Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ АНАТОМИИ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ / УЛЬТРАЗВУКОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАММА (КТ) / МАГНИТНО РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАММА (МРТ) / ЭНДОСКОПИЯ / РЕНТГЕНОГРАФИЯ / TEACHING ANATOMY / HYBRID APPROACHES / ULTRASOUND IMAGE / COMPUTED TOMOGRAPHIC (CT) / MAGNETIC RESOSNANCE TOMOGRAPHIC IMAGE (MRI) / RADIOGRAPHY / ENDOSCOPIC IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николай Викторович Ялунин

В современной анатомии, методологической основой в исследованиях, а также в преподавании является интегративность, тесно связанная с запросами теоретической и практической медицины, где анатомия призвана выполнять свою основополагающую роль. Необходимо совмещать классические методы преподавания анатомии с новыми инструментальными методами, так как это вызывает «живой» интерес у студентов, мотивирует их к изучению сложного предмета, помогает студенту составить целостное представление о теле человека, что необходимо врачу любого профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николай Викторович Ялунин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYBRID APPROACHES IN TEACHING ANATOMY TO THE PEDIATRIC FACULTY AT THE DEPARTMENT OF ANATOMY OF THE URAL STATE MEDICAL UNIVERSITY

In modern anatomy, methodology and research, as well as in teaching, it is integrative, related to the demands of theoretical and practical medicine, where anatomy is called upon to fulfill its fundamental role. This is necessary for students to study a complex subject, to help students draw up a holistic picture of the human body, which is necessary for a doctor of any profile.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

ORIGINAL PAPERS

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 611+373.1+616-073.75+616-072.1

интегративные подходы в преподавании анатомии обучающимся педиатрического факультета уральского государственного медицинского университета

© Николай Викторович Ялунин

Уральский государственный медицинский университет. 620028, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3

Контактная информация: Николай Викторович Ялунин — к.м.н., доцент кафедры анатомии человека. E-mail: n.yalunin@mail.ru

РЕЗЮМЕ: В современной анатомии, методологической основой в исследованиях, а также в преподавании является интегративность, тесно связанная с запросами теоретической и практической медицины, где анатомия призвана выполнять свою основополагающую роль. Необходимо совмещать классические методы преподавания анатомии с новыми инструментальными методами, так как это вызывает «живой» интерес у студентов, мотивирует их к изучению сложного предмета, помогает студенту составить целостное представление о теле человека, что необходимо врачу любого профиля.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: преподавание анатомии, интегративные подходы, ультразвуковое изображение, компьютерная томограмма (Кт), магнитно- резонансная томограмма (мРт), эндоскопия, рентгенография.

HYBRID APPROACHES IN TEACHING ANATOMY TO THE PEDIATRIC FACULTY AT THE DEPARTMENT OF ANATOMY OF THE URAL STATE MEDICAL UNIVERSITY

© Nikolai V. Ialunin

ural state medical university. 620028, Sverdlovsk Region, Yekaterinburg, ul. Repina, d. 3

Contact information: Nikolay v. Ialunin — PhD, associate Professor Department of anatomy. E-mail: n.yalunin@mail.ru

ABSTRACT: In modern anatomy, methodology and research, as well as in teaching, it is integrative, related to the demands of theoretical and practical medicine, where anatomy is called upon to fulfill its fundamental role. This is necessary for students to study a complex subject, to help students draw up a holistic picture of the human body, which is necessary for a doctor of any profile.

KEY WORDS: teaching anatomy, hybrid approaches, ultrasound image, computed tomographic (CT) , magnetic resosnance tomographic image (MRI), radiography, endoscopic image.

введение

Анатомия человека уверенно продолжает пребывать в основе практически всех медицинских дисциплин. Анатомия — основа медицинской науки, она указывает врачу путь к пониманию болезни пациента как при обычном медицинском осмотре, так и при использовании более сложных диагностических технологий (ультразвуковое исследование, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование, рентгенография) [2]. Анатомия важна для всех тех, кто так или иначе вовлечен в процесс лечения пациентов. Способность правильно интерпретировать результаты клинического наблюдения является главным итогом глубокого анатомического понимания [2]. Изучение объекта и выяснения его места в общей системе — те основные техники, которые студент должен использовать при изучении анатомии, в этом ему значительно помогают инструментальные методы визуализации.

В преподавании анатомии наряду с традиционными учебниками м.Р. Сапина, И.В. Гайворонского, м.Г. Привеса мы опираемся и на атлас анатомия Френка Неттера, так как он позволяет студенту облегчить понимание наиболее сложных аспектов анатомии [10]. Используем и «Атлас анатомии человека», созданный Йоханнесом Соботтой, директором Анатомического института Боннского университета, детально освящающий всю макроскопическую анатомию. Атлас содержит изображения, созданные с помощью новых методов визуализации. В современной анатомии, методологической основой в исследованиях, а также в преподавании является инте-гративность, тесно связанная с запросами теоретической и практической медицины, где анатомия призвана выполнять свою основополагающую роль [4]. метод магнитно-резонансной томографии дает возможность получать анатомические «срезы» тела и различных органов живого человека. Ультразвуковое исследование позволяет лучше понять синто-пию органов, без затрат временных ресурсов. В настоящее время, современная медицина не удовлетворяется общими схемами болезни, а стремится обследовать и лечить конкретного человека. Поэтому она требует от анатомии не общих абстрактных тем, а точных сведений о структуре данных человека. особенно важно применять инструментальные методы в изучении анатомии для педиатров, т.к. в организме ребенка органы отлича-

ются особой топографией, наблюдаются существенные индивидуальные различия в строении многих органов. Широкий диапазон индивидуальной изменчивости в строении органов у детей обуславливает сложность в изучении дисциплины у будущих педиатров.

цель ' исследования.....

Выявить у студентов мотивацию к изучению анатомии.

материалы и методы

Проведение анкетирования студентов 1 курса Педиатрического факультета.

'результаты.....

Современный анатом, в отличие от своих коллег, работавших несколько столетий и даже десятилетий назад, подходит к оценке изучаемого комплексно, то есть качественно по-новому [9]. Анатомия человека, изложенная в институтском учебнике, где все сведено к закономерному, наиболее часто встречающемуся, к среднестатистическому и общему для всех — это желательный эталон. он несет в себе определенный уровень абстракции. Гибридные подходы в анатомии, использование современных средств визуализации позволяют лучше выявить корреляции, закономерности взаимоотношений органов. Эти знания крайне важны для познания общебиологических закономерностей, лежащих в основе понимания жизненных отправлений как здорового, так и больного человека, а в итоге и на формирование мировоззрения будущего врача. Для любого студента, изучающего анатомию, будет целесообразно раннее знакомство с характерными визуализационными признаками клинически значимых анатомических структур, особенно на томограммах, эхограм-мах, рентгенограммах и т.д. [10]. В преподавании анатомии человека инструментальные методы исследования: эхолокация, Кт, мРт, рентгенография — делают анатомию «живой» и прикладной дисциплиной [10].

Для закрепления знаний, полученных визуальным способом необходимо подкрепить их современными методами морфологических исследований, используемых в клинической практики, к таковым относится рентгенография, эхолокация, Кт, мРт [1].

методом проведения анкетирования были опрошены 70 студентов педиатрического

рогОРЕ

ТОМ 3 № 1 2020

eISSN 2658-4182

10

ORIGINAL PAPERS

факультета 1 курса, с целью выявить у студентов мотивацию к изучению анатомии.

Большинство студентов выразили готовность к самостоятельному изучению материала под руководством преподавателя, с помощью новых методов визуализации. У студентов есть интерес к решению ситуационных задач, имеющих клиническую направленность. Ситуационные задачи мотивируют студентов к изучению анатомии. 100 % студентов высказалось о пользе контрольных вопросов в подготовке к практическим занятиям. Также студенты готовы участвовать в работе студенческого научного кружка (СНО), но нередко возникает проблема с выбором темы. В связи с этим на кафедре анатомии УГМУ было подготовлено и готовится к печати методическое пособие «Учебно-исследовательская работа студентов на кафедре анатомии человека». Учебное пособие к курсу анатомии человека позволяет лучше понять принципы работы органов человека и ответить на многие вопросы, оставленные за рамками учебника по анатомии. В работе подробно расписаны темы реферативных сообщений по различным системам органов. Делается акцент на нормальном строении органа и что происходит со строением при нарушении его функции. Более 80 % студентов используют дополнительную литературу при подготовке к практическому занятию. Также значительную часть студентов, более 60 %, интересует работа с влажными препаратами (классическая методика преподавания), дополненная новыми методами визуализации. При проведении практического занятия мы также используем контрольные вопросы и рисунки для письменного контроля из практикума по анатомии А.Г. Цыбулькина [11]. Контрольные вопросы по текущей теме занятия помогают сформулировать мысль и понимание того, что хочет преподаватель при опросе на практическом занятии. По мнению студентов, рисунки помогают лучше запомнить сложный материал и сориентироваться на препарате.

заключение

Исходя из полученных данных мы считаем, что необходимо совмещать классические методы преподавания анатомии с новыми инструментальными методами, так как это вызывает «живой» интерес у студентов, мотивирует их к изучению сложного предмета, помогает студенту составить целостное представление о теле человека, что необходимо врачу любого профиля.

литература

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Анатомия человека. Учебник в 2т. Под ред. И.В. Гайворонского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2014.

2. Ричард Л. Дрейк, Уэйн А. Фогль, Адам У.М. Митчелл. Анатомия Грея для студентов. Учеб. для студентов мед.вузов. 3-е изд. М.: Медицинское информационное агентство; 2020: 1162+XXII.

3. Ричард Л. Дрейк, Уэйн А. Фогль, Адам У.М. Митчелл. Атлас анатомии Грэя. Учебное пособие: (рус., лат., англ.). 3-2-е изд. М.: Медицинское информационное агентство; 2020: 664 + XX.

4. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. 12-е изд., перераб. и доп. СПб.: Издательский дом СПбМАПО; 2004.

5. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Николенко В.Н., Чава С.В. Анатомия человека. Учебник в двух томах. Под ред. М.Р. Сапина. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012.

6. Анатомия человека для педиатров. Учебник в 2 т. Под ред. М.Р. Сапина. М.: Новая Волна; Издатель Умеренков: 2018.

7. Фрэнк Неттер. Атлас анатомии человека. Пер. с англ. под ред. Л.Л. Колесникова. 6-е изд. М.: ГЭО-ТАР-Медиа; 2019.

8. Джерард Торотора, Брайан Дерриксон. Анатомия. Физиология: фундаментальные основы. Медицинский атлас. Перевод с английского. 12-е изд. М.: Издательство «Э»; 2017.

9. Колесников Л.Л., Боголепова И.Н., Этинген Л.Е. За пределами учебника анатомии. Книга третья. М.: Литтера; 2017.

10. Вебер Э., Виленски Дж. А., Кармайкл С.У., Ли К.С. Лучевая анатомия. Атлас с иллюстрациями Неттера. Пер с англ. М.: Издательство Панфилова; 2020.

11. Практикум по анатомии человека. Учебное пособие: в 4 ч. Ч. 2. Внутренности и эндокринные железы. М.: РИА Новая волна; Издатель Умеренков: 2013.

12. Соботта Иоханнес. Атлас анатомии человека. Под ред. Р. Путца, Р. Пабста; пер. с англ., под ред. В.В. Куликова. В 2 т. М.: Рид Элсивер; 2010.

REFERENCES

1. Gayvoronskiy I.V., Nichiporuk G.I., Gayvoronskiy A.I. Anatomiya cheloveka. [Human anatomy]. Ucheb-nik v 2t. Pod red. I.V. Gayvoronskogo. M.: GEOTAR-Media; 2014. (in Russian).

2. Richard L. Dreyk, Ueyn A. Fogl', Adam U.M. Mitchell. Anatomiya Greya dlya studentov. [Gray anatomy for students]. Ucheb. llya studentov med.vuzov. 3-ye izd. M.: Meditsinskoye informatsionnoye agentstvo; 2020: 1162 + XXII. (in Russian).

3. Richard L. Dreyk, Ueyn A. Fogl', Adam U.M. Mitchell. Atlas anatomii Greya. [Atlas of Grey's Anatomy].

Uchebnoye posobiye: (rus., lat., angl.). 3-2-ye izd. M.: Meditsinskoye informatsionnoye agentstvo; 2020: 664+XX. (in Russian).

4. Prives M.G., Lysenkov N.K., Bushkovich V.I. Anatomiya cheloveka. [Human anatomy]. 12-ye izd., pererab. i dop. SPb.: Izdatel'skiy dom SPbMAPO; 2004. (in Russian).

5. Sapin M.R., Nikityuk D.B., Nikolenko V.N., Chava S.V. Anatomiya cheloveka. [Human anatomy]. Ucheb-nik v dvukh tomakh. Pod red. M.R. Sapina. M.: GEO-TAR-Media; 2012. (in Russian).

6. Anatomiya cheloveka dlya pediatrov. [Human anatomy for pediatricians]. Uchebnik v 2 t. Pod red. M.R. Sapina. M.: Novaya Volna; Izdatel' Umerenkov: 2018. (in Russian).

7. Frenk Netter. Atlas anatomii cheloveka. [Atlas of human anatomy]. Per. s angl. pod red. L.L. Kolesnikova. 6-ye izd. M.: GEOTAR-Media; 2019. (in Russian).

8. Dzherard Torotora, Brayan Derrikson. Anatomiya. Fiziologiya: fundamental'nyye osnovy. [Anatomy.

Physiology: fundamental foundations]. Meditsin-skiy atlas. Perevod s angliyskogo. 12-ye izd. M.: Izdatel'stvo <^»; 2017. (in Russian).

9. Kolesnikov L.L., Bogolepova I.N., Etingen L.Ye. Za predelami uchebnika anatomii. [Outside the textbook of anatomy]. Kniga tret'ya. M.: Littera; 2017. (in Russian).

10. Veber E., Vilenski Dzh. A., Karmaykl S.U., Li K.S. Luchevaya anatomiya. [Radiation anatomy]. Atlas s illyustratsiyami Nettera. Per s angl. M.: Izdatel'stvo Panfilova; 2020. (in Russian).

11. Praktikum po anatomii cheloveka. [Workshop on human anatomy]. Uchebnoye posobiye: v 4 ch. Ch. 2. vnutrennosti i endokrinnyye zhelezy. M.: RIA Novaya volna; Izdatel' Umerenkov: 2013. (in Russian).

12. Sobotta Iokhannes. Atlas anatomii cheloveka. [Atlas of human anatomy]. Pod red. R. Puttsa, R. Pabsta; per. s angl., pod red. V.V. Kulikova. V 2 t. M.: Rid Elsiver; 2010. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.