Научная статья на тему '"Анатомия человека" в таблицах: возможности и перспективы использования графических образов'

"Анатомия человека" в таблицах: возможности и перспективы использования графических образов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
474
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА" / НЕРВНАЯ СИСТЕМА / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ТАБЛИЦЫ / "HUMAN ANATOMY" / NERVOUS SYSTEM / TRAINING TOOLS / TABLES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Николенко Владимир Николаевич, Ризаева Негория Алиагаевна, Коломиец Ольга Михайловна, Оганесян Марине Валиковна, Кудряшова Валентина Александровна

Разработан подход к созданию и использованию таблиц по нервной системе, отражающих специфику «Анатомии человека» и особенности ее изучения на практических занятиях в медицинском вузе.Специфика учебного предмета «Анатомия человека» и методики его преподавания в медицинском вузе предопределяет особенности функций таблиц как средств обучения (их направленность на формирование учебно-исследовательских навыков), содержания (высокий научный уровень информации, повышенной трудности анатомический материал), методикой организации изучения (более широкое использование заданий исследовательского характера); в комплекте таблиц для практических занятий большое место занимают средства обучения, ориентированные на самостоятельную работу студентов-медиков; комплексное использование средств обучения на практических занятиях по анатомии человека помогает повысить уровень подготовки студентов, формировать у них клиническое мышление с первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Николенко Владимир Николаевич, Ризаева Негория Алиагаевна, Коломиец Ольга Михайловна, Оганесян Марине Валиковна, Кудряшова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Anatomy" in tables - opportunities and prospects of using graphic images

An approach has been developed to create and use tables on the nervous system, reflecting the specifics of "Human Anatomy" and the features of its study in practical classes at a medical higher education institution. The specifics of the subject "Human Anatomy" and the methods of teaching it at a medical university determine the features of the functions of tables as teaching tools (they focus on the formation of teaching and research skills), content (high scientific level of information, increased difficulty of anatomical material), methods of study organisation (more widespread use of research tasks); in the set of tables for practical exercises, a large place is occupied by teaching aids focused on independent work of medical students; the integrated use of teaching aids in practical classes on human anatomy all that helps to increase the level of students' training, to shape their clinical thinking from the first year.

Текст научной работы на тему «"Анатомия человека" в таблицах: возможности и перспективы использования графических образов»

«Анатомия человека» в таблицах: возможности и перспективы использования графических образов

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-225-231 УДК 611

Николенко Владимир Николаевич

доктор медицинских наук, профессор Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва;

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Ризаева Негория Алиагаевна

кандидат медицинских наук, доцент Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва

Коломиец Ольга Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент Международный институт профессионального развития педагога, г. Москва

Оганесян Марине Валиковна

кандидат медицинских наук, доцент Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва

Кудряшова Валентина Александровна

кандидат медицинских наук, доцент Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва

Болотская Анастасия Александровна

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва [email protected], [email protected], [email protected]

«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» В ТАБЛИЦАХ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Разработан подход к созданию и использованию таблиц по нервной системе, отражающих специфику «Анатомии человека» и особенности ее изучения на практических занятиях в медицинском вузе.

Специфика учебного предмета «Анатомия человека» и методики его преподавания в медицинском вузе предопределяет особенности функций таблиц как средств обучения (их направленность на формирование учебно-исследовательских навыков), содержания (высокий научный уровень информации, повышенной трудности анатомический материал), методикой организации изучения (более широкое использование заданий исследовательского характера); в комплекте таблиц для практических занятий большое место занимают средства обучения, ориентированные на самостоятельную работу студентов-медиков; комплексное использование средств обучения на практических занятиях по анатомии человека помогает повысить уровень подготовки студентов, формировать у них клиническое мышление с первого курса.

Ключевые слова: «Анатомия человека», нервная система, средства обучения, таблицы.

Качество работы врача, несомненно, во многом определяется его подготовкой; огромные резервы для значительного улучшения ее кроются непосредственно в учебном процессе в медицинском вузе [3]. Анатомия всегда была краеугольным камнем в медицинском образовании. Неоспоримым фактом является то, что всестороннее знание анатомии играет важную роль в правильном понимании любой другой отрасли медицины, в процессе подготовки медицинских специалистов и обеспечения безопасной медицинской практики [7].

Преподавание «Анатомии человека» осуществляется с помощью двух основных форм вузовской работы, причем практические занятия занимают в учебном процессе центральное место [9]. В результате правильной организации практических занятий углубляется теоретическая подготовка студентов; воспитывается научный подход к анатомическим проблемам; формируются навыки исследовательского, углубленного анализа анатомических явлений с использованием различных научно-исследовательских методов; происходит активная подготовка студентов к будущей работе врача. Кроме того, практические занятия являются хорошей школой для последующего выполнения

студентами курсовых работ по клиническим дисциплинам, а также при подготовке докладов для выступления на научных конференциях.

Успешной реализации указанных выше задач способствует решение многоаспектных задач на каждом занятии; наличие заранее разработанных программ, в которых определены компетенции, темы, цели и задачи каждого занятия, система учебных средств, используемых в процессе преподавания; виды самостоятельной работы студентов и формы контроля; наличие планов-заданий для студентов, определяющих систему их самостоятельной работы, формы контроля и отчетности; наличие специальных аудиторий, оснащенных всеми необходимыми средствами обучения, отражающими специфику практических занятий по «Анатомии человека»; ориентация на перспективу дальнейшей работы студента медицинского вуза -будущего врача.

Учебные таблицы по анатомии человека - наиболее распространенное, эффективное средство обучения, реализующее зрительную наглядность. Принцип наглядности, сформулированный еще Я. А. Коменским в ХУЛ в., и в настоящее время остается важнейшим принципом дидактики, который реализуется в процессе преподавания с по-

© Николенко В.Н., Ризаева Н.А., Коломиец О.М., Оганесян М.В., Кудряшова В.А., Болотская А.А., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

225

мощью наглядных средств обучения (макетов, моделей, таблиц и т.д.), обеспечивающих «формирование у обучающихся наглядных психических образов, т.е. образов, доступных и понятных для них» [2].

Исследователи указывают на прямую связь между количеством органов, принимающих участие в восприятии какого-нибудь впечатления, и прочностью закрепления информации в нашей памяти [1]. Это понятно: все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только посредством зрения или только посредством слуха [6].

Ввиду того что компонентами учебных таблиц являются знания вместе с формой их изображения, в процессе создания названных средств обучения мы прежде всего уточнили, какое содержание нужно отобрать для таблицы и как оно должно быть передано, чтобы при этом учитывались возможности познавательной деятельности обучаемых, восприятия, осмысления и удержания знаний. Кроме того, нами были исследованы особенности восприятия различных участков таблицы с целью определения наилучшего расположения на ней объектов, так как основой любой системы является ее структура.

В связи с этим нами были определены вопросы, которые соответствуют системно-эргономическому подходу к изучению таблиц и предполагают решение следующих задач: выявить необходимость разработки таблиц, связи их с другими средствами обучения; отобрать научную информацию для таблиц; определить, какие средства обучения, кроме таблиц, будут способствовать наиболее эффективному усвоению информации обучающимися; разработать структуру системы таблиц; найти наиболее эффективные способы выделения главного содержания таблицы; учесть возрастные особенности обучаемых и возможности использования таблиц в зависимости от этапа подачи знаний и др.

Одной из главных дидактических функций таблиц является создание у обучаемых ориентировочной основы действий. Основная задача таблиц по «Анатомии человека» - раскрыть определенную закономерность, представить своеобразную модель анатомического органа или системы. Это назначение соответствует тому новому пониманию наглядности, которое утверждается в современной дидактике и позволяет рассматривать таблицы как средство формирования не только представлений, но и понятий, а также клинического мышления. Очень важно при этом, чтобы анатомия в процессе изучения воспринималась студентами-медиками не как сухой, скучный, а, напротив, как увлекательнейший предмет.

Специфика материала, изучаемого на практических занятиях по «Анатомии человека», предполагает широкое использование таблиц. Применение их возможно на разных этапах изучения материала: во время объяснения, закрепления, повторения и обобщения изученного в процессе выполнения письменных и устных заданий. Так, в процессе изучения центральной нервной системы (ЦНС) целесообразно использовать созданные нами таблицы, посвященные ЦНС. Нами было разработано 11 таблиц, отражающих круг вопросов, предусмотренных программой курса «Анатомия человека» в медицинских вузах при изучении центральной нервной системы: «Классификация нервной системы», «Развитие нервной системы», «Спинной мозг (Medulla spinalis)», «Продолговатый мозг (Myelencephalon, Medulla oblongata, Bulbus cerebri)», «Мост (Pons)», «Мозжечок (Cerebellum)», «Четвертый (IV) желудочек (Ventriculusquartus)», «Средний мозг (Mesencephalon)», «Промежуточный мозг (Diencephalon)», «Конечный мозг (Тelencephalon)», «Оболочки спинного и головного мозга».

Разработанные нами таблицы имеют инструктивный, справочный характер. Они содержат базовые и наиболее важные вопросы, относящиеся к организации центральной нервной системы человека, представленной в учебнике М.Р. Сапина «Анатомия человека» [4], в атласе анатомии человека М.Р. Сапина [5].

Общие принципы построения созданных нами таблиц обусловлены их назначением, которое заключается в том, чтобы помочь студентам обобщить, систематизировать и усвоить конкретные знания по центральной нервной системе, сформировать прочные знания, которые способствовали бы выработке клинического мышления уже на первом курсе медицинского университета. При подготовке материала мы стремились правильно дозировать информацию, методически грамотно ее располагать.

Рассмотрим созданные нами таблицы подробнее.

Таблица 1 дает представление об общем принципе строения нервной системы (НС). Прежде всего, идет подразделение по функциональному признаку на соматическую и вегетативную и на симпатическую и парасимпатическую внутри вегетативной; далее характеризуется центральный и периферический отделы. Такая обобщающая таблица очень важна, на наш взгляд, так как, являясь основным средством моделирования анатомических систем, гораздо более ярко, выпукло, лаконично, чем просто словесное описание, передает особенности этих систем, строение их, соотношение составных частей, помогая сформировать целостное представление о НС у обучающихся.

Таблица 2 «Спинной мозг (Medullaspinalis)» отличается от таблиц, посвященных продолговатому

Таблица 1

Классификация нервной системы

ОТ(система знаний) — 1 КЛАССИФИКАЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (НС)

По функции Соматическая (анимальная) НС Вегетативная (автономная) НС

Симпатическая НС Парасимпатическая НС

По топографии центральный отдел периферический отдел центральный отдел периферический отдел центральный отдел периферический отдел

спинной мозг на всем протяжении спинномозговые нервы (СЫН); спинномозговые узлы; спинномозговые сплетения; - шейное; - плечевое; - поясничное; - крестцовое; - копчиковое спинной мозг латеральное промежуточное ядро в боковых рогах сегментов спинного мозга: г-ш ^1-ха ^1-Е узлы I — II порядков: - предузловые волокна; - послеузловые волокна; - симпатические сплетения; - паравертебралъные и пре-вертебральные узлы краниальный центр (очаговость): - мезенцефалический центр; - понтобульбарный центр; - сакральный центр - узлы III порядка; - предузловые волокна; - послеузловые волокна; - околоорганные и интрамуральные узлы

головной мозг: - продолговатый мозг; - задний мозг; - средний мозг; - промежуточный мозг; - конечный мозг черепные нервы (ЧН) чувствительные узлы головы: тройничный узел; верхний и нижний яремные узлы; узел коленца; преддверный узел; спиральный узел

мозгу, мосту, мозжечку, среднему мозгу, промежуточному мозгу (о них будет сказано ниже). В ней обращается внимание на определение «сегмента спинного мозга», на его утолщения и борозды. Очень важным является рубрика с перечислением путей, проходящих через белое вещество. Отметим, что наиболее эффективным способом запоминания данных проводящих путей является представление их в виде схемы. В связи с этим в процессе изучения указанной темы на практических занятиях целесообразно нарисовать эти пути преподавателю вместе со студентами, разграничив двумя разными цветами двигательные и чувствительные пути для привлечения визуальной памяти, а кроме того, обратить внимание студентов на то, что при самостоятельной проработке этой темы требуется запоминание схемы путей. Заметим, что данная схема путей не представлена в табличной форме, так как изучение этого материала целесообразно проводить с использованием иных средств обучения (учебников, атласов по анатомии и др.). Текстовая информация, используемая в табличных рубриках, подкрепляется рисунком в графе «Внутреннее строение».

Таблицы, посвященные продолговатому мозгу, мосту (таблица № 3) и среднему мозгу, построены по единому плану: указываются источники развития, функции, топография, отмечаются ключевые моменты внешнего и внутреннего строения, четко называются структуры, расположенные дорсально и вентрально, полость каждого мозга; отмечаются крышка, покрышка и основание. В графе «Вен-трально» - пары черепных нервов, выходящих из данных отделов. Целесообразно обратить внимание студентов на проводящие пути, о которых сказано в графах «Покрышка», «Основание». Все описание подкреплено схемами внутреннего строения в одноименной рубрике. Наличие схожих граф в таблицах помогает студентам проводить параллель между разными отделами мозга, сравнивать их, а значит, лучше усваивать информацию.

Табличная форма, предполагая не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию его, заключает в себе возможности для широкого использования приема сравнения (например, вентральное и дорсальное расположение структур разных отделов мозга). Темы, связанные с сопоставлением аналогичных фактов и противопоставлением внешне сходных, но не тождественных явлений, активизируют мыслительную деятельность студентов, так как требуют от них решения своеобразных клинически познавательных задач.

Пути активизации изучения материала по «Анатомии человека», представленного в виде таблиц, на практических занятиях могут быть различными: рассмотрение широкого круга вопросов, выявляющих особенное и общее: сравнение крыш-

ки, покрышки и основания разных отделов мозга и сопоставление их функций; наблюдение над взаимозависимостью признаков и свойств нервной системы. Предложенные таблицы можно широко использовать для построения алгоритмов самостоятельной работы; в практической работе при непосредственном контакте с влажными анатомическими и пластинированными препаратами; для подготовки сообщений по определенным темам на секции Студенческого научного кружка (СНК). Кроме того, таблицы целесообразно применять по окончании изучения выделенного блока для интеграции курса. Так, Ganguly (2010), например, сообщает об интеграции как о средстве, позволяющем полностью понять данную тему, и кратко перечисляет различные способы сделать это [10]. Интеграция курса может рассматриваться и как форма контекстуального обучения, концепция конструктивистской теории, первоначально разработанная Джоном Дьюи, позволяющая студентам увидеть смысл их учебного материала и, следовательно, быть мотивированной на получение знаний [8].

В процессе разработки таблиц нами были подготовлены учебно-методические задания, позволяющие студентам тщательно прорабатывать изучаемый материал, самостоятельно проверять и объективно оценивать свои знания. Так, например, при изучении промежуточного мозга студентам предлагается выполнить ряд заданий, помогающих определить развитие, топографию, функции и строение промежуточного мозга. Предметом является текстовой материал в учебной литературе. Продукт - обобщенные в таблице новые знания о развитии, топографии, строении и функции промежуточного мозга (студентам предлагается заполнить пустую таблицу по памяти). Система учебно-исследовательских заданий разделена на несколько частей и охватывает всю информацию, представленную в таблицах. Каждому вопросу в учебно-исследовательском задании соответствует такой же номер рубрике в названной таблице. Выполняя учебно-исследовательские задания, студенты определяют источник развития промежуточного мозга; функции промежуточного мозга; указывают топографию и границы промежуточного мозга; называют строение промежуточного мозга (отделы в промежуточном мозге, чем отдел ограничен вентрально и дорсально, полостью промежуточного мозга); обозначают строение отделов промежуточного мозга; отмечают основные компоненты строения таламической области, гипоталамуса. В качестве задания обобщающего характера студентам предлагается целиком заполнить табличные рубрики в таблице «Промежуточный мозг (Diencephalon)», а также оценить, достигли ли они поставленной цели.

Таким образом, использование таблиц при изучении «Анатомии человека» решает следующие

Таблица 2

Спинной мозг (Medullaspinalis)

> =

с

S £

X

п —

о -

п 7, К

и -

»

о\ й S

а

»

X "

О

=

О -

т

м о со в X

S £

-1

■а

»

■е-

s

X

п г. 7, S

X

о о\

■а

»

ОТ(система tiiaiiníi) — 3

Спинной мозг (Medullaspinalis)

Развитие

Функции

Топография

Полость

Из нервной трубки

■ рефлекторная; - проводниковая

а) располагается в позвоночном канале: от уровня большого затылочного отверстия (foramenmagnum) до Ы-П.

б) окружён оболочками:

- твёрдая мозговая;

- паутинная;

- мягкая

центральный канал (canaliscentralis)

Внешнее строение

Сегмент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Утолщения

Борозды

Спинной мозг имеет форму толстостенной трубки, сдавленной в переднезаднем направлении. Длина равна приблизительно 40—45 см, наибольший поперечный диаметр составляет 12 мм. На передней поверхности — глубокая срединная щель. На задней поверхности — задняя срединная борозда. На боковых поверхностях отмечают передние и задние латеральные борозды

Сегмент спинного мозга —это участок спинного мозга, включающий серое и белое вещество, от которого отходит одна пара спинномозговых нервов или две пары спинномозговых корешков

- шейное утолщение

(intumescentiacervicalis);

- пояснично-крестцовое (intumescentialumbosacralis)

передняя срединная щель (А.ч.чигетесИапаап1епог);задняя срединная борозда (,1ш1си.т1есИапи.?ро.?1егюг); передняя латеральная борозда ($и1стап1его1а1егаИ$); задняя латеральная борозда (яи1сияроя!его1а1егаНя)

Внутреннее строение

Серое вещество

Белое вещество

п к.

Состоит из:

а — серого вещества (substantiagrisea) б —белого вещества (substantiaalba)

1) задние рога (чувствительные ядра):

- пограничная зона;

- губчатая зона;

- студенистое вещество;

- собственное ядро;

- грудное ядро;

- медиальное промежуточное ядро;

2) передние рога (двигательные ядра): 5 групп двигательных ядер;

3) боковые рога (с VIII шейного по II поясничный сегменты):

- латеральное промежуточное ядро

1) передний канатик ф1тсиЪш\>еМгаИи). чувствительные проводящие пути:

- спиноталамический путь, двигательные:

- передний корково-стшномозговой путь;

- преддверно-спинномозговой путь;

- ретикуло-спинномозговой путь.

2) задний канатик фтШЫзйогзаИя):

- тонкий пучок;

- клиновидный пучок.

восходящие проприоцептивные проводящие пути коркового направления.

3) боковой канатик (/,\iniculuslateralis) — чувствительные и двигательные проводящие пути.

чувствительные:

- передний спинномозжечковый путь (Говерса);

- задний спиномозжечковый путь (Флексига);

- латеральный спиноталамический путь, двигательные:

- латеральный корково-стшномозговой путь;

- красноядерно-спинномозговой тракт;

- оливо-спинномозговой путь

я я

к

Я -1

■С

4,

Таблица 3

Мост (Pons)

ОТ (система tiiaiiníi) — 5

Мост (Pons)

Развитие

развивается из rhombencephalon

Внешнее строение

- краниалъно граничит с ножками мозга:

- каудально с продолговатым мозгом

Внутреннее строение

Функция

через мост проходят восходящие и нисходящие пути, отходят нервы, ответственные за движение жевательных мышц, глаз, за работу органа слуха, равновесия

Вентрально

базиллярная борозда (sulcusbasüaris) корешки нервов:

(V) тройничного: (VI) отводящего:

(VII) лицевого: (VIII) преддверно-улиткового

Крыша

- верхний мозговой парус

Топография

- позади ножек мозга (реАтсиИсегеЪп):

- кпереди от продолговатого мозга (тес!и11аоЫо1^а1а):

- латералъно-условная тройнично-лицевая линия

Дорсально

- образует верхнюю половину ромбовидной ямки

Покрышка

серое вещество:

- ядра 1-17/1 пар ЧН. ретикулярной формации, верхней оливы:

белое вещество:

- трапециевидное тело: восходящие пути:

- медиальная петля:

- спиналъная петля:

- петля тройничного нерва: нисходящие пути: экстрапирамидные

Полость

/V желудочек:

- дно —ромбовидная ямка

- крыша — шатер

Основание

серое вещество:

- ядра моста: белое вещество:

- пирамидный путь:

- корково-мостовые пути:

- мостомозжечковый путь

Н

Я

Я

Я

н о

> %

я

«Анатомия человека» в таблицах: возможности и перспективы использования графических образов

задачи: активизирует аналитико-синтезирующую мыслительную деятельность студентов, развивает их наблюдательность, обеспечивает глубокое и сознательное усвоение материала.

На практических занятиях таблицы могут применяться для разных дидактических целей: восстановления опорных знаний, необходимых для изучения нового материала; самостоятельного добывания новых знаний; первичного закрепления материала, изложенного преподавателем; формирования учебных умений и навыков; проверки готовности студентов к практическому занятию; для контроля за степенью усвоения изученного; для систематизации и обобщения знаний по теме или целому разделу.

Систематическая работа с таблицами, составление их самими обучающимися, заполнение табличных рубрик, выполнение заданий, связанных с анализом системных связей между важнейшими понятиями анатомии человека, сопоставлением, сравнением различных систем, как показывает практика, способствует сознательному усвоению теоретических вопросов, обобщению и систематизации знаний студентов по анатомии человека; формирует навыки клинического мышления и исследовательского подхода при изучении медицины.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков. - Казань: КФУ, 2015. - 40 с.

2. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

3. Ризаева Н.А. Диагностика и формирование мотивации у будущих врачей при изучении учебной дисциплины "Анатомия человека" / Н.А. Ризаева, О.М. Коломиец, В.Н. Николенко и др. // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). -С. 308-311.

4. Сапин М.Р. Анатомия человека. В двух томах. Т. 2. / М.Р. Сапин, В.Я. Бочаров, Д.Б. Ники-тюк и др.; под ред. М. Р. Сапина. - М.: Медицина, 2001. - 640 с.

5. Cапин М.Р. Атлас анатомии человека: В 3-х т. Т. 3. - М.: Медицина, 2008. - 252 с.

6. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 656 с.

7. Benly P. Teaching Methodologieson Anatomy -A Review // J. Pharm. Sci. &Res. - 2014. - Vol. 6 (6). -P. 242-243.

8. Losco C. Dominique. Effective methods of teaching and learning in anatomy as a basic science: A BEME systematic review: BEME guide / C. Dominique Losco, William D. Grant, Anthony Armson, Amanda J. Meyer, Bruce F. Walker // Journal Medical Teacher. - 2017. - Vol. 39. - № 44. - R 1-10.

9. Graham HJ. Patient confidentiality: implications for teaching in undergraduate medical education // Clin Anat. - 2006. - № 19 (5). - R. 448-455.

10. Pallab K. Ganguly Teaching and learning of anatomy in the 21st century: direction and the strategies // The Open Medical Education Journal. -2010. - № 3. - P. 5-10.

References

1. Zefirov T.L., Ziyatdinova N.I., Kupcova A.M. Fiziologicheskie osnovy pamyati. Razvitie pamyati u detej i podrostkov. - Kazan': KFU, 2015. - 40 s.

2. Osmolovskaya I.M. Naglyadnye metody obucheniya. - M.: Akademiya, 2009. - 192 s.

3. Rizaeva N.A. Diagnostika i formirovanie motivacii u budushchih vrachej pri izuchenii uchebnoj discipliny "Anatomiya cheloveka" / N.A. Rizaeva, O.M. Kolomiec, VN. Nikolenko i dr. // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2019. - № 1 (74). - S. 308311.

4. Sapin M.R. Anatomiya cheloveka. V dvuh tomah. T. 2. / M.R. Sapin, V.Ya. Bocharov, D.B. Nikityuk i dr.; pod red. M.R. Sapina. - M.: Medicina, 2001. - 640 s.

5. Capin M.R. Atlas anatomii cheloveka: V 3-h t. T. 3. - M.: Medicina, 2008. - 252 s.

6. Smirnov A.A. Proizvol'noe i neproizvol'noe zapominanie // Psihologiya pamyati. - M.: AST: Astrel', 2008. - 656 s.

7. Benly P. Teaching Methodologieson Anatomy -A Review // J. Pharm. Sci. &Res. - 2014. - Vol. 6 (6). -P. 242-243.

8. Losco C. Dominique. Effective methods of teaching and learning in anatomy as a basic science: A BEME systematic review: BEME guide / C. Dominique Losco, William D. Grant, Anthony Armson, Amanda J. Meyer, Bruce F. Walker // Journal Medical Teacher. - 2017. - Vol. 39. - № 44. - R. 1-10.

9. Graham HJ. Patient confidentiality: implications for teaching in undergraduate medical education // Clin Anat. - 2006. - № 19 (5). - R. 448-455.

10. Pallab K. Ganguly Teaching and learning of anatomy in the 21st century: direction and the strategies // The Open Medical Education Journal. -2010. - № 3. - P. 5-10.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.