Проблемы экономики и менеджмента
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Н.А. Миллер
магистрант,
кафедра коммерции и менеджмента, Тульский филиал ФГБОУВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИРМЫ
Аннотация. В статье рассматриваются основные стратегические направления развития фирмы. Т ак как от маркетинговой стратегии фирмы во многом зависит успех всей деятельности, то на современном этапе особую актуальность приобретает стратегическое планирование, а также методы стратегического развития.
Ключевые слова: стратегия предприятия, стратегическое планирование, конкурентная среда, план маркетинга, методы стратегического развития.
N.A. Miller, Tula branch Plekhanov Russian University of Economics
MODERN METHODS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE COMPANY
Abstract. The article considers the main strategic directions of the company. Since from the company's marketing strategy depends largely on the success of the activity, at the present stage especially important to strategic planning, as well as methods of strategic development.
Keywords: strategy of the company, strategic planning, competitive environment, marketing plan, methods of strategic development.
Большинство современных публикаций сходятся во мнении, что разработка стратегии предприятия и ее реализация сопровождаются значительными финансовыми затратами. Многие экономические субъекты рассматривают стратегию своего развития лишь в теоретическом аспекте, что вызывает значительные стратегические ошибки. Далеко не каждая организация способна точно выбрать стратегически выгодный для себя рынок. Многие из них, ошибочно оценив свои потенциальные возможности функционирования в конкретной среде, оказываются в чужой для них стратегической зоне хозяйствования. Особое значение в таком случае принимает, кроме наличия ресурсов или возможностей их приобретения, еще и качество менеджмента, а также его способность рационально сочетать свои ресурсы в стратегическом плане и увязывать их с очевидной компетенцией фирмы. Таким образом, объясняется необходимость такой характеристики, как «стратегичность» объекта, то есть умение выбирать адекватную имеющимся ресурсам фирмы рыночную нишу и функционировать в ней.
Что же такое «стратегия развития предприятия»? Правильное понимание этого понятия позволит более грамотно определить вектора хозяйственной деятельности фирмы. Стратегию развития фирмы можно определить, как эффективную деловую концепцию, которая сопровождается совокупностью реальных действий, обеспечивающих достижение
№ 3 (43) - 2015
3
Проблемы экономики и менеджмента
конкурентного преимущества фирмы.
Как свидетельствует практика, стратегический успех предприятия не более чем на 50% зависит от безошибочной разработки и реализации стратегических планов. Однако внедрение любой стратегии может требовать определенных изменений на предприятии, а ввод изменений может сталкиваться с сопротивлением и многочисленными проблемами и препятствиями. Все это является проблематикой, которую надо учитывать во время разработки стратегии развития предприятия [2].
Однако уровень использования знаний стратегического планирования и менеджмента на предприятиях в России еще недостаточный. Другим, не менее важным фактором, который показывает необходимость внедрения систем стратегического планирования, является глобализация бизнеса.
В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптировать собственные организационные структуры к изменениям. Поэтому разработка стратегии и плана маркетинга фирмы актуальна и необходима для любого современного бизнеса. Тщательное планирование дает возможность компании заранее предугадать изменение среды и оперативно среагировать на это изменение. Стратегическое бизнес-планирование не только подготавливает фирму к возможному наступлению негативных событий. Оно сводится к формулированию приоритетных направлений деятельности современного бизнеса, а также основных показателей его развития в будущем периоде. Стратегическое планирование комплексно характеризует все проблемы, с которыми может столкнуться компания.
Маркетинговое планирование используется для повышения эффективности существующей в фирмах управленческой системы, позволяет составлять более реальные программы производства и реализации, и создает существенные преимущества в конкурентной борьбе. Наличие стратегического плана позволяет фирме достичь сформулированных целей, а также осуществить миссию компании [4].
Организовав маркетинговое управление, торговая компания сможет работать со стабильной прибылью и получит возможность мобильно корректировать свою деятельность в соответствии с постоянно меняющимися рыночными условиями. Следует отметить, что методы стратегического развития фирмы имеют не менее важную роль, чем современные технологии стратегического развития.
Конкурентная среда чрезвычайно динамична, изменения в деятельности одного из конкурентов влекут за собой изменения в других предприятиях. Поэтому необходимо постоянно отслеживать происходящие в ней изменения.
Следует отметить, что реализация маркетинговой стратегии заключается в ее практическом применении согласно предварительно разработанной программе. Даже очень тщательно продуманные стратегии часто не могут быть реализованы без согласования с точным временным графиком. Именно поэтому реализация маркетинговой стратегии - это непрерывный процесс, который должен постоянно контролироваться и координироваться. Можно отметить, что практически каждая стратегия требует определенной корректировки.
4
№ 3 (43) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
В процессе реализации маркетинговой стратегии необходимо максимально придерживаться первоначально установленного плана. При этом стратегия маркетинга должна обладать определенной гибкостью, то есть если происходят изменения во внутренней или внешней среде, то стратегия должна модифицироваться. Стратегия маркетинга должна постоянно контролироваться. Кроме того, особое внимание должно уделяться оценке ее результатов, сопоставлению их с первоначальными установками, а также рациональный выбор корректирующих действий для исправления неточностей или ошибок.
При решении проблем повышения конкурентоспособности предприятия на рынке можно использовать комбинированные пути разработки и внедрения стратегии. Для этого необходимо сформулировать основные этапы стратегического развития фирмы. К ним относится: формулирование целей предприятия, проведение ситуационного анализа деятельности предприятия, SWOT-анализа и анализа конкурентного преимущества, формирование маркетинговых целей и формулировка маркетинговых стратегий и программ [3].
На основе проведенных исследований стратегических альтернатив развития целесообразно предположить, какое наиболее благоприятное стратегическое направление развития будет для предприятия приемлемым.
Выявить степень проявления признаков, которые характеризуют подготовленность фирмы к использованию методов и принципов стратегического планирования и управления, можно экспертным путем по методу Дельфи. Полученная оценка позволяет сделать выводы о том, в какой степени фирма готова осуществить стратегические изменения.
Далее целесообразно провести оценку прогнозных значений продаж. Как правило, продажи имеют четко выраженную сезонность, обусловленную обычным поведением потребителей. Именно поэтому проанализировать тенденцию роста можно с помощью теории временных рядов. Для того чтобы установить наличие тренда временного ряда целесообразно воспользоваться методом Фостера-Стюарта [1].
По сравнению с другими методами, метод Фостера-Стюарта обладает значительными преимуществами. Он дает более надежные результаты. Следует отметить, что кроме тренда самого ряда, этот метод позволяет выявить тренд дисперсии временного ряда. Если тренд дисперсии отсутствует, то разброс уровней ряда постоянен. А в случае увеличения дисперсии, ряд «раскачивается».
Данный метод может быть реализован в четыре этапа. Первый этап заключается в сравнении каждого уровня первоначального временного ряда, начиная со второго уровня, со всеми предыдущими. При этом необходимо выявить две числовые последовательности.
Второй этап заключается в вычислении величин s и d. Величина s характеризует изменение временного ряда. Она может принимать значения от 0, в случае, когда все уровни равны между собой, до n-1, в случае, когда ряд монотонный. Величина d показывает изменение дисперсии уровней временного ряда. Эта величина изменяется от (n-1) в случае, когда ряд монотонно убывает, до (n-1), когда ряд монотонно возрастает.
На третьем этапе осуществляется проверка гипотез. Можно ли считать случайными:
№ 3 (43) - 2015
5
Проблемы экономики и менеджмента
1) отклонение величины s от величины р - математического ожидания величины s для ряда, в котором уровни расположены случайным образом;
2) отклонение величины d от нуля.
Четвертый этап заключается в сравнении расчетных значений ts и td с табличным значением t-критерия с заданным уровнем значимости ta. В случае превышения табличного значения над расчетным, гипотеза об отсутствии соответствующего тренда принимается. В противном случае, тренд есть [4].
На основании всех четырех этапов, учитывая результаты проверки независимости уровней остаточного ряда, можно признать гипотезу о том, с какой вероятностью при сохранении существующей рыночной тенденции построенная модель является адекватной в построении краткосрочных прогнозов коммерческого показателя объема продаж.
Экономический смысл расчетов состоит в том, чтобы определить с какой вероятностью будущие продажи попадут в доверительный интервал, повторяя рассчитанную сезонную волну.
Учитывая результаты прогноза объемов продаж, построенных с применением метода корреляционно-регрессионного анализа и построения тренд-сезонной модели, можно с уверенностью определить, останется ли конкурентная позиция исследуемого предприятия стабильной, а предлагаемая стратегия целесообразной или нет.
Таким образом, используя общенаучные методы исследования - анализ, синтез, системный и диалектический подход, обобщение, а также специальные методы - экономико-статистический анализ, финансовый анализ, вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, группировку и сравнение, методику оценки при помощи абсолютных и относительных показателей, корреляционно-регрессионный анализ, SWOT-анализ, метод позиционирования возможностей и угроз, методы целепола-гания, а также методы оценки конкурентоспособности, можно четко сформулировать перспективные направления стратегического развития компании.
Кроме того, целесообразно предложить комбинированные пути решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятия на региональном рынке для разработки и внедрения маркетинговой стратегии. Также можно задействовать достижения синергетического эффекта от применения финансового и стратегического анализа в практике деятельности отечественных субъектов бизнеса на основе использования как российского, так и зарубежного опыта реализации функций управления и осуществления предпринимательской деятельности.
Список литературы:
1. Григорьев М.Н. Маркетинг: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 286 с.
2. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы. - М.: Норма, 2014.
- 249 с.
3. Романенкова О.Н. Маркетинг: теория и практика: учебник для бакалавров. -М.: Юрайт, 2013. - 311 с.
4. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: учебник / под ред. Л.Б. Герцвольф.
- М.: ИНФРА-М, 2012. - 238 с.
6
№ 3 (43) - 2015