MORPHOLOGICAL SUBJECTS

© Julia N. Popova

Kuban State Medical university. 350063, Krasnodar, Sedina str., 4

Contact Information: Julia N. Popova — assistant of the department of the normal anatomy. Е-mail: jpopov4@yandex.ru

ABSTRACT: The purpose of this theoretical study is to compare classical and innovative methods of teaching anatomy in terms of using visual materials and methods for visualizing morphological objects. The materials and methods of this study were the descriptive characteristics of various visual methods of teaching anatomy and their theoretical and analytical comparison. The results of comparing classical and innovative visualization techniques in the teaching of anatomy can be represented as follows: the importance of preparations of the organs of the human body is not only their reliable illustrativeness, but it is also a way of psychological influence on the future doctor, the formation of the moral foundations of medical ethics, a call for careful and respect for those who, having passed away, continue to benefit science. Natural preparations are absolutely indispensable when conducting students'educational and research work; they make it possible to conduct a comparative study with the identification of structural options, determination of age features, and morphometry. But you cannot rule out a search justifiably acceptable alternative replacement of demonstration and educational material. For example, 3D printing technology of anatomical preparations. One of the innovative visualization options is a unique invention — the Pirogov interactive table — an educational software product with a unique anatomical content. This training equipment is ideally suited for students and doctors to study most of the natural sciences (topographic anatomy, pathological anatomy, forensic examination, surgery, ophthalmology, dentistry, otolaryngology and others). Over 4000 3D objects, as well as the ability to interact with them through a convenient interface, make classes visual and memorable. The table makes it possible to study a full-size 3D model of the human body, lobar and segmental structure of more than 4000 objects of the human body, intraorgan structures, ligamentous apparatus, and muscular system. Conclusion: undoubtedly, the modern development of visualization methods in teaching morphological disciplines is another progressive step that improves the quality of medical education and expands the range of teaching methods, however, it does not exclude the value of classical methods of studying the human body using natural preparations.

KEY WORDS: anatomy, teaching, visualization, classical methods, innovative technologies.

введение

Медицинское образование переживает ряд реформ, не все из которых можно расценивать как прогрессивные, способствующие повышению качества подготовки студентов. Однако, сохранять консервативное убеждение, что любые отступления от классического варианта нежелательны, нельзя. В настоящее время сильно возросли информационные возможности студентов: имея свободный доступ к интернет-ресурсам, они могут пользоваться самым широким спектром специальной литературы по морфологии, в том числе и методической. Новые информационные возможности — это один из самых главных побудительных импульсов для поиска современных оптимальных вариантов преподавания медицинских дисциплин вообще и анатомии, в частности [5]. Отказ от традиционного преподавания на анатомических препаратах в последнее время мотивируется, с одной стороны, сложностями их изготовления и хранения, а с другой — препятствиями культурного, религиозного и юридического характера (требование со стороны надзорных органов лицензии на право использования биологических материалов). Ради исторической справедливости, следует напомнить, что призыв к отказу от нату-

ральных анатомических препаратов звучит не впервые: более чем 80 лет назад, известнейший французский хирург Р. Лериш написал, что он «с радостью уменьшил бы число занятий в препаровочном зале и заменил их изучением сухих препаратов или их стереоскопических проекций». Эта позиция на протяжении многих лет не находила поддержки у авторитетных морфологов мира. И было бы действительно неуместно отказаться от богатейшего арсенала анатомических препаратов музея, где на протяжении многих лет кропотливо собирались оригинальные, качественно изготовленные препараты по всем органам и системам человеческого тела.

цель исследования

Сопоставление классических и новаторских методов преподавания анатомии с точки зрения использования наглядных материалов и способов визуализации морфологических объектов.

материалы и методы исследования

Описательные характеристики различных визуальных способов преподавания анатомии и их теоретико-аналитическое сопоставление.

результаты исследований и обсуждение

Результаты сравнения классических и инновационных методик визуализации в преподавании анатомии можно представить следующим образом: существеннейшее значение препаратов органов человеческого тела состоит не только в их достоверной иллюстративности, но это ещё и способ психологического воздействия на будущего врача, формирование моральных основ медицинской этики, призыв к бережному и уважительному отношению к тем, кто, уйдя из жизни, продолжает приносить пользу науке. Натуральные препараты служат не только познавательным целям, но и совершенно незаменимы при проведении учебно-исследовательской работы студентов, поскольку дают возможность сравнительного изучения с выявлением вариантов строения, определением возрастных особенностей, проведением мор-фометрии [3]. Всё это изрядно утрачивает ценность на искусственных, даже безукоризненно выполненных муляжах и рисунках. Работа с натуральными музейными препаратами незаменима и должна быть продолжена (конечно с соблюдением юридических формальностей и при условии выполнения гигиенических норм, обеспечивающих сохранение здоровья студентов), так как трудно переоценить её значимость для формирования врачебного мышления и получения конкретных знаний. Можно использовать и пластифицированные препараты, однако, они дорогостоящи и не в полной мере могут обеспечить натуральный вид органа или части тела. Тем не менее, говоря о значимости использования натуральных препаратов, нельзя исключать поиска оправданно приемлемой альтернативной замены демонстрационного и учебного материала [1]. Например, внимания заслуживает 3D-технология печати анатомических препаратов. Эта методика совершенствуется и, при достижении сравнительно бюджетных вариантов, можно будет постепенно отказаться от натуральных препаратов. 3D-техноло-гия позволяет создавать на принтере точные копии органов человека на основе их компьютерных томограмм, с соблюдением абсолютной точности в отношении размеров, топографии и синтопии. Такие препараты, при достаточном их количестве и разнообразии в зависимости от индивидуума, позволят студентам проводить учебно-исследовательскую работу в полном объёме.

Безусловно, преподавание анатомии в медицинском вузе необходимо рассматривать как единый комплекс современного учебного оборудования, возможных вариантов электронного обучения, компетентностной направленности преподавания и высокого уровня подготовки преподавателя, от которого в настоящее время требуется не только хорошее знание предмета, но и владение современными технологиями получения знаний [2]. В настоящее время роль преподавателя в значительной степени сводится к консультированию, поскольку в современной высшей школе сделана ориентация на самостоятельное изучение программных вопросов предмета. Важным является использование в преподавании анатомии возможностей современных методов визуализации.

Одним из таких вариантов является уникальное изобретение — интерактивный стол «Пирогов» — инновационный образовательный программный продукт с уникальным анатомическим наполнением. Это обучающее оборудование, идеально подходящее для изучения студентами и врачами большинства естественнонаучных дисциплин (топографическая анатомия, патологическая анатомия, судебно-медицинская экспертиза, хирургия, офтальмология, стоматология, отоларингология и другие). Более 4000 3D объектов, а также возможность взаимодействовать с ними через удобный интерфейс делают занятия наглядными и запоминающимися. Стол даёт возможность изучать 3D-модель человеческого тела в натуральную величину, долевое и сегментарное строение более 4000 объектов человеческого тела, внутриорганные структуры, связочный аппарат, мышечную систему. Представлено 12 уровней детализации 3D-мо-дели тела.

органы имеют реальные текстуры, а их размер в натуральную величину ещё больше усиливает эффект и даёт студентам необходимый опыт реалистичного восприятия. Высокий уровень изображений позволяет рассмотреть детали в мельчайших подробностях (высокая плотность пикселей для сверхточного изображения — 16000 точек). При этом, база изображений заложенного в основу стола 3D-атласа анатомии человека богата и может постоянно пополняться. Простое управление позволяет вращать, масштабировать и перемещать 3D-модели. Оборудование имеет базу из 100 типовых патологий и предоставляет возможность сравнения парных органов, нормы и патологии, различных морфологических

рогОРЕ

том 3 № 1 2020

eISSN 2658-4182

аномалий. Выбранные для сравнения 3D-объекты сопровождаются подробными текстовыми описаниями и информативными фото- и видеоматериалами. Инфракрасный метод в основе touch screen даёт свободу работы: движение руки распознается до момента прикосновения к экрану, с которым можно работать, не снимая перчаток, а плавный (smooth) интерфейс производит визуальное переключение без задержек и рывков (количество одновременных касаний включает 6 (до 40), задержка при этом составит 7-13 ми-лисекунд, точность касания — от 0,3 мм до 2 мм, в среднем 0,5 мм).

Режим «Диагностика» позволяет интерактивно изучать диагностическую информацию: КТ, МРТ — аксиальные, фронтальные и поперечные срезы; УЗИ — до 8 позиций датчика для каждого органа. Предусмотрено изучение индивидуальных диагностических данных.

Преподаватели имеют возможность самостоятельно создавать тесты для студентов по своим курсам лекций. Любой вопрос может быть привязан к 3D-модели, а в качестве ответа обучающемуся предлагается выбрать правильный анатомический объект в [4].

зАключение

Несомненно, современные разработки методов визуализации в преподавании морфологических дисциплин — очередной прогрессивный шаг, улучшающий качество медицинского образования и расширяющий ассортимент обучающих методик, однако, не исключающий ценности классических методов изучения организма человека с использованием натуральных препаратов.

литЕРАтуРА.....

1. Будкова Е.А., Гафаров А.Г. Опыт применения новых методов обучения и контроля знаний в подготовке врача общей практики. Российский семейный врач. 2006; 10(2): 9-13.

2. Зинкевич Е.Р. Клинико-педагогическая подготовка преподавателей клинических кафедр медицинских вузов в процессе повышения квалификации. European Social Science Journal. 2017; 12(1): 217-21.

3. Николенко В.Н., Оганесян М.В., Кудряшова В.А., Ризаева Н.А., Шумак А.В. Что может приблизить преподавание анатомии к потребностям практической медицины? Современные проблемы науки и образования. 2017; 3: 46.

4. Поздеева С.И. Проблемное и проблемно-ориентированное обученж (problem-based learning): сравнительный анализ. Сибирский педагогический журнал. 2016; 2: 95-9.

5. Сонголов Г.И., Галеева О.П. Особенности формирования элементов профессиональной компетенции в процессе преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2013; 2: 34-8.

references

1. Budkova E.A., Gafarov A.G. Opyt primeneniya novy-kh metodov obucheniya i kontrolya znaniy v podgo-tovke vracha obshchey praktiki. [Experience in applying new teaching methods and knowledge control in training a general practitioner]. Rossiyskiy semeynyy vrac. 2006; 10(2): 9-13. (in Russian).

2. Zinkevich E.R. Kliniko-pedagogicheskaya podgotov-ka prepodavateley klinicheskikh kafedr meditsinskikh vuzov v protsesse povysheniya kvalifikatsii. [Clinical and pedagogical training of teachers of clinical departments of medical universities in the process of continuing education]. European Social Science Journal. 2017; 12(1): 217-21. (in Russian).

3. Nikolenko V.N., Oganesyan M.V., Kudryashova V.A., Rizayeva N.A., Shumak A.V. Chto mozhet priblizit' prepodavaniye anatomii k potrebnostyam praktich-eskoy meditsiny? [What can bring the teaching of anatomy closer to the needs of practical medicine?] Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 3: 46. (in Russian).

4. Pozdeyeva S.I. Problemnoye i problemno-oriyenti-rovannoye obuchenie (problem-based learning): sravnitel'nyy analiz. [Problem-based and problem-oriented learning: a comparative analysis]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2016; 2: 95-9. (in Russian).

5. Songolov G.I., Galeyeva O.P. Osobennosti formiro-vaniya elementov professional'noy kompetentsii v protsesse prepodavaniya topograficheskoy anatomii i operativnoy khirurgii. [Features of the formation of elements of professional competence in the process of teaching topographic anatomy and surgical surgery]. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy. 2013; 2: 34-8. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.