Научная статья на тему 'Особенности среды стратегического планирования коммуникаций предприятий машиностроения'

Особенности среды стратегического планирования коммуникаций предприятий машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЛИТИКА / МАРКЕТИНГОВОЕ МЫШЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / COMMUNICATION POLICY / MARKETING THINKING / STRATEGIC PLANNING / INDUSTRIAL MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Налбатов И. И.

В статье обосновывается цель исследования иметодологическая сущность стратегического планирования коммуникативной политики фирмы в рыночных условиях, дан анализ построения коммуникационных систем в российском машиностроении,анализ зарубежного опыта в сфере промышленного маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ENVIRONMENT FOR STRATEGIC PLANNING OF COMMUNICATIONS ENGINEERING ENTERPRISES

The article explains the purpose of research and methodological essence of strategic planning communication policy of the firm in a market environment, an analysis of the construction of communications systems in the Russian machine-building, an analysis of international experience in industrial marketing.

Текст научной работы на тему «Особенности среды стратегического планирования коммуникаций предприятий машиностроения»

Сложность формирования инвестиционной стратегии заключается еще в том, что она должна учитывать направления инновационной политики как на предприятии, так и в отрасли, причем не просто им соответствовать, но и несколько их опережать.

В качестве своего «выхода» инвестиционная стратегия имеет варианты обновления производственного аппарата. Однако эти варианты не являются целью антикризисного и стратегического планирования на предприятии. В связи с этим данный алгоритм необходимо заканчивать исследованием изменения состояния хозяйственного комплекса на рынке, его конкурентного статуса, в том числе и с использованием производственно-коммерческих показателей деятельности предприятия.

Определение конкурентного статуса предприятия на рынке —

это особая задача, требующая отдельного исследования. Не вдаваясь в нее детально, тем не менее, следует отметить, что для характеристики такого статуса необходимо изучить ряд показателей. Они должны отражать как внутреннее его состояние (имеющиеся ресурсы и эффективность их использования), так и положение на рынке.

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Спб. Питер, 1999.

2. Белякова Е.А., Гусев И.Б. Стратегическое управление затратами// Современное управление - 2005.- №7.-С. 15-29.

3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. - М.: Дека, 2004.

ОСОБЕННОСТИ СРЕДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Налбатов И.И., доцент кафедры экономики Института рыночной экономики социальной политики и права

В статье обосновывается цель исследования иметодологическая сущностьстратегического планирования коммуникативной политики фирмы в рыночных условиях, дан анализ построения коммуникационных систем в российском машиностроении,анализ зарубежного опыта в сфере промышленного маркетинга.

Ключевые слова: коммуникативная политика; маркетинговое мышления;стратегическое планирование;промышленный маркетинг.

FEATURES OF THE ENVIRONMENT FOR STRATEGIC PLANNING OF COMMUNICATIONS ENGINEERING ENTERPRISES

Nalbatov I., Associate Professor of Economics Institute for Market Economics of Social Policy and Law

The article explains the purpose of research and methodological essence of strategic planning communication policy of the firm in a market environment, an analysis of the construction of communications systems in the Russian machine-building, an analysis of international experience in industrial marketing.

Keywords: communication policy, marketing thinking, strategic planning, industrial marketing.

Функционирование маркетинговых систем в предпринимательской деятельности российских предприятий все большее значение приобретает процессстратегического планирования связей с возрастающим количеством субъектов рыночной среды и усложнением хозяйственных отношений.

«Стратегический план создается для того, что бы помочь компании использовать в своих интересах возможности в постоянно изменяющейся среде. Этот процесс установления и сохранения стратегического соответствия между целями и возможностями компании, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка - с другой»1 .Соответственно, стратегическое планирование представляет собой формулирование целей, прежде всего в виде конечных результатов, и стратегий для их достижения. «Стратегический маркетинг позволяет даже при самом динамичном изменении маркетинговой среды понять характер и причины изменений, вывить тенденции их развития, осуществить моделирование развития рыночных ситуации, выбрать перспективные цели развития предприятия... 2. Соответственно, стратегия подразумевает определенный план действий, составленный с учетом определенных целей и задач. В рамках данной статьи, под целью будет пониматься некое направление действий или общее описание желаемого результата, а под задачей - цель, но выраженная более конкретно и привязанная ко времени.

Большинство из цитируемых авторов считают, что одной из ключевых характеристик стратегического планирования является его ориентация на длительную перспективу, характеризуемую длительностью временного промежутка в обозримом будущем. Подобная длительная перспектива в наибольшей степени сопряжена с повышенной непредсказуемостью существенных факторов маркетинговой среды фирмы, ввиду этого в стратегическом планировании существенное развитие получило индикативное планирование. Помимо стратегического также обычно выделяется среднесрочный период планирования, который часто признается как типичный период планирования, и характеризуется определением конкретных значений отдельных компонентов стратегии. Соответ-

ственно, стратегическое планирование коммуникационной политики сопряжено с долгосрочным планированием на срок от одного года и характеризуется набором соответствующих коммуникационных целей, стоящих перед фирмой, а также средств их достижения, при этом постановка данных целей, по преимуществу, носит индикативный характер. С целью обоснования методологической сущности стратегического планирования коммуникационной политики фирмы представляется необходимым:

1. Во-первых, определить характеристики и основные тенденции развития социально-экономической среды, на которую будет ориентировано и в которойбудет осуществляться соответствующее планирование, обратив особое внимание при этом на влияние указанных изменений на предпринимательскую деятельность, в аспекте изменения значения коммуникаций в данной деятельности.

2. Во-вторых, выявить основные элементы коммуникационного взаимодействия и основные взаимосвязи между этими элементами, а также их отношения к рыночной среде в которой осуществляется подобное взаимодействие. Соответственно представляется необходимым рассмотреть сформированные в различных областях знаний модели коммуникаций.

3. В-третьих, дать общую характеристику дефиниции «коммуникация», заявить место данного исследования в изучении этого фундаментального общенаучного понятия, определить свойства данного понятия, способствующие раскрытию темы данного исследования.

4. В-четвертых, обосновать классификацию коммуникаций фирмы. С этой целью определить наличие, особенности и сопод-чиненность элементов коммуникационного воздействия в рамках предпринимательской деятельности.

Обосновывая цель исследования стратегического планирования коммуникативной политики фирмы в рыночных условиях, необходимо определить параметры и основные тенденции развития среды, в которой будет осуществляться соответствующее планиро-

1 Ф. Котлер, Г. Армстронг и др. Основы маркетинга. - СПб.; Питер, 2011. - С. 98

В конце ХХ века в экономической науке утвердилось понимание происходящих в наиболее развитых странах мира хозяйствен-ныхпроцессов и вызываемых ими перемен как провозвестников качественно нового этапа развития экономики. К настоящему времени выдвинуто немало оригинальных маркетинговых концепций, которые обобщают фундаментальные закономерности хозяйственного развития и на этой основе делаются попытки разработать и предложить бизнесу новые подходы. Ряд авторов, стремясь привлечь внимание к своим построениям, сосредоточивают свое научное внимание на самых новейших явлениях в сферах производства и потребления, науки и технологии, маркетингового инструментария, коммуникаций, организационных структур управления. Одной из наиболее распространенных и общезначимых стала концепция корпоративных коммуникаций, наиболее эффективных для крупных промышленных предприятий.

Современный этап развития и функционирования промышленных предприятий характеризуется поиском новых возможностей использования за счет модификации и усиления корпоративных коммуникаций, что создает для них возможности расширения рыночно-сбытовых возможностей, охвата новых географических и потребительских групп клиентов. В управленческом высшем звене многих предприятий машиностроительного комплекса России распространяется мнение о необходимости построения эффективных коммуникационных систем, в результате чего происходит увеличение активов фирмы и как следствие рост капитализации предприятий. Корпоративные коммуникации в условиях информационноинновационной экономики приобретают принципиально новую функцию - информационную составляющую, т. е. обеспечение продвижения промышленной продукции на адресные рынки за счет улучшения качества информированности реальных и потенциальных клиентов об ассортименте и номенклатуре выпускаемого оборудования, его технических и коммерческих параметрах.

Спецификой российского машиностроительного комплекса является преобладание крупных промышленных предприятий, связанных кооперационными и технологическими связями, сложившимися еще в условиях централизованно управляемой экономики. Все коммуникационные связи между ними с одной стороны и различными группами с другой стороны характеризуются отношениями прошлого разделения труда, подетальной и поузловой специализацией и кооперированием. Проведенные исследования на машиностроительных предприятиях Свердловской и Пензенской областей позволяют сделать выводы о том, что их высший менеджмент главные вопросы развития предприятий связывает уже не столько с новыми технологиями и качеством продукции, но с комплексным использованием маркетинговогоинструментария, формированием эффективных систем корпоративных коммуникационных стратегий. Однако практическая реализация руководством заводов указанной ориентации пока еще находится в стадии освоения и большинство менеджеров, ответственных за коммуникативную стратегию, бессистемно осуществляют практику коммуникативных связей, что делает затраты малоэффективными и подрывает к коммуникационным стратегиям доверие руководства предприятий.

Здесь было уместным дать анализ зарубежного опыта комму-никативистики и проектирования систем коммуникационных связей в сфере промышленного маркетинга.

Концепция технократического маркетинга в системе коммуникационных связей, которая нацелена на информирование, передачу данных, сообщений при отсутствии обратной связи с адресантом (потребителем). Данная теория, сторонниками которой являются Дж. Гелбрайт, Д.Белл, распространена в экономических сис-

темах слаборазвитых стран или в формирующихся экономиках, к каковым относится национальное хозяйство России. Анализ построения коммуникационных систем в российском машиностроении подтверждает данный тезис: эффективность деятельности большинства национальных промышленных компаний оценивается по показателю частоты рекламных обращений, количеству информации для клиентов, объемам прямых обращений («директ мейл») и т.п. Для современного информационного общества подобный стиль и схема коммуникации промышленного предприятия следует признать неприемлемой, поскольку она по определению консервативна и анахронична.

Концепция интерактивной коммуникации (Г.Блумер, Ж.П. Бодуан, Э.Холл) 3 рассматривает потребителя как равноправного партнера, получателя фирменной информации, с которым нужен постоянный и систематический диалог. Недостатком данной теории является отсутствие применительно практики к сфере промышленного маркетинга; она в большей степени ориентирует маркетологов на разработку систем коммуникации в сфере продвижения потребительских товаров и услуг. Здесь уместно высказать исследовательскую точку зрения о том, что интерактивная система организации коммуникативных связей в большей степени приемлема к области деятельности машиностроительных предприятий. Это связано с необходимостью создания и поддержания более тесных контактов с потребителями сложного оборудования, установок и машин, поскольку постоянные контакты, консультирование, изучение мнения реальных и потенциальных потребителей на рынке промышленных товаров необходимо по определению.

Теоретико-методологических подходов и вариаций разработки коммуникационных стратегий в современной зарубежной и отечественной науке выработано много, однако прикладных исследований по конкретным схемам корпоративных коммуникаций промышленных предприятий и в частности производств машиностроительной продукции все еще недостаточно. По оценке некоторых исследователей «...практика и теория корпоративных коммуникаций, поиск основных составляющих этого вида общественных отношений остается за рамками большинства исследований»4.

При формировании коммуникации как функции управления следует учесть ряд моментов, отличительных от классической матрицы (взаимодействие внешней и внутренней среды предприятия). Анализ многообразия институциональных факторов в процессе функционирования машиностроительных предприятий требует расширительного толкования всех составляющих корпоративной коммуникации: информационная, координационная, целевая, элемент взаимосвязи с другими организациями и некоторые другие связи и взаимоотношения. Другими словами предпринимательская структура из сферы крупного промышленного производства должна быть нацелена на разработку и проведение в жизнь эффективных и гибких схем и алгоритмов коммуникации. При этом формы такого взаимодействия должны отличаться широким диапазоном: информирование о номенклатуре и ассортименте продукции, позиционирование различных технологических инноваций, установление устойчивых отношений с новыми клиентурными группами, лоббирование интересов промышленного предприятия в органах государственной власти, влияние на деятельность законодательных органов в стране и регионе.

Анализ статистики расходов российских и зарубежных промышленных предприятий 5 позволяет сделать вывод о достаточно высокой затратности проектирования и создания коммуникационных систем, что в принципе типично для крупномасштабного производства. Здесь отмечается прямая зависимость между масштаба-

2 Гавриленко Н.И. Роль и место маркетингового управления в работе с хозяйствующими субъектами//Менеджмент в России и за рубежом, 2009, № 1. - С. 44.

3 Бодуан Ж.П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство .- М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2001.- С. 117.

4 Бельских И.Е. Корпоративные коммуникации промышленного предприятия: в поисках эффективной национальной стратегии// Маркетинг в России и за рубежом, №5, 2009.- С.-26.

5 Опрос проводился на машиностроительных предприятиях Пензенской области (ОАО «Дизельный завод», ОАО «Компрессорный завод», «Химмаш»).

6 Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация. - СПб.: Лениздат: СЕУРгєбб, 1996.- С. 51.

7 Материалы отчетов деятельности предприятий за 1 -е полугодие 2009 г.

8 Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области в 2005 г. - Екатеринбург, Минэкономики и труда Свердловской области, 2006 г; Анисимов В.П. Российские регионы как субъекты промышленной политики // Российский экономический журнал, 2010, №7-8.- С. 42.

ми производства и высокой стоимостью коммуникационных корпоративных схем. Можно согласиться с оценками некоторых исследователей, относящих эти затраты к «издержкам взаимодействия» 6. Вместе с тем противоположным критерием корпоративной системы коммуникации является высокая экономическая эффективность инвестиций на коммуникативную политику предприятия. Анализ материалов отчетов производственных объединений машиностроения г. Пензы дает следующую статистику: увеличение объема продаж на указанных предприятиях в течение первого полугодия 2009 года составило от 4 до 7,% («ОАО Дизельный завод» - 3,2%, ОАО «Химмаш» - 5,9%, ОАО «Компрессорный завод» - 6,9%) 7. Указанная тенденция сохранилась в течение второй половины 2009 года. Кроме этого отмечено повышение лояльности к марке продукции заводов, установление более стабильных экономических связей с поставщиками комплектующих изделий и основными потребителями производимой продукции. В принципе эта ситуация подтверждает международную практику маркетинговой деятельности промышленных предприятий. По свидетельству П. Дойла нематериальные активы промышленных фирм в стоимостном выражении начинают превышать производственные и иные активы фирм. В нашем примере можно высказать тезис о влиянии эффективной коммуникационной политики, являющейся нематериальным активом по своему сущностному содержанию, на повышение акционерной стоимости предприятий.

В отличие от сырьевых отраслей и производств первичной переработки, где не требуется особо сложной коммуникации, машиностроительный комплекс образует специфический сектор в национальном хозяйстве и соответственно здесь не очень высокоэффективны массовые коммуникации. Скореевсего разработка и реализация корпоративных коммуникационных систем здесь должна быть в большей степени индивидуализирована с учетом требований сег-

ментов рынка: тяжелое и легкое машиностроение, станкостроение, приборостроение, комплектное оборудование, индивидуальные заказы и т.п. Кроме этого следует учитывать сложность каналов распределения промышленной продукции, отраслевое позиционирование предприятия, его территориальной расположение, ориентация на поставщиков и потребителей.

В процессе изучения отраслевой статистики машиностроительного комплекса Урала (на примере Свердловской области) проблемы коммуникативных отношений решается на уровне регионального управления. В частности, это установлено при анализе «Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области до 2015 г.», которая утверждена в 2002 г. В ее содержательной части определена структурная модернизация промышленности региона в пользу сугубо инновационно - и социально-ориентированных отраслей. Авторы «Схемы» «... одновременно подчеркивают долговременную базисную роль технологически обновляемых металлургического и машиностроительного комплексов, а также отмечают (что крайне важно) количественные рубежи изменения отраслевой структуры промышленности» Еще до появления Схемы областным правительством была принята «Концепция промышленной политики Свердловской области», где отражены результаты анализа предшествующего этапа развития и состояния региональной промышленности. Сформулированы цели и задачи региональной промышленной политики» 8.

Основной проблемой при разработке корпоративной коммуникационной политики промышленного предприятия является выбор оптимальной и эффективной матрицы построения, построенной на принципах сочетания коммуникаций внутренней и внешней среды. Проблематика внутреннего взаимодействия является ахиллесовой пятой крупных промышленных предприятий. В свое время в компании «Крайслер» известный американский менеджер Ли Якок-

Схема 1. Система коммуникативных связей современногомашиностроительного предприятия.

ка разрешил противоречия между маркетинговым и производственными подразделениями, между конструкторскими бюро и производящими подразделениями методом совершенствования организационной структуры управления, решения кадровых перестановок. Зарубежный опыт прошлого позволяет утверждать, что в современных условиях управление на основе комплексного характера использования маркетингового инструментария следует реализовывать с использованием новых подходов к организации бизнеса. Речь идет о внедрении в менеджерскую практику промышленных (машиностроительных) предприятий России следующих направлений и действий: конструирование гибких организационных структур управления, выработка персоналом маркетингового мышления, внедрение культуры управления, аттестация рабочих мест и постоянный маркетинговый аудит. В любом случае издержки на разработку и реализацию корпоративной коммуникации приводят к росту нематериальных активов предприятия, ускоряют бизнес-процессы, ускоряют финансовые потоки и доходы предприятия. Вся схема указанных связей и взаимоотношений в формализованном виде она может выглядеть следующим образом.

В качестве некоторого отступления здесь следует упомянуть о своеобразии реализации корпоративной коммуникации промышленного предприятия в существующих условиях российской бизнес-среды. Она должна быть ориентирована на обстоятельства, связанные со вступлением России в ВТО. Крупные международные монополии станут серьезными конкурентами российских продуцентов машиностроительной продукции не только в области технологической, производственной, финансовой, но и главным образом в маркетинге. Выдержать это соперничество российским предприятиям машиностроения возможно лишь на путях разработки и конструирования совершенных коммуникационных систем связи с рынком, региональной административной элитой, социализацией собственной стратегии, связями с формальными и неформальными институтами российского общества. Логика этого процесса может быть следующим образом: в российских условиях динамично меняющейся ситуации внешняя среда становится определяющим требованием разработки эффективных (конкурентоспособных) коммуникационных систем; под них подстраивается внутренняя система коммуникаций фирмы, которая в существенной степени зависит от креативности высшего менеджмента, его маркетингового мышления, корпоративных традиций. Усиление коммуникационной активности промышленных компаний сферы машиностроения решает не только производственно-сбытовую проблему конкретной фирмы, оно формирует новую систему отношений и взаимодействия продуцентов и потребителей, решая при этом информационные, социальные и политические задачи. Последнее чрезвычайно важно для прорыва российской продукции машиностроения на мировые рынки параллельно с сырьевыми товарами.

В процессе разработки коммуникативной политики предприятия машиностроительного комплекса должны придавать значение установлению устойчивых связей с поставщиками комплектующих изделий, причем это эффективно с использованием достоинств маркетинга взаимодействия. Реалии современного этапа экономического развития промышленных предприятий вынуждают высший менеджмент пересматривать сложившиеся принципы управления, смещая акценты на коммуникативную сферу, поскольку стабильность основных финансово-экономических показателей предприятия все в большей степени зависит не от обеспечения собственной технологической независимости, а от стабильности технологической и маркетинговой взаимосвязи. При этом формируется система коммуникаций с другими фирмами, поставщиками, посредниками и даже конкурентами, которая основана на единой цепочке ценностей: стабильность связей, обеспечение выгод каждому участнику коммуникации, ускорение товародвижения по каналам, взаимного предоставления гарантий. В практике взаимосвязей машиностроительных предприятий уже сложились некоторые зарекомендовавшие себя на положительно системы: вертикально интегрированные корпоративные структуры, сотрудничество независимых рыночных субъектов в оптимальных промышленных сетях и системах. Недостатком первых является «жесткость» отношений, наличие договорных соглашений и определенной (не всегда эффективной с точки зрения маркетинга) иерархической системой подчиненности. По-нашему мнению, более оптимальной и экономически эффективной является сетевая организация бизнеса, что обусловливается

рядом ее преимуществ, столь необходимых технологически и организационно сложному сектору, каковым является машиностроение: гибкость связей, сохранение производственной и технологической независимости, горизонтальная сеть принципиально равных по правовому положению партнеров, наличие партнерских отношений между предприятиями с различными ресурсами, объединение которых позволяет достичь кумулятивного хозяйственного эффекта.

Основным критерием эффективности сетевых организаций должна быть оптимальность элементов и отношений.В основу сетевой системы промышленного (машиностроительного) предприятия должна быть положена концепция маркетинга взаимодействия - « .концепции предпринимательской деятельности, ориентированной на охват всех ресурсов и видов деятельности в процессе организации, планирования и управления долгосрочными коммуникациями (отношениями) предприятия с его основными бизнес-партнерами на каждой стадии жизненного цикла товара, за счет чего достигается наиболее полное удовлетворение всех субъектов рынка» 9. В цитируемом определении неполно представлен аспект отношений касательно машиностроительных предприятий со своей спецификой, подетальной и поузловой специализацией, кооперацией и связями с поставщиками комплектующих изделий. Более того, нераскрытой остается область взаимоотношений с партерами в процессе движения готовой продукции по стадиям жизненного цикла товара. В этом плане здесь было бы уместным дополнить концепцию маркетингового взаимодействия некоторыми замечаниями методологического характера, характерными для сектора машиностроения.

Во-первых, с учетом избранного автором воспроизводственного подхода для характеристики маркетингового обеспечения предпринимательской деятельности следует подчеркнуть изменение функции стадии обмена. Если в рамках традиционного маркетинга обмен выступает лишь как промежуточный этап продвижения товара к конечному потребителю, то в новых условиях стадия обмена служит средством проверки затрат производителя и посредника, т.е. всего того, что относится к разряду транзакционных издержек. Долгосрочные взаимоотношения производителей машиностроительной продукции и оптовых фирм по сбыту, устойчивые повторные сделки создают условия для обмена информацией, интеллектуальным продуктом, инновациями - всем тем, что снижает указанные выше издержки, а стало быть, ведет к экономии материальных ресурсов и повышению эффективности субъектов отношений.

Во-вторых, потребности современной инновационной экономики диктуют необходимость координации усилий всех участников сети, поскольку маркетинговое обеспечение бизнеса предполагает проведение соответствующих акций уже на стадии возникновения идеи нового товара, комплекса, типа оборудования. В процессе разработки концепции нового товара, его разработки и постановки серийного производства должны участвовать все партнеры в сети взаимодействия: поставщики сырья, комплектующих изделий, сервисные фирмы, посредники по сбыту, консалтинговые, рекламные фирмы и прочие участники промышленных сетей. Практически все они могут и должны участвовать в решении задач производства, сбыта, возможной модификации базовой модели и продлении ее жизненного цикла на участках с наибольшим объемом сбыта.

В-третьих, специфика коммуникационного взаимодействия в машиностроительном комплексе диктует необходимость пересмотра сложившейся практики взаимоотношений и более строгой градации партнеров (поставщиков) по поставкам комплектующих изделий. В предшествующем периоде преобладание поставщиков комплектующих изделий и узлов с заданными характеристиками и общепринятыми техническими условиями ГОСТов в новых условиях инновационной экономики должно смениться иными формами взаимодействия со стратегическими партнерами, которые обеспечивают поставки новых технологий, материализованных в комплектующих изделиях и создающих дополнительную ценность для потребителя, а в конечном итоге экономическую выгоду для предприятия. В этом отношении можно принять нашедшую распространение в современной маркетинговой науке точку зрения отдельных исследователей дифференциации поставщиков комплектующих изделий на две группы: простые и стратегические поставщики.

Приведенную схему альянса между производителем конечной продукции, машин и оборудования и поставщиками комплектующих изделий следует дополнить одним существенным замечанием. Простые посредники также могут участвовать наравне со стратегичес-

9 Багиев Г.Л, Тарасевич В.М. Анн Х. Маркетинг.- М.: Изд-во «Экономика», 2001.- С. 698.

Дифференциация поставщиков предприятия

Простые поставщики Стратегические поставщики

Тип закупок Фазы закупок Закупка для решения новой задачи Повторная закупка с изменениями Повторная закупка без изменений

Ожидание или осознание потребности и общее решение проблемы да Возможно Нет

Определение характеристик и количества необходимого товара да Возможно Нет

Описание характеристик и количества необходимого товара Да Да Да

Поиск и определение квалификации потенциальных поставщиков Да Возможно Нет

Получение и анализ предложений Да Возможно Нет

Оценка предложений и выбор поставщика Да Возможно Нет

Выбор установившейся практики заказа Да Возможно Нет

Обратная связь выполнения заказа и оценка Да Да Да

Схема 2. Дифференциация поставщиков комплектующих изделий на машиностроительном предприятии. Источник: Быкова Г.Н., Соколова Е.А. Выбор формы организации бизнеса с поставщиками комплектующих изделий//

Маркетинг в России и за рубежом, 2006, №5.- С. 58.

кими партнерами в решении инновационных задач, поскольку небольшим предприятиям-поставщикам также доступно решение некоторых инновационных задач на условиях рискового бизнеса.

При этом преимуществами подобных стратегических альянсов является необязательность институированныхэлементов и организационных структур, в то же время достаточно эффективны устные соглашения, координация совместной деятельности, доверительные отношения, реализация неполных контрактов.

Литература:

1. Ф. Котлер, Г. Армстронг и др. Основы маркетинга. - СПб.; Питер, 2011. - С. 98

2. Гавриленко Н.И. Роль и место маркетингового управления в работе с хозяйствующими субъектами// Менеджмент в России и за рубежом, 2009, № 1. - С. 44.

3. Бодуан Ж.П. Управление имиджем компании. Паблик ри-лейшнз: предмет и мастерство .- М.: Консалтинговая группа

«ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2001.- С. 117.

4. Бельских И.Е. Корпоративные коммуникации промышленного предприятия: в поисках эффективной национальной стратегии// Маркетинг в России и за рубежом, №5, 2009.- С.-26.

5. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация. - СПб.: Лениздат: CEV Press, 1996.- С. 51.

6. Материалы отчетов деятельности предприятий за 1 -е полугодие 2009 г.

7. Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области в 2005 г. - Екатеринбург, Минэкономики и труда Свердловской области, 2006 г;

8. Анисимов В.П. Российские регионы как субъекты промышленной политики // Российский экономический журнал, 2010, №78.- С. 42.

9. Багиев Г.Л, Тарасевич В.М. Анн Х. Маркетинг.- М.: Изд-во «Экономика», 2001.- С. 698.

КОМПЛЕКСНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Елизарьев М.Ю., аспирант Московского государственного университета путей сообщения

В статье рассмотрены вопросы модернизации системы транспортного обслуживания населения, основанной на внедрении комплексных инновационных проектов, являющихся интегральным механизмом повышения эффективности работы транспортного комплекса. Детально проанализирована роль государства, бизнеса и общества в реализации крупномасштабных транспортных проектов в крупных агломерациях.

Ключевые слова: комплексные инновационные проекты, транспортное обслуживание населения, государственно-частное партнёрство.

COMPLEX INNOVATION PROJECTS AS AN INTEGRAL MECHANISM FOR MODERNIZATION OF THE TRANSPORT SERVICE

Elizarev M., the post-graduate student, Moscow State University of Railway Transport

The article considers the modernization of transport services, based on the introduction of complex innovation projects, which are an integral mechanism for increasing the efficiency of the transport complex. Analyzed in detail the role of government, business and society at large-scale transportation projects in major metropolitan areas.

Keywords: complex innovation projects, public transport services, public-private partnership

Транспортный комплекс крупной агломерации — это сложная зей между ними. В этой связи применение отдельных механизмов система, модернизация которой требует сбалансированного комп- повышения эффективности организации транспортного обслужи-лексного подхода, ориентированного на качественное преобразо- вания не соответствует системному принципу и может привести к вание системы в целом через преобразование её элементов и свя- совершенно непредсказуемым последствиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.