Научная статья на тему 'Управление технологическим развитием предприятия на основе концепции ядра бизнеса'

Управление технологическим развитием предприятия на основе концепции ядра бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЯДРО / БИЗНЕС / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова А.С.

В статье рассматривается проблема формирования научных оснований управления технологическим развитием предприятия в условиях инновационной экономики. Для решения проблемы предлагается использование концепции ядра бизнеса, методологический базис которой положен в основу модели стратегического управления технологическим развитием. Сделан вывод о перспективности разработки методического обеспечения стратегического анализа внешней и внутренней технологической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление технологическим развитием предприятия на основе концепции ядра бизнеса»

б(3S7) - 2014

Стратегия экономического развития Strategy ofeconomic devetopment

УДК 005.93

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ЯДРА БИЗНЕСА

COMPANY TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT MANAGEMENT BASED ON A CONCEPT OF THE BUSINESS CORE

Алла Сергеевна ИВАНОВА,

ассистент кафедры стратегии предприятий,

Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана, Украина E-mail: allaserg.ivanova@gmail.com

В статье рассматривается проблема формирования научных оснований управления технологическим развитием предприятия в условиях инновационной экономики. Для решения проблемы предлагается использование концепции ядра бизнеса, методологический базис которой положен в основу модели стратегического управления технологическим развитием. Сделан вывод о перспективности разработки методического обеспечения стратегического анализа внешней и внутренней технологической среды.

Ключевые слова: технология, развитие, стратегический менеджмент, ядро, бизнес, анализ.

Управление технологическим развитием предприятия в тех или иных аспектах изучается рядом научных дисциплин. Отметим различие традиционного понимания технологического или технико-технологического развития экономическими дисциплинами (экономика предприятия, управление производством) и трактовками в управленческих дисциплинах, в частности стратегическом менеджменте. С точки зрения управления производством это

Alla S. IVANOVA,

Assistant of the Department of Strategy of the Enterprises, Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman, Ukraine E-mail: allaserg.ivanova@gmail.com

In article the problem of formation of the scientific bases of management by technological development of the enterprise in the conditions of innovative economy is considered. For a solution use of the concept of a kernel of the business which methodological basis is the basis for model of strategic management by technological development is offered. The conclusion is drawn on prospects of development of a methodological support of the strategic analysis of the external and internal technological environment.

Keywords: technology, development, strategic management, kernel, business, analysis.

понятие отождествляется с процессами частичного или полного обновления, модернизации или замены парка производственного оборудования предприятия в связи с изменениями отдельных технологических процессов или замены технологии в целом. В такой трактовке объектом управления являются внутриор-ганизационные аспекты технологических изменений: длительность этапов жизненного цикла технологии, процессы перехода с одного этапа на другой, эконо-

мическое обоснование целесообразности замены устаревших технологий и производственного оборудования с точки зрения показателей окупаемости, производительности, рентабельности и пр. В науке сложившийся подход характерен для технологического менеджмента середины XX в., в арсенале которого разработан целый ряд формальных методов оценки технологического потенциала предприятия, управления качеством продукции и пр., успешно используемых для обоснования технологического выбора предприятия в условиях изменчивой, но все же прогнозируемой внешней среды.

Однако управленческие запросы предприятия в условиях инновационной экономики выходят за рамки методического инструментария экономики технологического развития. Ускоренность технологических изменений, распространение инноваций во все сферы функционирования предприятия, информационная прозрачность бизнеса обусловливают направление усилий высшего руководства современного предприятия на отыскание дополнительных источников инновационности и динамичности в целях формирования устойчивых конкурентных преимуществ. В этой связи особенно проблемным для руководства компании является определение целевого ориентира в выборе адекватного направления технологического развития, поэтому актуальной становится не только экономическая оценка технологического развития, но и обогащение управленческого арсенала компании научно обоснованными способами идентификации стратегически значимых технологий, способных составить прочный фундамент устойчивых конкурентных преимуществ. Объективная необходимость решения этих проблем фокусирует внимание исследователей на стратегических основаниях управления технологическим развитием предприятия. С конца XX в. в технологическом менеджменте формируется новое направление - стратегический подход, ключевой идеей которого является интеграция управления технологическим развитием в общий контур стратегического управления предприятием [1, 2].

Положения стратегического подхода в технологическом менеджменте разрабатывались в трудах зарубежных ученых Р. Фостера, Д. Форда, И. Ансоффа, Ж. Морана, Р. Сера, Е. Васконсельза, У. Соммерса, У. Вертера, Э. Бермана. Исследованиям в области построения системы управления технологическим развитием предприятия посвящены работы российских учених Г. Клейнера, Н. Фонш-

тейна, Б. Горохова, Н. Кругловой, О. Молчановой, а также украинских исследователей Л. Федуловой, Ю. Бажала, В. Осецкого, С. Захарина, В. Хаустова.

Обобщение основных идей стратегического подхода в технологическом менеджменте позволяет заключить, что целый ряд методологических проблем управления технологическим развитием в настоящее время остаются нерешенными. В частности не предложено подхода или способа, позволяющего придерживаться принципа стратегического соответствия в формулировке целей и направлений технологического развития, определения содержания процедур стратегического анализа применительно к внутренней и внешней технологической среде, а также формирования механизма обратной связи в реализации технологической стратегии предприятия. Парадоксально, но положения стратегического подхода в технологическом менеджменте не разрабатываются исследователями, чем, возможно, объясняется отсутствие зрелой методологической концепции стратегического управления технологическим развитием предприятия, в частности в условиях инновационной экономики. Исходя из сказанного, исследовательская задача (цель) статьи заключается в логическом оформлении методологических оснований стратегического подхода в управлении технологическим развитием предприятия.

Сформулированная исследовательская задача статьи обусловливает дальнейший поиск в направлении концептуальных оснований стратегического управления технологическим развитием предприятия. В этой связи обратимся к концепции ядра бизнеса, предложенной консультантами по стратегическому менеджменту К. Зуком и Дж. Алленом в качестве методологического базиса управления устойчивым развитием компании. Эта концепция разработана авторами как средство решения проблемы обеспечения устойчивого роста прибыльности и доходности компании в условиях жесткой конкуренции, когда все мыслимые резервы дифференциации конкурентных преимуществ объективно ограничены или же оказываются на грани исчерпания. Для обоснования применения концепции ядра бизнеса в управлении технологическим развитием предприятия рассмотрим ее ключевые положения.

В работе [3] К. Зук и Дж. Аллен исходят из представления о том, что в основе устойчивого развития предприятия пребывает сохранение компанией собственной целостности путем максимально эффективного использования ядра бизнеса. Ядро

бизнеса определяется авторами концепции как совокупность аспектов деятельности, в сфере которых предприятию удается сформировать и удерживать устойчивые конкурентные преимущества. Иначе говоря, ядро бизнеса - это набор продуктов, способностей, клиентов, каналов распределения и географических факторов, которые определяют то, чем является компания, или же то, чем она намеревается стать для обеспечения собственного устойчивого развития и экономического роста. В идентификации ядра своего бизнеса компании следует ориентироваться на источники устойчивых конкурентных преимуществ, составляющих платформу прибыльного роста. Целевой установкой стратегического менеджмента при этом считается формирование стратегии устойчивого развития, основывающейся на определении ядра бизнеса и привлечении ресурсов для его укрепления и эффективного использования. Контрольными индикаторами в определении стержневых видов деятельности предприятия предлагается считать показатели прибыльности и доходности. Соответственно направления, демонстрирующие устойчивый рост прибыльности и доходности, можно отнести к составляющим ядра бизнеса компании.

Отметим, что, по признанию самих авторов, подобное определение ядра бизнеса не следует считать достаточным для разработки четких методических ориентиров его дальнейшего применения. В работе

подчеркивается, что понимание ядра бизнеса каждой компанией может трактоваться по-своему, поскольку невозможно предложить единого шаблона для выведения формулы конкурентного успеха. Однако, опираясь на результаты эмпирических обобщений, К. Зук и Дж. Аллен предлагают рассматривать ядро бизнеса в определенных универсальных метриках (аспектах) деятельности предприятия, в которых чаще всего наблюдается наличие стратегических конкурентных преимуществ, обеспечивающих компании в целом устойчивый экономический рост. К указанным метрикам отнесены конечный продукт (или услуга) предприятия, стратегические нематериальные активы (т. е. та их часть, которая непосредственно отнесена компанией к преимущественно образующей), клиенты (потребители), каналы распределения и капитал компании. Авторское обобщение логики анализа ядра бизнеса в указанных метриках представлено на рис. 1.

Описываемая концепция, как упоминалось ранее, базисом устойчивого развития предприятия полагает сильное ядро бизнеса, следовательно, усилия стратегического менеджмента должны быть сосредоточены на решении этой задачи. Стратегическую активность менеджмента предприятия, направленную на обеспечение устойчивого развития посредством создания сильного ядра, автором предлагается описать в трех стратегиях, классифицируемых по характеру управленческих действий

Метрики идентификации ядра бизнеса

Продукт

Характеристики

продукта,

превосходящие

конкурентный

аналог.

Инновационные продукты (новые изделия, не предлагаемые конкурентами). Относительно низкие издержки производства

Нематериальные стратегические активы

Патентная защита

продукта или

технологии.

Преимущества

территориального

расположения.

Бренд.

Ключевые

компетенции.

Объекты

интеллектуальной собственности

Потребители

Сравнительно высокое качество продукта. Лояльность потребителей. Сравнительно лучшая информированность о потребительском поведении и ожиданиях. Позиционирование на новом

потребительском сегменте

Каналы распределения

Доминирование компании в традиционном канале

распределения. Партнерство с ведущими участниками канала

распределения. Контроль за изменениями в сети продвижения

Капитал

Сравнительно

высокая рыночная

стоимость

компании.

Инвестиционные

преимущества

Рис. 1. Идентификация ядра бизнеса предприятия в пяти метриках деятельности

относительно ядра бизнеса. Классификация стратегий представлена на рис. 2.

Следуя логике концепции ядра бизнеса, следует отметить, что ключевой методической проблемой его идентификации является понимание топ-менеджментом предприятия особенностей, образующих бизнес, иначе - областей формирования конкурентных преимуществ. В известных управленческой науке попытках обозначения основы долгосрочного финансового и рыночного бизнес-успеха имели место различные трактовки его составляющих. Например, американские авторы Г. Хэмел и К. К. Прахалад основой бизнеса считают ключевые компетенции, комбинация и рекомбинация которых позволяют компании создавать новые продукты и осваивать новые рынки, обеспечивая собственное устойчивое развитие [9]. Современные положения менеджмента знаний связывают долгосрочные конкурентные преимущества предприятия с капитализацией ресурса знания, позволяющей приобрести преимущества уникальности и инно-вационности [4, 6]. Общей чертой упомянутых подходов является убежденность авторов в том, что созданием ценности и стоимости компания обязана некой постоянной основе - знаниям, ключевым компетенциям, динамическим способностям или же соединению разноаспектных преимуществ, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть утрачены. Иными словами, центральная идея различных концепций бизнес-основы так или иначе восходит к общенаучному системному принципу управления развитием - сохранения целостности предприятия как системы, обусловливая таким образом взаимосвязь устойчивого развития с соблюдением топ-менеджментом именно этого принципа.

В этом смысле концепция ядра бизнеса может быть избрана общей методологической основой управления устойчивым развитием предприятия

Стратегия

Укрепление

Завоевание сильной позиции на рынке ядра бизнеса

Расширение

Расширение бизнеса в

смежные отрасли в целях укрепления его

Рис. 2. Классификация стратегий развития ядра бизнеса предприятия

вообще. При этом использование идеи ядра в стратегическом менеджменте предполагает в качестве генеральной стратегической цели компании обеспечение устойчивого экономического роста путем эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей.

В контексте исследования приоритетным является рассмотрение технологической составляющей ядра бизнеса. Априори в основе любого из возможных конкурентных преимуществ (см. рис. 1) пребывает та или иная технология их создания. Автор исходит из понимания технологии в широком смысле как первичного звена в формировании ядра бизнеса. Такая трактовка приводит к необходимости пересмотра классификационного признака, на основании которого в стратегическом менеджменте Д. Фордом предложено различать базовые и внешние технологии производства основного продукта [10]. В этой классификации рассматриваются элементы так называемого дерева технологий предприятия с точки зрения их отношения к основным и вспомогательным видам деятельности. Однако следование концепции ядра бизнеса предполагает несколько иной подход к определению технологической структуры предприятия. Рассматривается совокупность технологий предприятия как многоуровневая технологическая структура, составляющие которой пребывают в определенной взаимосвязи.

Декомпозицию технологической структуры предприятия автором предлагается осуществлять в трех взаимосвязанных контурах: контуре бизнес-ядра, контуре периферии и контуре перспективы [7]. В основе выделения трех контуров декомпозиции -временной критерий отношения технологий к конкурентным преимуществам и источникам экономического роста.

С точки зрения стратегического управления, объектами анализа технологической структуры

предприятия являются не только технологии настоящего временного горизонта, но и те, влияние которых на функционирование предприятия и его конкурентные позиции может проявиться в будущем. Более того, успех и эффективность использования технологий зависят от предвидения сколько

Модификация

Изменение ядра бизнеса как реакция на нестабильность отраслевой среды

нибудь отдаленных технологических изменений в отрасли, способных существенно повлиять на ранее названные показатели устойчивого экономического роста.

В технологической структуре предприятия контур ядра бизнеса составляют производственные, управленческие, информационные, организационные технологии, образующие фундамент всей совокупности разноаспектных конкурентных преимуществ (см. рис. 1). Именно эти технологии образуют так называемое технологическое ядро предприятия. Например, в основе преимущества экономии на издержках (продукт) - современные ресурсосберегающие или безотходные производственные технологии. Преимущества в лояльности потребителей и сравнительно высшем качестве обслуживания (стратегические нематериальные активы) базируются на новейших маркетинговых технологиях и пр.

Авторское понимание технологий ядра бизнеса предприятия представлено в таблице. Даже упрощенный избирательный подход к структурированию технологий ядра позволяет заметить, что объектом стратегического управления в этом смысле является пучок разного рода технологий, для данной компании составляющих основу текущих конкурентных преимуществ. Вместе с тем детальная классификация технологий ядра на основании меры их вовлеченности в сохранение текущих конкурен-

тных преимуществ является достаточно сложной теоретической задачей, поскольку каждое предприятие будет отличать определенный комплекс собственных технологий, отвечающий количеству и характеру его конкурентных преимуществ.

Рассматривая технологии ядра бизнеса в контексте управления конкурентными преимуществами, было бы логичным предположить, что их основными качественными характеристиками должны быть уникальность и защищенность от копирования. Однако известно, что технология сама по себе не исчерпывает понятия конкурентного преимущества, а лишь создает его технический фундамент. В структуре стратегического конкурентного преимущества решающая роль принадлежит не только и не столько технологии, сколько подвижному соединению технологии и стратегического мышления, ориентированному на формирование резерва конкурентных отличий предприятия. Особенно очевидным это представляется в условиях новой экономики: компании стремятся обрести моментальные конкурентные преимущества за счет инновационных технологических изменений.

В этом и состоит парадокс технологической конкуренции: с одной стороны, технология является основой конкурентных преимуществ, с другой - ее роль в создании конкурентного преимущества значительно умаляется возможностью копирования.

Технологии ядра бизнеса

Показатель Конкурентные преимущества Технологии

Продукт Превосходящие конкурентный аналог потребительские характеристики продукта Производственные технологии

Инновационные продукты (новые изделия, не предлагаемые конкурентами) Инновационные производственные и маркетинговые технологии

Относительно низкие издержки производства Производственные технологии оптимизации затрат

Нематериальные стратегические активы (способности) Объекты интеллектуальной собственности Технологии менеджмента знаний

Преимущества территориального расположения Технологии принятия управленческих решений

Ключевые компетенции Технологии менеджмента знаний организации

Потребители Сравнительно лучшая информированность о потребительском поведении и ожиданиях Информационные технологии (CRN-технологии)

Позиционирование на новом потребительском сегменте Маркетинговые технологии

Высокое качество обслуживания Технологии сервисного обслуживания

Каналы распределения Доминирование компании в традиционном канале распределения Технологии продаж

Партнерство с ведущими участниками канала распределения

Контроль за изменениями в сети продвижения

Капитал Сравнительно высокая рыночная стоимость компании Технологии финансового менеджмента

Инвестиционные преимущества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, к технологиям контура ядра бизнеса мы относим все виды функциональных технологий, на которых базируются устойчивые конкурентные преимущества и наисильнейшие позиции предприятия с точки зрения прибыльности и доходности.

Рассматривая технологическую структуру предприятия в контуре периферии, обратимся к упомянутой концепции ядра бизнеса К. Зука и Дж. Аллена. По их мнению, фокусирование на ядре бизнеса не означает отказа от дополнительного использования ключевых компетенций для его увеличения путем расширения деятельности или позиционирования в смежных сферах.

Расширение в смежные сферы в этом контексте может пониматься как постепенное продвижение компании в сегменты, родственные своему бизнесу, и создание, таким образом, новых возможностей использования сильного ядра в поиске дополнительных источников дохода.

Автором смежный бизнес рассматривается с точки зрения технологий, используемых для его реализации. В частности, компания может развивать смежные сферы деятельности на базе технологий ядра бизнеса, при полном или частичном их использовании. Вместе с тем для проникновения на новые рынки, в том числе и родственной продукции, компаниями могут использоваться специальные технологии продаж, а на основе собственных базовых технологических процессов разрабатываться новые производственные технологии. Таким образом, контур периферии объединяет часть технологической структуры предприятия, образующуюся комбинацией и рекомбинацией основных технологических компетенций, а также специальными дополнительными технологиями, составляющими основу конкурентных преимуществ в смежных сферах деятельности.

Контур перспективы в технологической структуре предприятия объединяет так называемые эмбриональные технологии, не используемые в нынешнем конкурентном окружении. К такого рода зарождающимся технологиям относим перспективные НИОКР и технологические проекты, ориентированные на создание новых продуктов и обеспечение будущих источников экономического роста предприятия. Эмбриональные технологии могут иметь высокий коммерческий потенциал и в будущем способствовать изменению нынешних технологий ядра бизнеса.

Декомпозиция технологической структуры предложенным способом рассматривается автором как методический элемент, определенным образом

дополняющий методологию управления развитием предприятия на основаниях концепции ядра бизнеса. При этом технологическая структура предприятия интерпретируется как образование организационного характера, качественные изменения которого подчинены главной цели стратегического управления - созданию конкурентных преимуществ. Идентификация технологической структуры в трех контурах (сегодняшнего дня и перспективы) позволяет осмыслить сущность технологического развития предприятия в стратегическом контексте и заключить, что его цели, содержание, внутренние закономерности пребывают во взаимосвязи с общей стратегией развития ядра бизнеса. Иными словами, дополненная методом декомпозиции технологической структуры концепция ядра бизнеса может быть положена в основу модели стратегического управления технологическим развитием предприятия. В дальнейшем будем исходить из того, что упомянутая модель, кроме базирования на методологических основаниях дополненной концепции ядра бизнеса, воплощает принцип стратегического соответствия целей технологического развития предприятия, следование которым, собственно, позволяет отличать стратегический подход в управлении технологическим развитием от положений технологического менеджмента в управлении производством.

Принимая во внимание классические положения стратегического менеджмента [5], а также рассмотренные основы концепции ядра бизнеса, формализуем понимание ключевых идей стратегического подхода в управлении технологическим развитием предприятия [8].

1. Стратегически ориентированное управление технологическим развитием предприятия характеризуется включением в стратегический процесс процедуры разработки стратегии технологического развития, что обусловливает согласованность общей и технологической стратегий компании.

2. Генеральной целью стратегии технологического развития является создание устойчивой технологической основы для долгосрочных конкурентных преимуществ.

3. Процедура разработки технологической стратегии может и должна быть формализована соответственно логике классической стратегической последовательности:

- установление связи с миссией предприятия;

- достижение соответствия стратегическим целям предприятия;

- стратегический анализ внешней и внутренней технологической среды предприятия в нынешнем и будущем временном горизонте;

- технологический выбор;

- анализ портфеля технологических альтернатив;

- согласование технологической и ресурсных стратегий;

- реализация, контроль и оценка результатов.

Схематически концептуальная модель стратегического управления технологическим развитием предприятия представлена на рис. 3. Для наглядного представления сущности предложенной модели основные управленческие процедуры на рисунке

представлены соответственно семи последовательным взаимосвязанным этапам.

Следуя логике представленной модели (см. рис. 3) отметим, что последовательность управленческих процедур осуществляется с учетом принципа обратной связи. Этап реализации, оценки и контроля предполагает возможность корректирования стратегических целей технологического развития, поскольку нельзя исключать вероятности погрешности в выборе наилучшей технологической альтернативы.

Рассмотренная модель управления технологическим развитием предприятия не претендует на окончательную формализацию содержания

I этап Идентификация ядра бизнеса (сферы создания ценности): - продукты; - потребители; - каналы; - капитал; - нематериальные активы

II этап Формулирование стратегии развития ядра бизнеса: укрепление, расширение, модификация

III этап Технологические ориентиры (цели и показатели технологического развития)

IV этап Стратегический анализ технологической среды предприятия Стратегический анализ внутренней технологической среды: 1) декомпозиция технологической структуры: - контур ядра бизнеса (технологическое ядро предприятия); - контур периферии (технологии смежной деятельности; - контур перспективы (зарождающиеся технологии); 2) технологический аудит

Стратегический анализ внешней технологической среды: 1) нынешний горизонт: мониторинг отраслевых технологий; 2) будущий горизонт: предвидение отраслевых технологических изменений

V этап Выбор технологической стратегии: - лидирование; - копирование; - стабилизация; - технологический прорыв; - перманентные изменения

VI этап

Формирование портфеля технологических альтернатив (комплекс проектов, составляющих избранное направление технологического развития)

VII этап

Согласование технологической и ресурсной стратегий

Рис. 3. Концептуальная модель стратегического управления технологическим развитием предприятия

выделенных управленческих процедур, однако дает системное представление о методологических основаниях технологического выбора предприятия в условиях инновационной экономики.

Возвращаясь к исследовательской задаче статьи, следует заключить, что ключевой идеей методологии стратегического подхода в управлении технологическим развитием является принцип приоритетности формирования устойчивых конку -

Список литературы

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент технологии // Технологическая фирма: менеджмент и маркетинг / сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн. М. : ЗелО, 1997. 352 с.

2. Вертер У., Берман Э., Васконсельеэ Э. Будущее технологического менеджмента // Технологическая фирма: менеджмент и маркетинг / сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн. М.: ЗелО, 1997. 352 с.

3. ЗукК., АлленДж. Стратегии роста компании в эпоху нестабильности / пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. 192 с.

4. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.

5. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситу-

List of references

1. AnsoffI. Strategichesky Technology Management, Technological firm: management and marketing [Strate-gicheskii menedzhment tekhnologii, Tekhnologicheskaia firma: menedzhment i marketing], sost. and general edition N. M. Fonshtein, Moscow, ZelO, 1997, 352 p.

2. Werther W, Berman E, Vaskonselee E. Future of technological management, Technological firm: management and marketing [Budushchee tekhnolog-icheskogo menedzhmenta, Tekhnologicheskaia firma: menedzhment i marketing], sost. and general edition N. M. Fonshtein, Moscow, ZelO, 1997, 352 p.

3. ZookK., Allen J. The Company Growth Strategies in the Era of Instability [Strategii rosta kompanii v epokhu nestabil'nosti], trans. from English, Moscow, Vil'iams, 2007, 192 p.

4. Nonaka I., Takeuchi H. Company is a Knowledge Creator. Origin and Development of Innovation in Japanese Firms [Kompaniia - sozdatel' znaniia. Zarozhdenie i razvitie innovatsii v iaponskikh firmakh], Moscow, Olimp-Biznes, 2011, 384 p.

рентных преимуществ в определении доминантной технологической стратегии предприятия, соответствующей как внутреннему технологическому потенциалу, так и вызовам стремительных технологических инноваций в отрасли. Перспективным направлением дальнейшего научного поиска видится разработка адекватного методического аппарата стратегического анализа внутренней и внешней технологических сред предприятия.

ации для анализа / пер. с англ. М.: Вильямс, 2006. 928 с.

6. Управление знаниями в корпорациях: учеб. пособие / Б. З. Мильнер, З. П. Румянцева, В. Г. Смирнова, А. В. Блинникова / под ред. проф. Б. З. Мильнера. М.: Дело, 2006. 304 с.

7. 1ванова А. С. Декомпозищя технолопчно! структури шдприемства як основи конкурентних переваг // Агросвгг. 2013. № 11. С. 38-41.

8. 1ванова А. С. Послщовшсть формування стратеги технолопчного розвитку шдприемства // 1нвес-тицп: практика та досвщ. 2013. № 8. С. 81-83.

9. Prahalad C. K., Hamel G. The core competence of the corporation // Harvard Business Review. 1990. Vol. 68. P. 79-91.

10. Ford D. Develop your technology strategy // Long range planning. Oxford, 1988. Vol. 21, № 5. Р. 85-95.

5. Thompson Jr. Arthur A., Strickland A. J. Strategic Management. Concepts and situations for analysis [Strategicheskii menedzhment. Kontseptsii i situatsii dlia analiza], trans. from English, Moscow, Vil'iams, 2006, 928 p.

6. Knowledge management in corporations [Up-ravlenie znaniiami v korporatsiiakh]: textbook, B. Z. Milner, Z. P Rumyantseva, V. G Smirnova, A. V Blin-nikova, ed. prof. B. Z. Milner. Moscow, Delo, 304 p.

7. Ivanova A. S. Decomposition of the enterprise technological structure as basis of competitive advantages, Agrosvit, 2013, no. 11, pp. 38-41.

8. Ivanova A. S. 2013. Sequence of the enterprise technological development strategy forming, Investments: Practice and Experience, 2013, no. 8, pp. 81-83.

9. Prahalad C. K., Hamel G., 1990. The core competence of the corporation, Harvard Business Review, vol. 68, pp. 79-91;

10. Ford D. 1988. Develop your technology strategy, Long range planning. Oxford, vol. 21, no 5. pp. 85-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.